Семинары по социологии. Учебнометодическое пособие содержит тесты входного контроля знаний (по обществознанию)
Скачать 1.04 Mb.
|
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА1. Объект, предмет, функции и методы социологии. Структура и уровни социологического знания 2. Система законов и закономерностей в социологии 3. Общественно-исторические и научные предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки 4. Социология в системе общественных наук 1. В повседневной жизни мы часто слышим утверждения следующего рода: «социологами установлено, что россияне в N-ое число раз меньше съедают гамбургеров, чем американцы…», или «социологи подсчитали, что женщина расходует N-ую сумму денег на губную помаду в год …», «по данным социологических исследований «жаворонки» плотнее завтракают, а «совы» любят обильный ужин…» и т. д.. Создается впечатление, что социологи считают, измеряют, сравнивают и… только. Забегая вперед, заметим, что не всякое исследование, претендующее на статус социологического исследования, на самом деле является таковым. Конкретное социологическое исследование – очень трудоемкий процесс, требующий профессиональной подготовки, временных и немалых финансовых затрат. Важно понимать, что «достоверные данные дает только такое социологическое исследование, которое строго опирается на социологическую науку» 1. Что за наука социология, кто такие социологи, каким образом и для чего проводятся социологические исследования? В результате изучения дисциплины студенты технического вуза должны получить об этом представление. Понятие «социология» происходит от латинского «societas» (общество) и греческого «logos» (учение) и буквально означает «наука об обществе», «обществоведение». Оно было введено французским философом О. Контом в 30-е годы XIX века. Науку характеризуют два понятия: объект исследования и предмет. Однако один и тот же объект может быть объектом исследования нескольких наук, но каждая из них исследует его сквозь призму собственного предмета. Поэтому особенность науки определяется не объектом, а предметом. Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. При этом важно понимать, что общество – не арифметическая сумма индивидов, как писал К. Маркс, а совокупность людей, находящихся в процессе взаимодействия. Социология изучает как общество в целом, так и отдельные его элементы. Ряд ученых, например, Ж.Т. Тощенко, считают, что объектом изучения социологии является гражданское общество как «совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценнностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной» 2. Позиция Ж.Т. Тощенко объясняется пониманием того, что только гражданин, член буржуазного общества, имеет права и может быть деятельным субъектом в процесссе жизнедеятельности общества. На ранних стадиях развития общества, в докапиталистическую эру человек не мог быть реальным участником историчексого процесса. Можно согласиться с данной точкой зрения лишь отчасти, хотя бы потому, что люди объединялись в группы, общности, организации и в докапиталистических формациях. Безусловно, это тема для дискуссии. Остановимся на определении объекта социологии как общества в целом и его отдельных элементах в частности. Объект социологического изучения, т. е. общество, социум, – существует «объективно», независимо от нашего сознания, предмет же субъективен, ибо это по сути отображение объекта в нашем сознании. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры. Четкого определения предмета социологии нет. Изначально социология начала развиваться одновременно по нескольким научным направлениям. Соответственно появилось не одно, а сразу несколько определений социологии, а также различные представления об ее предмете. В истории социологии в отношении к ее предмету сформировались две теоретические позиции: макросоциологическая (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс и др.) и микросоциологическая (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.). Приверженцев макросоциологических теорий интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование (анализ происходит «от общества к личности»). Микросоциология изучает социальное поведение, межличностное общение, мотивации действий, процессы социализации и индивидуализации личности (т. е. изучает внутренний аспект деятельности личности, «от личности к обществу»). Во второй половине XX века различными социологами предпринимались попытки “примирить” эти две парадигмы. Данную тенденцию можно увидеть в интегральной социологии П. Сорокина. Опираясь на теоретическую возможность и целесообразность объединения структурно–функциональных теорий и теорий социального действия, уже в середине двадцатого века П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Н. Луман продолжают развивать интегративное направление в социологии, которое позволило бы современной социологии отказаться от “имперских попыток” (Э. Гидденс) демонстрации, с одной стороны, “макроэкстремизма” структурных функционалистов, а, с другой, - “микроэкстремизма” бихевиористов, феноменологов, этнометодологов. Отмеченная тенденция интегративизма проявилась в теории “структурации” Э. Гидденса, идее интеграции теории коммуникативного действия и теории систем Ю. Хабермаса. Американский социолог Н. Смелзер в своем учебном пособии определяет социологию как «научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» 3. Предметом исследования социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей различного типа и уровня, а также социальные отношения. Личность, как субъект и продукт общественных отношений, также является предметом социологической науки. Заслуживает внимание определение социологии как науки, изучающей структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, которые протекают в этих структурах 4. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Социальное есть результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Понятие «социальное» идентифицируется с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Важно понимать, что общество – это не арифметическая сумма индивидов, изолированных друг от друга. В обществе идет постоянный процесс взаимодействия между людьми, группами. Социальное появляется и проявляется в процессе этого взаимодействия, оказывая влияние на человека, группы, общество в целом, моделируя их поведение, действия, деятельность. Связи социологии с социальной жизнью, ее общественная ценность определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Количество функций и их порядок авторы разных учебников по социологии представляют неодинаково, что, в свою очередь, можно считать проблемой методологического характера и предметом для обсуждения социологов. В соответствии с целями данного пособия достаточно назвать общепринятые функции социологии:
Социологическое знание представляет собой сложную систему, в которой выделяют макро- и микроуровни, соответственно макросоциологию и микросоциологию, о чем уже говорилось. Социология является многоуровневой и многоотраслевой наукой. Один из подходов к структурализации социологического знания имеет следующий вид: 1 уровень – общесоциологическая теория; 2 уровень – теории среднего уровня; 3 уровень – эмпирическая социология. Два первых уровня относят к теоретической социологии. Однако на первом уровне речь идет не просто о теории, а о научных направлениях или парадигмах. Парадигма в социологии – глобальное научное направление, в рамках которого формулируются теории, уточняются понятия, отрабатываются методы. Следует отметить, что социология, в отличие от других наук (например, в отличие от физики, где долгое время господствовала одна парадигма – «Ньютоновская физика» и намного позже появилась «физика Энштейна») с момента своего появления и до настоящего времени не имела монопарадигмального статуса. Изначально социология начала развиваться по разным научным направлениям, что можно считать особенностью социологии как самостоятельной науки. На данном уровне можно говорить о различных подходах: историческом, демографическом, психологическом, поведенческом и культурологическом, с помощью которых социологи анализируют объект исследования – общество (социум).
Второй уровень «преломляет» общесоциологические теории в соответствии со сферами общественной жизни. На данном уровне обобщается реальный эмпирический материал, относящийся к отдельным группам, явлениям, процессам, институтам. Это, например, теории общественного мнения, бюрократии, труда, политики, социализации и др. или частные, специальные социологические теории: социология рекламы, организационного поведения. Третий уровень устанавливает и обобщает социальные факты, рассматриваемые сквозь призму различных теоретических подходов. При этом могут использоваться такие методы как опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент (подробнее о методах речь пойдет в следующей главе). При рассмотрении социологии в горизонтальном разрезе исследователи дифференцируют науку на большое количество отраслей. Известны три типологии отраслей социологии: 1) по субъектам социальной жизни (социология личности, семьи, поселений и т. д.); 2) по сферам социальной жизни (социология труда, управления, общественного мнения, науки, образования и т. д.); 3) отрасли межнаучного характера, с общей проблематикой с другими науками (экономическая, политическая социология). Касаясь проблемы соотношения теоретического и эмпирического уровней в социологическом знании, следует подчеркнуть, что социология представляет органическое сочетание теоретических и эмпирических (конкретных) методов. Невозможно пренебрегать теоретической составляющей. Лишь теоретическая модель способна логически объединить собранные в рамках прикладной социологии данные первичной информации, дать им смысловое объяснение, интерпретацию и за отдельными фактами увидеть социальное явление в целом. Однако преуменьшать роль эмпирического в социологии также не следует. Специфика социологии, ее отличие от других общественных наук (прежде всего от социальной философии) обусловлено наличием именно эмпирического уровня. Наверное, есть основания утверждать, что любое теоретическое положение социология пытается подтвердить (или опровергнуть) с помощью конкретных цифр и фактов. Как социальная научная информация социологическая информация обладает следующими характеристиками: является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация; отражает объективную действительность человека и общества; имеет идеальную форму; является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью; имеет качественные и количественные характеристики; соответствует критерию научности в своей предметной области; фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения; зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме. Социологическая информация, несомненно, относится к научной информации. Уточним, что, говоря «социологическая информация», мы имеем ввиду информацию, сформированную в соответствии с требованиями социологической науки, обладающую качеством в «социологическом смысле». Необходимо различать две разновидности социологической информации в зависимости от уровня обобщения, на котором они функционируют: концептуально-теоретическую информацию и инструментальную информацию. Тип концептуально-теоретической социологической информации включает знания и сведения в формулировках научных теорий и законов и соответствует теоретическому уровню в структуре социологического знания. Тип инструментальной социологической информации включает результаты прикладных социологических исследований в виде знаний и сведений в формулировках описания фактов и соответствует эмпирическому уровню социологического знания. Типы социологической информации находятся в сложном взаимодействии, обусловленном взаимодействием теоретического и эмпирического уровня в социологии. Инструментальная информация содержит описание и объяснение многообразных конкретных проявлений общих закономерностей, сформулированных в концептуально-теоретической информации. Концептуально-теоретическая информация определяет логику и схемы, в соответствии с которыми формируются массивы инструментальной информации. Для социологии эмпирическое исследование лишь средство (а не самоцель), которое призвано обеспечить фактическую базу, основу теоретического поиска. 2. Особенность социологии как науки состоит в том, что общественные связи и отношения анализируются на уровне социальных законов и закономерностей. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных процессов, социальных действий. Принято различать:
Социальные законы различаются между собой по степени общности, по времени действия, по способу их проявления и другим признакам. Общесоциологические законы касаются общества в целом, выходят за рамки формаций (например, обусловленность социального развития материальными условиями и т. п.). Формационные социальные законы обусловлены особенностями той или иной формации. Особую группу составляют социальные законы, отражающие функционирование и развитие общностей, социальных связей и отношений на разных уровнях организации. Различаются законы функционирования и законы развития, законы статистические и законы динамические и т. д. Социология изучает социальную реальность, социумы и ее законы, которые по своей природе социальны, т. е. регулируют поведение людей, социальных общностей, определяют общественные отношения и проявляются в социальной деятельности. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми, в конкретных условиях, поэтому они проявляются как законы – тенденции (в отличие от физики или математики, где действие закона проявляется сиюминутно). Тенденции могут выражать функциональную зависимость различных социальных структур, общностей, режим их жизни, относительную устойчивость, т. е. действие закона может проявиться через пять, десять, а то и пятьдесят лет. Чаще всего социолог имеет дело с описанием вероятностных тенденций развития социальных явлений и процессов. Известны различия законов науки и законов объективного мира. При этом первые характеризуются как приблизительно адекватное отражение последних: законы объективного мира существуют независимо от сознания, воли людей, а законы науки, хотя и носят объективный характер, являются лишь отображением первых в сознании людей. В силу сказанного, хотим мы этого или нет, в науках об обществе всегда присутствует возможность дополнять исследование и выявление объективно существующих связей между явлениями, анализ законов и закономерностей тех или иных социально-экономических и духовно-идеологических процессов или подменять их своеобразным «законотворчеством». При этом было бы ошибочным считать, что подобное «дополнение» или такая «подмена» реализуется умышленно. Вовсе нет. Причина в том, что познание окружающего мира это не пассивное отражение его в сознании социолога, а, прежде всего и главным образом, сложное творческое дело. Заметим, что за предыдущие десятилетия наше обществоведение достаточно много сделало в области вышеназванной формы «законотворчества». Начало этому было положено под руководством «мудрого отца и учителя всех народов» установлением закона об усилении классовой борьбы по мере продвижения общества к социализму и закона полного соответствия производительных сил и производственных отношений при социализме и многих других законов. Далее процесс законотворчества был успешно продолжен под руководством учителей меньшего масштаба, хотя это не помешало открытию больших закономерностей развитого социализма, говорить о перестроечных процессах, как об объективной закономерности социализма и т.д. Все это, естественно, не могло не отразиться и на качестве теоретических разработок по разным проблемам социальной действительности. Не требуется особой проницательности, чтобы обнаружить стремление каждого исследователя даже в журнальной статье, не говоря уже о монографиях, открыть, установить, описать одну или несколько закономерностей или законов, регулирующих тот или иной процесс в жизнедеятельности общества. Соответственно, параллельно обозначилась еще одна проблема: общественная мысль постепенно начинает привыкать к тому, что в каждой более или менее теоретической работе должно иметь место ряд объективных законов, открытых автором. От социологов ждут открытий, потрясающих воображение, законов, с помощью которых можно будет точно прогнозировать и определять будущее. Если сенсации нет, то нет и должного интереса: автор рискует прослыть работником в науке недостаточно серьезным, а результаты его исследований не привлекут особого внимания. Говоря о законах и закономерностях в социологии, важно понимать, что открытие закона – не самоцель. Для социолога важнее выявить связи и зависимости. Нельзя не согласиться с точкой зрения С.С. Фролова 5, который пишет о том, что социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения (как в обществе в целом, так и в отдельной его части – малой группе, страте). Социальные законы обладают следующими основными признаками:
Таким образом, социальные законы и закономерности имеют свои характерные особенности:
3. Социология как самостоятельная наука появилась сравнительно недавно – в первой половине XIX века в Западной Европе. Для того, чтобы понять, почему появление социологии приходится именно на указанный период, необходимо вспомнить исторически значимые события того времени. Прежде всего, это смена общественно-экономической формации. Многовековые устои феодального общества рухнули, новые социальные нормы находились в процессе формирования – с началом развития капитализма они не могли не измениться. К первой половине девятнадцатого века по западноевропейским государствам уже «прокатилась» волна буржуазных революций, в результате чего монархические формы правления сменились на республиканские, либо на конституционные монархии (что по сути одно и то же). Власть монархических династий была свергнута, крупные феодалы лишились прежнего положения в обществе: власть перешла к новоявленным буржуа. В условиях феодализма существовала система вассальных отношений, при которой выделялось два сословия: феодалы и зависимые от них крестьяне. Феодал, он же крупный землевладелец, должен был заботиться о своей челяди, зависел от погодных условий, был заинтересован в большой (расширенной) семье, обязан был дорожить своим именем, соблюдать традиции, верить в Бога, уважать монарха, дорожить происхождением. Новоявленный буржуа, в отличие от феодала, не был обременен условностями патриархального общества. Буржуа, житель преимущественно городской, вкладывает деньги в крупное машинное производство, а значит, обогащается более быстрыми темпами; от погодных условий при этом не зависит, заботами о челяди, традициями, большой семьей не обременен, ведь в условиях крупного города проще выжить одному или небольшой семьей, причем дети необязательно должны оставаться рядом с родителями. Так были разрушены и нравственные регуляторы общественной жизни: мораль, традиции, религиозные догмы оказались «веригами на ногах» новых «хозяев жизни» – буржуа. Все это не могло не вызывать раздражения у отживающего сословия – крупных феодалов. Поэтому преобразования местами происходили революционным, насильственным путем. Однако новоявленные буржуа, если разобраться, в большинстве своем это вчерашние феодалы. Со сменой строя не изменилось главное: система неравенства и эксплуатация человека человеком. Капитализм – самая быстротечно развивающаяся общественно-экономическая формация, у которой можно было проследить начало, этап бурного развития и закат, как описал К. Маркс. Менее чем за полвека «за спиной» буржуазии вырос новый класс, способный на революционную борьбу. Если в XVII – XVIII веках нарождающаяся буржуазия революционным путем лишила власти крупных феодалов, то к концу XIX века назревало революционное свержение власти самой буржуазии. Социальная напряженность, обострившаяся в период бурного развития капитализма, могла привести к смене общественно--экономической формации. Скапливая на крупных предприятиях большие массы людей, обобществляя производство, капитализм «сам готовил себе могилу». В девятнадцатом веке в странах Западной Европы классовый конфликт между буржуазией и угнетенным пролетариатом перерастает в классовую борьбу, что предвещает революционный исход событий (достаточно вспомнить такие события, как восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии и т.д.). В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере, доказав свою способность оказывать влияние на социальные процессы. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и … увеличили угрозу жизни самого человеческого общества. К началу девятнадцатого века проблема взаимодействия человека и общества становится основной в науке, искусстве, литературе, культуре в целом. Французский философ А. Бергсон справедливо отмечал, что технологическое развитие общества не обеспечивает нравственного совершенства живущих в нем людей; увеличение материальных благ может даже оказаться опасным, если оно не будет сопровождаться соответствующими духовными усилиями. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем. До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Законы в естествознании (теория Ч. Дарвина, клеточная теория строения живого вещества Шлейдена и Шванна) отвергли религиозные домыслы о происхождении человека и законах общественного развития. Географические открытия, сделанные к тому времени мореплавателями и путешественниками, позволили изучать закономерности формирования образа жизни и различия у людей, проживающих на разных территориях. Буржуазное общество ощутило потребность в рациональном анализе основ бытия – конкретной науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы, просчитывать потенциальные возможности самого общества к поступательному развитию. Такой наукой, оперирующей не только теоретическими выкладками, но и конкретными цифрами, фактами, способной измерять и сравнивать, и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе. Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине девятнадцатого века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития эмпирической социологии. Немного позже, в конце девятнадцатого века, начинает развиваться именно эмпирическая социология, что обусловлено попытками разрешения социальных проблем, нетипичными для предшествующего периода способами. Чтобы сгладить назревающую социальную напряженность владельцы крупных предприятий пошли на уступки рабочим: сократили (и зафиксировали на 8-часовой отметке) продолжительность рабочего дня, ввели дифференцированную форму оплаты труда, создали профсоюзы, систему социальной защиты, допустили введение всеобщего избирательного права и функционирование массовых политических партий. В результате, между крупными буржуа и нищими рабочими формируется «средний слой» как сила, выступающая за стабильность и порядок. Это часть общества, заинтересованная в ликвидации социальных проблем, «заказчик» социологических исследований, посредством которых можно было бы получить «лекарства» для «излечения» социума – прогнозы и практические рекомендации. Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:
Следует отметить, что социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после победы Великой Октябрьской социалистической революции до начала перестроечных процессов. Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом общественных преобразований, прежде всего эмпирической наукой. Научное направление – позитивизм, созданное О. Контом, существенно отличается от теории К. Маркса. Социология К. Маркса (1818-1883) базируется на диалектико-материалистическом понимании истории, выработанном на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Одной из фундаментальных сторон материалистического понимания является обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. К. Маркс описал перспективы развития капиталистического общества, отстаивая принципы материалистического объяснения истории, предсказав революционный исход событий, в будущем – уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства. Позитивистский же подход О. Конта предполагал идеалистический вариант общественного развития (развитие духовных элементов культуры), соответственно необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно это направление и стало основой новой науки – социологии. Идеи О. Конта были продолжены Г. Спенсером (1820-1903), который также придерживался методологии позитивизма. Г. Спенсер, как и О. Конт, был сторонником эволюционистской концепции развития общества. Он первым применил в социологии такие понятия, как структура, функция, система, институт. Позднее основные методологические подходы новой науки были разработаны М. Вебером и Э. Дюркгеймом. В социологии М. Вебера (1864-1920) основным является учение об идеальных типах. Так М. Вебер назвал теоретическую конструкцию, которая отражает не объективную реальность, а лишь результат мыслительной деятельности самого исследователя. Конструкции этого типа являются ключевыми понятиями, в которых отражаются важнейшие явления и процессы, которые должны применяться для типологической систематизации исторически значимых фактов. Учение М. Вебера об «идеальном типе» получило название «понимающей социологии», так как основано на интерпретации понятий. Принято считать, что научная концепция М. Вебера в некотором смысле противоположна взглядам О. Конта. По мнению М. Вебера, социология как наука способна «понимать», объяснять действия (точнее, социальные действия) индивидов, групп с точки зрения их причинности. О. Конт же отводил социологии несколько иную роль – по его мнению, наука социология способна позитивно влиять на жизнедеятельность общества, соответственно выполнять преобразовательную функцию. Один из основоположников социологии, Э. Дюркгейм (1858-1917), считал, что социальную реальность необходимо изучать в совокупности социальных фактов. Социальные факты – это проявления группового и массового сознания, а не индивидуального. Примерами социальных фактов можно назвать язык, моду и т. д. – то, что создано людьми и для людей. Дюркгейм считается сторонником структурнофункционального анализа, идеи «социальной солидарности». Согласно его точке зрения, социология должна быть объективной, свободной от каких-либо предрассудков, идеологических догм и «личностных пристрастий». Разброс мнений, характерный для начального периода развития социологии, свидетельствует о сложности объекта исследования – общества, а также позволяет выделить два направления в науке макросоциологию (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер и др.) и микросоциологию (М. Вебер и др.). Идеи отцов-основателей новой науки были продолжены и развиты западноевропейскими, американскими, а также российскими учеными. С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились так называемые национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская. 30-е-50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии, когда центр социологических исследований переместился из Европы в США. Это связано прежде всего с событиями, произошедшими между первой и второй мировыми войнами, что вызвало массовую эмиграцию выдающихся ученых сначала из Советской России, а затем и из Западной Европы. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов. Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой. В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. При этом состояние западной социологии начала XX века характеризуется отсутствием господствующей теории, попытками поиска новой парадигмы (на стыке наук), а также тесной взаимосвязью с политикой. Уместно вспомнить утверждение Р. Арона, отмечавшего, что социология – это наука, занятая непрерывным поиском самой себя. 4. Разброс мнений относительно назначения социологии, ее функциях, месте, роли в обществе и системе наук, подтверждает ее особый статус и невозможность отождествления с другими науками. Общество как объект изучения выступает в самых разных науках, которые принято называть общественными или социальными. Это история, культурология, политология, этнография, экономическая теория, религиоведение, демография, социальная статистика, антропология, социальная психология. О. Конт в свое время отвел социологии ведущую роль, назвав ее сложнейшей и важнейшей наукой в системе наук. Трудно не согласиться с основоположником социологии, однако представители других наук могут активно возражать против такой постановки вопроса. В настоящее время социология, не претендуя на первенство и главенство в системе наук, плодотворно сотрудничает и «мирно сосуществует» с социальными науками. Рассмотрим соотношение предметных сфер социологии и смежных с ней наук.
Социология и социальная философия. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество: исследование сущностного измерения общественной жизни через социальные факты, категории «социального». Социальная философия послужила толчком к развитию социологии как науки, т.к. она отражала идеологию и интересы прогрессивных интеллектуальных сил общества, стремящихся к научному познанию мира и прогресса. В отличие от социальной философии социология имеет эмпирический уровень, оперирует конкретными цифрами и фактами. Социальная философия – это общетеоретическая социология. Социология и социальная психология. Социальная психология является междисциплинарной областью знаний (на стыке социологии и психологии). В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности. Микросоциологические теории близки по сути к социальной психологии. Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения, социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы отдельных стран в новой геополитической ситуации. Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры; уделяется внимание месту и роли отдельных стран и народов в мировой культуре и тенденциям культурной универсализации в современном мировом процессе. В социологии культура рассматривается как результат человеческой деятельности, оказывающий влияние на социальную жизнь индивидов и общностей через социализацию (в результате которой происходит формирование личности), через создание и введение ценностей, через социальные нормы, через создание разного рода социальных систем. Социология и социальная антропология. Социальная антропология – родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества; миры человека и константы его существования, парадигмы социоантропологического познания, социоантропологического исследования. Физическая антропология исследует общества прошлых веков, культурная антропология – культурную деятельность индивидов в прошлых и настоящих обществах. Предмет же социологических исследований ориентирован на изучение явлений и процессов, связанных с возникновением различных форм совместной жизни людей, структуры социальных общностей, факторов, объединяющих и разрушающих эти общности, изменений и преобразований, происходящих в них. Связь социологии с другими общественными науками можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, бесспорно, социология использует информацию, полученную в рамках других дисциплин: например, показатели экономического роста (информация от экономистов), данные о рождаемости и смертности (от демографов) и пр. Однако, с другой стороны, следует отметить, что социология обогащает другие науки выводами, полученными в результате социологических исследований. Например, социологи могут анализировать социальные последствия экономического роста или делать выводы относительно социальных причин и последствий низкой рождаемости, дополняя экономическую и демографическую информацию. Таким образом, социология является интегрирующей, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. При этом она, несомненно, связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые дополняют ее в процессе исследования всех сфер жизни общества, обогащают ее инструментарий и тем самым способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и др. Это новые научные направления, появившиеся на стыке социологии и других наук, способствующие объяснению и прогнозированию событий и процессов социальной среды. Социология теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни. Например, можно говорить о точках соприкосновения между медициной и социологией. Пьянство и алкоголизм – социальные проблемы общества. С точки зрения медицины, алкоголизм – это болезнь. Соответственно можно и нужно найти лекарство, позволяющее ее лечить. Медики, казалось бы, нашли эффективные лекарственные средства для борьбы с алкоголизмом, однако количество больных продолжает увеличиваться. Социологи тоже интересуются проблемами пьянства и алкоголизма, но, в отличие от медиков, не спешат с оптимистичными прогнозами. Результаты социологических исследований показывают, что лекарства будут бессильны и применение даже сверхсильных лекарств не позволит решить проблемы распространения пьянства и алкоголизма в российском обществе. По мнению социологов, пьянство и алкоголизм – это социальные нормы нашей жизни. А то, что превращается в социальную норму, лекарствами в одночасье не излечить. Трудно представить себе праздник – день рождения, свадьбу или даже поминки без употребления спиртных напитков. Есть такая традиция в России: гостю, опоздавшему к застолью, наливают «штрафную». Причем, если виновник послушно «опрокидывает» штрафную стопочку, это нормально, если отказывается – может удивить гостей. Другой пример: представим, что по одной стороне улицы идет девушка с бутылочкой пива в руках, а по другой – человек… в зеленом парике и костюме Наполеона. Несомненно, внимание прохожих будет приковано ко второму. Человек, выпивающий пиво на улице (неважно, девушка или парень, мужчина или женщина), никого не удивляет! А мы пытаемся найти лекарство от алкоголизма. Между тем, традиции «пьющего образа жизни» у нас в крови. Об этом бьют тревогу социологи. Интересна связь социологии с юридическими науками. Юриста вообще можно назвать практикующим социологом. Его деятельность связана с функционированием институтов социализации или социального контроля. Поэтому для юриста крайне важно знание объективных закономерностей, действующих в обществе и в отношениях между людьми. Авторы учебного пособия «Социология для юристов» С.И. Курганов, А.И. Кравченко справедливо отмечают 6, что изучение социологии поможет юристам преодолеть синдром «юридического идеализма», при котором первой реакцией на любую возникшую социальную проблему становится намерение принять новый закон. Следует различать проблемы социальные и социологические. Например, преступность – болезнь общества, проблема социальная. В то же время закон не всегда совершенен. Есть законы, которые фактически невозможно не нарушать: например, закон о потреблении «пиратской» продукции. Нам по телевидению в роликах социальной рекламы регулярно напоминают о том, что, приобретая «пиратскую» продукцию, мы становимся соучастниками преступления. Но ведь люди покупают нелицензионные кассеты и диски без злого умысла, а просто потому, что они на порядок дешевле. Здесь мы имеем проблему социологическую. Ведь закон мы считали нормой, а нарушение его – отклонением от нормы. Преступление – проблема социальная, сам закон – проблема социологическая. Вышесказанное позволяет сделать ряд выводов. 1. Социология тесно связана с другими общественными науками. 2. Особенность социологии определяется ее предметом, отсутствие единого представления о предмете – сложностью самого объекта - общества. 3. Появлению социологии как самостоятельной науки предшествовала социальная философия как общая теория социального устройства и развития. Социология, в отличие от «прародительницы», стремится дать конкретную картину этого развития. 4. Между социологией и другими общественными науками установлены отношения различия и взаимного дополнения: каждая из них изучает социальную структуру сквозь призму собственного предмета. Примечания
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
Основной категориальный аппарат, знанием которого должен владеть обучаемый Социальное, социум, социальный факт, функции социологии, социологическая парадигма, законы социологического познания, макросоциология, микросоциология, теории «среднего уровня». Список первоисточников 1. Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е.И. Кравченко. Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1994. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995. 3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина. – М., 1996. 4. Зиммель Г. Избранное. – Т. 2. Созерцание жизни.–М., 1996. 5.Личностно-ориентированная социология. – М., 2004. 6.Парсонс Т. Система современных обществ. / Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1998. 7.Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2002. 8.Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1995. 9.Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М., 2003. 10.Теннис Ф. Общество и общность. Основные понятия чистой социологии. – СПб., 2002. Список литературы
Контрольные вопросы
Тесты промежуточного контроля по теме 1. 1. Объект социологии в отличие от предмета: а) объективен б) субъективен в) примитивен г) не имеет четкого определения 2. Социология как самостоятельная наука впервые появилась: а) в России б) в США в) в Западной Европе г) в Китае 3. Какого уровня социологического знания не существует? а) общесоциологические теории б) отраслевые теории (теории среднего уровня) в) эмпирическая социология г) прикладная социология 4. Что понимается под «парадигмой»? а) метод исследования б) глобальное научное направление в) сфера деятельности г) отраслевая теория 5. Укажите неверное утверждение: а) представления о предмете социологии менялись с развитием самой социологии б) предмет социологии объективен, т.е. существует независимо от сознания исследователя в) предмет социологии не имеет четкой дефиниции г) предмет социологии определяет ее специфику как самостоятельной науки 6. О.Конт считал основными методами исследования: а) анкетирование и интервьюирование б) наблюдение и эксперимент в) опрос и наблюдение г) индукцию и дедукцию 7. Какое из направлений не относится к макросоциологии: а) структурный функционализм б) теория конфликта в) символический интеракционизм г) теория систем 8. Определите авторов теоретических концепций: а) «понимающая социология» б) позитивизм в) социология – наука о социальных фактах г) теория конфликта |