Учебное пособие Часть I предисловие
Скачать 377.86 Kb.
|
Вопросы для самопроверки: 1. В чем специфика философского знания в соответствии с другими формами освоения мира 2. Какова история возникновения философии . Что является предметом философии . Перечислите основные философские проблемы . Охарактеризуйте функции философии 6. Составьте таблицу, отражающую главные элементы структуры философии по следующей форме:
Темы рефератов: 1. Миф, как форма мировоззрения 2. Особенности религиозного мировоззрения . Соотношение философии и науки ЛЕКЦИЯ №2 Исторические типы философии План: 1. Античная философия. 2. Средневековая философия. . Философия эпохи Возрождения . Философия Нового времени. . Современная Западная философия. . Русская философия XIX-XX вв. . Философские взгляды И.П. Павлова, И.И. Мечникова, В.М. Бехтерева. 1. Античная философия (VI в. до н.э. IV в. н.э.) Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VI в. до н.э. В истории древнегреческой философии выделяется три основных этапа: I этап - натурфилософия (VI в. до н.э.). Ее спецификой является стремление понять сущность природы, мира, космоса в целом. Главным был вопрос о первоначале мира, из чего все произошло? Фалес, основатель древнегреческой философии таким первоначалом считал воду, «Все произошло из воды». Анаксимен - воздух, Анаксимандр - апейрон - некое беспредельное, вечное начало, Гераклит - огонь, Пифагор - число, Демокрит - неделимый атом. Гераклит является одним из основателей диалектики - учения о развитии общества и природы. Ему принадлежит изречение: «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». II этап - интеллектуализм (классический) (V-IV вв. до н.э.). На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. Основоположником этого этапа явился Сократ (469-399 гг. до н.э.) - учитель Платона, отказался от изучения природы, космоса, т.к. Философы запутались в своих противоречиях. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т.е. его душа. «Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ «Познай самого себя». Главный предмет философии - этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т.к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество - добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель. Сократовские беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрывались противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика - повивальное искусство), к познанию всеобщего - как основы морали». Исходное начало познания - ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек черпает знания из самого себя. «Задача философии - помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее». Три основные человеческие добродетели: Умеренность (знание как обуздать страсти). Храбрость (знание как преодолеть опасность). Справедливость (знание как соблюдать закон). Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением». Учеником Сократа был древнегреческий философ Платон (427-374 гг. до н.э.) В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей». Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала1000 лет. Два мира: Первый - мир идей (эйдос) - действительный, постоянный, совершенный. Второй - мир вещей, изменчивый. «Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные знания теней», т.е. житейский опыт и не более. Подобно тому, как чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет - идея (эйнос - вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и идеальный. Материя у Платона - первичный материал, из которого делаются, неким удивительным образом все существующие вещи. Материя - это возможность, а не действительность. Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу. Теория познания Платона Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т.к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется. Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира - поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя. Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу. Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа. Душа состоит из трех частей: Разумной Пылкой (волевой) Вожделеющей Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека. Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями - мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины. Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т.к. изначально привержены к телесно физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословие должно обладать общей добродетелью - мерой. «Ничего сверх меры». Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там. Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии. Отрицательные типы государств: Тимократия - власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению. Олигархия - господство немногих над большинством. Властвуют богатые. Демократия - все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят. Тирания - вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в войне нужны войны. Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное - справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве: Мудрость Мужество Сдерживающая мера Справедливость Вершиной развития древнегреческой философии было учение ученика Платона, Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), «Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликейского храма (Лицей). Дал классификацию наук: теоретические - познание ради познания, практические - дают идеи для поведения человека, творческие - познание с целью осуществления чего-либо прекрасного. Логика - инструмент познания, введение в философию. Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория - сущность. Она - основа, которой принадлежат все остальные свойства. Бытие у Аристотеля система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя - это возможность, а форма - действительность. Энтелехия - осуществление вещи в движении от материи к форме. Движение: - «Не существует движений помимо вещей». Движение - это процесс превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую). Учение о материи, энергии, форме и энтелехии лежит в основе учения о причине. В «Категориях» он пишет о 6 видах движения: Возникновение. Уничтожение. Рост. Уменьшение. Качественные изменения. Смена в пространстве. Покой - состояние, где нет насильственного и противного природе. Душа начало жизни. «Виды» души: растительная - ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных. животная - проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного. разумная душа - человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом. Мировой разум - предводитель, разум деятельный. в отличие от человеческого разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» - это бог. Бог - разум, мысль, которая лепит самое себя». Процесс познания: Тело - внешнее раздражение - ощущение - воображение - мышление. Объект познания - реальный мир. Природа первична. Аристотель - сенсуалист. Мышление - изучается логикой. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно - к истине. Созерцание - высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды - человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества - средний класс. Аристотель разработал типологию государств: Правильные: царская власть (один на благо всех) монархия аристократия - власть немногих в интересах общества полития - правление большинства, отбираемое на основании определенного ценза. Неправильные: тирания (одного ради своих интересов) олигархия (немного ради себя) демократия (большинство неимущих только ради своих интересов). Лучшее - полития. Вводит понятие «средней формы» государств: в нравах - умеренность в имуществе - достаток во власти - средний класс. Понятие «справедливости»: а) уравнивающая - источник - закон б) распределяющая - от вклада каждого Человек - общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого. III этап - эллинистический (IV в. до н.э. - II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека. В это время возникает несколько философских школ: 7. Стоики видели главную задачу философии в исцелении нравственных недугов, воспитании добродетели. Истинная ценность человека в его добродетели, но она не зависит от происхождения, а зависит от личности ее воли. 8. Эпикурейцы - последователи философа Эпикура. Смысл философии Эпикур видел в том, что, познавая природу Вселенной, человеческого разума, общества человек обретает спокойствие и счастье. Разумная, нравственная и справедливая жизнь - это есть счастливая жизнь. 9. Киники. Наиболее видным представителем древнегреческой философской школы был Диоген из Синопа. Он отвергал все достижения цивилизаций и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей быть ближе к природе. Критиковал сословные различия, презирал роскошь и стремление к наслаждению. Диоген выражал интересы демократических слоев рабовладельческого общества. 10. Скептики отвергали познаваемость жизни. Античный скептик живет как хочет, избегает необходимости что-то оценивать. Его молчание является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Вывод: таким образом, античная философия космоцентрична. |