Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Средневековая философия (

  • Августин (354 - 430 гг.)

  • Идеи Августина

  • Вывод

  • 3. Эпоха Возрождения (

  • Антропоцентризм

  • Учебное пособие Часть I предисловие


    Скачать 377.86 Kb.
    НазваниеУчебное пособие Часть I предисловие
    Дата14.01.2020
    Размер377.86 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаbibliofond_552625.rtf
    ТипУчебное пособие
    #103943
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Космоцентризм - это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.

    2. Средневековая философия (V-XV вв.)

    Средневековая философия опирается на христианское верование. Церковь явилась в те времена средоточением и центром духовной культуры и образования. Философия выступала «служанкой богословия». Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства.

    В истории средневековой философии выделяют два этапа:

    I этап - патристика (V-VIII вв.) от слово патер - отец, имеется в виду «отец Церкви». основным представителем патристики является Августин (354 - 430 гг.)

    один изнаиболее почитаемых официальной католической церковью, Августин, прозванный «Блаженным», о большинстве великих прошлых ученых и философов отзывался, как о тщеславных людях, воспевающих ложь и обман. Прежде чем стать христианином (387 г.), Августин испытал последовательное влияние скептиков и платоников. Эти влияния оставили глубокий след в его мировоззрении. Важнейшие из его работ - «О бессмертии души», «О свободе воли», «О христианской науке», «Исповедь», «О граде божьем».

    Августин Блаженный:

    Сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа.

    Разработал учение о божественной благодати и божественном предопределении.

    В трактате «О граде божьем» выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры.

    Не находя признаков существования бога и возможностей для его познания в окружающем человека чувственном, предметном мире, Августин обращается к выявлению внутренних особенностей человека и предполагает, что человек состоит из тела и души, «одно наружи, другое внутри». Поскольку ему не удалось найти бога вне человека, он ищет его внутри самого себя: «Люди идут удивляться высоте гор, и огромным волнам моря, и величайшим водопадам, и безбрежности океана, и течению звезд, а не обращают внимания на себя самих».

    Идеи Августина

    1. О сущности Бога. Бог есть высшее бытие, высшее благо. Хотя Бог недоступен для познания, он открывает себя человеку, в т. ч. в священных текстах Библии. Знание о боге можно получить сверхъестественным путем, ключом к нему является вера, как способность души. Формула: «Бытие и благо обратимы» подтверждает, что Бог есть высшее бытие и благо и все его творения - благо. Зло - небытие. Дьявол - небытие, прикрывающееся бытием. Зло живет благом, а значит добро правит миром. Хотя зло умаляет, но не может уничтожить добро. «Одна и та же сила добрых испытывает, очищает, а злых опустошает, искореняет, отсеивает». («Исповедь»).

    1. О природе. Природа сама для себя недостаточна, человек призван быть ее господином, повелевать стихиями. Явления не открывают себя сами, а являются для человека уроком мудрости бога.

    2. О воле и разуме человека. Бог имеет свободную волю, и в человеке воля выступает на первый план. Все люди ни что иное, как воля. Разум есть взор души. Человек знает добро, но воля не подчиняется ему, и он делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобрял одно, а следовал другому» («Исповедь»). Это раздвоение - болезнь души, неподчиняемая самой себе без помощи бога.

    3. О времени и памяти. Время - это достояние самой человеческой души.

    Условием возможности времени является строение нашей души, с тремя установками:

    • ожидание, устремленное в будущее;

    • внимание, прикованное к настоящему;

    • память, направленная в прошлое.

    «До сотворения мира, времени не было. Творение вызвало некоторое движение; с момента этого движения и изменения в мире и есть время».

    1. О нечестивцах и праведниках. Два города - нечестивцев и праведников - существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Земной город создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный - любовь к Богу, доведенная до презрения к самому себе. Небесный град вечен, там истинное и полное счастье - дар божий.

    История человечества разворачивается по плану божьему. Человек в историческом процессе образовал два града:

    1. Светское государство (царство зла, греха и дьявола),

    2. Царство Божие - христианская церковь.

    Они созданы двумя видами любви:

    1. Любовь человека к себе (презрение к богу),

    2. Любовь человека к богу (презрение к себе).

    Эти два города пережили 6 периодов:

    1) От Адама до потопа.

    2) От потопа до Авраама.

    ) От Авраама до Давида.

    ) От Давида до Вавилонского пленения.

    ) От Вавилонского пленения до Христа.

    ) От Иисуса Христа до конца истории (со страшным судом).

    Гражданам первого града - вечное мучение.

    Гражданам 2 града - благодать.

    Учение о «Божественной благодати». Люди до падения могли не грешить. Но Адам и Ева потеряли эту способность и обрекли последующих людей на первородный грех.

    Главными проблемами патристики являются:

    · сущность Бога и Его тройственность;

    · соотношение веры и разума;

    · понимание истории как движения к определенной конечной цели - «граду Божьему»;

    · свобода воли человека и возможность спасения его души и др.

    II этап - схоластика (IX-XV вв.) (от лат. схола - школа). Основным представителем схоластики является Фома Аквинский (1225-1274 гг.).

    Итальянский философ богослов, был монахом доминиканского ордена. Фома пытался обосновать основные принципы христианской теории, опираясь на учение Аристотеля. Под бытием разумеется христианский бог, сотворивший мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и сущность), Фома не противопоставляет их. Сущности, или субстанции, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям.

    • На первом уровне бытие составляет лишь внешнюю определенность вещи; сюда относятся неорганические стихии и минералы.

    • На втором уровне появляется целесообразность, названная Аристотелем, - «растительной душой», как бы формирующая тело изнутри, таковы растения.

    • Третий уровень - животные, здесь есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности движения. На всех трех ступенях форма по-разному переходит в материю, организуя и одушествляя ее.

    • На четвертом уровне бытие предстает уже не как организующий принцип материи, а само по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а поэтому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляется с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, она есть самое благородное в сотворенной природе. Фома рассматривает разум как высшую человеческую способность, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, которым он считает способность различать добро и зло. В воле он видит практический разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, а не созерцанием.

    Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Для продуцирования какой-либо

    вещи необходим образец, т.е. продукт должен следовать определенной форме. Мастер продуцирует в материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой. который зачат в недрах его ума. Все природные порождения следуют определенным формам. Есть первичный образец всего.

    Фома считает, что наше естественное познание берет свое начало от ощущения. Отсюда следует, что наше естественное познание может простираться до тех пределов, до которых им руководит чувственное восприятие. Но от чувственных ощущений наш интеллект не может дойти до созидания сущности Бога, ибо чувственно воспринимаемые творения есть следствие божественной силы, неадекватной своей причине. Познавая мир, человек познает мудрость Бога. Компромисс науки и религии. Человек должен наблюдать за природой (творением божьим) и учиться у нее.

    Бытие Божье может быть доказано пятью путями:

    • 1 - Должен существовать первый двигатель. Это Бог.

    • 2 - Цель действующих причин не может быть бесконечной: должна существовать первая причина. Это Бог.

    • 3 - Все вещи мира случайны; случайное зависит от необходимого, следовательно, должно существовать абсолютно необходимое существо. Это Бог.

    • 4 - Вещи обнаруживают различные степени совершенства, должно, поэтому, существовать абсолютно совершенное существо. Это Бог.

    • 5 - Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами; следовательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо, упорядочивающее мир. Это Бог.

    В X веке зарождается русская философия, так как возникла необходимость осмысления важнейших исторических событий: христианизация Руси (988 г.), становление русской национальности и государственности. Один из первых философов средневековья киевский митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси в «Слове о законе и благодати» (XI в.). На этом этапе философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания. Она развилась в рамках византийско-православного богословия и различных сфер культуры в произведениях литературы: «Слово о полку Игореве» (XII в), «Повесть временных лет» (XI-XII вв.), архитектуры (Софийский собор), живописи («Троица» Рублев).

    Вывод: Таким образом, средневековая философия теоцентрична.

    Теоцентризм - это философский мировоззренческий принцип, содержание которого было рассмотрение природы и человека как творение Бога.

    3. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

    Эпоха Возрождения (Ренессанс) говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Религиозные проблемы не забыты, просто они не находятся более в центре внимания философии. Специфика натуралистической философии выражается в пантеистическом трактовании природы. Пантеизм (от греч. «всебожие») - учение отождествляющее Бога с природой, с мировым целым.

    В центре внимания философии эпохи Возрождения - человек. Место человека в мире, его свобода и судьба волнует таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли и др. Впервые гуманизм складывается как широкое общественное движение. Гуманизм - философский принцип отношения к человеку как к высшей ценности.

    Преобладающий аспект этой философии - эстетическое. Эстетика - учение о прекрасном.

    Таким образом, философия эпохи Возрождения антропоцентрична. Антропоцентризм - это философский мировоззренческий принцип, в основе которого лежит понимание человека как активной и творческой личности.

    Широкую известность на Руси получает доктрина монаха Филофея: «Москва - тритей Рим» (XVI в.), где он обосновал роль Москвы как нового центра православной культуры. Причиной появления новой философской концепции стало возникновение Москвы и складывание государства Московская Русь. Другая философская концепция изложена в переписке И. Грозного и А. Курбского, отражающей столкновение двух точек зрения на развитие государственности: абсолютной монархии и ограниченной.

    Таким образом, процессы политического единства Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре через Византию, настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.

    4. Философия Нового времени

    Новое время охватывает (конец XVI-XIX вв.). Основным содержанием этого периода было:

    · превращение науки из покорной служанки богословия в непосредственную производительную силу;

    · свершение буржуазных революций и утверждение промышленного развития;

    · ослабление влияния церкви.

    Возникает необходимость философского осмысления процессов, происходящих в обществе.

    Философия Нового времени включает 3 этапа.

    На I этапе (конец XVI-XVII вв.) в связи с появлением многих научных фактов, открытий разрабатываются (общественные) методы познания, в результате возникают два основных направления в теории познании:

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта