Учебное пособие Часть I предисловие
Скачать 377.86 Kb.
|
Эмпиризм (с греч. эмпириа - опыт) - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт главным источником познания. Родоначальником эмпиризма был английский философ, адвокат, лорд - канцлер Англии - Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Рационализм (с греч. рацио - разум) - направление в теории познания, которое признает разум основой познания и поведения людей. Родоначальником рационализма был французский философ, создатель алгебры и аналитической геометрии - Рене Декарт (1596-1650 гг.). Основные произведения: «Начала философии», «Правила для руководства ума». Научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они ни были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Рационализм Декарта основывается на том, что будучи одним из великих математиков своего времени, он выдвинул идею всеобщей математизации научного познания. Суть метода Декарта сводится к двум положениям. Во-первых, в познании следует отталкивается от интеллектуальной интуиции, рождающейся в здравом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция - это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок получаем определенное следствие. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. Декарт сформулировал следующие 3 правила дедуктивного метода: 1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. . В вопросе также должно содержаться нечто известное. Четыре правила познания истины: 1. Истинно то, что очевидно и отчетливо. Постичь ее до конца можно только интеллектуальной интуицией. 2. Сложные идеи нужно раскладывать на простые. . Идти от простых истин к сложным. . Расчлененные простые истины связывать с помощью интуиции. Существует три класса идей: 1. Появляющиеся извне (потусторонние). 2. Образуемые человеком (фантазия). . Врожденные идеи (от Бога). Бытие образует две субстанции: 1. Материальная, ее атрибут протяженность. 2. Духовная - атрибут мышление. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель - помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон). Поставив под сомнение достоверность всех наших представлении о мире, мы можем допустить, писал Декарт, что положение «Я мыслю, следовательно, я существую» и есть представление о том, что мышление, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной интеллектуальной исходной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств - с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развиваться, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии - онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании - гносеология. Гносеология должна опираться на учение о бытии - онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же - создатель человека. Человек у Декарта - машина, но созданная более умелым творцом (Богом). Ссылка на У. Гарвея. В крови есть тонкие жизненные истечения (духа). Они поднимаются до мозга, а от него - к мышцам, в результате - движение. Декарт ввел понятие рефлекса. Но у человека есть душа - основа сознательной деятельности. Через Веру и Волю человека Бог гармонично сочетает его душу и тело. Принцип ясности и отчетливости знания гарантирован у Декарта существованием Бога - совершенного и всемогущего, вложившего в человека свет разума. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур. Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теоретическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения - благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности. На II этапе (XVIII в.) в эпоху Просвещения философы существенно конкретизировали проблемы, поставленные философией XVII в. Родина Просвещения - Англия. Поднимавшаяся на революционную борьбу английская буржуазия встала на позицию материализма, т.е. была заинтересована в объективном познании законов природы силами науки. Выдающимися представителям были Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704 гг.). Их идеи оказали большое воздействие на представителей французского просвещения Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и Ф. Вольтера (1694-1778 гг.). Просвещение как философско-политическое течение сформировалось во Франции во второй четверти XVIII в. Главным содержанием этого периода были критика устоев капиталистического общества, традиционного христианства и призыв к построению справедливого общества, основанного на политическом, юридическом и имущественном равенстве людей. В XVIII в, в связи с европеизацией России и реформами Петра I появляются новые философские идеи. Национальная идея «Святой Руси» перевоплощается в идею «Великой России», т.к. реформы Петра I способствовали социально-экономическим, политическим, военным преобразованиям в России. Россия превращается в империю. Большой вклад в решение философских проблем внесли М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и А.Н. Радищев (1749-1802 гг.). Ломоносов заложил основы материализма и натурфилософии. Труды Радищева являются первой в истории русской мысли систематической философской разработкой проблемы человека, (не в духе религиозной философии), а как важнейшего элемента общества. В конце XVIII в-первой половине XIX в, формулируются противоположные направления дальнейшего развития России: 1. Славянофилы (Хомяков, Аксаков, Киреевский) ратовали за самобытный путь развития России, идеализировали допетровскую Русь и принципом общественного развития считали православие, народность, самодержавие. 2. Западники (Герцен, Огарев, Чаадаев) выступали за перевод России на путь европейской цивилизации, за распространение европейской культуры и политических свод. Отечественная философия в этот период накапливала богатое теоретическое содержание, совершенствовала научную методологию исследования. На III этапе (конец XVIII-XIX вв.) - получившем название немецкой классической философии, происходит систематизация всех философских знаний и формирование философских систем. Родоначальником этого этапа был немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.). И. Кант был сыном мелкого ремесленника. Всю свою жизнь безвыездно прожил в Кенигсберге. В 1740 году поступил в университет, а уже в 1755 начал читать лекции в нем. Звание профессора получил лишь через 15 лет. В 1755 году опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», в которой изложил свою гипотезу происхождения Солнечной системы как результат действия механических сил притяжения и отталкивания, определивших развитие космических тел из газовой туманности В 1781 г. публикует «Критику чистого разума», в 1788 г. «Критику практического разума», а в 1790 г. «Критику способности суждения», где выдвигает идею о том, что прежде чем исследовать философские вопросы о сущности мира, нужно исследовать сам процесс познания. В этом процессе, считает Кант, можно выделить три способности человека: 1) чувственность, 2) рассудок, 3) разум. Выдвигает понятие априорных (доопытных) форм познания. Априорные формы: на уровне чувств - пространство и время; на уровне рассудка - категории качества, количества, модальности и т.д. Всего 12; на уровне разума - идеи о душе, боге. Опираясь на априорные формы, человек создает свое познавательное пространство (идет от субъекта). Главный же вопрос - о способностях человека, как субъекта познания. В нем Кант выделяет два уровня - эмпирический (опытный), т.е. индивидуально-психологические особенности человека и трансцендентальный, куда входят общие, над индивидуальные качества человека как представителя рода. Человеку по природе присущи некоторые врожденные (до опытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые; пространство и время, как формы, рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия, существующие независимо от нашего сознания, а врожденные формы внутреннего чувства, которые создают предпосылку объективного достоверного знания. «Объективность - всеобщность и необходимость» (Кант) Пространство и время, являясь предпосылкой достоверного (физика, математика) знания, используются второй познавательной способностью, рассудком (мышлением) для подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий. Вывод: не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а напротив, формы рассудка - понятия и категории - констатируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о нем. «Мы можем познать только то, что создали» (Кант). Рассудок упорядочивает восприятие человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, а значит, обуславливает объективность знаний. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант назвал явлениями. Человек знает только о явлениях вещей в сознании, сами же по себе они остаются непознанными, «вещами в себе». Человек не может установить связи между «вещами в себе» и их явлениями. Задача высшей способности субъекта - разум - с помощью идей определить цели познания. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта, но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах, поэтому рассудок впадает в антиномии - противоречия, взаимоисключающие положения. Антиномии возникают там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе». Например, если мы возьмем идею мира в целом, то возникает антиномия о конечности и бесконечности мира в пространстве и во времени. Значит, мир «вещей самих по себе» закрыт для чувственного и теоретического разума, но в чувственно - непроницаемом мире - мире природы, где действует не теоретический, а практический ум. Движущей силой практического разума является не мышление, а автономная воля, т.е. определяется не внешними причинами, а собственными нравственными законами. Принцип нравственной философии Канта: человек - самоцель, а не средство достижения цели. Моральный закон «Категорический императив» (Кант) состоит в том, что человек должен всегда поступать так, чтобы принципы, которыми руководствуется человек в своих поступках, могли стать всеобщими и обязательными для всего общества. Человек должен иметь мужество пользоваться собственным умом, при этом каждый должен стремиться стать личностью - быть свободным, реализовать себя. Человеку следует руководствоваться чувством долга, который, по Канту, состоит в постоянном самосовершенствовании. Нравственность человека опирается на его самостоятельность. Человек сам приходит к Богу, как ориентиру нравственности. Если нравственность основывается на выгоде - лицемерие. Сила нравственности определяется степенью преодоления собственных потребностей (желаний), чувством долга. Сделать человека счастливым и нравственным - разное. Это не значит. что человек должен забыть о счастье, но когда речь идет о Долге, то он должен отказаться от счастья. «Свобода - есть свойство воли быть самой себе законом». Значит: 1. Мораль не зависит от религии. . Человек должен подчинить счастье долгу. Способности человека: способность познания, способность желания, способность свободы. В работе «Мысли о всеобщей истории» выдвигает тезисы: 1. Все живые существа способны к развитию. 2. Человечество способно развиваться в целом. . Развиваясь, человечество стремится к общению и обособлению. . Идеи гражданского общества. В своей работе «О вечном мире» Кант утверждает, что сквозь бессвязность исторических событий проникает высокая разумная цель, определяющая ход истории. И если в жизни отдельной личности эта цель не может полностью раскрыться, то она обнаруживается в человеческом роде. Пройдя сквозь войны и раздоры, человечество, способно выйдя из «дикого состояния», достичь эпохи «мира и разума». Последователем И. Канта был немецкий философ - Георг Гегель (1770-1831 гг.) - вершина развития немецкой классической философии, объективный идеалист. Профессор Берлинского университета, при жизни признанный великим философом, завершил развитие немецкого идеализма. Разработал диалектический метод, оказавший огромное влияние на философию и науку ХIX - XX веков. Объективный идеалист, Гегель рассматривал действительность во взаимосвязи и развитии, признавал источником этого развития абсолютную идею. развертывание идеи и есть настоящая действительность. Природа и человек - результат ее активности. «Все действительное разумно - все разумное действительно» (Гегель). В работе «Феноменология духа» Гегель представил картину развития сознания и сделал вывод, что индивидуальное сознание в своем развитии сокращенно проходит все этапы становления человеческой культуры (мораль, право и т.д.). Критикуя формальную логику, он утверждает, что причина развития находится в самом сознании. а не за его пределами, и этой причиной является борьба внутренних противоположностей. Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному, при этом каждая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом уровне. Гегель выделил три ступени развития индивидуального сознания: первая ступень - познавательная деятельность сознания, когда предмет познания противостоит человеческому «Я», как внешняя данность, и определяет содержание сознания через чувственное восприятие и формы рассудка. Вторая ступень - самосознание, когда сознание является и предметом и действием, и выступает как разум. Третья ступень - становление человеческого духа до включенности его в «Абсолютную идею» и «Абсолютный дух». вершина этого движения - способность человека и общества формировать понятия и категории, как проявление «Абсолютной идеи», или субстанции, т.е. первоначала всего существующего. В своем развертывании Абсолютная идея проходит этапы движения от абсолютного к конкретному. первый этап - это период, когда она порождает и накапливает свое собственное богатство («Наука логики»). Через логику идея раскрывается в виде системы категории, «чистые мысли»; второй этап - «философия природы», где идея переходит в свою противоположность, в материальную природу. Здесь идея опредмечивает себя. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из нее вышел человек и человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. проявляющийся на трех уровнях; антропологии (душа, как чувственная субстанция); феноменология (превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум), психология (теоретическая и практическая способность духа). Вторая стадия - объективный дух, который охватывает сферы социальной жизни и понимается как надындивидуальная целостность, развернутая в праве, морали, государстве, религии. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух - это духовная деятельность человечества на протяжении развития всемирной истории, это также Абсолютная идея, скрыто работающая в постановке людьми своих целей, их делах, это внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний. Вывод: . Индивидуальное сознание (субъективный дух) на уровне феноменологии проходит ступени: сознание - самосознание - разум - включенность в Абсолютный дух. . Абсолютная идея, пройдя этапы логического развития идей и их реализации в предметном, чувственном мире (природа, человек и человечество), также достигает высшей ступени развития в Абсолютном духе. . Значит, в Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Абсолютной идеей, по Гегелю, является система самого Гегеля, а высшим этапом исторического развития место и время, где творил Гегель - Германия, время кайзера Вильгельма. Другие страны и народы уже сыграли свою роль в истории или вообще к ней неспособны. Человеческое общество, по Гегелю, является высшей ступенью развития человеческого духа. Во всемирной истории дух реализует себя и вся история выступает поэтому, как необходимое и закономерное развитие сознания свободы. Общественная жизнь зависит от развития нравственности, и даже государство Гегель понимал как действительность нравственной идеи. Разум, осуществляющий себя как волю, лежит в основе государства. Диалектический метод Гегеля рассматривает явления и процессы во всеобщей взаимосвязи и развитии. Первоначально понятие «диалектика» означала искусство ведения спора. Родоначальниками диалектики считают Сократа и софистов. Затем диалектика разрабатывалась в философии, как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта и т.д.). Гегель придал диалектике развитие и совершенную форму, он характеризовал диалектику, как душу истинного познания, как принципы, вносящие в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Гегель сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы анализа действительности, как восхождение от конкретного к абстрактному, соответствие исторического и логического. Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное - разумно, все разумное - действительно». Однако разумен, истинен не результат развития (сам по себе); истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумие должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но (благодаря своему последовательному рационализму) - оптимистическая философия. В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное. Философия Гегеля оказала огромное, чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством. |