Главная страница
Навигация по странице:

  • 140 Основы философии нау«

  • Гла ва II . Возникновение науки и основные стадии ее развития 141

  • 142 Основы философии науки

  • Гл ава II . Возникновение науки и основные стадии ее развития 143

  • 144 Основы философии науки Щ

  • §6. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки

  • Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 145

  • кохановский. Учебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование


    Скачать 3.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование
    Анкоркохановский.doc
    Дата29.08.2018
    Размер3.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакохановский.doc
    ТипУчебное пособие
    #23726
    страница12 из 59
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   59
    Глава II- Возникновение науки и основные стадии ее развития 139'

    В основе данного истолкования лежал софистический прием: отождествление одной из форм причинности — механистическо­го детерминизма — с детерминизмом и причинностью вообще. При этом причина понималась как чисто внешняя сила, воздей­ствующая на пассивный объект, абсолютизировалась ее низшая — механическая — форма, причинность как таковая смешивалась с «непререкаемой предсказуемостью». «Так смысл тезиса о причин­ности постепенно сузился, пока наконец не отождествился с пре­зумпцией однозначной детерминированности событий в природе, а это в свою очередь означало, что точного знания природы или определенной ее области было бы — по меньшей мере в принци­пе — достаточно для предсказания будущего»1. Такое понимание оказалось достаточным только в ньютоновской, но не в атомной физике, которая с самого начала выработала представления, по сути дела не соответствующие узкоинтерпретированному поня­тию причинности.

    Как доказывает современная физика, формой выражения при­чинности в области атомных объектов является вероятность, по­скольку вследствие сложности протекающих здесь процессов (двойственный, корпускулярно-волновой характер частиц, влия­ние на них приборов и т. д.) возможно определить лишь движе­ние большой совокупности частиц, дать их усредненную характе­ристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности.

    Поведение микрообъектов подчиняется не механико-динами­ческим, а статистическим закономерностям, но это не значит, что принцип причинности здесь не действует. В квантовой физике «исчезает» не причинность как таковая, а лишь традиционная ее интерпретация, отождествляющая ее с механическим детерминиз­мом как однозначной предсказуемостью единичных явлений. По этому поводу М. Борн писал: «Часто повторяемое многими ут­верждение, что новейшая физика отбросила причинность, цели­ком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений»2.

    Этот вывод поддерживали многие крупные творцы науки и философии. Так, выдающийся математик и философ А. Пуанка-

    1 Гейзенбёрг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 252.

    1 Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 144.

    140 Основы философии нау«

    ре совершенно четко заявлял о том, что «наука явно детерминщ тична, она такова по определению. Недетерминистической наук не может существовать, а мир, в котором не царит детерминизм был бы закрыт для ученых»1. Крупный современный философ логик Г. X. фон Вригг считает несомненным фактом, что каузащ ное мышление как таковое «не изгоняется из науки подобно зле му духу». Поэтому философские проблемы причинности всегд будут центральными и в философии, и в науке — особенно в тес рии научного объяснения.

    Однако в последнее время — особенно в связи с успешны! развитием синергетики — появились утверждения о том, что «со временная наука перестала быть детерминистической» и что «не стабильность в некотором отношении заменяет детерминизм (И. Пригожий). Думается, это слишком категорические и «силь ные» утверждения. 5. Глубокое внедрение в естествознание противоречия и как су

    щественной характеристики его объектов, и как принципа и

    познания.

    Исследование физических явлений показало, что частица-вол на — две дополнительные стороны единой сущности. Квантова; механика синтезирует эти понятия, поскольку она позволяет пред сказать исход любого опыта, в котором проявляются как корпус кулярные, так и волновые свойства частиц. Притом проблема вы бора в данных условиях между этими противоположностями по стоянно воспроизводится в более глубокой и сложной форме. Та ким образом, в квантовой механике все особенности микрообъек та можно понять только исходя из его корпускулярно-волново природы.

    Природа микрочастицы внутренне противоречива (есть диалек тическое противоречие), и соответствующее понятие должно вьгра жать это объективное противоречие. Иначе оно не будет адекватн отражать свой объект, так как он есть в себе, а стало быть, буде выражать лишь часть истины, а не всю ее в целом. С достаточно определенностью проблему синтеза противоположных представ лений, внутреннего единства противоположностей (волновых и квав товых свойств света) поставил А. Эйнштейн. Оправдалось глубо кое научное предвидение творца теории относительности, которы

    ' Пуанкаре А. О науке. М,, 1983. С. 489.

    Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 141

    предсказывал, что внутреннее противоречие теории должно быть разрешено в ходе дальнейшего развития физического знания. За­фиксированная Эйнштейном полярность волновых и корпускуляр­ных характеристик света привела его к выводу о необходимости синтеза данных противоположностей: «Следующая фаза развития теоретической физики даст нам теорию света, которая будет в ка­ком-то смысле слиянием волновой теории света с теорией истече­ния»1. Такой фазой и стала квантовая механика.

    В ходе дальнейшего развития квантовых представлений было обнаружено, что в процессе объяснения загадок атомных явлений противоречия не исчезают, не «устраняются» из теории. Наобо­рот, происходит их нарастание и обострение. Это свидетельство­вало не о слабости, а о силе новых теоретических представлений, которые предстали не как «логические» противоречия (путаница мысли), а как такие, которые имеют объективный характер, отра­жают реальные противоречия, присущие самим атомным явле­ниям. «Удивительнейшим событием тех лет был тот факт, что по мере этого разъяснения парадоксы квантовой теории не исчезали, а наоборот, выступали во все более явной форме и приобретали все большую остроту... В это время многие физики были уже убеждены в том, что эти явные противоречия принадлежат к внут­ренней природе атомной физики»2.

    Попытки осознать причину появления противоречивых обра­зов, связанных с объектами микромира, привели Н. Бора к фор­мулированию принципа дополнительности. Согласно этому прин­ципу, для полного описания квантово-механических явлений не­обходимо применять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях. Изучение взаимо­дополнительных явлений требует взаимоисключающих экспери­ментальных установок.

    Оценивая великое методологическое открытие Бора, М. Борн писал: «Принцип дополнительности представляет собой совершен­но новый метод мышления. Открытый Бором, он применим не только в физике. Метод этот приводит к дальнейшему освобож-

    ' Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. Т. 3. М., 1968. С. 181. 2 Гейзенберг В. Философия. Часть и целое. М., 1989. С. 13—14.

    142 Основы философии науки

    дению от традиционных методологических ограничений мышле­ния, обобщая важные результаты»1. В связи с этим Борн отмечал, что атомная физика учит нас не только тайнам материального мира, но и новому методу мышления. 6. Определяющее значение статистических закономерностей по

    отношению к динамическим.

    В законах динамического типа предсказания имеют точно оп­ределенный, однозначный характер. Это было присуще класси­ческой физике, где «если мы знаем координаты и скорость мате­риальной точки в известный момент времени и действующие на нее силы, мы можем предсказать ее будущую траекторию»2.

    Законы же квантовой физики — это законы статистического характера, предсказания на их основе носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. «Квантовая физика отказывается от ин­дивидуальных законов элементарных частиц и устанавливает не- ) посредственно статистические законы, управляющие совокупно­стями. На базе квантовой физики невозможно описать положе­ние и скорость элементарной частицы или предсказать ее буду­щий путь, как это было в классической физике. Квантовая физи­ка имеет дело только с совокупностями»3.

    Законы статистического характера являются основной харак­теристикой современной квантовой физики. Поэтому метод, при­меняемый для рассмотрения движения планет, здесь практичес­ки бесполезен и должен уступить место статистическому методу, законам, управляющим изменениями вероятности во времени.

    В. Гейзенберг подчеркивал, что «законы квантовой механики по необходимости имеют статистический характер... Парадоксаль­ность того обстоятельства, что различные эксперименты выявля­ют то волновую, то корпускулярную природу атомной материи, заставляют формулировать статистические закономерности»4. Ре­шающая роль последних в квантовой механики обусловлена как корпускулярно-волновым дуализмом, так и открытым Гейзенбер-гом соотношением неопределенностей. В свою очередь последнее он считал специфическим случаем более общей ситуации допол­нительности.

    1 БорнММоя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 127—128.

    2 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965, С. 230.

    3 Там же. С. 233.

    4 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 128.

    Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 143

    Развитие квантовой механики показало:

    а) Предсказания квантовой механики неоднозначны, они дают
    лишь вероятность того или иного результата.

    б) Причинность в лапласовском смысле нарушена, но в более
    точном квантово-механическом смысле она соблюдается.

    в) Причина вероятностного характера предсказаний в том, что
    свойства микроскопических объектов нельзя изучать, отвле­
    каясь от способа наблюдения, В зависимости от него элект­
    рон проявляет себя либо как волна, либо как частица, либо
    как нечто промежуточное («и—и», а не только «или—или»).
    Мы неизбежно пользуемся субъективными инструментами
    для описания объективного.

    Таким образом, огромный прогресс наших знаний о строении и эволюции материи, достигнутый естествознанием, начиная со второй половины XIX в., во многом и решающем обусловлен ме­тодами исследований, опирающимися на теорию вероятностей. Поэтому везде, где наука сталкивается со сложностью, с анали­зом сложно-организованных систем, вероятность приобретает важ­нейшее значение.

    7. Кардинальное изменение способа (стиля, стуктуры) мышле­ния, вытеснение метафизики диалектикой в науке. Эту сторону, особенность неклассического естествознания под­черкивали выдающиеся его представители. Так, Гейзенберг не­однократно говорил о границах механического типа мышления, о недостаточности ньютоновского способа образования понятий, о радикальных изменениях в основах естественнонаучного мышле­ния, указывал на важность требований об изменении структуры мышления.

    Он отмечал, что, во-первых, введению нового, диалектическо­го в своей сущности, мышления «нас вынуждает предмет, что сами явления, сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты заставляют нас изменить структуру мышления»1. Новая структура мышления позволяет добиться в науке большего, чем старая, т. е. новое оказывается более плодотворным. В-третьих, «фундаменталь­ные сдвиги» в структуре мышления могут занять годы и даже деЬя-тилетия — что, кстати говоря, и происходит.

    1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 198.

    144 Основы философии науки Щ

    Гейзенберг ставил вопрос о том, что наряду с обычной арис­
    тотелевской логикой, т. е. логикой повседневной жизни, суще­
    ствует неаристотелевская логика, которую он назвал квантовой.
    По аналогии с тем, что классическая физика содержится в кванто­
    вой в качестве предельного случая, «классическая, аристотелев­
    ская логика содержалась бы в квантовой в качестве предельного
    случая и во множестве рассуждений принципиально допускалось
    бы использование классической логики»1. ^

    Выдающийся ученый сетовал на то, что «физики до сих пом! не применяют квантовую логику систематически», и был твердой уверен в том, что квантовая логика представляет собой более об­щую логическую схему, чем аристотелевская.

    Гейзенбергу в этом вопросе вторит французский философ и методолог науки Г. Башляр, который также ратует за введение в науку новой, неаристотелевской логики. Последнюю он рассмат­ривает как логику, «вобравшую в себя движение», ставшую «жи­вой» и развивающейся, в отличие от статичной аристотелевской логики. Процесс изменения в логике он связывает с изменениями в науке: статичный объект классической науки требовал статич­ной логики. Нестатичный (изменяющийся, развивающийся) объект неклассической науки приводит к необходимости введения дви­жения в логику — как на уровне понятийного аппарата, так и ло­гических связей.

    8. Изменение представлений о механизме возникновения науч­ной теории. (Об этой особенности см. гл. Ш, §4.) Что касает­ся постнеклассической науки, то ей далее будет специально посвящена гл. VII.

    §6. Формирование науки как

    профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки

    Те великие открытия и идеи, характеризующие поступатель­ное развитие науки, о которых говорилось в предшествующих па­раграфах, принадлежат, так сказать, ее переднему краю. Суще-

    1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 220.

    Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 145

    ствует определенная разница между ним и способами трансляции научного знания в культуру. Передний край науки организован проблемно: множество разных исследовательских групп предла­гают свои методы и методики решения научной проблемы, в на­учных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как пе­редача полученного знания последующим поколениям осуществ­ляется в рамках дисциплинарно организованной науки.

    Научная дисциплина понимается как определенная форма си­стематизации научного знания, связанная с его институализаци-ей, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа на­учной литературы (обзоров и учебников), с определенными фор­мами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подго­товку кадров1. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и переда­ется знание в системе образования.

    Среди различных способов систематизации научных знаний дисциплинарная организация науки занимает особое место. На разных этапах развития культуры она получала различные обо­снования: онтологическое, гносеологическое, методологическое и, наконец, организационное, при котором развитие научной дис­циплины ставилось в связь с социально-организационными струк­турами (институтами, университетами, факультетами и т. д.).

    То, что можно назвать дисциплинарным образом науки, на­чинает формироваться в древнеримской культуре. Цели образова­ния этого периода — практически житейские. И знание начинает рассматриваться с позиций «учитель — ученик» и пониматься не как теория, а как дисциплина. Дисциплинарно организованное зна­ние возникает именно в том случае, когда все накопленное зна­ние рассматривается под углом зрения трансляции его последую­щим поколениям. Для обучающегося знание предстает как дис­циплина, а для обучающего — как доктрина. И поэтому с пози­ции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказы­вается совокупностью доктрин.

    1 Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 244.

    1

    146 Основы философии науки

    Для дисциплинарного образа науки характерно: трактовка зна­ния как объективно-мыслительной структуры, ориентация препо­давания на унифицированное расчленение и упорядочивание все­го знания и изложение его в различных компендиумах, энцикло­педиях и учебниках. Для римской культуры показательно стрем­ление все организовывать, систематизировать, приводить в поря­док, принимать дисциплину как главную ценность и норму, а от­сюда и структуру знания определять через призму дисциплиниру­ющей субординации. Исходя из этого, все знание трактуется как дисциплина и различать можно разве что научную и учебную дис­циплину.

    Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: учебного за­ведения и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов: Болонье (1158), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229) и др. К 1500 г. их было 79,50 из них были созданы папами на осно­ве церковных школ.

    Тесно взаимосвязанной с дисциплинарной структурой знания была и дисциплинарная организация учебного процесса, основан­ного на палочной дисциплине. Все было подчинено усилению рег­ламентации процесса обучения, желанию подчинить сознание уча­щихся общеобязательным нормам, призванным обуздать их нрав, дисциплинировать. Уставы, принимаемые университетами, оп­ределяли порядок чтения книг Библии, исполнительные функ­ции как преподавателей различных дисциплин, так и других ад­министративных лиц, предписывали нормы поведения обучаю­щимся и т. д.

    Регламентация всех видов деятельности особенно усилилась с середины XIII в. когда в университетах была введена система оплаты труда преподавателей при помощи церковных бенефици­ев или жалования, выдаваемого светской властью. Регламенти­ровалось все и вся. Так, например, в Оксфордском университете устанавливался не только порядок чтения лекций (допустим, по римскому праву), но и предписывалось каждому обучающемуся уметь воспроизводить краткое содержание каждой главы, отчет­ливо излагать каждый закон, записывать текст и давать к нему комментарии и т. д. А постановлением Парижского церковного

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   59


    написать администратору сайта