Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

  • Зыкина. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов медицинских университетов Рекомендуется Учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских университетов Рекомендуется Учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов
    АнкорЗыкина. Основы культурологии.doc
    Дата02.05.2017
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗыкина. Основы культурологии.doc
    ТипУчебное пособие
    #6339
    страница14 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Тема XIII. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
    Занятие 1. Возникновение и особенности развития восточнославянской культуры


    1. Происхождение русского этноса и российской государственности.

    2. Язычество и его мир: религиозные верования и обряды древних славян.

    3. Христианизация и культура Древней Руси.

    4. Специфика русского православия.


    Литература

    Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. - М., 1999.

    Древняя Русь. Быт и культура. - М., 1997.

    Зиньковская И.В. Анты и готы в Днепро-Донской лесостепи. - Воронеж, 1999.

    Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). - М., 2000.

    Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М., 1998.

    Мусин А.Е. Меч и крест: новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. - СПб., 1999.

    Очерки истории культуры славян. - М., 1996.

    Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада. - СПб., 1998.

    Петров Н.М. Каменные идолы Восточной Европы: славянское язычество? // Евразия сквозь века. - СПб., 2001.

    Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 1998.

    Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I–II. - М., 1991; 1995.

    Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995.

    Седов В.В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. - М., 1999.

    Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995.

    Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5-ти тт. Т. I-II. - М., 1995.

    Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. - СПб., 2000.

    Щавелев А.С., Щавелев С.П. Черная могила // Вопросы истории. 2001.
    № 2.

    Щукин М.Б. Рождение славян // Стратум: структуры и катастрофы. Сб. символической индоевропейской истории. - СПб., 1997.
    ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

    Гипотезы археологов и историков о происхождении славян и их культуры.

    Быт и культура восточных славян накануне возникновения Древнерусского государства.

    Социокультурный синтез при формировании древнерусской культуры: славянская основа, влияния Запада и Востока.

    Русь первых князей-Рюриковичей: политика, экономика, культура.

    Крещение Руси и его культурно-историческое значение.

    Язычество и христианство: сопоставление жизненных и культурных ценностей.

    Феномен двоеверия в русской культуре.

    Архитектурные стили древнерусского зодчества.

    Икона как православный образ мира.

    Монастырь как культурный феномен.

    Символика православного храма.

    Феномен святости в православии.

    Русская православная церковь и ее роль в истории России.
    Глубинные истоки славянской истории и культуры возможно представить только по данным языкознания. Славяне по своей речи относятся к индоевропейской семье языков. Эти наречия постепенно отделялись от гипотетически единого праязыка, вместе с народами, покидавшими изначальную территорию расселения индоевропейцев (однозначно локализовать которую ученым пока не удалось). Так возникли языки индийские, иранские, романские, германские, балтские, славянские и прочие, им родственные. На них говорят почти все народы, заселившие Европу на протяжении нескольких тысячелетий, начиная с конца неолита (нового каменного века) и начала эпохи бронзы (около середины IV тыс. до новой эры), и кончая веком раннего железа (с рубежа II и I тыс. до н.э.). Их переселение сюда шло несколькими «волнами», с востока (из Северной Индии, Месопотамии, малоазиатской Анатолии, с Кавказа) на запад Евразийского континента. Они несли с собой передовые по тем временам достижения культуры – развитые отрасли хозяйства (разнопородное скотоводство, плужное земледелие, керамическую посуду, металлическое вооружение); начала социально-политической иерархии в обществе; сложные мифо-религиозные представления, связанные с Ведами (на санскрите – знание) – священным преданием арийских племен. Жившее по разным сторонам Европы раньше население было уничтожено индоевропейцами или же смешалось с ними. Представители иных языковых семей удержались только на крайнем севере (финно-угры, уральцы по происхождению) и на самом юге (носители разнотипных кавказских наречий).

    Сравнительно-историческим языкознанием установлено, что прародина славян находилась в стороне от моря, гор и степей; на лесной равнине с умеренным климатом, среди рек, озер и болот. Сопоставление подобной лексики с результатами археологических раскопок указывает на области Центральной Европы, находящиеся где-то в бассейнах Вислы, Одера, затем Дуная и, наконец, Днепра. Территория, на которой складывалось славянство, меняла свои очертания, пересекаясь с землями предков иных народов. Соседями будущих славян на западе были кельты, на северо-западе германцы, на северо-востоке балты, а с юга фракийцы, затем ираноязычные скифы и сарматы. В процессе своего этногенеза эти народы взаимодействовали, обменивались культурными достижениями и соответствующими им языковыми терминами (в славянских языках германизмами являются такие слова, как князь, хлеб, купить, долг, меч, шлем, котел, блюдо и др.; иранизмами Бог, хорошо, топор, собака, лошадь, хата, слово и др.; почти у всех этих слов есть и собственно славянские кальки: вождь, жито, Всевышний, добро, секира, пес, топор, миска, конь, дом, речь и т.д.). Наибольшее родство у славянских языков обнаруживается с балтскими. По-видимому, довольно долго существовала балто-славянская этнокультурная общность, вынужденно распавшаяся накануне окончательного оформления нынешних европейских народов. Так что славянская речь отделилась от балтской. Кроме того, на финальных этапах своих переселений с Дуная в поисках окончательных родин, отдельные группы славянства смешивались с аборигенами разных районов Восточной Европы. Поэтому, между прочим, у славяноязычных народов столь разнотипна антропология (цвет волос, глаз, телосложение), да и культура.

    Античные писатели, описывавшие этнополитическую карту Европы рубежа старой и новой эр, упоминают целый ряд народов, названия которых историки обычно относят к ранним славянам (венеты, анты, склавины). Однако вплоть до середины, а то и последней трети I тыс. н.э. затруднительно определить те или иные археологические культуры 2как безусловно славянские. Дело в том, что этничность и материальная культура, чьи остатки изучают археологи, не всегда совпадают. Предки славян могли входить как один из этнических элементов, преобладающий или подчиненный, в такие археологические культуры, сначала поочередно, а затем совместно занимавшие юг Восточной Европы в I тыс., как зарубинецкая, киевская, пражско-корчакская (склавины?), пеньковская (анты?), колочинская (венеты?), волынцевская. Их объединяют такие признаки, как обряд похорон (трупосожжение), тип жилища (полуземлянки, топившиеся печами по-черному, без дымоходов), комплекс хозяйственного инвентаря (лепная, баночного типа посуда, железные серпы, топоры, двушипные наконечники стрел и т.д); набор престижных украшений костюма, различавшихся у отдельных группировок славян (разных форм фибулы-застежки верхней одежды; височные кольца, вплетавшиеся в женскую прическу, либо носившиеся в ушах как серьги; прочие подвески). Всюду, куда приходили разные группы славян, они сохраняли этот относительно простой, но универсальный набор элементов материальной культуры, а затем изменяли, пополняли его за счет заимствований у предшественников и соседей. Раннеславянские поселения оставались по большей части неукрепленными – селищами, культурный слой которых невелик и беден находками (сказались частые переселения и войны).

    Наиболее для той эпохи развитой (по провинциально-римским образцам) и обширной по занимаемой территории (от Дуная до Дона) была черняховская культура – раннеполитическое объединение разных народов (даков, сарматов и подчиненных ими поздних скифов, праславян, др.) во главе с германцами-готами III–V вв. н.э. (так называемая «держава Германариха» и его преемников). «Черняховцы» активно торговали с греческими колониями Причерноморья и северными провинциями Рима, усваивая и по-своему перерабатывая их высокие по тем временам производственные технологии (в особенности керамистику – прагерманские культуры, в отличие от раннеславянских, не «баночные», а «мисочные» и «амфорные»). Клады римских монет-денариев маркируют направления этих контактов по всей Восточной Европе (включая поречье Сейма).

    Под конец IV в. германское влияние здесь оказалось прервано вторжением полчищ кочевников-гуннов из степей Центральной Азии, которые безжалостно разгромили союз народов во главе с остготами – все черняховские поселения гибнут в пожарах. На широких просторах Евразии началась и вплоть до VII в. продолжалась эпоха Великого переселения народов, в котором приняли участие и ранние славяне. Все новые орды азиатов (в основном тюркоязычных – аваров, венгров, булгар, печенегов) периодически прокатывались по степям Северного Причерноморья в поисках добычи и свежих кочевий. Славяне, в свою очередь, возглавили нападения варваров 3на Византийскую империю, захватив север Балканского полуострова и неоднократно осаждая Константинополь. Их раннеполитические объединения (вождества-«славинии») заняли доминирующее место готов в центре и на востоке Европы.

    К исходу I тыс. н.э. культурное единство славянского мира сменилось обособлением таких его ветвей, как южное, западное и восточное славянство. Восточные славяне, в свою очередь, распались на группы, которые неточно называют «племенами», либо «союзами племен». Племя, собственно, состоит из нескольких экзогамных родов (между которыми заключаются браки). В результате долгих, многоэтапных переселений у славян сложились скорее соплеменности – более или менее тесные (культурно и политически) и масштабные объединения семейно-территориальных общин. Их крупные группы отличались друг от друга диалектами общеславянской речи, особенностями костюма, некоторых других проявлений культуры; уровнями социально-политического развития. Так, на Правобережье Днепра к IX в. сложилась Лука-Райковецкая, а на Левобережье – роменская культуры, обе уже бесспорно славянские.

    В начале русской летописи уточняется, что на северо-западе, в лесной зоне, по соседству с финнами-чудью разместились чересполосно словене ильменские (вокруг озера Ильменя)и кривичи (потомки легендарного жреца Крива); на западе – дулебы (распавшиеся на волынян и бужан), дреговичи (между Припятью и Двиной, среди болот-«дрягв»); в Среднем Поднепровье – древляне (жившие в лесах-«деревах»), поляне (на равнинной местности, среди возделанных земледельцами полей);на Левобережье Днепра – северяне (по Десне, Суле, Сейму; пришедшие сюда, как видно, уже с севера; согласно летописцу, «от кривичей»), радимичи (по Сожу), вятичи (в Поочье; потомки летописных вождей Радима и Вятко, приведших сюда своих сородичей из ареала западных славян – «от ляхов»);южнее, по нижним течениям Днестра и Буга – уличи, тиверцы. Иные из таких же славянских группировок не пережили вражды с воинственными соседями и покинули свои земли, остались для потомков безымянными (как, например, носители боршевской культуры в Подонье).

    У части славянских народцев, тех, что оказались в центре Восточной Европы, подальше от иноземных государств, уже появились собственные политические объединения-княжения; остальные жили, по выражению иностранных наблюдателей, «в народоправстве»; согласно летописцу Нестору, «сами собой владели», – политически их объединяло только ополчение вооруженных мужчин на случай войны, да выплата дани более сильным соседям, в чью политическую орбиту они поначалу входили. Центры восточно-славянского политогенеза возникли на периферии более развитых в культурном отношении историко-географических зон. На Северо-Западе, вокруг Новгорода и других тамошних городов в VIII–IX вв. возникла «скандинавская вуаль» – в торговле и военных делах этого региона активное влияние принимали варяги – выходцы из Швеции, Норвегии, отчасти Дании и островов Балтики. В Среднем Поднепровье, вокруг Киева, в земле полян и их соседей сказывалось влияние Великой Моравии – раннего славянского государства в Центральной Европе, впитавшего культурные традиции и западно-, и восточноримской империй. На Левобережье Днепра, где разместились летописные северяне, вятичи и радимичи – первоначально данники Хазарского Каганата, сильнее сказывались культурные традиции кочевого мира, ирано-тюркских цивилизаций. Объединяющим началом разных славянских группировок на просторах Восточной Европы оставался их общий язык и сходный общественно-экономический уклад жизни.

    Славянское заселение Восточной Европы носило характер крестьянской колонизации. При подсечно-огневой системе земледелия пашня периодически истощалась, скоту не хватало полноценных пастбищ. Тогда большие, многопоколенные семьи (летописные роды) отселялись из уже обжитых районов куда подальше. На новых угодьях они селились вдоль по течениям рек, их притоков отдельными хуторами, состоящими из нескольких дворов. На возвышенных речных берегах у леса огнем отвоевывались новые участки для пашни, отыскивались деревья-борти с медоносными пчелами, тропы охотничьих зверей; в речных поймах размещались промысловые угодья – огороды, сенокосы, смолокурни, солеварни; рыбные ловли; кузнечные, гончарные, прочие мастерские. Силами десятка-другого таких деревенек выстраивалось их центральное поселение (для археологов теперь – городище), укрепленное рвом, земляным валом и частоколом из огромных бревен – как общее укрытие в случае военной опасности; в обычных условиях за их стенами размещался руководящий округой род. Эти поселки летопись именует градами. Одни из них впоследствии запустели или были разрушены врагами, зато другие превратились в настоящие города отечественного Средневековья (вроде Киева или, допустим, Курска).

    Таким образом, труд свободного земледельца, ремесленника и промысловика, способного прокормить и защитить себя и своих близких от любого врага и грозных сил природы, – вот материальная основа культуры и всей дальнейшей общественной жизни славян, затем Руси.

    Внешние – политические и экономические факторы заметно активизировали историческое развитие восточного славянства. Ведь наивысшего уровня культуры в мире I тыс. н.э. достигли мусульманский Восток и православная Византия – они сохранили и преумножили античное наследие (литературу, философию, науку, медицину, величественную архитектуру, имперскую власть с развитым аппаратом управления и регулярными армией, флотом). Остальная Европа только поднималась из руин после римско-варварских войн. А славяне, тем более восточные, в своей массе находились в наибольшем отдалении от греко-римского мира и его культуры. Наша Начальная летопись застает большинство восточнославянских группировок данниками соседних, более воинственных и могучих народов. Северные «племена» (словене, кривичи, их соседи-финны – летописные чудь, меря, весь) платили дань «варягам из-за [Балтийского] моря», а южные (северяне, радимичи, вятичи, одно время поляне) – хазарам, чье разноплеменное государство-каганат 4 контролировало обширные пространства Азово-Каспийского междуморья и от Северного Кавказа до Верхнего Поволжья. Торгово-ремесленно-военные поселения скандинавов, начиная с VIII в., появились в ключевых точках на водных трассах восточноевропейского Севера, Запада и Востока (Ладога, Волхов, Западная Двина, Верхние Днепр, Волга). А белокаменные крепости с хазарскими гарнизонами цепочкой обогнули славянскую территорию с юго-востока, по Дону и Северскому Донцу. Хазарский Каганат почти на три века заслонил Европу от вторжения новых кочевников из-за Волги и арабов на Кавказе. Наемные дружины варягов - руси страховали славян балтийского ареала и их соседей от набегов своих же соплеменников-викингов 5с Балтики. Они же возглавили походы коалиционных войск северных «племен», прежде всего славянских, на Византию, проторили к X в. «путь [по Днепру и Черному морю] из варяг в греки и из грек» обратно на Балтику. Не ограничиваясь Причерноморьем и Константинополем, варяжские дружины преодолевали границы Хазарии, пиратствовали на Каспии; с купеческими караванами доходили до приуральской Волжской Булгарии и даже до Багдада. За пушнину и рабов там платили высокие цены в серебре.

    В итоге той бурной эпохи скандинавы, хазары и славяне, прочие народы Восточной Европы, не столько воевали между собой, сколько все активнее торговали и вообще союзничали. Причем не только друг с другом, но и с арабами, немцами, византийцами, купцами из других стран, которые в погоне за невиданными у себя на родине барышами пересекали целые континенты сухопутными, а особенно более экономичными и безопасными речными путями. Возросший с помощью варягов и хазар приток к славянам престижного импорта (массы арабских серебряных монет-дирхемов, разнообразных бус и прочих украшений, европейского вооружения) стимулировал у них развитие товарного хозяйства, его экспортные статьи (пушнина, зерно, мед, воск); из мелких хуторов население стягивалось в пункты международного обмена – первые города; лидеры таких общин, собирая дань для чужеземцев (по серебряной монете и беличьей шкурке с каждого двора-дыма) и организуя транзитную торговлю, попутно богатели сами, укрепляли собственную власть уже как государственную, публичную; создавали постоянное войско-дружину.

    Итак, на арену всемирной истории славяне выходят во второй половине I тыс. н.э. со средним (по меркам раннего Средневековья), но весьма устойчивым и перспективным уровнем культуры. Вопреки многочисленным войнам и нашествиям, экологическим бедствиям и благодаря периодическим миграциям, славянство за первые века своего самостоятельного существования многократно разрослось и расселилось на обширных пространствах Европейского континента. Славянские «племена» заняли громадную территорию от Адриатического и Черного морей на юге до Балтийского моря на севере; от Эльбы (Лабы) на западе и до Урала на востоке. Цивилизационный тип славян – хорошо вооруженных и оснащенных земледельцев, скотоводов и промысловиков – обеспечил их открытость широким международным контактам. Восточная часть славянства в начале своей собственной истории активно взаимодействовала с разными народами и государствами Европы и Азии (в первую очередь христианской Византией, иудейской Хазарией, мусульманским Арабским Халифатом и др.). Образцы их духовной и политической культуры творчески соединялись славянством со своими собственными традициями. На этнокультурной основе восточных славян, а также их иноязычных соседей (аборигенов и пришельцев с севера и юга) к началу II тыс. н.э. сформировалось одно из крупнейших государств Европы – Русь.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта