Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Общее представление о педагогике как науке

  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики Объект

  • Философия

  • Функции педагогической науки.

  • § 3. Образование как социальный феномен

  • § 4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики

  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

  • биологии

  • экономическими науками

  • учебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др). Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с


    Скачать 2.48 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с
    Анкоручебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    Дата04.12.2017
    Размер2.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    ТипУчебное пособие
    #10662
    страница6 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ


    Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полу­ченный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания... Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.

    С.И.Гессен

    Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке


    • Общее представление о педагогике как науке • Объект, предмет и функции педагогики • Образование как социальный феномен • Об­разование как педагогический процесс • Понятийный аппарат педа­гогики • Связь педагогики с другими науками и ее структура

    § 1. Общее представление о педагогике как науке

    Свое название педагогика получила от греческого слова "пай-дагогос" ("пайд" — "дитя", "гогос" — "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".

    В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие де­тей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольно­наемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя полу­чили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

    Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приоб­ретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между раз­личными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые переда­вались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговор­ках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (напри­мер: "Повторение — мать учения", "Яблоко от яблоньки неда­леко падает", "Век живи — век учись" и т.п.), составивших со­держание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного челове­ка. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

    Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развити­ем трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

    Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, уста­навливает причинные связи между явлениями. Она не столько опи­сывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогичес­кую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

    Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изуст­ную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценно­сти, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры на­рода, его педагогической ментальности и сегодня составляет осно­ву научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушин­ский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утвер­ждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

    Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.

    § 2. Объект, предмет и функции педагогики

    Объект — предмет познания и де­ятельности человека, субъекта.

    Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существуют три концепции.

    Психология — наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных.

    Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятель­ную теоретическую науку, т.е. как область отражения педаго­гических явлений. В педа­гогике в этом случае оказываются представленными самые раз­ные сложные объекты действительности (космос, культура, по­литика и др.).

    Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдель­ных социальных институтах, про­цессах, общественных группах.

    Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисцип­лины, функция которой состо­ит в опосредованном использо­вании знаний, заимствованных из других наук (психологии, ес­тествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

    Фундаментальный — основной.

    Фрагментарный — отрывочный.

    При таком подходе не может быть разработана целостная фун­даментальная основа для функ­ционирования и преобразова­ния педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об от­дельных сторонах педагогических явлений.

    Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.

    Объект педагогики

    А.С.Макаренко — ученый и практик, которого трудно обви­нить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформули­ровал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследова­ния ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

    Индивид — отдельный человек, личность.

    Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, с его развитием. Поэтому объ­ектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в про­цессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления по­лучили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

    Философия — наука о всеобщих за­конах развития природы, общест­ва и мышления, общая методология научного познания.

    Предмет педагогики

    Образование изучает не только педагогика. Его изучают фи­лософия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуци­руемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли систе­ма образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социаль­ным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя бо­лее широкий подход, задается вопросом о целях и общем предна­значении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стре­мится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

    Технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществле­ния тех или иных процессов.

    Вклад многочисленных наук в изучение образования как со­циального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связан­ные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого разви­тия и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, по­скольку изучение данных ас­пектов определяет ту часть объекта (образования), кото­рую должна изучать специальная наука — педагогика.

    Предмет педагогики — это образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом слу­чае представляет собой науку, изучающую сущность, закономер­ности, тенденции и перспективы развития педагогического про­цесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разраба­тывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая дея­тельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

    Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и техноло­гическая функции, которые она реализует в органичном един­стве.

    Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

    описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

    диагностическом — выявление состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

    прогностическом — экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

    Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснова­нием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются тео­рии обучения и воспитания, модели педагогических систем, опе­режающие образовательную практику.

    Модель — образец (эталон, стан­дарт).

    Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

    проективный, связанный с разработкой соответствующих ме­тодических материалов (учеб­ных планов, программ, учебни­ков и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), во­площающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

    преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

    рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

    § 3. Образование как социальный феномен

    Любое общество существует лишь при условии, что его чле­ны следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обу­словленным конкретными природными и социально-историче­скими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции. Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпы­вается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и са­мореализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально соз­данными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализаци­ей и называется образованием, которое представляет собой слож­нейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, зани­мается ряд наук.

    Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некото­рые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социаль­ные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный хри­стианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъ­емлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения ин­дивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

    Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитани­ем. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности воз­никло вместе с появлением общества и развивалось вместе с раз­витием трудовой деятельности, мышления, языка.

    Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколе­ния к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредст­венно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

    Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых развитых общи­нах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспиты­вали главным образом старшие дети. В любом случае образова­ние было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домаш­него хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охо­титься, владеть оружием. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охо­те, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.

    Расширение границ общения, развитие языка и общей куль­туры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур или социальных институтов, специализи­рующихся на накоплении и распространении знаний.

    Например, чтобы сохранить в памяти все богатство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Новой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, ро­дословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы — "варе вананга" (дома знаний), в которых наиболее зна­ющие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовства. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих ра­бот. Полный курс обучения в такой школе занимал несколько лет. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен. Распространение таких школ существенно уско­ряло прогресс человечества, делало общество более мобильным и адаптированным к изменениям окружающей среды.

    Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучаю­щих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу се­мейного благосостояния.

    Однако уже мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства. Последнее может быть достигнуто не семейны­ми, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для де­тей правящего класса получение образования в специальных го­сударственных учреждениях. Его взгляды отражали систему об­разования, сложившуюся в древней Спарте. Контроль государст­ва за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых устанав­ливался суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и ис­кусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в древних Афинах.

    Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, кото­рые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Суще­ствование наряду с семейным государственных, храмовых и дру­гих форм образования было характерным для многих рабовла­дельческих обществ.

    Движущей силой развития образования в этот период являлись его внутренние противоречия. Изобретение письменности, мате­матической символики не только произвело переворот в спосо­бах накопления, хранения и передачи информации, но и ради­кально изменило содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом произошло выде­ление из единого процесса воспроизводства общественной жиз­ни духовного воспроизводства — образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституцио­нальной социализации к институциональной.

    Крупные школы имелись уже в III в. до н.э., например, в Дву­речье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет: один — письменность, другой — математику, третий — религию и мифологию, четвертый — танцы и музыку, пятый — гимнас­тику и т.д.

    Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуют­ся утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, пре­подавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в общест­ве. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.

    Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII — XIII вв. в Европе появились университеты, дос­таточно автономные по отношению к феодалам, церкви и город­ским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

    Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах. Применение этих систем обеспечило организа­ционную четкость и упорядоченность образовательного процес­са, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в де­сятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

    Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обу­словлено потребностями торговли, мореплавания, промышленно­сти, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманисти­ческую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала сме­ны старого способа производства, стереотипов мышления и сис­тем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необхо­димость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древ­них языков. Разрешение этого противоречия связано с возник­новением реальных училищ и технических школ, высших техни­ческих учебных заведений.

    Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязатель­ном начальном образовании.

    Перед второй мировой войной для успешного овладения ра­бочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнона­учных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное сред­нее образование становится основным условием воспроизводст­ва рабочей силы.

    Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое ста­ло возможным потому, что автоматы, придя на смену механиче­ским машинам, изменили положение человека в производствен­ном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и ис­полнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование ста­ло необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Чело­век, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактиче­ски лишен возможности получить современную профессию.

    Таким образом, выделение образования в специфическую от­расль духовного производства, следовательно, отвечало историче­ским условиям и имело прогрессивное значение.

    Образование как социальное явление — это прежде всего объ­ективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуаль­ный, научно-технический, духовно-культурный и экономиче­ский потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи соци­ального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

    Итак, образование как социальное явление — это относитель­но самостоятельная система, функцией которой является обу­чение и воспитание членов общества, ориентированные на овла­дение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определя­ется социально-экономическим и политическим строем дан­ного общества и уровнем его материально-технического раз­вития.

    § 4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики

    Становление любой области научного знания связано с разви­тием понятий, которые, с одной стороны, указывают на опреде­ленный класс сущностно единых явлений, а с другой — конст­руируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкрет­ной науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия.

    Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет "педагогический процесс". Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений. Анализ понятия "педагогиче­ский процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

    В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результа­там путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому явля­ется целостность как внутреннее единство его компонентов, от­носительная их автономность.

    Педагогический процесс как целостность может быть рассмот­рен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю.К.Бабанский). В педагогической литературе и образовательной практике понятие "система" употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (сис­тема дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятель­ностью конкретного учебного заведения. Однако понятие "педа­гогическая система" выходит за рамки узко понимаемой персонализации (Б.Г.Гершунский). Дело в том, что при всем своеоб­разии, неповторимости и многочисленности педагогических сис­тем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

    В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объеди­ненных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Струк­турные компоненты педагогической системы в своей основе аде­кватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

    Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу со­держания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач об­разования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазви­тии.

    Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагоги­ческого взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогическо­го процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого яв­ляются взаимные изменения в их поведении, деятельности и от­ношениях.

    Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляю­щуюся в ответных непосредственных или опосредованных влия­ниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем "педагоги­ческое воздействие", "педагогическое влияние" и даже "педаго­гическое отношение", которое является следствием взаимодейст­вия педагогов и воспитуемых (Ю.К.Бабанский).

    Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педа­гогической системы два важнейших компонента — педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволя­ет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

    Этот подход противоречит традиционному пониманию педа­гогического процесса как специально организованного, целена­правленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с за­данными качествами. Традиционный подход отождествляет педа­гогический процесс с деятельностью педагога, педагогической де­ятельностью — особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных челове­чеством культуры и опыта, создание условий для их личностно­го развития и подготовку к выполнению определенных социаль­ных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

    Авторитарный — основанный на слепом подчинении власти.

    Представляется, что традиционный подход является следстви­ем некритического, а потому и механистического переноса в пе­дагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике субъект — это педагог, а объектом, естественно, счи­тается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о педагогическом процес­се как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие ут­верждения в системе образования авторитаризма как социально­го явления. Но если ученик — это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, на­правленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъ­ектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика ут­верждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

    Педагогический процесс осуществляется в специально органи­зованных условиях, которые связаны прежде всего с содержани­ем и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (матери­ально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

    Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и вос­питанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педа­гогической системы.

    Детерминанта — предпосылка.

    Детерминантой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфе­ре духовного воспроизводства, как социальный заказ. В со­держании образования она пе­дагогически интерпретируется в связи с учетом, например, воз­раста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива и т.д.

    Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогиче­ской системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педаго­гическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в пе­дагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние измене­ния, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах — педагогах и воспитанниках.

    Воспитание — это специально организованная деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в усло­виях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством ор­ганизации усвоения обучающимися научных знаний и способов дея­тельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отли­чается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обу­чения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных техни­ческих и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

    Воспитание и обучение как способы осуществления педагоги­ческого процесса характеризуют, таким образом, технологии об­разования (или педагогические технологии), в которых фиксиру­ются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени до­стижения выдвинутых целей образования. Педагогическая тех­нология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной сово­купности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогиче­ских задач: структурирования и конкретизации целей педагоги­ческого процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педа­гогического процесса и т.д.

    Именно педагогическая задача является единицей педагогиче­ского процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогиче­ская деятельность в рамках любой педагогической системы по­этому может быть представлена как взаимосвязанная последова­тельность решения бесчисленного множества задач разного уров­ня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодейст­вии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагоги­ческая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педаго­гов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "мо­менты" педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

    Воспитание и обучение обусловливают качественную характе­ристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою оче­редь, результаты образования как педагогического процесса свя­заны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

    § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

    Место педагогики в системе наук о человеке может быть вы­явлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаи­мосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформле­ния педагогики как науки, другие — являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необ­ходимым условием развития педагогической теории и практики.

    Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали соз­дание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педа­гогического поиска и служили ее методологическим основанием.

    Трактовки связей философии и педагогики носили достаточ­но жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педаго­гику считали "полигоном" для приложения и апробации фило­софских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

    Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философско­го знания, мировоззренческого по своей природе и соответствую­щего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматиче­ских, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и тех­нологических характеристик образовательного процесса.

    Кроме того, методологическая функция философии по отно­шению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и спосо­бов научного познания. Процесс получения педагогического зна­ния подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания пе­дагогических концепций.

    Связь педагогики с психологией является наиболее традицион­ной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими зако­нами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

    Однако при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психо­логию как науку, которая была и остается важнейшим источни­ком научного обоснования образовательного процесса (В.В.Краевский). Психологизм проявляется в том, что психология объяв­ляется единственным научным основанием, направляющим пе­дагогическую практику. Однако, как отмечает В.В.Давыдов, пси­хология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор", по­скольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педаго­гическими условиями, определяющими и психологические зако­номерности развития личности. Эти закономерности носят кон­кретно-исторический характер, и потому при изменении социаль­но-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

    Связи педагогики с другими науками не исчерпываются фи­лософией и психологией, общим моментом которых является изу­чение человека как личности. Педагогика тесно связана и с на­уками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как био­логия (анатомия и физиология человека), антропология и меди­цина.

    Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

    Антропология — наука, всесторон­не изучающая биологическую при­роду человека.

    Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накап­ливался в антропологии, как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

    Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имею­щих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с по­мощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся де­фекты.

    Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отно­шений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно ус­тойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, эко­номикой, политологией и другими социальными науками.

    Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все време­на была необходимым условием развития образованности обще­ства. Немаловажным фактором развития педагогики остается эко­номическое стимулирование научных исследований в этой облас­ти знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрас­ли знания, как экономика образования, предметом которой яв­ляется специфика действия экономических законов в сфере об­разования.

    Связи педагогики с социологией относятся также к числу тра­диционных, так как и первая и вторая озабочены планировани­ем образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социали­зации и воспитания личности в различных социальных институ­тах.

    Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что обра­зовательная политика всегда являлась отражением идеологии гос­подствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

    Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выде­лить следующие их формы (Р.Г.Гурова):

    использование педагогикой основных идей, теоретических по­ложений, обобщающих выводов других наук;

    творческое заимствование методов исследований, применяе­мых в этих науках;

    применение в педагогике конкретных результатов исследова­ний, полученных в психологии, физиологии высшей нервной дея­тельности, социологии и других науках;

    участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

    Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную сис­тему педагогических наук. В ее структуру входят:

    общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

    возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

    коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

    частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов;

    история педагогики и образования, изучающая развитие педа­гогических идей и практики образования в различные историче­ские эпохи;

    отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

    Процесс дифференциации в педагогической науке продолжа­ется. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?

    2. Обоснуйте опыт и предмет педагогики.

    3. Каковы функции педагогики?

    4. Дайте характеристику образования как социального феномена.

    5. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.

    6. Дайте определения понятий: педагогический процесс, педагогиче­ская система, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогиче­ская задача.

    7. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.

    8. Какова структура современной педагогической науки?

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

    Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.

    Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.

    Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

    Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1992.

    Саймон Б. Общество и образование. — М., 1989.

    Стоунс Р. Психопедагогика. — М., 1985.

    Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. — М., 1993.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта