Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Возникновение и становление педагогической профессии

  • § 2. Особенности педагогической профессии Своеобразие педагогической профессии

  • Гуманистическая функция педагогической профессии

  • Коллективный характер педагогической деятельности

  • Творческая природа труда учителя

  • § 3. Перспективы развития педагогической профессии

  • § 4. Специфика условий труда и деятельности учи­теля сельской школы

  • учебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др). Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с


    Скачать 2.48 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с
    Анкоручебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    Дата04.12.2017
    Размер2.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    ТипУчебное пособие
    #10662
    страница2 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ


    Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек... — эта должность гораздо значительнее самых высоких долж­ностей в государстве.

    Платон

    Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии


    • Возникновение и становление педагогической профессии • Особен­ности педагогической профессии • Перспективы развития педагоги­ческой профессии • Специфика условий труда и деятельности учи­теля сельской школы

    § 1. Возникновение и становление педагогической профессии

    В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвова­ли на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общи­не была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охо­та, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вме­нялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять при­смотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов созна­тельного изготовления орудий труда, повлекших за собой необ­ходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную груп­пу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастаю­щего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так вос­питание стало сферой деятельности и сознания человека.

    Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объ­ективные основания. Общество не могло бы существовать и раз­виваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену стар­шему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

    Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматрива­ются как синонимы. В современных словарях воспитатель опре­деляется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и раз­витие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, по­явилось позже, когда человечество осознало, что знания есть цен­ность сама по себе и что нужна специальная организация деятель­ности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Та­кая деятельность получила название обучения.

    В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые воль­нонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педаго­ги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знав­шие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китай­ских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

    В средние века педагогами, как правило, были священники, мо­нахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще ста­новились люди, получившие специальное образование.

    В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностя­ми родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывает­ся основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Роди­ну, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."*

    * См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государ­ства XIV - XVII вв. / Сост. С.Д.Бабшин, Б.Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
    В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

    С момента возникновения педагогической профессии за учи­телями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и не­делимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пла­мень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".*

    * Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 2. - Л., 1977. - С. 351.
    Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуци­анства. Основные взгляды изложе­ны в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

    Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодиче­ский перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования прак­тически всегда недооценивала диалектическое единство обу­чения и воспитания, целост­ность развивающейся личнос­ти. Как нельзя обучать, не ока­зывая воспитательного влия­ния, так нельзя и решать вос­питательные задачи, не вооружив воспитанников довольно слож­ной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде все­го как воспитателя.

    Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

    "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спра­шивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель.

    Я.А.Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, пе­дагог, писатель. В основе его педа­гогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впе­рвые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основ­ные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Ма­теринская школа" и др.

    Человеком трудной и завид­ной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему наро­ду собранную воедино муд­рость мира. Он написал десят­ки учебников для школы, свы­ше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с име­нем великого чешского педагога.

    И.Г.Песталоцци (1746 - 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начально­го обучения. В своей теории эле­ментарного обучения связал обуче­ние с воспитанием и развитием ре­бенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гер­труда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

    Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как ника­кая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, кото­рый заботливо застраивает зна­ниями все уголки человеческо­го существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души лю­дей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.*

    * См.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 248 - 284.
    Швейцарский педагог Ио­ганн Генрих Песталоцци затра­тил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой ра­дости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с над­писью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ни­чего — для себя".

    Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники вы­держали небывалый в истории тираж. Например, "Родное сло­во" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и се­годня. Он так охарактеризовал общественное значение про­фессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современ­ным ходом воспитания, чувст­вует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровших­ся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся госу­дарства и им живут целые поколения"*.

    * Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М., 1951. - С. 32.
    К.Д.Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основопо­ложник научной педагогики в Рос­сии. Основа его педагогической сис­темы — требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике про­водил идею воспитывающего обуче­ния. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги­ческой антропологии".

    А.С.Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель. Раз­работал теорию и методику воспи­тания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производи­тельным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Ос­новные труды: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", статьи.

    Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на ут­вердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он проти­вопоставил им педагогику, гу­манистическую по сути, опти­мистическую по духу, проник­нутую верой в творческие силы и возможности человека. Тео­ретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемир­ное признание. Особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и прие­мам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наиболь­шего напряжения, но и больших сил, больших способностей".*

    * Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 178.
    § 2. Особенности педагогической профессии

    Своеобразие педагогической профессии

    Принадлежность человека к той или иной профессии прояв­ляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представи­телей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в от­дельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профес­сий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности ста­новление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физическо­го развития, формирования ее духовного мира.

    Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодей­ствия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и на­править усилия других людей на их достижение.

    Особенность обучения и воспитания как деятельности по со­циальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двой­ной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание со­ставляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отноше­ния с теми людьми, которыми он руководит или которых он убе­ждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека спе­циальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в за­висимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руково­дит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

    Так, в профессии учителя умение общаться становится про­фессионально необходимым качеством. Изучение опыта начи­нающих учителей позволило исследователям, в частности B.A-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающие­ся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контак­та, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начи­нающие учителя испытывают психологические "барьеры" по не­опытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные кон­такты с детьми, без эмоционального богатства которых невозмож­на продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

    Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

    Гуманистическая функция педагогической профессии

    За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлени­ем учащегося, воспитанника к конкретным требованиям совре­менной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с раз­витием его личности, творческой индивидуальности.

    С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанни­ков к нуждам данного момента, к определенной социальной си­туации, к конкретным запросам общества. Но, с другой сторо­ны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником куль­туры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой куль­туры, учитель работает на будущее.

    В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общече­ловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый

    план, стремление служить будущему характеризовали прогрессив­ных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, вы­двигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом ин­дивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманно­стью: это стремление к благо­родным общечеловеческим це­лям".* В реализации этой цели, считал он, особая роль принад­лежит учителю, который явля­ется живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

    * Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С. 237.
    А.Дистервег (1790 — 1866) — не­мецкий педагог-демократ, после­дователь Песталоцци. Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросо-образность, самодеятельность. Ав­тор двадцати учебников по матема­тике, немецкому языку, естество­знанию, географии, астрономии. Основной труд — "Руководство к образованию немецких учителей".

    Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Тол­стой, — он будет хороший учи­тель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи­теля, который прочел все кни­ги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершен­ный учитель".*

    * Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1956. - С. 362.
    Л.Н.Толстой (1828 - 1910) - все­мирно известный художник слова, внесший крупный вклад в разви­тие отечественной педагогической культуры. Разрабатывал идеи сво­бодного воспитания. Автор "Азбу­ки", "Книг для чтения", методи­ческих руководств.

    Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обу­чения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлин­но гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче коман­дует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему при­нуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

    В.А.Сухомлинский (1918 — 1970) — отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания де­тей: "Воспитание личности в со­ветской школе", "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "О воспитании".

    В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности. "Век математики — хорошее крылатое выраже­ние, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека".*

    * Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1981. — С. 123 - 124.
    Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практи­ческая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

    Основой успеха учителя, считал он, является духовное богат­ство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уро­вень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

    Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поста­вить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально пол­нокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, вы­пестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".*

    * Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Т. 5. - Киев, 1980. - С. 102.
    История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, соци­альной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряжен­нее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

    К.Роджерс (1902 - 1987) — амери­канский психолог; видный пред­ставитель гуманистической психо­логии, автор центрированной на клиенте психотерапии.

    Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников со­временного гуманистического направления в западной педагоги­ке и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями про­мышленности, армии, неспо­собностью и, главное, нежела­нием многих, начиная от рядо­вого учителя и кончая руково­дителями высшего ранга, рас­ставаться со своей, пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответ­ственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он пред­полагает не простое принятие на себя обстоятельств демократи­ческого идеала".*

    * Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. — Toronto; London; Sydney, 1983. — P. 307.
    Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближай­шем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая учени­ка, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправ­ленного изменения как самого себя, так и общества.

    Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя край­не негативно сказывается и на нем самом, так как он постепен­но теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способ­ности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащего­ся, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общест­ва стремление передовых педагогов противопоставить миру на­силия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзыва­ется в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г.Песталоцци, от­мечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания» кото­рые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям".*

    * Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. — М., 1981. - С. 68.
    Речь собственно идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение сво­ей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманисти­ческое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встре­чаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспиты­вать", брать на себя право поучать, лишенные способности оце­нивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образова­тельного процесса, учитель должен признавать право быть субъ­ектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способ­ным довести их до уровня самоуправления в условиях доверитель­ного общения и сотрудничества.

    Коллективный характер педагогической деятельности

    Если в других профессиях группы "человек — человек" резуль­тат, как правило, является продуктом деятельности одного чело­века — представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень труд­но вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источни­ков воздействий в качественное преобразование субъекта деятель­ности — воспитанника.

    С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход по­нятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогиче­ский коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредст­венное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

    Большое значение формированию педагогического коллекти­ва придавал А.С.Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, еди­ного точного подхода к ребенку, там не может быть никакого вос­питательного процесса".*

    * Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 179.
    Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название пси­хологического климата коллектива.

    А.С.Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педа­гогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформирован­ности педагогического коллектива. "Единство педагогического кол­лектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллек­тиве, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, кото­рый идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опас­нее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее".* А.С.Макаренко ут­верждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

    * Там же. С. 292.
    Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирова­ния педагогического коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А.Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитан­ников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов обра­зования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллек­тива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В.А.Сухомлинский отвечал однознач­но — его творят коллективная мысль, идея, творчество.

    Творческая природа труда учителя

    Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для дос­тижения поставленных целей. Творческий характер педагогиче­ской деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, ис­кусство) творчество педагога не имеет своей целью создание со­циально ценного нового, оригинального, поскольку его продук­том всегда остается развитие личности. Конечно, творчески ра­ботающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою пе­дагогическую систему, но она является лишь средством для по­лучения наилучшего в данных условиях результата.

    Мотивы — то, что побуждает дея­тельность человека, ради чего она совершается.

    Творческий потенциал личности педагога формируется на ос­нове накопленного им социального опыта, психолого-педагоги­ческих и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Только эру­дированный и имеющий спе­циальную подготовку учитель на основе глубокого анализа воз­никающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к по­вышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

    Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, орга­низацию, реализацию и анализ результатов.

    В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняю­щихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходи­мых для проверки предположения и достижения искомого резуль­тата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

    Коммуникации — понятие, исполь­зуемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характери­стики структуры деловых и меж­личностных связей между моделя­ми. 2. Для характеристики обмена информацией в человеческом об­щении вообще.

    Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально по­добранных задач, направлен­ных на развитие каких-либо структурных компонентов твор­ческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодо­ления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, класси­фикация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

    Эвристика — система логических приемов и методических правил теоретического исследования.

    Опыт творческой деятельности не вносит принципиально но­вых знаний и умений в содержание профессиональной подготов­ки учителя. Но это не означа­ет, что научить творчеству нель­зя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, кото­рая выступает регулирующим фактором процессов решения пе­дагогических задач.

    Креативность — способность, отра­жающая глубинное свойство инди­видов создавать оригинальные ценности, принимать нестандарт­ные решения.

    Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение но­вых функций, методов и приемов, на комбинирование но­вых способов деятельности из известных и др. Этому же спо­собствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их состав­ляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

    Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в мень­шей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. B.A-Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педаго­гическим аспектом творческой деятельности учителя и субъектив­но-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных за­дач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести уме­ния управлять своим психическим и эмоциональным состояни­ем, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию об­щения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую лич­ность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

    Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креатив­ности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-твор­цу присущи также такие качества, как инициативность, самостоя­тельность, способность к преодолению инерции мышления, чув­ство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая по­требность в достижении, целеустремленность, широта ассоциа­ций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

    Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учи­тель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные пре­образования и сам в этом деле является наглядным примером.

    § 3. Перспективы развития педагогической профессии

    В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроб­лении, сколько в развитии все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятель­ности обусловлен прежде всего существенным "усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано измене­ниями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

    Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70 — 80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художе­ственной, спортивной, туристско-краеведческой и другими вида­ми деятельности школьников.

    Итак, профессиональная группа специальностей — совокуп­ность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характе­ром своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

    Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нормы.

    Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокуп­ностью знаний, умений и на­выков, приобретенных в ре­зультате образования и обеспе­чивающих постановку и реше­ние определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

    Педагогическая специализация — определенный вид деятельно­сти в рамках педагогической специальности. Она связана с кон­кретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

    Педагогическая квалификация — уровень и вид профессио­нально-педагогической подготовленности, характеризующей воз­можности специалиста в решении определенного класса задач.

    Педагогические специальности объединены в профессиональ­ную группу "Образование". Основанием дифференциации педа­гогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объек­том профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъективные ("человек — чело­век"). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

    Второе основание для дифференциации специальностей — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с раз­вивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, под­ростковый возраст, юность, зрелость и старость).

    Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (на­рушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

    Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлени­ям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Оче­видно, что такой подход противоречит факту целостности лич­ности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс — интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функ­ций, сферы деятельности.

    Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в об­ласти образования все больше проявляется действие закона обоб­щенного характера труда. В условиях все более явно проявляю­щейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общ­ность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогическо­го процесса является важнейшей характеристикой педагогическо­го мышления современного учителя.

    § 4. Специфика условий труда и деятельности учи­теля сельской школы

    К специфике труда педагога для учителя сельской школы до­бавляются еще некоторые особые условия, игнорирование кото­рых может привести к серьезным просчетам в организации учеб­но-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной дея­тельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех ти­пов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школь­ников к труду в аграрном комплексе.

    Множество факторов, определяющих специфику труда и дея­тельности учителя сельской школы, можно объединить в две груп­пы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая — некоторым отставанием со­циально-экономического развития села по сравнению с городом.

    Сельскохозяйственное окружение школы создает исключитель­но благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблю­дений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприя­тий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильно­му социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

    Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обу­словлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского насе­ления. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их прояв­лениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступ­ки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера об­щественных отношений, как правило, становятся известны всем.

    Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохра­няя общие для семей современного общества черты, она харак­теризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культур­ный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родите­лей в вопросах воспитания.

    К факторам, затрудняющим организацию педагогического про­цесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность боль­шинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать препо­давание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соот­ветствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса.

    Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной школе — учителя-универсала.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической про­фессии?

    2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"?

    3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, уче­ных, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.

    4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.

    5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?

    6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном об­ществе?

    7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?

    8. В чем своеобразие педагогической профессии?

    9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.

    10. В чем проявляется коллективный характер педагогической дея­тельности?

    11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду твор­ческих?

    12. Соотнесите понятия "педагогическая профессия", "педагогиче­ская специальность", "педагогическая квалификация".

    13. Перечислите современные педагогические специальности и ква­лификации.

    14. Напишите микросочинение на тему "Педагогическая профессия в XXI в.".

    15. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы?

    16. Подготовьте реферат на тему "Современное общество и учитель".

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Борисова С.Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. — М., 1983.

    Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. — Л., 1988.

    Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985.

    Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1985.

    Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. — М., 1989.

    Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1995.

    Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.

    Соловейчик С.Л. Вечная радость. — М., 1986.

    Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учите­ля. — М.; Ставрополь, 1991.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта