Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Обоснование новой методологии педагогики И.Ф.Гербарт

  • § 2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

  • § 3. Понятие о педагогических ценностях

  • § 4. Классификация педагогических ценностей

  • Синкретический

  • § 5. Образование как общечеловеческая ценность

  • культурно-гуманистические функции образования

  • учебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др). Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с


    Скачать 2.48 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с
    Анкоручебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    Дата04.12.2017
    Размер2.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    ТипУчебное пособие
    #10662
    страница8 из 34
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

    Глава 7. Аксиологические основы педагогики


    • Обоснование новой методологии педагогики • Аксиологический под­ход в изучении педагогических явлений • Понятие о педагогических ценностях • Классификация педагогических ценностей • Образование как общечеловеческая ценность

    § 1. Обоснование новой методологии педагогики

    И.Ф.Гербарт (1776 - 1841) - не­мецкий философ-идеалист, психо­лог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Вы­двинул концепцию 4 ступеней (прин­ципов) обучения (ясность, ассо­циация, система, метод).

    Сравнение успехов в образовании в различных странах пока­зывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степе­ни ее "врастания" в педагоги­ческую теорию и практику. Современная европейская шко­ла и образование в своих ос­новных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребелем, И.Ф.Гербартом, А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели обра­зования, которая в течение XIX — XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основ­ных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического про­цесса и школьной жизни.

    Ф.Фребель (1782 - 1852) - немец­кий педагог, теоретик дошкольно­го воспитания, разработал идею детсада и основы методики работы в нем.

    Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и под­верглись острой критике. В основу способов построения учебных предметов была по­ложена идея последовательно­го накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.

    Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимо­сти понимания чужой точки зрения, уважения личности. Пере­ориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической философии образо­вания, выступающей в качестве методологии педагогики.

    Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматри­вать как совокупность теоретических положений о педагогиче­ском познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.

    Однако, как известно, научное познание, в том числе и педа­гогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспек­тов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" меж­ду теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удов­летворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гу­манизации общества.

    Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

    равноправие философских взглядов в рамках единой гумани­стической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

    равнозначность традиций и творчества, признание необходи­мости изучения и использования учений прошлого и возможно­сти духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообога­щающего диалога между традиционалистами и новаторами;

    экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентно­сти.

    Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, об­щения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

    § 2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

    Аксиологический подход органически присущ гуманистиче­ской педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отноше­нию к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно ме­тодологии современной педагогики.

    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человече­ство, но и характеризует каждого отдельного человека. Гумани­стическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

    Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образо­вательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позво­лит установить критерии оценки деятельности учреждений, ста­рых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осущест­вление принципиально иной направленности образования, свя­занной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифици­рованных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

    Гуманистическая направленность образования меняет привыч­ные представления о его цели как формировании "систематизи­рованных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, ко­торая проявилась в искусственном разделении обучения и воспи­тания. В результате политизации и идеологизации учебных про­грамм и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и националь­ной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового вос­питания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направ­ляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельст­вам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностя­ми, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и харак­тера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже сущест­вование всего человечества.

    Идея гуманизации образования, являющаяся следствием при­менения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое зна­чение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нрав­ственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманисти­ческая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

    § 3. Понятие о педагогических ценностях

    Категория ценности стала предметом философского осмысле­ния в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъ­ективному фактору в целом.

    Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая зна­чимость того, что создал человек в процессе истории. В общест­ве любые события так или иначе значимы, любое явление выпол­няет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с соци­альным прогрессом.

    Ценностные характеристики относятся как к отдельным собы­тиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъ­екту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личнос­ти. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созида­ние новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру цен­ностей и включает в сложную иерархию этого мира.

    Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания зна­чимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принци­пиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и по­тому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от цен­ности оценка может быть не только положительной, но и отри­цательной. Именно благодаря оценке происходит выбор предме­тов, нужных и полезных человеку и обществу.

    Рассмотренный категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее соци­альной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отража­ют ее гуманистический смысл.

    Педагогические, как и любые другие духовные, ценности ут­верждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной прак­тики. Причем эта зависимость не механическая, так как желае­мое и необходимое на уровне общества часто вступают в проти­воречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

    Педагогические ценности представляют собой нормы, регламен­тирующие педагогическую деятельность и выступающие как по­знавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным ми­ровоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностя­ми осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

    С изменением социальных условий жизни, развитием потреб­ностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяс­нительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяют­ся богатством личности учителя, направленностью его профессио­нальной деятельности.

    § 4. Классификация педагогических ценностей

    Педагогические ценности различаются по уровню своего су­ществования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

    Социально-педагогические ценности отражают характер и со­держание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, рег­ламентирующих деятельность общества в сфере образования.

    Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педаго­гическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный ха­рактер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

    Личностно-педагогические ценности выступают как социаль­но-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие харак­теристики личности учителя, составляющие в своей совокупнос­ти систему его ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитив­ные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педа­гогических ценностей. Эта система включает:

    ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, при­знание профессии ближайшим личным окружением и др.);

    ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расши­ряющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

    ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой инди­видуальности (возможности развития профессионально-творче­ских способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

    ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (твор­ческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально не­благополучным детям и др.);

    ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государ­ственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послуж­ной рост и др.).

    Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, разли­чающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные цен­ности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответст­венность перед государством, возможность самоутверждения, лю­бовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат ос­нованием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

    Цели педагогической деятельности определяются конкретны­ми мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализу­ются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия "личность ребенка" и "Я-профессионал" оказываются взаимосвязанными.

    Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную страте­гию, содержание которой составляет развитие себя и других. Сле­довательно, ценности-цели отражают государственную образова­тельную политику и уровень развития самой педагогической на­уки, которые, субъективируясь, становятся значимыми фактора­ми педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируют­ся в результате овладения теорией, методологией и педагогиче­скими технологиями, составляя основу профессионального обра­зования педагога.

    Ценности-средства — это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих за­дач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные дей­ствия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отра­жающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы дейст­вий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, цен­ности-качества и ценности-знания.

    Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодей­ствия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятель­ности не остается неизменным и варьирует в зависимости от ус­пешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворя­ются его профессиональные и личностные потребности. Ценно­стное отношение к педагогической деятельности, задающее спо­соб взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманисти­ческой направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к про­фессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существо­вание и диалектику "Я-реального", "Я-ретроспективного", "Я-идеального", "Я-рефлексивного", "Я-профессионального". Дина­мика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

    В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интел­лектуальных, рефлексивных и интерактивных.

    Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельно­сти, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психо­лого-педагогические и предметные знания, но и степень их осо­знания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концеп­туальной личностной модели педагогической деятельности.

    Ценности-знания — это определенным образом упорядочен­ная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации лично­сти, закономерностей и принципов построения и функциониро­вания образовательного процесса и др. Овладение педагогом фун­даментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессио­нальной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные твор­ческие приемы педагогического мышления.

    Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имею­щую синкретический характер. Он проявляется в том, что цен­ности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отноше­ния зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

    Синкретический — слитный, нерасчлененный.

    Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разры­вов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обуслов­ливают мировоззренческое самоопределение педагога.

    § 5. Образование как общечеловеческая ценность

    Признание образования в качестве общечеловеческой ценно­сти сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждает­ся конституционально закрепленным правом человека на обра­зование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образо­вания, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

    Реализация тех или иных ценностей приводит к функциони­рованию различных типов образования. Первый тип характери­зуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной под­готовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспече­нию жизнедеятельности человека. Второй — основан на широ­кой культурно-исторической ориентации. При таком типе обра­зования предусматривается получение сведений, которые заведо­мо не будут востребованы в непосредственной практической дея­тельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, по­требности производства и задачи образовательных систем.

    Для преодоления недостатков первого и второго типов обра­зования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного разви­тия, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

    Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

    развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

    формирование характера и моральной ответственности в си­туациях адаптирования к социальной и природной сферам;

    обеспечение возможностей для личностного и профессиональ­ного роста и для осуществления самореализации;

    овладение средствами, необходимыми для достижения интел­лектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

    создание условий для саморазвития творческой индивидуаль­ности и раскрытия духовных потенций.

    Образование выступает средством трансляции культуры, овла­девая которой человек не только адаптируется к условиям посто­янно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

    Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмыс­ления культурно-гуманистических функций образования, являет­ся его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

    Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-разви-вающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмо­ционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

    Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых техноло­гий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть без-личностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

    Для разработки таких технологий частичного обновления мето­дов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заклю­чается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном рос­те педагога и учащихся.

    Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Ка­чество и мера этого развития выступают показателями гуманиза­ции общества и личности.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?

    2. В чем суть гуманистической философии образования?

    3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изу­чении педагогических явлений?

    4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.

    5. Дайте определение педагогических ценностей.

    6. Подготовьте схему "Классификация педагогических ценностей" и дайте их характеристику.

    7. Почему образование — это общечеловеческая ценность?

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб 1992.

    Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Д.Г. Эффективность образования. — М., 1991.

    Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994. Философия образования для XX века. — М., 1992.

    Шварцман К.А. Философия и воспитание. — М., 1989.

    Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отече­ственных теории личности. — Ростов н/Д, 1995.

    Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34


    написать администратору сайта