Главная страница
Навигация по странице:

  • Возрастная эволюция детского рисунка

  • Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


    Скачать 382.31 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
    Дата07.02.2020
    Размер382.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла8.docx
    ТипУчебное пособие
    #107488
    страница9 из 80
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   80

    Возрастная эволюция детского рисунка. Пути развития интереса к изобразительному искусству


    Возрастная эволюция детского рисунка

    Детское рисование – это реально наблюдаемое, исторически устойчивое явление человеческой жизни. Дети рисуют везде и чем придётся; их рисунки можно видеть повсюду: на асфальтовых дорожках, на заборах и стенах домов. Они удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок, т.е. образным содержанием и художественной трактовкой изображений. Рисунки, исполненные карандашами и красками на бумаге, хранят в семьях, в школах и музеях, их печатают в книгах и журналах, экспонируют на художественных выставках. Популярные сегодня выставки детского творчества привлекают зрительское внимание разных слоёв населения, представителей отечественных и международных общественных организаций, а также учреждения государственной власти. Наконец, детское рисовальное творчество является объектом исследования таких наук как философия, культурология, искусствоведение, психология, медицина, педагогика, семиотика, лингвистика и т.д.

    О.Л. Некрасовой-Каратеевой разработана новая периодизация детского художественно-изобразительного творчества:

        • доизобразительное рисование (1–3 года);

        • изображение как образ предмета (3–5 лет);

        • изображение как образ явления/события (5–7 лет);

        • изображение как образ знания (7–10 лет);

        • изображение как художественный объект (10–12 лет);

        • изображение как образ идеи (12–14 лет);

        • изображение как образ внутреннего «Я» (14–17 лет).

    Доизобразительное рисование (13 года) – начало рисовальной деятельности и овладения графическими элементами в энергичном «чирканье». Получающиеся в ходе этого «следы» – результат движений ребёнка – хранят информацию об их направленности, силе и ритме. На основе постепенного объединения зрительных и двигательных импульсов у ребёнка начинается дифференцирование «каракуль» и намеренное их использование. Малыш осваивает пространство рисунка в параметрах листа бумаги. В процессе

    «каракульной» практики он обращается к волевому рисованию неких компактных графических конгломератов, которые оказываются для него предпочтительными. Наступает фаза объектного рисования, когда графические или цветные формы, возникающие в процессе рисования, ребёнок начинает различать и называть как образы-аналоги реальных объектов; вслед за этим сознательно их повторяет. Это ещё не предметное, а образно-символическое изображение обобщённых детских представлений, осознаваемое ребёнком. Конечно, не все детские «каракули» имеют выраженное содержание, однако встречаются и рисунки, вызывающие у зрителя восхищение красотой и энергией линий, динамикой и ритмом штрихов, цветовыми сочетаниями контрастных и близких по цвету пятен, гармонией всех элементов рисунка. Рисунок выражает характер, темперамент, настроение ребёнка, обнаруживает его индивидуальный «почерк». Эмоциональная выразительность рисунков, их эстетические качества придают особую художественность продуктам детского творчества. Объектное рисование - переходная фаза от доизобразительного рисования к изобразительному.

    Изображение как образ предмета (35 лет). Предметное рисование начинается как «номинативное», то есть имеющее цель представить в графическом воплощении образы объектов, вычлененных из действительности и узнанных ребёнком. Это графические эквиваленты изображаемых структурных объектов, идеальные схемы – «формулы выразительности», в которых преобладают общие черты и типические признаки. Предметы в рисунке не перекрывают друг друга, их размеры и отношения соответствуют значимости для автора. Первоначально и цвет малыш использует номинативно (предметно, природно): он применяет его для обозначения главной характеристики изображения (солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее и т.д.). Постепенно ему открываются возможности передавать цветом различные настроения и собственное отношение к изображаемому – «смешно», «красиво»,

    «страшно», «нежно» и т. д., что усиливает художественность детского рисунка. Трёх-пятилетние дети зачастую изображают «неизобразительное»: красоту, радость, аромат, тепло, страх, мечту и т.п. Таким образом в детском рисовальном творчестве осваивается символическое начало.

    Рисункам детей четырёх–пяти лет свойственен импульс-замысел, схематичный лаконизм форм, чистота и яркость локального цвета, образно выразительная обобщённость изображений. Характер образа символичен, структура его – функционально-конструктивная. Композиция рисунка организуется смысловым взаиморасположением фигур, чувственным ритмом линий, форм и цветовых пятен. Графическая изобретательность и цветовая чувствительность ребёнка придают его рисунку художественную и динамическую определённость и выразительность, в том числе – авторской позиции.

    Изображение как образ явления/события (57 лет). Данный возраст исследователями по праву назван «золотым веком» детского рисования. В это время происходит общий подъём эмоциональной и интеллектуальной активности ребёнка, а целостность интеллектуально-эмоциональных операций является структурной основой художественно-творческого освоения мира. Рисовальное творчество детей обнаруживает устойчивые характерные признаки: искренность, повышенную эмоциональность, богатство и оригинальность фантазии, простоту и уверенность детской логики, оптимизм в трактовке образов, смелость композиционных решений, изобретательность в использовании изобразительных средств, большую продуктивность. Детьми осваиваются такие художественные средства композиционной выразительности как пропорциональность форм и их частей, ритмическая динамика линий и форм, ориентированное положение изображений в формате листа (картинной плоскости), смысловое дистанционное взаиморасположение фигур, живописный психологизм цвета и цветовых сочетаний. По-своему решаются проблемы изображения движения и, соответственно, – времени и пространства («фронтальная», «фризовая», «ярусная», «фронтально-плановая», «кулисная» и другие системы). Дети вольны в выборе тем, в их трактовке и средствах выражения. Ребёнок не просто воспроизводит то, что видит и знает, он по- своему задумывает и строит свой рисунок-рассказ, усиливая его художественную образность, поражая фантазией, наблюдательностью и первозданной мудростью. Детский рисунок отличается индивидуальной манерой рисования, композиционной слаженностью, определённостью пластических характеристик изображаемых предметов, живописностью в передаче настроений. Достигается в нём и высокий уровень изобразительной культуры.

    Изображение как образ знания (710 лет). В этот период в детском изобразительном творчестве начинает преобладать аналитический принцип, основанный на активизации зрительного восприятия и логического мышления в школьном образовании. Тематика рисунков и их трактовка раскрывают объём, характер и уровень знаний, ребёнка. Познавательные моменты начинают господствовать над его фантазией, эмоцией и художественной волей. У ребёнка

    формируется зрительная концепция картины мира, зреет сознание пространственного и временного единства, ведутся поиски возможностей графической передачи этого знания. В детских рисунках происходит централизация композиции, возникает идея «загораживания» одних, предметов другими, устанавливается принцип «отстранённости», «как бы объективного» взгляда на действительность. Рисунок становится сюжетно-повествовательным, более точным в пропорциях и конструкциях изображаемых фигур, предметов, механизмов. У ребёнка развивается тяга к симметрии, аккуратности, правдоподобию рисунка, к объёмности и визуально-перспективному решению изображения пространства. Знакомство с большим количеством образцов

    «настоящего» искусства вызывает неудовлетворение своими прежними достижениями. Ребёнок начинает строго судить собственное рисовальное творчество и рисунки ровесников. В результате большинство детей теряет интерес к рисованию, компенсируя его интересом к чтению, к зрелищным формам досуга и коллективным занятиям. Детский рисунок постепенно утрачивает прежнюю художественную образность. Некоторые дети этого возраста сосредотачивают рисовальные средства на интересующих их темах, становясь «узкими специалистами» в рисовании лошадей, кораблей, автомобилей, технических новшеств, насекомых, доисторических животных, архитектурных сооружений и т.п., исчерпывая этим личностные творческие потребности. Увлечённые же рисованием школьники продолжают занятия в изостудиях или в художественных школах, где естественное детское творчество переходит в русло управляемой, руководимой деятельности. Всё больше рисуя с натуры, они постигают законы реалистического изображения. Учебное рисование также представляет изображение как образ знания.

    Изображение как художественный объект (1012 лет). Ребёнок этого возраста стремится быть свободным и результативным в действиях. Настаёт период для его продуктивной деятельности, для занятий художественным творчеством в разных материалах, доминирующей становится исследовательская и созидательная активность. У ребёнка возникает интерес к рукоделию, моделированию, художественному труду, к разнообразным технологиям. Работа по достижению художественного изображения заменяется созданием художественного объекта. Рисунок старательно «отделывается», техническая сторона исполнения становится порой важнее его содержания.

    Особое выразительное значение приобретает фактура изображения. Девочки проявляют склонность к орнаментально-декоративному рисованию, к детальной проработке костюмов, к передаче свойств изображаемых материалов, часто заключают рисунок в узорчатую рамку. Мальчиков привлекает динамическое рисование комиксов и карикатур, оформление школьных газет. Предпочтительными становятся разные виды материально- художественного творчества, компьютерной и печатной графики, а также коллективные формы изобразительной деятельности – роспись стен, оформительских панно, изготовление театральных костюмов и занавесей, когда объединяются процессы познания, игры, сотворчества в делании. Создание

    художественных объектов является особой творческой деятельностью детей. В их сознании оно подчас отделяется от рисования.

    Изображение как образ проблемы/идеи характерно для творчества детей 1214 лет. К этому возрасту в результате жизненного опыта и школьного образования ребёнок имеет большой объём фактических знаний. Дети с увлечением рисуют сложные, подробные, многодетальные композиции на темы своих фантазий и собственных представлений о космосе, антимирах, биологическом микромире, исторических событиях и пр. с позиций личного участия и оценки. Реальные и нереальные ситуации и объекты рисуются визуально убедительно, сюжет даётся как «погружение» в атмосферу изображаемого события. Нередко создаются сюрреалистические композиции с усиленной активностью цвета и деформацией объектов. Абстрактные узорные композиции возникают и развиваются соответственно внутреннему ритму и эмоциональному настроению автора. Для подростка оказывается психологически важным значение абстрактного моделирования как фактора раскрытия и тренинга своих творческих способностей в передаче авторской идеи или душевного состояния (частые темы таких рисунков: «весеннее возрождение», «тоскливое одиночество», «печальная мелодия», «гимн радости», «злой мир» и т.п.). Это рисунки явно художественного порядка. Рисование подростков также обслуживает потаённые сферы их психической жизни (рисунки в личных дневниках, на страницах школьных учебников и тетрадей, в письмах и «анкетах» друзей).

    В этот период начинают заметно проявляться тендерные (полоролевые) особенности и различия в рисовании. Рисункам мальчиков свойственны чёткость, лаконичность, плакатность или утрированная пространственность, космичность композиционных решений. Работы девочек отличает повествовательность в изображении деталей, среды, сложная проработка фигур и фона. Одних волнует сила ощущений, других – значение событий и обстоятельств. Рисунок обретает глубинный, нередко скрытый смысл, где иносказание достигается с помощью цвета, фактуры, тона, символичных форм, знаков. Тематика рисунков детей этого возраста отображает их нравственные поиски; она имеет историко-философское содержание; суждения авторов рисунков категоричны, характеристики – конкретны. Даже натурные работы драматизируются, а композиции по авторскому замыслу отличает символичность трактовок проблем и идей, волнующих подростков.

    Изображение как образ внутреннего «Я» (1417 лет). В психологии старших подростков происходит поворот от реакции на внешний мир к оценке своих внутренних состояний, формирование «образа Я»; определяются собственные устремления, предпочтения в самореализации, интерес к профессионально ориентированной деятельности. Многие из них вновь обращаются к изобразительной деятельности, у них формируется сознательный интерес к овладению техниками и достижению эстетического эффекта с помощью разных приёмов и материалов. Самым распространённым мотивом рисования становится автопортрет. Чаще других тем в композиционных рисунках изображаются юноши и девушки, литературные или киногерои,

    происходит активизация философского сознания в определении своего идеала. Рисуются образы идеальных персонажей, портреты великих людей. Часто создаются рисунки-иллюстрации к волнующим автора произведениям, а иногда

    • абстрактные эмоционально-выразительные композиции. В процессе рисования доминирующей становится умозрительная активность. Композиционные решения и изобразительные приёмы реализуются с учётом собственного опыта и знаний, почерпнутых из истории и практики профессионального искусства. В творчестве юных художников встречаются подражания манерам знаменитых и модных художников, а также происходит углубление поисков собственного живописного языка. Завершается этот период

    «выходом» в самостоятельное творчество и осознанием необходимости освоения изобразительной грамоты на профессиональной основе.

    В традиционной периодизации детского художественно- изобразительного творчества самая первая стадия детского рисунка носит название неизобразительного рисования, для нее свойственны бессмысленные каракули и штрихи.

    Вторая стадия – обозначения, в данный период ребенок начинает придавать каракулям некоторое значение. В этот период нас удивляет, когда ребенок показывает нам свои рисунки с изображением непонятных форм, как правило – это круги, и утверждает, что это машина или корабль.

    И третья стадия – это период сознательных попыток изобразить предмет.

    Она имеет 4 фазы:

      • фаза схематического рисования, на которой происходит

    «описание» предмета не словами, а знаками;

      • фаза возникновения чувства формы и линий, рисунок имеет смешанный характер символических форм и штрихов, соответствующих виду объекта изображения;

      • фаза правдоподобного изображения: повышение степени соответствия рисунка внешнему виду изображаемых объектов;

      • фаза правильного изображения, на данном этапе ребенок воспроизводит действительные формы объекта с использованием светотени и иллюзорного объемно-пространственного построения.

    Как мы видим в каждый возрастной период ребенок будет изображать действительность в силу своего физического, психологического и умственного развития.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   80


    написать администратору сайта