Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Дидактические принципы в преподавании изобразительного искусстваСодержание учебного материала и организация урока изобразительного искусства должны отвечать дидактическим принципам. Дидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно- историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принцип гуманизации – полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью. Принцип демократизации – индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса. Принцип природосообразности – педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Принцип культуросообразности – понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее. Принцип научности – отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники. Принцип доступности и нарастающей трудности – учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями. Принцип наглядности – применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии; использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации. Принцип систематичности и последовательности – обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ. Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством – коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других. Принцип прочности, осознанности жизнедейственности результатов воспитания, обучения и развития – формирование позитивного отношения к изучаемому; применение полученных знаний в новых ситуациях. Принцип связи теории с практикой и с жизнью – организация разнообразной творческой деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек. Принцип эстетизации детской жизнедеятельности – эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей; формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогического взаимодействия. Принцип субъектности – развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей. Педагогические правила — система способов действия учителя в типичной ситуации в педагогическом взаимодействии. Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны. Искусство отражает жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует разум и чувства человека. В процессе обучения учитель формирует и развивает логические умения учащихся: анализировать объекты и явления окружающей действительности; выделять главное; сравнивать; строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять основные понятия в области изобразительного искусства и художественной деятельности; ставить и разрешать проблему в области изучения изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности. Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые учителю необходимо формировать как развивающий аспект цели. Например, выявление отличительных особенностей различных школ народного декоративно-прикладного искусства, средств художественной выразительности в произведениях искусства, художественного образа. Развитие сенсорной и двигательной сферы, развитие художественных способностей. |