Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства в школеУмение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. В Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм. Египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Обучение рисованию в Древнем Египте происходило на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Обучая рисованию, художник- педагог заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным шаблонам. В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию. Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники- педагоги Греции. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не признавали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Виллар де Синекур (XIII век) (Villard de Honnecourt), французский архитектор, вошедший в историю своим «альбомом», являющимся ценным источником сведений по западноевропейскому средневековому зодчеству. Свой «альбом» или книгу рисунков (которые исполнены свинцовым штифтом, обведены пером и снабжены комментариями) Виллар, вероятно, вел первоначально, просто как путевой дневник, но затем решил превратить в учебное пособие с «хорошими советами в великом искусстве каменного и плотничьего дела», а также по «умению изображать, как тому учат законы геометрии». Мастер приводит тут архитектурные зарисовки (соборов в Реймсе, Шартре и др.), чертежи строительных машин, образцы орнамента, различные религиозные и аллегорические фигуры, изображения животных и схемы пропорций. Все здесь – в противовес антропоморфному античному канону - подчинено системе условных геометрических фигур, в соответствии с которыми строится тот или иной образ. Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлении природы, установить связь между наукой и искусством. Художники Возрождения стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства, чтобы понять методы работы их создателей так, Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних. Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Весь процесс обучения Л. Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. Соблюдая последовательность, Л. Альберти знакомит ученика с основными положениями линейной перспективы. Л. Альберти первый стал разрабатывать теории рисунка, положив в основу её законы науки и законы природы. Особенно большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный А. Дюрером. Особое значение А. Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию. Художники эпохи Возрождения не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но практически доказали их необходимость Леонардо да Винчи попытался объять все знания своего времени во всех областях. Рисовальщик, скульптор, архитектор, а также математик, военный инженер, ботаник, он стремился аккумулировать все свои знания в живописи. Только это искусство позволяет, считал он, создать полную иллюзию реальности и передать человеческий гений. Леонардо да Винчи оставил всего лишь около 20 живописных работ. Обучение рисованию в XXVII-XIX веках в Западной Европе осуществляли Л. Карраччи и его братья, П. Рубенс, Д. Дидро, И. Гете, Жан-Жак Руссо, Л. Давид, И. Песталоцци, А. Ивон, Л. Жюльен, К. Рамзауэр, П. Шмидт, братья Александр и Фердинанд Дюпюи. Художественное образование в конце XIX начале XX в. развивалось благодаря деятельности Л. Тедд, Ш. Халлоши, А. Ашбе, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи. Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века. С этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных заведениях. XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы – академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ. Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника. Четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в академиях, стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Занимаясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: занятия рисованием полезны для всех. Эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения. Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано выдающимся чешским педагогом Я.А. Коменским в его «Великой дидактике». Правда, Я.А. Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения в качестве обязательного предмета. Но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. Особую ценность для нас представляют мысли Я.А. Коменского о необходимости изучать методы преподавания. Почти одновременно с Я.А. Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк. Однако, не будучи специалистом, Дж. Локк не мог дать методических указаний в преподавании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения. Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете говорил французский философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо. Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры и что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы. Много ценных мыслей о методике обучения рисованию высказал Иоганн Вольфганг Гёте. Для овладения искусством рисунка нужны знания, знания и знания, говорил он. Педагогические идеи Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гёте обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания рисования в частности. Однако, несмотря на авторитетные высказывания о громадной роли рисования как общеобразовательного предмета, ни в XVII, ни в XVIII веке рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале XIX века оно начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци. После И.Г. Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики. Особая роль, по мнению И.Г. Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, – не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается. И.Г. Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению. Заслуга И.Г. Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. И.Г. Песталоцци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм – другая, для техники – третья. Эту работу и стали проводить его ученики и последователи. После И.Г. Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Много методических пособий по рисованию издается и для средних школ, с различными установками и методами обучения. Большой известностью пользовались труды Иосифа Шмидта – ученика И.Г. Песталоцци, Петра Шмида, братьев Александра и Фердинанда Дюпюи, Э. Гальяра. При обучении рисованию И. Шмидт считал необходимым разработать специальные упражнения: 1) для развития руки и подготовки ее к рисованию; 2) для создания и нахождения красивых форм; 3) для развития воображения; 4) в геометрическом рисовании предметов; 5) в перспективе. И. Шмид пользовался геометрическими моделями. Он положил начало развитию так называемого «геометрального метода». К концу XIX века специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую – натурального. При геометральном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. Согласно этому методу, все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. Например, рисуя яблоко, ученик вначале намечает форму шара, а затем уточняет ее по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а затем уточняет форму по натуре. С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах. Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе. Давая общую характеристику современного состояния методики преподавания изобразительного искусства в школах зарубежных стран, надо отметить, что в организационном плане во многих школах дело поставлено на должную высоту. Это относится к оборудованию кабинетов, к снабжению учащихся высококачественными красками, бумагой, кистями, карандашами и т. п. Особенно хорошо в этом отношении обстоит дело в таких странах, как Япония, США, Франция, Англия, Италия. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое другое. В своей книге «Эмиль, или о воспитании» Жан-Жак Руссо указывает на то, что рисование необходимо для развития органов чувств. Он предлагал учить рисованию с натуры. С этого времени в пределах господствующей капиталистической культуры складываются художественные направления, открыто и последовательно враждебные реализму. В 1880-е годы в изобразительном искусстве Франции, особенно в живописи, начался отход от импрессионизма. Как упоминалось раньше, уже в творчестве ряда импрессионистов намечались тенденции отказа от реалистического пленэра 1870-х годах, появилась более декоративная манера исполнения. Процесс этот с особой силой дал себя знать к 1890-м году в творчестве такого типичного мастера импрессионизма, как Клод Монэ. Однако большее значение имели не изменения в позднем творчестве самих импрессионистов, а выдвижение на авансцену художественной жизни группы новых имен. Мастера этого нового художественного поколения отнюдь не едины, они по-разному принимают свою художественную задачу и по- разному решают ее. В одних случаях художники стремились к дальнейшему видоизменению импрессионизма (Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн), в других – стремясь преодолеть ограниченные стороны импрессионизма, они противопоставляли ему свое понимание природы живописи и роли искусства (Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Марк Захарович Шагал). Впервые в России рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии. Так, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов Морской академии. С 1716 года рисованием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Санкт- Петербургском военном госпитале, а в 1721 году оно вводится в число учебных предметов в Карповской школе Феофана Прокоповича. В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками преподавали «знатнейшие художества» и студенты академии, «буде охота есть», могли заниматься рисованием. Постепенно рисование как общеобразовательный предмет вводится все шире: с 1732 года оно преподается в Кадетском корпусе, с 1747 года – в гимназии при Академии наук, с 1764 года – в Институте благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре. Все эти учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественного обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те могли их использовать в самых различных случаях, т. е. обучали рисованию в общеобразовательных целях. Большой вклад в методику преподавания рисования был сделан педагогами Академии художеств, основанной в 1757 году. Благодаря им, академия стала одной из лучших в Европе. В ней была создана последовательная система художественного образования и методика обучения рисунка. В 1735 году был издан учебник по рисованию И.Д. Прейслера. По его системе обучение начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объёмных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, головы, всей фигуры. Следует заметить, что первые учителя – иностранцы просто заставляли своих учеников копировать рисунки из книги И.Д. Прейслера. Это дало повод историкам искусства назвать метод И.Д. Прейслера «копировальным». Много нового внёс в методику А.П. Лосенко. Он дал научно- теоретическое обоснование каждого положения рисунков. Его труды – «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры», руководство по увеличению (уменьшению) фигуры человека, альбом таблиц-оригиналов. Метод обучения В.К. Шебуева был реалистичным – он стремился приблизить ученика к природе познания объективных законов строения формы. Шебуев подходил к делу с научно-исследовательской стороны. В 1822 году закончил «Полный курс правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств». В 1834 году А.П. Сапожников издал «Курс рисования». Ценность метода А.П. Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры. А.П. Сапожников приучал рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Вопросами методики обучения рисунка занимался и А.Е. Венецианов. Он первый подошёл к методике преподавания как к творческому процессу. Основой его метода является поиск и выработка правил, которые в простой форме раскрывали бы законы искусства и природы. В 1844 году издаётся труд Г.А. Гиппиуса «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Большое влияние на развитие методики оказал П.П. Чистяков. Им была изобретена «Система поверочного рисования». По его мнению, обучать надо, соблюдая педагогический такт и учитывая индивидуальные особенности учеников. Значение пособий И.Д. Прейслера, А.П. Сапожникова, Г.А. Гиппиуса на развитие методики преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Копировальный и геометрический методы рисования. Рисование с натуры. Педагогические взгляды и методическая система П.П. Чистякова. Много нового внёс в методику обучения С.К. Зарянко, метод которого строится на научно-теоретическом обосновании рисунка. Главные принципы – простота и наглядность. Он впервые предложил метод преподавания перспективы и разработал систему обучения, особенность которой – единство рисунка и живописи. Таким образом, для России конца XVIII – начала XIX веков был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования. Теоретикам эстетического воспитания революционной России А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, и С.Т. Шацкий и др. не было дано после революции строить практику художественного и эстетического воспитания на основе разработанных ими теорий. Лишь в работах их учеников: Е. Флериной, Н.П. Сакулиной, Г.В. Лабунской, Е.Е. Рожковой мы получаем продолжение основных идей художественно-эстетического образования. В ходе исследований и обобщения лучшего педагогического опыта определялись и получали научное обоснование виды работ по изобразительному искусству: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. В программах и пособиях подчёркивается важная роль рисования с натуры как ведущего средства познания объектов действительности. В разработке вопросов соотношения художественного и эстетического воспитания учащихся, в освещении общеобразовательного значения уроков изобразительного искусства, в обосновании отдельных методов повышения эффективности уроков рисования с натуры, на темы и других уроках ведущее место занимают работы таких известных учёных и методистов, как Г.В. Лабунская, Н.Н. Ростовцев, Б.Г. Смирнов, В.С. Щербаков и др. Исследуя вопрос повышения эффективности обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства, учёные опирались на то положительное, что было накоплено в педагогической науке и школе за рубежом и в дореволюционной России, критически подходя к недостаткам, к наследию прошлого. В 1951 году была опубликована «Методика преподавания рисунка в средней школе» Е.С. Кондахчана, в которой, несмотря на отдельные недостатки, автор довольно полно и содержательно рассматривает вопросы методики преподавания рисования в школе. В 1946 году был создан научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР, в котором сотрудники сектора изобразительного искусства выполнили ряд работ, раскрывающих методические положения преподавания изобразительного искусства. Эти работы оказали большое влияние на постановку предмета в школах. В 1957 году издаётся учебник по рисованию Н.Н. Ростовцева. Для более эффективной научной разработки проблем эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, активного изучения и обобщения передового педагогического опыта, для разработки на этой основе новой системы обучения изобразительному искусству в 1–4 классах и её внедрения в 1968 году была создана лаборатория изобразительного искусства. На протяжении всего периода развития общеобразовательной школы на постановку эстетического воспитания школьников существенное влияние оказывает профессиональное изобразительное искусство. Знакомство с выдающимися произведениями художников, правдиво отражающих жизнь современных людей, способствует усилению эмоционально-эстетического воздействия занятий изобразительным искусством (ИЗО) на школьников. Лучшие произведения известных отечественных художников (К.Ф. Юона, А.А. Дейнеки, Н.Н. Жукова, И.И. Бродского и др.) включены в учебную программу по ИЗО. Педагогический опыт ведущих художников и их педагогические взгляды и мысли во многом содействуют укреплению реалистических позиций, лежащих в основе обучения ИЗО в общеобразовательной школе. Во многих школах большое внимание уделено художественно- эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки. Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания ИЗО много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы. Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения. Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор педагогических наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству. Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд». Татьяна Яковлевна Шпикалова в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства. Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог-методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся. Давая общую характеристику современного состояния методики преподавания изобразительного искусства в школах зарубежных стран, надо отметить, что в организационном плане во многих школах дело поставлено на должную высоту. Это относится к оборудованию кабинетов, к снабжению учащихся высококачественными красками, бумагой, кистями, карандашами и т.п. Особенно хорошо в этом отношении обстоит дело в таких странах, как Япония, США, Франция, Англия, Италия. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое другое. |