ЭКСКУСРИОННОЕ ДЕЛО. Учебное пособие для студентов специальности Социальнокультурный сервис и туризм код специальности 23. 05. 00 Издательство Научная книга, 2006 1
Скачать 0.57 Mb.
|
1 2 стратов надстроил четвертый этажи украсил фасады здания. Стиль, который он использовал, в архитектуре назван романтической ветвью модерна с элементами готики. Приемы модерна мы можем видеть в оформлении первого этажа – это рисунок, ассиметрия фасадов. Готическими элементами является наличие скульптур и витражей. Действительно фасад украшают объемные скульптуры. Это фигуры собак 25 воющих псов Химер) и фигура Совы на угловой башне – прием характеристики – В консерватории выступали Рахманинов, Скря- бин, Прокофьев, Рубинштейн, звездами сцены были Федор Шаля- пин, Леонид Собинов. И сейчас консерватория является крупным культурным центром. Здесь регулярно проводятся различные фестивали, смотры. Традиционными являются «Собиновские дни. Но давайте снова ненадолго вернемся в прошлое. Консерватория была для горожан пищей духовной, а вот кафе – кондитерская Жан, размещавшаяся в доходном доме Кузнецова, предлагало самый широкий ассортимент угощений. Здание находилось на углу проспекта Кирова и улицы Радищева, напротив консерватории. Это было излюбленное место слушателей консерватории и простых горожан. Помимо этого, в доходном доме был оптический магазин Кроне, бакалейная лавка и другие заведения богатых предпринимателей. Посетители этого доходного дома были богатыми людьми, поэтому товары здесь были дорогие и только высшего качества – прием описания – Владельцем этого дома был известный саратовский купец Иван Кузнецов. Он сделал свой капитал на покупке-продаже недвижимости. Он строил, покупала затем продавал или сдавал варен- ду различные дома или помещения. Кузнецов стал известным в 1867 г, когда построил огромный четырехэтажный дом рядом с Театральной площадью. Он сдавал это помещение и для гостиницы, и для гимназии, и для магазинов. К сожалению, этот архитектурный памятник утрачен. На его месте сейчас находится фонтан. Та же участь постигла и другой архитектурный памятник – дом известного ученого Вавилова. Он находился вот на этом месте, во дворике сельскохозяйственного института им. Вавилова – прием локализации событий – Этот человек много сделал для развития российской биологии и генетики. В 1917 г. Он приехал в Саратов. Первоначально он работал преподавателем в Сельскохозяйственных курсах, которые были открыты в г. В 1918 г. Он становится профессором в преобразованном сельскохозяйственном институте. Главным событием для Вавилова был переезд его семьи в Саратов в 1919 г. Он получил квартиру в одноэтажном флигеле во дворике института. Но судьба ученого была печальной. В 1940 г. его арестовали и обвинили в измене Родине. Находясь в заключении в Саратовской тюрьме, ученый умер. Сейчас в память о Вавилове назван институт, улица города, открыт памятник ученому. Но дом, в котором жил Вавилов с семьей, разрушен. Хотя он мог бы стать незаурядным домом-музеем. Экскурсия №2. Экскурсия по университетскому городку 26 выдержки из текста с методическими приемами. Приезжая в любой город, каждый из нас обращает внимание на здания и сооружения, выделяющиеся и являющиеся архитектурными памятниками. Учебные здания эпохи модерна в Саратове и области довольно многочисленны – школы-дворцы, гимназии, училища в городах, товарищеские и церковно-приходские школы в селениях. Но всех затмевает фаланстер Саратовского государственного университета. Государственный университет им. Н.Г.Чернышевского основанный в 1909 году, один из старейших классических университетов страны. - панорамный показ корпусов университета с университетской аллеи ( у фонтана Проектировать и строить СГУ был специально приглашен из Казани архитектор-художник КЛ. Мюфке. Он уже успел поработать почти полтора десятилетия после учебы в Петербургской Академии художеств, построить целый ряд интереснейших зданий и заслужить немалый авторитет. Увлекшись Саратовским заказом, который давал широкий простор деятельности и фантазии, зодчий, стоявший на пороге своего сорокалетия не раздумывая переехал в столицу Поволжья (и даже оставил в Казани свежевыстроенный особняк, чтобы использовать главный в своей жизни шанс. В течение длительного времени Мюфке неотрывно занимался проектированием, как зодчий, и практической деятельностью, как строитель. Если учесть, что он имел в качестве помощника одного лишь архитектора – Петербургского студента-стажера, а по строительству – одного техника гражданских сооружений, то легко себе представить огромную трудовую и творческую нагрузку, выпавшую на долю зодчего. Нужно заметить, что трудоспособность его была просто феноменальной – прием комментирования Четыре корпуса Мюфке разместил на левой части Московской плошали для первой очереди строительства, два спроектировал там же для последующих. В третьем протоколе строительной комиссии от 5 ноября 1909 года находим важную запись по поводу будущего облика университетского комплекса Имея ввиду, что советом профессоров в основу предположенных к сооружению зданий императорского Саратовского университета, признано необходимым принять классический стильно не в обычных шаблонных формах, а в той оригинальной современной трактовке, комиссия высказывает настойчивое пожелание, чтобы и представленные ей эскиз, в видах цельности идеи, были разработаны в вышеуказанном направлении - прием цитирования По существу это было непосредственное вмешательство в творческую лабораторию зодчего. Что представляло собой оригинальная, современная трактовка в архитектуре начала ХХ века – общеизвестно. Это широко распространенное в х годах по всей России увлечение формами модерна. Он явился идеалом красоты, промышленной буржуазии и купечества. Русский классицизм в архитектуре уже заметно стал затушевываться проникновением новых тенденций в художественную жизнь страны – прием экскурсионной справки. Чем же привлекает архитектура ансамбля – Прием вопро- сов-ответов (для активизации внимания).Отметим несколько композиционных новинок, особенно давшихся автору. Главная из них – эта большая визуальная глубина, достигнутая в расположении зданий при небольшой физической глубине самой территории. Благодаря этому удалось создать открытый парадный двор – курдонер, связывающий три главных корпуса. Этот же курдонер сделал возможным расположить два корпуса института экспериментальной медицины фронтально по Московской улице, трактуя их как форпосты перед третьим зданием – анатомическим институтом. Такое расположение создало гармоничный перспективный вид и воспринимается как нечто грандиозное, парадное и торжественное. Все это соответствует художественному замыслу, по которому, находясь около въезда на территорию университета со стороны улицы Московской, зритель стремится продвинуться вглубь. Его как бы тянет к центру курдонера, при этом архитектурный образ зданий с обеих сторон все время меняется, делается все выразительнее. В этом кроется некая эстетическая закономерность, прочувствованная автором и выявленная его мастерством – прием описания. 28 ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ 1. Апресян Г.Э. Ораторское искусство. М, 1969. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М, 1988. 3. Гревс ИМ Дальние гуманитарные экскурсии и их воспитательный и образовательный смысл Экскурсионное дело. 1922. № 4- 6. 4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: В х частях. М, 2002. 5. Загородные экскурсии методические рекомендации. М. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском музее результаты социологических опросов Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. 7. Музейное дело России / Под.ред. Каулен М.Е., Косовой ИМ, Сундиевой А.А. М, 2003. 8. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие М, 1978 9. Основы экскурсоведения. Учебное пособие. М, 1985. 10. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. Л, 1988. 11. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея от истоков до современности Учеб. пособие. СПб., 1999. 12. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева НА Основы экскурсионного дела. СПб.,2001. 13. Шляхтина Л.М., Фокин СВ Основы музейного дела. Учеб. пособие. СПб., 2000. 14. Юхневич МЮ Я поведу тебя в музей. М, 2001. Консервация и реставрация музейных художественных ценностей библиогр. ин- форм. М. б. и. Вып. 1. 1992. 15. Культура в современном мире Опыт, проблемы, решения науч.-информ. сб. М. Б. и. Вып. 5. 1996. 16. Музеи Российской Академии наук Посвящается 275-летию Российской Академии наук Альм. 1999. М, Науч. мир. Вып. 2. 2000. 17. Музейное дело и охрана памятников реф.-библиогр. ин- форм. М, Б. и. Вып. 5. 2000. 18. Музейное дело и художественное образование материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. Саратов, 2000. 19. Сотникова СИ. Музеология: Учеб. пособие. М, 2004. 20. Юренева ТЮ Музееведение Учебник. М, 2003. 29 Содержание Раздел 1. Теоретические основы Экскурсоведения__________________________ 3 Раздел 2. Методическая часть экскурсионной деятельности 8 Раздел 3. Техника ведения экскурсии 14 Основные этапы развития экскурсионного дела в России 16 Сведения для составления экскурсионной карточки объекта 19 Типичные ошибки при проведении экскурсии 20 Примеры методических приемов, используемых в экскурсиях по г. Саратову 26 Литература по курсу 31 30 ДЛЯ ЗАМЕТОК ДЛЯ ЗАМЕТОК 1 Учебное издание Татьяна Викторовна Ишекова ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО Учебное пособие для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм Работа издана в авторской редакции Оригинал-макет подготовил С. Н. Берднов Подписано в печать 28.08.2006. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Baltica. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,32 (2,5). Уч.-изд. л. 1,26. Тираж 100. OOO Издательство Научная книга. 410054, г. Саратов, ул. Б-Садовая, 127. Лицензия ИД- №000125 от 30 августа 1999 г 1 2 |