Главная страница
Навигация по странице:

  • Тренировка речевого дыхания.

  • Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора. Техника речи.

  • Вопрос 1. Судебный оратор – профессиональная языковая личность

  • Схема 1. Основные составляющие языковой личности юриста

  • Вопрос 2. Литературный язык – основа культуры речи

  • Формы речи и функциональные стили

  • Кубиц Г.В. Риторика для юристов. Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 030900 "Юриспруденция" Челябинск 2012 ббк я7 Учебное пособие по учебному курсу Риторика для юристов Автор составитель канд филолог наук


    Скачать 2.98 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 030900 "Юриспруденция" Челябинск 2012 ббк я7 Учебное пособие по учебному курсу Риторика для юристов Автор составитель канд филолог наук
    АнкорКубиц Г.В. Риторика для юристов.doc
    Дата19.05.2017
    Размер2.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКубиц Г.В. Риторика для юристов.doc
    ТипУчебное пособие
    #7912
    страница4 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Вопросы для самоконтроля


        1. Особенности античной риторики, основные черты. Назовите представителей античной риторики?

        2. Расскажите о развитии риторических традиций в России. Каких ораторов России 19 века знаете?

        3. Что понимается под риторическим термином «речевое взаимодействие»?

        4. Как Библия оценивает роль слова в жизни общества?

        5. Как понимается термин «речевое событие»?

        6. Назовите основные признаки речевой ситуации.

        7. Назовите виды речевой деятельности, их особенности?

        8. Перечислите компоненты правовой коммуникации.



    Задания для самоконтроля


    1) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ...». Стремитесь выработать нормальный темп.

    2)Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

    3)Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

    4)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

    Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

    Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано ... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал ... И вдохновенье рождалось в работе».
    Тренировка речевого дыхания.

    1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

    2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.

    3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.

    4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».

    5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».

    6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.

    7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
    2.Голосовые упражнения.

    1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

    2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).

    3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

    Раскинулось поле волнистою тканью

    И с небом слилось темно - синюю гранью,

    И в небе прозрачном щитом золотым

    Блестящее солнце сияет над ним.

    4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:

    Слушайте - послушайте,

    Государевы люди,

    Государеву волю!

    Идите в красные ворота

    На красный царский двор!

    С красного двора в новы сени,

    На частые ступени,

    В дубовые двери,

    В государевы палаты,

    Суд судить, ряд рядить.

    Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. 1978).

    Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора. Техника речи.

    План

    1. Судебный оратор – профессиональная языковая личность.

    2. Литературный язык – основа культуры речи

    3. Звучащая речь, ее особенности. Логические и интонационно-мелодические

    закономерности речи


    Вопрос 1. Судебный оратор – профессиональная языковая личность
    Судебный оратор, наиболее близкий к идеалу русского судебного красноречия, он более беседует, чем декламирует или вещает, обращается больше к здравому смыслу, чем к фан­тазии присяжных; ему случается, конечно, апеллировать к их чувству, но не к их чувствительности. Он не чуждается украшений речи, но не в них ищет и находит главный ис­точник силы. Он никогда не говорит только на публику, никогда не забывает о деле, к разъяснению которого он призван, никогда не упускает из виду, что от его слов за­висит, в большей или меньшей степени, судьба человека. Он не нарушает, без надобности, уважения к чужой лич­ности, щадит, по возможности, даже своих противников, ни в чем существенном, однако, не уступая и не отступая.

    Профессиональная языковая личность юриста – это коммуникативно-деятельностная личность со своей профессиональной картиной мира, обладающая совокупностью профессиональных языковых черт, владеющая специальным языком и необходимым профессиональным запасом дискурсных способностей.

    Можно выделить следующие особенности личности юриста (судебного оратора):

    – интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач (как типовых, так и нестандартных);

    – коммуникативные, то есть способность проведения бесед, диалогов, усвоение навыков публичных выступлений;

    – мировоззренческие, которые характеризуются восприятием общепринятых социальных ценностей, прежде всего личности как члена общества;

    – профессиональное правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству, а также этические и моральные нормы;

    – профессиональное языковое сознание, т.е. особое мировидение, которое находит свое отражение в языке и речи.

    Эмоциональный уровень, безусловно, присущ структуре языковой личности юриста. Это прослеживается в устных речах судебных риторов, а также в различных текстах законов, так или иначе содержащих оценочные понятия.

    Такие психические явления, как эмоции, представляют собой непосредственные субъективные переживания каких-то моментов, ситуаций в их отношении к потребностям личности. Эти психические компоненты, сменяя друг друга, образуют непрерывный эмоциональный фон, который сопровождает процесс жизнедеятельности человека и является реакцией на изменения, происходящие в мире. Эмоции проявляются в виде жестов, мимики, в самом поведении, речи, что служит материалом для описания эмоционального состояния говорящего.

    Язык включен в сложнейшую систему познания мира человеком, в когнитивно-информационную систему, в которой взаимодействуют мышление, сознание, память. Главное назначение данной системы – обеспечение процессов восприятия информации извне, переработка этой информации, сохранение ее и передача другим индивидам. Безусловно, что переработка информации осуществляется в актах мысли. Знания же, как результаты мышления, упорядочиваются сознанием, организуются в когнитивные (познавательные) структуры. Иными словами, сознание имеет языковую и речевую природу и руководит не только знаниями, но и мнениями, оценками, убеждениями. В нем формируется целостная картина мира, иными словами, модель мира, которая и предопределяет поведение человека, в том числе и коммуникативное поведение. Языковая картина мира в процессе жизнедеятельности постоянно дополняется, модифицируется. Благодаря разнообразным системам общения и, в первую очередь, языку, складывается картина мира, а в последствии – профессиональная модель мира. Язык отражает окружающий его мир, он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, национальный характер, его профессиональный уровень. При этом, как правило, человек не отдает себе отчета в той активной роли, которую язык играет в формировании его характера, поведения, отношения к людям, к жизни, его роли и места в обществе. Очевидно, что в данном случае можно говорить о языковом сознании личности юриста как совокупности знаний и представлений о языке и закономерностях функционирования его структурных элементов, а вместе с тем и о языковой способности, языковом мышлении. От личности юриста, как языковой личности, требуется обладание коммуникативными умениями, которые можно рассматривать как практическое владение языковыми средствами, позволяющими создать речевое высказывание, решая при этом коммуникативные задачи.

    При рассмотрении проблемы роли языка в формировании профессиональной картины мира в сознании человека, прежде всего необходимо определить само исходное понятие «профессиональный образ мира». Возможные ассоциации дают основание подразумевать под выражением «профессиональный образ мира» то или иное представление человека о каких-либо явлениях жизни, которые сформировались у него в результате специального образования и профессионального опыта. Познание мира в конечном итоге определяется его практическим овладением (а значит и правовым сознанием), так как единственной проверкой адекватности познания является только практика. Следовательно, начальным и конечным этапом познания мира является его практическое освоение в процессе трудовой (юридической) деятельности человека.

    Язык выступает как способ закрепления всей отражательной способности мышления, которая неразрывно связана с практической деятельностью человека.

    Значит, человеческим фактором является сознание, которое в результате отражательной деятельности формирует концептуальную картину мира, позволяющую человеку эффективно ориентироваться в нем, использовать его в своих жизненных целях.

    Исследуя профессиональную языковую личность судьи, можно утверждать, что профессиональная языковая личность не возникает спонтанно у носителя языка, обладающего обыденным сознанием. Профессионализация языковой личности происходит поэтапно, т.е. личность, имея профессиональную направленность, путем овладения знаниями, приобретает профессиональные навыки. Выделяются такие характеристики профессиональной языковой личности, как деятельность в профессиональной сфере, где происходит освоение разных уровней сложности данной деятельности, в результате чего носитель языка способен осуществлять профессиональную деятельность разной степени сложности, способность к актуализации нескольких социальных ролей, требующих разной степени освоения мира.

    Наиболее привычным способом применения профессиональных особенностей отражения за пределами реальных ситуаций труда является перенос профессиональных стереотипов обращения с объектами труда на объекты, не являющиеся профессиональными – перенос профессиональных клише отношений и позиций. Так, например юрист, знакомясь с новым законом или изменениями и дополнениями к законам, принимаемыми государством, непременно анализирует последствия принятых положений с практической точки зрения.

    Субъективная модель мира профессионального судьи формируется в процессе взаимодействия со специфическими объектами труда.

    Структура мира профессионала (в нашем случае – юриста) характеризуется специальным языком понятий и связана с картиной мира. Образ мира – это определенное отношение, вернее система отношений человека к миру, точность и адекватность которого достигается вследствие деятельности, осуществляемой человеком. Слои образа мира с разной степенью конкретности фиксируют окружающие предметы и способы действия с ними. Познание новых свойств предметов, выработка новых способов действий изменяют содержание и форму образа мира вообще. Субъект сам участвует в построении профессионального образа мира, организуя его в соответствии с целями и личностными установками. Рассматривая перцептивную сторону образа мира, можно согласиться с мнением.

    Следующей содержательной стороной профессиональной языковой личности юриста является владение профессиональным языком. Профессиональная картина мира неразрывно связана с профессиональным языком. В этом отношении можно говорить о специальном юридическом языке. Язык по отношению к праву выполняет две взаимосвязанные функции: отобразительную (выражает вовне волю законодателя) и коммуникативную (доводит эту волю до сведения участников общественных отношений).

    В различной юридической практике с большей или меньшей интенсивностью проявляются когнитивно-коммуникативные стороны деятельности, успех которой в большинстве случаев зависит от умения установить психологические контакты с людьми, найти правильный подход к индивиду. Таким образом, можно говорить о профессионализме специалиста. Речь в деятельности юриста является носителем информации и средством воздействия на человека. Безусловно, что общение может иметь различное содержание (в зависимости от речевой ситуации), но всегда осуществляется по следующей схеме:

    - передача информации от адресанта к адресату;

    - восприятие общающихся друг другом;

    - профессиональное речевое воздействие на адресата.

    Сформировавшаяся у специалиста целенаправленность на человека способствует успешности общения, выбору средств, наиболее соответствующих особенностям адресата и способов взаимодействия с ним. Профессиональные качества специалиста проявляются и в доброжелательном отношении к тому, с кем юрист как языковая личность общается.

    Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулируем определение понятия «языковая личность юриста»:

    Профессиональные особенности языковой личности юриста включает следующее:

    – языковая способность, обеспечивающая речевую деятельность;

    – профессиональная картина мира;

    – профессиональный образ мира, который предполагает:

    – правовое сознание как совокупность знаний о праве;

    – языковое сознание как совокупность знаний и представлений о языке;

    – владение профессиональным языком как средством воздействия на индивида.

    Итак, языковая личность юриста – это профессиональный коммуникатор, владеющий специальным языком, в этом и заключается главная специфика профессиональной языковой личности.

    Рассмотренные выше особенности языковой личности юриста позволяют схематично представить ее составляющие.

    Схема 1. Основные составляющие языковой личности юриста


    В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

    1. Оратор эмоционально-воодушевленного типа.

    Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует в основном на эмоции.

    Особенности и наиболее характерные недостатки:

    а. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.

    б.Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.

    в.Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )

    г.Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.

    1. Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).

    Особенности и рекомендации:

    Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.

    а. Избегать излишних ссылок и цитирования.

    б. Не затрагивать тем «не по плечу».

    в. Избегать фраз общего содержания.

    г. Не впадать в многословие.

    д.Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.

    3) Оратор здравого смысла.

    Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.

    4)Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).

    Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументировано, приводя все факты «за» и «против».

    Вопрос 2. Литературный язык – основа культуры речи

    Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т. е. с точки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.

    Особенности нормы литературного языка заключаются в следующем:

      1. Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.

      2. Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.

      3. Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.

      4. Нормы литературного языка более устойчивы.

      5. Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.

      6. Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.

    Выделяют следующие важные языковые нормы литературного языка:

    -орфоэпические (фонетические), т.е. единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.

    -лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловым значением.

    -грамматические, правила сочетания слов для построения предложений

    -стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

    Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной.

    Особенности устной формы:

      1. Воспринимается на слух любая форма языка с использованием фонетических и просодических свойств

      2. Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.

      3. Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.

      4. Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей адресата.

    Особенности письменной формы:

      1. Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.

      2. Может быть заранее обдумана.

      3. Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.

      4. Строгое соблюдение языковых норм.

      5. Не ориентирована на конкретного адресата.

      6. Может быть усовершенствована.

     

    Формы речи и функциональные стили



    Формы речи














    устная

    функ. стили

    письменная











    лекция, доклад, дискуссия

    научный

    диплом, статья, диссертация, монография, книга










    стихи, проза, анекдоты

    художественный

    стихи










    речь,дебаты, выступления

    публицистический

    статьи










    переговоры, речь в суде, пресс-конференция

    официально-деловой

    договор, приказ










    общение

    разговорный

    письмо, пьеса, сценарий
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта