Культура речи пособие. Учебное пособие для студентов всех специальностей дистанционной формы обучения часть 2 Культура речи Омск 2005
Скачать 0.92 Mb.
|
Раздел IV. Формирование навыков публичного выступления – одно из условий совершенствования речевой культуры План I. Понятие об ораторском искусстве. II. Методология работы над публичным выступлением.
III. Методические рекомендации. Практические задания. IV. Литература по разделу. Мастерство публичного выступления справедливо связывают с ораторским искусством. Ораторское искусство (лат. oratoria) – это одно из древнейших искусств античного происхождения. Термин «ораторское искусство» имеет синонимы – «риторика» (греч. rhetor-учитель красноречия) и исконно русское слово «красноречие». Цель ораторского искусства заключается в воздействии на аудиторию словом. Владеть речью, говорить и убеждать словом публично является необходимым умением для людей многих профессий, особенно это важно для руководителя. В задачу совершенствования речевой культуры органично входит формирование навыков публичной речи, т. е. формирование навыков ораторского искусства. Цель: освоить методологию работы над публичным выступлением. Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы, цели, задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методологические установки. Рассмотрим основные этапы подготовки публичной речи.
Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей. Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи.
Примерные формулировки цели: проинформировать, заинтересовать, сформулировать, убедить, доказать, снять напряжение, дать научную ориентировку… Древнегреческая мудрость гласит: «Для корабля, который не знает, в какую гавань он идет, ни один ветер не будет попутным».
Методические рекомендации по подбору литературы и работе с источниками
«Кто записывает, тот читает дважды» Японская пословица.
Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Слово композиция восходит к латинскому composito, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словами композиция употребляется также близкие по смыслу слова построение, структура. Структура выступления представлена в таблице №3 Таблица №3 КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ ОРАТОРА I. Вступление Задачи:
II. Основная часть Задачи:
III. Заключение Задачи:
Вступление. С каких слов и выражений начинать речь? Древние ораторы обращали особое внимание на вступительное слово. После Демосфена осталось более 50 неиспользованных вступлений. «Первые слова, – говорил выдающийся судебный оратор России А. Ф. Кони, – должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны зацепить внимание)… Чтобы найти такое начало, надо думать, искать… Эта работа целиком творческая». Практические рекомендации по вопросу «Как начать выступление»
Завершая анализ проблемы создания интереса к восприятию речи, вариантам выступления, отметим следующие обобщающие моменты:
Основная часть. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления. Требования к содержанию
Методы изложения материала Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающей переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Приемы управления вниманием аудитории Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру и содержание своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей:
Заключение. Заключение – это логическое и эмоциональное завершение всей речи. Методические рекомендации
Требования к речи выступающего
Умение сказать просто, доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. Есть афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело». Залогом успеха является – глубокое знание выступающим предмета речи. Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории.
Говорить кратко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, отсеивать лишнее, ненужное. Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде.
Манера «размышления» – одна из самых продуктивных в публичной практике.
«Мысль входит вратами чувств» – говорили древние. Как же добиться эмоциональности? Методические рекомендации
Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мысли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать;
Образ оратора Составляющие ораторского успеха: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», - гласит риторика. В данной главе мы рассмотрим факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории.
Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам: Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
Многие начинающие ораторы испытывают страх перед аудиторией. Причины страха можно сформулировать так:
Пути преодоления страха а) Самоубеждение:
б) Надо знать, что со стороны степень волнения определить трудно. Следовательно, никто не знает, что вы волнуетесь.
Итак, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям. |