Главная страница

Учебное пособие для вузов. М. Персэ Логос, 2002. 640 с. ил. Isbn 592920019х (пер сэ) Isbn 5940100015 (Логос)


Скачать 4.91 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов. М. Персэ Логос, 2002. 640 с. ил. Isbn 592920019х (пер сэ) Isbn 5940100015 (Логос)
Дата03.10.2022
Размер4.91 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkravchenko.pdf
ТипУчебное пособие
#711673
страница44 из 46
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   46
Для этого я использовала литературу XIX века, полагая, что она наиболее четко отражает различные слои населения. Но, так как я люблю и зарубежную литературу, то мне захотелось использовать и ее. Итак, начнем.
Высший класс
Мне кажется, что одним из лучших авторов, описывающих высший свет, является Л. Н. Толстой и его произведение «Война и мир». В своем романе-эпопее он достаточно полно описал высший класс. Его описание не ограничивается только модой, манерой поведения героев, Толстой пытается передать внутреннее состояние высшего сословия. Очень часто Толстой использует в диалогах своих героев французский язык, так как в то время французский язык был не только моден, но и показывал принадлежность к «большому свету». Ярко и полно автор описал светское общество в эпизоде «Вечер у
Анны Павловны Шерер». В ее салоне можно увидеть самых разных людей: «Приехала высшая знать
Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...» Несмотря на всеобщую принадлежность к одному классу, существовала некая иерархия в салоне у
Анны Павловны, например, княгиня Волконская относится к верхней страте высшего класса, а Пьер Безухое
– к нижнему слою высшего класса, и, следовательно, отношение к ним разное: «Анна Павловна приветствовала его (Пьера Безухова) поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне».
В салоне мадам Шерер большое внимание уделяется доходу семьи и происхождению. К примеру, можно взять Пьера Безухова («незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи графа Безухова»), с которым все общались, смотря сверху вниз, и тетушку Анны Павловны, пред которой «все гости совершали обряд приветствия».
Для женщин, посещавших салон, важны были наряды, внешняя красота и удачные браки. Практически все они лживы, и за их красивыми улыбками скрывались только вежливые манеры и нежелание быть осмеянными.
Для мужчин важны доход, происхождение, умение поддержать беседу. Общаются они, как правило, с людьми, нужными им, несмотря на то, что некоторые люди им даже противны. Очень важны связи.
Делая вывод, можно сказать, что, описывая вечер светского общества, Толстой показал всю неестественность высшего класса и свою неприязнь к нему.
А теперь возьмем к примеру книгу зарубежного автора: Маргарет Митчел «Унесенные ветром».
Действия в книге происходят в конце XIX века в штате Джорджия, и главной героиней является Скарлетт
О'Хара. Для девушки, принадлежащей к высшему классу, важно было: закончить частный пансион, иметь хорошие манеры, уметь вести разговор, но при этом не показывать, что она умнее мужчины, хорошо танцевать, иметь большой гардероб и не появляться на торжествах в одном и том же наряде. Для семьи важно было: иметь большие плантации, более сотни рабов, иметь высокий доход, иметь важные связи. Дом членов высшего общества должен быть «безукоризненных пропорций – с высокими колоннами, широкими верандами и плоской кровлей, – горделивое и радушное, как женщина, которая зная силу своих чар, щедра и приветлива ко всем».
Сравнивая с высшим обществом из романа Толстого, можно сказать, что Маргарет Митчел не стремилась показать каких-то холодных, лживых людей. Для нее они обычные люди, соблюдающие правила поведения в данном обществе и привыкшие жить только по таким законам и нормам. Но люди, не уважающие нормы и правила, являются изгоями светского общества и «не принимаются ко двору» (пример,
Ретт Батлер).
Средний класс
Для того чтобы рассмотреть средний класс, я взяла два произведения: «Нос» Н. В. Гоголя и «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Для начала повесть «Нос» Гоголя. «Нос» – сатирическое произведение, высмеявшее и простой народ, и майоров. Мне кажется, что средний класс, описанный в повести, можно разделить на верхний и нижний.
Цирюльник Иван Яковлевич относится к среднему нижнему классу. У него есть работа, собственное жилье, каждое утро он пьет кофе, может позволить себе зайти в кафе и заказать стакан пунша. Но он был ужасным пьяницей, вечно небритым, фрак его был пегим, «то есть он был черный, но весь в коричнево- желтых и серых яблоках: воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели только ниточки».
Коллежский асессор Ковалев принадлежит к среднему верхнему классу. У него и собственное жилье, и слуги, и зарабатывает неплохо. Чтобы придать себе благородства называл себя майором. «Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно увидеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов... и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон... Майор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами...»
Гоголь иногда акцентирует внимание на принадлежности к тому или иному классу, и всегда его акцент выражается в иронии к своим героям, высмеивании их. Для классовой характеристики автор использует только самые смешные подробности, тем самым показывая недоразвитость, глупость верхов и простодушие и повиновение низов.
В повести Тургенева «Отцы и дети» средний класс показан достаточно однородно. Рассмотрим, как
Тургенев описывает семью Кирсановых. Главой семьи является Николай Петрович Кирсанов, у которого имеется «хорошее имение в двести душ», или, как он выражается «с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли». В доме обязательно присутствие слуг.
Воспитывался Николай
Петрович, окруженный гувернантками, закончил университет. И он, и его сын, который тоже закончил университет, знают французский язык (дань моде), но используют его не так часто, как герои Толстого.
Все герои повести следят за своим внешним видом. У них хватает денег, чтобы позволить себе маленькие прихоти, например, маникюр. Все хорошо и элегантно одеты.
Средний класс у Тургенева отличается от среднего класса Гоголя. Тургенев не пытается высмеять правила поведения, манеру держать себя в обществе, как это делает Гоголь. Тургенев показывает людей такими, какие они есть. Можно даже провести параллель между классовым описанием Толстого, Митчел,
Гоголя и Тургенева. Толстой – Гоголь, Митчел – Тургенев.
Гоголь, так же как и Толстой, недолюбливает своих героев. У Гоголя это проявляется в иронии, а у
Толстого в презрении, иногда даже открытом. Но существует и разница между Гоголем и Толстым: Гоголь не любит героев повести, несмотря на их классовую принадлежность, а Толстой не любит не своих героев, а светское общество в целом.
Митчел и Тургенев относятся к членам того или иного класса спокойно. Они только описывают их жизнь, как она есть, не проявляя своего отношения к тому, к какому классу они принадлежат.
Низший класс
Для описания низшего класса я использовала следующую литературу: М. Горький «На дне», Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание» и О. де Бальзак «Шагреневая кожа».
По произведению Горького «На дне» было сложно анализировать низший класс, так как это пьеса и описание сводится к минимуму. Но несмотря на все это, можно сказать, что герои пьесы живут в «подвале, похожем на пещеру. Потолок – тяжелый, каменные своды – закопченные, с обвалившейся штукатуркой...
Везде вдоль стен – нары... Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все – некрашеное и грязное. «В одной комнате сразу живут три человека, в другой комнате – два человека. Денег ни у кого нет, заплатить за ночлежку нечем, одеты в лохмотья, очень худы и грязны. Все сожители кашляют, есть им нечего, если только чья-нибудь «добрая душа не подкинет» им еды. Мужчины – пьяницы.
Горький дал необычайно яркое представление о социальных низах общества. Он показал, как происходят процессы умственного брожения даже в отсталых слоях народа. Горький показал действительность, как она есть на самом деле, ничего не приукрасив.

В «Преступлении и наказании» Достоевского я остановлюсь на описании жизни Раскольникова. Ведь в совершении им преступления отчасти было виновато отсутствие денег. Раскольников жил в каморке, которая больше походила на шкаф, чем на квартиру. Он был задавлен бедностью. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Он был очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. У Раскольникова не было денег, не было нормальной еды, не было нормального жилья, поэтому и стали Раскольникова посещать мысли об убийстве и грабеже, ему нечего было терять, кроме своей жизни, но такую жизнь не жалко потерять. Достоевский описывает его существование во всех красках, показывая до чего может довести человека обстановка, которая практически ничем не отличается от состояния кошелька Раскольникова, общество, в котором он живет. Достоевский критикует не героя своего романа, а его окружение.
Думая, какую еще книгу, какого автора взять для раскрытия низшего класса, я вспомнила о Бальзаке и его «Шагреневой коже». Бальзак описал бедность героя до мелочей: «На молодом человеке был отличный фрак, но галстук слишком вплотную прилегал к жилету, так что едва ли под ним имелось белье. Его руки, изящные, как у женщины, были сомнительной чистоты, – ведь он уже два дня ходил без перчаток.
«Полученные от отца деньги он разделил так, «что трехсот шестидесяти пяти франков в год» ему будет хватать на жизнь: «На три су – хлеба, на два – молока, на три – колбасы; с голоду не умрешь, и дух находится в состоянии особой ясности... Комната стоила три су в день, за ночь я сжигал на три су масла, уборку делал сам, рубашки носил фланелевые, чтобы на прачку тратить не больше двух су в день. Комнату отапливал я каменным углем, стоимость которого... не превышала двух су. Платья, белья, обуви мне должно было хватить на три года – я решил прилично одеваться, только если надо было идти на публичные лекции или же в библиотеку. «Но деньги кончились, и герой оказался в «острой нужде». Появляются мысли о самоубийстве. У героя не хватает сил, чтобы как-нибудь поправить свое положение. Единственный выход – самоубийство.
Бальзак, так же как и Горький, и Достоевский, не винит человека в его бедности, а винит общество.
Бедность – не порок, но плохо то общество, которое доводит до такой бедности.
Можно провести параллель между Горьким, Достоевским и Бальзаком, но никак нельзя сравнивать их с
Толстым, Митчел, Тургеневым и Гоголем. Эти три автора описывают совсем иной мир, чем другие.
Заканчивая, я хотела бы сказать, что несколько удивлена тем, что насколько диаметрально противоположен дух описания высшего и низшего классов, настолько, что их даже невозможно проанализировать относительно друг друга. Читая Достоевского, Горького и Бальзака, попадаешь совсем в другой мир, где не человек – властелин своей судьбы, а его бедность.
Вариант 2
Социальные и культурные отличия трех классов общества: высшего, среднего и низшего в художественной литературе.
В произведениях русских классиков наиболее широко описан высший класс. Это аристократы, богатые помещики. Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» очень подробно описал жизнь высшего общества, рассмотрел разных его представителей.
У высшего класса была своя субкультура. Среди принадлежащих высшему классу были и богатые, владеющие землями и внушительными капиталами, и не имеющие денег. Но главным условием было наличие дворянства, именитой фамилии.
Дворяне Толстого владели большими домами в Петербурге, Москве, загородными имениями. Дома были огромными. У каждого члена семьи были свои покои, были также комнаты для гостей, гостиная, кабинет, бальная зала, столовая и др. Для слуг обычно отводилось отдельное помещение.
У Толстого мы можем найти следующее описание обстановки дворянского дома: «Пьер даже не предполагал существования таких покоев... Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к покоям графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца... Они вышли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины... Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру...
Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами... С одной стороны стояла высокая красного дерева кровать под шелковыми занавесами, а с другой

– огромный киот с образами». Читая этот отрывок мы представляем себе огромные залы, коридоры, по стенам которых висели портреты предков.
Но не один Толстой описывал в своих романах жизнь высшего общества. У И. А. Гончарова в романе
«Обломов» мы найдем следующее описание покоев дворянина: «В комнате стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей».
Богатых аристократов характеризует наличие валидных ценностей: картин, драгоценностей, особняков, бронзы и фарфора и др. У Толстого: «Они вошли в изящную, заново богато отделанную столовую. Все от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов». Дамы очень гордились своими драгоценностями: «Во время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка на красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье». Все эти ценности бережно хранились (если человеку не грозило разорение, когда он вынужден был их продавать) и передавались по наследству.
В доме содержалось огромное количество слуг: горничные, дворецкий, лакеи, дворовые и т.д. Женщина не могла одеться самостоятельно без помощи служанки.
Одежда аристократов, о которой мы можем судить по тем же произведениям, была дорога, элегантна. У
Гончарова: «Вошел молодой человек лет двадцати пяти. Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вытянул тончайший батистовый платок, небрежно провел им по лицу, по глянцевой шляпе и обмахнул лакированные сапоги». Это описание могло подойти к любому аристократу той эпохи. Военные носили мундиры с золотыми эполетами.
Дамы же одевались в шелка, кружева. Их пышные платья были украшены драгоценностями. На ногах – изящные ботиночки или туфельки. Волосы были красиво и замысловато уложены. Одежда шилась у лучших портных по последней моде.
Дворяне ездили в каретах, запряженных чистокровными породистыми лошадьми.
И мужчины, и женщины, принадлежавшие к высшему классу, имели хорошее образование. Обычно нанимались гувернантки или гувернеры (часто иностранцы), чтобы обучать детей.
Особенностью речи высшего класса было разговаривать на французском языке, вот, например, у
Толстого: «Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды». Не знать французского языка было крайне постыдно для аристократа, он был даже более родным, чем русский язык.
Дворяне чтили честь и отвагу, преданность своему императору. По большей части люди из высшего общества занимали или высокие чины (чиновники), или служили в армии (офицеры). Защищать свою родину было делом чести для каждого дворянина. Но были и те, кто не занимался ничем, например, Илья
Ильич Обломов из романа Гончарова. Целый день он лежал на диване, вставал, чтобы поесть. Даже гостей он принимал лежа. Редко когда Илья Ильич выходил в свет.
Дворяне чтили торжественность и обычаи во всем. Вот, например, каждодневный обед: «В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом», князь – глава семьи, без него обедать не начинали.
У Толстого мы можем найти следующее описание одного из вечеров в доме Ростовых: «Молодежь дома
Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорды... Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня раскладывала пасьянс со старушкой-дворянкой. Денисов сидел у клавикорды, брал аккорды и пел сочиненное им стихотворение».
Вечера, балы, театры, концерты, катанья – что-нибудь из этого обязательно было в ежедневном расписании дворянина. Мужчины посещали модный Английский клуб, где общались между собой, играли в карты, говорили о делах, последних новостях и сплетнях. Карты были одним из способов времяпрепровождения аристократов, благодаря им кто-то наживал себе состояние, а кто-то, наоборот, оставлял свое состояние на карточном столе.
Вечер у Анны Павловны Шерер в романе Толстого «Война и мир» является эталоном светского приема.
На этот вечер явились представители всех знатных фамилий. Хозяйка встречала гостей, которые появлялись
один за другим: «Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать
Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили».
Практически все гости знали друг друга. А кто не был знаком, был представлен (двое незнакомых людей не могли просто заговорить, обязательно кто-то третий, знающий обоих, должен был представить их друг другу). На вечере присутствовала тетушка, к которой Анна Павловна подводила всех вновь прибывших:
«Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки... Тетушка каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества... Все подходившие из приличия, не высказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки...» Гости разбились на отдельные кружки, в каждом из которых обсуждались последние новости и слухи: «Общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат, в другом, молодом, – красавица-княжна Элен, в третьем – Мартемар и Анна Павловна». Хозяйка дома все время приглядывалась и прислушивалась,
«готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор».
Целым событием в жизни каждой девушки был бал. «Наташа живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга».
Сначала собирались представители всех знатных семей. Когда все приглашенные были на месте, играла музыка и входил государь. За ним – хозяин и хозяйка. Мужчины подходили к дамам и строились в пары
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   46


написать администратору сайта