Главная страница
Навигация по странице:

  • Цзюнь-цзы

  • Цивильный

  • Шамбала

  • Эмоции

  • Энтелехия

  • Эрудит

  • Эстетический вкус

  • Этика

  • Этническая религия

  • Этноконфессиональная общность

  • Этноцентризм

  • Этос

  • Язык

  • CG Times. Печать высокая. Уел. п. л. 20,16. Тираж 3000 экз. Зак. № 406.

  • Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.

  • Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов
    АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
    Дата27.03.2018
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
    ТипУчебное пособие
    #17284
    КатегорияИскусство. Культура
    страница27 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
    Церковь 1) тип религиозного объединения, наряду с сектой и деноминацией; 2) культовое здание в христианстве.

    Цзюнь-цзы (совершенный человек) — в китайской культуре — человек, своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире.

    Цивилизация — в самом общем виде — сложная социокультурная система, включающая в себя целый ряд народов и государств на основе общих, для них признаков (язык, культурные традиции, нормы, ценности и символы); совокупность социокультурного наследия в области техники, науки, искусства, политики.

    Цивильный — гражданский, штатский.

    Цинизм — неприкрытая грубая откровенность, наглость и соответствующее отношение к общепринятым нормам.

    Ч

    Честь — авторитет, положительная репутация личности.

    Чудо — в религии — непостижимое событие, противоречащее естественным процессам, осуществленное по воле сверхъестественного существа.

    Ш

    Шаманство широкий круг верований и культ, характерный для древних религий.

    Шамбала — в религии и мифологии — название страны-хранительницы буддизма.

    Шариат (с араб, языка — правильный путь) — свод норм в исламе, основанных на Коране и Сунне; исламский образ жизни и мышления.

    Шедевр — произведение, признанное высшим достижением.

    Шиизм — направление в исламе, по числу последователей уступающее лишь суннизму.

    Шовинизм — проповедь этнической (национальной) исключительности, разжигание неприязни, вражды, ненависти на национальной почве.

    369


    э

    Эвдемонизм — в этике — направление, утверждающее стремление к счастью основой морали.

    Эволюционизм — методологическая ориентация концепций социокультурного развития, в основе которого понятие динамики культуры как постепенного и непрерывного изменения природного в человеке и сообществе людей.

    Эволюция — развертывание с лат. — форма динамики в природе и культуре, для которой характерна постепенность и непрерывность изменений.

    Эгоизм — себялюбие, возведенное в принцип жизни.

    Эгоцентризм — крайняя форма индивидуализма, утверждающая индивидуальное «Я» центром мироздания.

    Эзопов (эзоповский) язык — по имени древнегреческого баснописца — выражение мысли намеками и иносказаниями.

    Эзотерический — в мистике — тайный, предназначенный только для круга посвященных.

    Экзистенциализм — направление неклассической философии XX в., постигающее существование человека как существа, способного быть свободным.

    Экзотерический — в мистике — открытый, предназначенный для всех.

    Эклектизм — отсутствие органического единства, вместо этого — произвольное соединение элементов различных явлений.

    Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и действиям.

    Экуменизм — движение за объединение всех христианских течений (возникло в начале XX в.), ставящее целью усиление влияния христианства в мире.

    Элита (букв.: лучшие — необходимая часть общества) — привилегированный высший слой, осуществляющий функции управления, развития культуры.

    370


    Эмоции (с лат. — потрясаю, волную) — переживание ситуации, имеющей кардинальное значение для удовлетворения потребностей.

    Эмпатия — способность воспринимать душевный мир другого человека; высшее проявление симпатии.

    Эмпиризм — в философии — направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания.

    Энтелехия — у Аристотеля и в схоластике — целеустремленность как активное начало, превращающее возможность в действительность.

    Эпос — в устном народном творчестве — героические сказания.

    Эрудит — человек, обладающий значительным объемом знаний.

    Эскапизм — уход от самостоятельного решения проблем действительности в вымышленный или периферийный мир.

    Эстетика — наука, изучающая особенности чувственного освоения мира человеком и принципы творчества по законам красоты.

    Эстетический вкус — чувственная способность человека различать проявления прекрасного и безобразного в жизни.

    Эсхатология — в религии — учение о конце естественного мира и бытия человека в этом мире.

    Этика — наука о морали и нравственности, ее сущности, законах развития и роли в общественной жизни.

    Этикет совокупность правил поведения, сложившаяся в социокультурной группе.

    Этническая группа — часть социально-этнической общности, функционирующая в составе иной социально-этнической общности.

    Этническая религия — исторический тип религии, в котором носителями формы религии являются представители определенного этноса.

    Этногенез — происхождение и развитие (становление) этноса (народа).

    371


    Этноконфессиональная общность — общность людей с единством этнического и религиозного в культурном комплексе.

    Этнология — наука, изучающая общие закономерности бытия народов.

    Этнос — народ.

    Этноцентризм 1) склонность считать свой народ превосходящим другие; 2) свойство человека оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит.

    Этос — система ценностей, норм поведения конкретной общности людей.

    Ю

    Юстиция — правосудие.

    Я

    Язык — система знаков, символов посредством которых реализуется сознание, общение, культура.

    Язычество — в православии — обозначение политеистических религий.

    Ягши — молодые профессионалы, отличающиеся энергией, деловитостью, самостоятельностью, стремлением к карьере.


    Литература

    Антология культурологической мысли. — М., 1996.

    Аристотель. Метафизика. О душе //Соч.: В 4 т. Т.1. — М., 1975.

    Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М.,1993.

    Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1995.

    Беррес Л. Имам напроповедовал на три года //Коммерсантъ. 2001. 20 сент.

    Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. 2002. № 3 (9).

    Бурьянов С.А. Государственная религиозная политика: новая концепция — старые подходы //Закон и право. 2003. №4.

    Бурьянов С.А. Концепция государственной религиозной политики как зеркало российских государственно-конфессиональных отношений в понимании кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ //Портал-кредо. Ру. 8 апр. 2004.

    Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести //Юридический мир. 2001. № 12.

    Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Предпочтения власти. «Традиционные религиозные организации» и правовое поле // Независимая газета. 2002. 27 февр.

    Глобальное сотрудничество против распространения оружия массового уничтожения. Документ, принятый на встрече «Большой Восьмерки» в Канасакисе. 27 июня 2002.

    Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. — М., 1996.

    Дик П. Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей. — Астана, Костанай, 2000.

    373


    Добрынина В.И. и др. История культуры России. — М.,1993.

    Дурем К. За усиление терпимости // Московские новости. № 43. 2004. 12 нояб.

    Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. — М., 1994.

    Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. — М., 2001.

    Камень преткновения //Сопротивление. 2001. № 26. Май — июнь.

    Кармин А.С. Основы культурологии. — М., 2000.

    Карсавин Л.П. Философия истории. — М., 1993.

    Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

    Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002. № 1.

    Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

    Нуруллаев А.А. Ислам и национализм в современной России // Религия и национализм. — М., 2000.

    Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политиче- ский экстремизм //Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83—92.

    О противодействии экстремистской деятельности: Закон Российской Федерации № 114-ФЗ, принят Государственной Думой 27 июня 2002 г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. и подписан. Президентом Российской Федерации 25 июля 2002 г.

    Ортега-и-Гассет X. Постижение истории. Дегуманизация искусства //Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.

    Сажин В. Ислам в новых геополитических условиях. Новые реалии, новые проблемы. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. — М., 2004.

    Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. — М., 1994.


    Содержание

    Предисловие 3

    Часть I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

    Глава 1. Культурология и ее предмет 6

    Актуальность исследования культуры и культурология ... 6

    Этапы исследований и уровни достижения культуры 8

    Основные направления в культурологии 9

    Социальная и культурная антропология.

    Функционалистское направление 12

    Философия культуры в экзистенциализме 14

    Психологические и психоаналитические направления.... 16

    Религиозная культурология 18

    Постмодернизм в культурологии 19

    Практические советы преподавателям 21

    Глава 2. Основные понятия культурологии 24

    Понятие и категория 24

    Ценности и нормы поведения 26

    Архетип культуры 28

    Глава 3. Сущность культуры 30

    Смыслы термина «культура» 30

    Феноменология и психоанализ 33

    Религиозный и светский аспекты культуры 35

    Культура и общество 38

    375


    Глава 4. Динамика культуры

    Социальные функции культуры

    Практические функции культуры

    Динамические модели культуры

    Плюрализм культур

    Динамика культуры в истории

    Социокультурные изменения

    Конфликтность культуры

    Глава 5. Структура культуры

    Культура как система

    Материальная и духовная культура

    Культура институтов (организаций)

    Сферы культуры

    Формы культуры

    Массовая и элитарная культура

    Культура и субкультура ,

    Культура и метод идеального типа

    Глава 6. Культура и личность

    Человек и личность

    Типологии личности

    Глава 7. Ценностно-нормативная культура

    Понятие ценности

    Типы и типологии ценностей

    Нравственные и правовые нормы духовной культуры
    Этикет


    Глава 8. Культура как мир знаков

    Общая теория знаковых систем

    Язык как знаковая система культуры

    Мир языка

    Символическое начало культуры

    Взаимопонимание культур

    40

    40

    42

    43

    46

    49

    . 53

    . 57

    59

    59

    . 61

    63

    . 66

    . 67

    . 70

    , 74

    . 77

    , 82

    . 82

    . 85

    , 90

    . 90

    . 92

    . 94

    96

    . 97

    . 97

    . 98

    100

    102

    106

    376


    Глава 9. Антропоэтническая культура 108

    Полемика по проблемам этнических и межэтнических

    процессов 108

    Этнологические исследования 110

    Историко-культурные области 114

    Глава 10. Культура и техника 120

    Культурологический аспект понятий техники

    и технологий 120

    Техника и социокультурные ценности 122

    Экологическая культура 126

    Часть II. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Глава 1. Место религии в культуре 130

    Религия в культуре 130

    Теология о взаимосвязи религии и культуры 131

    Светская теория о месте религии в культуре 135

    Сущностные характеристики религии в культуре 141

    Духовность и религиозность 143

    Глава 2. Религия и этнос 146

    Религиозно-философские учения 146

    Религия и этническая (национальная) динамика 148

    Этноконфессиональные общности 152

    Секуляризация этноконфессионального 153

    Этноконфессиональная характеристика современного мира 153

    Глава 3. Типы религий 156

    Проблема происхождения религии 156

    Принципы типологии (классификации) религий 157

    Архаичные формы религиозных верований • 158

    Этнические религии 159

    Этногосударственные религии 160

    377


    Мировые религии 165

    Буддизм 166

    Христианство 174

    Ислам 186

    Основы мусульманского права ....193

    Нетрадиционные культы современности

    как субкультура и антикультура 197

    Глава 4. Религия и свобода мысли 201

    Понятие свободы мысли применительно к религии 201

    Формы свободы мысли 205

    Глава 5. Нормативная культура и религия 210

    Мораль и религия 210

    Право и религия 213

    Конфессиональное право 217

    Глава 6. Свобода совести 220

    Культурологический аспект проблемы свободы

    совести 220

    Взаимоотношение церкви и государства 223

    Отношения государства и церкви в Российской империи и СССР 228

    Глава 7. История и содержание культур 231

    Египетская культура 232

    Месопотамские культуры 238

    Древнеиндийская культура 243

    Древнекитайская культура 246

    Культура Древнего Ирана 249

    Культура Древней Греции 257

    Культура Древнего Рима 268

    Культура скифов 281

    Культура народов Центральной Азии 284

    Этноконфессиональные культуры

    современной Евразии 291

    378


    Индо-буддийская культура 297

    Китайско-конфуцианская культура 299

    Еврохристианская культура 303

    Арабо-исламская культура 308

    Приложения ..313

    Приложение 1. Опорные схемы к учебному

    курсу «Культурология» 313

    Приложение 2. Краткий культурологический словарь

    понятий и терминов 323

    ЛИТЕРАТУРА

    373


    Серия «Высшее образование»

    Дик Петр Францевич,

    Дик Николай Францевич

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ

    Учебное пособие для вузов

    Ответственный редактор Э. А. Юсупянц Технический редактор 77. А. Багрянцева Художник А. Пащенко Корректоры: Г. Бибикова, О. Милованова

    Сдано в набор 06.04.06. Подписано в печать 10.08.06.

    Формат 84x108/32. Бум. тип № 2. Гарнитура CG Times. Печать высокая. Уел. п. л. 20,16. Тираж 3000 экз. Зак. № 406.

    Издательство «Феникс»

    344032, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80.

    Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга».

    344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта