Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов
Скачать 2.18 Mb.
|
и забавы в древнегреческом языке. В забаве (игре) человек, минуя сложные определения и процедуры, сводит вместе в одно целое противоречивые явления. Проблема «игра— серьезность» неразрешима и невыразима, поскольку игра может открыть и закрыть соотношение человека и бытия. Игра, понимаемая как часть ритуала, мышления и языка, есть собственно человеческое бытие; игра позволяет расширить возможности разума человека. Но игра, как и лекарство, знает меру. Нормальная игра предполагает равновесие духовных и материальных ценностей, направленность на общий идеал и господство над природой. Избыток игры — безмерное ребячество — состояние, в которое погружается современная цивилизация. Условием очищения современного человечества Хейзинга называет разумное самоограничение. Психологические и психоаналитические направления В. Вундт, один из основателей экспериментальной психологии, считает, что социальное бытие личности проявляется в языке, религии, быте. Стремление индивида к личным целям сталкивается с интересами других людей, поэтому у истории нет закономерности. Исходный пункт исследования — психическое, т.е. опыт, понимаемый как совокупность субъективных процессов, осознаваемых обычно в результате самонаблюдения. Эксперимент неприменим для исследования сложных процессов (речь, мышление). В сфере сознания действует психическая причинность, а поведение определяется психической силой — апперцепцией. Сложные проявления психической жизни должны быть объектом изучения самостоятельной отрасли знания — психологии народов, изучающей психику по продуктам культуры. Вундт собрал огромный материал по истории языка, мифов, обычаев. 3. Фрейд, создатель психоанализа и психоаналитического подхода к культуре, полагает, что ценности и артефакты культуры есть результат преобразования психической энергии человека. Искусство и религия как формы культуры, выступая в качестве самотерапии, нейтрализуют природную агрессивность на уровне подсознания. Переизбыток культу 16 ры, в первую очередь жесткая регламентация взаимоотношений полов, приводит к возникновению индивидуальных и общественных неврозов. К. Юнг, основатель аналитической психологии, выделяет коллективное бессознательное — главное из опыта прежних поколений, закрепляющееся в структурах мозга. Архетипы сознания есть общечеловеческие первообразы-образцы. Динамика архетипов является основой феноменов духовной культуры. Э. Берн, развивая идеи психоанализа, сосредоточил внимание на межличностных отношениях. Человек в процессе общения играет, находясь в одном из трех трансактных состояний — взрослый, родитель, ребенок. Ведущая проблема культуры — содействие личности в освобождении от «детских» игр и усвоении перспективных игр сообщества. М. Блок и Л. Февр, основатели школы анналов (по названию издаваемого ими журнала, анналы — хронология), рассматривают всестороннее познание общества в качестве пути к познанию истории. Л. Февр выделяет общество и цивилизацию, основные категории познания материальной и духовной жизни людей. Цивилизации (культуры) отличаются своими особенностями, самостоятельной системой миросозерцания. Образ мира, в том числе прошлое, настоящее и будущее, творимый в каждой цивилизации, обладает объективностью. Чтобы понять специфику цивилизации, необходимо реконструировать ее инструментарий, т.е. систему миросозерцания и познания. Школа анналов, таким образом, уделяет особое внимание изучению повседневности. П. Нора, преемник и преобразователь традиции школы анналов, больше внимания уделяет не повседневности, а «местам памяти» — ведущим событиям национальной истории, — для понимания скорее современности, чем прошлого этнической культуры. Концепция К. Маркса получила свое истолкование в разнообразных подходах к исследованию культуры у тех мыслителей, которые называют себя последователями марксиз 17 ма. Г. Маркузе занял критическую позицию по отношению к советскому марксизму и реальностям капитализма. В современном мире, считает он, господствует тоталитаризм и техника, они превратили человека в «одномерное» существо. Массовая культура обезличила человечество. Современный человек утратил способность к конструктивной революции- преобразованию, поэтому в стихийных и организованных конфликтах участвуют социокультурные аутсайдеры, способные лишь разрушать. М. Хоркхаймер отвергает концепцию революции в борьбе с тотальностью и авторитарными режимами. Не народы и классы, а индивиды, способные объединяться из чувства солидарности, составляют конкретную историческую реальность. Критическое мышление, как единственно свободное, превращается в политику. Философия должна стать критической теорией. «Культурный материализм» больше других обращает внимание на технико-эконо- мическую сторону культуры. Л. Уайт, один из основателей культурологии, рассматривает культуру как саморазвиваю- щуюся систему со своими законами функционирования. Технологическая подсистема культуры является ведущей; она определяет две другие — социальную и идеологическую — подсистемы. Культура (цивилизация) есть процесс — результат степени энергетической вооруженности человека. Религиозная культурология Э. Жильсон связывает будущее культуры с возрождением влияния религиозно-нравственных ценностей. Философы разных времен и народов постигают первопринципы бытия. Природа философских заблуждений в абсолютизации относительного знания. Вершину мысли видит в творчестве Фомы Аквинского, соединившего достижения философии древности с христианской философией. Последующее развитие философии рационализма утратило живительную связь с источниками и привело к культу науки со времен Р. Декарта, И. Канта, Сторонники и противники науки в философии позитивизма и альтернативных ей направлений по 18 теряли способность к конструктивному решению проблем. Помочь может лишь возвращение и развитие томизма. Неотомист Ж. Маритен полагает, что в разрушении ценностной основы средневековой культуры повинны рационализм Р. Декарта и учение М. Лютера. Эмпирическая традиция питает негативные явления культуры современного мира. Мыслитель разделяет идеалы интегрального гуманизма о солидарности в корпорациях, христианизации культуры и сближения религий. Социокультурный идеал Маритена получил признание у теологов католической церкви. Представитель диалогического персонализма М. Бубер отстаивает религиозные ценности иудаизма и христианства. Двойственность человека, отчуждение личности от мира природы и социума лежат в основе диалогического персонализма. Задачу философии Бубер видит в раскрытии отношения человека к себе и окружающим, в изменении образа жизни на пути формирования искренних отношений между людьми и единства, выражаемого в понятии «Мы». Лауреат Нобелевской премии мира А. Швейцер свой принцип благоговения перед жизнью дополняет утверждением о божественном происхождении духа человека. Старый рационализм он предлагает заменить новым вариантом мистики, предполагающим веру в святость жизни. Задача новой мистики — возродить творческую активность личности, утвердить ее бытие в негуманной цивилизации. Критерий развития культуры — гуманизм и оптимизм. (Подробнее о конфессиональном направлении в культурологии см. в разделе «Культура и религия».) Постмодернизм в культурологии М. Фуко полагает, что язык в культуре выступает в нескольких состояниях: как вещь, как средство выражения мысли, как самостоятельная сила в познании. Превращения языка вместе с жизнью и трудом угрожают единству человека. Власть неоднозначна; власть-знание порождает реальность и способы ее познания. Фуко ищет варианты свободного поведения морального субъекта в реальной системе ус 19 тановлений и стратегий поведения. Человек страсти (чувствующий, желающий) формируется как моральный субъект из отношений к своей душе, телу, окружающим, общественному долгу. Эстетика современного существования есть мораль конкретного поступка. Ж. Деррида объектом критики выбрал тексты метафизики, в которых бытие понимается как присутствие. Условием преодоления метафизики считает метод деконструкции. Критикуя понятие бытия как присутствия, Деррида утверждает, что чистого настоящего не существует: прошлое и будущее присутствуют в настоящем. Настоящее не совпадает с самим собой; повтор, копия, след не вторичные, а изначальные явления. Стирая следы отсутствия, метафизическое мышление создает присутствие как таковое. Чтобы указать границы метафизики необходимо испытание текста как такового. Ткань текста создается в игре значений. Мыслитель создает экспериментальные тексты, которыми стремится показать свой метод выявления подлинной реальности языка и культуры в наслоениях, привнесенных текстами метафизики. Зарождение культурологических наук в России относят к началу прошлого столетия, когда изучение культуры выделилось в направление социальных, исторических и филологических наук. Значительное влияние на культурологическую мысль того времени оказали взгляды выдающихся писателей и философов. В советский период историко-филологические направления получили развитие в трудах историков культуры, археологов, литературоведов, языковедов, востоковедов и этнографов. Социальное направление культурологических наук развивалось психологами, историками, этнографами, социологами. На постсоветском духовно-интеллектуальном пространстве культурологические науки находятся в стадии выделения из философии культуры, исторических, социологических, филологических и иных гуманитарных и социальных наук. Высокая образовательная ценность культурологии не вы 20 зывает сомнения у международного сообщества; культурология, например, по объему учебных часов является одной из ведущих дисциплин обязательного для профессионального высшего образования цикла гуманитарного знания. Факт становления культурологии как науки представляет определенную сложность для формирования государственного образовательного стандарта культурологической подготовки и его учебно-методического обеспечения. Существующий государственный стандарт культурологического образования нацеливает на изучение основных понятий теории культуры, знакомство с основными направлениями мировой и отечественной культурологии, знание ведущих аспектов культуры, а также основных этапов и закономерностей бытия мировой и отечественной культуры (цивилизации). Учебный комплекс «Основы культурологии» является учебно-методической основой курса согласно нормам государственного общеобязательного стандарта культурологического образования. Практические советы преподавателям Преподавателю культурологии известно, что монистическую традицию однозначного подхода к формированию содержания учебных курсов гуманитарного, социального знания сменяет принцип плюрализма. Ведущая проблема учебной реализации плюрализма в образовании, по нашему мнению, заключается в том, что каждый из множества вариантов понимания, в данном случае культуры, предполагает собственную логику развертывания содержания. Поскольку нельзя объять необъятное, остается стремиться к максимуму. Преподавателю курса, как и автору учебной книги (учебника) по культурологии, приходится самостоятельно искать оптимальное сочетание содержания и методики преподавания. Представляется, что поиск должен осуществляться в границах триады: между (1) характеристикой множества моделей культуры, (2) системным изложением теории и истории культуры на основе любой, но одной концепции и 21 (3) сокровищницей артефактов культуры, значительную часть которых студенту нужно увидеть и услышать. Содержание курса и профиль учебного заведения подскажут методологию и методику преподавания культурологии. Представляется, что в структуре культурологии как учебной дисциплины вуза и колледжа целесообразно выделение следующих разделов: теория культуры, история культур, культура и религия. Теория культуры включает информацию о предмете учебной дисциплины и изложение основ теории культуры (основные понятия и концепции культурологии; понятие сущности, динамики, структуры, типов культуры). Полагаем, что в этом разделе принципиально важно раскрыть указанные выше моменты; субординация материала и наименование частей теории культуры вторичны, поскольку являются вариантами оптимальной группировки проблем содержания. История культур раскрывает собственно культурные основы ведущих мировых культур древности и современности с выделением специфики традиционной культуры различных народов. В содержании этого раздела можно и нужно избегать необоснованного повторения посвященных культуре частей всемирной истории, как известно, изучаемой студентами параллельно с культурологией. Почему избегать? В практикуемых курсах культурологии и истории России зачастую одни и те же события рассматриваются с позиций подходов отечественной истории. Между тем культурология, как интегральная наука, используя артефакты культуры, выявленные гуманитарным знанием, в том числе историей, согласно своему предмету рассматривает историю культур на ином уровне обобщения — в качестве механизма динамики культуры человечества. Соответствуя специфике культурологии, особое внимание следует уделить колыбели культуры человечества — цивилизациям Евразии, в том числе Центральной Азии. Культуры и цивилизации Евразии предпочтительнее раскрывать, ориентируясь на предложенные К. Ясперсом принципы бытия планетарной культуры с дихотомией ее составляющих культур: древних и «осевых» (со временных), Востока и Запада. Представляется, что эта типология ближе к сущностному пониманию культуры человечества, чем европоцентристская традиция, подгоняющая мировую историю и культуру под закономерности истории Западной Европы с общеизвестными этапами от первобытного общества по новейшее время. Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ Понятие н категория Культурология как область научного знания предполагает ряд понятий, в которых раскрываются содержание и особенности исследуемых явлений культуры. Одни понятия и категории привнесены из других областей знания, другие являются специфическими, присущими только культурологии. Основной проблемой становящейся культурологии остается сложность, многозначность фундаментальной категории «культура». Культура — это мир идей, образов, вещей. Культура — это традиции и нормы, интересы и потребности. Культура — это способы деятельности и соответствующие им системы учреждений и организаций. Культура — это определенный образ жизни людей. Культурология включает десятки базовых определений культуры. Некоторые исследователи насчитывают до пятисот вариантов толкования смыслов культуры. Поэтому рассмотрению сущности культуры и близкой ей категории «цивилизация» посвящена следующая глава книги. Специфической категорией собственно культурологии является артефакт культуры. Артефактом культуры назы 24 вают любой созданный человеком предмет, имеющий знаковое или символическое содержание. Это вещи, техника, одежда, утварь, жилище и многое другое. К артефактам культуры относят и духовные явления: теории, фольклор, произведения искусства и литературы. Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакт рассматривается в культурологии как элементарная единица при изучении культуры, выявляется его связь с активностью человека и коммуникацией в конкретном обществе. Артефакт позволяет проанализировать процесс замысла, создания и использования искусственных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл, который изменяется в процессе функционирования. Определенное значение имеет понятие образ жизни, в котором представляются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности малых и больших групп людей. Образ жизни — синтетическое понятие, включающее более узкие, конкретизирующие стороны образа жизни: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и др. Определенным типам культуры соответствует определенный образ жизни людей. Культурологи полагают, что образ жизни людей определяется природными условиями существования сообщества, системой социальных институтов, традициями и обычаями, уровнем и формами социокультурной активности людей данного сообщества. Понятие «образ жизни» раскрывает особенности распределения времени и энергии людей определенной культуры на жизнеобеспечение личности и сообщества, общение, развитие личности и отдых. С помощью категории образа жизни можно выяснить типичные способы самовыражения людей в разных культурах, понять их решения и поступки, раскрыть степень их удовлетворенности жизни, а значит, прогнозировать варианты дальнейшего развития конкретной культуры. Понятием культурологии, используемым всем современным гуманитарно-социальным знанием, является со 25 циальная коммуникация. Слово «коммуникация» означает «сообщать, связывать». Термином «коммуникация» обозначают, во-первых, средства сообщения, связи, во-вторых, основу типологии культур в концепции информационного общества. В культурологии, наряду с указанными значениями, термин «коммуникация» имеет употребление для обозначения контактов между людьми: общения в целом и обмена информацией. Культурологи, акцентирующие внимание на проблеме понимания в общении людей, коммуникацией называют процесс взаимопонимания, возникающий в процессе совместной жизнедеятельности (деятельности, общения) людей. Одним из самых распространенных понятий культурологии является символ (особый знак). Термином обозначают условный знак для членов определенного сообщества. Посредством символов — доступных по форме — выражается сложное содержание мира ценностей и норм данной культуры. Символами культуры могут выступать предметы, вещи, явления, идеи. По мнению многих культурологов, общение между людьми осуществляется посредством символов; символы регулируют общество и общение, замещая или дополняя непосредственное общение людей. Самыми распространенными символами являются язык, власть, влияние. Некоторые культурологи считают, что символы — сущность культуры. Ценности и нормы поведения К числу ведущих понятий культурологии, порой отождествляемых с культурой в целом, относится ценность (значимость). Посредством системы ценностей осуществляется оценка, регулирование взаимоотношений людей в определенной культуре. Безусловной ценностью культуры является должное поведение людей, т.е. совокупность поступков и стиль деятельности, обеспечивающие сплочение людей в целях выживания сообщества и оптимального функционирования его институтов. Культурологи исследуют систему и 26 субординацию ценностей конкретного сообщества; они называют ту или иную ценность в качестве основания системы культуры. Между учеными может быть различие в частностях, но культурологи едины в понимании того, что ценностей множество и они играют значительную роль в обеспечении согласия в обществе. Современная философия культуры предпочитает рассматривать истины науки и ценности как разные способы объяснения и освоения мира. Поскольку ценности обеспечивают выживание конкретного общества, то среди них можно выявить общечеловеческие и локальные. В настоящее время ведущей общечеловеческой ценностью называется выживание человечества. На основе ценностей формируются нормы одобряемого поведения, распространение которого в качестве типичного или обязательного для всех индивидуумов обеспечивается в том числе социальным контролем. Культурная норма (правило, образец), как понятие культурологии, тесно связана с ценностью. Многие культурологи связывают сущность культуры с нормативным отношением к миру и себе, складывающимся и регулируемым в конкретном сообществе. Так формируются привычки поведения и традиции определенного сообщества. В нормативной культуре особое значение имеет мораль, нравственность; как ведущая форма культуры, часто отождествляемая с понятием культуры, мораль посредством норм регулирует сознание и поведение индивидов, сообщества в целом. В сплоченном сообществе мораль — господствующая или единая — облегчает взаимоотношения между людьми, чем укрепляет его жизнеспособность. Современные средства производства, связи и управления, охватившие всю планету, выступают в качестве объективной вещественной основы, диктующей определенные нормы глобальной культуры. Следующее понятие культурологии, «культурные традиции (порядок, обычай)», представляют иную нормативность. К традициям относят такие нормы сознания и поведения, которые передается поколениями в семье главным образом устной культурой. Культурная традиция долгое 27 время рассматривалась как обычай, заведенный и завещанный предками. Современная культурология обогатилась пониманием сути традиции, благодаря революционным достижениям психологии и философии в сфере бессознательного. Считается, что традиция связана с процессами в социальном сознании и подсознании; так называемое коллективное бессознательное есть общее для людей, наследуемое основание психики, на котором формируется индивидуальное сознание. Архетип культуры С именем психолога и философа К.Г. Юнга связывается понятие архетипа культуры. Архетип культуры есть обозначение базового элемента системы «коллективного бессознательного». Подавление архетипов может вызвать типичные проявления измененного сознания. Например, в условиях системного кризиса общества некоторые критики культуры Запада считают основой массовых психозов (фанатизма, группового эгоизма, обостренного интереса к архаике) господство рационализма над культурой чувств и оторванность человека от природы. Критикуя техническую цивилизацию Запада, призывают к экологической культуре. Стремясь избежать необоснованной биологизации культуры, многие культурологи подчеркивают социокультурный, духовный смысл архетипа культуры; это символы усвоенной в раннем детстве традиционной народной культуры, посредством которых взрослый человек ощущает свою самодостаточность и неразрывную связь с миром. С легкой руки ученого-социобиолога Р. Докинса в культурологии распространились такие введенные им понятия, как «мем», «тема», «сцена», «греза». Мемы — это по смыслу близкие биологическому гену материальные единицы, из которых складываются культуры. Мемы возникают и исчезают, переходят в другие культуры. Мемы культуры бессознательно усваиваются детьми в семье. Овладение мемами приводит к появлению темы — осмысленной поведенческой 28 реакции, основанной на принятой системе мемов. Владение темами предполагает разыгрывание определенных сцен, |