Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов
Скачать 2.18 Mb.
|
В иерархии ценностей религиозной культуры ведущее место занимает вера в реальность самостоятельного бытия сверхъестественного. Религия исторична. Существуют различные типологии религии, основанные на религиозных (представление о боге, формы культа) или нерелигиозных (распространенность, специфика институтов) признаках. Различают религию как форму культуры и религию в структуре общечеловеческой культуры. В общечеловеческой культуре выделяют религиозную и секулярную (мирскую, светскую) культуры. Если в эпоху средневековья религия господствовала в культуре, то в последующие столетия ее роль уменьшалась и соответственно возрастала (особенно в регионе распространения христианской культуры) доля секуляр- ной культуры в политике, экономике, праве, образовании, философии, искусстве. Позиции религии традиционно сильнее в сфере обыденной культуры и слабее в профессиональной. По данным церковной статистики, большинство современного человечества в разной мере разделяет идеалы религиозной культуры. В духовной культуре человечества укрепилось свобода мысли — альтернатива религии — составная светской культуры. В отличие от нравственности и искусства, религия существует и как социальный институт — церковь. Исторический спор церкви и государства привел к разделению религиозной и светской власти в большинстве модернизирующихся сообществ. Принципы отделения церкви от государства, свободы совести отражены в нормативных документах ООН, присутствуют в Конституции Российской Федерации. 69 Массовая и элитарная культура Канадский ученый Г.М. Маклюэн в середине прошлого века предложил новый вид культуры — массовую культуру. Основой ее он считал массовые коммуникации. Название «массовая» применительно к культуре имеет несколько смыслов. Анализ «массы» и культуры дал испанский философ X. Ортега-и-Гассет. Причиной выдвижения масс на авансцену современности мыслитель считает низкое качество цивилизации и культуры. С другой стороны, низкое качество культуры воспроизводится заинтересованными людьми; человек массы чувствует себя комфортно, находясь среди таких же стандартных, людей. Американский исследователь Д. Белл предложил классификацию смыслов термина «массы» из пяти основных: недифференцированное множество; синоним невежественности; механизированное общество; бюрократизированное общество; толпа. Масса предстает суммой стандартизированных лю- дей-посредственностей. На уровне психики для человека массы характерны отсутствие уникальности и ответственности, доминирование чувств, неразвитость интеллекта. Поведение масс стихийно, импульсивно. Масса не способна творить культуру, она лишь потребляет стандарты. Полагая, что масса типична для современности, западные исследователи предлагают рекомендации по управлению массовым обществом. При этом ведущая роль отводится средствам массовой информации. Средства массовой информации, по мнению Г.М. Мак- люэна, превратились в мощную силу конкурентной борьбы за влияние на потребителя информации. Благодаря электронной технике население планеты приобщается к общим потокам информации. Появилась реальная возможность формировать у подавляющего большинства людей конкретную картину мира согласно нормам информационного общества; эта иллюзорная картина может успешно навязываться в качестве подлинной и вытеснять другие миры, сформированные посредством традиции, жиз 70 ненного опыта, образования. С легкой руки остроумных людей появился образ «глобальной деревни», под которым разумеется формирование и стремительное распространение в конкретных регионах нужных мифов, слухов, сплетен, т.е. эффективное регулирование общественного настроения и мнения. Маклюэн считал, что на этой основе возникает новая глобальная культура, доступная массам. Массовая культура в этом смысле содержит, по мнению ученого и его сторонников, положительный потенциал. В последующие десятилетия большинство культурологов и социологов оценивает электронную массовую культуру скорее отрицательно, чем положительно. Массовая культура срослась с коммерческой выгодой; она производит и воспроизводит приносящие доход штампы, достаточно далекие от идеалов духовности, норм морали, эстетического вкуса. Массовая культура становится законодателем духовной стороны образа жизни. Объективный подход к анализу массовой культуры показывает, что современная духовная культура действительно становится массовой, поскольку ориентирована на массового потребителя независимо от его этнической или социальной характеристики. Программы и рубрики средств массовой информации (СМИ) создаются с учетом вкуса и особенностей разных потребителей, но акценты их содержания стандартны; они утверждают в общественном сознании позицию заказчика. Массовая культура превратилась в самостоятельный вид индустрии со своими средствами, технологиями, «королями» и «звездами», сотнями тысяч сотрудников. Психологи, изучающие социально-психологический аспект феномена массовой культуры, подчеркивают, что она превращает людей в пассивных наблюдателей за придуманной жизнью, т.е. формирует определенный, в целом пассивный стиль жизни у поколений человечества. Американские исследователи сравнивают воздействие массовой культуры на потребителя в своей стране (в США она получила 71 наибольшее развитие) с эффектом наркотика. Духовный наркотик прочно привязывает к каналам СМИ население, остро нуждающееся в его возрастающей дозе. Перспективна точка зрения английского социолога Р. Хо- гарта; он считает массовую культуру неоднозначным феноменом. С одной стороны, коммерческая массовая культура манипулирует людьми, подгоняя всех под тип управляемой, предсказуемой личности. С другой стороны, индустрия массовой культуры может вызывать интерес к гуманистическим ценностям, т.е. содействовать совершенствованию повседневности. Не отрицая негативных моментов в современной массовой культуре, необходимо отметить, что ее основа закономерна для массового сознания любого общества. Массовому сознанию присущи следующие черты: выражение состояния общества; концентрация здравого смысла; текучесть; консервативность. Массовое сознание может формироваться по различным образцам: высоким и низменным, гуманным и антигуманным, групповым и общечеловеческим. Массовое сознание существует на двух уровнях — личности и больших групп. Индивид обладает уникальностью личности, которая осознается в общении, в том числе пребыванием в массе; формируясь в массе, индивид влияет на нее, сохраняя способность творить культуру. Иными словами, массовость обязательна для культуры. Культурные образцы возможны в том случае, если они распространены среди людей; массово воспроизводятся и передаются новым поколениям. Современная массовая культура отличается лишь средствами ее передачи. Электронные СМИ способствуют тому, что миллиарды людей получают возможность прочувствовать уникальные природные явления и памятники культуры, осознать своеобразие собственной личности, ощутить связь с группами людей и всем человечеством. Развитие СМИ может содействовать формированию языковой культуры, получению качественного образования. Критика массовой культуры позволяет индустрии СМИ совершенствовать содержание и формы своих программ, рубрик, а также психо- 72 логаю восприятия информации. Расширяющиеся возможности технической составляющей массовой культуры дополняются укрепляющейся связью СМИ с иными формами и видами искусства, науки, образования. Понятие массовой культуры возможно, в том числе, посредством разграничения с групповой культурой. Разновидностью групповой культуры является элитарная культура. По теории элиты (лучшее, избранное) обязательной частью социальной структуры является высший слой, управляющий культурой и развивающий ее. В концепциях В. Парето, Г. Моски, А. Тойнби, X. Ортеги-и-Гассета элита противопоставляется массе. Элита — это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. В качестве основания выделения элиты теоретики называют биологические, психологические, социальные и культурные факторы. Идеологом современной теории элиты и элитарной субкультуры считают Ф. НиЦше. Парето полагает, что элита имеет определенные биопсихические качества; так «лучшие», способные управлять, состоят из «лисиц» и «львов», различающихся методами правления. Наличие в хозяйственной жизни «спекулянтов» свидетельствует о развитии, а преобладание «рантье» — о стабилизации и загнивании общества. К. Мангейм обращает внимание на функциональную сущность элиты; политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию. В концепциях неоэлитизма элиты понимаются как функциональные группы, существенно влияющие на конструктивное развитие общества. Демократия рассматривается в качестве условия и инструмента, обеспечивающая баланс в обществе; элиты развивают демократию, а демократия контролирует деятельность элит. Элита должна быть сплоченной, чтобы достигать социокультурные цели и реализовать потребность членов группы в общении. В силу своей одаренности и активности элита становится субъектом культуры. Выработанные образцы, эталоны мышления, вос 73 приятия и практической деятельности усваиваются массами посредством средств массовой коммуникации и постепенно входят в культуру общества или отбрасываются массовым потребителем. Таким образом, массовая и элитарная культуры не имеют четких разграничительных границ; вместе они образуют поле социокультурного творчества. Культура и субкультура Субкультура (букв.: «подкультура») трактуется в нескольких смыслах. Этим термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры;' автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников. В американской социологии с 20-х гг. прошлого века существует традиция исследования девиантного поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодежного движения как молодежных субкультур. В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ею совокупности своеобразных феноменов данной культуры. От господствующей культуры ее субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодежь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяется полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живет в конкретной культуре иммиг 74 рантов, семья военного — рядом с воинской частью. Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры. Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств — объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур. Яркой иллюстрацией организованных (социально-профессиональных) сообществ может служить жизнедеятельность коллектива японской фирмы. Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры. В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. Некоторые исследователи используют термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами. Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи — сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества. Общепризнанной типологии субкультур пока нет, их объединяет признание двух тенденций в возникновении и развитии: успеха или неудачи. Иначе 75 говоря, системный кризис общества приводит к возникновению социальных групп, положение которых стало — относительно и абсолютно — лучше или хуже. Среди условий кризиса, ведущих к ухудшению социально-экономического положения, исследователи называют безработицу, примитивную работу, неблагополучные семьи, малообразованность. Тенденция «неудачи» обусловила появление большинства молодежных субкультур на Западе и в постсоветском пространстве. Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, прическа); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования). Стиль создается на основе элементов данной культуры; новый контекст придает иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обеспечивает роль субкультуры в обществе и ее ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных проблем. Субкультура как альтернативная форма социальной активности осваивается непосредственно (фактическим членством в группе субкультуры) и опосредованно (под влиянием средств массовой коммуникации). Субкультуры способны решать специфические потребности индивидов и определенных социальных групп в коммуникации; об этом весьма убедительно говорит факт появления и развития субкультур. Среди молодежных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры низшего класса (рокеры, бритоголовые, панки, футбольные фанаты и др.) и субкультуры сред 76 него класса (битники и хиппи). Эти разновидности получили распространение на постсоветском пространстве культуры. Субкультуры низшего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или поведения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследователи относят поиск духовного удовлетворения в творчестве, стремление к формированию и выражению индивидуальности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности. Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных группах с субкультурами идет творческий процесс взаимодействия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур при определенных обстоятельствах способны повлиять на развитие культуры человечества. Культура и метод идеального типа Термин и понятие идеального типа ввел М. Вебер. Идеальный тип — система понятий, представляющая момент социокультурной реальности в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и рациональной правильности. С помощью идеального типа можно предложить логическую модель социальной реальности и познавать реальность посредством сопоставления ее с моделью-эталоном. Ученый подчеркивал, что сам по себе идеальный тип не дает знания о социокультурной реальности; идеальный тип есть метод опытного (эмпирического) постижения действительности . Идеально-типическая конструкция отвечает на вопрос, 77 каким мог быть процесс действительности, если бы развивался согласно логически непротиворечивой схеме. Идеальный тип есть утопия, которая помогает связывать ценностную и эмпирическую сферы культуры. Как утопию, предостерегал М. Вебер, идеальный тип опасно наделять чертами реальности или пытаться буквально воплотить его в действительность как нечто должное. Один из страшных примеров такого рода деятельности — режим «красных кхмеров», который привел к уничтожению значительной части населения своей страны, не вписавшейся в идеальную конструкцию утопического общества Кампучии. Как научная абстракция идеальный тип помогает изучению культуры на основе разнообразного эмпирического материала. Идеальный тип имеет идеально-логическое основание; разные основания делают возможными соответствующие идеальные типы. Сопоставляя их с количественными данными опытного знания, можно выявлять новые особенности культуры человечества. Как известно, существует много подходов к определению культуры. Каждый подход диктует свое основание для определения и типологии культуры. Отсюда множество оснований дифференциации культуры, или, иначе, выделения идеальных типов культуры. Социобиологическое основание позволяет выделить: а) женское и мужское начала в культуре; б) культуру этапов жизненного цикла человека (детская, молодежная и др.). Расовое и этническое основание дают типы культуры рас и народов мира. Дифференциацией по социальному основанию получаем культуру каст, сословий, классов (страт). Профессиональный признак позволяет расцветить культуру по профессиональной деятельности, отделить профессиональную культуру от культуры непрофессиональной. Вероисповедное основание представляет культуру как совокупность религий. По типу мировоззрения можно выделить мифологическую, религиозную, философскую культуры. Способ существования составных сознания (преимущественно мышления) позволяет выделить такие культуры, как субъектная (сфера 78 ценностей), объектная (действие в соответствии с динамикой внешнего мира) и объединяющая их рефлективная (са- мопознающая). Теоретик культуры Ф. Ницше предложил идеальный тип — два вида культуры — дионисийский и аполлоновский. Первый отражает стихию жизни, бунт против традиций и устойчивости; второй вид — разумность, умеренность, стремление к гармонии. Дионисийское начало есть символ подлинного, идущего от жизни искусства. Аполлоновская культура есть подавление жизни конструкциями разума. Ф. Ницше предложил переосмыслить культуру; по его мнению, необходимо от культуры как подавления природного инстинкта перейти к культуре, которая формирует высший тип человека, самостоятельно развивающего в себе стихию жизни. Известный социолог и культуролог |