Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница5 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
культуры

Некоторые исследователи рассматривают конфликт в качестве вида динамики культуры. Конфликтность культуры выражается в борьбе, отражающей взаимодействие двух ведущих тенденций — объединение и разъединение. Н. Смел- зер выделяет три вида конфликта в связи с изменениями культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние. Аномия есть нарушение единства культуры, вызываемое значительными социокультурными изменениями, потрясениями, которые переживает конкретное сообщество. Серьезные перемены влекут распад одной системы моральных ценностей и становление другой. Культурное запаздывание, по У. Огборну, — постоянное несоответствие между развитием материальной и нематериальной (адаптивной) культуры. Культурное запаздывание наблюдается тогда, когда перемены в материальной культуре не осмыслены в общественном сознании определенного сообщества. Инновации, например, в сфере хозяйственной деятельности приводят к совокупности последствий широкого плана, так или иначе воспринимаемых людьми. Постепенно новая практика упорядочивается системой социокультурных мероприятий, в том числе правом. Чуждое влияние как конфликт обычно связывают с практикой колонизации, воспринимаемой населением колонии в качестве навязываемой извне и потому

57




чуждой, враждебной по отношению к собственной культуре. Изучая традиционные общества Африки и Азии, этнологи детально выявили причины несовместимости элементов местной и европейской культуры. Произошло не органичное объединение культур, а их смешение, чреватое напряженностью. Любопытны предсказания Б. Малиновского шестидесятилетней давности: смешение культур неустойчиво, оно приведет к длительной борьбе культур, которая не прекратится и после освобождения от колониальной зависимости. По мнению этнолога, традиционная культура, нарушенная влиянием извне, преобразуется быстрее и будет конфликтной до тех пор, пока новая гармония ценностей не утвердится в социокультурном сознании и поведении людей в качестве собственной культуры.

Динамика взаимодействия культур выявила две основные тенденции оценки иной культуры. Традиционная тенденция заключается в типичной для человека и групп людей практике рассматривать иное на основе имеющегося опыта. Поскольку опыт связан с практикой жизнедеятельности в границах собственной культуры, постольку другие ценности воспринимаются с позиции этноцентризма (культура своего народа в качестве критерия оценки других и предпочтение- возвышение ценностей своей культуры). Сравнение с позиций этноцентризма помогает осознать скорее собственную культуру, чем иную. Тревожность в связи с судьбами своей культуры может привести к восприятию иных культур как чуждых и осложнить процесс взаимодействия этнических культур. Печальный опыт межкультурных конфликтов побудил сформулировать и утверждать противоположную тенденцию — культурный релятивизм. Культурный релятивизм предполагает понимание иной культуры на основе анализа ее ценностей в ее контексте.


Глава 5

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Основные понятия: Культура как система и ее структура. Основные структурно-системные модели культуры. Материальная и духовная культура: сущность и структура. Художественная культура. Культура институтов (организаций). Сферы культуры: профессиональная и обыденная. Формы культуры: нравственность, искусство, религия. Массовая и элитарная культура. Культура и субкультура. Культура и метод идеального типа М. Вебера: идеальные типы культуры.

Культура как система

Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает ее единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой. Результатом такого исследования выступает сложная картина бытия культуры.

Однако выделение одной системы культуры с соответствующей единой структурой затруднено по очевидной причине: культура синкретична и многомерна. Сложность культуры является ведущим фактором недостаточного знания о ней для создания общепризнанной системы (модели). Немаловажную роль играет и другой фактор: результаты исследования во многом зависят от методоло-

59




гйи изучения. Есть, в частности, подходы к исследованию культуры, отрицающие системность, структурность в реальном мире и, соответственно, в методах исследования мира. Множество исходных методологических установок позволяет получить разные культурные миры, но затрудняет возможность сформировать синтетическое, целостное знание о культуре. Так, структуралисты подчеркивают языково-знаковый компонент в содержании культуры. Представители структурно-функционального анализа считают главной совокупность общепринятых норм и ценностей. Марксистский метод, принятый в традиционном отечественном социально-гуманитарном знании, исходит из признания ведущего значения материальной культуры. Общим для указанных подходов является рассмотрение культуры как системы, предполагающей структуру и взаимосвязанные элементы.

Существует несколько структурно-системных моделей культуры с заслуживающими внимания моментами.

При первом приближении можно выделить субъективное бытие культуры, выраженное в сохраняюще-изменяю- щем характере развивающегося субъекта (человеческая сторона), и объективированное бытие, несущее в себе результаты деятельности (техническая сторона). Формы объективации различны — от феноменов сознания до музейных экспонатов. Субъект воспринимает культуру как формы объективации, т.е. нечто существующее независимо от него. Культура как совокупность усвоенного мировоззрением в качестве картины мира определена установкой субъекта и, в свою очередь, определяет идеал (должное) культуры. Образ будущего побуждает к его достижению в том случае, если личность субъективно связывает образы мира наличного и мира желаемого. Принятие наличной культуры как своей формирует направление активности субъекта для усвоения и изменения существующей культуры. Бытие культуры в этом смысле есть единый процесс материального и духовного производства.

60


Материальная и духовная культура

Деление на материальную и духовную культуру означает различие между двумя типами деятельности, взаимосвязанными в диалектическом единстве. Особенности материальной деятельности субъекта обусловлены технико-технологической и предметно-продуктивной сторонами культуры. Данный тип деятельности образует материальную культуру. Наряду с ней выделяют духовную и художественную культуру. Многие исследователи включают художественную культуру в состав духовной.

Материальная культура имеет свою (внутреннюю) структуру. Вещественные плоды материального производства — наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства — первая сторона материальной культуры. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.

Вторая сторона — культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека. Рождение и становление людей опосредовано культурой и представлено множеством моделей и деталей, удивительным многообразием. Физическая культура — третья сторона материальной культуры. Здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это виды спорта, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых. Социально-политическая культура как сторона материальной культуры есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.

Материальная культура в единстве ее сторон предполагает своеобразные формы материального общения людей, осуществляемого в быту, хозяйственной деятельности, социально-политической практике.

61




Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Духовная культура объективирована, закреплена в социальной памяти. Она является устойчивой основой духовной жизни, стереотипом чувственного познания и мышления, менталитетом конкретного общества. В духовной культуре можно выделить четыре стороны: познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную.

Познавательная сторона выступает в качестве совокупного знания о мире и человеке. Знания являются обязательным элементом познающего субъекта. Знания образуют целостную систему, опосредованно связанную с практической деятельностью человека. Они становятся основой целей и планов деятельности, нормативных предписаний и программ, превращаясь в часть социального регулирования. Процесс возникновения, формирования знания сопровождается обязательной проверкой. Интеллектуальные системы-картины мира, будучи основой познания, существуют до тех пор, пока практика и теория не вступают с ними в противоречие. Исторически сравнительно быстрый процесс смены (разрушение одной и параллельное становление иной) интеллектуальной системы обычно приводит к значительным изменениям в духовной культуре. Объективированная система знаний определяет информационное поле, в котором живет и действует человек. Преобразовательная сторона порождается творческой активностью человека. Здесь реализуется направленность в будущее, формируется его идеал и модель. Как проективный вид деятельности, преобразовательная культура предшествует материальной практике. Являясь отраслью духовного производства, проективная деятельность порождает модели и чертежи техники, проекты социального переустройства, концепции и модели личности. Ценностная сторона духовной культуры порождается ценностной деятельностью, в основе которой знание-ценность. Если знание чаще всего выступает как факт, то сущность ценности в значимости. Познание и преобразование немыслимы вне оценочной деятельности личности. Мир человека есть сис-

62




тема ценностей, построенных в определенной субординации согласно основанию — главной ценности. Мир человека историчен и относительно замкнут; он наполнен конкретными смыслами и значениями. Коммуникативная сторона духовной культуры есть духовное общение людей в конкретике его проявлений. Обмен информацией предполагает душевный контакт партнеров. В процессе общения происходит актуализация восприятия, что ведет к возникновению иных вариантов и феноменов сознания, формированию или разрушению общности. Результатом и элементом процесса коммуникации являются сопереживание, взаимопонимание, изменение содержания сознания. Духовное общение может происходить непосредственно (межличностное общение) и опосредованно — между людьми, разделенными временем, расстоянием и культурами, — благодаря книгам, произведениям искусства, обрядам и ритуалам.

Художественная культура является специфической областью культуры. Она духовна в основе, что позволяет мно-

  • гим исследователям рассматривать ее частью духовной культуры. Но она немыслима без формы материального воплощения. Органичность материального и духовного в художественной культуре позволяет выделить ее в качестве относительно самостоятельного слоя культуры. В процессе художественного производства создаются художественные ценности. Центральным звеном художественной культуры является искусство. Коммуникация в художественной деятельности опосредована произведениями искусства.

Культура институтов (организаций)

Организация (устройство, приведение в систему, учреждение) и институт (установление, учреждение) имеют близкие, в том числе общие смыслы. Культурный смысл социальных институтов (политических, экономических, семьи и других) заключается в придании процессам совместной жизнедеятельности людей устойчивости; они регулируют удовлетворение потребностей. Собственно культурные институ-

63




ты организуют и регулируют информационные, образовательные, научные, религиозные, художественные сообщества. Показателями культуры институтов являются: эффективность, легитимность, а также совокупность ценностей, регулирующих их деятельность.

В структуре социального института выделяют людей, учреждения (организации) и материальные средства. Поэтому анализ культуры институтов (или институциональной культуры) может быть представлен в двух частях: анализ культуры института и анализ профессиональной культуры работников института. Культуру институтов в обеих частях можно оценивать по единому критерию: степень соответствия стандартов деятельности конкретного института социальным ценностям данного общества.

Социальные организации призваны решать те задачи, которые не могут быть решены на уровне индивида. Социальная организация имеет свою идеологию. Идеология организации есть система взглядов, обосновывающих общественное поведение организации.

Социологи выделяют три социально значимые стороны организации: общественный институт, формальная система, общность людей. Достижение общей цели объединяет личный и общественный интерес. Принципом бытия организации является внутренняя субординация (иерархия). Иерархия предполагает, что более высокому уровню придается право контроля и регулирования нижестоящей организации, а также должностное поведение сотрудников. Человек в организации выступает в трех лицах: работник, личность, элемент системы.

Организация имеет двойственную структуру отношений — официальную и неофициальную сферы.

Официальные отношения строятся по горизонтали и вертикали. Отношения, развертывающиеся по горизонтали, выступают отношениями координации профессионально-должностных ролей. Отношения, функционирующие по вертикали, представляют собой взаимодействие статусов, т.е. официальной авторитетности должностных лиц. Система офи

64




циальных отношений строится и поддерживается властью, делегированной либо волей участников организации, либо волей вышестоящей организации. Организация вынуждена поддерживать те ценности, которые обеспечивают, с одной стороны, необходимое качество труда, а с другой — эффективное взаимодействие для достижения общей цели института. Официальная сфера есть совокупность мест работников, распределяемых согласно специфике организации. Рабочие места являются, во-первых, ячейками квалификации, во-вторых, точкой взаимопроникновения личных, групповых и общественных интересов, в-третьих, местом развертывания профессиональной культуры, в-четвертых, полем приложения индивидуальной культуры. Между людьми, закрепленными за трудовыми местами средствами материального, социального и духовного воздействия, возникают официальные отношения. Эти отношения сопровождаются образованием ролевых ожиданий-требований по отношению к каждому работнику.

Неофициальные межличностные отношения возникают между совместно работающими людьми как индивидуальностями. В отличие от официальных отношений неофициальные складываются в зависимости от индивидуальных способностей и культуры членов организации. Если выполнение трудовых функций дает человеку возможность удовлетворить свои материальные, социальные и духовные потребности, то исполнение межличностных ролей в трудовом коллективе позволяет реализовать себя как личность.

Путь к сплоченности трудового коллектива лежит через согласование, взаимную поддержку официальной и неофициальной сфер отношений между людьми. Искусство управления состоит в средствах ориентации линии поведения людей по отношению к требованиям социального института. Исследователи-гуманисты полагают, что профессиональное управление материальным и духовным производством должно опираться на расширяющуюся группу стимулов, включая личность человека и качество его груда. Здесь ви

3. Зак. 406 65




дится резерв повышения производительности труда, интенсификации труда.

Необходимость согласования официальных и межличностных отношений, среди которых основой и ориентиром являются официальные, вытекает из задачи достижения эффективной деятельности людей, объединенных в организации. Эффективная деятельность людей организации и есть высокий уровень культуры организации. Многочисленные исследования показывают, что там, где над официальными отношениями господствует дух межличностных связей, низка дисциплина и эффективность совместной деятельности. Если общественный статус можно достигнуть личными связями, то трудовой вклад теряет смысл.

Наряду с вышеуказанными явлениями в структуре культуры можно выделить сферы культуры (например, профессиональная и обыденная) и формы культуры: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.

Сферы культуры

Обыденная и профессиональная культуры — сферы высокодифференцированной культуры. Профессиональная культура — это необходимая мера согласованности официальных и неофициальных отношений между собой и с личностью работника. Профессиональная культура предполагает единство организационной и профессиональной идентификации работников; тогда возможны стремление к общей цели, энтузиазм поиска, рост профессионального мастерства.

В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отраженные в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционали

66




зации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни.

Профессиональная культура личности — результат совместных усилий общества и индивида. Социокультурные институты призваны формировать механизмы привлечения молодежи к необходимым обществу профессиям, обеспечивая уровень жизни и статус профессионалам. Рынки труда и образовательных услуг должны быть сопряжены. Профессионально занятые люди составляют социально-профессиональную пирамиду общества. Стройность и устойчивость социокультурной пирамиды обусловлено широким основанием и тесной связью между слоями. Стимулирование поведения профессионала внутри пирамиды позволяет обществу поддерживать устойчивость и динамичность культуры в целом.

Обыденная культура (иногда отождествляется с повседневной культурой) несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Элементами структуры обыденной культуры называют культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека. В содержание обыденной культуры входят: пища, одежда, жилище, тип поселения, техника и средства Общения, ценности семьи, общение, домоводство, художественное творчество, организация досуга и отдыха, обыденное мышление, поведение и др.

Формы культуры

Из форм культуры наиболее известные, порой отождествляемые с культурой, — нравственность, искусство, религия.

Нравственность (мораль) — в переводе с лат. обычаи, нравы, поведение, — самый древний и один из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра

з*

67




и зла вершина в иерархии ценностей — является основной дилеммой нравственности. Нравственность динамична. Существует множество исторических типов нравственности. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями,. между разными культурами. Нравственность является общим обоснованием деятельности человека.

Единство права и нравственности в гражданском обществе — культурная привычка, результат жизни, выработанные обществом за исторический период. Естественное противоречие права и нравственности является стимулом их дальнейшего изменения. В деформированном обществе противоположность права и нравственности грозит дополнительными потрясениями, ставящими под сомнение само существование данных государства и сообщества.

Искусство — художественная деятельность в единстве духовного и материального компонентов. Искусство в истории понимается в значении мастерства, ремесла, всяческого умения. По мере развития культуры стало осознаваться отличие художественного творчества от другой практической деятельности и его близость к литературе. Среди видов художественного творчества называют литературу, кино, театр, цирк, танец, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. Искусство, художественное творчество значимы созданием красоты, приобретением эстетического смысла. Искусство имеет и социальный смысл, когда выступает как обучение, как познание, как передача культурного опыта. Искусство связано с игрой, мифом, с другими формами культуры. Различают народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Как культурное наследие, искусство существует в памятниках.

68




В общечеловеческой культуре искусство является «самосознанием». Созданием новых реальностей искусство осуществляет поиск и проверку путей развития культуры и общества. История искусства есть история становления видов художественного творчества и человека как творца.

Религия — специфическое отношение к творческому началу, заключающееся в ритуальном освящении и поклонении.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта