Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница3 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
в которых реализуется многообразная игровая культура (от детских игр во взрослую жизнь до управленческих игр лидеров стран) любого сообщества. Завершается процесс овладения культурой формирования у личности грез или ритуалов, пронизывающих мироощущение и миропонимание данного вида культуры. Греза (мечта, идеал) — это представление не о реальном положении, а о желаемом месте своей культуры (личной или групповой) в обществе, мире. Социобиологи полагают, что культуру можно определить как способ создания мемов. Соответственно, передача мемов есть основа выживания культуры в конкретных условиях природы планеты.


Глава 3

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Смыслы термина «культура»

Выявить сущность, значит ответить на вопрос: что это? Поиском сущности (сущностей) занимается философия. Философствовать означает искать сущность мира и человека.

Множество смыслов и определений говорит о богатстве феномена культуры. Для культурологии как науки, возникшей и развивающейся преимущественно в европейской традиции, характерно возводить начала представлений о культуре к античности.

Термин «культура» с его первыми смыслами возник в римской культуре. Первоначально это возделывание, обработка земли. Культура возникает как аграрное мастерство. Более привычное для нас толкование возделывания как воспитания и образования предполагает гармоничное становление личности, помощь извне в обретении своего образа. Человек всем обязан образованию, возможному в определенной культуре народа, являющегося относительно обособленной группой человечества. В отечественном гуманитарном знании долгое время оставался в забвении еще один смысл культуры, сакральный. Культура — это почитание, культ, прежде всего религиозный (сакральный) культ. Древние культуры и цивилизации невозможно представить без поклонения богам — высшей ценности мировоззрения той эпохи. Единство трех смыслов культуры воплощалось в гречес

30




ком термине «пайдейя» (обучение ребенка), системе становления личности и гражданина. Античный человек, сравнивая себя с другими народами, гордился разумом, чувствами и способностью жить по природному и установленному закону (норме). В условиях политической нестабильности, когда гражданственность отступает перед хаосом, античная культура выработала искусство «атараксии» — умения жить незаметно и невозмутимо, сохраняя свой внутренний мир.

В христианской культуре и однотипной ей мусульманской из атараксии развивается идеал личности, погруженной в свой внутренний мир. Внутренний мир человека объявляется производным не от природы, а от Бога; отсюда приоритет небесного, мистического и подчиненность земного, природного. Бог как средоточие небесного мира предстает Абсолютной Личностью, в отличие от безличностного абсолюта поздней античности. Вера в Бога делает слабого человека неодолимо сильным. На смену космологии древнего мира пришел персонализм. Культура как возделывание предполагает развитие нового истолкования естественного, понимаемого в качестве высшего в человеке, сотворенного Богом. Культура есть воспитание духовной неисчерпаемости личности.

Современная философия культуры видит свои истоки в эпохе европейского Просвещения. Появляется интерес к материальному, вещественному началу культуры. Осознаваемый кризис «природы» и «культуры» переосмысливается в философии германских государств.

И. Кант разделил мир природы и мир свободы; мир свободы, мир человеческий провозгласил миром культуры. Природное зло в человеке как природном существе может и должно быть преодолено культурой: моралью, понимаемой в качестве долга (категорический императив). Человек моральный, т.е. культурный, становится свободной личностью, самостоятельно определяющей свой жизненный путь. Высшее проявление культура находит в искусстве. И. Г. Гер дер заложил основы философии культуры как философии языка. Язык является особой человеческой формой, посредством

31




которой Человек общающийся реализует свою смышленость — главное превосходство, помогающее человеку выжить в конкуренции с другими животными, более приспособленными к природному бытию. Язык и есть основа культуры. Идеи Гердера стимулировали развитие сравнительного языкознания, исследование мифа и фольклора. В рационалистической философии Г.В.Ф. Гегеля мировой прогресс есть прогресс свободы. Разумный ход истории (культура) обеспечивается деятельностью людей, в том числе неосознаваемой ими. Мировой прогресс или прогресс свободы осуществляется духом действующих народов, прежде всего народ ов-л ид еров, исторически сменяющих друг друга в авангарде человечества.

В гегелевской философии оптимистический рационализм достиг вершины. Реальность исторического бытия призвала обратить внимание на нерациональные элементы духа. Развитию философии культуры в форме «философии жизни» дал толчок А. Шопенгауэр. Философствование Ф. Ницше стимулировало современную теорию культуры. По Ф. Ницше, «воля к власти» (стремление к могуществу, лидерству) определяет бытие природных и духовных феноменов и сил. Разум — один из способов активности жизни — способен посредством языка культуры искажать сущность жизни; в целом охраняя, распространяя жизнь, разум способен вредить бытию жизни. К стихии жизни ближе всего искусство. Многовековое развитие идей посредством рационализма философии, науки и мировой религии (христианства) привело Европу к кризису, полагает Ф. Ницше. Иной вариант философии культуры в рамках философии жизни создает

В. Дильтей; он не противопоставляет, а сближает рациональные и нерациональные жизненные проявления культуры. Жизнь есть способ бытия человека, осуществляющийся в создаваемом им мире истории. Познавать мир истории можно посредством «понимания», т.е. интуитивного проникновения в жизнь в процессе жизни. В концепции Г. Зиммеля культура есть форма, порождаемая жизнью и противоречащая жизни. Вечно изменяющаяся жизнь порождает и сметает отно

32




сительно устойчивые, консервативные (по сравнению с жизнью) типы культуры. По мысли О. Шпенглера, сама жизнь есть вечный процесс зарождения, роста и гибели культур. Культуру он рассматривает как особый организм: уникальный, самодостаточный, замкнутый. Стадию гибели культуры мыслитель называет цивилизацией.

Представители неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт различают методы наук о культуре («науки о духе») и естествознания. Идеографический метод гуманитарного знания рассматривает каждое явление культуры как самоценное и уникальное. В качестве критерия предложено отношение к ценности. М. Вебер разработал «понимающую социологию», призванную, по его мысли, сформулировать принципы научности гуманитарного знания.

Феноменология и психоанализ

Феноменология обращается к анализу сознания, а не отношений. Э. Гуссерль выделяет субъективность личности и целостную, в единстве рационального и нерационального, направленность сознания личности (интенция). «Жизненный мир», т.е. простая данность, в сознании европейца искажен направленностью на научное, опытное и логическое познание, а также идущей из Древней Греции философией, потеснившей миф. История культуры ориентирована на идеальный нормативный образ, сформированный направленностью сознания индивида или группы. Истоком развития европейского единства является цель-норма, сформулированная древнегреческой философией; высокая духовность объединяет взаимодействующие, в том числе конфликтующие, нации и поколения. М. Хайдеггер истоки гуманизма видит в античной философии. Понять скрытый смысл слов и словосочетаний можно посредством истолкования смысла языка. В языке существует человек, посредством языка философ связывает бытие и мысль. Процессы потери истинного смысла в языке и деградации языка взаимосвязаны. Эту потерю мысль компенсирует техникой,

2. Зак. 406

33




культурой. Ближе всего к сокрытой истине языка поэзия и философия.

Психоанализ объясняет явления культуры не сферой сознания, а спецификой бессознательного. 3. Фрейд, основоположник психоанализа, продолжает традицию противопоставления природного и культурного начал. Культура, понимаемая им как нормы, ограничивающие инстинкты сферы бессознательного, существует за счет переключения сексуальной энергии. Развитие культуры ведет к увеличению неудовлетворенности и чувства вины из-за растущего числа подавляемых инстинктов. По К. Юнгу, структура бессознательного сложнее, чем предлагает 3. Фрейд. Бессознательное он разделяет на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное бессознательное связано с миром вытесненного индивидуальным сознанием, коллективное бессознательное имеет историческую природу. Посредство «коллективного бессознательного» индивид связан со всем миром. Архетипы — структуры коллективного бессознательного — в символах хранят коллективный исторический опыт. Кризис культуры, духовное и физическое разрушение человека обусловлены кризисом отношения сознания к бессознательному, то есть не всегда осознаваемым отрывом от архетипов культуры, происходящим в реальной жизни индивида или групп людей. Духовная культура обеспечивается творчеством, находящимся под влиянием архетипов; символы архетипов переводятся творцом культуры на язык современности.

Представитель философии постмодерна М. Фуко объявляет культуру достоянием человека, его субъективности, поскольку культура становится возможной в процессе самопознания человека. Человек потерялся: это результат утраты единого бытия мира вещей и мира людей в формах исторических исследований. Предпосылкой исторического знания является исследование смысла структур сознания. Создание новой антропологии и новой истории начинается с воссоединения рассеянного языка, что является сферой обновленной философии.

34


Религиозный и светский аспекты культуры

В повседневной жизни культура предстает как образец собственно человеческого поведения. Она предполагает тактичность, деликатность. Культура близка понятию внутренней образованности. Этот уровень культуры обычно называют практической философией.

Теоретическая философия или теоретическое рассмотрение сущности культуры предполагает уровни проникновения в сущность. Прежде всего существуют светский и религиозный аспекты проблемы.

В религиозной версии сущность культуры выводят из культа, т.е. системы поклонения священному, божественному. Итак, религиозная культура связана с верой в самостоятельное (реальное) бытие сверхъестественного и системой поклонения ему (культ). Радикальная (крайняя) позиция сводится к утверждению, что вне религиозного нет культуры. Философ и богослов П. Флоренский рассматривает культ как бутон культуры. Все ценности производны от культа; система понятий начинается от словесного сопровождения обряда. Упрощение понятий, утилитарный подход к вещам ведут к обмирщению культуры, появлению форм нерелигиозной культуры. Таким образом, философ признает наличие нерелигиозной, светской культуры.

Светская культура строится независимо от культа; она обычно связывается с основами знания и соответствующего поведения человека. Светская культура включает атеистическую традицию («безбожие»), но не сводится к ней. Религиозная и светская культуры имеют не только различные, но и общие ценности, ценности культуры как таковой.

Отдавая должное религиозной культуре, не следует забывать, во-первых, о неоднозначности достижений религиозной культуры и, во-вторых, о свободе мысли применительно к религии, а также о нерелигиозной культуре в целом. Философия предполагает рассмотрение сопоставляемых культур по единому основанию. Применение этого принципа к анализу религиозного и нерелигиозного в культуре вклю

2*

35




чает, в частности, разграничение идей, идеалов, с одной стороны, и реального, фактического бытия культуры, с другой. Недопустимо, например, отождествлять идеалы свободомыслия с фактами поведения примитивного безбожника, или идеалы религии с образом жизни одного служителя культа. Отвергая радикальную сторону богословия и атеизма, следует признать ценность и самодостаточность как религиозной, так и нерелигиозной культур.

Религиозный и светский аспекты культуры выводятся из античного наследия. Если религиозная интерпретация культуры связывается с культами Греции, то светская восходит к римскому истолкованию термина «культура» как возделыванию земли. Римский философ Цицерон первым перенес смысл возделывания на процесс образования человека, становления личности в представлениях античности. Продолжая разработку философии как учения о достойной жизни, римский мыслитель и оратор определяет философию как культуру ума. Позднее в европейской традиции философствования культура противопоставляется природе; природа есть то, что дается с рождения, а культура есть достижение человека, результат его замыслов и свершений. Культура — это ум и нравственность. Современные культурологи выделяют в культуре функции регулирования сознания и поведения людей, осуществляемые посредством ценностей и норм.

В отечественной традиции к уровню сущности культуры возводят варианты понимания культуры в качестве совокупности достижений человечества (в отличие от природного мира); системы ценностей; объективной системы; социализации человека. Есть осознание необходимости интегрального подхода к пониманию сущности культуры, но пока нет достаточного объема данных для такого осмысления.

Чтобы получить достаточно полное представление о культуре как таковой, следует познакомиться, как минимум, с ведущими вариантами философского анализа культуры. Чтобы получить минимально необходимое знание о сущности

36




культуры, достаточно полного знакомства с одним из подходов философского анализа культуры. В качестве такового представляется деятельностный подход в варианте отечественной традиции.

В деятельностной концепции сущности культуры, — пожалуй, самой распространенной, — культура есть способ бытия деятельности человека.

Идея деятельностной сущности человека разрабатывается в западной философии не менее двух столетий. Деятельность, с одной стороны, характеризует человека как живое существо (жизнь активна), а с другой — как не столько биологическое, сколько историческое, общественно-историческое существо. Признание деятельности в качестве сущностной характеристики человека объединяет мыслителей разных школ, направлений. В этом смысле культура в различных аспектах связана с традиционными подходами к пониманию ее сущности; она включает совокупность достижений человечества и систему ценностей; она выступает в единстве объективного и субъективного.

Сущность культуры предполагает воспроизведение деятельности по исторически заданным параметрам и принципам (правилам). Культура как способ деятельности является открытой системой; она несет в себе момент изменения, коррекции. Культура существует в единстве противоречий между сохранением и уничтожением, удерживанием и преодолением. В своем динамическом аспекте культура есть творчество, т.е. создание чего-то нового. Как способ деятельности культура включает в себя и результаты.

Способности человека как субъекта культуры развиваются и преобразуются в процессе его жизненного пути. В этом смысле культура сама себя определяет. Человек, обладающий развитыми культурными возможностями, становится подлинным творцом в своей сфере деятельности. Самореализация, саморазвитие — способ осмысленного бытия в мире. В исторически изменяющихся способностях человека заключается источник культурных свершений; то,

37




что возможно (способности) осуществляется (артефакты культуры) посредством механизма бытия культуры. Деятельность человека воплощается в предметах, т.е. опредмечивается, объективируется. Культура, таким образом, выступает в диалектическом единстве процесса и результата. Если объективированная сторона культуры (созданные предметы и ценности) отрывается от деятельности, то культура гибнет. Замыкаясь в субъекте, культура также гаснет. Развитие культуры требует обмена деятельностью, общения; бытие в культуре означает связь личности с прошлым, будущим и другими субъектами. Личность в процессе куль- туротворчества вбирает в себя и отдает другим.

Культура и общество

Культуру соотносят с обществом. Общество, понимаемое как система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной жизнедеятельности, близко пониманию культуры как способа деятельности. Культура может быть представлена продуктом общества, субъектом общественной деятельности, функцией общества. Общество и культура есть два равноценных аспекта рассмотрения человека. Общество — это человеческая жизнь как единение. Культура — это человеческая жизнь как качество деятельности. Социальный субъект выступает группой людей, объединенной в социальное образование объективными отношениями. Социальными субъектами выступают общности, учреждения, организации.

Итак, культура как способ человеческой деятельности существует в единстве объективированной и субъектной предметности. Культура есть принцип связи общественного человека с предметом его деятельности, определяющий эту деятельность. Поэтому она выступает регулятивной деятельностью.

В связи с понятиями культуры и общества часто употребляется термин «цивилизация» с многозначным содержанием. Появление слова цивилизация связывают с творче

38




ством французского философа П. Гольбаха; так была названа противоположная варварству высшая стадия всемирного прогресса. Историк Ф. Гизо положил начало этноисторической концепции цивилизации, в которой наряду с цивилизацией как всемирно-историческим прогрессом существуют отдельные цивилизации народов. Основой цивилизации по А. Тойнби и М. Веберу является религия, по JI. Уайту — техника. Зачастую слово «цивилизация» рассматривается как синоним культуры. В западной теории цивилизацию и культуру чаще различают. У А. Тойнби цивилизация есть один из многих самостоятельных социокультурных феноменов, в основе которого культура-религия. О. Шпенглер противопоставляет механическую цивилизацию органической культуре: цивилизация есть смерть или процесс умирания культуры, ее заключительный этап.


Глава 4

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Социальные функции культуры

Реальная культура, исследуемая гуманитарным знанием, постоянно изменяется. Поэтому среди сущностных характеристик культуры называют ее динамику (с греч. — силовой), т.е. изменение, процесс как способ существования культуры. Покой (статика) относителен, изменение (динамика) абсолютно. Источники динамики культуры, или внутренние силы, обеспечивающие ее бытие, рассматриваются выше.

Итак, культуру можно понимать как процесс, который обеспечивается деятельностью человека и существует в единстве устойчивого и изменчивого, традиций и инноваций.

Знакомство с проблемой начнем с рассмотрения функций (с лат. — отправление, деятельность) культуры, обеспечивающих бытие общества.

Ведущими функциями культуры являются две: передача социального опыта и способ становления личности.

Первую социальную функцию культуры можно представить как прошлое в настоящем. В социальном смысле культура — это обработанная человеком природа. Окружающие нас предметы содержат в себе нечто привнесенное человеком и хранят определенную культурную традицию. Мир культуры дает представление о социальной системе в целом и о людях социума. Тип общественной и индивидуальной куль

40




туры опредмечивается в культурных образцах. Культурные нормы определяют характер индивидуального поведения. Исследуя прошлое, культурология использует данные этнографии, этнологии, социологии. Задача культуролога — выявить дух народа или эпохи, «технологию» производства, т.е. способы создания информации и передачи ее следующим поколениям. В этом смысле культура есть самообновляющееся социальное бытие личности. Культура предстает формой передачи социального опыта через освоение каждым поколением совокупного наследия. Если социальная организация может быть общей для многих народов, то культура уникальна. Этническая (народная, национальная) культура является единством социального человека, исторически окружающей его природы и способов деятельности, взаимодействия человека с природой. Культура разъединяет и связывает человека с природой в совокупности этнических деталей. Находясь в культурном космосе, человек посредством деятельности осваивает и усваивает народное достояние — уникальный опыт взаимодействия человека с природой, человека с человеком. Устойчивость культуре придает традиция — социокультурный механизм закрепления культурных ценностей. Именно в традиции отчетливо проявляется культура как способ жизнедеятельности социального человека. Другим социокультурным механизмом является новация — способ обновления культуры. Конкретный тип культуры выражает своеобразие накопления, хранения и обновления опыта.

Вторая социальная функция — способ становления личности — позволяет переносить образцы социально поведения. В этом смысле культура — продукт и источник социального взаимодействия. Содержанием культурного процесса выступает развитие человека как общественного субъекта деятельности. Общество является способом социального воздействия на человека. Результаты воздействия преобразуются в собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития личности, т.е. ее культуру. В традиционной культуре внутренний мир личности и образцы поведения совпа

41




дают. В обществе с преобладанием новации социокультурная ситуация разрушает традицию. В нетрадиционном обществе перед человеком встает необходимость выбирать между мотивацией действия и системой социальных оценок. Поступки как следствие нравственного выбора человека свидетельствуют о его личностной культуре. Удовлетворение первичных и вторичных потребностей человеком происходит в обществе; это ведет к появлению, усвоению и передаче культуры.

Практические функции культуры

Среди других функций культуры выделяют познавательную (гносеологическую), ценностную (аксиологическую), знаковую (семиотическую), нормативную (регулятивную).

Познавательная функция культуры тесно связана с вышеуказанными ведущими функциями. Культура, концентрируя в себе опыт (память, наследие) поколений людей, приобретает способность накапливать знания о мире и человеке, создавая этим возможность для дальнейшего познания мира и самопознания человека, ведущего, в свою очередь, к углублению освоения мира человеком. Современное общество богато настолько, насколько использует интеллектуальные и духовные знания культурной сокровищницы человечества. Степень зрелости конкретной культуры определяется мерой освоения культурных ценностей, созданных в прошлом. Сообщества, способные через культуру и посредством культуры взять актуальное и оптимальное содержание из накопленного человечеством наследия, демонстрируют динамизм и стабильность своего развития. Страны, не способные усваивать резюме из своих и чужих уроков прошлого, воспроизводят неэффективные социокультурные механизмы, чем обрекают себя на отсталость, на феномен аутсайдера.

Ценностная функция выражает качественное состояние культуры. Культура как динамичная система ценностей формирует у поколений людей и каждой личности конкретные

42




ценностные ориентации и критерии. На их основе люди оценивают себя и других, судят о степени развития того или иного человека (культурности, воспитанности, цивилизованности). Интеллектуально-духовное содержание обычно воплощается в критериях оценивания и соответствующей оценки.

Знаковая функция представляет собой действие определенной знаковой системы, единственной или господствующей в данной культуре. Без изучения и знания соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык, понимаемый как средство мышления и общения людей, а также символ являются важнейшим средством овладения, развития и хранения культуры. Естественный или этнический (народный, национальный) язык выступает средством бытия этнической культуры. Искусственный язык, создаваемый людьми на основе естественного языка, располагает своими знаками и знаковыми системами.

Нормативная функция связана с регулированием (определением) различных сторон, форм и видов общественной и индивидуальной деятельности людей. Культурные нормы, связанные с системой ценностей конкретного общества и культуры, так или иначе влияют на поведение людей, регулируют их поступки, содержание и стиль сознания. Ведущими нормативными системами, во многом обеспечивающими регулятивную или нормативную функцию культуры, принято считать нравственность (мораль) и право.

Динамические модели культуры

Осмысление динамики культуры человечества посредством дихотомии «Восток—Запад» имеет богатую традицию. Термином «Запад» чаще называют совокупность взаимодействующих культур, считающих своим источником древние культуры Южной Европы. Понятие «Восток» более размыто. В первом приближении Восток есть обозначение европейцами культур неевропейского происхожде

43




ния. Представления о Востоке послужили универсальной схемой, которая наполняется конкретно-историческим содержанием. Пожалуй, первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Персидскую империю и другие социокультурные образования восточнее греческих полисов греки, а затем эллины именовали варварскими, а свои ценности — цивилизованными. Это противопоставление затем было усвоено духовными наследниками античной культуры. Противопоставление Востоку предполагало многовековое осмысление идеи и постижение образа Европы. Согласно хронологии, культура Европы насчитывает тысячелетия, а свою сущность европейская культура видит в Европе христианской.

Почему противопоставление? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Высока вероятность культурного влияния Египта, Персии, Индии на мыслителей Древней Греции. Многие идеи, образы и образцы поведения в указанных культурах близки. Например, характерная особенность культур Древней Индии — идея переселения душ умерших в тела (людей, животных) и вещи — известна многим философам Древней Греции. Платон представил ее в варианте осмысления, который до сих пор остается образцом или прообразом духовно-философского постижения реальности. Возможно, эту идею философы заимствовали из мифа, как утверждают некоторые исследователи. Но общее в деталях мифов, религий, наверное, тоже результат культурного взаимовлияния? Видимо, у идеи похода Александра Македонского на Восток в поисках предела мира были культурные архетипы, навеянные не только вымыслами, но и конкретными знаниями о далеких землях.

В античной культуре встречаются две тенденции сравнения Запада и Востока — возвышение Запада и, соответственно, принижение Востока как ведущая у греков и другая, где признается равенство Запада и Востока, типичная для эллинов со времен похода Александра Македонского.

Первая тенденция воплотилась в мировоззрении и противоречивой практике европоцентризма с его убеждением,

44




что Восток — неразвитый мир, в лучшем случае, — с древности остановившийся, застойный регион. Идеология просвещения в Европе с позиций рационализма нередко умозрительно трактует Восток как докультурное естественное состояние, не испорченное европейской цивилизацией. Вера в прогресс знания
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта