Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов
Скачать 2.18 Mb.
|
Высшее образование П. Ф. Дик Н. Ф. Дик КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебное пособие для вузов Теория и практика культуры ^ Культура и религия ^ История и характеристика культур ^ Опорные схемы и культурологический словарь РОСТОВ-но-ДОНУ Ф ЕНИКС 2006 УДК 008(075.8) ББК 71я73 КТК 002 Д 45 Рецензенты: С.А. Колдыбаев, доктор филос. наук, профессор, Ю.Я. Бондаренко, канд. филос. наук, доцент Дик П.Ф. Д 45 Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 384 с. (Высшее образование). В учебном пособии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта представлена современная концепция содержания культурологии как учебной дисциплины. В краткой, конспективной форме излагаются основные теоретические положения культурологии: понятие «культура», первообразы и формы культуры, тенденции исторических изменений, взаимосвязь с религией, история и содержание различных культур, этические нормы культурного поведения. В книге даны опорные схемы по учебному курсу и краткий культурологический словарь. Предназначено для студентов высших учебных заведений. УДК 008(075.8) ББК 71я73 ISBN 5-222-09242-9 © Дик П.Ф., Дик Н.Ф., 2006 © Оформление, изд-во «Феникс», 2006 Предисловие Культура — «вторая Вселенная», созданная человеком за сотни тысяч лет его существования на планете. Человек с момента осознания уникальности этого феномена стремится дать ему определение, охарактеризовать его сущность, спрогнозировать дальнейшее развитие культуры человечества в целом и отдельных культур в частности. Культурология тесно взаимосвязана с религиоведением и философией. Многие понятия переплетены и приводят к более глубокому пониманию феномена мировых культур, религий и цивилизаций. Культурология — наука о культуре — дисциплина, введенная в стандарт среднего и высшего профессионального образования как ответ на духовную ситуацию в российском обществе. Изучение культурологии необходимо студентам всех специальностей для становления мировоззренческой позиции, для самоопределения и самоидентификации личности. В процессе работы над этим курсом студенты обретают способность к эвристическому мышлению, повышают уровень национального и этнического самосознания. Данное учебное пособие призвано оказать помощь в системном освоении учебного материала, в овладении теорией и историей культуры, в отработке умений и навыков, необходимых современному специалисту любого профиля, работающему в поликультурном пространстве. Структура пособия продиктована логикой курса: рассматривается становление культурологии как междисциплинарного блока наук о культуре, развитие понимания культуры, ее типологии, динамики, взаимоотношений с отдельными ее сферами. В I части пособия — «Теория культуры» — рассматриваются понятия культурологии и ее предмета, основные поня 3 тия культурологии, смысловое значение термина «культура», динамика или развитие культуры, ее структура. Здесь анализируются понятия культуры и личности, ценностнонормативная культура, культура как мир знаков, антропо- этническая культура, культура и техника. II часть пособия — «Культура и религия» — посвящена анализу роли религии в культуре, влиянию религии на становление и развитие мировой цивилизации. Здесь в краткой форме излагается авторское понимание религии и этноса, типологии религии (этнические, этногосударственные и мировые религии); понятия свободы мысли применительно к религии; взаимосвязи нормативной культуры и религии; культурологического аспекта проблемы свободы совести. Лаконично освещены характеристики египетской, месопотамской, древнеиндийской и древнекитайской культур; культуры Древнего Ирана, Древней Греции, Древнего Рима, культура скифов и народов Центральной Азии, этноконфессио- нальные культуры современной Евразии. Логическим завершением учебного пособия являются приведенные в приложениях опорные схемы к учебному курсу «Культурология» и краткий культурологический словарь понятий и терминов. Часть I ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Глава 1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ Актуальность исследования культуры и культурология Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии древнего мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура». Значительно позднее сформировалось относительно самостоятельное направление философствования — «философия культуры». Наряду с философией феномен культуры привлекает внимание многих гуманитарных наук, прежде всего истории, психологии, религиоведения, социологии, этнографии (этнологии). В XX столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Причиной поворота знания к гуманитарной проблематике стал системный кризис общества, ведущей ценностью которого несколько столетий были научно-техническое знание, технократия. Возродились к активной жизни ненаучные формы сознания, в том числе религия и мистика. Появилось осознание недостаточности идей линейного и циклического развития человечества. Рост национального самосознания как элемент стремительно разрастающегося локального многообразия диктует потребность нового сравнения, субординации культур. 6 Стали искать единую природу локального многообразия равноценных, интенсивно взаимодействующих культур. Неоднозначные результаты деятельности технократии поставили задачей компенсировать гуманитарными знаниями узкую профессионализацию. Возникла острая необходимость в выверенных практических действиях по созданию иного типа общества, другого характера планетарной культуры, следовательно, формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями. Современная культурология выходит из состава философии, формируя свой предмет и соответствующие методы исследования. Культурология, как новейшая отрасль гуманитарной науки, еще не обрела общепринятого толкования предмета и предназначения. В дискуссиях о смысле культурологии участвуют специалисты традиционных областей знания. Сравнительно недавно культурология получила знаковое подтверждение статуса самостоятельной науки; исследователям культуры стали присваивать ученую степень по культурологии. Общее понятие о культурологии также неоднозначно; во множестве интерпретаций исследователи пытаются выделить основные подходы к пониманию культурологии как таковой. В первом приближении можно сформулировать три подхода. Первый определяется философской традицией рассмотрения культуры. Культурология, понимаемая как общая теория, отождествляется с философией культуры. Иногда культурологию рассматривают как часть философии культуры, исследующую многообразие культуры посредством систематизации, типологии феномена. Философы рассматривают историю культуры (культур) как одну из типологий культуры. В таком варианте культурология совпадает с аксиологией культуры, приближается к куль- турантропологии и социологии культуры. Второй вариант рассматривает культурологию как обозначение комплекса самостоятельных дисциплин, изучающих аспекты и формы культуры. Целью культурологии является изучение со циально-исторического бытия культуры, результатом — накопление, систематизация знаний о культуре. Третий вариант рассматривает культурологию как самостоятельную отрасль гуманитарно-социального знания. Он возник с постановки проблемы Л. Уайтом и предполагает выявление предмета культурологии, ее места среди отраслей социаль- но-гуманитарного знания. Этапы исследований и уровни достижения культуры Существуют различные методологии рассмотрения предмета культурологии: аксиологическая, праксеологическая, регулятивная, семиотическая. В соответствии с типами современного философствования сложились модели рассмотрения культуры и культурологии: классическая (абсолютизация рационального, научного аспекта), неклассическая (герменевтика) и постклассическая (феноменология, постмодерн). В отечественной традиции культурологических исследований можно выделить два этапа. Первый, начиная с 60-х гг. прошлого века, рассматривает культуру с позиций аксиологии и деятельностного подхода. Согласно аксиологическому подходу культура предстает в качестве совокупности значимых достижений человечества (ценностей). В рамках деятельностного подхода культура рассматривается в контексте субъективно-личностного или объективно-общественного становления. В единстве взаимодействия субъективного и объективного культура предстает в качестве специфически человеческого способа деятельности. С 90-х гг. (второй этап) на постсоветском пространстве получили распространение разработки в русле концепций западной традиции культурологии: семиотики, культурантропологии, структурализма, синергетики, межкультурной коммуникации. Можно выделить три уровня постижения культуры. Начиная с познания феноменов локальной культуры, культуролог восходит к пониманию и усвоению смысла, духа культуры. На втором уровне исследуется коммуникативный ха 8 рактер культуры, социализация (или становление) личности, общества посредством механизмов общения. Высший, сущностный уровень культуры есть основа культуры. Основа неочевидна, поэтому есть разные версии ее понимания. Одни сущность культуры видят в языке, другие в священном (религии, мистике), третьи в символе, четвертые в ценности и т.д. Культурологов объединяет осмысление культуры как интеграционной основы общества и личности. Из смысла культуры вытекают принципы-аксиомы ее бытия: создание, обновление, сохранение, почитание и передача культуры. Следовательно, предметом культурологии как самостоятельной науки является становление и развитие культуры как присущего человеку способа жизнедеятельности. Культура как способ жизнедеятельности человека (человечества) есть специфическая форма бытия живой природы. Иногда исследователи, подчеркивая отличную от природы специфику культуры, называют ее способом внебиологической деятельности человека. Первичность феномена жизни, разумеется, не отрицается: человек, чтобы стать культурным, должен, как минимум, быть биологическим существом. Само понятие «жизнь человека» несет в себе единство родового (биологического) и видового (социокультурного). Культурология ставит своей задачей создание модели «механизма» бытия культуры. Смысл, вкладываемый в слово «механизм» или в возможные слова-синонимы «код», «ген» и др., состоит в единстве двух моментов: понимания бытия культуры и возможности адекватно (компетентно) управлять культурными процессами. Основные направления в культурологии Согласно предмету и задаче культурологии, новая гуманитарная наука является теоретической дисциплиной, оперирующей системами описанных артефактов (фактов) культуры. Иначе говоря, культурология не занимается сбором и описанием артефактов культуры; она создает концепции куль 9 туры, используя имеющиеся обобщения совокупности артефактов. Поэтому культурология является стилем философствования и тесно связана с философией посредством философии культуры. Философия и философия культуры, в частности, является методологией культурологии. Культурология занимает срединное место между философией и конкретными науками, описывающими артефакты культуры. Такая специфика характерна для культурологии в целом, т.е. как для теории, так и для истории культуры. Историческое развитие культуры для культурологии не самоцель, а предпосылка объяснения современной культуры и моделирования оптимальной культуры будущего. Для культурологии как науки особое значение имеют достижения культурантропологии и этнологии. Культуран- тропология, в понимании ведущих представителей данной отрасли знания, исследует конкретные ценности и механизмы передачи культурных навыков. В зависимости от подхода к пониманию культурологии, культурантропология может быть частью культурологии или совпадать с содержанием последней. Этнология (или этнография) есть описание и изучение различных народов. Зачастую термином «этническое» обозначают культурную единицу. С XIX в. в антропологических и этнографических исследованиях культур утвердился эволюционизм, существенно потеснив органицизм. Социолог-эволюционист Г. Спенсер выделяет регулятивную систему социального организма, обеспечивающую социальный контроль. Социальный контроль повседневного поведения людей, полагает исследователь, существует с первобытного времени и остается более эффективным, чем выделившиеся из него институты государства и церкви. Спенсер надеялся, что в будущем федерация высших наций сможет запретить такое проявление варварства, как войны между народами, и этим укрепит основы социокультурной цивилизации. Э. Тэйлор (Тайлор) исследовал первобытную культуру, в которой видел начала становления человека. В настоящее время представляют высшую ценность его идеи о человечестве как неотъемлемой 10 части природы и единстве человека независимо от расовых, этнических и культурных различий. JI. Морган, создатель теории первобытного общества, утверждает идею всеобщности прогрессивного развития общества, поскольку, по его мнению, родовая организация, как начало человечества, обязательна для всех групп первобытного общества. В XX в. складывается цивилизационный подход к изучению культуры. Появление подхода российские культурологи связывают с творчеством Н.Я. Данилевского. Культурно-исторический тип Данилевского, согласно традиции орга- ницизма, есть самостоятельная замкнутая и потому враждебная по отношению к другим культура-цивилизация. О. Шпенглер рассматривает цивилизацию в качестве этапа умирания культуры. Каждая культура рождается, растет, расцветает, дряхлеет и умирает, как любой живой организм. Культура-организм замкнута. А. Тойнби видит в цивилизации конкретно-исторический тип общества, в основе которого определенный тип культуры, прежде всего религии. Отвечая на вызовы природы, полноценная цивилизация проходит этапы своего бытия. Сообщества (элита и пролетариат) ущербных цивилизаций и цивилизаций на исходе своего развития не способны консолидироваться для решения проблем своего бытия. Отрицая органицизм, М. Вебер считает основой хозяйственной жизни тип религиозно-этических норм. Религия — социокультурный институт, совмещающий черты системы ценностей и социального института. Понятия, в том числе типы культур, цивилизаций есть идеально-логические категории, которые соотносятся с реальностью жизни, но не совпадают. М. Вебер создал социологию науки, которую П.А. Сорокин отождествляет с социологией культуры. II.А. Сорокин выделяет два основных культурных типа — сенситивную и идеациональную культуры, которые сменяют друг друга посредством идеалистической культуры — промежуточного смешанного типа. Этнографические исследования «примитивных обществ». JI. Фробениус — основатель культурно-морфологической И школы и исследователь африканской культуры. Согласно воззрениям школы, конкретная культура создается природой под влиянием видов хозяйственной деятельности человека, но независимо от его воли. Человек — носитель, но не создатель культуры. Следовательно, методом послойного проникновения можно выявить изначальную культуру и позднейшие наслоения, привнесенные извне. В. Шмидт на основе этнографических данных создал концепцию прамоно- теизма. Согласно концепции, изначальной формой религии был монотеизм (единобожие). Осколки древних представлений о едином Боге-творце приобрели образ предков, культурных героев в мифах и религиях первобытных народов. Д. Фрэзер уделяет особое внимание духовной культуре первобытного общества. Этнограф разделяет магию и религию и противопоставляет их. Как эволюционист, он полагает, что умственное развитие человечества эволюционирует от магии к религии и затем к науке. Социальная и культурная антропология. Функционалистское направление Б. Малиновский, создатель функциональной теории культуры, полагает, что культура появилась как жизненная функция для решения практической задачи; он связывает биологические первичные потребности с артефактами культуры и вторичными потребностями, порождаемыми культурой. Каждая культура есть целостность, отличающаяся способами удовлетворения потребностей и характером передаваемых вторичных потребностей (традиция). А. Радклифф-Браун, в отличие от Б. Малиновского, особое внимание уделяет исследованию структуры общества и общественных отношений, понимаемых в связи с функциями социальных институтов. Основоположник антропологического подхода к изучению культуры Ф. Боас противопоставляет свой метод сравнительно-историческому методу эволюционной школы. Боас полагает, что изучение культуры связано с описанием фено 12 менов и накоплением эмпирических фактов. Культуру каждого народа следует изучать во всех аспектах, в том числе с учетом физических характеристик этноса. Крупный представитель структурного функционализма Э. Дюркгейм решающую роль в социальной интеграции отводил идеалам и верованиям. Религией он называет систему всех верований и практик, санкционированных обществом и обязательных для каждого члена общества. Главная функция так истолкованной религии — обеспечивать солидарность. Создатель структурной антропологии К. Леви-Строс исследует мышление «примитивного» человека. Мифология у первобытного человека, как идеология у цивилизованного человека, является фундаментальным содержанием коллективного сознания. Создатель школы структурного функционализма Т. Парсонс предлагает теорию культуры. Культура — все духовные и материальные достижения людей. Достижения являются результатом действий на уровне социальной и собственно культурной систем. Культура, благодаря нормативному и символическому характеру, является важнейшим регулятором общества. М. Шелер, основоположник философской антропологии, разрабатывает концепцию социологии культуры. В сфере духовной культуры господствует логика смысла. Человек есть нерасторжимое единство жизненного и духовного начал. Религия, философия и наука являются равноценными видами знания в духовной культуре. Антрополог X. Плеснер подчеркивает эксцентричность бытия человека, которая состоит в социальности, историчности и экспрессивности, понимаемых им в качестве ведущих антропологических определений человека. Согласно воззрениям А. Гелена, человек есть система функций. Действуя, человек создает культуру, которая принадлежит природе человека и невозможна вне человека. Целесообразная деятельность человека наряду с ожидаемыми результатами может приносить полезные побочные плоды; они осознаются как полезные и закрепляются в целесообраз ной деятельности. Так человек одновременно освобождает себя от опасностей и создает институты культуры. К. Ранер полагает, что человек существует как вопрос о бытии, как открытость бытию. Источник культуры и творчества видит в процессе преодоления человеком своей недостаточности на путях интуитивного постижения Бога. Э. Ротхакер стремится представить человека живой исторической личностью. Целостность личности состоит в единстве животного, бессознательного и сознательного слоев человека. Человек открыт миру. Человек — творец и носитель культуры посредством языка и заинтересованного переживания действительности. Культура — форма выражения творческого ответа человека на вызов природы. Культура есть стиль жизни человека. Э. Кассирер в центре своей философии культуры ставит понятие символа. Решение проблем культуры и бытия человека видит в отыскании специфики символической формы. Г. Риккерт выделяет культуру как сферу опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями. Ценности у него выступают принципом, определяющим бытие, познание и деятельность. Ценности определяют величину индивидуальных различий. Философия культуры в экзистенциализме М. Хайдеггер трактует историческое и художественное событие в качестве узла, в котором истина бытия является возможностью, привлекающей человека для реализации этой возможности и одновременно осуществления самого себя. Поэтому поэзия и искусство выступают хранителями бытия и собеседниками философии. Язык мысли и поэзии начинается с зова мира, ожидающего, чтобы человек дал ему слово, т. е. стал посредником в выражении смысла бытия. А. Камю считает, что человек обречен на жизнь в отчужденном мире, смысл жизни в котором придает истина человека. Абсурд как мироощущение есть ясный разум, осознающий свои пределы. Философ полагает, что уделом со 14 временного человека, живущего в нерелигиозной (десакра- лизованной) истории, является бунт: я бунтую, следовательно, мы существуем. Бунт есть элемент цивилизации, поскольку революция может утверждаться только в цивилизации, а не в терроре или тирании. В бунте человек утверждает себя как личность, живущую по законам красоты и добра. Особое значение придает художественному бунту, поскольку в искусстве художник по-своему переделывает мир. Красота и свобода помогут обрести новый гуманизм: выйти из изоляции, обрести солидарность и установить социальную справедливость. К. Ясперс предлагает идею коммуникации, которую трактует как соотнесенность существований (экзистенция). Коммуникация — личностное истинное общение. Мыслитель предлагает преодолеть традиционное противоречие философствования между знанием и верой понятием и обоснованием философской веры. Философская вера есть выделение специфики философского мировоззрения. Ясперс верит в общечеловеческую коммуникацию, в которой люди преодолеют зло и утвердят социокультурное добро. Возможно, это произойдет в процессе кризиса — перехода к новому качественному состоянию личности, культуры и истории. Т. Элиот понимает под культурой образ жизни народа, живущего в одном месте. Созидательная энергия человека определяется потенциалом духовной элиты. Духовная элита как творческое начало складывается из умных, талантливых, нравственных представителей всех социальных групп общества. Есть духовная элита, значит, культура будет развиваться. Й. Хейзинга обратил внимание на исследование мифов и фантазии в культуре и истории. Мыслитель выделяет интеллектуальный аспект игрового начала. Игра — то, что поддерживает идеал, определяет духовную культуру эпохи. Обращается внимание на связь образования |