Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕХНИКА

  • Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов
    АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
    Дата27.03.2018
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
    ТипУчебное пособие
    #17284
    КатегорияИскусство. Культура
    страница9 из 27
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27
    (преимущественно Индия). Европеоиды, монголоиды, австралоиды и древние негроиды. Основное занятие: плужное орошаемое и неорошаемое земледелие, ремесла. В горах пастушество, кочевое скотоводство. Жилище: глинобитные или кирпичные дома, в горах из камня; у кочевников шерстяные шатры. Традиционная одежда: женская — сари, шаровары, широкие юбки; мужская — дхоти, узкие белые штаны, рубахи без воротника, куртки с глубоким вырезом, тюрбаны. Основа пищи — растительная. Развиты фольклор, кукольный театр, архитектура, прикладное и изобразительное искусство. Религия: индуизм, буддизм, ислам, сикхизм, джайнизм.

    Юго-западноазиатский регион. Области: малоазийская, ирано-афганская, месопотамо-сирийская, аравийская. Преимущественно южные европеоиды. Господствуют иранские, тюркские и семитские языки. Занятие: плужное орошаемое и богарное земледелие, в пустынях — кочевое скотоводство; ремесла. Жилища прямоугольные из сырца или камня, глинобитные с внутренним двором; у кочевников — черные шатры. Женская одежда: шаровары, широкая рубаха-платье, безрукавка или куртка, на голове большой платок; чадра; украшения. Мужская одежда: длинная широкая рубаха с круглым воротом, сужающиеся к низу штаны, безрукавка, куртка. Основная пища: лепешки, каши, плов, сыры, похлебки на мясном бульоне. Напитки: зеленый и черный чай,

    117




    кофе, шербет. В регионе богато представлен фольклор. Религия: ислам, христианство, иудаизм.

    Североафриканский регион. Области: египетская, маг- рибская, суданская. В основном арабы и берберы. Занятие: плужное земледелие с ирригацией; торговля; ремесло. Город и село. Дома прямоугольные или квадратные из сырца, камня, глинобитные с внутренним двориком. Традиционная одежда: у мужчин — широкая длинная рубаха, просторные штаны, халат или плащ, головной платок (куфия); у женщин — длинная рубаха-платье, узкие штаны, безрукавки, халаты, покрывала. Пища: пшеничные лепешки, овощи, молочные продукты, плов; напитки — кофе, зеленый чай, кислое молоко. Удивительно богат фольклор. Религия: ислам.

    Африканский тропический регион. Области: западноафриканская, западно-центральная тропическая, восточноафриканская, южноафриканская, мадагаскарская. Большая негроидная раса. Преобладает ручное тропическое земледелие. Жилище каркасно-столбовое с круглой или прямоугольной планировкой. Одежда: у мужчин — набедренные повязки, передники, плащи, широкие рубахи; у женщин — куски длинной ткани, широкие юбки, цветные платья. Пища: лепешки, каши, овощи, фрукты, на Мадагаскаре — отварной рис. В регионе получили развитие прикладное искусство, ритмическая музыка и танцы. Религия: племенные культы, христианство, ислам.

    Североамериканский регион. Области: арктическая, канадская, североамериканская. Господствуют переходные формы большой европеоидной расы. Индейцев относят к американской расе большой монголоидной расы и переходным расам. Материальная культура приближается к европейскому типу. В духовной культуре синкретизм и смешение форм европейского, индейского и африканского фольклора. Живущие группами мигранты поддерживают элементы традиционной этнической культуры. Компактно проживающая часть индейского и эскимосского населения сохраняет традиционные занятия и культуру. Религия: христианство (протестантизм и католицизм).

    118


    Латиноамериканский регион. Историко-культурные области: карибская, мезоамериканская, андийская, амазонская, пампасская, огнеземельская. Результат смешения американской, европеоидной и негроидной рас. Говорят на испанском и португальском языках. Традиционная одежда: белая рубаха, штаны, орнаментированная накидка (сераме, пончо), широкополая шляпа, сандалии у мужчин; широкие ярких цветов юбки, кофты, шали у женщин. Преобладают блюда из кукурузы, бобов, пшеницы, а также жареное мясо с приправами. Индейцы, живущие в изолированных районах, сохранили традиционную культуру. Религия: христианство (католицизм).

    Австралийский регион. Аборигены представляют особый тип большой австралоидной расы; англо-австралийцы — европеоиды.

    Океанийский регион. Области: Меланезия, Микронезия, Полинезия. Население представлено большой австралоидной и смешанными расами. Основное занятие: ручное тропическое земледелие, свиноводство, рыболовство. Жилище: на Новой Гвинее — прямоугольное, свайное, иногда наземное; в Океании — каркасно-столбовое с крышей из листьев пальм. Характерны лодки с балансиром. Одежда: у мужчин набедренная повязка, у женщин юбка из травы, растительных волокон. Распространены мужские и женские украшения (браслеты, бусы, перья, цветы). Развиты мифы, музыкальный и танцевальный фольклор. Религия: христианство, традиционные культы.


    Глава 10

    КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

    Культурологический аспект понятий техники и технологий

    Словом «техника» (с древнегреч. — мастерство, искусство) обозначают или определяют совокупность средств, создаваемых людьми для оптимизации своей деятельности.

    По мнению философа техники Ф. Раппе, можно выделить два типа определений понятия «техника». Техника в узком смысле слова есть инженерная деятельность, в широком — любая эффективная методологическая деятельность человека. Следует иметь в виду, что в западной традиции понятие техники сближается с понятием технологии или, по Ф. Раппе, техники в широком смысле слова. На Востоке в слове «техника» видят смысл машины. Например, образовательная технология есть типичное понятие западной культуры, а на Востоке может возникнуть культурный протест по этому поводу: становление человека уподобляют машинному конвейеру?!

    Почему на место техники в смыслах греческой культуры приходит техника-и-технология западной культуры? Техника и технология существуют столько, сколько помнит себя человечество. В разнообразии древних цивилизаций присутствует один тип технического инструментария; техника здесь нечто из периферии культуры. Лишь в последние столетия в рамках еврохристианской культуры Запада техника и технология приобретают особое значение. Техника становится универсальным феноменом современного

    120




    мира, существенно влияющим на изменения во всех культурах человечества. Сторонники технической цивилизации утверждают, что у истоков современных глобальных проблем не столько последствия последних десятилетий стихийного развития техники, сколько безграничная вера христианства в человеческий гений, христианская идея челове- кобога, сотворца Богочеловека. Отсюда оптимистическое мнение о принципиальной разрешимости глобальных проблем современности.

    Современное понимание техники предполагает несколько характерных моментов. Техника имеет искусственное происхождение, т.е. создается людьми в процессе овеществления идеальных моделей. Техника рациональна, т.е. достаточно быстро воспроизводима в данном сообществе. У нее утилитарный характер, т.е. техника связана с практическими потребностями людей и служит удовлетворению этих потребностей.

    Техника — феномен культуры, существующий на грани природы и культуры. Техника есть часть природы, преобразованная человеком для воздействия на природу. Социальный характер технике придает зависимость ее от уровня развития культуры общества. Технический прогресс, расширяя возможности человека в воздействии на природные процессы, влечет за собой социокультурные изменения. Культурное освоение новых достижений техники конкретным сообществом происходит достаточно сложно и длительно; процесс освоения обусловлен культурными традициями, в том числе социокультурной установкой на восприятие инновации.

    Технология — совокупность методов обработки, производства предметов и вещей. Технология — системное образование, она связана с техникой и культурой данного сообщества. Среди признаков технологии выделяют: рациональные методы деятельности; содействие развитию общества; подчинение господствующим ценностям данной культуры.

    Итак, техника представляет собой орудия деятельности человека, а технология является системой выработанных человеком эффективных методов его целесообразной деятельности.

    121


    Техника и социокультурные ценности

    В условиях современной технической цивилизации эволюция техники, в первую очередь внедрение новых технологий зависят от социокультурных факторов данного сообщества. Так, традиционная форма социальной конкуренции народов («хочешь жить мирно — готовься к войне») утверждает приоритет развития военно-промышленного комплекса. Есть достаточное основание для утверждения: сущностные характеристики техники чаще всего становятся отражением системы ценностей сообщества. Вариативность использования техники ставит ведущую моральную проблему технической цивилизации — ответственность ученых за возможное применение своих открытий в технике. Отсюда категорический императив культуры в технической цивилизации: принципы гуманизма и экологии выше экономической эффективности, технической целесообразности и политической выгоды. Следует заметить, что в известных современной науке традиционных обществах техника всегда подчинена ценностям жизни. Возможно, что факты нарушения этого принципа становились одной из причин (или причиной) нарушения экологического равновесия в локальном регионе и исчезновения цивилизаций, культур.

    Стремительное развитие техники, превращение ее в мощную составную часть современной планетарной цивилизации, вызвали к жизни различные толкования сущности и ценности техники-и-технологии. Проблема последствий компьютеризации общества и создания искусственного интеллекта является одной из самых популярных в дискуссиях. Полемика сторонников и противников привела к осознанию необходимости новых исследований природы разума, сознания (духа) человека. Особое место в современной философской литературе занимают труды, посвященные оценке техники; прежде чем проектировать и финансировать инновационные проекты необходимо знать совокупность следствий внедрения той или иной инновации. Осмысление проблем аксиологии техники на философском уровне приобрели общекультурное значение. В частности, отмечено, что совершенное планирование технического прогресса невозможно даже в условиях технократического общества, как известно,

    122




    превращающего личность в элемент машины. Получила признание позиция, утверждающая, что критерии рациональности планирования технической инновации должны вырабатываться вне технических, экономических или политических факторов. Дело в том, что социокультурная проблема техники-и-технологии заключается в ее использовании, а используется технология, как правило, в интересах группы людей.

    Среди ведущих философских проблем техники и технологии называют вопрос о происхождении техники и характере ее связи с природой, обществом, культурой. Так, существуют концепции о слиянии современной науки и техники, в которых свойство первичности придается естественным наукам либо технике, соответственно, следствием признается техника или естествознание. Эта дискуссия имеет принципиальное основание: научно-технический прогресс начинается с масштабного теоретического осмысления или случайных находок, которым затем придается видимость солидного обоснования. Если второе, то не исключено, что после испытания очередной технической инновации, созданной любознательными фанатами техники методом «тыка», некому будет ее обосновывать. Так, действие опасной для жизни вещи, попавшей в руки ребенка, для которого весь мир — игрушка, может привести к летальному результату для многих. Парадигма технического прогресса, как безграничного по возможностям конвейера улучшения бытия человека, выработанная европейским мышлением пару столетий назад, опиралась на идеи неограниченности природных ресурсов и совершенства человека, существующего автономно от природы. Эти идеи опровергнуты жизнью. Есть ли будущее у человека технического? Есть ли будущее у культуры, общества, цивилизации с техникой или без техники? На эти и подобные философско-мировоззренческие вопросы дают разные ответы.

    Для бытия культуры принципиально важна постановка фундаментальных вопросов по проблеме, свидетельствующая о том, что человечество вырастает из технического детства. В этом смысле существенна необходимость выработки идеалов (моделей) дальнейшего развития. Эта проблема яв

    123




    ляется нормативной и выводит философию техники на уровень социокультурного прогноза. Традиционная модель (модель научно-технической революции) основана на принципах технологического детерминизма, популярного на Западе. Для нее характерна вера в безграничные возможности человеческого разума, который решал и решит любые проблемы развития. Общая модель, доминирующая на Западе, основана на ограничении технических проектов из соображений их возможного вреда. Технический прогресс неизбежен, поскольку жизненно необходим, однако технический, экономический и политический персонал должен быть образованным и контролируемым внешними институтами. В данной модели основное внимание уделяется разработке социокультурных методов оценки техники. Модель ограничения основана на необходимости ограничения человеческих потребностей и масштабов технических инноваций. Критерием ограничения предлагается порог, за которым удовлетворение потребностей или применение техники приносит скорее вред, чем пользу. Радикальные (мало популярные в среде здравомыслящих людей) варианты этой модели предлагают вернуться к образу жизни предков всему человечеству или населению так называемых «развивающихся стран», где техника пока не стала необходимостью бытия повседневной культуры.

    Техника как часть культуры рассматривается в диапазоне оптимистических и пессимистических мнений. Концепция технического (технологического) детерминизма включает противоположные интерпретации. Технократические (власть техники) интерпретации, как правило, связаны с оптимистическими взглядами на роль техники в культуре. Негативные социокультурные последствия внедрения достижений научно-технического прогресса технократическое мышление предпочитает объяснить торможением технологического развития со стороны культурно отсталых людей или групп. Катастрофические изменения в жизни, культуре народов целых континентов, привнесенные научно-техническим прогрессом, замалчиваются или интерпретируются иначе. Обязательным компонентом оптимистической интерпретации роли техники в обществе и культуре является техно

    124




    кратия — теория власти, основанная на научно-техническом знании и предвидении, научно-технической компетентности политической элиты.

    Основатель теории индустриального общества Р. Арон полагает, что реальностью современного мира является не совокупность различных социальных систем, а единое индустриальное общество с разнообразием идеологий. По мере развития индустриальной составляющей идеологические различия будут отодвигаться на периферию культуры. Противоречия научно-технического прогресса, считает культуролог, не сущностная, а временная характеристика, присущая начальной стадии развития. На следующем этапе развития, в так называемом «информационном обществе», негативные моменты технической среды будут преодолены.

    Пессимистические воззрения, представленные преимущественно философами, писателями, деятелями искусства и лидерами религиозных организаций, рассматривают технику как угрозу человечеству. Критики технической цивилизации подчеркивают ее механистичность, противоестественность, подавление техникой личности, природы, жизни. Пессимисты, — сторонники взглядов о негативном влиянии техники на социокультурные процессы, — столетиями призывают вернуться к традиционным видам хозяйственной деятельности человека с жестким контролем жизнедеятельности личности со стороны общины. В прошлом столетии появился вариант активного противодействия технической культуре. Противники технической цивилизации призвали организовать контркультуру для борьбы против репрессивного разума «власти-знания», отчуждения человека.

    Представители технократии — ученые, экономические и политические лидеры — присоединились к критике негативных сторон технической цивилизации. Они обратили внимание на экологические проблемы, на превращение человека в слугу и заложника стихийного развития технической среды. По мнению ученых, источник проблемы в неумении человека использовать технику на благо человечества и природы. Необходимо формировать иное взаимодействие человека с техникой, другой тип человека, способный интегри

    125




    роваться с людьми, существовать в единстве с техникой и природой.

    Одной из составных частей модели нового типа человека является техническая культура. Технический фон бытия современного человека является единым для всего человечества. Он предполагает два нормативных параметра поведения людей: обращение с техникой согласно инструкции по эксплуатации и определенную традицию использования технических средств. Способности и отношение к труду, технологическая дисциплина и дисциплина труда, формы трудолюбия и трудовых навыков являются производными от культурных традиций общества.

    Экологическая культура

    Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология (букв.: учение о родном доме) — комплексное знание о принципах взаимодействия человека
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


    написать администратору сайта