Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница14 из 27
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27
в утешении умением реагировать на потребности людей разных по возрасту, профессии, интеллекту. Сока-гаккай организовано в системе централизованной иерархии. Сдав экзамен, желающий может стать ассистентом. Следующие степени — помощник преподавателя, преподаватель, помощник доцента, доцент, помощник профессора, профессор. Вся власть в руках небольшой группы профессоров — высшего руководства. В социально-политической сфере сока-гаккай ориентируется на демократические преобразования, гуманизм, возрождение духовности с буддийской основой.

170




В позднем средневековье на основе махаяны и хинаяны в Тибете возникла новая форма буддизма — ламаизм. Культ тибетского Далай-ламы является высшей ценностью не только для ламаистов, но и для многих последователей хинаяны и махаяны. Ламаизм («лама» — тибетск. — высший) опирается на единство буддизма и тибетской этнической религии. На ламаизм оказал значительное влияние тантризм. Главное в буддийской тантре — мистика и магия. Специфика тантризма в медитации проявляется в глубокой интимности обряда, длительном личном контакте учителя (лама) с посвящаемым. В буддийской тантре введена в практику ман- дала — графическая диаграмма Вселенной с множеством вариантов и модификаций. В ее основе «Колесо времени» (Калачакра) с 60-летним звериным циклом летосчисления, символизирующим бытие человеке в сансаре.

Основы ламаизма заложены Цзонхавой (XIV—XV вв.), который синтезировал наследие своих предшественников. Все буддийские тексты впоследствии собраны в 108-томное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы трактатов хинаяны, махаяны, ваджраяны и других школ. Комментарий к Ганджуре — Данджур — еще обширнее, состоит из 225 томов. Ламаизм заместил отодвинутую нирвану космологией. В строго упорядоченной системе вершиной является Будда Будд Адибудда, владыка всех миров и творец сущего. Люди делятся на разряды, пятый (высший) приближает к состоянию бодисатвы. Лишь немногим уготована нирвана, для большинства главное — возродиться человеком, лучше в стране ламаизма. Избавившись от незнания и вступив с помощью учителя-ламы на путь познания, ламаист совершенствует свою карму с Перспективой очередного возрождения на одном из многочисленных небес вместе с божествами и святыми. Легендарная страна Шамбала воспринимается как мир грядущего. Ламаизм предусматривает строгую этику. Каждый последователь должен стремиться избегать грехов тела, слова, мысли и следовать добродетелям. Путь к состоянию бодисатвы нелегок, в качестве главного условия его прохождения выступают жестко определенные нор

171




мы поведения. Для большинства это недосягаемый идеал, на который следует ориентироваться. Видимо, поэтому в ламаизме наибольшее внимание уделяется мистике и магии, позволяющим достигать целей более просто и быстро. Магия слова переплелась с магией ритуального действия. Широкое распространение получили молитвенные барабаны с множеством записанных на бумажках заклинаний и молитв. Разовый оборот барабана-цилиндра приравнивается к разовому зачтению всех священных текстов, помещенных внутри. Эту же цель достигает постоянное повторение молитвы- заклинания ламаизма. Достойное место в религии занимает магия чисел и цифр.

Ламаистское богослужение сопровождается музыкой и пением. Большую роль играет колокольчик, звон которого извещает о переходе к очередной фазе богослужения. Наряду с ним используются как музыкальные инструменты морские раковины и трубы. Практикуется хоровое пение. В жертву богам приносят во время богослужения рис и ба- лин — специальные хлебы. Существует в ламаизме и ритуал, напоминающий причащение в христианстве: присутствующим раздают по глотку освященного вина и по три хлебные пилюли — символ приобщения к благодати богов. В ламаистском культе ведущую роль играют ламы. Чаще всего во время богослужения верующие даже не допускаются в храм.

Важнейшую роль в становлении ламаистского культа сыграл добуддийский культ обо. Древние объекты религиозного поклонения — божества какого-нибудь природного феномена — были распространены в конфессиях монголов и тюрок. Скопления приносимых им жертв в виде кусков ткани или (чаще всего) камней стали именоваться обо. Ламаиза- ция культа приводила к появлению двухслойных обо: буддийское культовое сооружение на древней куче камней. Такие синкретические святилища распространены в странах ламаизма. В семейном быту ламаистов большое значение имеет культ докшитов — богов-охранителей. В их числе и онгоны — демоны доламаистского пантеона. Наряду с лич

172




ным и семейным культом в ламаизме существует общественный (публичный) культ, отправляемый в дацанах и храмах. В монастырях три раза в день происходят малые хуралы- богослужения. Кроме того, по отдельным поводам проводятся большие хуралы. Великими и по придаваемому им значению, и по продолжительности являются хуралы в честь докшитов. Наиболее пышным централизованным дацанским обрядом в ламаизме является цам. Цель этого действия состоит в очищении данной местности от злых демонов. Обряд выступает в форме театрализованного представления, в котором изображается борьба между охранителями-докши- тами и врагами религии, злыми духами. Костюмы и маски, символизирующие побежденных врагов, сжигаются по окончании обряда.

Количество лам, проживающих в тибетских монастырях, исчислялось в начале XX в. сотнями тысяч. Почти каждая семья посвящала одного из сыновей духовному служению. Новопосвященный проходит три ступени иерархии до обретения статуса ламы, кроме этого существует около тридцати наименований ученых степеней лам и множество специализаций. Ламы выступали в роли советчиков по всем вопросам жизнедеятельности верующего и потому играли ведущую роль в общественно-политической жизни Тибета. Возглавляли ламаистскую иерархию Далай-лама и Панчен-лама. Далай-лама, как и Папа Римский, возглавляет не только религиозный, но и государственно-политический, и экономический институты. Ламаизм содействовал формированию этноконфессиональной общности тибетцев.

На протяжении XIX в. продолжалась борьба между Китаем, Англией и Россией за овладение Тибетом. В 1900 г. тринадцатый Далай-лама прислал делегацию к русскому царю в противовес английскому давлению. Во время русско- японской войны Англия захватила Лхасу, из которой Далай-лама своевременно скрылся в Монголии. Три государства договорились о невмешательстве во внутренние дела Тибета, но уже в 1910 г. Китай вторгся в Тибет, его войска заняли Лхасу. После революции 1911 г. в Китае войска ушли

173




из Тибета. Тибет, на протяжении нескольких последних столетий включенный в состав Китая, длительное время сохранял свою этнорелигиозную и политическую автономию. После захвата Тибета в конце 50-х гг. Китаем, четырнадцатый Далай-лама с группой лам и мирян (до ста тысяч) покинул Тибет и обосновался в пригималайских районах Индии. Культурная революция 1966—1976 гг. в КНР сильно затронула ценности ламаизма, но он продолжает играть существенную роль в современном Тибете.

В Монголии буддизм закрепляется с конца XVI в., среди западных монголов, в том числе среди калмыков — к началу XVII в. Через сто лет ламаизм появляется у восточных бурят. Из тюркоязычных народов ламаизм распространился только среди тувинцев (с XVIII в.). В Туве ламаизм сосуществует с древними шаманйстскими вероучениями.

Чань-буддизм остается влиятельным в Корее и Вьетнаме.

В XX в. международная роль буддизма резко возросла. Исследователи отмечают усиление политической роли буддизма в ряде стран Юго-Восточной Азии; возникновение новых культов с доминированием буддийского наследия; новобуддийское движение в Индии; активизацию миссионерства и проникновение буддизма в страны христианской культуры; стремление к объединению школ и направлений буддизма. В 1950 г. в Коломбо (Шри-Ланка) было организовано Всемирное братство буддистов. В 1956 г. в связи с 2500-ле- тием смерти Будды в Рангуне (Бирма) был созван Всемирный буддийский собор, положивший начало периодическим мероприятиям этого рода.

Христианство

Вторая после буддизма по времени возникновения мировая религия — христианство. Его история — составная часть истории культуры народов Европы, а также Америки последних столетий. Современное христианство включает ряд крупных вероисповеданий и множество небольших конфес

174




сий. Христианство стало первым объектом светского исследования мировой религии и к настоящему времени изучено в большей степени, чем ислам и буддизм. По этой причине многие общие термины и понятия современного светского религиоведения вышли из христианской теологии.

Возникновение христианства относят к I в. н.э. и связывают с деятельностью полиэтнического населения Палестины, входившей в состав Римской империи. В среде евреев Палестины того времени пользовалось популярностью идея скорого прихода спасителя — мессии, который станет «царем иудейским» и спасет народ от владычества Рима. Среди многих религиозных течений протохристианского типа наиболее известна община ессеев; в 1947 г. в пустыне Кумран (район Мертвого моря) были найдены свитки (тексты), которые свидетельствуют о близости вероучения и организации ессеев раннему христианству. Ессеи подчеркивали свою оппозиционность жречеству иудаизма. В об-' щинах провозглашалось равенство членов, существовала общность имущества, вся жизнедеятельность верующих была посвящена труду самообслуживания, изучению текстов, совершению культовой обрядности. Процессы, происходившие в Палестине, были близкими социальной и духовной жизни в других частях Римской империи, оказывавшей огромное политическое и культурное влияние на народы Европы, не входившие в состав подданных императора. Среди них кельты, германцы, славяне, народы Кавказа. Этнические культуры, в том числе этнические культы, теряли абсолютный статус на исконной территории, но обретали известность на огромных пространствах, контролируемых империей.

Как доступная и реально возможная активная форма социального и духовного протеста против бесчеловечных явлений в порядках империи, христианство быстро превращается в заметное течение. В этот период конфессия на языке религии обращается не к эллину или иудею, а к обездоленному человеку, грешнику. Христианство усвоило, переосмыслило и включило в свое вероисповедание догматы, элемен

175




ты культа иудаизма, митраизма, других религий, а также идеи философских школ Средиземноморья. Все это превращало новую религию в самостоятельное мощное явление культуры, способное возвыситься над всеми этноцентрическими культурами и слиться с каждой в отдельности.

Некоторые исследователи считают, что особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали иудаизм, неоплатонизм Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Из иудаизма восприняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и текст священных книг, известный в христианстве как Ветхий (старый) Завет Библии. Учение Филона о Сущем как первоначале мира, о Логосе (священное слово, позволяющее созерцать Сущее), о прирожденной греховности людей, о покаянии, — послужило одной из предпосылок для формирования духовных начал христианства. Главным для человека Луций Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Только следование судьбе порождает стойкость духа, нравственные ценности. Сенека признавал человеческую природу единой, учил каждого заботиться о других независимо от социального положения, пропагандировал скромность и умеренность в повседневной жизни.

Основателем христианства принято считать Иисуса Христа. В споре о его личности в светском религиоведении сформировались мифологическая и историческая школа. Первая считает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности; вторая признает наличие фактов, подтверждающих, что Иисус Христос — реальный проповедник религии. Тексты, найденные в Кумране, склоняют современных религиоведов к точке зрения исторической школы. Проблема основателя религии в христианском богословии сформулирована в одном из ведущих догматов: Иисус Христос есть мессия и Сын Божий.

Библия (от греч. — книги) — свод книг, составляющих Священное писание христиан, а в своей первой части (Ветхий Завет) — и последователей иудаизма. Ветхий Завет за

176




нимает приблизительно три четверти объема, Новый Завет — одну четверть. Католическая, православная и протестантская традиции признают каноническими (священными) разное количество книг Ветхого Завета. Первые пять книг составляют Пятикнижие Моисеево. Остальные тридцать с лишним книг делятся богословами на исторические и писания. К писаниям относят философско-мировоззренческие трактаты, сборник культовых песен (Псалтирь), лирико-эротическую поэму («Песнь Песней») и др. В разделе исторических есть и пророческие книги.

Новый завет состоит из 27 канонических книг, расположенных в определенной последовательности, общей для всех христиан: четыре евангелия, затем книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских и, завершающая, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (наиболее известная пророческая книга Библии).

Первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнееврейском и арамейском языках; текст Нового Завета — на древнегреческом. В конце IV в. Библия переведена на латынь, в IX в. появился славянский текст, выполненный Кириллом и Мефодием. В XIX в. развернуто издание Библии на всех языках, в настоящее время она переведена практически на все языки мира. В отличие от Корана, признаваемого священным только на арабском языке, все богословские переводы Библии на этнических языках признаются равноценными. Библия, по данным христианских источников, является самой издаваемой книгой на планете.

С развитием и распространением христианства формируются догматика, культ, иерархия служителей культа, возникают различные течения, институт монашества. Императорская власть и лидеры первоначального христианства через конфликты и периоды взаимного неприятия приходят к союзу. В 325 г. император Константин провозглашает свободу вероисповедния христианства и равноправие его с другими религиями, в 391 г. император Феодосий эдиктом запрещает нехристианские культы, в 529 г. распоряжением императора Юстиниана закрыт центр распространения нехрис

177




тианской философской науки — Афинская школа, уничтожен последний нехристианский храм — святилище Аполлона.

Во II—III вв. формируются богословские школы, начинают оформляться вероучение, основные догматы христианства. На I Вселенском Никейском соборе христианских церквей (325) был принят догмат о триединстве Бога, а на II соборе (Константинополь, 381) окончательно утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Иные варианты были отклонены и преданы проклятию как ереси (ари- ане, антитринитарии и др.). На Никейском соборе был принят Символ Веры. На IV — Халкидонском (451 г.) — Вселенском соборе был принят догмат боговоплощения: Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек. Монофизиты (одноестественники), признававшие только божественную природу, были изгнаны. В VI в. было принято решение изображать Христа в человеческом облике, а не в виде агнца; в VIII в. признано необходимым изображать священные лица, события и поклоняться им. С конца V в. в течение нескольких столетий складывались таинства: первым крещение, затем евхаристия (причащение), миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, священство.

Развитие догматики и культа сопровождалось оформлением христианской организации. Противоречие центростремительных и центробежных тенденций в церкви, в государстве привело к децентрализации христианства, образованию автокефальных (самостоятельных) церквей. От Антиохийской отделились Кипрская и Грузинская церкви. Итогом противоречий в догматике стало появление нехалкидонских или монофизитских церквей: Армянская, Коптская, Малабарская, Эфиопская, Иаковитская, Абиссинская. В XI в. (1054 г.) произошло крупное разделение христианства на православие (восточное христианство) и католицизм (западное христианство). Раскол назревал в течение столетий бытия распадающейся Римской империи.

Христианство в современном мире представлено несколькими основными направлениями: католическая церковь; пра

178




вославные церкви (не менее пятнадцати самостоятельных церквей); протестантские церкви и деноминации (десятки конфессий).

Католицизм. По количеству последователей католицизм является самым крупным направлением в христианстве. История католицизма тесно связана с историей Западной, Южной и Центральной Европы на протяжении почти двадцати столетий. В XVI—XVIII вв. вместе с испанской, португальской и французской экспансией католицизм распространил свое влияние на Америку, регионы Азии и Африки. В отличие от православия власть римских пап в средневековой Европе была выше светской. В эпоху позднего средневековья католицизм инициировал крестовые походы на Ближний Восток под лозунгом освобождения «Гроба Господня» и «Святой Земли» от власти ислама, в Прибалтику, а также в Западную Европу для искоренения ереси. Возрождение и Реформация (XVI век) ослабили позиции католицизма в социально-политической

  • и духовной жизни народов Европы. Богатый опыт реагирования на Реформацию и секуляризацию помог конфессии сохранить почетное место в динамичном мире XIX— XX вв.

Основой вероучения признается Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления соборов и суждения римских пап). Главные отличия католицизма от православия состоят в догматах: исхождение Святого Духа не только
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27


написать администратору сайта