Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница13 из 27
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27
и духов. Согласно концепции видного исследователя анимизма антрополога Э. Тайлора, верования развивались из двух источников: осмысление психических состояний (сон, галлюцинация, болезнь) и стремление к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.

Таким образом, этнологическая традиция считает современные религии развитыми формами архаичных верований. Мнение Э. Тайлора, что анимизм есть минимум религии, находит подтверждение в вероучениях всех развитых форм религии, в том числе современных. Магические ритуалы входят в основу культа современных религий, магия продолжает существовать как самостоятельная, вне конфессий, форма. Некоторые представители светской культуры видят в нормативно-ценностном отношении современных религий к определенным видам животных («чистые» и «нечистые») с запретом на употребление в пищу отголоски тотемизма. Напоминает первобытный фетишизм вера в священные реликвии, присутствующая и в мировых религиях. Эти факты позволяют сделать достаточно полно аргументированный данными этнографии (этнологии) вьюод о культурном разнообразии древнейших религиозных верований и преемственности исторических форм религии.

Этнические религии

Разнообразные сочетания ранних и более поздних форм религиозных верований можно обнаружить в эпоху бытия этносов без государства. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование

159




политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями И социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.

Этногосударственные религии

Религия, влияя на обыденную и профессиональную культуру, переплетается с жизнью государственно-организованных этносов. Формируется тип религии, который называют национальным, национально-государственным, народностно- национальным. Каждый из этих терминов имеет достоинства и недостатки. Представляется, что термин «этногосударственные религии» предпочтительнее. Во-первых, в нем подчеркивается преемственность исторических форм этноса, обеспечивших своеобразие данного типа религии, во-вто- рых, государственно-организованный этап бытия этносов.

Тип этногосударственных религий включает конфессии, как существующие в наше время, так и исчезнувшие вместе с цивилизациями древности. Остановимся на краткой характеристике основных современных этногосударственных религий.

Индуизм. Индуизм — религия индусов; по мнению некоторых исследователей, это система из нескольких исторических религий множества народов, проживающих в Индии. Свыше 80% населения страны являются последователями индуизма. Индуизму больше трех тысяч лет. Самый древний известный нам период индуизма — ведическая религия. Религиозные представления зафиксированы в Ведах, одном из древнейших памятников религиозной письменной культуры человечества. Веды почитаются во всех последующих

160




формах индуизма. Для вероучения индуизма характерны учение о перерождении души в мире (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). В социальной системе Древней Индии каждый индивид вел себя в соответствии с нормами определенной касты. Нарушение норм грозило не только прижизненным наказанием вплоть до изгнания из касты, но и последующим рождением в более низкой касте или в образе животного. Индуизм сохраняет в своей системе местные древние культы, что увеличивает его возможности воздействия на различные этнические группы Индии. Сложной культовой практикой конфессия фактически охватила все проявления жизни индивида и группы.

В индуизме есть образ Тримурти — космического духовного начала, имеющего три ипостаси: Вишну, Шиву, Брахму. В двух основных направлениях индуизма (шиваизм и вишнуизм) наиболее почитаемым божеством являются Шива или Вишну. Главная функция Шивы состоит в использовании накопленной энергии на разрушение и воссоздание мира. Ужасному образу Шивы соответствует образ его супруги (ипостаси) Кали, управляющей демонами, насылающими несчастья. Бог Вишну выступает хранителем мирового порядка, является в мир в различных воплощениях (аватарах). Наиболее почитаемые аватары — царь Рама и бог Кришна. Привлекательность бога-заступника Кришны обусловила распространение кришнаизма в Индии и за ее пределами. Брахма, третья ипостась Тримурти, воспринимается первопричиной мира без заметной роли в культе индуизма.

К специфике индуизма относят пересечение религиозного и философского. Своеобразны пространственно-временные характеристики Вселенной: единица космического времени — «день Брахмы» — равна 4320 млн астрономических лет. Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью культа является связь с объектами, снимающая противопоставление индивидуальной души (ат- ман) мировой (Брахман). В высокоразвитом сознании инди

6. Зак. 406 1 61




вида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (духовному образу Вселенной) тоже должно исчезнуть. Согласно религиозно-философским представлениям настоящее лишь условие последующих перерождений, важно следовать детальной регламентации поведения каждого индивида и группы (касты).

В XIX—XX вв. предпринимается попытка реформирования индуизма в контексте переосмысления места индийской культуры в общечеловеческой и борьбы за национальную независимость. Индийские мыслители стремятся преодолеть идолопоклонство, политеизм, избавиться от кастовой системы, неравноправия женщин и мужчин, утвердить здравый смысл в отношении к обычаям и традициям. Наиболее успешно проводили новое в связи с традицией Рамакришна, Парамахамса и его ученик Свами Вивекананда, возглавивший неоиндуистскую организацию «Миссия Рамакришны». Отстаивая мысль об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда утверждает приоритет индийской культуры (и индуизма) в духовно-нравственном совершенствовании человека и признает первенство Европы в покорении внешней природы. «Миссия Рамакришны» как всемирная организация (с 1897 г.) распространяет идеи неоиндуизма во многих странах мира, а индуизм в Индии продолжает играть значительную роль как господствующая по количеству последователей религия, объединяющая религиозную и этническую общности в зтноконфессиональную. Во второй половине XX в. в отдельных штатах обострилось противостояние индуистской и мусульманской общин в связи с сепаратизмом и территориальными претизаниями Пакистана.

Иудаизм. Иудаизм (от названия одного из еврейских племен — иуда) ведет отсчет существования с рубежа II—I тысячелетий до н.э. В древнейший период у скотоводов-бедуи- нов были развиты родовой и скотоводческий культы, элементы этих культов вошли в иудаизм этногосударственного этапа. Центральный принцип иудаизма — вера в единого Бога. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву. Среди принципов (догматов) иудаизма богоизбранность

162




израильского народа и его мессианское предназначение. Религиозный запрет на вступление в родство с другими народами ограничил возможности иудаизма в распространении конфессии, но, с другой стороны, стал фактором сохранения этноса, несмотря на тысячелетия бытия среди многих народов мира.

Священная книга иудаизма Танах, включающая Тору (Учение или Пятикнижие). В Танахе космогонические мифы сочетаются с религиозно-мифическим осмыслением истории Израиля, правовыми и моральными нормами. Святыня иудеев, Ковчег Завета, первоначально находилась в переносном храме, а с образованием единого государства была перенесена в построенный храм. Культ осуществлялся особым сословием священников — левитами.

Бурная политическая история Израиля и Иудеи сопровождалась изменениями в религии. Иудаизм знает заимствования, о чем свидетельствуют и книги Танаха. Серьезные социально-политические потрясения в годы римского господства стали одним из факторов развития христианства в среде изгоев еврейского общества. Иудаистскую секту ессеев некоторые религиоведы считают раннехристианской общиной. В условиях диаспоры (диаспора — колония евреев) значительную социальную и религиозную роль выполняет синагога (дом молитвы), формируются этнокон- фессиональные общности евреев, вобравшие культуру, в том числе языки народов, среди которых евреи жили в течение столетий. Во II—V вв. были составлены сборники правовых норм, которые вместе с Торой образовали Талмуд (Учение). Талмуд стал основой законодательства и моральным кодексом для последователей иудаизма. Вместе с утверждением Талмуда оформились традиционализм и модернизм — основные направления в иудаизме.

В современном Израиле иудаизм финансируется государством, статус официальной религии законодательно не оформлен.

Конфуцианство. Как и в Индии, в Китае философские, этико-философские идеи и системы переплетены с религи

6*

163




озными представлениями. Наиболее распространенным ре- лигиозно-этическим гибридом в китайской истории является конфуцианство. Название производно от имени основателя учения Кун-Фуцзы или Конфуция. Как мыслитель, Конфуций обращался к традиции, как учитель жил в соответствии со своим учением и при дворе императора, и в изгнании. Философ выдвинул идею социальной гармонии, опирался на авторитет мыслителей и правителей древности. По его мнению, социальный хаос порождается утратой традиций. Государство призвано защищать интересы каждого индивида. Идеальная личность живет в соответствии с традицией и в гармонии с природой. Внутренний мир личности, ее нравственный облик соотносится с внешним поведением. Конфуций выделяет пять принципов: ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. Социальная субординация, по мнению философа, едина для семьи и государства. В конфуцианстве почитаются культы предков и природы. В последующие столетия в религии проявляется новая тенденция: ритуал дополняется законом. Во II в. до н.э. конфуцианству придается характер государственной идеологии. Постепенно происходит обожествление Конфуция и императора. Неоконфуцианство подвергалось критике, особенно в XX в. В современном Китае религия сохраняет авторитет и имеет значительное число последователей.

Синтоизм. Синтоизм («синто» — «путь богов») сформировался в VI—VII вв. Верховным божеством конфессии является богиня Аматэрасу, от потомков которой произошла императорская династия. Главной святыней синтоизма является храмовый комплекс Исэ дзингу. Наряду с культом Аматэрасу в Древней Японии были распространены родовые божества, хранители рода, а также божества — повелители природных стихий. На религию синто оказали влияние конфуцианство и особенно буддизм. Син- кретизация (слияние) буддизма и синто получила название «путь буддизма и синто». Высшей формой религиозного синкретизма явилась идея, согласно которой божества синтоизма могут рассматриваться как воплощение

164




будд. Спасение Японии от нашествия монголов стимулировало направление дальнейшего развития синтоизма (шторм, разметавший флот противника, в религии рассматривается как результат действия сверхъестественных сил). Возрос авторитет солнечной богини Аматэрасу. В XVI в. возникает новый культ, допускающий обожествление человека при жизни за его социальную деятельность. Такими богами могли стать император, сегун. Под влиянием конфуцианства обожествляется император: он рассматривается как источник этнического.

Крушение сегуната, восстановление власти императора в XIX в. взаимосвязаны с выбором нового пути развития Японии и изменениями в религии. В 1868 г. утверждается государственный статус синто, центром которого является культ императора. В религиозной идеологии освящается этноцентризм и идея распространения японских ценностей на весь мир. Поражение Японии во второй мировой войне, по мнению исследователей, не вызвало серьезных изменений в синтоизме как идеологии и как государственной религии.

Мировые религии

Термином «мировые религии» исследователи подчеркивают такие особенности типа религии, как стремление подняться выше этнического, распространение среди многих народов на разных континентах. Для понимания специфики этнокультурного анализа мировых религий имеют особое значение следующие положения.

  1. Все мировые религии возникли в определенной этнокультурной среде на основе верований народа или группы народов.

  2. Феномен распространения среди других этносов и превращения в мировую религию связан с духовным кризисом и социально-политическими потрясениями, сопровождающими возникновение, серьезный кризис или распад государства в полиэтнической стране.

165




  1. Усвоение новой религии другими этносами осуществлялось, как правило, благодаря поддержке правящей элиты или сильной оппозиции.

  2. Врастая в новую этнокультурную общность, мировая религия дополнялась местными особенностями и превращалась в очередную более или менее самостоятельную этно- конфессиональную разновидность (субкультура) теоретически единой религии. Таким образом, мировая религия есть система близких по культуре этноконфессиональных подсистем (субкультур). В этом смысле правомерно выделение буддийского, христианского и исламского (мусульманского) этнокультурных ареалов.

Буддизм

Буддизм — самая ранняя и наименее распространенная в современности мировая религия — возник в Индии и остался преимущественно азиатской религией. Как преемник этнических религий Востока, буддизм Сильно отличается от христианства и ислама.

С возникновения и по настоящее время буддизм является необычайно сложным феноменом. Некоторые исследователи вообще отказываются давать ему общую характеристику. Существуют разногласия даже по поводу классификации раннего буддизма: религия или философско-этическое учение, приобретшее религиозную форму позднее. Если исходить из того, что религиозными можно считать верования, признающие существование личного Бога, то первоначальный буддизм религией не является. У других исследователей буддизм является основанием для доказательства общего положения о возможности религии без бога. Есть мнение, что буддизм — атеистическая религия. Даже авторы-буддисты аргументируют это положение утверждением, что бога-творца как господина всех творений буддизм отвергает. Не исключены новые открытия в познании сущности буддизма.

Ранняя история конфессии известна по позднейшим буддийским преданиям. Согласно им, основателем религии был

166




сын царя одного из северо-индийских государств Сиддартха (VI—V в. до н.э.). Достигнув истины размышлением, Сиддартха (Гаутама) становится Буддой — Просветленным. Истина, учит он, заключается в правильном пути: самоуглублении для поиска пути, ведущего к покою и к просветлению духа. Следует избегать крайности жизни, заключающиеся в жизни ради удовольствия или жизни ради страдания. Основу раннебуддистского мировоззрения составляют «четыре возвышенные истины»: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания. Причина страдания видится в привязанности к жизни. Чтобы преодолеть привязанность к жизни, необходимо избавиться От желаний. Следуя по «восьмисоставному пути»

  • праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание — человек погружается в нирвану (идеальное состояние, совершенство). Нирвана означает прекращение вечной цепи перерождений (сансара). Никто и ничто не может спасти человека от мучительной сансары, если он не добьется этого сам. Близки индуизму заповеди буддизма о любви и милосердии ко всему живому, а также непротивление злу насилием, уклонение от зла. Элементарные заповеди — не убивать живые существа, не брать чужой собственности, не касаться замужней женщины, не лгать, не пить вина — были доведены до такого уровня, что для их исполнения с целью достижения совершенства требовался монашеский образ жизни, отшельничество. Поэтому ранние буддийские общины (санга) были братствами нищенствующих монахов (бикшу) и монахинь (бикшуни). Члены общины имели только простую одежду желтого цвета, жили подаянием, скудно питались, давали обет безбрачия. Мирские сторонники буддизма (упасака — почитатели) соблюдали пять запретов без строгих ограничений санга и жертвовали в пользу общины.

В III в. до н.э. буддизм получил статус государственной религии и начал проникать за пределы Индостана вместе с индийской культурой. Изменения в буддизме происходили

167




на уровнях теории (философии) и повседневности. Появились секты, около I в. н.э. буддизм распался на два течения: хинаяну (малая колесница, узкий путь) и махаяну (большая колесница, широкий путь). Сторонники хинаяны ориентировались на строгое соблюдение догматов раннего буддизма, а последователи махаяны следовали по пути модернизации. Махаяна развивается как доступная и понятная большинству населения религия. Будда из учителя мудрости превращается в божество, развивается культ Будды. Утверждается идея о множестве Будд: в монастырях есть изображение тысячи Будд. В их число включаются божества индуизма, местные божества других стран, святые буддизма. Кроме Будд в махаяне почитаются бодисатвы (бодисатва — тот, кто достиг совершенства, но остался среди людей для спасения других). В махаяне появляется учение о рае, в котором блаженствуют души в предпоследнем воплощении (последнее воплощение завершается нирваной). Появился и буддийский ад.

В странах Индокитая буддизм распространился в форме хинаяны, а махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Монголии.

Буддийская космология исходит из существования неисчислимого количества миров. Каждый мир это диск земли, лежащий в океане, который помещается в воздухе. В мире четыре континента, главный континент ассоциируется с Индостаном. Миры существуют миллионы лет, сменяя друг друга. Будды появляются периодически, примерно по одному на каждые пять тысяч лет. Особую силу закон (дхарма) каждого Будды имеет лишь около пятисот лет, после чего мир постепенно погружается во Тьму — до появления следующего Будды. Будды занимают особое место: они бесконечно выше всех, включая и богов. Рождение Будды в виде человека — великое событие, сопровождаемое природными знаками. Будды обладают чудодейственной силой на уровнях психического и физического. Только Будды могут собственными умственными усилиями создавать целые миры.

168




Буддизм проникает в Китай из Индии преимущественно в форме махаяны. Укрепляясь, буддизм подвергался изменению под воздействием китайской культуры. Будда стал воплощением Дао. Буддизм народный быстро превращается в разновидность китайского даосизма. Зачислив в свой пантеон многочисленных Будд и бодисатв, народный уровень буддизма принимает нормативно-практическую сторону. Нормы, обряды и праздники, многие элементы магии стали интегральной частью жизни Китая. Интеллектуальная элита делает упор на философию и идеологию буддизма. На основе синтеза идей философии буддизма с даосизмом и конфуцианской этикой возникло популярное и в современности течение — чань-буддизм. Учению чань присущи трезвость и рационализм китайцев, нанизанные на мистику индобуддизма. Чань-буддизм (дзэн) призывает искать истину без достижения нирваны. Истина рядом, надо только уметь увидеть ее и понять. Истина в самой жизни. Человек должен быть свободным от обязанностей и привязанностей и жить только для себя. Истина познается благодаря интуиции, путем озарения и просветления. Ни каноны, ни авторитеты не способны помочь в постижении истины. Методы стимулирования поиска включают парадоксальные загадки («что такое хлопок одной ладонью?»), диалоги между учителем и учеником. Методы учат искать глубокий внутренний смысл, создавать необходимые ассоциации, логические построения.

В IX в. буддизм в Китае уступает влиянию конфуцианства. И хотя со временем буддизм в какой-то мере восстановил свои позиции, уровня VIII в. он не достиг и остался второстепенной, по сравнению с конфуцианством, мировоззренческой системой. Буддизм оказал влияние на искусство, мифологию и философию Китая. В буддийских монастырях накоплены сокровища письменной культуры. Многие из сочинений буддийской Типи-таки (Трипитаки) сохранились благодаря китайским буддистам-переводчикам, переписчикам.

К концу VI в. китаизированный буддизм укрепился в Японии. Здесь нашли свою вторую родину многие школы буд

169




дизма, в том числе исчезнувшие на материке. Провозгласив принцип единства синтоистских божеств и перерождений Будд, школы японского буддизма заложили основы «двойного пути духов», в рамках которого синтоизм и буддизм должны были слиться. Приблизительно в X в. буддизм превращается в государственную религию. Центр административного руководства перемещается в буддийские монастыри: императоры, крупные чиновники в определенном возрасте становятся монахами с сохранением власти в обществе и государстве. В период сегуната буддизм сохранил свое влияние и трансформировался в школы, среди которых наибольшей известностью пользуется учение дзэн. Дзэн-буддизм, как и его прототип чань-буддизм — олицетворение местного этнического в индобуддизме. Дзэн-буддизм содействовал укреплению авторитета учителя, во многом определил кодекс самурайской чести. Отношение к смерти как естественному завершению одного из перерождений в немалой степени было стимулировано буддизмом, в том числе дзэн-буддизмом.

Сока-гаккай в современной Японии — формально-буддийская школа, но по существу — синтетическое единство синтоизма, буддизма, конфуцианства в связи с японским образом жизни. Сока-гаккай в некотором смысле символ религиозных норм и религиозно-культурных традиций в современной Японии. В большинстве своих проявлений это светская организация, ставящая своей целью сплотить последователей идеей оригинальной цивилизации. Школа привлекает нуждающихся
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


написать администратору сайта