Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница15 из 27
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27
от Бога Отца, но и от Бога Сына («филиокве» — «и сына»); «сверхдолжных заслугах» Христа, Богоматери и святых перед Богом, которые церковь (папа) может перераспределять между католиками; учении о чистилище — промежуточном месте, где суровыми испытаниями очищаются души грешников; возвышенном почитании Богородицы — Девы Марии, включающем догмат о ее телесном вознесении; о непогрешимости пап в делах веры.

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых). В отличие от православного деления клира на белое и

179




чёрное (монашествующее) духовенство, в католицизме установлен целибат — обязательное безбрачие всего духовенства. Католицизм сохранил те же семь таинств с некоторыми особенностями исполнения, например, при крещении проводится обливание, а не погружение в воду, миропомазание (конфирмация) осуществляется над детьми в возрасте 7—12 лет и пр. В спасении людей вероучение особую роль отводит церкви как посреднику в восстановлении утраченной способности достигать вечную жизнь. Центром культа является храм — специальное архитектурное сооружение с живописными, скульптурными произведениями и музыкальным сопровождением богослужения с помощью органа.

Главой католической церкви, наместником Бога на земле, верховным правителем теократического государства Ватикан является Папа Римский. Папа избирается пожизненно из числа кардиналов. Посредством римской курии Папа руководит церковными и мирскими организациями католщдаз- ма. Особенностью католической церкви является организованное монашество. Первым в Западной Европе был орден бенедиктинцев (IV в.). В крестовых походах участвовали духовно-рыцарские ордена (госпитальеры, тамплиеры, тевтоны и др.). В настоящее время насчитывается около 140 орденов. Современные монашеские объединения специализируются в миссионерстве и благотворительности. Создаются объединения священников и мирян. Самым многочисленным и могущественным является «Божье дело» (с 1928 г.) с отделениями в 87 странах.

Католическая церковь относительно гибко реагирует на изменения в мире. В современном католицизме сосуществуют радикальные и умеренные модернистские и консервативные течения. Обновленческое движение (аджорнамен- то) ориентировано на приближение к конкретным местным условиям бытия католицизма. Так, II Ватиканский собор (1962—1965 гг.) допустил включение в богослужение этническую культуру (местные обычаи, национальные язык и музыку). Духовенство, руководство орденов и светских ка-

180




топических организаций успешно обновляют формы пробуждения интереса к конфессии у всех слоев населения, в первую очередь молодежи. Современный католицизм активно разрабатывает социально-политические, экономические и этические концепции, совокупность которых в религиоведческой литературе иногда называют социальной доктриной (учением). В пастырской конституции «Радость и надежда» (II Ватиканский собор) заявлено, что церковь не связывает себя с определенными формами политических, экономических, социальных систем. Концепции Ватикана базируются на критике современной цивилизации, основанием которой является светская гуманистическая культура. Источник кризиса видится в ложном понимании сущности человека вне Бога. Отсюда прогнозируется угроза гибели всего человечества. Осуждается увлечение потреблением, подчеркивается опасность современных технологий для окружающей среды; им противопоставляется религиозная духовность в католическом варианте. Отказавшись от вмешательства в социально-политическую и экономическую сферы, церковь активизировала миссионерскую деятельность евангелизацией всего мира.

В нетрадиционной теологии католицизма анализируются актуальные проблемы («божьи вещи»). После II Ватиканского собора появились различные «теологии»: труда, культуры, свободного времени, мира, политики, освобождения и др. Ватикан осуждает радикальную «теологию освобождения» и поддерживает «теологию мира» и «теологию труда». Трудовая деятельность рассматривается преимущественно в этическом аспекте как соучастие человека в творчестве Бога. В социально-экономической сфере Ватикан признает отчуждение, порождаемое как современной рыночной экономикой, так и плановой экономикой. Обе цивилизованные системы в разной степени игнорируют личность труженика: в первой ценится лишь процесс производства, во второй индивид лишь совокупность общественных отношений. Исходя из приоритета личности перед миром вещей, католицизм последовательно критикует «дикий» капитализм, который, по мнению

181




ведущих теологов, снимая нравственно-религиозный контроль, сводит труд и личность к товару.

Среди основных направлений современного христианства католицизм выделяется активным воздействием на политическую жизнь.

Православие. В настоящее время православие представляют 15 общепризнанных автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. В административном отношении они подразделяются на экзархаты, епархии, викариат- ства, благочиния, приходы. Общими для всех церквей являются вероучение и культ.

По количеству последователей на первом месте находится Русская православная церковь (РПЦ). Православие считается государственной религией Киевской Руси с 988 г. До конца XV в. РПЦ находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, в 1590 г. собор в Константинополе признал патриаршество автокефальной Русской православной церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей (после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского патриархатов).

Как и другие православные церкви, РПЦ находилась в зависимости от государства и пользовалась его поддержкой. В XVI в. такое соотношение церкви и власти было официально утверждено церковью. Дальнейшее укрепление церковной организации реформами патриарха Никона (XVII в.) вызвало протест и стало поводом к образованию раскола с выделением сторонников традиции — старообрядцев. В результате возникло два течения церкви старообрядцев: поповское (с признанием священников) и беспоповское. Движение традиционалистов, направленное против нововведений, одобренных царской властью, приобрело форму соци- ально-духовного протеста. Поэтому старообрядческое дви

182


жение подавлялось официальной церковью и мощью государства.

В XVIII в. образовались новые течения или секты православия, среди которых наиболее известны «духовные христиане» — молокане и духоборы. «Духовные христиане» отрицали церковную иерархию, монашество, иконы, институт святых и утверждали авторитет общины и личной веры. Молокане, духоборы и другие религиозные оппозиционеры ссылались правительством на окраины, преимущественно в Закавказье.

Указами Петра I ликвидировано патриаршество и учрежден Синод во главе с назначаемым царем обер-прокурором. Православная церковь стала частью государства, на нее возлагаются некоторые государственные функции, она пользуется поддержкой царского правительства. В XVIII—XIX вв. развиваются институты духовного образования, монашества, православного миссионерства. Миссии православной церкви действовали и на территории современного Казахстана. В августе 1917 г. восстановлено патриаршество. Взаимоотношения РПЦ и Советского государства были сложными: периоды подавления церковной активности сменялись терпимостью к церкви и даже небольшими привилегиями по сравнению с другими религиозными организациями. Со времени празднования тысячелетия крещения Руси (1988 г.) роль церкви в общественной жизни резко возрастает. После распада СССР РПЦ попала в новые для нее условия: каноническая территория церкви оказалась в составе нескольких суверенных государств, активизировалась миссионерская деятельность других религиозных организаций, в том числе из дальнего зарубежья.

В вероучении и культе Русская православная церковь стремится сохранить верность раннему христианству. Иерархи церкви считают заслугой такую особенность, как сохранение вероучения и культа в том виде, в каком они сложились за времена первых семи Вселенских соборов (325— 787). Православное вероучение содержит такие догматы, как троичность Бога (тринитаризм), боговоплощение, ис

183




купление, о происхождении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божьей благодати. Обряды и символы составляют содержание культа. Православный должен молиться, участвовать в богослужениях, совершать крестное знамение и пр. Одним из важнейших элементов православного культа являются многочисленные праздники: двунадесятые, великие, церковные и юбилейные даты. Значительное место занимают многодневные (Великий, Рождественский, Петров и Успенский) и однодневные посты.

Протестантизм. Протестантизм как самостоятельное направление христианства возник в процессе Реформации (преобразование), которая в XV—XVI вв. охватила ряд католических стран Европы.

Профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320—1384) выступил с идеями приоритета Священного Писания над преданием, ограничения власти папы над английской церковью, усомнился в догмате о перераспределении добрых дел церковью. Идеи Д. Виклифа получили развитие во взглядах профессора Пражского университета Яна Гуса (1369— 1415), сожженного на костре по приговору Констанцского собора. Еретические положения мыслителей были переосмыслены в движении английских лоллардов («бедные священники») и чешских гуситов (табориты). Около 15 лет гуситы успешно отражали крестовые походы. Поражение движения и отмена папой соглашения с гуситами по отправлению культа не остановили выступлений за преобразование церкви.

В 1517 г. профессор Виттенбергского университета немецкий богослов Мартин Лютер (1483—1546) выдвинул принципы реформирования догмата католицизма об отпущении грехов. Позднее Лютер отверг папскую власть, выдвинул требования подчинить национальную церковь светской власти и упростить обрядность. М. Лютер возглавил умеренное направление немецкой Реформации. Томас Мюнцер (1490—1525) вел радикальное крыло. Реформацию в Швейцарии возглавили Ульрих Цвингли (1484—1531), Жан Кальвин (1509—1564) и осуществили радикальное пе

184




реустройство церкви. Происхождение термина «протестантизм» ведут от факта протеста группы немецких князей против отмены рейхстагом права решать вопрос о религии подданных.

Протестантизм, в отличие от католицизма, никогда не был единым. Общим для всех протестантских конфессий является признание личных отношений человека и Бога, спасения души от извращенной грехопадением человеческой природы одной верой в искупительную жертву Христа и провозглашение Библии единственным источником вероучения. Всех протестантов объединяет отказ от авторитета и власти Римского Папы. Утвержден принцип всеобщего священства: каждый христианин крещением получает и посвящение, может читать и толковать Библию, активно участвовать во всех делах общины. Протестантизм отказался от поклонения Богородице и святым, почитания мощей, икон и других культовых предметов. Основу богослужения составляют проповедь, индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.

К ранним протестантским конфессиям относят возникшие в XVI в.: лютеранство, кальвинизм (ныне реформатская церковь), англиканство, а также меннонитство и баптизм.

В XIX в. в США возникли поздние конфессии протестантизма: адвентисты, христиане евангельской веры (или пятидесятники), свидетели Иеговы (или иеговисты).

Существуют и другие, менее известные на постсоветском пространстве конфессии протестантизма: ранние (квакеры, методисты, вальденсы и др.) и поздние, сложившиеся в XIX—XX вв. (мормоны, новоапостольская церковь и др.).

Отдельные религиоведы в качестве особого типа выделяют христианство Африки, Южной Америки, Азии, Океании, созданное миссионерской деятельностью протестантов (свыше 80 млн человек к 1980 г.). Так, в независимых африканских церквях наблюдается соединение протестантизма с древними этническими верованиями на уровне вероучения и культа.

185


Ислам

Ислам (с арабского — покорность, верность Богу) — самая молодая по времени возникновения мировая религия. Ислам выступает как социокультурное явление и влиятельная политическая сила.

В историческом плане ислам является продуктом культуры аравийской ветви семитских племен в период перехода к государственному этапу бытия этносов. Семитские источники обусловили общую для иудаизма, христианства и ислама мифологическую основу вероисповеданий. К. Ясперс в своей типологии включил ислам в число религий Запада. В самом деле, как ни очевидны различия ислама и христианства на уровнях вероучения и (особенно) проявлений религиозности, в сравнении с религиями Индии, Китая, Японии ислам и христианство кажутся близкими.

Население Аравийского полуострова до Мухаммеда — или эпохи джахилийи — было языческим, точнее, в переводе с арабского — невежественным, необузданным, жестоким народом. Древние верования бедуинов были политеистическими. Имелись храмы, святилища, приносились жертвы. Были популярны женские божества Руда — богиня земли и плодородия, Манат — богиня судьбы и др. Аравитяне поклонялись духам предков. Был распространен фетишизм, самым известным фетишем является черный камень космического происхождения Кааба. Профессиональных исполнителей культа древние верования не знают, но были хранители священных мест, значительное место занимали прорицатели — кахины. В III—IV вв. появляются элементы общеаравийского культа. Особое значение имеет храм Кааба близ Мекки, его коллективным хранителем становится племя курейшитов. Область Мекки превращается в священную, заповедную. Ежегодно аравитяне совершали хадж (паломничество) в Мекку. В Южной Аравии примерно в V—VI вв. появились ханифы, поклоняющиеся единому Богу без собственного имени. Аравитяне рано познакомились с иудаизмом и христианством. Часть родовой знати обратилась в

186




иудаизм и христианство монофизитского направления. Из Ирана в Аравию проникали зороастризм и манихейство. Зародившийся в VII в. ислам максимально связан с предшествующим культурным развитием аравийских этносов. Многое из использованного Мухаммедом и его последователями было элементами духовной культуры народов аравийского полуострова.

Основатель ислама Мухаммед (570—632) родился в Мекке и принадлежал к роду курейш. Его родители умерли рано, Мухаммед вынужденно приобщился к труду взрослых, пас овец, сопровождал торговые караваны. Женился на богатой вдове Хадидже, которая была для него не только любимой женой, но и верной подругой, опорой в жизни.

Мухаммед был благочестивым последователем древних верований. Дар пророчества, согласно утверждениям мусульманских историков, у него проявился во сне и первым человеком, поверившим в него как в пророка, была Хадиджа.. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Мухаммед распространяет свой взгляд на новую религию, выдвигает оригинальную систему ценностей, убеждает окружающих в том, что он последний по времени пророк. В 619 г. он теряет самых близких людей: покровителя и дядю Абу Талиба и жену Хадиджу. В 622 г. Мухаммед и его сподвижники переезжают в город Ясриб (будущая Медина). Так состоялась хиджра (переселение), с нее ведет отсчет мусульманское летосчисление. Проповедь в Ясрибе стала более успешной, мусульмане были провозглашены Мухаммедом в качестве надпле- менной общности. В открытой борьбе с Меккой Мухаммед выходит победителем: в 630 г. войска мусульман вошли в город. С падением Мекки большинство племен приняло ислам. После смерти Мухаммеда руководители общины избираются. Первые четыре халифа в мусульманской традиции называются «праведными».

Коран (араб. — чтение) — главная священная книга мусульман. Согласно традиции Коран представляет собой слово Аллаха, копию оригинала, хранимого на небесах. Коран продиктован Мухаммеду на «чистом арабском язы

187




ке». Историки считают, что первые письменные версии Корана появились вскоре после смерти Мухаммеда. По указанию третьего халифа Османа был создан сводный текст Корана, который вытеснил иные списки. Канонизация Корана продолжалась до X в. Текст Корана состоит из 114 сур (глав), расположенных по формальному признаку в порядке убывающей долготы. Суры состоят из айятов (араб. — чудо) — стихов. Суры имеют собственные названия. Вторая сура («Корова») самая длинная, состоит из 286 айятов, заключительная («Люди») — из шести. Большая часть текста содержит обращения Аллаха через Мухаммеда к последователям и противникам ислама. Аллах предстает в Коране единым Богом, творцом мироздания и первопричиной всего существующего. Значительная часть Корана посвящена вольному изложению известных по Библии сюжетов. Стиль Корана в исламе считается непревзойденным и неповторимым.

Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб. — обычай) — изложение жизненного пути Мухаммеда, образец жизни каждого мусульманина. Главный элемент Сунны — хадис (араб. — известие). Многочисленные хадисы освещают догматы и культ ислама, жизнеописания пророка, содержат предсказания, особое место занимают слова Аллаха. Составлены сотни томов комментариев к хадисам.

Основные догматы ислама — их пять — исходят из содержания Корана. Первый — последовательное единобожие (таухид). Второй — вера в правосудие Аллаха (адл). Третий — признание пророческой миссии Мухаммеда (ну- буева). Мухаммед считается последним из множества пророков, приносивших людям слово Бога. Четвертый — вера в воскресение, суд Бога и загробный мир (рай и ад). Пятый посвящен имамату — халифату. Как и в христианстве, интерпретация догматов менялась в соответствии с требованиями времени. С времен раннего ислама сложились пять основных принципов вероучения, предписаний мусульманину. Первая обязанность выражается в формуле «нет бо-

188




жества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха». Второе предписание — мусульманская молитва. Каждый мусульманин должен совершать молитву пять раз в день (с рассвета и до наступления темноты). Третья обязанность состоит в соблюдении поста в месяц рамадан по мусульманскому (лунному) календарю. В дневное время суток Мусульманин должен воздерживаться от еды и питья. Предусматривается освобождение от поста детей, больных, престарелых, беременных и кормящих и тех, кто не может соблюдать его по объективным причинам. Четвертой обязанностью является налог в пользу нуждающихся. Кроме обязательного закята существует садака — добровольная милостыня нуждающимся. Пятая обязанность — паломничество в Мекку (хадж). Совершивший обряд получает почетное звание «хаджи». В исламе есть религиозные праздники. Два являются каноническими, составными частями обрядов паломничества и поста. Первый — великий праздник жертвоприношения (тюрк. — курбан-байрам). Отмечается в последний день хаджа и продолжается три-четыре- дня. Наряду с паломниками в Мекке, праздник отмечается всеми мусульманами. Второй праздник (тюрк. — ураза-бай- рам) посвящен завершению поста. Оба праздника включают специальную молитву, посещение могил предков, подарки, милостыни и обильную трапезу. К мусульманским праздникам также относят пятницу, священный день в исламе, и два связанных с жизнью пророка: праздники рождения и вознесения.

В исламе существует ряд пищевых запретов, в общей форме изложенных в Коране (мертвечина, кровь, мясо свиньи, мясо, освященное именем других богов, удавленное животное и др.). Запреты на употребление в пищу мертвечины и крови широко распространены в культурах. Мясо свиньи запрещено, как отмечают востоковеды, из-за отсутствия свиней среди домашних животных кочевников и их распространенности в живности у оседлых народов. Шариат порицает, но не запрещает полностью употребление в пищу мяса осла, мула, а также конины. Арабы, персы,

189




турки не едят конину и не пьют кумыса. У народов с развитым коневодством — башкир, казахов, киргизов, татар

  • это предписание игнорируется. Мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки: по шариату пьянство наказывается публичной поркой. Интересно, что алкоголь в чистом виде впервые выделили арабы. Почему и как возник «сухой закон» среди арабов-мусульман — народа, умеющего производить вино и потребляющего его (что отразилось и в Коране)? Среди версий наиболее распространены забота о здоровье и нравственности верующих, а также стремление строго соблюдать обрядность и успешно участвовать в джихаде. Впрочем, у этих версий есть контраргументы.

Суннизм запрещает изображать людей и животных. Изобразительное искусство в мусульманских странах знает лишь орнамент и каллиграфию. Это предписание обосновывается правом Аллаха на создание форм всего живого. Запрет на ростовщичество и азартные игры существует со времен джа- хилийи и, видимо, преследует социально-нравственные цели.

Если изложенные выше запреты так или иначе нарушались и нарушаются мусульманами, то обряд обрезания (араб. — суннат) стал чуть ли не высшим критерием мусульманства и этнокультурным атрибутом мусульманских народов. Обрезание — древняя традиция многих народов и религий, но неизвестная Корану — видимо, у арабов он был общепринятым племенным обрядом перехода от детства к зрелости (инициация). В исламе возраст мальчиков, над которыми совершается обряд, строго не определен. Обрезание — личный и семейный праздник со своими атрибутами: одежда виновника торжества, подарки ему, угощение для гостей. У некоторых мусульман в странах Африки практикуется обрезание женщин.

Мусульманский погребальный обряд сохранил многое из доисламских этнических традиций. Согласно преданию, Мухаммед рекомендовал спешить хоронить своих мертг вых: праведники скорее попадут в рай, а от присутствия порочных быстрее освободятся правоверные. Памятников

190




на могиле обычно не ставят, о чем оговаривается в одном из хадисов. Востоковеды считают, что эта традиция восходит к бедуинам, которые не знали специальных кладбищ. Ислам принял переосмысленный обычай кочевников приносить в жертву скот во время поминок по умершему человеку.

В исламе выделяют как минимум два основных направления: суннизм и шиизм. Некоторые исследователи называют третье — хариджизм, другие относят его к «сектам» ислама. Христианский термин «секта» применительно к исламу нуждается в уточнении: это скорее школа, направление, одно из многих в исламе, не знающем (в отличие от христианства) господствующей церкви.

Хариджиты — самая ранняя религиозно-политическая группировка в исламе (с VII в.). Они избрали собственного халифа и объявили о низложении праведного Али (которого убили). Хариджиты внесли вклад в разработку теории власти. По их мнению, халиф избирается общиной, община вправе его низложить, если он не выполняет обязательные функции. Главное в претенденте не происхождение, а образцовое поведение: исполнение обязанностей мусульманина, справедливость по отношению к членам общины, готовность и способность защищать ее интересы. Халиф обладает представительной и военной властью, но не религиозной. В религиозном аспекте хариджиты выступали сторонниками строгого исполнения предписаний раннего ислама. В настоящее время хариджиты сохранились лишь в Омане и Северной Африке.

Шиитское (араб. — группировка) направление в исламе объединяет мусульман, признающих единственного праведного халифа Али и его потомков» Как и ислам в целом, шиизм представлен рядом направлений. Мотивом возникновения политического направления сторонников Али стала полемика о духовной и светской власти в общине. Основателем религиозной идеологии шиитов считают Абдаллу ибн Сабу (середина VII в.). Али был объявлен «восприемником духовного завещания» Мухаммеда, его личность обожеств

191




лялась еще при жизни, а после смерти сформировался шиитский культ мученичества Али. Идее святости страданий за веру придается исключительное значение. Города Неджеф и Кербела (Ирак), где, по преданию, похоронены Али и мученически умерший его племянник Хусейн, являются святынями шиитов. Бесспорным остается право потомков Али на верховную власть в мусульманской общине. В первую декаду нового года по лунному календарю шииты поминают убиенного имама Хусейна и павших за веру. Это событие получило название «ашура» (десять). В дни ашуры в шиитских странах распространены скорбные процессии с черными знаменами, мистериями, сопровождаемыми самоистязанием. В эти же дни паломники посещают священные города шиитов. Как и сунниты, шииты считают Сунну вторым источником мусульманского вероучения. Одним из принципов государственного права шииты утвердили учение об имамате — верховной духовной власти. В отличие от суннитов и хариджитов, шииты считают имамат предопределенным и потому отривдют идею выборности имамов и халифов. Преследования шиитов, часто остававшихся в меньшинстве, содействовало распространению у них принципа такыйа (осмотрительность) — сокрытие своей веры, притворное отречение от нее.

Самым крупным по числу последователей направлением в исламе является суннизм. По некоторым источникам, его придерживаются до 90% мусульман. Суннизм отражает ведущие принципы традиционного ислама. Основными признаками принадлежности к суннизму являются: признание законной власти первых четырех праведных халифов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма; признание каноническими шести сборников хадисов. Сунниты отвергают идею «божественной» природы Али и право Алидов на верховную духовную власть в мусульманской общине. Самостоятельным течением суннизм стал в процессе противопоставления шиизму.

Неизгладимое влияние на развитие духовной культуры мусульманского Востока (да и христианской Европы) ока-

192




зал суфизм — мистико-аскетическое направление в исламе. Суфизм (араб. — тасавоуф, от «суф» — шерсть, суфии носили одежду из грубой шерсти) возник в VII—VIII вв. Основой суфийского мировоззрения является идея мистического познания Бога, ставшая для суфиев высшей целью жизни. Особое значение имеет концепция нравственного совершенствования человека в связи с идеалом отшельничества. От возводимой в культ бедности произошло и название течения. Как религиозно-философское учение, суфизм абсолютизирует интуитивное познание Бога, допускает возможность интимного общения с ним и в результате обретения суфием святости. Суфизм включает эстетическое, поэтическое освоение мира. К XI в. сложилась суфийская традиция, утвердилась религиозная практика с жесткой самодисциплиной. Первичными формами организации стали аскетические обители — ханаки — позднее центры обитания братств дервишей (тарики). В отличие от традиционалистов, в основе учения суфизма интуитивное познание Бога и личный религиозный (духовный) опыт, экзальтированная вера и многогранная деятельность братств дервишей. В настоящее время суфизм сохраняет позиции в некоторых мусульманских странах.

Основы мусульманского права

Шариат (от араб. — шариа — правильный путь, закон) является учением об исламском образе жизни, закрепленном в Коране и Сунне. Существует и второй нормативный термин — фикх (араб. — знание, понимание), которым обозначают мусульманскую теорию и практику права. Складывание. основных понятий мусульманского права относят к

  1. первой половине IX вв. Ранние мусульманские правоведы разработали принципы кияс (суждение по аналогии) и иджма (решение авторитетных лиц). Эти принципы признаются многими мусульманскими правоведами как канонический источник права.

В X в. сложилось мусульманское правоведение. В сун

7. Зак. 406

193




нитском законоведении известны четыре школы — мазха- бы (араб. — путь, образ действий). Возникновение мазха- ба ханифитов связывают с деятельностью Абу Ханифы (Ирак, VIII в.). Основополагающим источником права признается Коран. Ханифизм широко используют ид жму и кияс, допускает обычное (местное доисламское) право. Ханифизм продолжает удерживать позиции в ряде мусульманских стран. Его придерживается большинство мусульман СНГ. Маликитский мазхаб (основан Маликом бен Анасом — Мекка, VIII в.) отдает предпочтение нормам права раннего ислама. Главными источниками признаются Коран и Сунна, используется иджма и — в меньшей степени, чем ханифитами — кияс. Последователи школы маликитов проживают в Африке. Шафиитский мазхаб получил название от имени Мухаммеда аш-Шафии (VIII—

  1. в.). Мазхаб считают упрощенным, с заимствованиями у маликитов и ханифитов. Он занимает прочные позиции в ряде мусульманских стран Африки и Азии. Ханбалитс- кий мазхаб (Ахмед ибн Ханбаль, IX в., Багдад) возник как религиозно-политическое движение, позднее ставшее религиозно-правовой школой. Ханбалиты широко применяют Коран и Сунну, меньше иджму и кияс. Отличаются строгим следованием правовым нормам шариата. Школа ханбалитов является официальной в Саудовской Аравии, признается фундаменталистами, но широкого распространения не получила. Все мазхабы остаются открытыми, каждый мусульманин может обратиться к судье из любого мазхаба Сунны. В шиизме есть свои религиозно-правовые школы.

Государственный и общественный идеал в мусульманском праве состоит в теократии. Суть политико-юридической теории государства в суннизме сводится к следующему. Мусульманское государство дол ясно быть единым и возглавляться имамом-халифом — верховным носителем светской и духовной (религиозной) власти. Глава должен быть курейшитом (как Мухаммед), совершенным телом и духом, иметь богословское и правоведческое образование.

194




Халиф избирается общиной или община одобряет назначение халифом своего преемника. Халиф может быть низложен, если не справляется с обязанностями.' Отношения между халифом и общиной строятся согласно договорной концепции власти.

Исламская концепция войны и мира отразилась в учении о джихаде (араб. — старание, напряжение усилий). Джихад — одна из главных обязанностей мусульман, — по мнению теоретиков ислама, является борьбой за веру с военными или невоенными действиями. Борцам за веру — муджахидам — гарантируется рай. В раннем исламе джихадом именовалась борьба в защиту и распространение ислама. Со временем концепция углубляется: джихад в целях нравственного самосовершенствования объявляется «большим джихадом», а война с неверными —- «малым». Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних. Последователи христианства и иудаизма могли сохранять свое вероисповедание. Порой халифы не поощряли перехода новых подданных в ислам, поскольку вновь обращенные освобождались от подушного налога.

Концепции теократического государства и джихада стали базой исламского государственного и международного права.

Религиозно-политические движения. Социально-политическая активность на мусульманском Востоке зачастую приобретала (и приобретает) форму религиозно-политических течений. В середине XVIII в. в Аравии возникло движение ваххабитов. Идейным основателем считается Мухаммед Абд аль-Ваххаба (1703—1792). Опираясь на принципы ханбали- тов, ваххабиты усилили политический аспект учения. Традиционной терпимости к религиозному инакомыслию были противопоставлены строгое единобожие и возврат к первоначальному исламу. Осуждены культ святых, магия, колдовство, роскошь, ростовщичество, соответственно возвышался культ бедности, пропагандировалось братство всех мусульман под лозунгами ваххабитов. Ваххабизм объявил отступниками всех, кто не примкнул к нему. Антитурецкая

7*

195




направленность ваххабизма имела целью объединение арабских территорий и их религиозно-политическую самостоятельность. В настоящее время ваххабизм является основой официальной идеологии Саудовской Аравии. Религиознополитическое движение бабидов в Иране (середина XIX в.) возникло на основе шиизма. «Бабом» («вратами») объявил себя Али Мухаммед Ширази (1819—1850). Позднее он провозгласил себя махди — мессией, за что и был казнен. Баб считал себя пророком современной демократической и гуманистической эпохи. Шариат он признал недействительным, Коран заменил своим трудом «Байян». Развивая идеи равенства и социальной справедливости, его последователи подняли ряд восстаний в 1848—1852 гг. После подавления восстаний эмигранты-бабиды в Багдаде разделились на две группы. Одна группа исчезла, а вторая, возглавленная Али Беха (Баха)-уллой, стала основой нового космополитического культа бехаизм (бахай).

Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма прошлых столетий с движением «исламской солидарности». Концепция общеисламской межгосударственной консолидации воплотилась в деятельности мусульманских международных организаций. Первая из них — «Всемирный исламский конгресс» — возникла в 1926 г. В настоящее время значительным влиянием обладают «Лига исламского мира» (с 1962 г.) и «Организация исламская конференция» (с 1969 г.).

Из фундаменталистских религиозно-политических организаций выделяется «Ассоциация братьев-мусульман» (Египет, 1928). Идеологи движения считают исламский мир самодостаточным , выступают за освобождение от влияния немусульманских культур. Движение неоднородно, в нем есть умеренное и радикальное направления, среди средств борьбы благотворительность, просветительство и открытый терроризм.

196




Нетрадиционные культы современности как субкультура и антикультура

«Нетрадиционные культы», «религии XX века», «неорелигии», «внеконфессиональные верования», «молодежные культы» — вот далеко не полный перечень наименований религиозных явлений второй половины XX в., получивших распространение преимущественно в США и Западной Европе. Существует много попыток объяснения причин и сущности феномена — от всеобщего кризиса религии до ее реставрации. Большинство религиоведов сходятся во мнении, что эта вспышка религиозного и околорелигиозного творчества, наблюдаемая средствами современной теории, достаточно редкое явление культуры. Суть его в специфической активности: группы людей (как правило, молодых и энергичных), нуждающихся в религии, но не находящих себя в существующих конфессиях, творят бога буквально по своему образу и подобию. Быть может, на наших глазах происходит процесс рождения новой квазимировой религии, а может быть, религия приобретает форму, пока неизвестную культуре.

По типу организации одни из нетрадиционных культов являются типичными сектами, другие напоминают свободные объединения интеллектуалов. В деятельности новых религий прослеживается использование современных технологий бизнеса, межличностного общения, политики. Существует достаточно много типологий культов, поскольку трудно найти общее в основаниях феномена. Чаще всего основанием классификации выбирается религия, в таком случае выделяют: новое колдовство («неооккультизм»), новые восточные («неоориенталистские»), новые западные («неохристианские») культы. Широкое использование в культе и организации новых религий современных научных достижений позволяет религиоведам выделить «научные» («сциентистские») культы, другие утверждают, что сциентизм и антисциентизм — одна из ведущих характеристик любого культа XX в. Исследователи отмечают пере

197




плетение элементов восточных и западных религий, традиционной магии и новейшего спиритизма в большинстве молодежных культов. Мнения религиоведов, культурологов пересекаются в признании синтетического, синкретического в культах. Ценностное восприятие феномена является типичным для новых культов: сторонники считают их высшим и единственным проявлением истины, противники — представители традиционных конфессий и светской культуры — называют проявлениями антигуманизма и бездуховности. Так, на основе традиционного опроса агентство Ассошиэйтед Пресс объявило главной сенсацией 1978 г. самоликвидацию «Народного храма» в Джонстауне (Гайана). Материалы с впечатляющими фотографиями помещались на первые страницы известных изданий планеты. Казалось невероятным, что в последней четверти XX в. свыше девятисот американцев, в том числе детей, приняли яд и погибли по призыву своего религиозного лидера-мес- сии Джима Джонса. Появился соблазн считать событие реальной перспективой всех культов: только в США их было свыше тысячи. В авторитарных группах есть харизматический лидер-мессия, характерны ожидание близкого конца света и интенсивная подготовка к нему организацией жизни последователей (жизнь общиной, духовная изоляция), задачей группы зачастую объявляется спасение человечества.

Противоречивая, порой недостоверная информация, исходящая от сторонников и противников нетрадиционных культов, значительно затрудняет объективное изучение феномена. Первая проблема, это проблема источников. О культах пишут журналисты соответствующим языком, существуют издания «религий нового века» и их религиозных оппонентов. Теоретический анализ феномена, как и религии в целом, также зависит от мировоззренческой позиции исследователя или школ. Прежде всего отмечается, что современные религиозные искания существуют во множестве форм — от научно-просветительских групп до авторитар

198




ных замкнутых организаций. Последние, естественно, вызывают тревогу в обществе.

Исследователи обращают внимание на эклектический характер идеологии культов, специфическое социально- психологическое содержание и стремительность распространения по всей планете. Природу «религий нового века» объясняют с позиций религиоведческого, культурологического, экономического, психологического, конфликтологического и других подходов. Возраст последователей, наряду с другими особенностями культов, позволяет достаточно аргументированно рассматривать их в рамках «молодежной контркультуры». Характер культуры Востока — мистический, антитехнологический, ориентированный на внутренний мир человека и освящения природы, — пожалуй, оказался более приемлемым для молодого поколения стран, пострадавших от негативных последствий индустриальной, основанной на утилитаризме и рационализме культуры Запада. К тому же восточные религии, в отличие от традиционного христианства, охватывают все сферы жизни человека. При всем разнообразии вероучений различных культов их объединяют активное неприятие образа жизни остального общества и апокалипсические настроения. Для большинства культов характерна оценка современного общества как общества материального, технологичного, бездушного, «железного», — забывшего высокую духовность. Чтобы вырваться из его засасывающего влияния, необходимы энергичные усилия по созданию иного образа жизни, иной коллективности. Бескорыстное спасение всего мира от катастрофы приобщением к новым истинам и образу жизни, безусловно, имеет привлекательность для социально активного возраста с небольшим житейским опытом — молодежи. Психиатры и психологи обращают внимание на психотехнику, применяемую в новых культах. Методом «бомбардирования любовью», организацией взаимоотношений и интенсивного повседневного поведения в коллективе кардинально перестраиваются прежние убеждения. Так, представители «На-

W9




родного храма» благодарили Д. Джонса не только за жизнь в коммуне и добываемую собственным трудом пищу, но и за погоду. Обращаясь к Прабхупаде, кришнаиты называли себя «комьями грязи» и просили извинить за собственные умы, «похожие на собачьи». Руководитель общины не просто замечательный «босс», он единственный «спаситель» человечества. Статус лидера позволяет насаждать в принципе любые порядки, поскольку люди, живущие в замкнутой коммуне в условиях прямых запретов и репрессий, в атмосфере слежки и добровольного доносительства, подавления инициативы и самостоятельности, не могут противостоять действиям «команды мессии».


Глава 4

РЕЛИГИЯ И СВОБОДА МЫСЛИ

Понятийное разграничение религиозной и нерелигиозной (светской) культуры начинается с признания их единства: явления возникают и существуют во взаимодействии, в сфере взаимодействия происходит взаимовлияние.

Культурологический подход к явлениям свободы мысли предполагает рассмотрение феномена как пограничной субкультуры между религиозной и светской культурами с потенциалом позитивной критики религии. Специфика свободы мысли состоит в творчески-критической направленности, позволяющей, во-первых, религиозной культуре оценивать себя взглядом со стороны (что является условием самосовершенствования), во-вторых, развивать критическую самооценку в светской культуре. Диалогичность религиозной и светской культур в границах свободы мысли помогает духовной культуре успешно противостоять антигуманизму. В гуманистическом потенциале свободы мысли применительно к господствующей религии (основная тенденция культуры) или к господствующему атеизму (уникальный советско-албанский феномен) выражается его культурная ценность.

. Понятие свободы мысли применительно к религии

В отечественной марксистской теории сформулированы основания свободы мысли. Это социальные, гносеологические и психологические факторы успешной творческой дея

201




тельности общества и личности (Н. Гордиенко, 3. Тажуризина). В содержании свободы мысли выделяют признание самодостаточности природы, ценности земного бытия, защиту достоинства человека, его права на счастливую жизнь, борьбу с препятствиями, закрывающими доступ к свободному, творческому развитию человека. Свобода мысли может рассматриваться как борьба с консерватизмом, догматизмом в любой сфере культуры, в том числе светской.

Понятие свободы мысли тесно связано с понятием рационализма. Термин «свободомыслие» был впервые введен английским мыслителем А. Коллинзом (XVIII в.) в борьбе с религиозной нетерпимостью и косностью. В понятие свободного мышления философы вкладывали не только жизнеутверждающий смысл, но и критику несвободы, связываемой с религией как господствующей массовой идеологией эпохи. Критериями гуманности форм свободомыслия являются: содействие позитивному развитию общества, духовное освобождение личности, стимулирование творчества.

Понятие свободы мысли включает богатое содержание и потому интерпретируется неоднозначно. Близким является термин «инакомыслие», выражающий более широкое оппозиционное отношение. Быть инакомыслящим еще не значит быть свободно мыслящим, но предполагает и такую возможность. Религиозное инакомыслие или иноверие типично для бытия религии: любая конфессия, защищая себя, критикует другие. Является ли религиозное инакомыслие свободой. мысли? В религии взаимодействуют иррационалис- тическая (господствующая) и рационалистическая (подчиненная) тенденции. Двойственность религии позволяет ей выступать более сложным, чем миф, мировоззрением, из диалогичности религии как возможности появилось философствование — рационалистический тип мышления и мировоззрения. Для рационализма свобода мысли (инакомыслие) органично, но в иррационализме инакомыслие сводится к сомнению. Оно выступает в двух формах: сомнение-условие укрепления веры и сомнение-условие разрушения сте-

202




реотипа веры. «Сомнение-укрепление» содействует развитию религии, а «сомнение-разрушение» есть предпосылка свободы мысли. Поэтому инаковерие может быть предпосылкой, а в условиях сакрального общества и формой свободной мысли. Более того, инаковерие — источник развития духовной культуры сакрального общества и основа возникновения светской культуры секулярного общества. Если господствующая светская культура утрачивает возможность саморазвития гуманистического содержания, эту роль может выполнять альтернативная ей форма религии, мистики, в том числе как свобода мысли. Близким нашему обществу примером может служить диапазон отношения к атеизму в целом далекой от религиозности советской интеллигенции 80-х гг.: безразличие к атеизму у одних, обращение к. нему для реализации интереса к религии у других, увлечение экзотическими формами религии, мистицизма у третьих и общее неприятие консервативного «воинствующего» атеизма.

Содержание свободы мысли и устаревшего термина «вольнодумство» совпадают. Мыслить свободно значит войти в известное противоречие с господствующей системой идей и ценностей. Из этого следуют два принципиальных положения. Во-первых, свободная мысль может быть в любой сфере господствующей духовной культуры: в праве, политике, искусстве, религии, атеизме, идеологии, — где выражается на уровне личности или субкультуры. Во-вторых, свобода мысли применительно к религии может существовать как критика внутри религии и вне религий. Понимание «антирелигиозного» свободомыслия в единстве внутрирели- гиозных и внерелигиозных форм дает возможность объяснения диалектики механизма возникновения свободы мысли как сопряженного с религией явления и как общего принципа культуры. «Антирелигиозное» свободомыслие (по теории К. Маркса) становится авангардом растущего светского гуманистического мировоззрения в обществе с господствующей религиозной культурой, растратившей этико-гуманистический потенциал.

203




Понятие свободы мысли соотносят и с другими понятиями. «Нигилизм» (полное отрицание) в отношении религии,' равно и свободы мысли, является непродуктивной частью соответственно нерелигиозной или религиозной культуры. «Атеизм» (отрицание теизма) — понятие с четко выраженной направленностью. Атеизм предполагает сравнительно высокий философский уровень свободной мысли в единстве последовательной критики теизма и утверждения альтернативной ему системы ценностей. В советской теории религии и свободомыслия атеизм рассматривается в двух значениях: синоним свободомыслия применительно к религии и высшая форма свободомыслия — марксистский атеизм. В идеале, марксистский атеизм является единством объяснения религии и утверждения системы более высокого уровня ценностей — гуманистического марксистского мировоззрения с научно-философским основанием.

Таким образом, свобода мысли есть форма и способ бытия многообразия культуры. Мировоззренческий, идеологический и политический плюрализм, допуская господствующую систему ценностей, включает свободу мысли, содействует утверждению ее согласно нормам диалогической культуры.

В теологии и религиозной философии свобода мысли, атеизм рассматриваются с позиций религиозной культуры. Анализ основных концепций религиозной культуры позволяет сделать вывод: формы неверия в реальность сверхъестественного связываются с отрицанием нравственности, в конечном счете, с уничтожением культуры, в том числе культуры ант- ропоэтнической. Даже критики негативного в собственной эт- ноконфессиональной культуре объединяются в неприятии последовательной критичности свободной мысли, в том числе атеизма. Естественно, что на протяжении XX в. общая позиция выражалась в критике лидера атеизма — теории и практики марксистского атеизма в СССР: он представлялся в формах «политического атеизма», «эрзац-религии», разновидности бездуховности и идеологии вещизма.

204


Формы свободы мысли

Свобода мысли существует в различных формах, которые можно разделить на внутрирелигиозные и внерелигиоз- ные.

Внутрирелигиозные формы свободной мысли выполняют две основные функции: развитие религии как формы культуры и создание предпосылок для возникновения светской духовной культуры. Своеобразие форм внутрирелигиозного свободомыслия определило неоднозначную оценку явления в марксистском религиоведении. Одни исследователи считают их проявлением инакомыслия в религиозной культуре (3. Тажуризина), другие рассматривают как специфическую форму антирелигиозного свободомыслия, еще не выделившуюся из религиозного комплекса (Т. Стойчев). По нашему мнению, в контексте рассматриваемой проблемы принципиальное значение имеет инаковерие как потенциал свободной мысли.

Основные внутрирелигиозные формы свободы мысли: межконфессиональная полемика, ересь, богоборчество.

Межконфессиональная полемика как форма свободы мысли существует в пограничной сфере конфессиональной культуры, ярко проявляется в поликонфессиональных и полиэтнических регионах. Потенциально атеистические тенденции этой формы свободомыслия содержатся в основах вероучения и культа. Профессиональные служители культа с помощью развитых систем религиозного сознания и поведения систематично убеждают последователей в истинности данных конфессий и ложности — прямо или косвенно — всех остальных. Внекультовое социокультурное общение последователей разных конфессий дает обильную информацию, свидетельствующую об отсутствии единообразия в религии и наличии общей для последователей уверенности в истинности только собственной веры. Второй, не менее эффективной стороной межконфессиональной полемики как формы свободы мысли является практика преодоления предшествующей формы религии. Тем самым совершенствуется

205




механизм преодоления любой религии, любой формы культуры. Межконфессиональная полемика объективно содействует взаимообогащению культурного мира верующих, развитию искусства терпимости к инакомыслию, утверждает приоритет внеконфессионального гуманизма. Осознавая потенциальную опасность утраты влияния, профессиональные служители культа не только совершенствуют систему критики иных вероучений (следовательно, и собственного), но и используют все возможности для внекультового подавления иных конфессий и возвышения собственной. Широко используется система социальных, экономических, политических привилегий и ограничений. Далеко не лучший способ — создание ситуации открытой конфронтации. Конфликт обеспечивает временные преимущества ценой подрыва нравственного авторитета своей конфессии, утрат в гуманистическом содержании культуры и в межкультурном общении. Например, радикальный характер антирелигиозной практики коммунистов-интернационалистов не в последнюю очередь был подготовлен статусом религии в империи, многовековым господством Русской православной церкви, ее отношением к дохристианским верованиям восточных славян, конфессиям неславянских народов России и к иноверию в русском православии.

Любая историческая форма религии возникает как ина- коверие (ересь), но не всякая ересь становится сектой или церковью. Ересь как форма антирелигиозного свободомыслия в социокультурном пространстве-времени распространена меньше, чем межконфессиональная полемика, но способна вызвать более серьезное религиозное и духовное потрясение. Еретики — активные и волевые люди, часто с недюжинным умом, близкие и понятные массе вчерашних единоверцев. Отстаивая утрачиваемые идеалы первоначальной веры, еретики утверждают социокультурные идеалы субкультур современного им мира и подрывают авторитет религиозной традиции и церковной иерархии. Одним из классических примеров мощного социокультурного творчества ереси является история возникновения ислама. Возникновение,

206




развитие ереси, конфликт с официальной религиозной организацией, а то и государством содержат социальные, познавательные и психологические основания для активизации духовного творчества, в том числе формирования нерелигиозной свободы мысли.

Формой антирелигиозного свободомыслия является богоборчество. Само название отражает направленность феномена, его близость религии и атеизму. Богоборчество неправомерно отождествлять с безбожием. Парадокс в том, что богоборец не утрачивает веры в Бога, он лишь ... поправляет его действия. В основе богоборчества неудовлетворенность человека существующим порядком вещей и уверенность в мощи собственных воли, эмоций, ума. Подтверждением распространенности и значимости феномена являются соответствующие сюжеты в священных книгах религий. Выражением богоборчества как формы свободы мысли является общеизвестный миф о Прометее. Как форма критики богоборчество может сближаться с ересью, атеизмом, религиозным нигилизмом.

Внерелигиозные формы свободной мысли существуют вне религиозной культуры, они принадлежат к светской культуре. К внерелигиозным формам свободомыслия относят: скептицизм, антиклерикализм, религиозный индифферентизм, религиозный нигилизм, пантеизм, деизм, натурализм, атеизм, светский гуманизм. Антирелигиозный скептицизм существует в каждой эпохе мировой культуры. Скептицизм (сомнение) может быть принадлежностью философии, искусства, науки, обыденного сознания; как форма антирелигиозной свободы мысли, он является рациональной формой развития духовной культуры, особенно философской. Антиклерикализм — концепция и движение против претензий церкви на руководство обществом. Антирелигиозный потенциал антиклерикализма определяется не мировоззренческим или социальным признаками, а гуманистической направленностью. Поэтому выражением свободы мысли могут выступать различные группы антик лериканов. Гегель определяет религиозный индифферентизм как равнодушие к религии.

207




Равнодушие в отношении религии как таковой, сомнение в ее истинности или истинности ее отдельных положений. Религиозный нигилизм на уровне обыденного сознания выражается в бездуховности, теоретического — связан с философией сильной личности. Религиозный нигилизм в условиях господства антигуманизма, освящаемого религией, может быть продуктивной формой антирелигиозного свободомыслия. Пантеизм (греч. все — бог) сближает Бога и мир до отождествления. С пантеизмом связаны идеи о несотво- римости мира, о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе. Деизм (от лат. — бог) противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении в постоянной связи человека и Бога, пантеизму, растворяющему Бога в природе, так и атеизму, отрицающему существование Бога. Бог в деизме — это безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав толчок миру, Бог не оказывает никакого воздействия на мир, в том числе на человека. Свобода мысли в отношении религии может выступать и в форме натурализма (от лат. — естественный). Натурализм в философии — взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий реальность сверхъестественного, универсальный принцип объяснения всего сущего. Формой свободы мысли по отношению к религии является атеизм (от греч. — безбожие). Атеизм — это совокупность взглядов неприятия религиозных представлений, а нередко и замена их соответствующими светскими построениями. Свободная мысль находит выражение в светском гуманизме (от лат. — человечный), представляющем собой течение в культурах различных эпох, а также сущность культурных форм антирелигиозной свободы мысли. Главной чертой гуманизма является защита достоинства человеческой личности, ее права на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие.

В современном мире существуют национальные союзы, входящие в международные организации людей, свободно мыслящих применительно к религии: Всемирный союз свободомыслящих (с 1888 г.) и Международный гуманистиче

208




ский и этический союз (с 1952 г.). В работе союзов принимает участие интеллигенция. В своей деятельности союзы руководствуются принципами гуманизма, научности, демократизма. Союзы свободомыслящих имеют свои издания, проводят конгрессы и другие мероприятия, принимают участие в диалоге с верующими-теоретиками. Свободомыслящие, как правило, избегают проблем революционного преобразования общества, ориентируясь на совершенствование индивида как нравственной личности. Цель организаций состоит в том, чтобы поощрять изменения без принесения в жертву людей.

Современные свободомыслящие выступают за полное
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


написать администратору сайта