Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница18 из 27
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   27


Текущая политика советского государства в отношении религиозных организаций была увязана с общими проблемами внутренней и внешней политики, Ускоренное преодоление религии как часть стратегии строительства социализма и коммунизма последовательно проводилось в жизнь во второй половине тридцатых и с середины пятидесятых до середины шестидесятых годов. «Оттепели», связанные с периодами расширения международных отношений, проявились в 40-е гг. и со второй половины 70-х. Локальные колебания политики коснулись религии в связи с социальной и этнической стратегией. В годы новой экономической политики пользуются благосклонностью государственных органов секты православия и некоторые объединения протестантов как передовые в хозяйственной деятельности и преследуемые прежним режимом. Под предлогом обеспечения по

229




литической безопасности страны переселяются и жестко закрепляются на новых местах малые народы (корейцы, немцы, этносы Северного Кавказа и др.). Ограничивается их социально-политическая активность, подавляется этнокультурная самодеятельность, контролируются религиозные организации. Сравнительной деликатностью отличается тактика преодоления религии в регионах традиционного распространения ислама. Сохранено традиционное для православной империи негативное отношение к католицизму. Впрочем, Ватикан активно противодействовал международной деятельности советского государства. Тесная связь религиозной и буржуазной идеологии (со всеми вытекающими следствиями для церкви) подчеркивается даже в партийно-государственной контрпропаганде середины 80-х гг.


Глава 7

ИСТОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУР

История применительно к культуре есть бытие социокультурного во времени и пространстве, В понимании истории, как и культуры, есть различные подходы исследователей, обусловленные многозначностью бытия человека. Являясь разделом культурологии, история культуры, посредством фиксирования особенностей развития различных культур призвана обеспечить выявление архетипов современной культуры на уровне планетарной или локальной.

Для понимания логики представляемой главы учебного пособия, следует иметь в виду три принципиальных положения, определяющих содержание и структуру курса культурологии. Во-первых, доминантой культуры рассматривается религия в широком смысле, выступающая в совокупности своих конкретных направлений (конфессий) самым распространенным из исторических типов мировоззрения. Аспекты религии в широком и узком смысле анализируются с позиций светской культурологии во второй части «Культура и религия». Во-вторых, в интересах оптимизации образовательной ценности учебной дисциплины «Культурология» культурное единство человечества рассматривается на примерах относительно самостоятельных культур или цивилизаций без дублирования фактов соответствующих разделов курсов всемирной и отечественной истории. В-третьих, в понятие евразийской культуры

231




мы вкладываем предельно общий смысл; по нашему мнению, она есть культурное поле многовекового взаимодействия этноконфессиональных — индобуддийской, китайско-конфуцианской, еврохристианской и арабоисламской — культур-цивилизаций на пространствах преимущественно континента Евразия. Американская (континентальная) культура по происхождению скорее евразийская, чем «индейская».

Египетская культура

Африканская по континенту происхождения, египетская культура обрела свое уникальное лицо «эпохи фараонов» в четвертом тысячелетии до н.э. на пространствах южного и восточного Средиземноморья, т.е. в Африке и Евразии. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Птах создал все вещи и божественные слова, породил богов, создал города, сотворил святилища и поместил туда богов, сотворил их тела ради умиротворения их сердец. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, создают общество и восстанавливают всеобщую гармонию Маат — центральное понятие египетской этики. Порядок понимается как правопорядок, а боги и фараоны как учредители законов и владыки. Иероглифическое, т.е. священное, письмо идет от бога мудрости Тота, Птах считался творцом искусств и ремесел. Храмы стали основой «домов жизни», в которых осуществлялась письменная духовная жизнь египтян. Видимо, в связи с культом фараона как бога при жизни и после смерти связано строительство пирамид, ставших противоречивым символом египетской культуры: с одной стороны, чудо света, с другой — пример деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания при возведении усыпальниц. В период пятой династии становится заметным рост этического элемента в контексте религиозной культуры египтян: заслуги в земной жизни могут оцениваться как угодные фараону и богам в этой и посмертной жизни. Истоки солнечного монотеизма, характерного для

232




египетской религии, видят в раннем периоде культуры. На фоне политеизма сложилась, в частности, мемфисская концепция единого Птаха, создавшего богов и мир силой своего слова. Идея пророчества о конце мира на основе переживаемых тяжких бедствий прослеживается в знаменитых «Речениях Ипувера». В эпоху рассвета Среднего царства (XXII — XVIII в. до н.э.) оформляется идея посмертного (загробного) воздаяния, включающего просветление и умиротворение сердца, свидетельствуя об углублении нравственных исканий. Ей противостоят подавляемые представления о загробном мире как стране вечного сна, мрака без воды, воздуха и радостей любви. Призывом праздновать прекрасный день, а также напоминанием, что никто из умерших не взял своего достояния в мир иной и не вернулся оттуда, любители осязаемых радостей земного бытия выразили себя в «Песне арфиста».

Среднее царство считается классическим периодом египетской культуры. В это время складывается египетский язык (иероглифическое письмо) преимущественно религиозно-культового назначения. Развивается скоропись (иератическое письмо), свидетельствующее о подъеме хозяйственной жизни. Переосмысливаются архитектурные формы, сочетающие в себе пирамиду и скальную усыпальницу. Пирамиды скромнее по размерам и технике исполнения, зато грандиозны ирригационные системы. Заупокойный храм, названный греками лабиринтом (от греческого произношения имени фараона), поразил воображение Геродота, считавшего, что храм превзошел не только все греческие сооружения вместе взятые, но и сами пирамиды. Не сохранившийся лабиринт стал символом расцвета и единства страны эпохи Среднего царства. От этой эпохи дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие теорию (преимущественно магию) и практические знания, в частности, о кровеносных сосудах и мозге. От Среднего царства сохранились древнейшая запись размеров страны, описи созвездий, первый в мире прообраз энциклопедии, найденный в библиотеке гробницы. Египетская папи-

233




русная библиотека включала религиозную, научную, дидактическую, художественную литературу, а также записи фольклора,

Пережив период владычества гиксосов, египетская культура сохранила преемственность и возродилась в Новом царстве. В период Нового царства (1580—1085 гг. до н.э.) Египет занял господствующее положение в Восточном Средиземноморье. Положение Египта как мировой державы создает величественный стиль в культуре. Египетская культура распространялась в Африке и Азии, но в еще большей степени оказалась способной гибко использовать азиатские элементы культуры и переплавлять их в собственной без изменения специфического облика. Эпоха Нового царства особенно примечательна строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Литература периода обогащается новыми жанрами. В текстах возрождаются мотивы военных побед, изображаются пиршества, торжественные церемонии, экспедиции, жертвоприношения богам. На фоне стабильности и процветания кажется неожиданной загадочная революция Аменхотепа IV. Фараон-реформатор порывает с традиционным египетским многобожием и статусом жречества учреждением культа солнечного диска — Атона. Фараон называет себя Эхнатоном — угодным Атону, он становится единственным богом на земле, представляющим единого и единственного бога-Солнце. Строится новая столица Ахетатон, уничтожаются прежние культы. После смерти фараона-реформатора его нововведения искореняются, уничтожается даже его изображение. Религиозная реформа Эхнатона, фрагменты которой стали известны сравнительно недавно, является исключительным явлением в истории культуры Востока. С одной стороны, Эхнатон очистил от мифа, довел до логического конца солярный монотеизм египетской культуры, наметившийся в эпоху Древнего царства. С другой стороны, фараон, провозгласив себя по существу единственным богом, игнорировал тысячелетние традиции культа Ра и мировоззрения египтян, выдержав

234




шие периоды смуты и господства иноземцев-гиксосов. Загадочность реформы углубляется благодаря информации об искусстве этой эпохи: оно становится реалистичным, многоцветным, впервые появляются светские образы фараона и его семьи, изображенные без гротеска в бытовой обстановке, Любовная лирика Египта, а также реалистический скульптурный портрет значительно отличаются от традиционно сакрального искусства Древнего Востока. Культура Нового царства эпохи заката отражает углубление религиозного чувства, усложнение магического знания и богословия, попытки радикального преобразования культа и мировоззрения на основе традиционных идей. В «Книге мертвых» появляется глава с идеей нравственного загробного суда, в других текстах звучат мотивы религиозного покаяния, растет значение благочестия личности. Параллельно изображаются неофициальный быт царя и его окружения, приземленные образы богов и сооружаются гигантские храмы, величественные статуи фараонов. Величие и упадок империи сосуществуют в нерасторжимом единстве.

С упадком цивилизации Египта с новой силой проявились ее древнейшие черты как результат осознанного стремления египтян отстоять свое бытие. Ускоряющиеся процессы взаимодействия и ассимиляции культур вызывают к жизни архаизацию. Культурным центром страны становится Саис, центр культа богини-воительницы Нейт, почитаемой как матери богов еще в древности. Борьба за очищение культуры, попытка вернуться к идеализируемой древности проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, возрождении прежних идеалов в искусстве, литературе, противодействии заимствованиям в языке, усилении культа животных. В изображениях этого периода происходит смешение стилей, усиливается синкретизм в религии. В это же время на территории страны возникают греческие поселения, сыгравшие значительную роль в еги- петско-греческом синкретизме и распространении египетской культуры за его пределами Египта. Потеря политической самостоятельности привела к резкому увеличению доли

235




представителей иных культур в населении страны и перемещении значительной части египтян в пределах той или иной империи, включившей Египет в свой состав. С саисского периода официальным языком Египта становится преемник новоегипетского — демотический язык. Возникнув в период персидского господства, он включает заимствования из арамейского языка, распространенного в империи. Персы отличались терпимостью к египетской культуре, поддерживая ее традиции. Демотическая литература продолжает свое существование вплоть до завоевания Египта римлянами. Нестабильность политической жизни вызвала волну небывалого увлечения мистикой, пророками, привела к усилению апокалипсических настроений. Прекратилось строительство храмов, используются выверенные формы и художественные приемы в искусстве и литературе. Это не означает, что египетская культура нисходит до примитивного уровня. Даже в эпоху своего угасания Египет оставался источником и образцом для культур соседних народов, заслуженно почитаемый за мистический опыт и уникальные знания.

Не случайно так много соответствий находят между текстами Библии и египетскими источниками. Образцы египетской религиозной культуры помогали служителям других конфессий совершенствовать свой культ и переосмысливать собственное этическое, религиозно-мифологическое наследие. Особое значение для соседних народов имела египетская медицина. Ее достижения, в первую очередь в хирургии, ценились знатью, а слава представителей надолго пережила их. В средневековых рукописях христианского Запада и мусульманского Востока оказалось немало рецептов и идей из наследия египетских врачевателей и магов. Задолго до античной цивилизации в Египте были сформулированы Глубокие практические знания в математике и астрономии. Среди них: определение пощади круга и объема усеченной пирамиды, солнечный календарь и деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др. Египетские нормы права и государственного управления в разной мере были усвоены в государствах Ахе- менидов, Сасанидов, а также эллинами, римлянами, визан

236




тийцами, русскими. Египет стал местом обучения для видных мыслителей Греции: античные источники утверждают, что в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор и другие деятели культуры. Египетское искусство в целом с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой было усвоено и переосмыслено в крито-микенской культуре Греции, отдельные элементы египетской культуры прослеживают в искусстве Ближнего Востока. Посредством влияния античной и восточной культуры некоторые черты египетского искусства впоследствии были восприняты в Европе. Родина пророческих сочинений и дидактики, басни, исторического повествования, сказки и любовной лирики, Египет щедро питал литературу соседних народов. Исследователи полагают, что алфавитное письмо египетской культуры усвоено финикийцами и через них европейцами, оказало влияние на письмо синайское и мероитское (африканское). Многие египетские слова проникли в европейские языки посредством греческого, коптского, арабского.

Египетская культура пережила расцвет в составе эллинистической культуры. Храмы птолемеевского Египта превращаются в неисчерпаемые архивы знания, веры, вкуса. Спешно переводятся на греческий язык художественные, философские и религиозно-магические тексты. Египетская религия с ее идеей бессмертия и прихода мессии — избавителя от иноземного ига привлекает греко-римский мир в эпоху его кризиса. На улицах Рима устраиваются пышные культовые празднества в честь Исиды, избавительницы мира. Христианство, пришедшее на смену греко-египетской культуре, использует родившиеся в Египте мистицизм, веками отточенный религиозный текст, пустынножительство. Культура Древнего Египта живет в культуре египетских коптов-хри- стиан, вошла в культуру исламского Египта. Культура Древнего Египта, первоначально приписанная к числу собственных творческих достижений, или полностью отрицаемая во многих культурах соседних народов, сегодня рассматривается всеми египтянами, всем человечеством как неотъемлемая часть духовной традиции.

237


Месопотамские культуры

Область между Тигром и Евфратом, более известную в современной культуре как Междуречье, Месопотамией назвали древнегреческие географы. Древнейшей цивилизацией южной части этой территории считается Вавилония, включающая Аккад (север) и Шумер (юг). В степях северной Месопотамии находилась Ассирия. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э., приблизительно в одно время с возникновением государства в Египте, в южной части Месопотамии появляются первые небольшие города-государства. В 2318— 2312 гг. до н.э. правитель Лагаша Уруинимгина провел социальные реформы, которые считаются древнейшими правовыми актами в сфере социально-экономических отношений. С ним связывают рождение популярного в Месопотамии лозунга; «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!». Наряду с земледелием и скотоводством развивается ремесло. Ремесленники умело распорядились имеющимися в распоряжении материалами: глиной, тростником, шерстью, кожей и льном. Глиняный кирпич обжигался уже в древности, с середины третьего тысячелетия для производства посуды стал употребляться гончарный круг.

Выдающимся памятником древневосточной правовой мысли считаются законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792— 1750 г. до н.э.). Документ начинается с введения, в котором говорится, что царскую власть Хаммурапи передали боги, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от притеснения со стороны сильных. Основная часть, состоящая из 282 статей, регламентирует жизнь нормами административного, гражданского и уголовного права. Кодекс завершается заключением.

Ассирия своим возвышением обязана караванным путям между Вавилонией и другими странами, определившим основное занятие — торговлю. Города страны, в том числе административный центр Ашшур, давший название стране, стали торгово-перевалочными пунктами. В царствование Тиглатпаласара III (745—727 гг. до н.э.) проведены админи

238




стративные и военные реформы, определившие новый подъем страны. Были ограничены права наместников. Изменилась политика в отношении покоренных народов: вместо системного грабежа и увода части населения в рабство стали практиковаться массовые переселения народов. Иногда народ оставался на исторической родине, но облагался тяжелой податью, привлекался к исполнению повинностей, в том числе службе в армии. Была создана постоянная армия, состоявшая из «царского полка», колесничих, конницы, пехоты и саперов. Ассирия в этот период превратилась в ведущую военную державу Ближнего Востока, на короткое время подчинившую даже Египет. Ассирийская держава прекратила свое существование в 608 г. до н.э., ее территория вошла в состав Вавилонии.

Вавилония превратилась в процветающую страну при Навуходоносоре II (605—562 гг. до н.э.). Вавилон стал центром международной торговли. Была возрождена и усовершенствована оросительная система. Реставрировались старые и строились новые храмы. Выстроен новый царский дворец и завершено строительство семиэтажного зиккурата, ставшего прообразом символа «Вавилонская башня». После смерти Навуходоносора знать и жречество стали контролировать деятельность царей, свергая неугодных. Один из них, Набонид, попытался провести религиозную реформу: заменить традиционный культ бога Мардука культом бога Луны Сина. Конфликт со жречеством усугубил кризис власти, в 539 г. до н.э. Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила независимость.

Благодаря терпимости персов к чужой культуре, Вавилон сохранил положение одного из величайших городов мира. По замыслу Александра Македонского, вступившего в город в 331 г. до н.э., Вавилон и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. Здесь он короновался, здесь и умер после восточного похода. В 126 г. Вавилон был так разгромлен парфянами, что перестал существовать. Культурное падение Вавилона началось со времени походов Александра Македонско

239




го; город, ассимилировавший многие волны пришельцев- завоевателей, не смог выдержать конкуренции с эллинистической культурой, развивающейся на основе греческого языка и письма. Месопотамская литература, доступная знатокам клинописи, не вызвала интереса у эллинов; местные культы и искусство были чужды грекам. Лишь математика, астрология и астрономия вавилонян получили признание и широкое распространение в эллинистической культуре. Греческое влияние было ассимилировано, но не вавилонским, а иранским Востоком.

Культурное наследие Древней Месопотамии было воспринято преемниками в ограниченном объеме, что не умаляет его значения для планетарной культуры человечества. Месопотамская цивилизация одна из самых древних, возможно, древнейшая в мире. По существу культура древности, принципиально не отличаясь от культуры и сознания современности, является качественно новым типом бытия человека по сравнению с первобытностью. К этой новой культуре была причастна только часть древнего общества, первоначально малая. В Месопотамии новый тип людей — носителей постпервобытной культуры представлен чиновником и писцом. По роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто должны были решать жизненные задачи, неизвестные прежде, поэтому от них требовалось иное мышление. Немаловажную роль в становлении и распространении новой культуры древнего общества играла письменность. С ее появлением стала возможной специальная «теоретическая» деятельность. Изобретенная шумерами клинопись, самое важное из достижений древнемесопотамской цивилизации, разумеется, с позиции современной культуры. Глина, основной исходный материал месопотамского зодчества и ваяния, имеет свойство терять форму под влиянием влаги. «Вавилонская башня», поразившая воображение соседних народов, превратилась в оплывшую груду. Об этой цивилизации говорят лишь сотни тысяч обожженных в печи и необожженных табличек с клинописью, обнаруживаемых археологами под наслоениями

240




бывших сооружений. Исследователи полагают, что совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по пути унификации знаков-рисунков, ведущей к сокращению их числа (чуть более 300 в нововавилонском письме) и росту символической нагрузки. В комбинации клиновидных оттисков, оставляемых стандартной трехгранной палочкой на сырой глиняной табличке, невозможно узнать исходный знак-рисунок. Фонетизация письма (выделение слогов) позволила фиксировать и передавать живую речь. Такая развитая клинописная система складывается к середине III тысячелетия до н.э. Она была заимствована многими народами соседних регионов, возможно, стала прообразом финикийского алфавитного письма, от которого берут начало греческий алфавит и последующие варианты алфавитного письма. Исследователи полагают, что наибольшее влияние месопотамской культуры, в том числе письменности, на окружающий мир и .международное общение приходится на период 1400—600 гг. до н.э. При школах, храмах и дворцах создавались библиотеки по отраслям знаний. Самая известная из них, принадлежавшая царю Аш- шурбанапалу в Ниневии,— крупнейшая в то время и, пожалуй, первая в мире систематически подобранная и организованная библиотека. Полагают, что в комплектовании библиотеки принимал непосредственное участие царь: по его приказу писцы собирали источники со всего известного ассирийцам мира, снимали копии с редких образцов письменной культуры, создавали или переписывали двуязычные словари, а также энциклопедии. Серии табличек были пронумерованы, тексты расставлены по отраслям знаний. Большая часть наших знаний о культуре Древней Месопотамии почерпнута из тысяч табличек, найденных в развалинах дворцовой библиотеки Ниневии.

Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской литературы считается «Эпос о Гильгамеше», в котором ставятся мировоззренческие вопросы и даются ответы на них. Произведение было переведено на другие языки, что свидетельствует о роли размышлений Гильгамеша в культуре

241




Древней Месопотамии. Научный и общественный интерес представляет старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», излагающая версию о сотворении человека и всемирном потопе, хорошо знакомую представителям современной культуры по текстам Библии и Корана. Шумерские «Поучения Шуруппака» включают пословицы и рассуждения, повторяющиеся позже в литературе Ближнего Востока и античного мира. Авторские поэмы «Разговор господина со своим рабом» и получившая название «Вавилонская теодицея» излагают жизненные страдания конкретных персонажей, во многом напоминающие более поздние библейские темы книг Иова и Екклезиаста. Исследователи полагают, что письменные памятники Древней Месопотамии повлияли на формирование мировоззрения, тематики и стиля литературы, искусства соседних народов, а через них и ка последующую культуру Европы и Азии.

Одной из составляющих современной культуры стали достижения древних шумеров и вавилонян в математике, астрономии. Мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятиричным счетом шумеров при измерении времени и делении круга на градусы. Выдающиеся астрономы Набуриан и Киден разработали систему определения лунных фаз, установили продолжительность солнечного года, открыли солнечные прецессии. Благодаря школе вавилонского ученого Бероса (около 270 г. до н.э.), греки получили прямой доступ к достижениям месопотамской математики.

Не потеряло своего значения наследие месопотамской цивилизации в политике, праве, военном искусстве. Ассирийская административная система — деление страны на провинции-сатрапии, разделение гражданской и военной власти — была заимствована персами. Идея преемственности единой истинной царственности была принята многими культурами, включая византийскую и русскую. Византийские и русские авторы возводили традицию власти национальных императоров и царей к идеям и реликвиям вавилонских царей, подчеркивая легитимность самодержавия. О военно

242




политической реформе, в том числе организации постоянной армии, осуществленной ассирийскими царями, говорилось выше. Богатый опыт месопотамских царей в управлении полиэтническим государством широко используется в современной политической культуре.

В культурной традиции элиты потомков народов, покоренных Вавилоном и Ассирией, инстинктивная неприязнь побежденных к победителю сочетается с глубоким уважением к творческому гению этносов, создавших первые мировые царства-цивилизации.

Древнеиндийская культура

Индия находится в одном ряду с древнейшими очагами культур Востока. В древности Индию именовали «страной мудрецов». Достижения индийской цивилизации оказали воздействие на арабскую и иранскую культуры. Вклад древнеиндийской цивилизации Востока в мировую культуру огромен.

Хараппская цивилизация, обнаруженная археологами в долине Инда, предположительно возникла четыре с половиной тысячи лет назад и просуществовала около семи веков. Ее считают высокоразвитой цивилизацией, возникшей на местной основе. Полагают, что в наиболее крупных городах проживало до ста тысяч человек. Большинство населения — земледельцы и скотоводы — жили в сельской местности. Города строились по плану, улицы шли параллельно друг другу и пересекались под прямым углом. Были двух- и трехэтажные дома. Крупные города имели крепости, в которых, видимо, располагалась элита. Основным занятием населения было земледелие, возделывались: пшеница, ячмень, рис, горох; развито садоводство. В числе видов домашних животных исследователи называют крупный рогатый скот, овец, коз, осла, собаку и кошку. Население использовало ирригационное земледелие и удобрения. Была развита торговля, в первую очередь с Месопотамией. Остаются загадкой для исследователей язык и письменность Хараппской цивилиза

243




ции. Выявлены сотни знаков, известно, что писали справа налево, но мнения о характере письменности и языка остаются дискуссионными. Большинство лингвистов полагает, что язык населения принадлежит к протодравидийскому. Упадок культуры вызван разными причинами. Антропологи, например, выявили распространенность смерти от заболевания малярией.

Индо-арийские племена пришли в Индию после падения Хараппской цивилизации. Продвижение племен к долине Инда продолжалось, видимо, несколько столетий. Древнейшему письменному источнику индоариев «Ригведу» не менее трех тысяч лет. Индоарии многое заимствовали у наследников Хараппской цивилизации. Первостепенное значение приобретает государство Магадха с древнейшей -столицей Раджагриха. Две с половиной тысячи лет назад столицей государства стала Паталипутра, превратившаяся в крупнейший центр Индии.

На основе магадхского государства возникла империя Маурьев. Впервые население практически всего полуострова Индостан вошло в состав объединенного государства. По сведениям античных авторов царь Чандрагупта из рода Маурьев успешно боролся с греко-македонскими наместниками и магадхскими царями. Его считает основателем Маурийской династии. Благодаря многочисленным надписям, найденным в разных районах Индии, стали известными важнейшие события и система управления. Ашо- ка, внук Чандрагупты, короновался в 268 г. до н.э. В состав империи Ашоки входили территории Индостана, а также Пакистана и Афганистана. Тексты указов царя составлялись в столице Паталипутре и переписывались в провинциях на языки народов. Судя по содержанию известных эдиктов Ашоки, он особое внимание уделял буддизму. После смерти Ашоки империя разделилась на западную и восточную части.

После распада Маурийской империи на северо-западе Индостана началась борьба между небольшими государствами. На смену индо-греческим царям приходят индо-сакские, за

244




тем индо-парфянские династии. В начале нашей эры возникает Кушанское государство, расцвет которого приходится на правление царя Канишки. В III в. н.э. индийские владения кушан стали частью Гуптской империи, просуществовавшей более двух веков и павшей под ударами племен гуп- тов.

Большую роль в духовной жизни Древней Индии играл индуизм. О мифах и религиозных представлениях племен индоарийской эпохи судят по Ведам. Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но самые яркие образцы созданы в эпоху расцвета Кушанского и Гуптского государств. Большинство сооружений возводилось из дерева, поэтому они не сохранились. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами. Пещерный храм в Карле около 38 метров в длину и по 14 метров в высоту и ширину. Здесь монолитные колонны, скульптурные изображения и ступа для поклонения. Большинство скульптурных изображений, сохранившихся до нашего времени, имеют религиозный характер. В гандхарской школе скульптуры исследователи видят сочетание индийской, греко-римской и центральноазиатской традиций. В матхуртской школе, наряду с религиозными композициями, представлены статуи кушан- ских правителей. В религиозной скульптуре доминируют символические и антропоморфные изображения Будды, однако встречаются фигуры богов, восходящие, возможно, к хараппской культуре. В живописи особое значение придавалось выбору цвета изображения. Достижения Древней Индии в науке, медицине невозможно переоценить. Всемирную известность получили литература, театр.

Спецификой культуры Индии является стойкость традиций. Многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в состав фонда индийской культуры современности.

245


Древнекитайская культура

Период существования древнекитайской цивилизации ограничивают двумя тысячелетиями, начиная со II тысячелетия до н.э. Колыбелью китайской цивилизации китайские археологи считают неолитические культуры хуншань и ян- шао. С земледельческими культурами Древнего Китая связывают выведение риса и чумизы. Бронзовая индустрия возникла не позднее четырех тысяч лет назад. Из ранних городов-государств самый известный Шан. Шанского правителя называли ваном: он сочетал военные, культовые и хозяйственные функции руководителя. Чжоуский Ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным земным воплощением его.

К середине I тысячелетия до н.э. сложился устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств с идеей его культурного приоритета. Однако название Китая идет от царства Цинь, возникшего вне зоны срединных царств. Среди десятков государств выделяются «семь сильнейших». Основными производителями в сельском хозяйстве были свободные земледельцы-общинники. Появляется долговое рабство. Осваивается плавка железа. Начинают возводить гидротехнические сооружения в бассейнах крупнейших рек, возникает интенсивная система ирригационного земледелия. Появляются города с полумиллионным населением. В середине IV в. до н.э. в царстве Цинь проведена реформа, кардинально изменившая характер государства: укрепилась централизованная военно-бюрократическая деспотия. Царство Цинь подчинило себе все государства Древнего Китая. Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) оттеснил кочевников и приказал возвести Великую китайскую стену, чтобы обезопасить северные границы империи. После его смерти была основана новая династия Хань. Первая древняя империя Китая — Цинь, просуществовала полтора десятка лет, но заложила прочную основу четырехвековой империи Хань.

Эпоха Чжаньго (двухвековая борьба между семью сильнейшими) считается классическим периодом в духовной

246




культуре Древнего Китая. Складываются основные направления философской мысли, создаются знаменитые произведения искусства. В массовой культуре продолжают господствовать мифы и культы общинных богов, в первую очередь, культ предков. Самым стойким оказался миф о Гуне, борце с наводнениями. Мифы становятся предметом исследования и материалом для осмысления действительности в философии конфуцианства и даосизма. Получила развитие астрономия. Астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения. Был составлен звездный каталог. Периодичность движения светил сыграла ведущую роль в создании главного принципа китайского мировоззрения — дао (путь). Развивались математика, физика и особенно механика. Культурному сближению царств содействовало распространение иероглифической письменности. Благодаря отсутствию прямой связи между чтением и графическим начертанием, она могла использоваться носителями разных языков. Грамотность, как признак образованности, охватывает широкие слои населения. Перемещение масс в ходе войн и переселений вело к складыванию единого устного языка. Возникают важнейшие философские учения — конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Они оказали влияние на всю последующую мысль Китая. В первой частной школе Китая, школе Конфуция преобладала практическая философия почитания традиции, в основном нравственная и искусства управления. Впоследствии конфуцианство превратилось в ведущую философско-теологическую систему, религию Китая. Трактат Кун Фу-цзы (Конфуция) «Беседы и суждения» до прошлого века составлял основу начального обучения в китайской школе: содержание школьники заучивали наизусть. Возникновение даосизма связывают с именем легендарного Лао-цзы; в учениях этой школы видят материалистические представления о мире. Школа моистов считает своим основателем Учителя Мо. Учение Мо Ди утверждает демократический принцип всеобщей любви и взаимной пользы. Учение школы отличается практической целеустремленностью. Философские пробле

247




мы в легизме были подчинены задачам функционирования формы государственного устройства с единоличной властью правителя и обязательными для всех законами. Источником древнекитайской словесности была устная народцая традиция. Поэт Цюй Юань заложил основу песенного жанра оды — фу. Первым певцом любви и женской красоты считается Сун Юй.

Ханьский период стал вершиной культурных достижений Древнего Китая. Был усовершенствован лунно-солнечный календарь, изобретен компас. Математики ввели отрицательные числа. Б медицинском каталоге перечисляются 35 трактатов по болезням. Обобщены достижения китайцев в сельском хозяйстве. Получило распространение лаковое производство; лаком покрываются изделия для предохранения от влаги. Китай — единственная страна Древнего мира, освоившая культуру шелкопряда; страна становится всемирно известным поставщиком шелковых тканей. В Древнем Китае изобрели бумагу, в том числе общедоступный способ производства бумаги из древесного волокна. Была усовершенствована письменность. Древнекитайское духовное наследие дошло до нас благодаря записям Ханьского периода. Появились крупные произведения художественной прозы. Сыма Цянь первым отступил от традиции хронологии в летописи и написал историю Китая и соседних народов. Выдающийся поэт Сыма Сянжу, продолжая традиции оды, воспел могущество империи. В Музыкальной палате собирались и обрабатывались песни народов Китая и соседних стран, создавались обрядовые песни. Сложились особенности традиционной китайской архитектуры. Монументальная и портретная скульптура поразила наших современников образами войска императора Цинь Шихуанди, выполненного из глины. В могиле императора археологи обнаружили скульптуры трех тысяч пехотинцев и всадников в натуральную величину. В 195 г. н.э. трансформированное учение Кун Фу-цзы превращается в этическую религию государства. Нарушение конфуцианских заповедей преследу

248




ется по уголовному законодательству. Учение даосизма превращается в религиозно-нравственную оппозицию конфуцианству. Наряду с ними в Китае и Юго-Восточной Азии распространяется буддизм, первая по времени возникновения мировая религии.

Культура Древнего Китая стала для страны и Восточной Азии тем, чем эллинистический мир для современной западноевропейской цивилизации.

Культура Древнего Ирана

Население Ирана в начале III тысячелетия до н.э. создало свою письменность и оригинальную культуру, ныне закономерно рассматриваемую в качестве одного из источников евразийской культуры.

Древнеиранские религии, в первую очередь зороастризм и манихейство, оказали значительное влияние на религиозное и философское мировоззрение античного мира, эсхатологию христианства и ислама. Многие произведения литературы и искусства повлиялина формирование культуры соседних народов, вошли в сокровищницу планетарной культуры.

В истории Древнего Ирана выделяют следующие этапы: эламская цивилизация (с конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э.); мидийская эпоха (с VIII до середины VI в. до н.э.); ахеминидская эпоха (с середины VI в. до 330 г. до н.э.); парфянский период (середина III в. до н.э. — 224 г. н.э.).

Элам находился в юго-западной части Ирана. В начале III тысячелетия до н.э. здесь появились ранние государства. Система государственного управления, выработавшаяся в них, просуществовала тысячу лет. Верховная власть — правитель, заместитель, наместник крупнейшей области — принадлежала прямым родственникам из состава господствующего этноса, мелкими областями управляли представители автохтонных племен, наследующие власть по линии племянников (сыновей сестер). Для царских семей Элама были характерны левират (женитьба на вдове умершего брата) и браки

249




с сестрами, продержавшиеся до середины VII в до н.э. Основной формой социальной организации была первоначально сельская община, объединявшая всех свободных людей, а с конца II тысячелетия до н.э. — домашняя община, состоявшая из родственников. Наряду с общинными, а позднее частными хозяйствами в Эламе была царская и храмовая собственность.

По верованиям эламитов, законы установлены и поддерживаются богами. Эламитское право знает религиозные, экономические, уголовные законы, порядок наследования. Политическая история Элама была тесно связана с Месопотамией. Обычно Элам выступал союзником Вавилона в борьбе против Ассирии, но иногда конфликтовал и с Вавилонией. Интересно, что знаменитая стела с Законами Хаммурапи была найдена археологами в Сузах, столице Элама. Возможно, она стала частью военной добычи после похода на Вавилон. Предполагают, что наличие письменности у шумеров подтолкнуло эламитов к созданию собственной оригинальной пиктографической (рисуночной) письменности. Прото- эламское письмо, выполнявшееся на глиняных табличках, пока не расшифровано. Во второй половине III тысячелетия изобретено линейное слоговое письмо, в котором знаками из комбинаций геометрических линий обозначались слоги (силлабическое письмо). С конца III тысячелетия эламиты используют месопотамскую клинопись на аккадском и эламском языках. Эламская религия испытала влияние месопотамской, но в главном остается своеобразной. Религиозным центром страны являлись Сузы. Первоначально великой богиней считалась мать богов Пинекир, к середине II тысячелетия господствующее место занял бог Хумбан. Бог солнца Наххунте считался создателем дня. Особое значение имел культ Иншушинака, покровителя Суз.

Оригинальное искусство эламитов известно с VI тысячелетия до н.э. С того времени сохранились сосуды и печати, украшенные геометрическими узорами, а также изображениями птиц, зверей, крылатых львов (грифонов) и демонов. Со II тысячелетия прослеживается влияние вави

250




лонского изобразительного искусства. Эталонным памятником эламской культуры является бронзовая статуя царицы Напирасу. Шедевром архитектуры называют культовую башню зороастризма (зиккурат), построенную в XIII в. до н.э. недалеко от Суз. Зиккурат был четырехэтажным, высотой в

  1. метра, длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам; он имел семь ворот, у которых стояли скульптуры богов, царей, животных из золота и серебра. Для водоснабжения столицы был построен канал протяженностью в 50 километров.

Мидийцы и персы, представители иранских племен, появились на территории современного Ирана в начале

  1. тысячелетия до н.э. Большинство ученых полагает, что прародина иранцев находилась в Центральной Азии. Ко времени прихода в эти районы мидийцы и персы занимались скотоводством и земледелием, владели искусством обработки металла. Начиная со второй половины VIII в. до н.э., иранцы составляют большинство в Западном Иране.

В длительной борьбе с нашествиями ассирийцев и их союзников скифов на территорию слабеющего Элама объединения мидийцев достигли независимости и создали государство со столицей в Экбатане (624 г. до н.э.). Мидийский царь Киаксар успешными военными походами сумел расширить границы своего государства за счет южных, восточных и северных соседей. В течение столетия Мидия была центром иранской культуры, которую затем заимствовали и развили персы.

Царский дворец в Экбатане был окружен семью крепостными стенами. Внутри последних двух стен находились дворец и сокровищница. Дворец, имевший в окружности более километра, был отделан кедром, обшитым золотом и серебром. Для украшения золотых и серебряных предметов царского быта использовались изображения животных. Среди памятников мидийской культуры выделяют могильник Мар- лик, в котором были обнаружены золотая фигурка человека, обезьяно-люди из керамики, золотые и серебряные сосуды с изображениями животных.

251




В 550 г. до н.э. царь персидских племен Кир, поднявший восстание против мидийского царя Астиага, в зависимости от которого находились персы, захватил власть в Мидии. Мидийское царство было формально сохранено. В течение следующих двух столетий Персия играет ведущую политическую роль на Ближнем Востоке. К концу VI в. до н.э. после тридцатилетних завоеваний и подавления восстаний возникла первая в истории мировая держава, объединившая под властью персидской династии Ахеменидов десятки стран. Ее территория простиралась от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Нубии (Африка) на юге. Ахеминидская держава погибла в 329 г. до н.э. под ударами македонской армии во главе с царем Александром, но культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период на этой территории, сыграли большую роль в мировой истории, непосредственно существовали в государственных объединениях эллинских Селевкидов, парфян, иранских Сасанидов.

Культура Персидской империи отличалась разнообразием. Это было закономерностью, поскольку в состав державы входили Вавилония, Египет, Сирия, Элам и другие провинции, которые имели свои развитые культуры, в социально-экономическом плане зачастую превосходящие персов. В составе империи были и племена, занимавшиеся собирательством. Для эффективного управления столь разнородным государством Дарий I осуществил знаменитую адми- нистративно-финансовую реформу. Империя была разделена на 20 округов (сатрапий). Сатрапы, главы округов, были гражданскими наместниками, главами администраций, осуществляющими судебную власть, контроль над хозяйственной деятельностью, поступлением податей и выполнением повинностей. Армия была независима от сатрапов, военачальники подчинялись непосредственно Дарию. В составе сатрапий были территории, пользовавшиеся автономией во внутренних делах. Племена арабов, саков, эфиопов и другие управлялись племенными вождями. Центральное государственное управление, в том числе центральный аппарат с

252




царской канцелярией, находилось в административной столице империи — Сузах. Царский двор находился в Парсага- дах и Персеполе во время главных праздников, а в ВавилО- не, Сузах и Экбатане — в зависимости от времени года. Официальным языком державы был арамейский, в различных странах империи писали на местных языках, переводя переписку на арамейском с центральным аппаратом. Таким образом, в сатрапиях делопроизводство велось на нескольких языках. Для государственных нужд была налажена связь посредством организованной почтовой службы. На расстоянии дневного перехода были расположены охраняемые пункты, оснащенные всем необходимым для гонцов. Для сообщения срочных однозначных вестей Применялась сигнализация с помощью огня. Информация частного характера пересылалась через частных агентов. Новой системой государственных податей стремились учесть реальные возможности каждой сатрапии. Согласно источникам того времени, денежный подати подвластных стран, за исключением Индии, составляли более 232 кг серебра в год. Существовали и натуральные подати. Была введена единая денежная единица, золотая монета дарик, ее чеканили от имени царя. Серебряные монеты различной стоимости могли чеканить как от имени царя империи, так и зависимые цари, а также сатрапы. Наряду с персидской чеканкой в империи имели хождение иные серебряные монеты и слитки. Политическая стабильность и хорошие дороги содействовали невиданному развитию международной и внутренней торговли. Большое значение в торговле имели деловые дома. Они приобретали и реализовывали материальные ценности, рабов, занимались банковскими операциями, покупали товары в одних сатрапиях и перепродавали их в других областях. Костяк армии составляли мидийцы и персы; большинство персов были военными, начиная службу с двадцати лет. Не последнюю роль в войнах играли племена Центральной Азии, поставлявшие в армию закаленных в боях конных лучников. Военная тактика строилась на отточенном взаимодействии конницы и пехоты. Высшие военные должности обычно зани

253




мали персы. На территории покоренных стран для предотвращения или подавления восстаний были размещены специальные войска с пестрым этническим составом, но, как правило, без жителей данной страны. На границах империи персидские цари создавали гарнизоны-поселения для несения военной и сторожевой службы, наделяя воинов земельными участками. Морские войны велись с помощью кораблей финикийцев и египтян. Во время значительных войн все народы должны были выделять для армии определенное количество воинов.

В первой половине I тысячелетия до н.э. предположительно в Восточном Иране или Центральной Азии возник зороастризм, основателем которого считается Зороастр (За- ратуштра). Священная книга зороастрийцев Авеста — сложный памятник эпохи. Ее древнейшие части, проповеди Зо- роастра, выполнены в стихах. Младшая Авеста, по объему наибольшая часть, составлялась позднее (V—III в. до н.э.). Согласно древнейшей части Авесты, Зороастр получил от бога Ахура-Мазды наказ провести радикальную религиозную реформу. Ахура-Мазда — единственный всемогущий бог, создатель мира, символ жизни, света, добра. Ему всегда противостоит дух зла, символ мрака и смерти Ахра-Май- нью и его приверженцы — дэвы. В борьбе с ним Ахура-Маз- да опирается на своих помощников, которые несут добро- мыслие, правду и бессмертие. Человек, созданный Ахура- Маздой, свободен в выборе между добром и злом, поэтому доступен воздействию духов зла и должен бороться против зла своими мыслями, словами и делами. Зороастр выступает против кровавых жертвоприношений, он призывает выращивать и оберегать животных. Согласно эсхатологии зороастризма, бытие мира длится 12 тысяч лет: первые три — золотой век господства Ахура-Мазды, затем три тысячи лет господства Ахра-Майнью, после которого мир спасет представитель рода Зороастра. Утвердится идеальный мир, где на земле и небе исчезнет зло и навсегда утвердится добро. Возможно, зороастризм утвердился в качестве официального культа в Мидии. Персы в это время поклонялись древ

254




ним культам природы — богу солнца и света Митре и другим богам природных стихий. В ахеминидский период сохранялись древние культы и распространялась персидская версия-компромисс между культом природы и зороастризмом. Ахеминиды отличались толерантностью и восприимчивостью по отношению к другим культурам, что побудило к жизни идею об отсутствии у них сколько-нибудь развитой собственной культуры. В каждой завоеванной стране цари Персии короновались в соответствии со священными местными обрядами, поддерживали местные религии, но не допускали чрезмерного усиления храмов. Храмы были обложены государственными податями.

Одним из выдающихся достижений культуры этого периода стала древнеперсидская клинопись, состоящая из

  1. знаков, вместо 600 аккадской. Но эта письменность осталась элитарной, использовалась преимущественно для царских надписей. Самой знаменитой из них является Бехис- тунская надпись, выполненная на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Текст высечен на Еехистунской скале на высоте 105 метров над дорогой между Вавилонией и Мидией. Над надписью возвышается рельеф, символически повествующий передачу Ахура-Маздой царскую власть Дарию, попирающему поверженных врагов. Древнеперсидский лунный календарь возник в VI в. до н.э.; он состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. Возникающая разница устранялась через три года добавлением дополнительного тринадцатого месяца. Названия месяцев были связаны с сезонными работами или религиозными праздниками. Параллельно существовал преимущественно религиозного назначения зороастрийский календарь, ставший официальным, видимо, при Сасанидах. В этом календаре год из 12 месяцев по 30 дней дополнялся 5 днями, а названия месяцев и дней образованы от имен зороастрийских божеств персидской версии.

Арамейское письмо, являющееся официальным в империи, стало канцелярским источником идеографическим систем парфянского, согдийского, хорезмийского и среднепер

255




сидского письма, что сыграло большую роль в культуре иранских народов.

Грандиозными памятниками персидской культуры стали дворцовые комплексы в Сузах, Пасаргадах и Персеполе. Здания Пасаргада, построенные на террасе, облицованы светлым песчаником и окружены садами. В городе сохранилась гробница Кира II, ставшая прообразом многих аналогичных памятников, обычно называемых мавзолеем. Как и Пасар- гады, Персеполь построили на скальной породе. Город был окружен с трех сторон двойной стеной из кирпича, а с четвертой его защищала неприступная скала. Парадный дворец Дария I (ападана) состоял из большого зала, окруженного портиками. Потолки поддерживались 72 стройными колоннами высотой свыше 20 метров. Рельефы ападаны дают полное представление о государственных ритуалах и этнических особенностях культур народов империи. Для строительства нескольких новых дворцов в Сузах были привлечены мастера и материалы из 12 стран. Искусство периода известно многочисленными произведениями чеканки по металлу (торевтика) и резьбы на драгоценных камнях (глиптика). Сюжеты ограничены статусом искусства: как придворное оно было призвано символизировать величие царской власти. Для ахеминидского искусства характерно отточенное изображение отдельного предмета в строгом соответствии с имперским стилем. Это металлические чаши, высеченные из камня кубки, вырезанные из слоновой кости ритоны, выполненные на драгоценных камнях цилиндрические печати с изображениями фантастических и реальных людей, животных.

Европа с XV в. живо интересуется наследием иранской культуры в Персеполе. В 1836 г. удалось расшифровать древнеперсидскую клинопись, затем, благодаря трехъязычной Бе- хистунской надписи, и ассиро-вавилонскую письменность. Ряд произведений древнеиранской культуры был переведен сначала на арабский и другие восточные языки, а затем на европейские. В 1771 г. был издан первый перевод Авесты на французский язык. Перевод вызвал критику со стороны зна

256




токов французского языка и санскрита. Однако именно благодаря санскриту, родственному языку Авесты, удалось разобраться в смысле текстов зороастризма.

С древнейших времен культура и исторические судьбы народов Ирана, Центральной Азии, Кавказа тесно связаны между собой.

Культура Древней Греции

Около 2500 г. до н.э. на островах Эгейского моря создаются и распространяются технические, хозяйственные достижения, образцы духовной культуры. Большое влияние на развитие этого региона оказали соседние культуры Египта и Малой Азии. О древнейших культурах Балканского полуострова практически ничего не известно. Собственно греческие племена, находившиеся на догосударственном уровне развития, прервали развитие завоеванных народов. Цивилизации эпохи бронзы сохранились лишь на острове Крит, куда ахейцы не проникли. Она погибла после природной катастрофы и последующего проникновения ахейцев в конце XV в. до н.э. Приблизительно в это время начинается расцвет цивилизации ахейской Греции, основанной, как и критские, на дворцах и дворцовом хозяйстве. Во главе государства стоял царь «ванака», обладавший политическими и религиозными полномочиями. Был развит бюрократический аппарат. Земли находились в общинном или частном владении. Ахейская Греция прекратила свое существование в конце XII в. по неизвестным причинам. Последующие три столетия истории Греции остаются темными для ученых. Об этом периоде судят преимущественно по описаниям в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», корректируя информацию, насколько это возможно, с учетом языка и стиля эпического сказа
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   27


написать администратору сайта