Главная страница

Дик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с.. Учебное пособие для вузов


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
Дата27.03.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДик П.Ф. Культурология. - РнД, Феникс, 2006. - 384 с..doc
ТипУчебное пособие
#17284
КатегорияИскусство. Культура
страница20 из 27
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27
и др. Из наследия историков сравнительно хорошо сохранились лишь труды Полибия. В философии теряют позиции школы Платона и Аристотеля, возрастает влияние киников и скептиков, господствуют учение стоиков и эпикурейство. Стоики уделяют внимание этическим проблемам, личности. Главной задачей философии, по мнению Эпикура и его учеников, является утверждение радости жизни, в том числе освобождением от страха перед смертью и слепой судьбой. Скептики рассматривали преимущественно проблемы познавательных способностей человека. Киники поставили под сомнение разумность существующих социальных порядков, скрывающих, по их мнению, главные ценности человека. Многие киники подкрепляли свое учение образом жизни философа-отшельника Диогена, по легенде довольствовавшегося пустой бочкой у моря.

Характерной чертой религии этого периода был синкретизм. Боги греческого культа отождествлялись с восточными божествами. Культы Зевса и Диониса, объединяя функции наиболее почитаемых местных богов, превращаются в универсальные. Господствующие восточные культы почитались греками. В птолемеевском Египте формируется культ Сараписа, бога, объединявшего черты египетского Осириса и греческих Зевса, Асклепия, Гадеса. Культ Сараписа и Иси-

267




ды стали ведущими и просуществовали до утверждения христианства. Эллинистические цари, следуя восточной традиции, насаждали культ царя; он воплощал идею единства государства и повышал авторитет царской власти. Наряду с произведениями на греческом языке сохраняется, затем возрастает роль духовной литературы на местных языках с чертами эллинистического мировоззрения. Распространяются мистерии, магия, астрология, пророчества, социальные утопии, возникают обособившиеся от «мира зла» общины последователей новых культов.

В процессе подчинения Римом эллинистических царств и утверждения новых политических и социально-экономических отношений эллинистическая культура проникала в Рим и его провинции.

Эллинистическая культура — качественно новый этап развития полиэтнической духовной культуры огромного региона, в том числе греческой как ее части. Ведущие открытия отмечаются там, где прослеживается взаимовлияние накопленных ранее знаний и ценностей. Это отрасли науки, школы философии, религиозная идеология. Синкретическая по характеру эллинистическая культура получила распространение среди народов Европы, Передней и Центральной Азии, Северной Африки. Элементы эллинизма проникли в римскую, парфянскую культуры. Достижения эллинистических государств унаследованы Византийской империей, освоены Арабским халифатом, вошли в общечеловеческую культуру.

Культура Древнего Рима

Исследователи, признающие Рим самостоятельной цивилизацией и культурой, полагают, что основой системы ценностей римской культуры является патриотизм. Римский патриотизм провозглашает Рим как высшую ценность. Долг гражданина — служить обожествляемому Риму, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, были политика, война, земледелие, право, историография. Ремесло, сцени

268




ческое искусство, скульптура и живопись считались уделом рабов. Греческая культура, раньше других проникшая на территорию Рима, использовалась в качестве изящной формы для римских ценностей. Римская и греческая культура сыграли значительную роль в позднеантичной культуре империи; на этой основе формировались цивилизации Византии, Западной и Восточной Европы.

Согласно преданию античных авторов, во многом подтверждаемому данными анализа результатов раскопок на территории империи, бежавшие из павшей Трои герой Эней и его товарищи победили в войне и возглавили племена италиков. Ромул и Рем считаются потомками Энея, основателями Рима и рода Юлиев. На становящуюся культуру Древнего Рима оказали влияние этруски, другие народы Италии, а также греки (ахейцы), пуны (карфагеняне). Миф об основании Рима удивительно похож на предания об основании других городов, возникновения народов и не только Италии. Напомним, что легендарные основатели Рима близнецы Ромул и Рем — дети женщины и божества,— брошенные в Тибр в одной корзине, чудесно спаслись и были вскормлены волчицей. Пользовавшиеся дурной славой невежественные сторонники Ромула, убившего в ссоре Рема, женились на похищенных во время праздника сабинянках, немного повоевали из-за коварного похищения с сабинянами, помирились по просьбе похищенных, а затем слились в один народ — квиритов. После смерти сабинского царя Тита Тация квиритами стал править Ромул, которому и приписывают учреждение важнейших социальных институтов Рима:- деление народа на три трибы, военную организацию, сенат и основные законы.

Во главе архаического Рима стоял царь, сочетающий функции руководителя религиозной, военной, законодательной и судебной власти. При царе был сенат. Народное собрание решало важнейшие дела, включая выборы царя. Основой рода была фамилия — большая семья с имуществом и людьми, над которыми безраздельно господствовал отец. Отец был жрецом семейного (фамильного) культа Ларов, единствен

269




ным в семье собственником, имеющим право на труд, жизнь и смерть членов фамилии. Видимо, с того времени утвердился принцип Рима; на общественной земле владельцем участка является тот, кто его возделывает. Сам римский термин «культура», как известно, первоначально имел один смысл: возделывание земли. В религии архаичного Рима двуликий Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода и человеческого рода. Символами единства общины были особо почитаемые огонь и вода. Среди богов древнейшего пантеона были царь богов Юпитер, бог войны Марс, Квирин (Ромул, превратившийся в бога после своей смерти) и др. Божества земли, посевов, садов, домашних животных, леса, воды, курии окружали римлян в их повседневной жизни. В VI в. до н.э. Рим возглавил Латинский союз, в город был перенесен культ богини Латинского союза Аррицийской Дианы.

Римский царь Сервий Туллий почитался в Риме как реформатор-демократ. Ему приписывают введение ценза и организацию территориальных триб. Согласно имущественному цензу общество делилось на центурии — народные собрания. В народном собрании каждая центурия имела один голос. Чем богаче был гражданин (и его центурия), тем больше средств он обязан был затрачивать на общую пользу. Территориальная триба заменяла родовую — родовая организация уступала место территориальной. Сервий Туллий был убит сенаторами, но политика Сервия сохранилась. В 510 г. до н.э. Тарквиний Гордый, продолживший дело Сервия Туллия, был изгнан сторонниками власти сената, учредившими вместо патриархальной монархии аристократическую республику.

Свержение архаичной монархии привело к власти патрициев и обострению борьбы между патрициями (знатью) и плебеями (простым народом). Политическое господство патрициев усиливало их экономическое господство; формировалось государство с политической властью господствующего имущественного класса. К концу IV в. до н.э. Рим стал главой городов и племен всей Италии. Италийские города усва

270




ивали культуру Рима, а римляне в свою очередь воспринимали культуру побежденных, в частности следованием обычаю экокации — приглашать божество враждебного города перейти на сторону римлян, обещая построить ему храм. Утвердилась зависимость могущества Рима от его способности выставлять число легионов, состоящих из римских граждан. Как правило, в периоды тяжелых войн, критические для существования Рима, заключались компромиссные договоры между патрициями и плебеями. В процессе борьбы были созданы, записаны и одобрены народным собранием «Законы XII таблиц», ставшие основой последующего римского права. Новые законы уточнили моменты господства общины в жизни римского общества.

К началу III в. до н.э. Рим превратился в гражданскую общину. Основными ее чертами были: верховная собственность общины, допускающая сочетание коллективного и частного землевладения; единство статусов земледельца, воина и гражданина; равенство политических и юридических прав граждан; власть народного собрания в решении важнейших вопросов; труд на общую пользу, как определяющий пользу каждого гражданина. Дисциплина господствовала лишь в армии. Полиции и прокуратуры не было: истец должен был обеспечить процедуру привлечения к суду и исполнение его решения. Гражданская община в Риме не допускала развития тенденций к социальному и политическому абсолютизму. Значительную роль в жизни гражданской общины играла римская религия. Каждый гражданин был обязан участвовать в установленных обрядах, перед началом нового дела римляне испрашивали волю богов. Особенностью римской религии, ставящей под сомнение сам факт наличия религии у римлян, была традиция ограничивать роль богов в социальной жизни; высшим оставалось мнение сограждан, а образцом для подражания были легендарные предки, совершившие подвиги во славу Рима.

В кровопролитных длительных войнах с Карфагеном (Пунические войны), Рим продемонстрировал ценное качество социальной организации: способность быстро оправ

271




ляться после сокрушительных поражений без того крайнего напряжения сил народа, которое приводит к социокультурному самораспаду. Духовная стабильность, военное и дипломатическое искусство римлян помогли им выйти победителями из, казалось, безвыходного положения. Политические и экономические выгоды, умело извлеченные из победы над могущественным Карфагеном, позволили римлянам быстро восстановить хозяйство и перейти к последующим войнам.

Завоеванные территории преобразовывались в провинции, дающие значительную прибыль. Меняется структура общества: продолжается дифференциация в среде патрициев и плебеев. Появилась потребность в образованных людях, удовлетворяемая ввозом рабов-греков. Культурное взаимовлияние римлян и греков стало источником и результатом изменения отношений между завоевателями и завоеванными; римляне, усваивая образование, начинают изменяться сами и изменять положение образованных рабов, в том числе освобождением от рабства (отпущенники).

Условия жизни, приемлемые для греческой элиты, обеспечивают ее переход от былого отчуждения к сотрудничеству и слиянию с римской элитой в общей эллинистической культуре. Известный греческий историк Полибий дал авторитетное обоснование римской социальной организации, придав ей лишь преимущества монархии, аристократии и демократии. Получившееся идеальное политическое устройство позволило историку сделать вывод о несокрушимости, стабильности и политической дееспособности Рима, Концепция Полибия стала моделью политических изысканий римлян. Под влиянием греков римляне усваивают философию, науку, ораторское искусство. Разрабатывались и уточнялись римское право, детали религиозного культа. В традиционный состав римских богов и культов входят боги Греции и Азии. Порой греки со своей культурной утонченностью оставались скучными для римлян. Так, вольноотпущенник Теренций, писавший комедии изысканным языком, был известен узкому кругу ценителей. Выходец из низов Плавт уме

272




ло разбавлял греческие комедии деталями из быта римлян, чем снискал успех у публики. В греческих комедиях («пал- лиатах») раб мог быть умнее своего господина, а в собственно римских тогатах такого быть не могло. Один из первых трагиков отпущенник Ливий Андроник перевел на латынь «Одиссею». Энний написал много трагедий, «Анналы» — историю Рима. Сатирик Луцилий высмеивал страсть к прибыли, утверждал образованность как свойство элиты, призывал не считаться с мнением толпы. Большое влияние на римлян, в том числе плебеев оказывали ввозимые из Греции статуи, картины, книги. Римская оппозиция греческой культуре, возникшая под лозунгом сохранения и утверждения нравов предков, не смогла переломить растущую тенденцию к почитанию культурного греческого наследия.

Социальная дифференциация привела к новому социальному напряжению. Рим сотрясают многочисленные восстания рабов, к которым примыкают крестьяне. Позицию плебеев выразили своими проектами реформ известные патриции братья Тиберий и Гай Гракхи. Оба брата были убиты вместе со своими сторонниками в произошедших столкновениях, начавшиеся реформы отменили. Восстановить римскую общину крестьян и воинов не удалось. Изменялись отношения между воином и гражданином; не каждый гражданин является воином, военная организация крепнет и оттесняет гражданскую общину. По мнению Цицерона, в провинциях ненавидели само слово «римляне». Уровень социально-экономического развития страны вступил в открытое противоречие с архаичными порядками Рима, Греческая культура продолжала завоевывать Рим. Под влиянием греческого искусства вырабатывается римский стиль портрета, утверждается теория реалистического искусства, целью которой было изображение жизненной правды. Растет интеллигенция, греческий язык становится не только литературным, но и разговорным. Умственный труд получает признание среди патрициев и плебса. Ученый-энциклопедист Варрон оставил исследования из спектра естественных и гуманитарных наук. Философ Тит Лукреций Кар написал знаменитую

273




ляться после сокрушительных поражений без того крайнего напряжения сил народа, которое приводит к социокультурному самораспаду. Духовная стабильность, военное и дипломатическое искусство римлян помогли им выйти победителями из, казалось, безвыходного положения. Политические и экономические выгоды, умело извлеченные из победы над могущественным Карфагеном, позволили римлянам быстро восстановить хозяйство и перейти к последующим войнам.

Завоеванные территории преобразовывались в провинции, дающие значительную прибыль. Меняется структура общества: продолжается дифференциация в среде патрициев и плебеев. Появилась потребность в образованных людях, удовлетворяемая ввозом рабов-греков. Культурное взаимовлияние римлян и греков стало источником и результатом изменения отношений между завоевателями и завоеванными; римляне, усваивая образование, начинают изменяться сами и изменять положение образованных рабов, в том числе освобождением от рабства (отпущенники).

Условия жизни, приемлемые для греческой элиты, обеспечивают ее переход от былого отчуждения к сотрудничеству и слиянию с римской элитой в общей эллинистической культуре. Известный греческий историк Полибий дал авторитетное обоснование римской социальной организации, придав ей лишь преимущества монархии, аристократии и демократии. Получившееся идеальное политическое устройство позволило историку сделать вывод о несокрушимости, стабильности и политической дееспособности Рима. Концепция Полибия стала моделью политических изысканий римлян. Под влиянием греков римляне усваивают философию, науку, ораторское искусство. Разрабатывались и уточнялись римское право, детали религиозного культа. В традиционный состав римских богов и культов входят боги Греции и Азии. Порой греки со своей культурной утонченностью оставались скучными для римлян. Так, вольноотпущенник Теренций, писавший комедии изысканным языком, был известен узкому кругу ценителей. Выходец из низов Плавт уме

272




ло разбавлял греческие комедии деталями из быта римлян, чем снискал успех у публики. В греческих комедиях («пал- лиатах») раб мог быть умнее своего господина, а в собственно римских тогатах такого быть не могло. Один из первых трагиков отпущенник Ливий Андроник перевел на латынь «Одиссею». Энний написал много трагедий, «Анналы» — историю Рима. Сатирик Луцилий высмеивал страсть к прибыли, утверждал образованность как свойство элиты, призывал не считаться с мнением толпы. Большое влияние на римлян, в том числе плебеев оказывали ввозимые из Греции статуи, картины, книги. Римская оппозиция греческой культуре, возникшая под лозунгом сохранения и утверждения нравов предков, не смогла переломить растущую тенденцию к почитанию культурного греческого наследия.

Социальная дифференциация привела к новому социальному напряжению. Рим сотрясают многочисленные восстания рабов, к которым примыкают крестьяне. Позицию плебеев выразили своими проектами реформ известные патриции братья Тиберий и Гай Гракхи. Оба брата были убиты вместе со своими сторонниками в произошедших столкновениях, начавшиеся реформы отменили. Восстановить римскую общину крестьян и воинов не удалось. Изменялись отношения между воином и гражданином; не каждый гражданин является воином, военная организация крепнет и оттесняет гражданскую общину. По мнению Цицерона, в провинциях ненавидели само слово «римляне». Уровень социально-экономического развития страны вступил в открытое противоречие с архаичными порядками Рима. Греческая культура продолжала завоевывать Рим. Под влиянием греческого искусства вырабатывается римский стиль портрета, утверждается теория реалистического искусства, целью которой было изображение жизненной правды. Растет интеллигенция, греческий язык становится не только литературным, но и разговорным. Умственный труд получает признание среди патрициев и плебса. Ученый-энциклопедист Варрон оставил исследования из спектра естественных и гуманитарных наук. Философ Тит Лукреций Кар написал знаменитую

273




поэму «О природе вещей», из которой веками черпали вдохновение и идеи философы-материалисты. Мировоззренческие поиски привели к стремительному распространению греческих философских школ: стоиков, пифагорейцев, эпикурейцев. Философская традиция рациональной критики затрагивает проблемы римской религии. В астрологию верили все. Богатое творческое наследие оставил оратор и философ- стоик Цицерон. В своих трудах он выразил ведущую ценность римлян — неизменную первичность республики в единстве с укрепляющим ее законом и преходящую вторичность общества граждан. Служение Риму у Цицерона превратилось в служение божественному вселенскому принципу.

Переход к единовластию практически был подготовлен. В 59 г. до н.э. консулом был избран Гай Юлий Цезарь, лидер триумвирата — союза трех известных полководцев: Цезаря, Красса и Помпея. Триумвират вскоре распался, а авторитет Цезаря значительно вырос после покорения его войсками Галлии и превращения ее в римскую провинцию. Цезарь, победив в войне ставленника сената Помпея, стал единоличным главой Рима. Так начался в истории Рима новый период, эпоха империи.

В начальный период империи римская и греческая культура окончательно слились в единую позднеантичную культуру. Философия уступила господствующие позиции поэзии. Вьщающимися поэтами были Вергилий, Гораций и Овидий. Самым знаменитым творением Вергилия стала его поэма «Энеида», посвященная предку основателей Рима Энею. Языком мифа, поэзии и философии Вергилий включил императора Октавиана Августа в римский миф; Август, устами героя поэмы, исполнил и завершил миссию Рима. Человек- посредственность никому не нужен, поэтому поэт должен стремиться к совершенству. Гораций видел в поэзию миссию ее творца, призванного не только развлекать своего читателя, но и учить. Овидий прославился любовными стихами. В одной из его поэм Август увидел насмешку над своим законом о браке и поэт, несмотря на свою популярность в кругах «золотой» молодежи, провел остаток своих дней в

274




ссылке на Черноморском побережье среди варваров вдали от Рима. Географ Страбон дал описание многих стран и народов, Витрувий написал трактат по архитектуре. Август учредил в Риме общественную библиотеку, в которой наряду с хранением и чтением книг проводились встречи с авторами, велись споры. Римская наука носила прикладной характер. Цицерон заметил, что греки изучали геометрию, чтобы познать мир, а римляне — чтобы измерить земельные участки. Стремительно развивается техника. Строятся дороги и акведуки. Водопровод обеспечивал потребности в питьевой воде, банных процедурах, отоплении частных домов. В Риме и других городах империи строились храмы, театры, цирки. Настенная живопись, фрески состояли из красочных картин на бытовые, мифологические, исторические темы и изображений гирлянд, других украшений. Самым известным творением скульпторов был посвященный Августу «алтарь Мира», украшенный барельефами.

После смерти Августа обострилась борьба императоров с сенатской оппозицией. Об этом периоде известно из произведений сторонников оппозиции, возможно, поэтому описания жизни императоров и империи разительно отличаются от эпохи Августа. Философ Сенека, историки Тацит, Светоний рисовали императоров ограниченными деспотами, народ — развращенным плебсом, сенаторов, поддерживающих императоров, — льстецами. Трактаты по организации хозяйственной жизни в империи приоткрывают иную реальность. Общество переживало кризис, однако свобода мысли и духа не оттеснялась. Обязательный культ императора сосуществовал с другими; в империи не было запрещенных культов или философских учений. Однако система единоличной власти, укрепляющаяся во всем обществе, несла растущую зависимость нижних слоев от высших. Отсюда подозрительное недоверие господствующих к любой неординарной личности. Независимость искали в духовной жизни, прежде всего в философии. Стоицизм, развившийся в условиях монархии, стал ближе и понятнее римлянам. Особый интерес вызывали политические размышления об идеальном монархе

275




и этические учения. Эпиктет учил, что значима только внутренняя добродетель, которую невозможно отнять; мудрый должен поручить себя богу, тогда ему не страшны земные владыки. Эпикуреизм, призывающий радоваться жизни, теряет сторонников в условиях крепнущей веры в бессмертие души и вознаграждение праведников после смерти. Распространяются культы Диониса, Изиды, Митры. Императоры поощряли такие культы. Развивалась наука. Плиний Старший на основе изучения тысяч источников античной науки составил «Естественную историю», энциклопедию науки того времени. Птолемей создал знаменитую геоцентрическую систему, оставил труды по оптике, географии, математике, астрономии. Строительная техника позволяла возводить амфитеатры и грандиозные мосты. Распространяется искусство мозаики.

При Антонинах расцветают провинции. В сенате сокращается число семей старинных аристократов; выходцы из провинции играют ведущую роль в сенате, становятся императорами. Отказ от ограничения роста крупного землевладения вместе с качественным изменением состава сенаторов ведет к исчезновению жесткой сенатской оппозиции. Время правления Антонинов высшие классы считали золотым веком: императоры Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий считались воплощением богов, они остались в памяти благородными, демократичными и благочестивыми. Марк Аврелий представлялся тем философом на троне, о котором, с легкой руки Платона, мечтали римляне и греки. Укрепились экономические связи внутри империи. Значительно улучшилось положение рабов; выходцы из рабов, богатые отпущенники часто играли значительную роль в обществе. С ростом крупного землевладения углубляется кризис мелкого земледелия, ведущий к разорению свободных крестьян и, соответственно, ослаблению основы римской армии.

Греко-римская культура стала единой. Аппиан написал римскую историю как историю войн, в том числе гражданских; творчество Лукиана стало образцом осмеяния социальных пороков и суеверий; Светоний оставил знаменитые

276




биографии двенадцати цезарей, начиная с Юлия Цезаря. Возник жанр романа. Ведущей темой стала любовь достойных юноши и девушки, которая, с помощью богов преодолевала все превратности судьбы. В любых обстоятельствах жизни героев романа побежденные персами эллины изображались духовно возвышенными, а персы-поработители — низкими духом людьми, неизменно терпящими нравственное поражение. Видные юристы интенсивно разрабатывали вопросы римского права. Растущий интерес к необычайному, таинственному делает популярными рассказы о сверхъестественных явлениях; магия, демонология, астрология проникают в сочинения, претендующие на научную объективность. В сочинениях героев греко-римских мифов сменяют провидцы, посвященные в тайны восточных магов и жрецов. Распространяется христианство. Позднейшие попытки осмыслить начала христианства породили необозримую литературу, в том числе научную, в которой множество фактов знания и веры сплетаются в концепциях, разных до противоположности. Предлагая иные возможности, скорее прочувствованные, чем осмысленные, раннее христианство объективно подрывало традиционную моральную опору империи и потому приверженцам представлялось конструктивным явлением, а противникам — деструктивным. После гонений Нерона правящий слой оставил христианство без внимания, ограничиваясь наказанием отдельных христиан за демонстративное отрицание культа императора. Правящая элита, за редким исключением, видела в христианстве безопасное для империи суеверие невежд.

Экономическое и политическое ухудшение положения империи породило острые противоречия и конфликты: вспыхнули восстания, обострились противоречия правительства с сенатом. Септимий Север, победивший в новой гражданской войне между разными армиями, положил начало столетию борьбы между императорами, ставленниками армии или сената. Сенатор и историк Дион Кассий сформулировал программу сильной императорской власти, которая, по сути, предлагала превратить страну в действующую

277




армию с ее жестким единоначалием и искоренением инакомыслия. Противоположная позиция сенаторов, представляемая знатью западных провинций, хотела видеть в императоре военачальника, полностью контролирующего лишь армию и обеспечивающего внешнюю безопасность империи; правление империей они оставляли за сенатом и правительством в провинциях. Свобода мысли и духа не ограничивалась. «Солдатские» императоры, опираясь на армию, как правило, не имели программы управления империей. Отсюда военная четкость при завоевании власти в Риме и хаотичность, губительная противоречивость в действиях полководцев на гражданском поприще. Стремясь наладить управление римской империей, Северы назначают ведущих юристов на главные административные должности. Многочисленные юридические сочинения той эпохи использованы через три столетия при создании «Кодекса Юстиниана». Со времени Северов исчезло равноправие граждан; с одной стороны, почти всем жителям империи было даровано римское гражданство, с другой — граждане были разделены на сословия благородных и низших. Армия, опора Северов, выросла до шестисот тысяч человек. Многие государственные должности стали замещаться военными. В чехарде заговоров, сменявшие друг друга «сенатские» и «солдатские» императоры погрязли в войнах с варварами и внутренними восстаниями. К середине III в. кризис достиг кульминации. Казалось, единство империи можно было сохранить лишь с помощью деспотической власти. Императоры этого времени отказываются от демократического прикрытия сильной власти: начинается всеобщее восхваление счастья, подаренного народу очередным императором. От философских школ, ориентирующих личность на самостоятельный поиск счастья на земле, люди все чаще переходят к религии, исключающей возможность справедливости в мире земном и дающей гарантии абсолютного счастья в божественном мире. Философия и наука продолжают развиваться профессионалами; новые достижения и богатое наследие становятся прерогативой узкого круга элиты тео




ретиков. В идеологии провинций появляются культы бо- гов-воинов, символы борьбы со злом. Христианские общины становятся сильными и централизованными, вырабатывается вероучение, обязательное для всех христиан. Появляется понятие ереси, чуждое античности, не знающей строго обязательной для всех догмы. Христианство стало реальной силой. При Диоклетиане, сумевшем ненадолго восстановить единство империи, усилились гонения на христиан. Его преемник император Константин превратил христианство в государственную религию, стал инициатором собора в Нике (325), созванного для выработки символа веры. Цезарь стал христианином. Вместо культа императора церковь признала императора-христианина наместником Бога на земле. В религии, ставшей господствующей, сторонники различных течений в своей борьбе стремились заручиться поддержкой5 силы государственного аппарата. Христиане, недовольные перерождением богатеющей церкви, уходили в пустыню, положив начало монашеству и «еретическим сектам». В господствующей церкви развивается организация, вероучение, богословие, христианская философия. Широко используется часть античного духовного наследия, близкая духу и букве христианства. В IV—V вв. жили видные христианские философы, называемые отцами церкви,— Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий. Христианская идеология захватывает ум и чувства населения. Попытка «последних язычников» вернуться к античным религиям, поддержанная Юлианом, не удалась. В конце IV в. император Феодосий строго запретил отправление языческих культов, что не помешало им продолжать жить в обликах природных, домашних духов и образах христианских мучеников. Изменяется искусство. Еще Плотин сформулировал концепцию эстетики, альтернативную Цицерону: художник должен отражать не внешнее, а внутреннее — идею, душу.

Падение Западной Римской империи порой рассматривается как уничтожение античной традиции. Конечно, многое было утрачено, но достижения империи, в том числе

279




переосмысленные, продолжали жить в «варварских королевствах» Запада. В Византии античная традиция не прерывалась. Христианство, господствующее на Западе и Востоке бывшей империи, впитало в себя ценности античной культуры. Принятие христианства новыми странами Европы знаменовало усвоение не только культа и организации церкви, но и сопутствующей совокупности духовных, материальных ценностей. Жила идея Рима как политического и духовного центра многих народов. На Западе наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи «Священной Римской империи». После падения Константинополя (1453 г.) на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме», наследнице православного «Рима» — Константинополя.

На Западе и Востоке в центре внимания была философия Аристотеля, приспособленная к христианской и мусульманской философии. Сочинения Аристотеля были переведены на латынь с арабского языка. До Нового времени оставались авторитетами астроном Птолемей и врач Гален. Оспаривая геоцентрическую модель мира, Коперник обратился к авторитету выдающегося «гелиоцентриста» античности Аристарха Самосского. Римское право изучалось в университетах Европы.

Эпоха Возрождения положила начало особому интересу к античному наследию. Античная культура стала образцом, неким бесспорным идеалом, затмившим наследие других культур, в том числе европейской эпохи Средневековья. В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в Сферах духовной и интеллектуальной культуры.

Культура Европы, современной западной цивилизации по-прежнему связана с древними цивилизациями Греции и Рима. Настолько прочно, что сложившиеся стереотипы ограниченного античностью восприятия порой не дают возможности увидеть своеобразие мира ценностей других цивилизаций Древнего мира. Пришло ли время для желания и умения гармонично сочетать ценности собственной и всех иных

280


цивилизаций? Не в этом ли умении состоит высший смысл культуры?

Культура скифов

Скифы и близкие им народы, обитавшие в I тысячелетии до н.э. в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы — самоназвание одного из племен, положивших начало раннегосударственным образованиям степной Евразии.

Современные исследования мира скифов возводят к Новому времени, когда стали систематизировать сведения о них на основании греко-римской традиции. Греки впервые встретились с народом на северном побережье Черного моря. Согласно рассказам Геродота и сообщению Диодора Сицилийского скифы пришли в Причерноморье из Азии и вытеснили киммерийцев. Прародина скифов, названная у Диодора долиной у реки Араке, относится современными историками к территории от Центральной Азии до реки Дон. Скорее всего, появление скифов в Причерноморье было не единовременным, а сравнительно длительным процессом противоречивого взаимодействия нескольких близких групп племен. На протяжении VII в. до н.э. скифские и киммерийские воины активно участвовали в конфликтах между государствами Передней Азии. Древневосточная цивилизация оставила прочный след в культуре скифов. Потерпев поражение, скифы переместились в Причерноморье и господствовали здесь приблизительно четыреста лет. Имеющиеся скудные данные позволяют ученым утверждать, что скифский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Полагают, что язык савроматов по сути диалект скифского.

Наиболее популярными у скифов были изображения животных: копытных, хищников из семейства кошачьих и птиц.

281




Так называемый «звериный стиль» считается ведущим элементом скифской культуры. Строго определенными образами животных украшались предметы воинского снаряжения, ритуальных сосудов. Смысл звериного стиля остается предметом дискуссий. Одни полагают, что в его основе магические представления, другие связывают с мифологией, третьи видят в нем знаковую систему, передающую представления скифов о мире.

Исследователи полагают, что в рассказах античных авторов о военном противостоянии скифов персидской армии Дария содержатся сведения из скифского фольклора. В навязанной персам классической тактике ускользания кочевников от столкновения с мощной армией противника, включающей мелкие удары, постоянно тревожащие врага, а также тактику «выжженной земли» на пути его следования, скифы оказались неуязвимыми. После ухода персов из Причерноморья наступает почти двухсотлетний период расцвета Скифии.

Абсолютное большинство скифских памятников этого периода — погребальные курганы. Невысокие погребения простых воинов сложно увидеть в современной степи, зато гигантские земляные холмы (около и свыше 20 метров в высоту), сооружаемые над могилами вождей или царей, видны издалека. Могила, располагающаяся под насыпью, является пещерой-камерой, вырытой под боковой стенкой глубокого входного колодца. Камер может быть несколько. В камере размещали основной инвентарь, сопровождавший усопшего. В погребениях знатного скифа укладывали тела прислуги и верховых коней. Подданные усопшего воздвигали курган и участвовали в тризне — грандиозном поминальном ритуале. По количеству обнаруженных археологами при раскопках одного из курганов костей животных, съеденных в ходе тризны, ученые предположили, что число участников поминального ритуала приближалось к трем тысячам человек. Набор предметов в скифских могилах традиционен независимо от места умершего в социальной структуре общества, в могилах простых воинов инвен

282




тарь тот же, но проще по материалу. В мужских погребениях были обнаружены фрагменты оружия. Распространенным оружием у скифов были мощные луки с бронзовыми наконечниками стрел, копья. Мечи-акинаки чаще встречаются в богатых захоронениях. Для женских могил типичны личные украшения — браслеты, перстни, серьги, а также зеркала. В погребениях знати предметы часто украшены золотыми пластинами с изображениями. Золотыми накладками украшались женский головной убор, одежда усопших и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Ритуальные сосуды разной формы выполнены из драгоценного металла или из дерева с металлическими накладками.

По форме и перечню предметов исследователи сделали вывод, что между скифами и греками существовали культурные связи. Многие изделия, в том числе с классическими скифскими изображениями, выполнены греческими мастерами.

Космологические представления скифов, полагают исследователи, выполнены на сохранившейся пекторали (нашейное украшение, охватывающее грудь и плечи). Композиция состоит из трех ярусов: нижний символизирует потусторонний мир хаоса и смерти, верхний — противостоящий хаосу мир людей, средний соединяет нижний и верхний миры. На серебряной вазе из погребального кургана исследователи обнаружили сцену жертвоприношения коня в полном соответствии с описанием ритуала у Геродота. На предметах из курганов встречаются сюжеты греческих мифов.

По Геродоту, скифы выделяли семь богов. Первая по значимости Табити — богиня огня, стихии, почитаемая древними индоиранскими народами. Почитали богов-супругов неба и земли Папая и Апи, считавшимися прародителями человечества и земного мира. Последующие четыре бога, видимо, были связаны с земным миром. Один из них воплощался в древнем железном мече-акинаке, ему приносили в жертву домашних животных и одного из ста пленников. Полагают, что святыней для скифов был большой котел из

283


бронзы, символизирующий единство и многочисленность скифов.

Скифы делились на три сословия: воинов, жрецов и общинников. Каждое сословие считало своим прародителем одного из сыновей легендарного предка. Священный атрибут воинов — боевой топор, жрецов — чаша, общинников — плуг с ярмом. По мифу скифов, эти предметы из золота упали с неба в самом начале мира. Первоначально, свидетельствуют мифы, во главе скифов стояли три царя, затем один Атей. Легендарный Атей погиб в трагическом для скифов сражении с македонским войском, возглавляемом царем Филиппом. Окончательное крушение Скифии произошло в результате нашествия сарматов. По описанию Диодора, сарматы преследовали и уничтожали скифов поголовно, так что большая часть страны превратилась в пустыню.

Культура скифов сохранилась в нартском эпосе. Среди преемников скифских племен исследователи прежде всего называют осетин, ираноязычный народ Кавказа.

Культура народов Центральной Азии

Результаты развертывающихся исследований прошлого Центральной Азии свидетельствуют о выдающейся роли региона в истории культуры. Сравнительно недавнее открытие археологами самобытных культур Древней Центральной Азии показало их независимость от цивилизации древнего Ирана и несостоятельность традиции видеть в них периферию Персидской империи.

Взаимодействие разных культур, сформировавшихся в своеобразных экологических условиях, а также ранние и тесные связи с другими цивилизациями Востока являются специфическими чертами Древней Центральной Азии. Местные культуры эпохи античности стали фундаментом последующих культур, блиставших в одно время с Европой средневековья.

В VI тысячелетии до н.э. на юго-западе Центральной Азии

284




появилась джейтунская неолитическая культура. Племена вели оседлый образ жизни, выращивали ячмень и пшеницу, разводили мелкий домашний скот. Поселки джейтунцев состояли из глинобитных домов с центром — святилищем, украшенным живописными рисунками. К IV тысячелетию до н.э. земледельческо-скотоводческие общины типа джейтун- ской осваивают технологию изготовления меди, разводят крупный рогатый скот и верблюдов.

Среди наиболее изученных памятников культуры юго- запада Центральной Азии цивилизация Алтын-Депе. Центры протогородской цивилизации были защищены крепостными стенами, выполненными из кирпича-сырца. Особый интерес исследователей вызвал культовый комплекс Алтын- Депе. В него входили хранилища, дом главного служителя культа, захоронения служителей культа. Храмовый комплекс был посвящен богу Луны. Находки археологов свидетельствуют о тесных связях цивилизации Алтын-Депе с культурами Месопотамии и Хараппской цивилизации долины Инда. Выделяют три социальные группы Алтын-депенской цивилизации: ремесленники и земледельцы; знать общин; вожди и жрецы (служители культа). В захоронениях представителей высшего слоя обнаружены украшения из золота, серебра, слоновой кости, в том числе привезенные из далеких регионов.

К середине II тысячелетия до н.э. культуры юго-запада Центральной Азии переживают упадок. Основные центры культуры региона перемещаются к среднему течению Амударьи. Находки из раскопок укрепленных поселений говорят о связях с культурой Алтын-Депе. Некоторые предметы свидетельствуют о растущих связях с Месопотамией и Эламом. К началу I тысячелетия до н.э. юг Центральной Азии стал зоной высокоразвитых оседлых культур Древнего Востока.

Одновременно с ростом культур в оазисах юга на севере распространяются племена степных скотоводов. Своеобразные условия взаимодействия кочевников севера и оседлых племен юга определяют характер развития цивилизаций Центральной Азии.

285




Основой технического прогресса этого периода является железо. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба функционируют эффективные ирригационные системы. Создается оазисная система расселения. Центрами оазисов были крупные поселения с крепостями, построенные из кирпича- сырца. Впечатляют размерами дворцы правителей. Сходные по типу культуры были распространены на территории Бак- трии и Согда.

В процессе включения территории культур Центральной Азии в свою державу, Ахемениды столкнулись с мощным противодействием кочевников, в античных источниках называемых массагетами. В конечном счете, лишь оазисы вошли в состав сатрапий. Процесс вхождения сопровождался противоречивыми тенденциями. Так, Бехистунская надпись свидетельствует о факте грандиозного народного восстания в Маргиане во главе с вождем по имени Фрада, Сепаратисты были разгромлены. С V в. до н.э. наступает период относительно стабильного развития. Крупным центром становится столица Согда город Мараканда (на месте современного Самарканда). В регулярной международной торговле одним из самых популярных стал путь через Бактрию в Индию. Следуя традициям империи, местные правители строят монументальные дворцы.

Сокрушив империю Ахеменидов, Александр Македонский встретился едва ли не с самым упорным сопротивлением именно в Центральной Азии. Серьезное противодействие его войска встретили в Согде. Восставшие во главе с представителем знати Спитаменом три года противостояли армии Александра, пока восстание не было подавлено по тем временам чрезвычайными методами. Женитьба Александра Македонского на Роксане, дочери знатного бактрийца, свидетельствует и о политическом значении региона. Согдий- цы и бактрийцы вошли в состав армии Александра. В Бакт- рии, Согде и Парфии были основаны города, получившие традиционное наименование — Александрия. После смерти Александра Македонского Центральная Азия вошла в состав государства Селевкидов. Антиох, сын основателя державы

286




Селевка, энергично начал восстановление региона (с 292 г. до н.э.). Его столицей стали Бактры (Балх). Центральная Азия вступила в полосу относительной стабилизации. С подъемом экономики усилился сепаратизм как тенденция к политической самостоятельности. Около 250 г. до н.э. Бакт- рия, а затем Парфия отпали от государства Селевкидов.

Среди независимых государств Центральной Азии выделяется Греко-Бактрия. Здесь сохраняется эллинистическая структура власти: правящая элита состоит из греков и македонян. Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены на современной территории Афганистана и Таджикистана. Например, храм с пожертвованиями представляет собой единство традиционной для региона культуры с греческими предметами, в том числе греческого культа. Во взаимодействии двух основных тенденций — расширения владений греко-бактрийцев в направлении Индии и бесконечного дробления некогда единого государства — разворачивается дальнейшая история Греко-Бактрии.

По другому пути пошло развитие Парфии. Вскоре после провозглашения независимости, Парфия была завоевана кочевниками. Предводитель Аршак провозгласил себя царем в 247 г. до н.э. Через SQ—90 лет начинается стремительное распространение Парфии на запад до Месопотамии.

В середине II в. до н.э. движение кочевых племен привело к гибели Греко-Бактрии и существенно ослабило Парфию. В начале нашей эры Парфия теряет независимость.

Парфянский период считается временем интенсивного развития городской культуры. Археологи, востоковеды советского периода создали так называемый «парфянский» архив, на основе которого восстановили культуру эпохи первых Аршакидов. Завоеватели кочевники-парны оказали определяющее влияние на социальную структуру Парфии. Местное оседлое население, по свидетельствам античных авторов, находилось между рабством и свободой (разумеется, в понимании греков). Обработка земли стала для кресть- ян-общинников государственной повинностью, включающей

287




плату значительных налогов. Большую роль играл труд рабов. Система управления была эффективной.

В культуре Парфии синтез местных элементов с греческим началом проявляется в большей степени, чем в Греко- Бактрии. Раскопки в культовом центре Парфии Митридато- керте выявили тип построек, отражающий иранский и более древний стили. Так называемый «квадратный зал» является типичным иранским «храмом огня». Все постройки испытали воздействие эллинской архитектуры, прежде всего в интерьере храмовых зданий. Разнообразна скульптура города. Особую известность получила мраморная статуя Афродиты, так называемая Родогуна. Образцами эллинистического искусства являются ритоны из слоновой кости. Явной особенностью парфянской культуры является разрыв между крупными городами и аграрной провинцией. В сельских поселениях не найдено ни одного произведения искусства; люди жили в маленьких жилищах из сырца, чрезвычайно простых по убранству.

Исследователи отмечают постепенное усиление роли зороастризма в духовной жизни Парфии. Есть сведения, что при царе Вологезе была проведена первая кодификация Авесты.

Культура Маргиены сильно отличается от культуры Парфиены (древний центр Парфии). Разительное отличие состоит в том, что в Маргиене часто встречаются терракотовые статуэтки, как полагают, изображающие местных богов, а в Парфиене их нет. В Маргиене господствовал зороастризм.

В I вв. н.э. сюда проникает буддизм. Культура Маргиены больше тяготела к культуре Бактрии.

Завоевавшие Бактрию кочевники скоро и успешно восприняли традиции оседлой культуры; в I в. н.э. проводятся новые каналы, строятся города, распространяется греческое письмо. Наследник кочевой культуры правитель Герай называет себя кушанцем, а на своих монетах языком символов передает единство традиций кочевой степи и эллинистической государственности.

Предположительное! в. н.э. политическое объединение

288




на территории Бактрии стало именоваться Кушанским царством. Наибольшую известность получил царь Канишка. В состав царства вошла завоеванная часть северо-западной Индии. Центром Кушанской державы становится Пуруша- пура (ныне индийский Пешавар). Единое Кушанское государство, простиравшееся от Ганга до Амударьи, распалось и прекратило свое существование под ударами Сасанидов в середине IV в. н.э.

Кушанцы унаследовали многие традиции бактрийской культуры. Основу экономики составляло поливное земледелие, в городах интенсивно развивались ремесло и торговля. Развитая инфраструктура позволяла успешно торговать с Римом и Китаем. По Великому шелковому пути на Запад и Восток вывозили пряности, благовония, драгоценные камни, сахар, рис, хлопчатобумажные ткани. Из Рима ввозили ткани, одежду, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина. У кушанцев и римлян пользовались высоким спросом китайские шелк, кожа и другие изделия.

Высокоразвитая культура Кушанского царства сплавила в единстве достижения древневосточной цивилизации, традиции эллинизма, искусство Индии и стиль кочевых племен степей Евразии. Носителями культурных эталонов царства становятся кушанские города. Памятники буддизма этой эпохи декорированы скульптурами, рельефами и живописью. В раскопанном буддийском пещерном монастыре строения открытого типа чередуются с пещерными кельями. В другом — наземном — монастыре, богато украшенном раскрашенной скульптурой и живописью, выявлено воздействие эллинистического портрета. Надписи выполнены на пракити — так называемом «среднеиндийском» языке. Среди памятников светской культуры выделяют святилища Сурх-Котала (Северный Афганистан). В надписях главного храма с алтарем огня нашли название комплекса — Храм Канишка-Победитель. С официальными культурами и религиями сосуществовали местные верования, народная массовая культура. Пожалуй, самым интересным памятником народной культуры являются много

10. Зак. 40S 289




численные терракотовые статуэтки, обнаруженные как в городах, так и сельских поселениях. Кушанское культурное влияние испытали соседние страны, в том числе другой регион Древней Центральной Азии — Согд. В руинах его столицы Мараканде, известном под именем Афрасиаб, обнаружено влияние греческих образцов. Надписи на памятниках Согда выполнены на согдийском языке с использованием арамейской графики.

Особое положение занимал Хорезм (низовья Амударьи). В эпоху перемещения кочевников, не позднее I в. н.э., Хорезм оказался под их властью. В IV в. н.э., когда Хорезм отделился от государства Ахеменидов, в нем существовала развитая городская культура. Благодаря раскопкам, выявлена специфика города древнего Хорезма. Важнейшей частью была цитадель многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс, в котором залы были богато украшены росписью и скульптурой. В рельефах господствуют ку- шанские мотивы, прослеживаются эллинистические традиции и связи с культурой кочевых племен. Город отличается прямоугольной планировкой: перекрещивающиеся улицы соединяют кварталы, состоящие из отдельных построек. Материальной основой письменных документов являются пергамент и древесина. Обнаруженные фрагменты хозяйственных документов выполнены арамейской письменностью, приспособленной к специфике хорезмийского языка. Из записей в хозяйственных документов стало известно, что численность общин, размещавшихся в отдельных постройках кварталов, достигала от 20 до 40 человек. При домах были рабы.

Основные достижения Древней Центральной Азии были связаны с развитием оригинальных местных культур — бак- трийской, парфянской, согдийской и хорезмийской. В IV— V вв. н.э. городские цивилизации переживают глубокий кризис, как предполагают исследователи, не столько из-за нашествия кочевых племен хионитов и эталитов, сколько по внутренним причинам.

Культурное наследие древних цивилизаций оказало за

290




метное влияние на развитие культур Центральной Азии. Возможно, астрономические достижения позднего периода стали возможными благодаря простейшей обсерватории Хорезма. Эпические сказания древних культур стали источником средневековой культуры. Непрерывность традиции ощущается в творчестве живописцев, скульпторов, архитекторов. Значительным было влияние, культур Центральной Азии на регионы древнего Востока и античного мира.

Этноконфессиональные культуры современной Евразии

Древние цивилизации, кажется, дальше всего от нас как по времени, так и по существу. В самом деле, одно прошлое столетие поражает грандиозностью и своеобразием событий, а до начала египетской государственности около пяти тысячи лет. Разумеется, временная отдаленность, относительная скудость материалов скрадывают очертания древних культур. Но главное в другом. В деле исследования цивилизаций Древней Евразии, древнего мира остро встает ведущая проблема гуманитарного знания — проблема понимания. Мир древних цивилизаций несоизмерим с нашим опытом, с опытом непосредственно усвоенного нами культурного наследия. Не только понятия, но и чувственно воспринимаемый мир древних трудно представить современному человеку. Запах конкретного храма, привычный для многих с детства, может показаться чуждым представителю иной этноконфес- сиональной культуры. Но это нюанс по сравнению с ревом и мычанием потенциальных жертв, запахом крови и горелого мяса множества животных, а то и людей, наполняющий святилища древности во время каждого богослужения. Богослужение и проституция кажутся несовместимыми сознанию современного человека. Однако храмовая проституция — норма культа древнего мира. Древние в мире этих впечатлений и ощущений переживали глубоко интимное чувство священного. А что переживали бы они, если бы оказались в нашем мире?

10*

291




С эпохи Нового времени Древняя Греция кажется представителю европейской культуры наиболее близкой, более того, идеальной. Гегель назвал религию Древней Греции религией красоты. Вся философия Запада несколько столетий ищет и находит себя в суждениях древнегреческих мудрецов. Современная демократия видит своим источником Древнюю Грецию. Готов ли современный человек по-прежнему восхищаться Элладой после знакомства с ее нормой: раб не человек; рабство неизбежно и необходимо? Права имеет член общества, чужой принципиально бесправен, гласит неумолимая стройная логика Неизбежности — духовная основа цивилизации античных городов-государств, противопоставивших свободный мир в своем понимании остальному миру, миру варваров. Логика Неизбежности — органичное мировоззрение, не знающее мук совести «раздвоенного» сознания в одном лице между христианином (равенство по вере) и аристократом (неравенство по социальному статусу) эпохи Нового времени. Пожалуй, лишь кастовое сознание, этот реликт древнего мира, доживший в Индии до наших дней, не допускает раздвоения. Жестокость у древних еще не нуждается в обосновании средствами фанатизма и прикрытии средствами лицемерия. Архаическое мировоззрение, основанное преимущественно на мифе и культе, не знало того, что мы называем личностным.

Но есть и другая сторона. Именно в древних цивилизациях сформировались философия, научное знание и новый тип религии, провозгласившие два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самосостояние личности. Немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969) назвал эту эпоху бытия Евразии «осевым временем» мировой истории, ставшим водоразделом между традиционной Неизбежностью и новым осознанием возможностей Выбора и Ответственности.

Буддизм, христианство — мировые религии, возникшие в цивилизациях древнего мира. К уровню мировых религий приблизились митраизм и манихейство. После исчезновения древних цивилизаций явилась третья мировая религия —

292




ислам, принявший принцип универсализма и религиозного космополитизма. Понятие «мировая религия» означает не столько ее распространенность, сколько ломку социокультурных границ (кастовых, этнических, культурных) и вербовку последователей обращением к человеку, личности. Механизмом «обращения» мировая религия принципиально отличается от автоматического наследования культа фактом рождения очередного поколения какой-либо группы людей в этнической религии.

Возникает совершенно новый феномен — выбор доктрины религии или философии и вытекающих их нее норм поведения. В традиционном обществе человек может иногда нарушить норму, но не может искать для себя других норм. Разрушение автоматизма традиции сделало жизненную позицию индивида проблемой. Естественно, авторитет традиции вступает в противоречие с авторитетом доктрины. В условиях социальных кризисов философия стремится быть философией жизни, бытия, т.е. источником самостоятельной моральной ориентации индивида. Иначе говоря, в границах системного социокультурного кризиса дух гениальных личностей посредством философии и (или) религии творит духовно-нравственные ориентиры новой нормативной культуры, соответствующей формирующимся условиям бытия.

Величайшее достижение древних цивилизаций — критика привычного уклада идеей и действием. Ставшая для нас традицией борьба религиозной веры и рационального знания есть достижение древних; единственной традиции мифов они противопоставили разные системы идей. Сократ, верный идее, порывает с традицией мифа: добровольно и невозмутимо пьет яд, принимая смерть мученика.

Мир древних цивилизаций предстает как единое целое, части которого находились в благотворных контактах, приводящих к взаимовлиянию и взаимообогащению. Поскольку культуры Востока сложились раньше, Запад оставался преимущественно принимающей стороной. Так, амбициозные эллины не скрывали своего ученичества у восточных мудре

293




цов — от Египта до Вавилона. Несмотря на территориальную удаленность, цивилизации Древнего мира взаимодействовали на пространствах от Западной Европы до Дальнего Востока. Археологические данные показывают, что постоянно действующие связи объединяли народы степей Евразии, начиная с Балкан и завершая, как минимум, Тувой. Великий шелковый путь объединял пространство культур от Китая и Индии до стран Средиземноморья. Трудно переоценить значение эллинистических государств, Римской империи в углублении контактов Запада и Востока. В формирующемся синтезе культур закладывались последующие каноны западноевропейского и восточноевропейского (византийского) Средневековья. Интересно, что в завершающий этап кризиса римского общества Восток, прежде всего Иран и Индия, представляются римлянам эталоном мудрости и возможностью выхода из собственного духовного тупика. Победа христианства в Римской империи является победой Востока над Западом, но лишь отчасти; достаточно вспомнить, что соперниками крепнущего христианства были не столько традиционные греко-римские культы, сколько восточные культы Митры, Исиды, Мани, распространенные среди различных социальных слоев Римской империи.

Давно утвердилась традиция связывать достижения древних культур с миром оседлых земледельческо-городских цивилизаций. Кочевники-скотоводы обычно воспринимались как деструктивная сила, уничтожающая цивилизации. Однако кочевые народы внесли свой весомый вклад в сокровищницу культуры человечества. Они сумели освоить географическую среду, неприемлемую для существования «оазисных» культур. История культуры знает немало примеров, когда развитые городские цивилизации уничтожали на редкость благоприятную среду обитания и целые народы бесследно исчезали в локальной катастрофе вместе с гибнущей — навсегда или на столетия — природой. В просторах степей и полупустынь кочевые народы создали высокую по содержанию культуру, тонко приспособленную к часто экстремальным природным условиям, и, что важно отметить:

294




без урона для легко уязвимой окружающей среды, Земледельцы и скотоводы-кочевники нередко воевали, но чаще обменивались жизненно необходимыми продуктами скотоводства, земледелия и ремесла. Оседлые и кочевые культуры являются равноценными элементами хозяйственной системы Древнего мира.

Древние культуры создавались не только народами, с именем которых связаны названия цивилизаций. Неисчислимое множество этносов и представителей народов других культур, создавших свое государство и живущих без государства, стали безымянными тружениками, в том числе рабами. В целом развитие древних цивилизаций происходило посредством нещадной эксплуатации ресурсов покоренных народов. Вспомните норму: раб не человек!

Вместе с тем реальная опасность быть покоренными стимулировала соседние народы искать альтернативные способы выживания. Экстремальная ситуация зачастую благотворно действовала на процессы развития народов. Так называемые «варвары» сумели приспособить для своих нужд многие элементы культуры и цивилизации, т.е. стали конкурентоспособнее в социокультурном бытии. Одни сумели сохранить свою территорию и традиционную культуру, военной мощью останавливая процесс пространственного расширения цивилизаций. Другие добровольно включались в сложные культурные отношения с надвигающейся цивилизацией, принимали многое из ее ценностей, сохраняя основу самобытности. Превращаясь в относительно самостоятельную целостность внутри цивилизации, такие народы получали немалое преимущество: сравнительно благоприятные условия бытия в границах мощной социальной организации. Третьи предпочитали войну в двух основных вариантах: внутренняя и внешняя. Внутренняя война это восстание покоренных народов с целью радикального улучшения своего положения внутри цивилизации-империи или выходом из нее. Внешняя война предполагала объединение свободных племен и завоевание земель цивилизации-

295




империи, часто с последующим усвоением культуры цивилизованных народов.

Мир древних цивилизаций одновременно далек и близок. Пожалуй, самое близкое нам наследие — письменные знаки, которыми пользуется современный мир. Конкретные достижения духовной и материальной культуры Древности можно долго перечислять; очевидно, что без них наш мир невозможен. Древние цивилизации неисчерпаемы; каждая эпоха последующего развития культуры человечества находит все новое для себя в этом хорошо забытом старом.

Древние цивилизации не иные миры, а неотъемлемая часть современной культуры.

Существование определенного типа религии в культуре этносов на протяжении веков и тысячелетий обусловливает возникновение феномена устойчивых этноконфессиональных общностей и культур.

Этноконфессиональная культура предполагает единство этнического (народного) и религиозного (конфессионального). От собственно религиозной культуры она отличается относительной самостоятельностью этнической культуры и доминирующего в духовной сфере религиозного комплекса.

Этноконфессиональной культуре присуще органичное взаимодействие динамики религиозной и потенциально нерелигиозной (светской) сторон культуры.

Цивилизации этого типа формируются в противоречивом единстве метаэтносов и суперрелигий, они охватывают обширные регионы и оказывают значительное влияние на культуру человечества.

Признаком существования этноконфессиональной культуры является обозначение (название и самоназвание), в котором этническое и религиозное неразделимы. Так, европейская культура, наиболее светская из культур современного мира, признает христианское начало в своих истоках. Китайская культура неотделима от конфуцианско-даосского элемента; индийская связывается с индуизмом и буддизмом. И в XX в. термин «исламская культура» оставался наиболее

296




приемлемым для обозначения феномена, возникшего в арабской культуре с VI в. н.э.

Индо-буддийская, китайско-конфуцианская, еврохристи- анская и арабо-исламская являются ведущими типами этно- конфессиональной культуры современного мира и континента Евразия в частности.

Структура этноконфессиональной культуры-цивилизации имеет свое культурно-историческое ядро и позднейшие вовлеченные слои. Например, буддизм за пределами Индии приобрел черты соответствующих этнических культур и культов, но сохранил свою основу в индийской культуре и в культурах стран последующего распространения конфессии. Китайская культура, приняв буддизм, приняла и индо-буддийское влияние, но сумела сохранить конфуцианскую традицию собственной культуры-цивилизации. Буддизм, «возвратившийся» в современную Индию, несет особенности китайско-японской культуры.

Индо-буддийская культура

Уже в названии выражается этноконфессиональная специфика культуры: «индо» есть начало наименование этноса и, пожалуй, самого древнего и современного комплекса верований, именуемого индуизмом. Индуизм и буддизм объединяются общей духовной традицией индусов. Уже отмечалось, что в религиях Древнего Востока (Индия, Китай) собственно религиозное переплетается с философским. В отличие от Запада, индо-буддийская культура не знает небытия: личность является целостной, она исходит из бесконечности. Соответственно, существует целостный взгляд на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм.

Специфика менталитета повлияла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное восприятие многомерного мира. Своеобразие духовности определило всю художественную культуру. Веды и Упанишады являются древнейшими литературными памятниками из сокровищницы современной культуры. Жемчужиной древ

297




неиндийской литературы называют «Махабхарату». Не менее знаменита эпическая поэма «Рамаяна», в которой описывается жизнь и любовь Рамы и Ситы на фоне культуры и природы Индии. Индуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Широкое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пения. Европейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосердия в духовности индо-буддийской культуры.

Почитание знания — органичная черта культуры индусов: «...не сравнится власть с ученостью. Царя чтят лишь в его стране, ученого — повсюду». «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает». Но «бесполезна ученость, лишенная добродетели». Нравственная оценка знания, все больше признаваемая в современной культуре мира, видимо, стала главной причиной отсутствия в Индии формализованного экспериментального знания, распространенного на Западе. В V—XII вв. в Индии жили выдающиеся математики и астрономы Ариабхатта, Магавира и др. Именно в Индии изобретена десятеричная система счисления. Индийские математики и астрономы больше интересовались тайнами Вселенной и практическими вопросами измерения, чем логическими основаниями науки. Религиозно-практический характер носили медицинские химические знания. Индо-буддийский менталитет игнорировал историческое знание, что выразилось в принижении значения фактов, но компенсировал себя в поразительной развитости философии. По мнению выдающегося индийского общественного деятеля Д. Неру, Индия должна умерить свою религиозность и обратиться к науке. Отставая в области эмпирической науки, Индия способна на равных вступить в цивилизацию XXI в., основанную на ценностях науки, религии, философии. Порукой тому своеобразная политическая традиция индо-буддийской культуры. Социальный порядок является частью мирового порядка, поэтому попытки радикального изменения мирового порядка чреваты глобальными катаклиз

298




мами. Отсюда нравственное решение социально-политических проблем. «Сатьяграха» («твердость в истине») — главный вклад индо-буддийской политической мысли в культуру современного мира. Этим термином Махатма Ганди обозначил принцип непротивления в борьбе против английского владычества. Умение «подставить левую щеку» основано на менталитете: потеряв жизнь, индус сохраняет чистоту своей кармы, что благоприятно скажется на его последующем перерождении и бытии мирового порядка. Гандизм дал человечеству первый опыт разрешения политических противоречий без кровопролития. Этот опыт становится универсалией культурологии и гуманистическим принципом международной политики.

Китайско-конфуцианская культура

Китайский метаэтнос создал особый тип культуры, в которой социальная этика всегда играла более значительную роль, чем мистика. Величайшими авторитетами считались те личности, которые учили жить ради жизни. В религиозно-духовной структуре функции служителей культа чаще всего совмещали ученые-учителя, которые были скорее чиновниками, чем жрецами. Ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Под добродетелью понималось соответствие правителя, представляющего народ, божественно-космической силе Неба. Теряя добродетель, правитель терял право управлять. Отождествление императора Поднебесной империи с Небом означало возложение на него как сына Неба ответственности за мир, центром которого является Китай. Смысл жизни состоял в умении соответствовать динамике мира. Народ объявлен глашатаем воли Неба и заботе о нем отдавалось большее предпочтение, чем заботе о духах. Известно, что в еврохристианской культуре личность — высшая ценность. В китайско-конфуцианской культуре освященная социальность подчиняет до растворения личностное начало. Как и в индобуддийской культуре, природа имеет первостепенное значе

299




ние. Мир в представлении китайцев есть мир тождества противоположностей, где различия относительны. В каждом явлении просвечивается богатство всей природы с ее вечной и высшей мудростью. Мир изначально совершенен, поэтому переделывать его означает ухудшать природу и человека. Нужно искать гармонию в себе по аналогии с гармонией в природе. Творческое начало не в человеке, а в природе. Талант — следствие природного творческого процесса.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27


написать администратору сайта