овылвыл. Философия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества
Скачать 80.75 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави СРС Тема: Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Выполнил: Шапулатов С. Группа: ОМ-114. Преподователь: Дайрабаева Г. Введение 1. Жизнь, смерть и бессмертие как философские понятия 1.1 Понятие «Жизнь» 1.2 Понятие «Смерть» 1.3 Понятие «Бессмертие» 2. Традиции осмысления жизни и смерти человека 3. Продолжительность жизни 3.1 Бессмертие 3.2 Право на смерть, эвтаназия Заключение Список использованных источников Введение Вопросы на тему «Жизнь, смерть и бессмертие человека» относятся к числу «вечных вопросов», на которые люди пытаются ответить с древнейших времён, с тех пор, когда впервые осознали себя как мыслящие существа. Уточнялись и углублялись наши знания о себе, о нашей Вселенной, о нашем месте в этой Вселенной, но ответы на эти базовые вопросы не становились проще, скорее наоборот. Во все времена, вооружившись современным, на тот момент знанием, человечество искало на них ответы. Их актуальность не уменьшается с течением времени. И сегодня люди обращают свой пытливый взгляд на самих себя, вновь и вновь задавая себе эти вопросы. Человечество не стоит на месте, ввиду постоянного развития науки, человеческой мысли, изменения мировоззрения общества и каждого отдельного человека. Новые времена открывают в ней неизведанные грани. К прогрессивным моментам развития человечества, влияющим на осмысления данной темы и её актуальности, можно отнести такие основополагающие моменты, как достижения биологической науки, в частности, расшифровка генома человека, информационно-компьютерная революция и связанная с ней виртуализация жизни, возникшая в ХХ веке угроза самоуничтожения человечества в результате термоядерной войны, постоянное ухудшение экологической обстановки на нашей планете, нестабильности мира. Целью выбранной нами курсовой работы является анализ данной темы, более детальное осмысление самой сущности человека, таких её аспектов, как вопрос видовой продолжительности жизни, возможность её увеличения, продолжение рода, творческое и социальное бессмертие, активное долголетие, влияние современных культур на людей. Задачами же является выявление основополагающих определений, отмеченных в курсовой работе; осмысление их значений и подходов к пониманию; характеристика особенностей человеческой жизни, смерти и бессмертия; эволюция влияния данных понятий на мировоззрение отдельной личности и всего человечества; раскрытие особенности отношения человечества к смерти. При выполнении поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения; обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов, а также метод описания - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Объектом данной курсовой работы является сущность и существование человека в социально-родовом смысле, его индивидуальность и существование как живого существа и члена общества. Предметом исследования является жизнь человека, взятая в аспекте конечности и бесконечности существования и, в частном случае, в аспекте смертности и бессмертия каждого отдельно взятого индивида. жизнь смерть осмысление эвтаназия 1. Жизнь, смерть и бессмертие человека как философские понятия 1.1 Понятие «жизнь» Жизнь, смерть, бессмертие - магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми [6, с 3]. Жизнь является основным отличием для мира организмов от остальной действительности [1, c 159]. Взгляды и подходы к решению проблемы жизни - одной из важнейших и сложнейших в философии и естествознании - весьма разнообразны, а нередко принципиально исключают друг друга [4, c 30]. В естественно-научно-биологическом смысле жизнь рассматривается в качестве тождественного понятия к понятию органическое явление. В метафизическом смысле жизнь определяется как решающая, основополагающая причина наблюдающего мир мышления как совокупность человеческих переживаний, жизненной судьбе вообще. В свою очередь жизнь психологическая представляет собой нечто естественно упорядоченным. Гештальтпсихология не рассматривает как причинно-механическое, так и виталистическое объяснение живого, так как оба они берут своё начало из принципа хаотичности, беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок с помощью влияния особых сил (энтелехии, витального фактора и т.д.). Жизнь с историко-культурной точки зрения «духовного, или духовной жизни», означает наличие действия её идей на протяжении всей мировой истории. Особое место занимает использование понимания жизни в естественнонаучном смысле для того, чтобы объяснить любые духовно-исторические явления. Если рассматривать жизнь с биографической точки зрения, то жизнь каждого, отдельно взятого человека является его телесным и душевно-духовным становлением, всё поведение человека и его судьба на протяжении жизни от рождения до физической смерти. [1, c 159] Многие философы, в частности Платон, представители христианства определяют понятие «жизнь» как душу, которая находится в так называемой «темнице» - теле.[1, c 419] 1.2 Понятие «смерть» Смерть представляет собой окончание жизненного цикла любого живого организма. После чего вступают в силу законы неорганической природы. Люди долгое время воспринимали смерть как вселяющий ужас факт. Спустя время люди начали размышлять над вопросом самой сущности жизни, является ли смерть чем-то абсолютно естественным и вытекающим из жизни [1, c 419]. Принято считать, что физическая смерть характерна только высокоорганизованным живым существам, с развитым интеллектом, из чего делаем вывод о том, что сам факт смерти существует не так уж давно, с точки зрения земной истории [1, c 420]. Смерть для естественного человека всегда остается величайшей загадклй бытия и невольно обращает на себя его внимание. Обнаруживаясь для него ужасаюшей и непримиримою силой, которой он должен безусловно покорятся, неумолимо всеуничтожающая и безотрадная смерть стоит в рещительном противоречии с чувством и сознанием личного и бытия в человеке [5, с 15]. Хайдеггер в своей концепции экзистенциализма утверждал, что существование человека является бытием, идущем к смерти, то есть это бытие является страхом. Всё человеческое существование пребывает в постоянном страхе перед ничто, возможность того, что жизнь возможно прекратится [1, c 420]. Осознание неизбежности собственной смерти, прекращение своего бытия для большинства людей является весьма травмирующим переживанием, так как наша культура, наша цивилизация придает смысл и значимость только физическому бытию, признает реальным лишь материальный мир. Получается так, что страх смерти вытесняется в область бессознательного, и если ваше эго удовлетворяется этим самообманом, то ваше истинное «я» остается в темноте, страхе и неуверенности [3, с 5]. 1.3 Понятие «бессмертие» К пониманию бессмертия можно подойти как к существованию человеческой души после смерти - в узком смысле, в более широком - воссоединение души с «мировым духом», а также существование души, личности в памяти, сознании её потомков. Представления о личном бессмертии возникали уже у примитивных народов в древнейшие времена. Причина поддерживания данного представления кроется в страхе человека перед смертью и фактом привязанности души к ней. Впервые Платон и Цицерон рассмотрели бессмертие как философское понятие. И. Кант расценивал бессмертие в качестве практического постулата. Были также и противники положения о бессмертии, такие как: Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс [1, c 44]. Своего рода бессмертием обладает зародышевая плазма, ведь благодаря наследственности она имеет возможность переходить из поколения в поколение. Существование рода обеспечивается путём размножение, что само по себе уже является отрицанием смерти. [1, c 420] Cмысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека [2, с.252].В то же время «индивидуальное чередование жизней» здесь рассматривается «как условие существования человечества» [2, с.253], т.е. смерть индивида будто бы является необходимой предпосылкой жизни рода, а тем более его бессмертия. В.С. Соловьев в своем сочинении «Чтения о Богочеловечестве» особо подчеркивал необходимость органического сочетания двух великих истин -- «человеческой свободы и человеческого бессмертия». Эта блистательная мысль не требует специальных религиозно-философских обоснований, ибо вполне достаточно понимания того, что не может человек быть подлинно свободным, не будучи бессмертным, но и достигнув бессмертия, он не может не быть при этом свободным [4, c131]. Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. жизнь противоположна смерти, а смерть -- бессмертию, то, следовательно, жизнь и бессмертие представляют тождественные понятия. Правильно поэтому сказать так: жизнь создает и разрешает противоречие между смертностью и бессмертием. В этой формуле - общее решение проблемы смертности и бессмертия. До сих пор и проблема жизни человека, и проблема его смерти, и проблема человеческого бессмертия рассматривались обычно как разные проблемы, весьма резко отделенные друг от друга. Между тем они представляют собой лишь различные стороны триединой проблемы. Только в этом их триединстве каждая из них в отдельности и все вместе получают подлинную полноту, завершенность и оптимистичность. Эта мысль имеет принципиально важное значение. Она выражает и определяет существенно новый подход в понимании и раскрытии данной темы. 2. Традиции осмысления жизни, смерти и бессмертия человека Как бы мы ни пытались определить специфику Homo sapiens, человеке разумного, мы всегда включаем в набор отличительных признаков следующее: чтобы жить человек в отличие от животных, поступающих инстинктивно, должен еще и объяснить себе окружающий мир и себя в этом мире, он (как индивидуум, группа или биологический вид в целом) нуждается в поиске смысла, в том числе - смысле жизни и смерти. Любая из известных нам культур включает определенную систему ценностей, в которой осмысливаются эти вопросы [3, c 5]. Культура уже выработала, тиражировала и заготовила вперед серии символических композиций-артикуляций для определения понятий жизни и смерти. Эти понятия и их содержание могут быть беспредельно широко интерпретируемы. Порою кажется, что любая выстроенная дефиниция жизни или смерти гарантирована оправдывающим контекстом [7, c.56]. В древнеегипетских верованиях, в мифологии, в буддизме, даосизме и других восточных воззрениях и в древнегреческих философских системах постулаты "загробной жизни" и "бессмертия души" или их отрицание, исходя из понимания бесконечного космического круговорота материи, а человека - как конечной части его, всегда содержали попытки и нравственно преодолеть страх смерти. «Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди.» [9, c.19] Показательны в этом плане, например, с одной стороны, представления Сократа, Платона и Аристотеля о "бессмертной душе", а с другой - Эпикура и Лукреция, отрицавших ее и таким образом пытавшихся разумно примирить человека со смертью. Согласно Эпикуру, смерть ничего не значит для нас, поскольку то, что распалось на атомы, уже не обладает способностью ощущать, а значит, не имеет к нам никакого отношения [8, с. 443]. Лукреций обосновывал это тем, что разум человека умирает вместе с ним и не может знать, что будет "после смерти": смерть, по его мнению, является неизбежным, естественным и прогрессивным событием (старики уступают свое место молодым); мы не думали о возможности вечной жизни до того момента, когда появились на свет, почему же тогда мы должны думать о ней после смерти? [8, c.444]. И у Гераклита смерть выступает как обязательное условие всеобщего движения [4, c. 57]. В противоположность им Платон писал: «Начнем, пожалуй, вот с какого вопроса: что, души скончавшихся находятся в Аиде иди же нет? Есть древнее учение, что души, пришедшие отсюда, находятся там и снова возвращаются сюда, возникая из умерших. Если это так, и живые вновь возникают из умерших, то, по-видимому, наши души должны побывать там, в Аиде, не правда ли? Если бы их там не было, они не могли бы и возникнуть; и если бы мы с полною ясностью обнаружили, что живые возникают из мертвых и никак не иначе, это было бы достаточным доказательством нашей правоты». [9, c.22] «Стало быть наши души и до того, как им довелось оказаться в человеческом образе, существовали вне тела и уже тогда обладали разумом». Сократ считал смерть «отрешением души от тела» [10, с.335]. Стоицизм, также обратившийся к этой "вечной" теме, сделал акцент, так же как и Сенеки ,и в особенности, Марк Аврелий, на смирении перед неизбежностью смерти, не обнаруживая относительно нее ни страха, ни отвращения, ни презрения, поскольку она одна из функций природы [8, c. 444]. «Всё, что случается, либо так случается, как от природы дано тебе переносить, или же так, как не дано от природы переносить. А потому, если случается тебе, что ты по природе сносишь, - не сетуй, потому что оно тебя раньше истребит» [12, с.55]. Мы знаем, что определенные элементы именно стоицизма оказали существенное влияние на формирование христианства, хотя оно вобрало в себя и многое из того, что содержалось в древнегреческих философских представлениях о смерти человека и "бессмертии" его души. [13, c.330]. В русских богословских трудах православной церкви мы находим: «Верующему, чтобы ему открылось основание веры, надо принять «Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Оставаясь земным и душевным, человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». И у душевного человека остается ослепленным ум и остается покрывало на сердце, когда он читает или слышит Божественное слово. А вот когда души «обращаются к Господу», а «Господь есть Дух», и души, входя в единение с Господом, принимают от Духа Его, тогда покрывало снимается с сердца их, и они начинают «видеть глазами своими» и «слышать ушами своими» (глазами и ушами души), т. е. по наитию Духа в них открываются высшие, духовные стороны, и только ими душа воспринимает от Духа премудрость Божию, тайную и сокровенную. «Духовное (что от Духа) духовным востязуется» (принимается). И чем больше душа ушла в Дух, тем больше ей открывается то, что от Духа, и она глубже постигает и крепче захватывается сокровенною мудростью Божией» [14, c.170]. Однако уже в средние века, а в особенности начиная с эпохи Возрождения, начали развиваться рационалистические тенденции гуманизма, существенно подрывавшие ортодоксальные догматы христианства о смерти бессмертии человека и чуде его "воскрешения" [13, c.330]. Своя точка зрения существовала и у К.Э. Циолковского. В отличие от религиозно-идеалистических мыслителей (Сократ и др.), он отрицал существование «таинственной» души человека, и исходил из познаваемости человеческого тела. Он метафорически сравнивал его, как это уже не раз делалось в истории философской мысли (Ж. 0. Ламетри и др.) со своего рода машиной. Поэтому смерть, по словам Циолковского, «есть порча машины» [4, с.56]. И далее он рассуждал следующим образом: «Как остановка часов не может быть без полома или деформации каких-нибудь их частей, также и остановка жизни. Нет машины, которая бы перестала действовать без причины» [11, c.66-67]. И затем этот русский мыслитель-материалист заключает: «... так и человеческая машина останавливается не потому, что из нее вылетает душа, а потому, что она испортилась. Разрушено тело, разрушен мозг, и нет жизни; материя рассеивается по всей вселенной, и жизнь навеки исчезает». Подобный подход существеннейшим образом ограничивал игру воображения и нацеливал на выяснение конкретных «поломов». Именно он, как правило, и вносит действенный вклад в борьбу с реальной смертью [4, с.56-57]. В русской философии свой подход к проблеме смерти и бессмертия выразил А.Н. Радищев: «Я зрю везде смерть, то есть разрушение; из этого заключаю, что и я существовать престану. И кажется, если бы удалено было от мысленности нашей понятие о смерти, то живой ее бы не понимал; но смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия» [13, c.330]. Тема смерти всегда волновала и Л.Н. Толстого. Значительно позднее, в своей «Исповеди» он размышляет о смерти - не без сильного влияния Шопенгауэра - почти так же, как о ней думал его герой накануне Бородинской битвы: "Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть,что все это - только обман, и глупый обман!» [8, c.274]. Рационалистические направления философской мысли, представленные, в частности, в учениях Фихте, Гегеля и др., попросту "снимали" проблему конечности бытия человека как самостоятельную проблему. С другой стороны, И. Кант, отталкиваясь от идеи трансцендентализма, специально обсуждал проблему конечности, индивидуального бытия человека [8, c.445]. По мнению Канта: "Разумно вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее будет учтено моральное состояние, в соответствии с которым мы закончим нынешнюю" [15, c. 279]. Философская антропология XX века, можно сказать, помечена переориентацией с традиционной идеи витальности на идею временности, конечности, смертности человеческого существования. Темы конца, упадка, «смерти человека», «смерти автора» стали в завершающемся на наших глазах столетии знаковыми или даже культовыми. Но, пожалуй, ещё более ранняя философия, а именно Сёрена Кьеркегора, отчётливо и принципиально вступилась за Ничто, как ничем не опосредованная бездна небытия. Только непредвзятое и отчетливое сознание своей смертности и связанное с этим переживание глубокого и бесконечного отчаяния, согласно Кьеркегору, конституирует положение человека в бытии как ограниченного, но самостоятельного существа. Интересное и фундаментальное развитие взглядов Кьеркегора получает в экзистенциализме одного из наиболее влиятельных мыслителей XX века - Мартина Хайдеггера, который рассматривает человеческое существование как «бытие-к-смерти, рассуждает о сродстве и взаимозамещении Бытия и Ничто. Ничто оказывается необходимым элементом онтологической структуры реальности, посредством которого реализуется человеческое бытие как присутствие. Фактически Ничто заступает на место Бытия и становится положительным фактором экзистенции. Со смертью, - пишет Хайдеггер, - присутствие стоит перед собой в его самой своей способности быть». Или еще более прозрачно: «Смерть есть самая своя возможность присутствия» [7, c.56-57]. У Сартра, сторонника Хайдегера, человеческое сознание собственно и есть ничто, т.е. не на усеченных правах замещения, а по изначальной принадлежности тождественности [7, c.59]. Образов жизни и смерти великое множество. Для каждой эпохи, каждой культуре характерна своя особая интерпретация данных понятий, обусловленная определёнными историческими событиями, ментальностью людей. Чтобы проследить ход развития мысли и идей на этот счет нами был выбран способ анализа высказываний величайших философов и учёных. Интерпретация А.Н. Радищева данных понятий представляется нам наиболее близкой. На его концепции в понимании человеческого организма как биологической машины построена вся современная медицина, эта идея является и основополагающей в понимании жизни и смерти человека. 3. Продолжительность жизни 3.1 Бессмертие Жизнь человека является главной ценностью современной цивилизации, равно как собственная жизнь является главной ценностью для любого человека [16, c. 1]. Современный человек с его рационализированным мышлением, технократическими и сциентистскими установками, с его верой в безграничность научно-технического прогресса не может смириться с тем фактом, что смерть - это объективная реальность [18, c, 3]. Деятельность любого государства, в том числе и научная, направлена на сохранение и продление жизни своих граждан, защиту граждан от внешних угроз и повышение качества их жизней. Рамки этой деятельности являются не только экономическими, но и интеллектуальными. В перспективе подразумевается доведение качества человеческой жизни до высшего практического бессмертии. Такая ситуация вокруг человеческой жизни возникла исторически сравнительно недавно, но сама идея всегда существовала, в том или ином виде. Это одна из причин, в результате которых концепт «бессмертие» уже неоднократно становился предметом рассмотрения в социально-философской и культурологической литературе, в том числе и в наше время. Во многих крупных религиозных и философских учениях с древнейших времён до наших дней он занимает порой ключевое место [16, c. 1]. Буквально под бессмертием понимают, обычно, вечную жизнь, жизнь неестественно долгую для человека, отсутствие неизбежности смерти, неуязвимость для насильственной смерти, либо для каких-то иных факторов, связанных с продлением физического времени жизни. За метафорическим пониманием бессмертия стоит сопоставление человеческой жизни и вечности. Наиболее важным является применение концепта «бессмертие» к человеку, так как лишь в человеческом обществе идея бессмертия имеет какую-либо значимость. В животном и растительном мире смерть никого не ужасает, здесь отсутствует механизм возникновения ужаса, а смерть одного существа является благом для другого [16, c.2-3]. Выживание человека предполагает, что в его психике закрепляются символические образы, которые позволяют наполнить земное существование смыслом. Это психологическое равновесие приходится всё время поддерживать, подкреплять. Такая потребность присуща не только отдельному человеку. Культура в целом тоже может войти в состояние разлада и сумятицы, разрушить присущее ей философско-гармоническое восприятие жизни и смерти. Когда возникает опасность для жизни отдельного человека или целого народа, образы символического бессмертия становятся более чётко выраженными, обострёнными, интенсивными. История человечества, история религии, философии, науки, история культуры, наконец, есть непременное доказательство того, что наши великие идеалы и ценности способны дать людям основу для достойного принятия смерти, не умоляя, а только укрепляя нашу веру в бессмертие дел и исканий человечества на пути прогресса, добра, красоты, истины [17, c. 9]. Не смотря на окружающие нас многочисленные свидетельства всеобщей смертности, большинство людей, за редчайшим исключением, ведёт себя так, как будто в глубине души, или, если угодно, бессознательно, точно знает о своей бессмертности. Эта уверенность принимает разные формы, в зависимости от индивидуальных качеств и степени образованности, явно или в скрытой форме. Причины возникновения этого феномена столь же древни, сколь многообразны по происхождению. Мы исходим из того, что его глубокая укоренённость в нашем сознании является одним из фактов объективной реальности. Таким образом, когда речь идёт о человеке, его сущностных основаниях и смысле жизни, так или иначе, речь идёт о том или ином аспекте концепта «бессмертия». Данный концепт диалектически объединяет категории общего и единичного: бессмертие, теоретически являясь свойством индивида, т.е. единичным явлением, относится к обществу в целом, касаясь каждого из людей и всего общества в целом, так как любой человек, является существом социальным. Концепт бессмертие диалектически объединяет понятия временного и вечного: любое бессмертие можно назвать, в конечном счете, временным, если признать, например, возможность тепловой смерти Вселенной [16, c. 4-5]. Концепт бессмертия возник в человеческой культуре очень давно, еще до нашей эры. Другими словами, примерно тогда, когда можно говорить о существовании собственно культуры в современном смысле слова [16, c. 14]. Значимость концепта «бессмертие» в философии с течением времени не уменьшается. История культуры свидетельствует об изменении понимания бессмертия, его места и роли в структуре философского знания. В результате усиления веры человека в собственную ценность и могущество своей науки и техники, растет потребность в увековечении себя и плодов своего творчества, что я находит выражение в представлениях о бессмертии [16, c.22]. На протяжении всей истории человечества людей занимали фундаментальные вопросы бытия: жизнь, ее смысл, смерть, Бог, но подход европейцев и жителей Востока к этим проблемам всегда был принципиально различным, отсюда и разные пути развития цивилизации на Западе и на Востоке. На Западе цивилизация пошла по пути материального облегчения жизни человека, пути, приведшему к необычайному расцвету науки, но также к созданию атомной и водородной бомб, химического и бактериологического оружия. На Востоке цивилизация шла путями внутренней жизни, отсюда, например, появление и развитие в Индии Йоги. Это Хатха-Йога. Раджа-Йога. Джнана-Йога и, наконец, Интегральная Йога [19, c. 60]. Детальное изучение традиции свидетельствует, что пластичная природа античной культуры постепенно трансформируется в пластику христианского мировоззрения. Рассмотренный тип христианской личности позволяет говорить о преемственности культурных мировоззренческих практик от античности к средневековью и Новому времени. Антропологический подход к преемственности культур сквозь призму взаимоотношений души и тела в человеческой личности позволяет снять противоречивость «высокой» античной и «низкой рабской» средневековой культуры. Анализ истории и тенденций развития представлений о бессмертии в культуре позволяет нам сделать следующий основной вывод. Развитие представлений о бессмертии в античности и впоследствии, в средневековье, является парадигмальным для современного культурологического дискурса. Только осознав свою смертность, человек смог обрести ценность жизни. Природа человека оправдана лишь сквозь призму признания единства телесного и духовного начал. Идея бессмертия, пройдя сложный этап становления в эпоху античности, сохраняет свой архетипический смысл и получает дальнейшее развитие в последующие культурные эпохи [18, c. 23]. В.Ф. Купревич, один из основоположников концепции практического бессмертия человека, подчеркивал: «Человек вышел из-под власти естественного отбора. Он уже не приспосабливается к условиям внешней среды, а создает вокруг себя искусственную благоприятную среду, переделывая природу. Ему не нужна смерть как фактор, ускоряющий совершенствование человечества от поколения к поколению» [20, с. 9]. Так что, перефразируя известное изречение, можно сказать: смерть сделала свое дело -- смерть может уйти. Справедливость такого вывода впоследствии должна быть подкреплена и тем, что радикальное продление человеческой жизни, устранение в конечном итоге ее видовых границ, иначе говоря, достижение практического бессмертия человека по необходимости будет сопряжено с сохранением его молодости, точнее с удержанием человеческой жизнедеятельности на пике оптимума ее телесных и духовных характеристик [4, c. 59]. К. Марк писал: «процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределенными между различными индивидами». Это также, как я думаю, оказывает существенное влияние на человеческое восприятие длительности времени, меры жизни и вместе с тем дает возможность увидеть в диалектическом единстве индивидуальное и историческое, биологическое и социальное время. Поэтому, когда мы обращаемся к вопросу о продолжительности человеческой жизни, обсуждаем и оцениваем саму возможность её продления, встает фундаментальной важности вопрос - какое время мы имеем ввиду и соответственно, что мы хотим продлить: то ли биологическое время индивида, то ли социально-личностное время, которое при всей своей объективности так субъективно и измеряется факторами принципиально иными, порой чрезвычайно сильно окрашенными эмоционально, психологически, нравственно [8, c.430-431]. Мы можем сказать, что природа создала нас, в живущем поколении, утраты, восстанавливает нас через нас, через наше знание и дело, из самой себя утраты, т.е. все умершие поколения. Только в полном своём составе, в совокупности всех поколений род человеческий может войти в обещанное ему единство, в общение с триединым существом, войти в него, как бы в свой кадр. При этом для Н.Ф. Федорова организм - машина, он говорит о «воспроизведении» человечества из «простейших элементов (соберите машину и сознание возвратится к ней)», «чрез все индивидуальности, чрез кои проходили эти элементы», «по его законам наследственности», с использованием «психофизиологических дневников и т.д.»[21, c. 34-35]. 3.2 Право на смерть, эвтаназия В какой-то мере сам термин «право на смерть» звучит парадоксально ведь на протяжении веко предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное, фундаментальное право - право на жизнь Уже сейчас многие учёные ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, была дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Возникающие здесь вопросы выдвигают множество нравственно-гуманистических дилемм, зачастую спорных, выходящих за рамки традиционных, как это имеет место в связи с развитием современной реаниматогогии, достигшей больших успехов в возвращении к жизни людей, находящихся в состоянии клинической смерти. При этом особый интерес представляет постановка вопроса о «праве на смерть», в которой сталкиваются две противоположные позиции: признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой - ее полную подчинённость общественным и государственным интересам [21, c. 54]. В последнее время широкое распространение получили дискуссии, связанные с проблемой эвтаназии и права на смерть, предпринимаются попытки сформулировать дефиницию смерти [22, c. 3]. Под эвтаназией следует понимать умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий [23, c. 10]. Событие эвтаназии, являясь юридическим фактом, в то же время не может быть гносеологическим объектом права в классическом смысле. Отношения к эвтаназии зачастую находятся за рамками правовых отношений. Особенности исследования феномена темы «эвтаназия» состоят в том, что онтологическая укорененность события смерти по-разному проявляется в различных культурах [22, c. 8]. Возникновение, становление и развитие эвтаназии как социально-правового явления в истории учений о праве и государстве включают три этапа. Первый вобрал в себя политико-правовые учения Древнего мира, когда эвтаназия рассматривалась как благо и неизбежность в определенных случаях. Второй обусловлен развитием политико-правовой мысли в Средневековье, в котором господство христианского религиозного мировоззрения привело к отрицательному отношению общественности к идеям эвтаназии. Третий начинается в период Нового времени, продолжается в Новейшее время и связан с нарастанием плюрализма мнений в отношении эвтаназии, появлением новой аргументации в пользу ее легализации. В древности в разных обществах и государствах юридические обычаи допускали и регулировали те или иные формы эвтаназии, которая достаточно широко практиковалась в условиях как восточных, так и западных цивилизаций, однако с развитием системы писаного права эвтаназия не получила в нем своего закрепления. Это было связано с рядом факторов, прежде всего с распространением основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма, которые, как правило, отрицательно относятся к эвтаназии, рассматривая ее как разновидность убийства либо самоубийства. [23, c. 10]. В наше время, благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти оказывается вопросом выбора. Причём этот выбор производит не только человек, о жизни и смерти которого идёт речь, но и другие лица. Когда процесс смерти становится проблемой: является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека помимо или вопреки его воле? Фактически аналогичные вопросы возникают и в случае самоубийства. Но в современных дискуссиях, когда речь идёт о «праве на смерть», имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедлят наступление смерти [21, c. 55]. Эвтаназия и суицид различаются по следующим критериям: а) психологический критерий. В отличие от суицида с его множественным причинным комплексом в основе акта эвтаназии может лежать лишь одна причина - невыносимые физические страдания, обусловленные терминальной стадией неизлечимого заболевания; б) философский критерий. Эвтаназия - это не выбор между жизнью и смертью. Самоубийца при всем его видимом категоричном отрицании жизни все-таки хочет жить. Он протестует против невыносимости жизни, а обреченный пациент - против невыносимости приближающейся смерти. У безнадежно больного нет альтернативы, перед ним - только смерть. в) правовой критерий. Эвтаназия всегда предполагает непосредственное участие другого лица в умышленном причинении смерти больному, который в этом случае сам неспособен убить себя наиболее безболезненным способом и молит других лиц, чаще всего врачей или близких ему людей, помочь уйти из жизни. Суицид - также сознательное и добровольное лишение жизни, но собственноручное и по любым причинам, а не только из-за невыносимых страданий, вызываемых неизлечимой болезнью; г) организационный критерий. Самоубийство - это чаще всего неожиданная реакция на крайне неблагоприятную ситуацию, которая, может быть, возникла не совсем внезапно, но осознание безысходности ее последствий приходит мгновенно, желание свести все счеты с жизнью обрушивается на человека молниеносно, не оставляя ему времени на размышление о средствах безболезненной смерти. Самоубийца редко тщательно и заблаговременно готовится к этому акту. Поэтому в момент исполнения решения он пользуется способом, как правило, страшным и мучительным [23, c. 12]. В системе общественных отношений по поводу осуществления эвтаназии можно выделить две категории индивидуальных субъектов: специальный (медицинские работники) и общий (иные лица), а также коллективный - государство в лице управомоченных органов уголовной юстиции. В современной культуре жизнь становится безусловной ценностью, а смерть рассматривается как зло, обрывающее планы и творческие замыслы человека. Не случайно право на жизнь является доминантой социокультурного пространства человеческого существования. О праве на смерть (эвтаназию) спорят до сих пор. С точки зрения и права, и закона смерть вполне естественна, так же как и жизнь [23, c. 13]. В охраняемых уголовным правом общественных отношениях по поводу эвтаназии частные интересы их участников не являются преобладающими над общественными (публичными) настолько, чтобы волеизъявление потерпевшего должно было имело решающее значение для уголовной ответственности виновного лица. При лишении жизни неизлечимо больного по его просьбе предполагается, что сострадание направлено на удовлетворение частного интереса лишаемого жизни. Но в самом умышленном причинении смерти другому человеку, выражаемом этим пропаганде дозволенности населения по отношению к отдельным членам общества и в других вредоносных проявлениях данного деяния, отчетливо усматривается нарушение публичных интересов. Поэтому применительно к любым случаям лишения жизни по согласию потерпевшего приоритетной должна быть защита становящихся под угрозу публичных интересов, а не реализация частных интересов. [23, c. 14]. Подобно любому социально-правовому явлению, значимому для развития общественных отношений, эвтаназия требует соответствующего нормативно-правового регулирования. К числу международных правовых актов, регулирующих право на жизнь и тем самым имеющих отношение к эвтаназии, относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.66, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 и другие нормативные правовые акты. Однако напрямую в нормах международного права вопрос об эвтаназии не урегулирован [23, c. 25]. В 1935 году в Лондоне было создано первое Общество добровольной эвтаназии, сторонники которой провозглашали её легализацию. В 1980 году данное сообщество было переименовано в ЭКЗИТ - Общество за право умереть с достоинством. В Британии Общество добровольной эвтаназии было первой организацией такого типа. В США подобное общество было создано в 1938 году, основателем его был Чарльз Френсис Поттер. Там же в 1947 году был разработан законопроект представителями «Общества эвтаназии» В Голландии парламент страны рассматривал возможность принятия закона, разрешающего смертельную инъекцию от сильных болей неизлечимо больным, т.е. «активную эвтаназию». Дальнейшим становлением института эвтаназии является составление «Билля о Правах пациента» в 1973 году Американской Больничной Ассоциацией, согласно которому больной имеет право отказаться от медицинских процедур, поддерживающих его жизнь. В Нидерландах и Швеции в 1973 г. были организованы также общества в поддержку эвтаназии. Затем с 1974 по 1982 год аналогичные организации были созданы в Австралии и Южной Америке, Дании, Японии, Норвегии, Новой Зеландии, Франции, Шотландии, Германии, Канаде, Индии и Зимбабве. В 1977 году в штате Калифорния (США) был принят Закон «О праве человека на смерть», согласно которому неизлечимо больные люди могут на основании своего волеизъявления оформить специальный документ, дающий право отклонить реанимационную аппаратуру. Далее была создана Всемирная федерация обществ за право умереть достойно, президентом которой в 1988 году стал Д. Хамфри, проповедующий право человека на добровольный уход из жизни, освобождая тем самым себя от невыносимых мук, но больше его позиция толкает на самоубийство не только умирающих людей, но и здоровых, которые испытывают в той или иной ситуации [24, c. 14-15]. История знает случаи, когда врачи прибегали к эвтаназии. Они помогли уйти из жизни З.Фрейду, Г.Герингу, А.Онассису. Первой страной, узаконившей эвтаназию, являются Нидерланды, где 10 апреля 2001 года Верхней палатой Голландского парламента был одобрен принятый и вступивший в силу закон. После Голландии, второй страной, узаконившей эвтаназию, стала Бельгия. В ноябре 2001 года Верхняя палата парламента Бельгии приняла закон, обеспечивающий право безнадёжно больного человека на лёгкую смерть. Таким образом, пройдя сложный процесс своего становления, в настоящее время эвтаназия находится на стадии законодательного рассмотрения [25, c. 13-14]. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек единственное существо, которое осознает свою смертность. В человеческом обществе происходит дальнейшее углубление взаимоопосредствования конечного и бесконечного. Проблема смертности и бессмертия осознается и решается как одна из важнейших проблем человеческого бытия. В настоящее время данная тематика остаётся наиболее спорным явлением, на этот счёт существует великое множество научных и вненаучных концепций. Сама проблема существования внеземных форм жизни и разума остаётся открытой и весьма дискуссионной, поиски её решения стимулируют не только научно-техническое развитие человеческой цивилизации, но и осознание уникальности самого человека, неповторимости его специфических черт, обусловливающий необходимость непрерывного прогресса человеческого разума и гуманности. Что касается «права на смерть», или эвтаназии, данная проблема имеет не только узкомедицинскую направленность, но и конценрирует в себе антропологическую проблематику современности и затрагивает фундаментальные основания человеческого бытия в мире. За последние годы в больницах и госпиталях значительно увеличилось количество неизлечимо больных пациентов. Их состояние представляет собой нечто среднее между жизнью и смертью. Это обуславливается стремительным развитием научного знания в медицине. Жизнь больных в таком состоянии может поддерживаться длительное время. Зачем же продолжать существование обреченных на страдание и смерть больных и как положить этому конец? Отсутствие законодательного закрепления эвтаназии фактически привело к тому, что право на жизнь обернулось для многих, страдающих смертельным недугом людей в обязанность жить, или даже быть «человеком-овощем». На наш взгляд жизнь не должна превращаться в бессмысленное, сопровождающееся мучительными страданиями существование. Заключение За последнюю треть XX столетия по итогам научного поиска в данной области исследований были опубликованы десятки статей и книг таких авторов, как В.Ф. Купревич, Л.Е. Балашов, Г.Д. Бердышев, И.В. Вишев, М.В. Соловьев, и др. Все они так или иначе, в той или иной степени приняли и принимают участие в разработке концепции практического бессмертия человека и близких к ней идей В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задаётся вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - это единственное существо, которое сознаёт свою смертность и делает её предметом размышления. Смерть - это событие в нашей жизни, которое нельзя отменить, это один из тех феноменов, о которых мы ежедневно слышим, читаем, который иногда видим собственными глазами. Многих это пугает, другие с этим смиряются, веря в бессмертие. Осознавая конечность своего земного существования, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может, наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. Наш разум ещё не настолько совершенен, чтобы понять, что есть жизнь, смерть, бессмертие. Даже тот факт, что мы живём в 21 веке, не даёт нам возможности ответить на все вопросы. Появился ли наш мир случайно, или в результате действия каких-то законов, или в итоге акта творения, смерть при любом раскладе не может быть явлением случайным и бессмысленным, значит нужно найти её скрытый смысл. В этих поисках мы всякий раз будем приближаться к смыслу жизни. Тайну смерти не раскрыла до конца ни одна религия, не объяснила ни одна наука. Но это не означает, что человек не должен искать и находить ответ лично для самого себя. Взгляд на самого человека, как и на тайну его жизни и смерти менялся и меняется до сих пор. Нашему веку присущ взгляд аналитический, даже скептический. Мы можем сказать только то, что смерть - есть результат биологической эволюции, жизнь-промежуток времени между рождением и смертью, а бессмертие - заветная мечта человечества. Большинству философов и мудрецов во все времена смерть представлялась наивеличайшей тайной бытия, под пологом которой оно как бы отрицает самое себя. Во все века, кроме разве что нашего, повсеместно функционировали самые разнообразные социально-культурные институты подготовки к смерти и отправления обрядов сопровождения умерших в мир иной. Всегда и везде отношение к смерти, венчающей путь каждого из воплощенных на планете, было священным и возвышенным. Вряд ли можно обвинить древних, таким образом рассматривавших смерть, в отсутствии интереса к жизни. Напротив, глубокое понимание священного значения смерти придавало их земным заботам и утехам совершенно иное звучание. Жизнь для них была наполнена вкусом неповторимости и ароматом прекраснейшей мимолетности. Как это ни парадоксально звучит, но именно существование в текущем здесь и сейчас приближало их к переживанию вечности. Мы все привычно забываем о неизбежности смерти. Главный урок, который дает нам современное развитие культуры, заключается в следующем: смерть человека невозможно констатировать, оставаясь в пределах его биологических механизмов жизнедеятельности, а, значит, требуется найти совершенно новую точку отсчета для самоосмысления. «По истине, там, где мы, нет смерти. Там, где смерть, нет нас». Именно современное развитие биотехнологий, появление феномена смерти как длительности, не только социальной, но и биологической, множественность возможных критериев смерти, возможно, поставит последнюю точку в эклектическом блуждании современной культуры в попытках найти один единственный ответ на все смертные вопросы человека там, где этот ответ невозможен. Современные споры биоэтики о критериях смерти, молчание школ континентальной философии, только приоткрывают направления принципиально нового осмысления человеком собственного бытия. Список использованных источников 1) Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М. 2009. - 570 с. 2) Фролов И. Т. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч.2. - 639 с. 3) Ошуркова М. И. Тайна смерти. - М., РИПОЛ. - (серия «Ваша тайна»). 1995. - 512 с. 4) Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002. - 155 с. 5) Тайна смерти: Сборник произведений о странствиях, переселении и перевоплощении человеческой души. - Харьков: Фортунас-пресс; Оригинал, ил. - (Серия «Тайны»). 1996. - 606 с. 6) Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. - М.: Academia, 1996. - 256 с. 7) Memento vivere, или Помни о смерти / Российская академия наук, Институт философии. Министерство культуры и массовых коммуникаций, Российский институт культурологии. - Москва: - (Монографические исследования: философия) - Академия, 2006. - 399 с. 8) Академик Иван Тимофеевич Фролов / Рос. акад. наук, Ин-т человека.- М.: Наука, 2001. - 644 с. 9) Платон. Собрание сочинений / Платон. Т.2 / [Пер. С.А. Ананьина и др.] - 1992. - 528 с. 10) Платон. (428 или 427 до н.э. - 348 или 347 до н.э.) Избранные диалоги. -- М. : Худ. лит., 1965. - 443 с. 11) Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. / [Предисл. И.А. Ефремова] - Москва. : Наука, 1964. - 84 с. 12) Марк Аврелий (121-180) Размышления / [Российская академия наук]. 2-е изд., испр. И доп. - СПб. : Наука. С.-Перетб. изд фирма, 1993. - 247 с. 13) Радищев, А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения / Под общ. ред. И со вступит. Статьей, [c 5-47], И.Я. Щипанова. - [M.] : Госполитиздат, 1952. - 676 с. 14) Богословские труды / Рус. Правосла. Церковь. - М. : Изд-во Моск. Патриархии, 1960-1996. 240 с. 15) Кант И. Трактаты и письма / [Вступительная статья А.В. Гульги, с 5-42]. - Москва.: Наука, 1980. - 709 с. 16) Балашова, Е.С. Концепт «Бессмертие» в истории и теории культуры : автореф. дис. на соискание учёной степени канд. фил. наук : 24.00.01 / Е.С. Балашова ; Нижегородск. гос. лингвист. ун-т. 2005. - 29 с. 17) Кабилова, Р.Х. Проблема смерти и бессмертия (социально-философский анализ форм человеческого бытия) : автореф. дис. на соискание учёной степени канд. фил. наук : 09.00.02 / Р.Х. Кабилова ; КазГУ им. Аль-Фараби Республики Казахстан. - Алматы, 1994. - 26 с. 18) Обидина, Ю.С. Феномен Homo Immortalis в системе культуры : автореф. дис. на соискание учёной степени доктора фил. наук : 24.00.01 / Ю.С. Обидина ; Марийский гос. ун-т, Нижний Новгород, 2010. - 46 с. 19) Проблема смерти в естественных и гуманитарных науках. Статьи и тезисы докладов научной конференции / Под ред. В.К.Харченко. - Белгород : Изд-во Белгородск. Гос. ун-та, 2000. - 159 с. 20) Купревич В.Ф. Приглашение к бессмертию / Техника молодежи. - М.: Наука, 1966. - 317с. 21) Фролов, И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. - М. : Знание, 1985. - 63 с. 22) Бакулин Н.Н. Нормативное регулирование эвтаназии: философско-правовой и юридический аспекты : автореф. дес. на соискание учёной степени кандидата юридических наук : 12.00.01 / Н.Н. Бакулин ; Ростовский юридический ин-т МВД России, Ростов-на-Дону, 2005. - 23 с. 23) Каринус, О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление (уголовно-правовые проблемы) : автореф. дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук : 12.00.08 / О.С. Капинус ; Ин-т международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - Москва, 2006. - 58 с. 24) Чернышева, Ю.А. Причинение смерти лицу по его просьбе (эвтаназия): уголовно-правовое, уголовно-политическое, криминалогическое и социально-правовое исследование : автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата юр. наук : 12.00.08 / Ю.А. Чернышева ; Елецкий гос. ун-т имени И.А. Бунина, Томбов, 2009. - 30 с. 25) Чернышева, Ю.А. Уголовно-правовые вопросы причинения смерти потерпевшему по его просьбе (эвтаназия) : автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата юр. наук : 12.00.08 / Ю.А. Чернышева ; Елецкий гос. ун-т имени И.А. Бунина. - Москва, 2008. - 26 с. |