Ляпустин Б.С. Древняя Греция. Учебное пособие Древняя Греция
Скачать 11.66 Mb.
|
ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ. РОЖДЕНИЕ ТЕАТРАК концу архаической эпохи широкое распространение получил культ Диониса – бога виноградарства и виноделия. Празднества в его честь, продолжавшиеся с осени до весны, приобрели в Афинах огромную популярность. Участники празднеств, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, спутников Диониса. Они разыгрывали сцены из мифов о веселом боге и распевали дифирамбы – прославлявшие его песни. Из этих песен и родилась в VI в. до н. э. трагедия (букв. – козлиная песнь). Театр стал одним из центральных элементов жизни демократических Афин. Древнегреческий театр наиболее полно и ярко воплотил в себе основные черты античной культуры – приоритет звучащего слова и агональный характер полисной жизни. Окончательный ритуал проведения празднеств в честь Диониса установился около 500 г. до н.э. Три из посвященных этому богу праздников включали театральные представления: Великие (или Городские) Дионисии, на которых каждый из трех приглашенных драматургов представлял три трагедии и Сатарову драму (тетралогию), а с 486 г. до н. э. добавили и комедию, Ленеи, где исполнялись комедии, и Малые Дионисии , на которых повторялись уже сыгранные трагедии. Сатир и менада. Рисунок на вазе Набольшей пышностью отличались Великие Дионисии, на которые съезжались многочисленные делегации из союзных Афинам полисов. Они справлялись в конце марта – начале апреля. За несколько дней до праздника совершалась церемония перенесения статуи Диониса из храма в Элевтерах в Афины, где ее помещали в древнем святилище возле театра. Руководил праздником архонт эпоним. Великие Дионисии начинались с пышной процессии, которую возглавляли жрецы и должностные лица полиса. Многочисленные участники шествия несли на плечах кожаные мехи с вином, ритуальные хлебы, корзины с фруктами и цветами и фаллические символы бога; эфебы вели жертвенных быков (их могла быть не одна сотня). Воздав почести олимпийским богам у их алтарей, у алтаря Диониса проводили заклание жертвенных животных. После совершения священной трапезы ее участники веселой толпой под звуки флейт и тимпанов20 бродили по улицам города, распевая песни. В следующие два дня состязались хоры мальчиков и молодых мужчин, исполнявших дифирамбы в честь Диониса. Победители получали треножник, который выставлялся затем на одной из улиц Афин и в храме Диониса. Эпидавр. Античный театр вв. до н. э.). Фотография После этого начинались театральные представления, которые проходили в расположенном на южном склоне Акрополя театре Диониса, вмещавшем до 17 тысяч зрителей. Зрительские места располагались на полукруглых ступенях, устроенных на склонах холма. У их подножия располагалась орхестра – площадка, где выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась – скена – палатка, где переодевались актеры. Позднее стали возводить специальное сооружение, на котором размещали декорации. Входной билет стоил 2 обола, а бедным гражданам выплачивали для приобретения билетов так называемые театральные деньги. В первом ряду стояли 76 мраморных кресел для жрецов, высших магистратов и заслуженных граждан. Театральное представление строилось на принципе агона – состязательности. Обычно в соревновании участвовали три драматурга, актеры, а так же хореги, которые руководили представлением и на свои деньги осуществляли постановку спектаклей, порой весьма дорогостоящих. Входной билет в театр. Рисунок Состязание трагиков начиналось с установки в театре статуи Диониса и совершения церемоний жертвоприношения и очищения. А затем переходили к общеполисным мероприятиям. На орхестру выносили форос, выводили детей граждан, погибших при защите Афин, и провозглашали, что полис будет содержать этих сирот. Дети, достигшие совершеннолетия, выстраивались перед зрителями в полном вооружении гоплита, полученном от государства. Затем по жребию выбирали десять судей, определяли победителя в каждом виле состязаний и увенчивали его венком. Таким образом, Великие Дионисии были праздником для всех жителей полиса. Включавший и религиозные церемонии, и театральные представления, и церемонии гражданского характера, этот праздник занимал одно из важных мест в социально политической и культурной жизни Афин. Скена с алтарем и орхестра. Реконструкция ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯРасцвет древнегреческого театра связан с созданием важнейшего драматического жанра – трагедии. Сюжеты трагедии основывались, как правило, на мифах. В них рассказывалось о борьбе героической личности с темными силами зла за торжество добра и справедливости. Эта борьба часто заканчивается гибелью героя, но зритель в ходе представления, следя за полными трагизма событиями, переживает катарсис – глубокое эмоциональное очищение, которое возвышает человеческую душу, освобождая ее от всего мелочного, ничтожного и случайного. Греческая трагедия утверждает веру человека в свои силы, величие человеческого духа. Именно в трагедии с наибольшей силой и полнотой были выражены две основные темы древнегреческой культуры: тема трагичности бытия и тема героического противостояния человека враждебным силам мирового хаоса. Юноша Варвар Женщина Маски трагедии Считается, что первым афинским драматургом был Феспид, который включил в трагедию, где поначалу действовал только хор, актера. Дальнейшее развитие трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) вводит в действие второго актера, благодаря чему усиливается драматизм трагедии, а ее действие становится более динамичным. Прозванный «отцом трагедии», Эсхил написал около 90 пьес, из которых в полном виде до нас дошло лишь семь. Он 13 раз одерживал победы в состязаниях авторов пьес. Драматург жил и творил в эпоху тяжелых, но победоносных войн с персидской державой и сам в составе афинского войска участвовал в крупнейших сражениях. Отражением этой героической эпохи стали его произведения. В трагедии «Персы», рассказывающей о разгроме греками персидского флота у острова Саламин, Эсхил прославляет победу Афин над вторгшимися врагами. Поражение царя Ксеркса, попытавшегося подчинить Элладу, является закономерной карой богов за попытку нарушить установленный ими порядок. Главный мотив творчества Эсхила – прославление мужества, патриотизма и героического самопожертвования граждан Эллады. Наиболее ярко эта тема воплощена в «Прикованном Прометее». Титан Прометей бесстрашно вступил в борьбу с богами, ради счастья людей похитив огонь с небесного алтаря и передав его землянам. Прометей стал символом несгибаемого борца против тирании, воплощенной в образе Зевса, олицетворением разума, побеждающего власть тьмы и несущего человечеству прогресс. Воспевая свободную творческую личность, Эсхил прославлял гражданина афинского полиса. Мифологические образы, утверждающие веру в справедливость божественного порядка, Эсхил переосмысливает и наполняет гражданским звучанием. В трилогии «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды») повествуется о событиях микенского времени. На примере судьбы царского рода Атридов Эсхил показывает, что каждое преступление неминуемо влечет за собой возмездие и порой расплачиваться приходится потомкам. Мифологический сюжет воспроизводил острую борьбу идей, знакомую зрителям. Прославление ареопага, носителя аристократических традиций, указывало на неприятие драматургом радикальных демократических преобразований, которые происходили в это время в афинском полисе. Софокл Новый шаг в развитии греческого театра связан с творчеством Софокла (ок. 496–406 до н. э.). Введя в пьесу третьего актера, он усложнил фабулу трагедии, усилил драматическое напряжение действия, что помогло лучше раскрыть внутренний мир героя. Все произведения великого драматурга (а из 123 произведений до нас дошло только семь) пронизаны сознанием величия и силы человеческого духа. В своих знаменитых трагедиях «Царь Эдип», «Антигона» и «Электра» Софокл разрабатывает тему судьбы, которая неотвратимо управляет жизнью человека. Но герои его трагедий не были безвольной игрушкой в руках богов. Они наделены волей и осознают свою ответственность за совершаемые поступки. Софокл стремился показать людей такими «какими они должны быть»: высоконравственными, достойно переносящими невзгоды, осознающими свое место в обществе и свой долг перед ним и перед самим собой. В творчестве драматурга нашли отражение духовная атмосфера и художественные идеалы, царившие в Афинах эпохи расцвета демократии. Идеи гуманизма находили горячий отклик у сограждан, которые в состязаниях 24 раза присуждали победу Софоклу. Еврипид Третьим великим драматургом Греции эпохи классики был Еврипид (ок. 480–406 до н. э.), которого Аристотель назвал «наиболее трагичным поэтом». Современники сдержанно относились к его творчеству: победу в состязаниях ему присудили только пять раз, причем в последний раз – посмертно. Из 92 драматических произведений Еврипида до нас дошло 17 трагедий и одна сатирова драма. Во многом это было связано с тем, что он писал в эпоху кризиса полисной идеологии. В своих произведениях греческий драматург чутко откликался на новые веяния, на поиск новых духовных ценностей и первоначально не был понят современниками. Творчеству Еврипида чужды идеальные образы. Он изображал людей такими, «какими они были на самом деле», с их страстями, страданиями, радостями и печалями. Его герои предстают реальными людьми, переживающими глубокие человеческие драмы. В трактовке Еврипида судьба людей определяется не божественной волей, а чувственными порывами и борьбой страстей человека. В своей самой прославленной трагедии «Медея» драматург мастерски показал душевные муки покинутой мужем женщины. В любящей матери и жене, оскорбленной в своих чувствах, вспыхивает безумная жажда мести. И она убивает не только возлюбленную своего бывшего мужа Ясона и ее отца, но и своих детей. Судьбы героев трагедий Еврипида («Электра», «Гекуба», «Ипполит», «Орест», «Ифигения в Авлиде» и др.) заставляли зрителей размышлять над своим отношением к жизни и людям. Творчество Еврипида оказало влияние на развитие мировой драматургии. Огромной популярностью в Греции пользовалась комедия (букв. – песнь во время шэмоса), которая зародилась из шуточных и порой фривольных песен, исполнявшихся поселянами во время комоса (т. е. шествия) на Сельских Дионисиях. В Афинах с ее свободой высказывания мнений комедия становится политическим жанром. Богатейший материал для сюжетов давала сама жизнь с ее открытой политической и идейной борьбой. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Им было написано не менее 40 комедий, но до нас дошло только 11 пьес. В произведениях Аристофана нашли отражение все острые проблемы того времени. Но это было время долгой Пелопоннесской войны, и главной для драматурга стала тема мира. В комедии «Ахарняне» измученный тяготами войны афинский земледелец Дикеополь (т. е. Справедливый гражданин) заключает для себя мир, после чего предается радостной и спокойной жизни, в то время как на хвастливого воина Ламаха обрушиваются одни невзгоды. В пьесе «Мир» осмеяна военная партия, от политики которой страдают рядовые граждане. Герой комедии Тригей (т. е. Виноградарь) верхом на огромном навозном жуке отправляется на Олимп и освобождает из заточения богиню мира, которая приносит в Афины мирную жизнь. Жители бурно радуются наступившему счастью, лишь наживавшиеся на войне оружейники впадают в уныние. Необычно освещена тема мира в «Лисистрате» – против войны протестуют афинские женщины, требующие от мужей прекращения военных действий и возвращения домой. Объектом сатиры комедиографа были и софисты (к ним Аристофан причислял и Сократа), которые пытались утвердить новые принципы воспитания («Облака»), и демагоги, вовлекающие афинян в рискованные авантюры («Птицы»), и сочинители трагедий (в «Лягушках» интригуют друг против друга Эсхил и Еврипид), и присущая афинянам мания сутяжничества («Осы»). Не было такой стороны жизни афинского общества, такой актуальной проблемы, на которую не откликнулся бы своей смелой сатирой Аристофан. Одна из вершин мировой драматургии, его комедии стали образцом для подражания в последующие эпохи. Театр в Афинах был важнейшим институтом полисной жизни. Через художественный образ и эмоционально чувственное восприятие он активно утверждал античные гуманистические ценности и демократический образ мышления, помогал зрителям сознательно определять отношение к важнейшим вопросам бытия. Источники По истории греческого театра и Великих Дионисий сохранились многочисленные источники, которые позволяют восстановить многие реалии и всесторонне рассмотреть феномен древнегреческого театра. Помимо пьес, которые дошли до нас как целиком, так и в многочисленных отрывках, важную роль играют эпиграфические источники – надписи. Важнейшими из них являются «Паросский мрамор», содержащий сведения о зарождении театральных представлений в Афинах, и «Фасты» – список победителей на празднествах в честь Дионисия. В речах ораторов Демосфена, Эсхина, Исократа, Лисия, где отразились многие аспекты бурной социально политической жизни полиса, также есть сведения о празднествах и театральных представлениях. Обширные сведения о драматургах и роли театра в жизни афинян содержат «Описание Эллады» Павсания с его экскурсами в прошлое, а также сочинения Афинея и Диогена Лаэртского. О театре как духовном феномене написано в трактатах Платона и Аристотеля. Ряд интересных сведений приводится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВОСвои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом. Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать. Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования. Известным философом и учителем красноречия был Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) из сицилийского города Леонтина. Когда он в 427 г. до н. э. прибыл в Афины, то был с восторгом принят как оратор и учитель риторики. Горгий выступал перед афинянами с защитительными речами на мифологические сюжеты. До нас дошли две из них: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», в которых Горгий убедительно, с блестящей аргументацией доказал невиновность мифологических персонажей. Среди речей Горгия немало и образцов торжественного красноречия. Например, в «Надгробном слове» оратор высокопарным слогом прославляет греков, павших при защите отечества. Для повышения психологического воздействия на слушателей Горгий первым использовал в ораторской речи поэтические приемы: антитезу, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже рифмованные концовки (они получили название горгиевых фигур). Горгий учил не только оформлению материала, но и принципам его подачи: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Свою теорию ораторского искусства ритор, имевший много учеников и последователей, изложил в специальных сочинениях. Он оказал огромное влияние на ораторов Лисия и Исократа, на историка Фукидида. Философ Платон в диалоге «Горгий» подробно разбирает мастерство знаменитого оратора. Самым распространенным ораторским жанром в античной Греции были судебные речи. В жизни эллинов, и особенно афинян, славившихся своим сутяжничеством, суд занимал очень большое место. Чтобы решать дела в суде, гражданину надо было не только знать законы, но и уметь привлечь симпатии присяжных заседателей на свою сторону. Знаток риторики Дионисий Галикарнасский поучал: «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным». Произнести убедительную и яркую речь было по силам не каждому. Эти обстоятельства привели к появлению логографов – опытных сочинителей речей для тяжущихся сторон. Бывали случаи, когда один и тот же логограф составлял речи и для истца, и для ответчика. Прославленный логограф и мастер судебного красноречия Лисий (ок. 435–380 до н. э.) происходил из семьи метека. Риторское образование он получил в южноиталийском городе Фурии у известных софистов. Вернувшись в Афины на правах метека, он целиком посвятил себя деятельности логографа и написал более 230 речей (из них сохранилось целиком и в отрывках около 30). Для ораторского стиля Лисия характерна убедительность в представлении обстоятельств дела. Он излагает события просто, лаконично и выразительно. Обрисовывая характер человека, Лисий наделяет его адекватным статусу языком. Пожалуй, наиболее полно его мастерство проявилось в речи «Против Эратосфена», где оратору удалось нарисовать яркую картину злодеяний афинских тиранов, которые, прикрываясь высокими фразами, потворствовали грабежам и убийствам. А в знаменитой речи Лисия в защиту инвалида с большим художественным мастерством был нарисован портрет престарелого афинского гражданина, получавшего пособие от государства по инвалидности. Своими речами Лисий заложил основы европейского судебного красноречия. Исократ Одним из знаменитых учеников Горгия был Исократ (436–338 до н. э.), ставший непревзойденным мастером торжественного красноречия. Из за своей застенчивости и слабого голоса Исократ сначала был логографом, затем основал в Афинах риторскую школу, получившую известность по всей Греции. До нас дошла 21 его речь, наиболее известными из которых являются «Панегирик», «Филипп», «Панафинейская речь», а также похвальное слово кипрскому царю Эвагору. Исократ жил в эпоху кризиса полисного строя и в своих речах пытался сформулировать политическую программу спасения Эллады путем объединения всех греков для совместного похода против варваров. Он предлагал войны, охватившие Грецию, перенести в Азию, богатства Азии – в Европу, а союз греческих полисов – отдать под власть монарха богатого и сильного государства (наиболее подходящей фигурой для этой роли он считал Филиппа II, царя античной Македонии). В школе Исократа были выработаны принципы построения речи оратора. Она должна включать введение, чтобы привлечь внимание слушателей, основную часть, содержащую убедительную и яркую систему доказательств, а также опровержение доводов противника и, наконец, заключение, где подводится итог всему сказанному. Стиль оратора характеризуют многочисленные речевые украшения. Выступления Исократа отличает ритмическое членение речи, плавность изложения, использование изысканных риторических приемов и т. п. Оратор стремился, чтобы прозаическая речь звучала так же изящно и гармонично, как и поэтическая. По признанию современников, его речи были ориентированы скорее на читателя, чем на слушателя. Риторическое искусство Исократа и его идеи единения греческого мира оказали огромное влияние на современников и получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма. Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384–322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости. Большинство выступлений Демосфена (оратору приписывают 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем) посвящено актуальным политическим вопросам, волновавшим афинских граждан. Поэтому, в отличие от текстов Исократа, рассчитанных на декламацию перед небольшой группой слушателей, страстные речи Демосфена были ориентированы на массовую аудиторию. Наиболее ярко политическая позиция оратора раскрывается в так называемых «Филиппиках» (восемь речей: три «Олинфских», три «Против Филиппа», «О мире», «О делах в Херсонесе»), объединенных единой темой борьбы против македонского царя Филиппа II. В них Демосфен призывал сограждан к созданию эллинской коалиции против македонской опасности. В его речах нет обстоятельных длинных вступлений, оратор быстро переходит к главной теме. Чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, Демосфен говорит короткими фразами, динамичными и напряженными, использует и высокий стиль, и разговорную речь. Оратор искусно вводит и воображаемые диалоги с противниками, и риторические вопросы, и антитезы, и метафоры, и «фигуры умолчания», предлагая слушателям самим делать выводы. Выдающийся мастер публичного красноречия классической эпохи, Демосфен стал образцом для многих выдающихся ораторов античности. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬНаиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации центра всей жизни гражданской общины. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. В соответствии с теорией Гипподама был застроен Олинф, возрожден после персидского разрушения Милет и перестроен афинский порт Пирей. Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен громовержцу. Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами21. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света. План г. Милет: 1, 2 – рынки; 3 – стадион; 4 – театр; 5 – храм Афины; 6 – храм Сераписа Пестум. Храм Посейдона (V в. до н.э.). Фотография Фидий. Зевс Олимпийский. Реконструкция Лучшим архитектурным комплексом эпохи классики является афинский Акрополь – религиозный центр полиса, где находились городские святыни. Разрушенный во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н. э. Акрополь по инициативе Перйкла стали отстраивать по единому плану. Работы велись под руководством великого Фидия. Задуманный как памятник победы греков над персидской державой, ансамбль Акрополя наиболее полно выразил величие и торжество греческой цивилизации и ее лидера – Афин. По выражению Плутарха, в Афинах «в это время создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу». Олимпия. Священный участок. Реконструкция Прорицатель и прислужница. Скульптура с фронтона храма Зевса в Олимпии (V в. до н.э.) Проход на Акрополь вел через Пропилеи – парадный вход, украшенный портиком дорического ордера. К Пропилеям с одной стороны примыкал изящный храм богини победы Ники, а с другой – Пинакотека (картинная галерея). Центром ансамбля был Парфенон, сооруженный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора. Храм, посвященный Афине Парфенос (т. е. Афине Деве), был окружен дорической колоннадой, но архитекторам удалось создать ощущение легкости и торжественности сооружения. Аполлон. Фрагмент скульптуры с фронтона храма Зевса в Олимпии (V в. до н. э.) Скульптурный декор работы Фидия прославлял богиню Афину и ее город. В храме стояла деревянная скульптура Афины, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса. Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью. Стены украшало скульптурное изображение величественного шествия на Великих Панафинеях. Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Он поражает пластичностью и динамизмом изображения более чем 500 фигур, ни одна из которых не повторяется. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Воительницы, которая была установлена на площади перед Парфеноном. Пропилеи на афинском Акрополе (V в. до н. э.).Фотография Пропилеи на афинском Акрополе Фотография Афины. Парфенон (V в. до н. э.). Фотография В ансамбль Акрополя входит и Эрехтейн – небольшой храм с асимметричной планировкой и тремя различными портиками, один из которых поддерживают кариатиды. Он был сооружен на том месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном, и посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. У стены храма росла священная олива, подаренная Афиной, а в скале было углубление, якобы оставленное трезубцем Посендона. Архитектурный ансамбл ь афинского Акрополя стал эталоном красоты и гармонии на века. Выдающиеся скульпторы эпохи классики своими произведениями прославляли идеальных граждан и величие эллинского мира. Они преодолели условность архаической скульптуры и создали образ человека гармоничного, физически совершенного, с богатым духовным миром. Кроме гениального Фидия, в Афинах в V в. до н.э. работал Мирон. Его самая известная статуя «Дискобол». Скульптор мастерски передал сложную динамику движения тела атлета в момент броска. Интерьер Парфенона, Реконструкция Афины. Эрехтейон (V в. до н.э.) Фотография Скульптор Поликлёт из Аргоса не только изображал физически совершенные тела атлетов, но и вычислил идеальные пропорции мужского тела, ставшие каноном для греческих ваятелей. Всемирно известными стали его фигуры «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (атлет, надевающий повязку победителя). Греческие скульпторы V в. до н. э. ассоциировали расцвет полисной цивилизации с образами человека, полного гармоничного величия и ясного спокойствия. Искусство Древней Греции IV в. до н. э., с одной стороны, отмечено рядом важных достижений (в частности, в зтот период был создан коринфский ордер), а с другой снижением пафоса героизма и гражданственности, обращением к индивидуальному миру человека, что было связано с общим кризисом полиса. В работах Скопаса нашли отражение сильные, страстные человеческие чувства, выплеснувшиеся в энергичном движении («Менада»). Афины. Портик кариатид Эрехтейона Фотография Афины. Храм Ники Аптерос (V в. до н.э.) Фотография Тонкая передача внутреннего мира человека, красоты отдыхающего тела, характерна для творчества Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом»). Он первым показал возвышенную красоту обнаженного женского тела: его «Афродита Книдская» уже в древности считалась «лучшим произведением из существуюицгх во Вселенной». Стремленнем запечатлеть в скульптуре мимолетное движение («Апокспомен») отмечено творчество Лисиппа. Он был придворным скульптором Александра Македонского и создал ряд выразительных портретов великого полководца. Скульпторы IV в. до п. э., завершив развитие классического искусства, открыли дорогу искусству нового типа, неклассического. Мирон. Дискобол (V в. до н. э.) Поликлет. Дорифор (V в. до н. э.) Скопас. Менада, или Вакханка (IV в. до н.э.) Праксителъ. Афродита Книдская (IV в. до н.э.) Пракситель . Гермес с младенцем Дионисом (IV в. до н. э.) Лисипп. Отдыхающий Гермес (IV в. до н. э.) Одним из известнейших художников V в. до н.э. был Полигнот, творчество которого связано с Афинами. Он создавал картины в технике энкаустики – работал жидкими восковыми красками. Используя лишь четыре краски, Полигнот первым из живописцев научился воссоздавать объем пространства и фигур, выразительность жестов. Его современник Аполлодор первым применил в живописи эффект светотени и попытался передать перспективу. Хотя работы древнегреческих живописцев не сохранились, представление о достижениях художников дает вазопись, где в это время господствует краснофигурный стиль, который позволял достаточно реалистично передавать объем тел и создавать многофигурные композиции, в центре которых стоял человек. Краснофигурный стамнос (V в. до н. э.) ФИЛОСОФИЯ И ПРОЧИЕ НАУКИВ классическую эпоху завершается развитие натурфилософии и начинается формирование на ее основе отдельных наук. Ионийская натурфилософия в этот период представлена трудами Анаксагора и Эмпедокла. Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.) родился в знатной семье в городе Клазомены, в Малой Азии. Однако он пренебрег богатствами отца и всецело посвятил себя науке. Перебравшись в Афины, философ стал учителем и другом Перикла и благодаря своим научным изысканиям приобрел известность в греческом мире. Он считал, что в мире изначально существовало множество стихий элементов – семян, которые непрерывно механически соединяются между собой. Из них и состоит Вселенная. Толчок к созданию и упорядочиванию Вселенной дало легчайшее и чистейшее вещество нус – ум. Развитие Вселенной Анаксагор рассматривал как механическое действие, которое может быть объяснено рационалъно, без идеи вмешательства богов. По его мнению, звезды – это далекие раскаленные массы, а Луна получает свой свет от Солнца, причем Луна подобна Земле и на ней есть жизнь. За свои взгляды философ был обвинен в безбожии и умер в изгнании. На его надгробии высекли надпись: «Здесь лежит великий Анаксагор, дух которого поднимался до высочайших истин». Философ Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 до н. э.) пытался воспроизвести историю возникновения и развития жизни. Он считал, что на Земле раньше всего появились растения, потом животные и наконец люди. Причем выживали лишь наиболее приспособленные к существующим условиям виды. Утверждая закономерность эволюционного развития всего живого, Эмпедокл в то же время признавал существование души как у растений, так и у животных и людей. Распространение рационалистических взглядов на мир привело к формированию материалистической философии, высшим достижением которой стало учение, разработанное Левкиппом из Милета (500–440 до н. э.) и его учеником Демокритом из Абдер (р. ок. 470/460 до н. э.). В основе их материалистического учения лежит атомистическая теория, которая была предложена Левкиппом и развита Демокритом в трактате «Великий диакосмос». По мнению этих философов, весь природный мир и даже боги (их существование Демокрит не отрицал) и душа состоят из мельчайших частиц – атомов (букв. – неделимых), которые находятся в непрерывном движении. Вне атомов и пустоты между ними во Вселенной ничего нет. Во время движения атомы сталкиваются и образуют различные сочетания, которые дают великое множество существующих в природе вещей. Вселенная, в которой постоянно одни миры возникают, а другие гибнут, вечна и бесконечна. В природе нет ничего случайного, все явления происходят закономерно и имеют причинную обусловленность. Демокрит Демокрит разрабатывал и теорию познания. Первичные, «темные» знания человек получает через ощущения. Но чтобы составить правильные представления о мире, необходимо первичные ощущения анализировать с помощью разума. Только на этой основе можно получить истинное знание. Таким образом, Демокрит предвосхитил многие положения современной материалистической философии: неразрывность материи и движения, вечность и бесконечность мира, атомистическое строение материи. Своеобразной реакцией на натурфилософские теории стало софистическое направление в философской мысли, возникшее в Греции в V в. до н. э. Софисты были странствующими учителями философии и красноречия. Они выступали с речами на общественных празднествах и торжественных церемониях и за деньги учили риторскому искусству, столь необходимому для общественной деятельности гражданина. Софисты сыграли важную роль в развитии научных знаний: они первыми сделали объектом философских исследований человека (ранее философов занимала исключительно природа). Прежде всего их интересовала природа человеческого знания. Что такое знание? Как оно возникает? Что является критерием объективности истины? Овладев искусством достижения победы в спорах об истине, софисты первыми применили теоретические знания в практической жизни греческого полиса, поскольку в народном собрании или суде гражданин должен был уметь обосновать свою позицию и опровергнуть доводы противника, показав их слабость и ложность. Расцвет древнегреческой софистики связан с учениями Протагора и Горгия. Протагор из Абдер (ок. 480–410 до н. э.) учил, что главное в познании – это ощущение. У каждого человека ощущения индивидуальны, следовательно, субъективны. Каждый человек судит о вещах в меру своего разума и что считает правильным, то и является для него истиной. Тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» отрицал существование общеобязательных истин, что неизбежно вело к противопоставлению индивидуального мнения ценностям гражданской общины, а человека – коллективу. Софисты учили умению доказать какую либо мысль и тут же ее опровергнуть, вне зависимости от истинности содержания. Зачастую ученик должен был составить две речи: сначала восславить знаменитого человека, а затем развенчать его как отрицательную личность. За умение одновременно говорить и «за» и «против» софистов считали болтунами, а их искусство красноречия воспринималось гражданами как средство обмана народа и подрыв полисных демократических ценностей. Но выработанные софистами риторские приемы оказали большое влияние на творчество Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля. Сократ К софистам примыкал и Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сын афинского гражданина, он как добропорядочный член полиса участвовал в сражениях, защищая Афины, заседал в народном собрании и исполнял магистратуры. Сократ получил разностороннее образование и выработал свою философскую систему. Утверждая, что истина рождается только в споре, он создал свой, так называемый сократический, метод спора. С помощью наводящих вопросов философ добивался от противника сначала признания ошибочности своей позиции, а затем признания правильности утверждений противной стороны. Такие диалоги способствовали поиску истинного знания и самопознанию участников спора. Фраза «Познай самого себя» стала лозунгом сократовской философии и теории познания. Сократ разработал стройную этическую концепцию. Признавая знание высшей добродетелью, он считал, что добродетельный образ жизни позволяет человеческой личности наиболее полно реализоваться, и это следует признать высшим благом, дарующим человеку счастье. Ведь правильное знание ведет к правильным поступкам. По утверждению Сократа, все люди без исключения хотят хорошего. Но из за несходства в уровне своих знаний они различаются по способности осуществить свою цель. В беседах со своими сторонниками и друзьями, преимущественно из аристократических кругов, Сократ критически оценивал способность человека без профессиональной подготовки управлять государством. . .. Афинский суд обвинил Сократа в безбожии, подрыве устоев демократии и растлении юношества. Философа приговорили к смерти, и он вынужден был выпить яд. Одним из самых известных учеников Сократа был Платон. Выходец из старинного аристократического рода Кодридов, он получил разностороннее образование. Около 387 г. до н. э. Платон основал в Афинах философскую школу – Академию (в роще, посвященной герою Акад ему, он излагал ученикам свои философские взгляды). Его учение представляло идеалистическое направление в древнегреческой философии. По теории Платона, в мире существуют только идеи – вечные и неизменные прообразы вещей, а предметы реального мира являются всего лишь бледным отражением этих идей. Платон Платон проповедовал свои взгляды в период, когда классический полис вступает в полосу кризиса и в гражданской общине начинает рушиться традиционный приоритет коллективных ценностей. По выражению философа, теперь в каждом полисе «заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей». Причина этого, по мысли Платона, в эгоизме граждан, которые утратили способность понимать истинный смысл добродетельной жизни. А это порождает своеволие, жадность, стремление к богатству и другие пороки, которые разрушают общественный порядок. Философ призывал к «оздоровлению» афинского государства исходя из сократовской идеи добра и истины. Поскольку в высшем мире идей существует идея полиса, то свою задачу Платон видел в создании идеального полиса, основанного на справедливом управлении. Справедливое у Платона совпадает с разумным, а разумное создается в ходе занятий философией и наукой. Поэтому управлять государством должны мудрые и справедливые правители – философы. Чтобы ничто не мешало им творить благие дела, философам не следует иметь ни собственности, ни семьи. Необходимы в государстве также стражи, чтобы защищать полис от врагов. Как и философы, они не могут иметь ни семьи, ни собственности. Наконец, государство невозможно без земледельцев, ремесленников и купцов (они названы демиургами), которые занимаются производственной деятельностью. Они имеют частную собственность и семью, но вся их жизнь регулируется государством. Создавая идеальную модель полиса, Платон надеялся, что мудрый законодатель сможет воспользоваться его идеями и построить полис, максимально приближенный к идеальному. В частности, он неоднократно посещал державу Дионисия Сиракузского и надеялся (как оказалось, безуспешно) увидеть свои идеи воплощенными там в жизнь. Среди учеников Платона был и будущий знаменитый древнегреческий философ Аристотель (384–322 до н. э.). Он не только превзошел своего учителя, но и оказал огромное влияние на последующее развитие философии. Аристотель родился в городе Стагира (отсюда его прозвище Стагирит), на севере Балканского полуострова, в семье врача при дворе македонских царей. В семнадцать лет Аристотель прибыл в Афины и стал учеником Платона. Впоследствии философ был воспитателем юного Александра Македонского. В 335 г. до н. э. он основал свою школу – Ликеи (она располагалась в роще Аполлона Ликейского). Его научные интересы были безграничны: философия, история, этика, медицина, зоология и ботаника, физика и математика, логика, риторика, теория искусства, литературы и театра. Это был величайший ум древности, энциклопедист в подлинном смысле слова. Натурфилософия Аристотеля, развивавшаяся под влиянием теорий Платона и Демокрита, представляет собой стройную систему взглядов, изложенную в труде «Метафизика». Но философу удалось преодолеть крайности идеализма Платона и односторонность материалистического подхода Демокрита. Все формы явлений природной и социальной среды он представляет как единый процесс становления жизни. Жизнь – это стремление материи принять идеально гармоничную для нее форму в соответствии с заложенной в каждом существе целью его существования, раскрывающейся в движении. Так, в семени растения уже предопределены и ход его развития, и будущая форма. Весь миропорядок представляет собой цепь развивающихся причин и следствий. В основе мира лежит движение, без которого не существует ни материи, ни жизни, ни времени, ни пространства. Однако, несмотря на постоянное движение, гармоничное соответствие формы и содержания достигается только в исключительных случаях. Это происходит лишь в произведениях искусства, цель которых не копирование окружающих предметов, а раскрытие красоты и гармонии мира. В труде «Органон» Аристотель изложил свое учение о методах мышления, т. е. о логике. По Аристотелю, из полученного опыта путем индукции выводятся общие принципы, на основе которых путем силлогизмов (т. е. умозаключений) делаются частные выводы. Аристотелевы законы логики легли в основу средневековой схоластики. Учение Аристотеля о государстве изложено в трактате «Политика». Теоретические воззрения философа базировались на исследовании вместе с учениками государственного устройства и истории 158 греческих полисов. В отличие от Платона, Аристотель исходил из реальных исторических условий. Он считал, что одна и та же форма государственного устройства может быть хорошей или плохой в зависимости от сложившихся обстоятельств и людей, управляющих полисом. Он различал три правильные формы государства: монархию, аристократию и полит ию (т.е. умеренную демократию) – и утверждал, что при нарушении условий существования правильная форма вырождается в соответствующую неправильную форму: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию. Причем демократию Аристотель олицетворял с крайней формой радикального народоправства. Государство развивается, переходя последовательно из одной формы в другую, а критерием отличия правильных форм от неправильных выступает общее благо. Философская школа Аристотеля и его учеников получила название перипатетической (от слова «перипатос» – так называлась крытая галерея, где расхаживал философ во время преподавания). К ней относились многие известные философы и ученые античного мира: Феофраст (Теофраст), Дикеарх и др. Влияние трудов Аристотеля на последующее развитие науки и культуры было огромным. Системные исследования отдельных областей знаний, проведенные философом, способствовали развитию многих наук. Работы Аристотеля получили широкое распространение среди ученых не только Европы, но и Востока. Научное наследие великого философа стало олицетворением одной из вершин мировой научной мысли. В античной Греции философия и научное знание составляли единое целое. В каждой отрасли знаний сложилось несколько школ, соперничавших друг с другом. Уже в предшествующий период в Ионийской Греции математические знания достигли высокого уровня, а в V в. до н. э. их использовали в астрономии. Уроженец Хиоса Энопид вычислил продолжительность солнечного года, а афинянин Метон, уточнив эти расчеты, установил 19 летний цикл согласования солнечного и лунного календарей (так называемый метонов цикл), считавшийся основой древнегреческого календаря. Хотя практическими знаниями в области медицины славились египтяне, но медицину как отрасль науки создали древние греки. Основателем научной медицины стал знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.), который свою родословную возводил к богу целителю Аскл епию. В своем учении знаменитый врачеватель окончательно порвал с религиозно мистическими представлениями о здоровье и болезнях человека и утвердил их рациональное объяснение. Гиппократ учил, что болезни не посылаются богами, а возникают от вполне конкретных причин, которые обусловлены влиянием на человека окружающей среды: холодного воздуха, грязной воды и т. д. Последователи Гиппократа стремились лечить человека естественным путем, устраняя негативные причины и обеспечивая с помощью лекарственных средств и диеты мобилизацию сил организма для борьбы с недугом, и только в крайнем случае производили хирургическое вмешательство. Учение Гиппократа получило широкое признание и повлияло на все дальнейшее развитие медицины. На его основе сформировались этические принципы отношения врача к пациенту. Они нашли выражение в «клятве Гиппократа», которую дают врачи и в наши дни. Широкие торговые связи греков и освоенне ими всего Средиземноморья способствовали развитию географических знаний и появлению карт ойкумены – обитаемой части Земли. Первым картографом считается Анаксимандр (VIв. до н.э.). Глубокими знаниями в описании стран Европы и Азии прославился Гекатёй Милётский (VI–V вв. до н. э.). Кроме того, нельзя забывать, что в этот период возникла и историческая наука, «отцом» которой называют Геродота. Асклепий В целом ученых классической эпохи интересуют проблемы окружающего мира и человека, углубленное изучение которых привело к дальнейшему развитию философии и формированию практически всех отраслей научного знания. Историография По культуре античной Греции создано огромное количество как обобщающих трудов, так и работ, подробно освещающих различные сферы духовной жизни и художественного творчества. Основополагающим трудом по художественной культуре античности стала «История искусств древности» (1764) И. Винкельмана. Знаменитый немецкий ученый первым представил систематическое изложение развития стилей и их смены в древнегреческом искусстве. В центре его внимания – античный человек в его общественно историческом окружении. В 1897 г. в России был переведен труд П. Гиро (P Guiraud) «Частная и общественная жизнь греков», посвященный описанию учреждений, нравов, обычаев и быта эллинов. Новый подход к постижения эллинского духа и оригинальную интерпретацию древнегреческой культуры предложил в конце XIX – начале ХХ в. немецкий философ Ф. Ницше в книге «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Его работа вызвала острую полемику, которая нашла отражение в фундаментальном труде по истории культуры Греции швейцарского историка Я. Буркхардта (J. Burckhardt), где проанализированы все стороны эллинской культуры. Много работ посвящено проблеме пессимизма и оптимизма в мироощущении древних греков, в частности книга Вяч. И. Иванова «Дионис и прадионисийство» (1923). Различные аспекты духовной жизни древних греков освещены в работах Ф. Ф. Зелинского (1859–1944). В середине ХХ в. культура повседневности интересовала польских историков Л. Винничук (L. Winniczuk) и К. Куманецкого (K. Kumaniecki). Исследованием ментальности занимались У. фон Виламовиц Меллендорф (U. Wilamowitz Moellendorff), Е. Р. Доддс, Р. Онианс. Этой же теме посвящена работа «Цена свободы и гармонии» Ю. В. Андреева. Связь характера общества с формами мышления и особенностями духовной культуры рассматривается представителями школы «Анналов» Ж. – П. Вернаном (J.P. Vernant) и П. Видаль Накэ (P. Vidal Naquet). Обстоятельно и всесторонне рассматривается эллинская культура в исследовании швейцарского ученого А. Боннара «Греческая цивилизация». Литература по темеАндреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов на Дону, 1994. Т. 1–2. ВернанЖ. – П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. Видаль Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. Винкельман И. – И. Избранные произведения и письма. М., 1996. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М., 1994. Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, 1999. Доватур А. Повествовательный и научный стиль Геродота. М., 1957. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995. Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970. Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1988. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. Лосев А. Ф., Тахо Годи А. А. Платон; Аристотель. М., 1993. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты; Перевод; Исследования. Л., 1970. Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. М., 2000. Марру А. – –. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001. ОниансР. На коленях богов. М., 1999. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. BurckhardtJ. Griechische Kultergeschichte. Berlin, 1893–1902. Bd 1–4. Buschor E. Phidias der Mensch. MUnchen, 1948. Hwrwit J. The Athenian Acropolis. Cambridge, 2001. Just R. Women in Athenian Law and Life. L.– N.Y., 1989. Kerferd G. The Sophistic Movement. Cambridge, 1984. Kitto H. Greek Tragedy. L., 1966. Wilamowitz MoelkndorffU. von. Der Glaube der Hellenen. Berlin, 1931–1932. Bd 1–2. |