Главная страница
Навигация по странице:

  • РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в. Особенности культуры XVII в.

  • Просвещение.

  • Литература и общественная мысль.

  • Архитектура.

  • Изобразительное искусство.

  • Церковный раскол.

  • Учебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007
    АнкорKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    Дата07.04.2017
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    ТипУчебное пособие
    #4599
    страница19 из 67
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   67

    Раскол как проявление социального протеста.
    Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое сидение1668-1676.

    После Собора 1656 г. Соловецкий монастырь стал местом ссылки более 100 противников никоновских преобразований.

    В 1658 г. в монастырь были присланы новопечатные книги, но монахи отказались вести по ним богослужение. Тогда из Москвы в обитель был назначен новый настоятель — Варфоломей. Но ему не удалось добиться признания новых книг, напротив, встретив в монастыре непримиримую оппозицию, он поспешно вернулся в Москву.

    После окончания Собора 1667 г. в монастырь был послан архимандрит Сергий с новопечатными книгами, однако монахи объявили новые книги и обряды латинской ересью, а монастырские стрельцы хотели даже устроить засаду и перебить приехавших москвичей. Сергий уехал, но вскоре в монастырь был направлен игуменом монах из московского Соловецкого подворья Иосиф с поручением ввести новые книги. Однако соловецкие монахи не покорились и на этот раз — Иосифа на архимандритское место не возвели, и книг не приняли. Царю были отправлены две челобитные: «Соловецкая челобитная», изобличавшая ереси новой веры, и вторая, с просьбой не присылать в монастырь больше «учителей». В ответ из Москвы был прислан стрелецкий сотник Чадуев, а затем — карательное войско (около тысячи человек) с предписанием взять монастырь блокадой.

    К этому времени внутри монастыря оказались бывшие сподвижники Разина — казаки и крестьяне. Власть постепенно перешла в их руки. Оборону возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло ярко выраженную социальную окраску — часть монахов, не согласных с упорствующими «бельцами», покинула монастырь, в то же время крестьяне из окрестных деревень помогали осажденным.

    В 1676 г. один из монахов-перебежчиков, Феоктист, указал царским стрельцам проход через отверстие в стене, заложенное камнями. Монастырь был взят, многие из его защитников перебиты (из 500 человек в живых осталось 60).

    РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.
    Особенности культуры XVII в.
    XVII в. завершает период средневековья, примерно со II половины века начинается развитие Новой культуры, отмеченной все большим обмирщением, утверждением светского начала, определенным сближением с Западной Европой.

    Большое влияние на развитие культуры XVII в. оказали события общественно-политической жизни (Смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике).
    Просвещение.

    Важным показателем и одновременно условием развития культуры является просвещение. Грамотность распространялась' преимущественно в городах и среди мужского населения (24% посадского населения), Это было связано с оживлением торгово-промышленной жизни, усложнением системы государственного аппарата (в Москве 1600 дьяков служили в приказах). В XVII в. существовало несколько печатных и рукописных учебных пособий: Букварь В. Бурцева 1634 г. (тираж до 2400 экз.), «Грамматика» М, Смотрицкого 1648 г., «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 г. Но в основном обучение грамоте происходило по Псалтырю и другим религиозным текстам.

    Потребность в образованных людях приводила к созданию школ. Использовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии, привлекались учителя. В 1649 г. открылась школа Ф. Ртищева, который пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Здесь преподавались греческий, латинский языки, философия, риторика. В 1640-е гг. была также открыта школа Епифания Славинецкого в Чудо-вом монастыре, в 1665 г. — школа Семиона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (Семион Полоцкий — выходец из Белоруссии, обученный русской грамматике, латыни). В 1681 г. по инициативе патриарха открыта Типографская школа, которую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил.

    В 1682 г. в кельях Богоявленского монастыря начали преподавать братья Лихуды. В 1686 г. было построено специальное здание в Заиконоспасском монастыре, в котором открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Целью Академии была подготовка грамотного духовенства и приказной администрации. В ней преподавались и духовные и светские науки: грамматика, риторика, пиитика, философия и> богословие, славянский, греческий, польский и латинский языки. Однако, после ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь, академия постепенно пришла в упадок.
    Наука.

    В науке шло дальнейшее накопление научных знаний, которые в это время носили прикладной, практический характер, без теоретического осмысления, системы.

    Большое распространение получили переводные компилятивные трактаты на различные темы, однако переводчики нередко пренебрегали теоретической частью, обращая внимание лишь на практические рекомендации и, кроме того, механически сводили сведения, почерпнутые из различных источников, дополняя их вполне оригинальным авторским текстом. Из сочинений такого рода можно назвать «Книгу сошного письма», содержащую сведения по геометрии, применению геометрических знаний при измерении земельных площадей и , т.д., «Устав ратных, пушечных и др. дел, касающихся до воинской науки» Они-сима Михайлова (1621 г.). Широкое распространение получили различные «Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Бенедиктова (фармакология), «О строении тела человеческого» — перевод Епифания Славинецкого.

    XVII век — век великих географических открытий. В 1675-1678 г. совершил научную экспедицию в Китай О.Н.Спафарий. По материалам экспедиции было составлено «Описание первыя части Вселенный, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 г. голландец Исбрант Идее совершил путешествие в Китай по поручению царей Иоанна и Петра Алексеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем.

    Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, открыл Яну и Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639) и обследовал его побережье между р. Удою и Тацем. В 1643 г. Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (приток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследован в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стадухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг. Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии; открыл р. Анадырь.

    Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690 г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.

    В ходе географических открытий делаются попытки составления карт. Первая карта Московского государства была составлена еще на рубеже XVI-XVII вв. (по одним сведениям — при Иване Грозном, по другим — при Борисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 — «Чертеж Сибирской земли».

    Определенный интерес появляется в XVII в. к изучению истории. Существуют многочисленные списки различных исторических сочинений — Сказания о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, «Повесть об Азовском осадном сидении» и др. Первое печатное историческое произведение, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века, — «Синопсис» Иннокентия Гизеля — появилось в 1678 г.
    Литература и общественная мысль.
    Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Последние летописи — «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка Сибирского архиепископа). В них нет погодной сетки изложения, центральная фигура Сибирских летописей — Ермак Тимофеевич.

    Сквозной темой значительного количества литературных произведений стало осмысление событий смуты («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, сочинения Катырева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называемые «Псковские летописи»); обоснование принципов абсолютизма (Юрий Крижанич «Думы политичны», «Политка», Симеон Полоцкий).; проблемы, связанные с экономической жизнью страны (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын, А. Ордин-Нащекин и др.). К этому времени относится выдвижение идеи самодержавия для блага подданных (Ю. Крижанич). Те же мысли, что и Ю. Крижанич, высказывал С. Полоцкий. Кроме того, он отрицал принцип знатности и родовитости, ценность человека видел,не в его происхождении, а в моральных качествах, знаниях и т.д. Рисовал идеальный образ монарха (причем «просвещенного») в своих поучениях, адресованных царю. Заложил основы учения о «просвещенном абсолютизме». Рядом авторов (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын) делается вывод о важности развития торговли и промышленности для усиления государства, предлагаются проекты преобразований экономики. Один из сторонников экономических преобразований — А. Ордин-Нащокин — автор Новоторгового устава 1667 г., Псковской городской реформы 1665 г. Он стремился провести ряд преобразований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передаче части административных и судебных функций в руки органа самоуправления, выступал за создание кредитных учреждений.

    Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык Становится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лексики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литературных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных образов. Появляются новые жанры:

    демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Каля-зинская челобитная» и др.);

    жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой — сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин);

    автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, освещающее события церковного раскола середины XVII в.);

    бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии»). В бытовой повести центральной становится тема столкновения двух мировоззрений: старшего поколения, стоящего за традиционную семейную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика.
    Широкое распространение получила переводная художественная литература: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей...».

    В XVII в появляется силлабическое стихосложение (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге последнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Симеон Полоцкий (Два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжатели, ученики Полоцкого — Карион Истомин, Сильвестр Медведев.
    Архитектура.
    В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа:

    1) первая треть XVII в. Общий характер архитектуры этого периода мало отличается от архитектуры XVI в. Продолжается строительство шатровых храмов. В 20-х годах проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Из новых архитектурных тенденций можно отметить появление небольших по объему бесстолпных каменных храмов. Но внешняя отделка этих храмов напоминает традиционные крестово-куполные постройки. Постройки этого периода: Церковь Покрова в Рубцове (1619-1625) близка по стилю к церквям Го-дуновского времени; Дивная церковь в Угличе (1628), церковь в Медведкове (1634-1635), первое светское здание на территории Кремля Теремной дворец (1635-1636), достраивается Спасская башня Кремля. Из архитекторов, работавших над реставрацией и достройкой Кремля можно отметить Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина и Лариона Ушакова.

    2) 40-80-е гг. XVII в. Начинается формирование Московского стиля или узорочья. Это типичный стиль XVII в., для которого характерны живописная асимметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, которая уже не отражает конструкцию, обилие декора, полихромность, отказ от вертикализма, характерного для шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях; колокольня с шатром становится композиционной осью постройки). В последних постройках шатрового стиля появляется два или даже три шатра одинаковых по высоте. Типичным для Московского стиля становятся боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон, использование поливных изразцов для декора, в том числе, и фасада и т.д. Постройки этого периода: Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), Троицы в Никитниках (1631-1634), Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685).

    Характерной особенностью этого этапа является строительство посадских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие купцы увековечили свои имена постройкой храмов: Ильи Пророка (купец Скрипни), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове.

    3) конец XVII в. Происходит отход от старых приемов, утверждение зодчества Нового времени, победа светского начала. Постройки этого периода: Резиденция ростовского митрополита на озере Неро (Ростовский Кремль), Надвратный терем Крутицкого митрополичьего подворья (архитектор Старцев, Ковлев).


    Появляется новый стиль — «Московское» или «Нарышкинское» барокко (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарышкиных). Основные черты этого стиля — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сложились в определенную систему, вполне самобытную, однако, учитывая применение определенных характерных ордерных деталей, близких европейскому барокко, стиль получил название «Нарышкинского барокко». Типичные образцы — церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове (1690-1694), Троицы в Уборах (1693-1697, архитектор Яков Бухвостов).

    Примеры гражданской архитектуры: палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова.

    Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Монетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретенские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М.Чоглоков 1692-1701).
    Изобразительное искусство.
    В живописи рубежа XVI-XVII вв. сложились два художественных направления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них характерны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления — Прокопий Чирин, Никита, Наза-рий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона — небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства; характерная особенность — очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.

    Середина XVII в. — время борьбы двух различных эстетических воззрений. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на ико-нопйсание он выразил в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконописной традицией, основное внимание направлено на художественную, эстетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова — «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взглядов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум.

    Происходят значительные изменения и во фресковой .живописи. Изображения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта — декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода — Ярославские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве.

    Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С. Ушаков, дьяк Клементьев).

    В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны, изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.
    Церковный раскол.
    Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.

    Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения1.

    Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком высоконравственное поведение стало постоянным предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись «беспоповские» ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства — оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не «боем», а обличениями. В среде городского духовенства образовались в середине XVII в. кружки «ревнителей благочестия», которые боролись за очищение церкви «от скверны». Влиятельнее всех был московский кружок, организованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули будущий патриарх Никон (в тот момент — архимандрит Новоспасского монастыря), И.Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований — было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось.

    В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторое изменение. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южнославянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено креститься тремя; слово «алилуия» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами (при Оружейной палате готовят специальных мастеров-иконописцев, Печатный двор начинает перепечатывать церковные книги) и т.д.. «Ревнители благочестия» попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

    В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапонтов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г). В то же время, Большой московский собор 1666-1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки «градских властей», и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие «ревнители благочестия» были сожжены). В то же время, Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.

    Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовенства и замедлили процесс «обмирщения» материальной и духовной жизни общества.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   67


    написать администратору сайта