Главная страница

Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
АнкорApreleva_uchebnik.doc
Дата11.02.2018
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
ТипУчебное пособие
#15438
страница4 из 60
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

2. Элейская школа:
Гераклит (V в. до н.э.)



В V в. до н.э. философская мысль милетской школы получила свое развитие:

1. Было выделено наиболее подвижное первоначало - огонь в учении Гераклита из Эфеса.

2. В первоначале было проведено различение понятий "бытия" и "бывания": бытие как пребывающее, неизменяемое существование, статичное; бывание - как преходящее существование. Первоначало, а с ним и все сущее, есть либо бытие, тогда бывание - только видимость (эта точка зрения называется монизмом и присуща элеатам); либо наоборот: первоначало, а с ним и все сущее, есть бывание, тогда бытие есть только видимость (Гераклит).

Элейская школа (по имени города Элеи в Южной Италии) представлена философами: Парменидом, Ксенофаном, Зеноном.

Парменид (род. ок. 540 - умер в 480 г. до н.э.) высказал элеизм более полно и в философской форме его можно считать первым подлинным философом среди элеатов. Парменид впервые выделил специфический предмет для философии, таковым является бытие. Не космос, не природа, не мир, не человек, а бытие. Бытие - это сущее, оно не рождено и не подвержено гибели, оно есть сейчас - непрерывное и законченное. У Парменида отсутствует космогенетическая проблематика, бытие вечно, ему неоткуда появиться, возникнуть. Есть только бытие и больше ничего нет, поэтому нельзя сказать, что здесь бытия больше, а здесь меньше, ибо бытие объемлет все и в нем нет изменений, раз нет перехода от бытия к небытию. Бытие может быть открыто только философией, только мышлением. Есть второй путь - это путь мнений (мнение - doxa). Мнения открывают мир на основе ощущений, а философия - это мнение, тождественное бытию.

Парменид - противник текучести применительно к бытию. С Парменидом рождается онтология - наука о сущем, о бытии как таковом. Возникает метафизика как умозрение бытия, мышление о бытии. Для Парменида бытие - нечто большее, более емкое, чем материя, мысль, духовность, и он говорит о бытии как относящемуся ко всему, то есть к объективной и субъективной реальности. Таким образом, у Парменида дана попытка выйти не просто на первовещество, а на истинное бытие - это вечное, лежащее в основе хаотичного бытия.

Эта философская позиция Парменида нашла противника в лице мыслителя из Эфеса Гераклита.

Гераклит (род. ок. 544 - умер 486 г. до н.э.) - за глубокомыслие своего учения прозван "темным", за свою трагическую серьезность - "плачущим философом". Его произведение "О природе" дошло до нас в отрывках. Гераклит учит: мир не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Кроме понятия "огонь" Гераклит вводит некую управляющую силу - "логос" - слово. Следовательно, мир возникает не просто из огня, а огонь взаимодействует с логосом словом, разумом, мыслью, и из их соединения рождается космос. Гераклит обосновывает принцип относительности всего сущего: "Все течет и ни что не пребывает". "На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды"1. Однако если отрицается постоянство бытия, то тогда надо отрицать и постоянство первоначала, показывать его производность от чего-либо. Но первоначало Гераклита - огонь - само является образом и воплощением текучести. Отсюда и "темнота" его философии, т.е. сложность и противоречивость. При всеобщей текучести, по Гераклиту, устойчивы только пути бывания: "путь кверху" и "путь книзу" ("Путь вверх - вниз один и тот же"2. Из всемогущего божественного первоогня (который является чистым разумом, логосом), путем раскола и борьбы произошло множество вещей ("путь вниз"). Согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня ("путь вверх"). В этом вечном движении вверх и вниз Единого происходит все и из всего - Единое. Все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Так, Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло, и зло есть добро; во всем объединены противоположности. Тем не менее, существует скрытая гармония, и эта невидимая гармония лучше, чем видимая противоположность.

Борьба есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других - людей, в одних - рабов, в других - свободных. Мудрость есть познание разума, логоса, господствующего во всем, быть мудрым - значит склониться перед этим разумом и подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума, которые выражаются как в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может приобрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье.

Тезисы Гераклита:

"Тайная гармония лучше явной".1

"Большая часть божественных вещей ... ускользает от познания по причине невероятности".2

"Многознание обладанию умом не научит".3

"Должно следовать общему, но хотя разум - общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок".4

"Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными".5

сердцем бороться тяжело, ибо чего оно хочет, то покупает ценой души"6.

"Не к добру людям исполнение их желаний".7

"Все, что мы видим наяву - смерть; все, что во сне, - сон; все, что по смерти, жизнь".8

"Целомудрие - величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая".9

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


написать администратору сайта