Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Апрелева В.А. А 771 Философия

  • ББК 87.66 © В.А. Апрелева, 2006© Пайдейя, 2006Содержание Введение.Что такое философия 5

  • Глава III. Философия эпохи Возрождения 110 Глава IV. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 133 Глава V. Немецкая классическая философия 153

  • Глава VI. Основные проблемы русской философии XIX - начала XX вв. 228 Глава VII. Основные направления постклассической философии 292

  • Глава IV. Теория познания 442 Глава V. Научное познание, его основные приемы и методы 475 Глава VI. Развитие мира и его законы 509

  • Метафизика есть вопрошание

  • Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
    АнкорApreleva_uchebnik.doc
    Дата11.02.2018
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
    ТипУчебное пособие
    #15438
    страница1 из 60
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


    В.А. Апрелева


    ФИЛОСОФИЯ


    Учебное пособие


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ

    ББК 87.66

    А 771

    Рецензенты:

    доктор философских наук, профессор К.Н.Любутин

    доктор философских наук, профессор Б.В.Емельянов

    Апрелева В.А.

    А 771 Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.


    Учебное пособие по философии включает содержание лекций, семинарских занятий, сборник практических упражнений по философии и вопросы для повторения. Автор рассматривает основные исторические типы философии, концепции и школы, основные проблемы философии, ее роль в жизни человека и общества.

    ББК 87.66


    © В.А. Апрелева, 2006

    © Пайдейя, 2006
    Содержание


    Введение.
    Что такое философия? 5


    Часть первая.
    Исторические типы философии и философствования 24


    Глава I.
    Древнегреческая философия 26


    Глава II.
    Средневековая философия 90


    Глава III.
    Философия эпохи Возрождения 110


    Глава IV.
    Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 133


    Глава V.
    Немецкая классическая философия 153


    Глава VI.
    Основные проблемы русской философии XIX - начала XX вв. 228


    Глава VII.
    Основные направления постклассической философии 292


    Часть II.
    Основные проблемы философии 331


    Глава I.
    Онтология 332


    Глава II. Проблемы онтологии культуры 362

    ГЛАВА III. Сознание 404

    Глава IV. Теория познания 442

    Глава V.
    Научное познание, его основные приемы и методы 475


    Глава VI.
    Развитие мира и его законы 509


    Глава VII.
    Проблемы человека в философии 539


    Глава VIII.
    Мир человека в мире искусства 582


    Вопросы для повторения 627



    Введение.
    Что такое философия?




    1. Основные черты философского знания



    Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. То есть существует множество определений философии.

    Каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она формирует совесть и, прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека; стремится выявить наиболее общие и необходимые связи человека с миром природы и общества, с другими людьми. В данном случае мы получаем дополнительную исходную характеристику философского знания - это знание общего, то есть всеобщность философского знания, философия обосновывает общее отношение к миру. Еще одна особенность философского знания состоит в том, что оно облекает свои решения в рациональную форму, рационально обосновывает свои положения. Если мы сопоставим философию и религию, то увидим, что религия опирается, прежде всего, на веру, формирует определенные догматические положения, которые должны приниматься без доказательств. А философия стремится дать рациональное обоснование своих выводов.

    Философия возникает в единстве с наукой и сохраняет черты сходства с ней. Это сходство проявляется, во-первых, в теоретическом характере знания, даваемом наукой и философией. Это знание объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства, и выражается в абстрактных понятиях и категориях. Во-вторых, науку и философию роднит отношение к истине как высшей ценности, как самоцели духовной деятельности. Вместе с тем, между наукой и философией есть существенные различия. Так, если для науки предметом изучения является мир сам по себе, то философию мир интересует в его соотношении с человеком; что такое человек, что он может знать, что он должен делать, на что он может надеяться? - вот вопросы, которые являются отправными для философии (И.Кант).

    В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы знаем больше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

    Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. "Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (К.Jaspers. Einfuhrung in die Philosophie, 1950)

    Интеллектуальная и духовная элита ценит философов за их способность думать о великом, вечном, обращаться к запредельному, постигать глубины смысла. У людей с обыденным, «здравым» сознанием подобное стремление вызывает отнюдь не восхищение, а категорическое неприятие, непонимание, отторжение. Для них философия – нечто абстрактное и бесполезное (ведь знание метафизики рублями не обогащает), а также сомнительное, ибо отнимает простые удовольствия жизни, разрушает привычный уклад, привычное – в поверхностности – понимание счастья, ценностей, утилитарное осмысление себя и своего места в мире.

    Это противоречивое отношение к философии целиком, и в усиленной форме переносится на ее носителей – философов, и так было всегда, со времен Гераклита и Демокрита, Сократа и Платона. Философ строит свою жизнь в состоянии перманентной битвы за свое право быть собой, не таким как все, за право транслировать свое инобытие людям, поэтому пространство, которое создается и формируется вокруг философа, столь же неординарно и неоднозначно. С одной стороны, оно призвано стать неким центром духовности, становления и совершенствования; с другой стороны, пространству философа свойственны элитарность, обособленность и крайняя степень ответственности. Важнейшими специфическими чертами этого пространства являются персонализм, рефлексивность, предельность, метафизичность, скептицизм, антропологизм, экзистенциальность, вопрошание.

    Персонализм здесь понимается как самодостаточность, личностность, самоопределенность. Под рефлексивностью полагаются мета-мыслительные движения, работающие с внутренним миром человека в его упорядоченности и гармонизации миром божественным. Предельность предполагает максимально общий, теоретический, абстрактный характер аналитического, логического, дискурсивного мышления. Метафизичность – его сущностную, духовную укорененность. Скептицизм рассматривается как принцип действенного, оперативного сомнения, вне которого нет выходов к новым горизонтам познания. Антропологизм есть центрирование всей философской проблематики сквозь призму человеческой реальности. Экзистенциальность осознается как переживание, врастание в разрешаемые проблемы всей целостностью человеческого существования в ее глубинно-эмоциональной окрашенности предельными состояниями. Вопрошание есть средство смыслопорождения и оформления собственных философских, мировоззренческих позиций. При этом проект развития личности реализуется в познании посредством философии, посредством занятий философией.

    По-прежнему не стихает дискуссия относительно того, к какому роду культурных явлений отнести философию. Этот спор, по существу, сконцентрировался вокруг вопроса о том, является ли философия наукой или она есть нечто, качественно отличное от научного познания мира? Острота этого вопроса такова, что, по сути, равносильна вопросу жизни и смерти для самой философии.

    Если признать философию наукой, то она утратит свое культурное своеобразие и станет в один ряд с позитивным научным знанием. Если, с другой стороны, противопоставлять философию и науку, то мы рискуем представить первую как нечто, лишенное логической строгости и обоснованности, достоверности и общезначимости. Таким образом, в первом случае философия перестает быть сама собой, а во втором - как бы теряет свою значительность, что также равнозначно вынесению ей смертного приговора. Для того чтобы достойно выйти из этой проблемной ситуации и дать достоверное обоснование статуса философии, необходимо хотя бы мельком взглянуть на то, в каких модификациях она существовала.

    Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости. Так, например, философия Платона пронизана мифами и сама похожа на миф, где царствует величественный персонаж - Сократ, олицетворяющий мудрость в чистом виде. Римские стоики усилиями Сенеки и Марка Аврелия превратили философию в разновидность моральной проповеди. Средневековая философия, в свою очередь, конституировалась как служанка богословия, а в Новое время эталоном философского знания стала наука. Сейчас мы знаем, что философия существует и в виде строгой научной теории (учения И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля и др.), и в ткани художественного повествования (романы Ф.М. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе). Она может иметь форму систематизированного знания и представать в виде эссе, мозаики афоризмов и житейских наблюдений (именно так писали свои произведения Ф. Ницше, В.В. Розанов). Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка... Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.

    Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание. По словам В.В.Зеньковского (1881-1962) «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации».

    Так, в античной философии такое единство было выражено в архе. Архе, как начало нематериальное, сверхчувственное, духовное не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию. В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре такой первоосновой признается дхарма, в китайской – дао, в христианской – Логос. Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, Гегелем понималась в качестве абсолютной идеи, А.Шопенгауэром – мировой воли. Вл.Соловьев создал философию всеединства, Н.Бердяев полагал первичной предвечную свободу, в XX столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию.

    Интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом. Вторая задача философии заключена в создании мировоззренческой основы конкретного типа культуры. В этом смысле, философия возникает на той стадии развития общества, народа или цивилизации, когда они не только достигли пика своей зрелости, но и обнаружили серьезные проблемы стадии глубокого кризиса, требующего перехода на более высокую ступень социально-исторического бытия. Именно философия предстает как способ теоретического осмысления основ жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития социума и истории. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Немецкая классическая философия родилась в стране, которая прозябала «на задворках» Европы, не имея централизованного государства. Именно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней.

    Можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания, а истина трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу. Следовательно, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку.

    Третья важнейшая задача философии – выполнение интегрирующей роли в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Мировоззрение – это система убеждений, сознательных представлений о мире в целом и о себе, как части этого целого. Чем более последовательны, определенны, устойчивы, стройны убеждения человека, тем более яркой и значительной личностью он предстает в обществе. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слажены между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем ближе она к мудрости. Философия – это способ созидания, в первую очередь, самого человека в процессе его соотношения с самим собой и окружающим миром, в его полагании себя и мира. Человек является подлинным ядром всех философских проблем, потаенной сердцевиной всех философских вопросов, центром, стягивающим в целостность всякое философствование и всякую философскую систему. А все философские вопросы и проблемы при этом есть не более, чем модусы человеческого бытия, как источника философского вопрошания.

    В аспектах поставленной проблемы уместной представляется постановка вопроса о роли и месте философии в человеческой жизни, о том, кому, зачем, какая, каким образом нужна философия, и что она может дать человеку вне зависимости от того, является ли он философом «по диплому». Центральной проблемой при этом полагается идея необходимости и возможности возвращения философии к человеку, придания ей в этом ключе личностной значимости и функциональности, отыскания форм и средств такого возвращения. В этой связи необходим хотя бы набросок адекватного этой идее образа философии и указание места ее участия в человеческой жизни. Необходим такой подход к философии, при реализации которого станет возможным ее превращение в источник и инструмент человеческого самообразования, само-становления, само-развития, само-совершенствования.

    Приобщение к миру философии дает человеку возможности выхода на уровень духовного бытия; обрести и сохранить себя в своей подлинной самости; проектировать свою личность и строить ее по этому проекту. Если обобщить предметную область философии, можно сформулировать следующие выводы.

    Во-первых, философия рассматривает человека как субъект познания.

    Во-вторых, философия рассматривает проблему понимания (герменевтика) как одну из центральных проблем теории познания – как проблему соотношения «я» с другими «я».

    В-третьих, философия направлена на то, чтобы освободить человеческий ум от скрытых в нем самом препятствий к адекватному восприятию мира.

    В-четвертых, философия призвана установить форму отношения субъекта ко всему многообразию объективных явлений; то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия.

    В-пятых, философия решает вопрос о формах отражения человеком, как субъектом познания мира объектов, о способах установления правильности, истинности этого отражения и познания.

    В-шестых, философия призвана раскрыть существенную связь между человеческим существованием и фундаментальными характеристиками Вселенной. При этом, философское познание сложно и не прогрессивно. Ведь, едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

    Достоверность, которая может быть приобретена вфилософии, не является научной, одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. "Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (K.Jaspers. Einfuhrunq in die Philosophiе, 1950)

    2. Мировоззрение и его структура



    Ключевым понятием в определении специфики философии является понятие "мировоззрение". Понятие "мировоззрение" распространено очень широко. Оно употребляется в обыденном мышлении, в науке, искусстве, политике, религии, философии, этике и отражает особую, реально существующую среду духовной жизни общества. Вполне возможно, что мировоззрение есть духовный дом человека, который каждый из нас строит для себя и взирает оттуда на происходящее. Можно утверждать, что мировоззрение есть духовная сфера человеческого бытия, захватывающая и пронизывающая собой все остальные сферы и как бы в то же время растворяющаяся в них. Слово "мировоззрение" состоит из двух слов: "мир" и "воззрение". Общий смысл его, следовательно, таков: мировоззрение есть воззрение (взгляд) на мир. Казалось бы, все довольно просто. Но что понимать под "миром"? Оказывается, что это слово многозначно. Мы говорим: мир элементарных частиц, мир атомов, мир звезд, мир денег, мир искусства, мир техники. Мы говорим о мире ребенка и мире взрослого, мире мужчины и мире женщины. Мы выделяем природный, социальный и духовный миры. Мы различаем мир реальный и мир вымышленный, фантомный.

    Многообразие существующего и фиксируемого неисчерпаемо и не поддается точному учету. Миры, с которыми имеет дело человек, многогранны и приоткрываются ему разными своими сторонами. Многообразие миров для человека жизненно необходимо. "При этом, - замечает русский философ-интуитивист Н.О.Лосский, - никакое отдельное содержание мира никогда не удовлетворяет человека до конца, не может наполнить всей его жизни: рано или поздно в нем пробуждается стремление идти все дальше и дальше, прибавить к тому, что достигнуто, еще новые и новые содержания жизни".1 Человек, в силу его жизненных потребностей, не останавливается на каком-либо отдельном мире, он осваивает все новые и новые миры. Однако человек не просто относится к этим мирам, он сам существует одновременно во множестве миров, укоренен в каждом из них, живет на их пересечении. Точка (центр) пересечения этих миров постоянно перемещается, образуя замысловатую линию жизненного пути человека, линию его судьбы. Человек есть составная часть всех этих миров, вместе с тем человек - собственное бытие для себя, и каждый из миров есть лишь составляющая бытия человека. Миры суть бытия человека, человек же есть бытие миров. В этом мы усматриваем неустранимость мировоззрения из жизни человека, ибо само мировоззрение есть не что иное, как способ самовыражения, самоопределения бытия человека в мире, мира в человеке. При этом множественность миров дает основание говорить о множественности человека. Вот как выражает такого рода идею русский философ-мистик Г.И.Гурджиев: "У русского человека нет единственного "я". Но вместо этого имеются сотни и тысячи маленьких "я"... Каждую минуту, каждый момент человек говорит или думает "я". И каждый раз его "я" другое. Только что оно было мыслью, теперь оно желание, сейчас - ощущение, а вот оно - другая мысль и так до бесконечности".1 Множественность миров, синтезированная в единое понятие, дает универсальную, предельно общую философскую категорию "мир", отражающую наиболее общие и существенные характеристики многообразия реальных миров.

    Обратимся теперь к другому составному слову - к "воззрению". В самом общем смысле оно означает взгляд на что-либо. Но только ли человек просто глядит на окружающий его мир? И что значит "глядит"? Человек не просто пассивно созерцает, но и определенным образом относится к происходящему. Он эмоционально реагирует, размышляет, действует. Поэтому "воззрение" можно истолковать как способ выражения отношения человека к происходящему, как выражение степени отношения к миру, степени освоения и осмысления мира.

    Отношение к миру может быть проявлено (выражено) на уровне эмоций, чувств. Оно бывает трагичным, жизнерадостным, оптимистичным, безразличным. Человек со страхом, с уверенностью, с надеждой, с отчаянием ожидает наступления события, с определенным настроением принимается за какое-либо дело. В этом случае говорят о мироощущении человека. На основе восприятия действительности и представления о ней, на базе наблюдений, жизненного опыта складываются мировосприятия и миропредставления. Объединяющим для этих трех понятий является понятие "миросозерцание". Когда человек размышляет над происходящим, подключая для этого свои интеллектуальные силы, разум, он поднимается на уровень миропонимания и более глубоко проникает в суть вещей.

    Итак, мировоззрение - система взглядов человека (личности, социальной группы, класса, общества в целом) о мире и о своем месте в мире, которая выражает потребности и интересы человека, определяет смысл его существования и ориентирует, направляет, организует его деятельность. Природа мировоззрения имеет ценностный характер. И с этой точки зрения элементы мировоззрения - это не концепции и теории, а идеалы, ценностные ориентации. Всякое философское знание есть знание мировоззренческое, но не всякое мировоззренческое знание есть знание философское. Существуют типы мировоззрений и дофилософские, например, мифологическое и нефилософские - религиозное мировоззрение. Могут быть исторические типы мировоззрений, а могут быть также социально-классовые, профессиональные, по уровню образования. Наряду с этим, каждый человек может обладать и собственным, отличающимся, от названных, мировоззрением; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

    Структура мировоззрения

    Мифология (от греч. mifos - предание, сказание и logos - слово, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий общественного развития.

    Мифы существовали у всех народов мира. Мифы - это сказания как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. Мифы различны. Это индийская легенда "Рамаяна" о приключениях Рамы и Симы. Древнегреческое, гомеровское сказание "Илиада" и "Одиссея" о троянской войне и путешествиях Одиссея. Есть ли в них что-то общее? Да, это тема единства человека и космоса, человека и богов, поиски разгадок тайн жизни, ее происхождения; поиски ответов на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека. Значит, в мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о жизни и смерти, о судьбе, добре и зле.

    Религия (от лат. religio - благочестие, набожность) такая форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъестественное.

    Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религии. Христианство, буддизм, ислам - мировые религии, им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимание.

    Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур. Религия - это не только мировоззрение, но и соответствующее поведение, поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Религия опирается на веру, интуицию, нуждается в авторитете церкви, вероучения.

    Нужна ли религия человеку? Как любое явление культуры, она передает ему знание, дает повод к размышлению, учит нравственности, помогает найти свою судьбу. Гёте сказал: "Кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию".

    Философия – это рационально обоснованное мировоззренческое обобщение об отношении человека, субъекта, сознания к миру, объекту, материи. С момента возникновения философии это знание характеризуется как мудрость, а это значит, что философское знание должно давать не только истинную картину действительности, но и являться основой целесообразного поведения.

    Это становится возможным, если философское знание содержит решение противоречий, то есть диалектику. Диалектика - постижение противоречий действительности - выступает как тип философской рациональности, философского осмысления мира. Философия представляет собой систематизированное мировоззрение, является теоретической формой мировоззрения и может выполнять роль теоретического ядра всех иных форм мировоззрения. При этом философия может пользоваться не только рациональными формами - понятиями, но и образами, интуицией.

    3. Предназначение философии.
    Ее смысл и функции



    Как и любое социальное явление - философия находится в целой системе отношений с другими явлениями, взаимодействует с ними и поэтому имеет многообразие функций.

    Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формирует наиболее общие понятия, категории. М.Хайдеггер определил философию как "вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего...".1 Категории философии - это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области; но "они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия". К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, элемент-структура и т.д.

    Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явления, а к любым явлениям. Поэтому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры.

    Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии – онтология (от греч. ontos -сущее и logos - учение); философское учение о познании мира - гносеология (от греч. gnoses - познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios - ценный) - аксиология.

    Методологическая функция - это определенная сторона мировоззренческой функции философии, которая выражается в способности ориентировать, организовать, направлять деятельность человека. Задача методологической функции - выразить в понятиях исследуемый объект.

    Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его сферах.

    Критическая функция. Основа - ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности.

    Обращенность к будущему. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропониманий, системы для будущего.

    Философия является самосознанием общества. Чтобы понять эпоху или нацию, необходимо понять ее философию, поскольку философия выступает как "ядро" культуры, ее квинтэссенцией. Поэтому культурная функция философии состоит в том, что в ней обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи.

    Семинарское занятие на тему: Что такое философия?


    1. Определение понятия философского знания.

    2. Предмет философии.

    3. Понятие мировоззрения.

    4. Структура мировоззрения.

    5. Каково соотношение философии и науки, философии и искусства, религии и мифологии?

    6. Предназначение онтологии, гносеологии и аксиологии, их соотношение и место в философии.

    Литература для самостоятельного чтения:


    Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. 1998. №8.

    Введение в философию. Ч. 1., Раздел 1.1, 1991.

    Вольф Р. О философии. М., 1996.

    Гончаров Н.Г. Основы философии. Курс лекций. М., 1998.

    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1997.

    Каган М.С. Философия как мировоззрение// Вопросы философии. 1997. №9.

    Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

    Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М., 1990.

    Кун Н.А. Боги Древней Греции. М., 1992.

    Лузгин В.В. Современные проблемы теории основного вопроса философии. М., 1985.

    Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Часть I. Раздел I, §1. С.10-129.

    Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? М., 1990.

    На переломе: философия и мировоззрение. М., 1990.

    Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

    Основы современной философии. СПб., 1997.

    Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972.

    Современный философский словарь. М., 1996.

    Фейенберг Е.Л. Наука, искусство, религия // Вопросы философии. 1997. №7.

    Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1994. №9.

    Философия и мировоззрение. М., 1990.

    Философия / Под. ред. В.П.Кохановского. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995.

    Хрестоматия по философии / Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 1997.

    Темы рефератов:


    1. Понятие мировоззрения.

    2. Философская и научная картина мира ХХ в. (единство и различие).

    3. Философия и политика.

    4. Философия, религия, атеизм.

    5. Функции философии.

    6. Личность философа (философия как образ жизни).

    7. Место и роль философии в системе культуры.

    8. Философия и искусство.

    9. Сциентизм и антисциентизм в философии.

    10. Философские аспекты естествознания.

    11. От мифа к логосу: рождение философии.

    Вопросы и упражнения:


    1. Имеется ли у философии свой язык? Как он складывался и развивался? В чем его существо? Чем он отличается от обыденного языка и языка науки?

    2. “...Истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво...”

    К какому периоду формирования философии относится это высказывание? Как оно характеризует особенность философского знания?

    3. Что такое философия? Какие суждения об этом Вам известны?

    4. Кто такой философ? Кто из философов (в истории мысли) Вам известен? Почему его можно назвать философом?

    5. Кому принадлежит высказывание: “Во-первых,... мудрый... знает все, хотя и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих,... более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и (в-четвертых), что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а (в-пятых), та, которая главенствует, и в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять...”? Составьте свой комментарий этих пяти черт мудрости.

    6. Прокомментируйте суждение Аристотеля: “Удивление побуждает людей философствовать”. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить все ответы?

    7. “Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело” (М. Монтень “Опыты”). Согласны ли Вы с этим утверждением? Какие философские системы могут его подтвердить?

    8. “Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни” (М. Монтень “Опыты”). Каково, на Ваш взгляд, соотношение мудрости и счастья, мудрости и радости?

    9. “Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров..., каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют...” (Р. Декарт “Начала философии”).

    Проанализируйте это суждение. Приведите иллюстрации. Сопоставьте известные Вам философии народов.

    10. Вл. Соловьев приводит два представления о том, что такое философия: “По первому философия есть только теория, есть дело только школы; по второму она есть более чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже и школы”.

    А как вы считаете: в чем предназначение философии? Приведите соответствующие иллюстрации.

    11. Можно ли сказать, что философия - это познание, философия - это нравственность, философия - это эстетика, философия - это логика?

    Есть ли другие определения философии? Так что же такое философия?

    Приведите некоторые названия известных Вам философских произведений. Не отражает ли название произведения представления его автора о назначении философии?

    12. Прокомментируйте фрагмент текста Н.А. Бердяева: “Отравленный Сократ, сожженный Дж. Бруно, принужденный уехать в Голландию Декарт, отлученный от синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии... Источник мучений и преследований лежит не в самой природе религии, а в ее социальной объективизации”.

    Согласны ли Вы с таким объяснением Бердяева? Можете ли привести аналогичные примеры? Как Вы поняли последнюю фразу мыслителя?

    13. “Философия постоянно боролась против народных религиозных верований, против мифологических элементов в религии, против традиции. Сократ пал жертвой этой борьбы”. (Н. Бердяев).

    Прав ли Бердяев? Разъясните это. Приведите примеры такой неравной борьбы.

    14. “Познание есть гуманизация в глубоком, онтологическом смысле слова. Причем есть разные ступени гуманизации. Максимум гуманизации есть в религиозном познании... Далее идет философское познание, которое есть также гуманизация, познание тайны бытия в человеке и через человека, познание смысла существования... Минимум гуманизации происходит в научном познании, особенно в науках физико-математических” (Н. Бердяев).

    Объясните смысл первой фразы и терминов “гуманизация”, “онтологический”.

    Согласны ли Вы с таким разделением трех ступеней гуманизации?

    Справедливо ли определение философии, данное Бердяевым? Справедливо ли обвинение в дегуманизации, адресованное физико-математическим наукам?

    15. “Философия не социальна, философия персональна” Прокомментируйте это высказывание Н. Бердяева, подтвердите или опровергните его.

    16. Прокомментируйте определение: “Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос” (М. Хайдеггер).

    В каком смысле здесь употребляется понятие “метафизика”? Объясните выделенную часть фразы.

    17. Л. Фейербах так охарактеризовал предмет философии: “Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в естественный универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку”.

    Как Вы относитесь к такому пониманию предмета философии? Каков предмет философии с точки зрения Фейербаха?

    18. М. Монтень утверждал: “Если пред Вами нечто печальное и унылое - значит, философии тут нет и в помине”.

    Какой точки зрения на предмет философии придерживался Монтень? Согласны ли Вы с ним? Какие философские учения подтверждают или опровергают этот тезис?
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


    написать администратору сайта