Философия учебник. Учебное пособие Обратить внимание! Оформить выходные сведения на обороте титула
Скачать 1.41 Mb.
|
Аналогия – форма умозаключения, когда на основании сходства между явлениями делается вывод об их сходстве в других отношениях. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. 117 Асмус В.Ф. История античной философии/В.Ф.Асмус. – 2-е доп. изд. – М.: Высшая школа, 1976, с. 5. 118 Досократики/Пер. с др.греч. А. Маковельского. – Мн.: Харвест, 1999, с. 458 (18.В5). 119 Система, движущаяся прямолинейно и равномерно, в которой выполняются законы классической механики. 120 См.: Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы/В.С.Степин. Ред. В.И. Евсевичев. – М.: Гардарики, 2006, с. 359–360. 121 См.: Настоящее издание, главу «Гегель» 122 Г.В. Плеханов. Материалистическое понимание истории/Г.В. Плеханов. Избр. философ. произв. – М.: Госполитиздат, 1956, с. 649. 123 Там же, с. 653. 124 См.: История мировой философии/Учебное пособие//Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель. ХРАНИТЕЛЬ, 2007, с. 236–237. 125 Работа Ф. Энгельса над «Диалектикой природы» длилась десятилетиями. Это объясняется, в первую очередь, необходимостью ознакомления с достижениями целого ряда естественных и социально-гуманитарных наук. Затем кончина К. Маркса заставила Энгельса взять на себя завершение незаконченного его другом «Капитала» (Маркс написал лишь первый том этого сочинения), а затем наступила тяжелая болезнь и смерть, окончательно оборвавшая работу над «Диалектикой природы». 126 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг /К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 42. 127 Ф. Энгельс. Диалектика природы/К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 391. 128 В.И. Ленин. Философские тетради/В.И. Ленин. ПСС, т. 29, с. 301. 129 См.: наст. пособие, ч. I, разд. 9: И. Кант «Теория познания». 130 Гуссерль Э. Философия как строгая наука/Эдмунд Гуссерль. Философия как строгая наука//Пер. с нем. – Новочеркасск, Агентство Сагуна, 1994, с. 130. 131 Там же, с. 133. 132 Классическая концепция психологизма представлена в философии Юма, трактовавшего закон причинности, как результат произвольного приписывания людьми этого вида связи повторяющимся последовательностям событий. 133 Аподиктический (др. гр. αποδείκτικος) – достоверный, основанный на логической необходимости. 134 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология/ Эдмунд Гуссерль. Философия как строгая наука. – С. 65. 135 Редукция (лат. reductio) – отодвигание назад, сведение. 137 См.: Хайдеггер М. Бытие и время/М. Хайдеггер//Пер. с нем. В.В. Бибихина. – Харьков: «Фолио», 2003, с. 19. 138 Термин заимствован у Кьёркегора. 139 Фр. – свидание, разговор с глазу на глаз, тет-а-тет. 140 Фридрих Шлейермахер (1768–1834) – крупный протестантский богослов, философ и переводчик диалогов Платона на немецкий язык. Вильгельм Дильтей (1833–1911) – немецкий историк культуры, философ-неокантианец. 141 Бессонов Б.Н. Герменевтика. История и современность/Х.-Г. Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Общ. ред. Б.Н. Бессонова//Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988, с. 9. 142 Так буквально переводится с немецкого словосочетание, тождественное выражению «гуманитарные науки»: «geisteswissenschaften». 143 Верификация (фр. Verification) – проверка истинности теоретических положений, путем установления опытным путем достоверности выводимых из них следствий. 144 Гадамер. Х.-Г. Истина и метод/Х.-Г. Гадамер/Общ. ред. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988, с. 45. 145 Там же. 146 Там же, с. 58. 147 Там же. 148 Там же, с. 55. 149 Там же, с. 57. 150 Там же, с. 355. 151 Там же, с. 520. 152 Зотов Ф.Ф. Структурализм: западная философия на пути к «постмодерну»/А.Ф. Зотов. Современная западная философия. – М.: ООО «Проспект», 2010, с. 474. 153 Там же, с. 477. 154 Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) – психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. 155 Зотов А.Ф. Структурализм: западная философия на пути к «постмодерну»/А.Ф. Зотов. Современная западная философия. – М.: ООО «Проспект», 2010, с. 482–483. 156 Прецедент – поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. 157 Диахрония (от греч. dia – через, сквозь и chronos – время) – понятие, характеризующиее историю и развитие системы от стадии к стадии. 158 Тотемизм – вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное (реже – растение или предмет неживой природы). |