Главная страница
Навигация по странице:

  • Клод Леви-Строс (1908

  • Литература Учебники

  • Дополнительная литература

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Философия учебник. Учебное пособие Обратить внимание! Оформить выходные сведения на обороте титула


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Обратить внимание! Оформить выходные сведения на обороте титула
    АнкорФилософия учебник.doc
    Дата27.12.2017
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия учебник.doc
    ТипУчебное пособие
    #13145
    страница22 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    Раздел 6. Структурализм
    Одним из влиятельных течений в современной западной философии является философия структурализма, возникшая в 30-х годах ХХ столетия во Франции. Источником этого течения стали изыскания в области языкознания, предпринятые швейцарским лингвистом, основателем «структурной лингвистики» Фердинандом де Соссюром (1857–1913) .

    Язык привлек внимание исследователей своей двойственной природой. С одной стороны, в нем заключается «идеальное духовное содержание», то есть нечто сверхчувственное. С другой – слова человеческого языка обладают материальным бытием в виде звука или письма. Как пишет известный современный исследователь западной философии А.Ф.Зотов, – в «языке увидели мостик между материально-вещественным и идеально-духовным началами в самом земном, то есть в основе своей природном, человеческом существе»152. И это дало повод для философских размышлений.

    Положение, с которого берет начало течение структурализма, и которое впервые было высказано именно Соссюром, заключает в себе очень простую мысль: язык имеет свою материю. Он представляет собой некое множество звуков, акустическое единство, характеризующееся четким различением этих звуков, так называемой «артикуляцией».

    Однако сказанное человеком слово существует в этом качестве не как бессмысленное чередование звуков. Оно оказывается сложным «единством с понятием», то есть функционирует как «знак», с которым соединен определенный смысл. Тем самым оно (слово) предстает как нечто большее, чем акустическое и артикуляционное образование.

    Слова определенным образом связаны друг с другом. Они образуют систему, благодаря которой процесс производства звуков и их восприятия становится средством передачи и восприятия смыслов. Но и смыслы, в свою очередь, тоже объединяются в систему, аналогичную материальной языковой (звуковой или письменной). Ведь смысл предложения как цельного образования зависит, во-первых, от порядка расположения слов, и, во-вторых, от таких частей, как префиксы, суффиксы, предлоги, указывающих на соотношения, то есть связи между словами, а, соответственно, и между смыслами.

    И эта аналогия стала поводом для ученых, изучающих культуру, трактовать как язык, как систему знаков, за которыми скрывается какой-то смысл, «любое множество объектов произвольной природы», если эти множества обладают определенной структурой, то есть системой связей. «Песни, танцы, рисунки, украшения, ритуалы, архитектура, обычаи, груды камней, отдельные камни, совокупности деревьев и цветов – каждое такое многообразие объектов любого рода для культуролога становится «текстом»»153.

    Но какой смысл нужно искать за подобными текстами и как его искать? На этот вопрос попытался ответить основатель структурализма, ученый-этнолог Клод Леви-Строс.

    Клод Леви-Строс (19082009). Клод Леви-Строс не был профессиональным философом. Он посвятил свою жизнь изучению различных культур, уделив особое внимание мифам и культуре «архаических» народов. Однако в процессе научных исследований он вышел на проблемы, требующие философского осмысления. Решение этих проблем он предложил в своем главном труде «Структурная антропология».

    В нем он, вслед за Соссюром, все явления культуры стал трактовать как своего рода «тексты», придавая им значение символов, которые историк культуры или этнолог должны расшифровать. Для этого им необходимо применить те же методы, что и при исследовании вербального, то есть словесного языка. При этом подразумевается, что предметом исследования в вербальном языке является его структура. Соответственно, метод, применяемый в процессе такого исследования – структурный анализ.

    Однако применение методов, используемых в лингвистике (науке о языке) для изучения явлений культуры, может быть уместным лишь при условии, что структура языка и структура всех явлений и процессов культуры являются идентичными. На чем же основывалось убеждение Леви-Строса в их идентичности?

    Дело в том, что, по мнению Леви-Строса, и язык, и вся культура в целом являются символами, формами проявления того, что автор структурной антропологии называет «бессознательным». Это «бессознательное» нельзя отождествлять с индивидуальным «подсознанием» (потенциальной возможностью сознания) и с таким же понятием, употребляемым в психоанализе154, обозначающим что-то содержательное, особую форму памяти.

    Для Леви-Строса «бессознательное» – это некая «объективная реальность», форма, не включающая в себя никакого содержания. Оно «всегда пусто», то есть, как остроумно выразился автор рассматриваемой концепции, «оно так же чуждо образам, как желудок чужд проходящей через него пище». «Бессознательное» – не продукт общества. А «объективной реальностью» оно является постольку, поскольку не зависит от индивида и его индивидуального сознания, хотя и заключено в психике каждого человека. Более того, все культурные процессы, вся сознательная общественная жизнь есть лишь «проекция универсальных законов», не осознаваемых человеком, то есть бессознательного.

    Под общественной жизнью, или культурой, Леви-Строс понимает «совокупность символических систем, в первом ряду которых находятся язык, брачные правила, экономические отношения, искусство, наука, религия». К ним относятся также «мифы, ритуалы, политика, правила вежливости и кухня». И все эти составляющие подчиняются одним и тем же структурным принципам или законам, а именно: «бессознательному». Обращаясь к истории философии, Леви-Строс находит аналог своему «бессознательному» в кантовской «Критике чистого разума». Он говорит, что структуры «бессознательного» подобно кантовским априорным формам чувственности и рассудка как бы накладываются на явления культуры, выстраивая их в определенную систему.

    Естественно, что в такой системе отношения имеют примат над ее элементами. Ведь структуры бессознательного применимы к любым элементам. То есть, они не только не зависят от последних, но и определяют их значение. В качестве примера можно привести отношения родства, скажем, дяди и племянника. В этих отношениях свойства элементов (кровных родственников) не играют никакой роли, поскольку ни дядя, ни племянник не рождаются таковыми, не являются ими по своей сути. Присваивают им эти роли и, соответственно, функции именно места в системе родственных отношений, которые, в свою очередь, выстраиваются в соответствии со структурами бессознательного.

    Эти структуры, как неосознанные закономерности психики, являются, по Леви-Стросу, общечеловеческими. В конкретном обществе конкретную форму они обретают в языке. Язык, входя в состав символических систем, отображающих бессознательное, в то же время является опосредующим звеном между ним (бессознательным) и формами его проявления. Леви-Строс называет язык «субстанцией духа, который объективирует себя в культуре».

    Культура появляется тогда, когда появляется язык. Посредством языка устанавливаются и увековечиваются все формы социальной жизни. Культура существует в языке. Отсюда и искушение отождествить структуру вербального языка со структурой объектов и процессов культуры, сделать его как бы обобщающей моделью всех культурных явлений. Но насколько уместен такой замысел?

    А.Ф. Зотов не видит в нем ничего противоестественного. «Структуры языка (фонетические или иные), – пишет он, – могут быть всего-навсего только эффективным (удобным) искусственным средством описания явлений культуры, не имея при этом никакой «органической»

    близости (никакого «сродства») с самими этими явлениями и с их организацией»155. Наука уже знает подобный прецедент156, имевший огромное значение для развития естественнонаучного знания. Этот прецедент – математика как универсальный способ описания действительности. То, что с ее помощью можно описать самые разные объекты реального мира вовсе не означает, что в их основе лежат числа или геометрические фигуры. Так почему бы и язык, а точнее, его структуру не применить в качестве средства описания, но только культурных явлений?

    Основным методологическим принципом, исходя из которого Леви-Строс строит свою концепцию, является принцип органического единства так называемых «синхронии» и «диахронии». Под «синхронией» (от греч. sýnchronós – одновременный) структуралисты понимают рассмотрение языка или какой-либо другой системы знаков с точки зрения соотношений между их составными частями в один период времени. При этом не учитывается ни время возникновения этих частей, ни причинно-следственные связи между ними. Во главу угла ставится связь смысловая. И лишь после того, как будет сформирована такая смысловая система рассматриваемого объекта, она подвергается историческому исследованию, то есть «диахронии»157.

    Такой способ исследования отличается от эволюционного, присущего естественным и социальным наукам, таким как биология, геология, космология или историческая социология, тем, что не ищет общих законов развития, а сосредоточен на единичном или особенном в жизни человеческого общества. Его применение не имеет в виду создание общих схем развития социума, подобно «генерализирующим» методам, а ориентировано на культурное многообразие, на постижение присущей именно этой культуре или именно этому сообществу логики развития. Иными словами, применение этого способа познания учитывает индивидуальную логику различных культур и их явлений, как текстовых систем, которые, как говорит Леви-Строс, перешли в сознании носителей данной культуры или данного сообщества в сферу бессознательного.

    Но что означает эта фраза? О каком еще бессознательном говорит здесь Леви-Строс?

    При ответе на этот вопрос следует, прежде всего, отметить, что структура культурного мира является многоуровневой системой, где каждый уровень можно рассматривать как знаковую систему, говорящую о чем-то ином, нежели она сама. Но все уровни пронизывают по языковой схеме структурные принципы «бессознательного», понять и изучить которые является задачей этнолога и антрополога.

    Однако эти принципы в каждой культуре реализуются особым, присущим только ей способом, в различных текстовых системах. По завершении формирования этих систем последние начинают работать независимо от воли и желания людей. Человек того или иного сообщества придерживается их автоматически, не осознавая их происхождения и назначения. К ним относятся правила поведения за столом, похоронные или свадебные обряды, отношения родства и другие. Но очевиднее всего этот автоматизм выражен в языке. Люди следуют в своей речи грамматическим правилам, порой абсолютно не зная и даже не подозревая об их существовании.

    И именно язык какого-либо сообщества является тем системно-структурным образованием, которое определяет форму модификации всеобщего «бессознательного» в местные знаковые системы. Поэтому исследуя эти местные знаковые системы как язык, можно прийти к тому, что за этими знаками скрывается. «Язык, – говорит Леви-Строс, – можно рассматривать как фундамент, предназначенный для установления на его основе структур, иногда и более сложных, но аналогичного ему типа, соответствующих культуре, рассматриваемой в ее различных аспектах».

    В качестве примера можно привести древнее религиозное верование «тотемизм»158. С точки зрения Леви-Строса, он есть не что иное как «вербальная классификационная система, которая дифференцирует и упорядочивает социальные отношения по аналогии с многообразием видов растений и животных». Это значит, что многообразие растений и животных в тотемизме исполняет функции языка, «становится знаковой системой, символизирующей социальные отношения». Но в свою очередь социальные отношения можно рассматривать как язык, в котором отражается «бессознательное».

    Интересно, что утверждая первенствующую роль «бессознательного» в жизни людей, Леви-Строс лишает человека свободы и представляет его как существо запрограммированное, несвободное. И Леви-Строс признает это. В одном из своих произведений он утверждает, что люди всегда и повсюду ставили одни и те же цели и решали одни и те же задачи. Более того, получается, что сама культура развивается независимо от сознательной деятельности человека, и весь исторический процесс совершается независимо от него.

    Из концепции Леви-Строса вытекают далеко идущие следствия. Во-первых, он пришел к выводу о том, что уподобление культурных явлений знаковым текстовым системам позволяет применить к изучению этих явлений научные методы, включая логику и математику, как это имеет место в лингвистике, и таким образом превратить этнографию как описательную дисциплину в точную науку этнологию, выявляющую закономерности развития культуры.

    Во-вторых, учитывая то, что в основе культурных явлений, в том числе в языке, заложены структуры бессознательного, необходимо признать, что люди сообществ, не затронутых европейской цивилизацией (в том числе принадлежащих к так называемым «отсталым» народам) способны формировать абстракции и логически мыслить, хотя их логика может казаться европейцу противоречащей всякой логике.

    И, наконец, из всего сказанного сам собой напрашивается вывод о равноправии всех культур, существующих на Земле, независимо от того, в какой части земного шара они находятся и каким сообществам принадлежат.
    Литература
    Учебники

    Ильин В.В. История философии / Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

    Философия / Учебник для вузов // Под ред. В.В. Миронова. – М.: «Норма», 2009.
    Дополнительная литература

    Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2010.

    Леви-Стросс К. Структурная антропология/Клод Леви-Строс // Пер. с фр. В.В. Иванова. – М.: Астрель, 2011.

    Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики / Под ред. и с примеч. Р.И. Шор // Пер. с фр. А.М. Сухотина. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В.Абаев. АН СССР. Сибирское отд. Бурятский ин-т обществ. наук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 1989.

    Августин Блаженный. Творения. – В 4 т. / Августин Блаженный. – СПб.: «Алетейя». – Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. – Т. 1–4.

    Антология мировой философии. – Часть 1–2 / Антология мировой философии. – В 4 т. – АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1.

    Аристотель. Сочинения в четырех томах / Аристотель. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1976–1984. – Т. 1–4.

    Асмус В.Ф. Диалектика Гегеля / В.Ф. Асмус // Избр. философ. труды. – В 2 т. – М.: 1971. – Т. 2.

    Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973.

    Асмус В.Ф. История античной философии / Учебное пособие // В.Ф. Асмус. – 2-е доп. изд. – М.: Высшая школа, 1976.

    Асмус В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1969.

    Беркли. Сочинения / Дж. Беркли. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1978.

    Библия.

    Быховский Б.Э. Кьёркегор / Б.Э.Быховский. – М.: Мысль, 1972.

    Быховский Б.Э. Джордж Беркли / Б.Э. Быховский. – М.: Мысль, 1970.

    Бэкон Ф. Сочинения в двух томах / Ф. Бэкон. АН СССР. Ин-т философии / Сост., общ. ред. и вступит. ст. А.Л. Субботина. – М.: Мысль, 1971–1972. – Т. 1–2.

    Васубандху. Абхидхармакоша. Дхатурнирдеша. Индриянирдеша / Васубандху // Издание подготовили В.И. Рудой, Е.П. Островская. – М.: Ладомир, 1998.

    Васубандху. Абхидхармакоша. Учение о карме / Васубандху // Предисл., пер. с санскрита и комм. Е.П. Островской и В.И. Рудого. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2000.

    Васубандху. Абхидхармакоша. Учение о мире / Васубандху // Пер. с санскрита, введение, комм. и историко-философ. иссл. Е.П. Островской и В.И. Рудого. – СПб.: Андреев и сыновья, 1994.

    Веданта Сутра (Брахма Сутры)//Пер. с санскрита / Библиотека «Духовное наследие Индии». – СПб.: Изд-во ОВК, 1995.

    Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы / Э. Гарэн // Вступит. ст. и ред. Л.М. Брагиной. – М.: Прогресс, 1986.

    Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. – В 3 т. / Ф. Гегель. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1974–1977. – Т. 1–3.

    Гесиод. Труды и дни / Эллинские поэты // В пер. В.В. Вересаева. – М.: Наука, 1963.

    Гоббс Т. Сочинения в двух томах / Гоббс Т. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1989–1991. – Т. 1–2.

    Горфункель А.Х. Джордано Бруно / А.Х. Горфункель. – М.: Мысль, 1973.

    Горфункель А.Х. Кампанелла / А.Х. Горфункель. – М.: Мысль, 1969.

    Гулыга А.В. Классическая немецкая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986.

    Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. –Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994.

    Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати / Отв. ред. Ю. Кулишенко. – М.: Эксмо, 2002.

    Декарт. Сочинения в двух томах / Декарт. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1989–1991. – Т. 1–2.

    Донских О.А. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии / О.А. Донских, А.Н. Кочергин // Ред. Н.П. Ткачук. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

    Дхаммапада / Пер. с пали, введение и комм. В.Н. Топорова // Ред. Б. Останин. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.

    Ермакова Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. Центр «Петербургское востоковедение». – СПб., 1999.

    Заиченко Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. – 2-е дораб. изд. – М.: Мысль, 1988.

    Зеньковский В.В. История русской философии. – В 2 т. / В.В. Зеньковский. – Л.: Эго, 1991. – Т. 1–2.

    Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2010.

    Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. – 2-е изд. доп. – М.: Политиздат, 1974. – 320 с.

    История диалектики. Немецкая классическая философия / АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1978.

    История Древнего мира. Древний Восток / Отв. ред. Ю.Г. Хацкевич. – Минск, Харвест, 1999.

    История китайской философии / Пер. с китайского В.С. Таскина / Общая ред. и послесловие М.Л. Титаренко. – М.: Прогресс, 1989.

    История мировой философии / Учебное пособие // Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель.ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

    Ишваракришна. Лунный свет Санкхьи / Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра // Исследование, пер., комм., словарь собств. имен и реалий В.К. Шохина. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995.

    Кант И. Пролегомены / И. Кант. АН СССР. Ин-т философии / Ред. М. Иовчук. – М.: СОЦЭКГИЗ, 1937.

    Кант И. Сочинения в шести томах / И. Кант. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1963–1966. – Т. 1–6.

    Картап Рудольф. Значение и необходимость. – М., 1959.

    Картап Рудольф. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 1971 (библ.).

    Кессиди Ф.Х. Гераклит / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1982.

    Классическая йога / Пер. с санскрита, введение, комм. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука, 1992.

    Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П. Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

    Кувакин В.А. Что такое философия? / В.А. Кувакин. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

    Кузанский Н. Сочинения в двух томах / Н. Кузанский. АН СССР. Ин-т философии. Общая ред. В.В. Соколова и З.А.Тажуризиной. – М.: Мысль, 1979–1980. – Т. 1–2.

    Лазарев В.В. Шеллинг / В.В. Лазарев // Ред. Л.В. Литвинова. – М.: Мысль, 1976.

    Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Учение о пути и силе (с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты) / Пер. с англ. // Лао Цзы. Составление, пер., поэтич. переложение и комм. С.Н. Батонова. – М.: Серебряные нити, 1998.

    Леви-Стросс К. Структурная антропология / Клод Леви-Стросс // Пер. с фр. В.В. Иванова. – М.: Астрель, 2011.

    Лейбниц Г. Сочинения в четырех томах / Г. Лейбниц. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1982–1989. – Т. 1–4.

    Ленин В.И. Философские тетради / В.И. Ленин. ПСС, т. 29.

    Локк Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк. – М.: Товарищество И.Н. Кушнерев и К., 1898.

    Лосев А. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. – М.: Прогресс, 1990.

    Лосев А.Ф. История античной эстетики. В восьми томах / А.Ф. Лосев. – 2-е изд., испр. и доп. – Т. 1. – М.: Ладомир, 1994.

    Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982.

    Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

    Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф / А.Е. Лукьянов. – М.: ИНСАН, 1992.

    Лукьянов А.Е. Становление философии на востоке (Древний Китай и Индия) / А.Е. Лукьянов. – М.: ИНСАН, 1992.

    Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии / Мюллер М. – М.: Искусство, 1995.

    Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3. – М.: Политиздат, 1958.

    Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.3. – М.: Политиздат, 1958.

    Мартин Хайдеггер. Бытие и время. – Харьков: «Фолио», 2003.

    Мартин Хайдеггер. Что зовется мышлением? – М.: Территория будущего, 2006.

    Мах Эрнст. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. – М., 1908.

    Медведев Е.М. Очерки истории Индии до ХШ века / Е.М. Медведев. – М.: Наука, 1990.

    Милль Дж. С. Система логики. – Том 1–2. – СПб: Изд-во: Типография М.О.Вольфа, 1865, 1867.

    Нарский И.С. Готфрид Лейбниц / И.С. Нарский. – М.: «Мысль», 1972.

    Нарский И.С. Давид Юм / И.С. Нарский. – М.: «Мысль», 1973.

    Нарский И.С. Кант / И.С. Нарский. – М.: «Мысль», 1976.

    Ницше Ф. Сочинения. В двух томах / Ф. Ницше. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1–2.

    О началах. Сочинение Оригена учителя Александрийского (Ш в.) / Печатается по изданию: Рига 1936 г. – Новосибирск: ИЧЛ «Лазарев В.В. и О.», 1993.

    Платон. Сочинения. В трех томах / Платон. АН СССР. Ин-т философии. – М.: 1968–1972. – Т. 1–3.

    Г.В. Плеханов. Материалистическое понимание истории / Г.В. Плеханов. Избранные философские произведения. – М.: Госполитиздат, 1956.

    Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма / Г.В. Плеханов. Избр. философ. произв., т. 2. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Госполитиздат, 1958.

    Плотин. Эннеады. В семи томах. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004.

    Радхакришнан С. Индийская философия – В 2 т. / С. Радхакришнан. – М.: Миф, 1993. – Т. 1–2.

    Ригведа. Избранные гимны / Пер., комм. и вступит. ст. Т.Я. Елизаренковой. – М., Наука, 1972.

    Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005.

    Рудой В.И., Классическая буддийская философия / В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова. – СПб.: Лань, 1999.

    Соколов В.В. Европейская философия ХV–ХVII веков / Учеб. пособие / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1984.

    Соколов В.В. Спиноза / В.В. Соколов. – М.: Мысль – 1973.

    Соколов В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979.

    Соловьев В.С. Сочинения в двух томах / В.С. Соловьев. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1–2.

    Спиноза. Избранные произведения в двух томах / Б. Спиноза. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1957. – Т. 1–2.

    Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: ГАРДАРИКИ, 2006.

    Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон / А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1974.

    Сутры философии Санкхьи / Исследование, пер. с санскрита, словарь мифологич. имен, топонимов и реалий Шохина В.К. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1997.

    Упанишады. В трех книгах / Пер. А.Я. Сыркина. – М.: Наука, 1991. – Т. 1–3.

    Философия Гегеля и современность / АН СССР. Ин-т философии. – М., Мысль, 1973.

    Философы двадцатого века. – Книга первая. – М.: Искусство XXI век, 2004.

    Фихте И.Г. Сочинения в двух томах / Сост. и примечания В. Волжского. – СПб.: Мифрил, 1993. – Т. 1–2.

    Фишер К. История новой философии. – В 8 т. / К. Фишер. – СПб.: Изд. Д.Е. Жуковского, 1901–1906. – Т. 1–8.

    Фрагменты ранних греческих философов. – Часть 1. / Памятники философсой мысли // Издание подготовил А.В. Лебедев – М.: Наука, 1989.

    Х.-Г. Гадамер. Истина метод. – М.: Прогресс, 1988.

    Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

    Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Учеб. пособие для вузов // А.Н. Чанышев. – М..: Высшая школа, 1991.

    Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии / Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1981.

    Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия / А.Н. Чанышев. – М.: Изд-во МГУ, 1970.

    Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. – В 3 т. / Н.Г. Чернышевский. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Госполитиздат, 1950–1951. – Т. 1–3.

    Чернышевский Н.Г. Что делать? / Н.Г. Чернышевский. – М.: Правда, 1987.

    Шеллинг Й. Сочинения. – В 2 т. / Й. Шеллинг. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1987–1989. – Т. 1–2.

    Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) / Л. Шестов. – М.: Гносис, 1992.

    Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М.: Московский клуб, 1992. – Т. 1.

    Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму / Ф.И. Щербатской / Отв. ред. Н.И. Конрад, Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука, 1988.

    Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21. – М.: Политиздат, 1961.

    Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20. – М.: Политиздат, 1961.

    Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20. – М.: Политиздат, 1961.
    УЧЕБНИКИ

    Гриценко Г.В. История философии / Учебник // Г.В. Гриценко. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

    Ильин В.В. История философии / Учебник для вузов // В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.

    Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

    Философия / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, Н.В. Разина. – М., 2009.

    Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007.

    Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред. С.А.Лебедева. – М.: Академический Проект, 2008.

    Философия / Учебник для вузов // Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

    Оглавление

    Часть 1

    Введение

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта