Философия учебник. Учебное пособие Обратить внимание! Оформить выходные сведения на обороте титула
Скачать 1.41 Mb.
|
Раздел 1. Генезис философии Мифология Причины становления философии Источники философии Классификация философских концепций Раздел 2. Индийская философия Особенности индийской философии Ведическая литература Касты и варны Возникновение индийской философии Философия Санкхьи Буддизм Раздел 3. Китайская философия Конфуцианство Легизм Даосизм Раздел 4. Античная философия. Досократики Милетская школа. Фалес Анаксимандр Анаксимен Гераклит Эфесский Пифагорейская школа. Пифагор Филолай Элейская школа. Праменид Зенон Элейский Плюрализм. Эмпедокл Анаксагор Философия периода заката греческого полиса Демокрит Софисты Сократ Классика Платон Аристотель Эллинистическая философия Скептицизм Эпикуреизм Стоицизм Неоплатонизм Раздел 5. Средневековая философия Апостольский период Патристика Схоластика Раздел 6. Философия эпохи Возрождения Гуманизм Николай Кузанский Джордано Бруно Томмазо Кампанелла Фрэнсис Бэкон Раздел 7. Философия Нового времени Эмпирическая философия. Томас Гоббс Джон Локк Рационалистическая философия. Рене Декарт Бенедикт Спиноза Готфрид Лейбниц Раздел 8. Английская скептическая философия. Дж. Беркли Давид Юм Раздел 9. Философия эпохи Просвещения Вольтер Монтескье Дидро Раздел 10. Немецкая классическая философия И. Кант Критика чистого разума Критика практического разума И.Г. Фихте В.Ф. Шеллинг Г.В.Ф. Гегель Л. Фейербах Раздел 11. Иррационалистическая философия Х1Х века А. Шопенгауэр Ф. Ницше Раздел 12. Русская философия Славянофильство Западничество Соловьев В.С. Чернышевский Н.Г. Список литературы Часть 2 Вместо введения: Основное противоречие современной философии. История науки и современная философия Западная философия конца XIX–ХХ веков Раздел 1. Марксистская философия. Исторический материализм Диалектический материализм Раздел 2. Позитивизм. Огюст Конт Джон Стюарт Милль Второй позитивизм Эрнст Мах Неопозитивизм Логический позитивизм Раздел 3. Эдмунд Гуссерль Философия арифметики Логические исследования Раздел 4. Экзистенциализм Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Раздел 5. Герменевтика Ханс-Георг Гадамер Гадамер о методах познания гуманитарных наук Гадамер о герменевтике. Раздел 6. Структурализм Клод Леви-Строс Библиографический список 1 Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. 2 Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989, с. 8. 3 «Зооморфный» от др.греч. ζωον (живое существо) и μορφή (форма), то есть подобный животному. Аналогично переводится «антропоморфный» от ’áνθρωπος – «человек», то есть человекоподобный. 4 Фрагменты ранних греческих философов. – Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики/ Издание подготовил А.В. Лебедев. – М.: Изд-во «Наука», 1989, с. 35. 5 Даже в 7–6 вв. до н.э., то есть накануне и в период перехода греческих городов-государств (полисов) к демократическому устройству полисные правители (базилевсы) считались одновременно верховными жрецами. – См. параграф «Гераклит» в наст. издании. 6 См.: Карл Ясперс. Истоки истории и ее цель / Пер. М.И. Левиной. – Вып. 1–2. – М., Изд. АН СССР. НИОН, 1991. 7 Cм.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М., 1974, с. 84–120. 8 Фатум (лат.) – предопределение, судьба; ананке (др.греч.) – необходимость, неизбежность; мойра (др.греч.) – участь, доля; рита (др.инд.) – универсальный космический закон. 9 Дэва (санскр.) от «див-» (сиять) – боги-покровители людей, противостоящие асурам (от «сур» – солнце, небо), то есть «не богам», демонам. 10 Вспомним, что царь Итаки легендарный Одиссей был убит во время работы на своем поле. 11 А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. – М., 1981, с.20. 12 Там же, с 21. 13 Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. 14 С. Радхакришнан. Индийская философия. – Т. 1. – М., 1993, с. 29. 15 В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова. Классическая буддийская философия. – М., 1999, с. 7. 16 Достаточно вспомнить дискуссии европейских схоластов вокруг проблемы универсалий, касающейся природы общего. Как известно, вначале они носили форму попыток рационального уяснения христианского догмата о троичности Бога. 17 Лунный свет Санкхьи. – М., 1995, с.110. 18 Там же, с. 111. 19 Там же, с. 115. 20 Там же, с.118. 21 Там же, с. 114. 22 Там же. 23 Лунный свет Санкхьи, с. 170–171. 24 Махат – санскр. «великий». 25 Ахамкара – от санскр. «ахам» (я) и «кара» (созидающий). 26 См. теорию познания Демокрита, Гоббса, Локка. 27 В.И. Рудой. Введение в буддийскую философию.– Васубадху / Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. – М., 1998, с.13. 28 Там же, с. 14. 29 Васубандху. Абхидхармакоша. – М., 1998, с. 206. 30 См.: Т.Е. Ермакова, Е.П. Островская. Классический буддизм. – СПб., 1999, с. 39–41. 31 См.: В.И. Рудой. Введение в буддийскую философию. – Васубандху/ Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. – М., 1998, с. 69–70. 32 С. Радхакришнан. Индийская философия. – Т. 1. – М., 1993, с.381. 33 Там же. 34 Классическая буддийская философия. – СПб., 1999, с. 226. 35 Там же, с. 228. 36 Там же, с. 229. 37 Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. – М., 1988, с. 137. 38 Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. – М., 1988, с. 58. 39 Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. Классический буддизм. – СПб., 1999, с. 50. 40 С. Радхакришнан. Индийская философия. – Т. 1. – М., 1993, с. 395. 41 Там же. 42 Гесиод. Труды и дни/ Эллинские поэты// В пер. В.В. Вересаева. – М., 1963, 11–24. 43 Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1./Издание подготовил А.В. Лебедев. – М.: Наука, 1989, с. 109. 44 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии/ А.Ф. Лосев. Изд. 2-е испр., доп. – М.: Ладомир, 1994, с. 96. 45 Во времена Фалеса еще не был выработан специфический философский язык. Поэтому философы использовали иносказания и метафоры. 46 Досократики – 2.9. 47 А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Ранняя классика. – М., 1994, с. 314. 48 Там же. 49 Там же, с. 316. 50 Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. – М., 1989, с. 130. 51 Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989, с. 233. 52 Там же, с. 217. 53 Там же, с. 229. 54 А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Ранняя классика. – М., 1994, с. 241. 55 Там же, с. 243–244. 56 Дается в трактовке А.Н. Чанышева. 57 С.Я. Лурье. Демокрит/ Тексты, перевод, исследования,1970, с. 323. 58 Там же. 59 Лосев А.Ф. История античной эстетики. 60 Аристотель. Соч. В 4-х т. – Т. 1. – М., 1976, с. 320. 61 Там же, с. 182. 62 Там же, с. 212. 63 См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981, с. 337–338. 64 Риши – санскр.– мудрец, отшельник. 65 От др.греч. «стоя» – портик. 66 Подробнее об этом понятии см.: А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм. – М., 1979, с. 86–138. 67 См.: с. 62 наст. пособия. 68 От лат. «эманация» – истечение. 69 Сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. 70 Э.В. Ильенков. Диалектическая логика. – М., 1984, с. 18. 71 Лейбниц Г.В. Соч. В 4-х т. – Т. 2. – М., 1983, с. 539. 72 Вл. Соловьев. Соч. В 2-х т. – Т. 2. – М., 1988, с. 21. 73 Куно Фишер. История новой философии. – Т. 1. – СПб, 1906, с. 158. 74 Картезиус – латинский вариант имени Декарта. 75 А.В. Гулыга. Немецкая классическая философия. – М., 1986, с. 8. 76 Кант. Критика чистого разума. – М., 1994, с. 32. 77 Кант. Критика чистого разума. – М., 1994, с. 33. 78 Там же, с. 40. 79 Там же, с. 48. 80 Слово apriori ничего не говорит о том, врожденные это формы или приобретенные, и что они собой представляют. Сам Кант считал, что пространство и время – это не схемы или рамки, а действия разума на основании постоянных законов, стимулируемые нашими чувственными впечатлениями, по приведению в порядок наших ощущений. А поскольку действия не являются в мир готовыми, их нельзя считать врожденными. 81 И. Кант. Пролегомены. – М., 1937, с. 53. 82 Там же, с. 50. 83 Там же, с. 73. 84 Там же, с. 71–72. 85 Кант. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994, с. 121. 86 Кант И. Соч. В 6 т. – Т. 4. – М., 1965, с. 260. 87 Там же, с. 270. 88 Там же, с. 463. 89 Тенденция рассматривать категорию как закон, то есть необходимую и всеобщую связь, наметилась в философии И. Канта, указавшего на то, что категории в применении к миру опыта оборачиваются априорными схемами чистого рассудка, связывающего объекты этого мира. До Канта их понимали как обозначение родов явлений или начал мира. 90 «Уединенная жизнь в деревне, которую продолжал вести Фейербах в течение некоторого времени, содействовала сосредоточению его сил, а потом привела к постепенному обеднению мысли». – Куно Фишер. История новой философии. – Т. 8. – СПб, 1902, с. 444. 91 Артур Шопенгауэр. Собр. соч. В 5 т. – Т. 1. – М., 1992, с 54. 92 Там же. 93 Там же. 94 Там же, с. 75–76. 95 Там же, с. 76. 96 Там же. 97 Там же. 98 Там же, с. 136. 99 Там же, с. 193. 100 Там же, с. 214. 101 Там же, с. 340. 102 При знакомстве с философией Ф. Ницше необходимо учитывать тот факт, что рукописи философа подверглись после его смерти неоднократным исправлениям его сестрой Э. Ферстер-Ницше – поклонницей Адольфа Гитлера, не лишенной литературных способностей и во многом расходившейся с братом во взглядах, и что работа по очистке произведений Ницше от фальсификаций еще не завершена. 103 Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д. 104 Ницше. По ту сторону добра и зла. – Ницше. Соч. В 2 т. – Том 2. – М., 1990, с. 251. 105 Ницше. Так говорил Заратустра. Там же, с. 8. 106 Там же, с. 10. 107 Там же, с. 9. 108 Ницше. По ту сторону добра зла. – Там же, с. 346. 109 Н.О. Лосский. История русской философии. – М., 1991, с. 24. 110 Там же, с. 25. 111 Остальные семь писем увидели свет лишь в ХХ веке. 112 Соловьев В.С. Соч. В 2 т. – Т. 1. – М., 1990, с. 143. 113 Необходимо помнить, что процесс этот – чисто логический, вневременно́й. 114 См.: Ин. 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть.… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». 115 Вспомните хотя бы рассуждения Владимира Соловьева о «цельном знании». 116 |