Главная страница
Навигация по странице:

  • Нотация Тип иерархии категорий Графическое обозначение Описание

  • Панель инструментов для добавления объектов в мо- дель данных

  • Элемент управления (IDEF1X) Элемент управления (IE) Описание

  • Элемент упр-ния (IDEF1X) Элемент упр-ния (IE) Элемент упр-ния (DM) Описание

  • Разработка и поддержка баз данных с ERwin DM Начало создания модели в AllFusion ERwin DM

  • Диаграмма сущность-связь

  • Модель данных, основанная на ключах

  • Полная атрибутивная модель

  • Трансформационная модель

  • Создание логического уровня модели

  • Логический уровень Физический уровень а) Сущность б) Таблица Рис. 31. Пример сущности и соответствующей таблицы. Сущности Сущность

  • Заказчик

  • History

  • ERwin. Опыт использования.. Учебное пособие по дисциплинам информационные системы в экономике, проектирование информационных систем


    Скачать 3.87 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по дисциплинам информационные системы в экономике, проектирование информационных систем
    АнкорERwin. Опыт использования
    Дата06.09.2022
    Размер3.87 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаERWin_hw5w1xxa4sjc.pdf
    ТипУчебное пособие
    #664663
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Р помечается случай, когда одному экземпляру родитель- ской сущности соответствуют 1 или много экземпляров дочерней сущно- сти (исключено нулевое значение);

    символом Z помечается случай, когда одному экземпляру родитель- ской сущности соответствуют 0 или 1 экземпляр дочерней сущности (ис- ключены множественные значения);

    цифрой помечается случай точного соответствия, когда одному экзем- пляру родительской сущности соответствует заранее заданное число экзем- пляров дочерней сущности.
    Рис. 24. Отличия в отображении мощности связей в IDEF1X и IE.

    34
    Основным отличием методологий IDEF1x и IE является отображение и смысл иерархии категории. Иерархия категорий представляет особый тип объединения сущностей, имеющих общие характеристики. Например, в некотором проекте используются 2 механизма: лодка и грузовик (рис.
    25). Каждый из них имеет характеристики: производитель, год выпуска, модель, цвет. Эти общие характеристики могут быть вынесены в отдель- ную сущность – родовой предок (супертип). Специфические для каждого механизма характеристики могут размещаться в категориальных сущно- стях – потомках (подтипы).
    Рис. 25. Пример полной иерархии категорий в нотации IDEF1X.
    В табл. 10 приведены типы иерархий категорий в нотациях IDEF1X,
    IE.
    Таблица 10. Типы иерархий категорий и их отображение
    в нотациях IDEF1X, IE.
    Нотация
    Тип иерархии
    категорий
    Графическое
    обозначение
    Описание
    IDEF1X
    Полная
    Отображены все варианты сущностей-потомков
    Неполная
    Отображены не все варианты сущностей-потомков
    IE
    Эксклюзивная
    Одновременно существует лишь одна из сущностей-потомков
    Неэксклюзивная
    Одновременно могут существо- вать все сущности-потомки

    35
    В IDEF1X выделяют два типа иерархии категории (наследования): полная и неполная. Полная категория означает, что отображены все воз- можные варианты сущностей-потомков (рис. 25). Неполная категория означает, что категория еще не достроена полностью, и предполагается наличие других сущностей-потомков. Возможна также комбинация полной и неполной категорий.
    Нотация IE выделяет собственные типы иерархии категории (наследо- вания) в зависимости от количество вхождений экземпляра супертипа в подтипы: эксклюзивную и неэксклюзивную. При этом как эксклюзивная иерархия категорий, так и неэксклюзивная в IE считается полной.
    Эксклюзивная иерархия категорий предполагает, что экземпляр су- пертипа входит только в один экземпляра подтипа. Например, банковский счет может быть либо накопительным, либо до востребования (т.е. возмо- жен лишь один вариант).
    Неэксклюзивная иерархия категорий (рис. 26) предполагает, что эк- земпляр супертипа может входить более чем в один экземпляр подтипа.
    Например, банковский счет может быть одновременно накопительным и до востребования.
    Рис. 26. Пример неэксклюзивной иерархии категорий в нотации IE.
    Панель инструментов для добавления объектов в мо-
    дель данных
    Панель инструментов ERwin Toolbox включает инструменты для до- бавления объектов в модель данных. Как указывалось, эта панельявляется контекстно-зависимой: она выглядит различно в зависимости от уровня

    36 модели и выбранной нотации. Вид панели на логическом и физическом уровне приведен в табл. 11 и 12 соответственно.
    Таблица 11. Описание функций панели инструментов ERwin Toolbox
    на логическом уровне (нотации IDEF1X, IE).
    Элемент
    управления
    (IDEF1X)
    Элемент
    управления
    (IE)
    Описание
    Указатель – для выбора объекта (объектов) на диа- грамме.
    Создание новой сущности. Для создания сущности нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по иконке и один раз по свободному пространству на диаграмме.
    Создание категории. Для установления категориаль- ной связи нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по значку категории, затем один раз щелкнуть по сущно- сти – родовому предку, затем - по сущности-потомку.
    Создание идентифицирующей связи.
    Создание связи «многие ко многим».
    Создание неидентифицирующей связи.
    Таблица 12. Описание функций панели инструментов AllFusion
    ERwin на физическом уровне (нотации IDEF1X, IE, DM).
    Элемент
    упр-ния
    (IDEF1X)
    Элемент
    упр-ния
    (IE)
    Элемент
    упр-ния
    (DM)
    Описание
    Указатель – для выбора объекта (объектов) на диа- грамме.
    Создание новой таблицы. Для создания сущности нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по иконке, затем по свободному месту на диаграмме.
    Создание нового материализованного представле- ния (materialized view) или материализованной за- просной таблицы (materialized query table). Кнопка доступна только для СУБД, поддерживающих та- кие объекты (Oracle 8 и выше, DB2). Для создания представления нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по кнопке и один раз по свободному про- странству на диаграмме.
    Создание нового представления (view). Для созда- ния представления нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по значку инструмента и один раз по свобод- ному пространству на диаграмме.
    Создание идентифицирующей связи.

    37
    Создание связи между представлением и таблицей.
    Создание неидентифицирующей связи.
    Разработка и поддержка баз данных с ERwin DM
    Начало создания модели в AllFusion ERwin DM
    Для создания новой модели следует выбрать инструмент на стан- дартной панели инструментов или в меню File выбрать команду New. В ре- зультате открывается диалоговое окно Create Model – Select Template (рис.
    27). В разделе New Model Type следует выбрать один из трех возможных типов новой модели: Logical (логическая), Physical (физическая) или Logi- cal/Physical смешанная модель. В разделе Create Using Template отобража- ется название шаблона, на основе которого будет создана новая модель.
    Шаблоном, используемым по умолчанию, является Blank Model (пустая модель). Подключить другой шаблон можно с помощью кнопок Browse
    File System или Browse AllFusion MM. В первом случае шаблон модели должен находиться в файле с расширением *.erwin_tmpl, во втором случае
    – в репозитории AllFusion Model Manager.
    Рис. 27. Диалог Create Model – Select Template.
    В ERwin DM шаблон создается из модели данных и используется как основа для быстрого создания новых моделей данных. Чтобы сохранить

    38 существующую модель данных как шаблон в файл с расширением
    *.erwin_tmpl, следует выбрать меню File/Save As.
    В случае, когда новая модель определена как физическая или сме- шанная, требуется выбрать целевую СУБД в разделе Target Database: в вы- падающем списке Database следует выбрать название СУБД, а в списке
    Version – версию СУБД. Если новая модель определена как логическая, целевую СУБД выбирать не требуется. После определения параметров но- вой модели диалоговое окно Create Model – Select Template можно за- крыть, нажав на кнопку ОК. В результате будет создана модель с именем по умолчанию Model_i, где i – номер модели, назначаемый ERwin DM ав- томатически. Имя модели отображается в заголовке окна и в навигаторе модели; текущим уровнем модели по умолчанию является логический уро- вень (рис. 28).
    Рис. 28. Имя и уровень новой модели по умолчанию.
    В самом начале работы с моделью рекомендуется настроить рабочую область (см. раздел «Инструментальная среда AllFusion ERwin DM»): скрыть или отобразить необходимые для работы панели инструментов, навигатор модели. Кроме этого в начале моделирования следует настроить свойства модели в диалоге Model Properties (меню Model/Model Properties).
    Уровни модели данных
    Различают 3 подуровня логического уровня модели данных, отлича- ющиеся по глубине представления информации о данных, и 2 подуровня физического уровня (рис. 29).

    39
    Рис. 29. Уровни модели данных.
    Диаграмма сущность-связь включает сущности и взаимосвязи, от- ражающие основные бизнес-правила предметной области. Такая диаграм- ма не слишком детализирована, в нее включаются основные сущности и связи между ними, которые удовлетворяют основным требованиям, предъявляемым к информационной системе. Диаграмма сущность-связь может включать связи "многие ко многим" и не включать описание клю- чей. Как правило, ERD используется для презентаций и обсуждения струк- туры данных с экспертами предметной области.
    Модель данных, основанная на ключах - более подробное представ- ление данных. Она включает описание всех сущностей и первичных клю- чей и предназначена для представления структуры данных и ключей, кото- рые соответствуют предметной области.
    Полная атрибутивная модель - наиболее детальное представление структуры данных: представляет данные в третьей нормальной форме и включает все сущности, атрибуты и связи.
    Трансформационная модель содержит информацию для реализации отдельного проекта, который может быть частью общей ИС и описывать подмножество предметной области. ERwin DM поддерживает ведение от- дельных проектов, позволяя проектировщику выделять подмножество мо- дели в виде предметных областей (Subject Area). Трансформационная мо- дель позволяет проектировщикам и администраторам баз данных лучше представлять, какие объекты базы данных хранятся в словаре данных, и проверить, насколько физический уровень модели данных удовлетворяет требованиям к ИС.
    Модель СУБД автоматически генерируется из трансформационной модели и является точным отображением системного каталога СУБД. ER- win DM непосредственно поддерживает эту модель путем генерации си- стемного каталога.

    40
    Создание логического уровня модели
    Основными компонентами диаграммы логического уровня модели в
    ERwin DM являются (рис. 30):

    сущности,

    атрибуты,

    связи (отношения).
    Каждая сущность является множеством подобных индивидуальных объектов, называемых экземплярами. Каждый экземпляр индивидуален и должен отличаться ото всех остальных экземпляров. Атрибут выражает определенное свойство объекта. Построение модели данных предполагает определение сущностей и атрибутов: необходимо определить, какая ин- формация будет храниться в конкретной сущности и в конкретном атрибу- те. На физическом уровне сущности соответствует таблица, экземпляру сущности - строка в таблице, а атрибуту - колонка таблицы (рис. 31).
    Рис. 30. Базовые объекты модели логического уровня.
    Логический уровень
    Физический уровень
    а) Сущность
    б) Таблица
    Рис. 31. Пример сущности и соответствующей таблицы.
    Сущности
    Сущность можно определить как объект, событие или концепцию, информация о которых должна сохраняться. Сущности должны иметь наименование с четким смысловым значением, именоваться существи- тельным в единственном числе, не носить "технических" наименований и быть достаточно важными для того, чтобы их моделировать. Именование сущности в единственном числе облегчает в дальнейшем чтение модели.
    Фактически имя сущности дается по имени ее экземпляра. Примером мо- жет быть сущность Заказчик (но не Заказчики!) с атрибутами Номер за-
    На логическом уровне

    Сущности

    Атрибуты

    Отношения

    41
    казчика, Фамилия заказчика и Адрес заказчика. На уровне физической модели ей может соответствовать таблица Customerс колонками
    Customer_number, Customer_name и Customer_address (рис. 31).
    Для внесения сущности в модель необходимо (убедившись предвари- тельно, что вы находитесь на уровне логической модели) щелкнуть на кнопке на панели инструментов ERwin Toolbox, затем щелкнуть по то- му месту диаграммы, где планируется расположить новую сущность. За- тем, щелкнув правой кнопкой мыши по сущности и выбрав из контекстно- го меню пункт Entity Properties, можно вызвать диалог Entities, в котором определяются имя, описание и комментарии сущности (рис. 32).
    Рис. 32. Закладка Definition диалога Entities.
    Каждая сущность должна быть полностью определена с помощью текстового описания в закладке Definition. Закладки Note, Note 2, Note 3,
    UDP (User Defined Properties - Свойства, определенные пользователем) служат для внесения дополнительных комментариев и определений к сущ- ности. В ранних версиях ERwin закладкам Note2 и Note3 соответствовали окна Query и Sample.
    Закладка Definition (рис. 32) используется для ввода определения сущности. Эти определения полезны как на логическом уровне, поскольку позволяют понять, что это за объект, так и на физическом уровне, посколь- ку их можно экспортировать как часть схемы базы данных и использовать в реальной базе данных (При соответствующих настройках генерации схе- мы ERwin DM автоматически сгенерирует скрипт CREATE COMMENT on
    entity_name).
    Закладка Volumetrics (рис. 33) позволяет на логическом уровне вво- дить информацию о приблизительном размере соответствующих таблиц.
    Для оценки размера таблицы следует ввести следующую информацию:

    Initial Rows – начальное количество строк в таблице,

    42

    Max Rows – максимальное число (лимит) строк в таблице,

    Grow By – скорость увеличения таблицы (строк в месяц).
    Рис. 33. Закладка Volumetrics диалога Entities.
    Закладка Note позволяет вносить дополнительные замечания о сущ- ности, которые не были отражены в определении, введенном в закладке
    Definition. В закладке Note можно ввести полезное замечание, описываю- щее бизнес-правило или соглашение по организации диаграммы.
    В закладке Note 2 можно задокументировать возможные запросы, ко- торые, как ожидается, будут использоваться по отношению к данной сущ- ности в базе данных. При переходе к физическому проектированию запи- санные в закладке Note 2 примеры запросов помогут сделать базу данных более эффективной.
    Закладка Note 3 позволяет вводить примеры экземпляров сущности (в произвольной форме).
    Применение свойств, определяемых пользователем (UDP), аналогично использованию в AllFusion Process Modeler (см. часть I пособия). Для определения UDP служит диалог User Defined Properties (меню Model/UDP
    Dictionary) (рис. 34). В нем необходимо указать вид объекта, для которого заводится UDP (диаграмма в целом, сущность, атрибут и т. д.), и тип дан- ных. Для внесения нового свойства следует ввести имя, тип данных, зна- чение по умолчанию и описание. Следующая строка таблицы появляется автоматически.
    ERwin DM поддерживает для UDP шесть типов данных:

    Date. Дата. Используется формат MM/DD/YY. Для выбора значения даты можно использовать контекстный календарь.

    Int. Целое число.

    Real. Действительное число.

    43
    Рис. 34. Диалог User Defined Properties

    Text. Строка (ASCII).

    List. Список. При задании списка в диалоге User Defined Property значения следует разделять запятой, значение по умолчанию выделяется символом

    (тильда) (рис. 34).

    Command. Команда - выполняемая строка. На рис. 34 свойство
    Документ имеет тип Command.
    Рис. 35. Закладка UDP диалога Entities.
    Значение свойств, определяемых пользователем, задается в закладке
    UDP диалога Entities (рис. 35). Если пользовательскому свойству Доку-
    мент присвоить значение «D:\Проект\Проект0.doc», то в модели из за- кладки UDP можно редактировать файл «Проект0.doc» (кнопка в стро-

    44 ке свойства Документ). Если у сущности требуется изменить значение свойства типа List, например, свойство Важность (рис. 35), можно, либо ввести одно из допустимых значений в строке ввода, либо просто выбрать значение из списка допустимых значения. В последнем варианте следует сначала щелкнуть мышкой по строке ввода значения свойства, затем щелкнуть по появившемуся значку и выпавшем списке выбрать требуе- мое значение свойства.
    С помощью закладки Icon каждой сущности можно поставить в соот- ветствие картинку, которая будет отображаться в режиме просмотра моде- ли на уровне иконок. В этой закладке можно задать как большую иконку, которая будет отображаться на уровне Icon, так и малую иконку, которая может отображаться на всех уровнях просмотра модели. Для связывания изображения с сущностью необходимо щелкнуть по кнопке
    , в появив- шемся диалоге Icons щелкнуть по кнопке Import и выбрать соответствую- щий файл формата BMP. После выбора иконки она отображается во вклад- ке Icon диалога Entities (рис. 36).
    Рис. 36. Закладка Icon диалога Entities.
    ERwin DM автоматически сохраняет историю всех изменений, свя- занных с объектами (сущностями, атрибутами, таблицами, колонками и т.д.). В закладке History диалога Entities (рис. 37) отображается список из- менений. Каждому изменению в окне Comment можно дать комментарий.
    Атрибуты
    Как было указано выше, каждый атрибут хранит информацию об определенном свойстве сущности, а каждый экземпляр сущности должен быть уникальным. Атрибут или группа атрибутов, которые идентифици- руют сущность, называется первичным ключом. Для описания атрибутов

    45 следует, щелкнув правой кнопкой по сущности, выбрать в появившемся меню пункт Attributes. Появляется диалог Attributes (рис. 38).
    Рис. 37. Закладка History диалога Entities.
    Рис. 38. Закладка General диалога Attributes.

    46
    Если щелкнуть по кнопке New, то в появившемся диалоге New Attrib- ute можно указать имя атрибута, имя соответствующей ему в физической модели колонки и домен. Домен атрибута будет использоваться при опре- делении типа колонки на уровне физической модели.
    Для атрибутов первичного ключа в закладке General диалога Attrib- utes необходимо сделать пометку в окне выбора Primary Key. Для нагляд- ности диаграммы каждый атрибут можно связать с иконкой из выпадаю- щего списка Icon в закладке General. Если имеющихся в списке графиче- ских изображений недостаточно, следует воспользоваться кнопкой
    , расположенной справа от списка выбора. В результате откроется диалог
    Icons (рис. 39). Щелкнув по кнопке Import, можно добавить в список необ- ходимую иконку. Чтобы отобразить на диаграмме иконки атрибутов сле- дует, во-первых, перейти на уровень атрибутов (меню Format/Display
    Level/Attribute), во-вторых, установить режим отображения иконок для ат- рибутов (меню Format/Entity Display/Attribute Icon).
    Рис. 39. Диалог Icons.
    Закладка
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта