ОИ.Уч.пос.Last. ОИ.Уч.пос. Учебное пособие по дисциплине История Для студентов мэи (ТУ)
Скачать 2.77 Mb.
|
Тематика творческих заданий (рефератов) Тема I.
Тема II (1,2)
Тема Ш
Тема IV.
Тема V(1, 2)
Тема VI(1, 2)
2. «Гроза двенадцатого года…» - Отечественная война 1812 г. в литературе, изобразительном искусстве и мемориальных памятниках. 3. История политического сыска в России: III жандармское отделение и его деятельность. 4. Декабристы – «рыцари с ног до головы, кованные из чистой стали». 5. Николай I и культура его времени. 6. История России в творчестве А.С. Пушкина.
Тема VII (1,2)
Тема VIII (1, 2).
ПРИЛОЖЕНИЯ Форма 1. Оформление титульного листа творческой работы (реферата) ГОУВПО Московский энергетический институт (Национальный исследовательский университет) Кафедра Истории и культутрологии Название института (подразделения) Тема «НАЗВАНИЕ РАБОТЫ» Творческое задание (реферат) по учебной дисциплине «Отечественная история» выполнил: студент группы №№ ФИО Проверил должность, звание ФИО преподавателя Москва, 2010 Москва ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Принятие христианства на Руси Год крещения – 988 Инициатор: Владимир Святославич – великий киевский князь. Крестившись в г. Корсуни (Херсонесе) сам, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, он крестил своих бояр, а затем и весь народ Причины: - Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной сфере - Оправдание социального неравенства - Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям Значение: - Стало объединяющим фактором для восточнославянских племен - Способствовало приобщению Руси к византийской культуре - Укрепило государство и власть князя - На Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственности и семейных норм - Положило начало каменному храмовому строительству, появлению новых городов - Повысило международный авторитет Руси Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным» Приложение 2. Социальная структура и основные категории населения Древнерусского государства Высшие сословия:
- Волхвы (языческие жрецы до принятия христианства) - Православное духовенство (с X в.)
- Вожди племён, позже - правители государственных образований
- Потомки родоплеменной знати, воеводы, наместники областей
- Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции Низшие сословия:
- свободные крестьяне – общинники - смерды - зависимые крестьяне, несшие повинность в отношении князя - закупы – смерды, взявшие у другого земледельца ссуду(«купу») скотом, орудиями ит.п. и обязанные отработать этот долг - рядовичи – смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него
- зависимая социальная группа, близкая к рабам ( долговые холопы, челядь (военнопленные))
- горожане (купцы (гости), ремесленники) Приложение 3. Князь Владимир II Мономах 1053-1125 гг. Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Князь смоленский (с 1067г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113г.)
Приложение 4. Монголо-татарское иго на Руси. Суждения и оценки (основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.) I. Традиционная оценка С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков 1) Для Руси являлось большим бедствием. система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в: - Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях; - Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками); - Военной зависимости - поставкой русских воинов в монгольские войска. 2) Ига на Руси не было (Л.Н. Гумилев) - Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств. 3) Так называемое монголо-татарское иго - просто специфический период в истории русского государства, когда страна была разделена на две части - мирное гражданское население, управляемое князьями - постоянное регулярное войско - Орда под управлением военачальников – ханов (этой точки зрения придерживаются А. Фоменко, В. Носовский). I I. Этимология «иго» - от древнеслав. – иго, ярмо - от лат. jugum - гнет, господство, владычество, связанное с порабощением, угнетением подвластных людей Приложение 5. Александр Невский (1220-1263) – князь новгородский (с 1236 г.), князь киевский (с 1245 г.), великий князь владимирский (с 1252 г.). Успехи в борьбе с немецкими и шведскими рыцарями в 1240-1242 гг. укрепили авторитет князя Александра Невского, что было особенно важно в условиях, когда русские княжества были покорены монголо-татарскими завоевателями. В 1243 г. первым из русских князей ярлык на великое княжение Владимирское от хана Батыя получил владимирский князь Ярослав Всеволодович. В 1246 г. великий хан монголов Гуюк призвал князя Ярослава Всеволодовича в столицу Монгольской империи Каракорум, где князь неожиданно скончался (по одной из версий, был отравлен). После Ярослава старшинство и Владимирский престол наследовал его брат Святослав Всеволодович, который утвердил своих племянников, сыновей Ярослава, на землях, переданных им в управление великим князем Ярославом Всеволодовичем. В 1247 г. в Каракорум были вызваны князья Александр и Андрей. Пока они добирались до Монголии, хан Гуюк умер, а новая ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Владимирским Андрея, Александр же получил в управление опустошенную южную Русь и Киев. На родину братья Ярославичи вернулись только в 1249 г. Александр в свои новые владения не поехал, вернулся в Новгород. Есть сведения, что Римский папа Иннокентий IV в 1251 г. прислал к Невскому двух кардиналов со своей буллой, где предлагал военную помощь в обмен на подчинение римскому престолу и принятие католичества. Князь Александр отказался, сказав: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем". В 1252 г. Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менге). Воспользовавшись этим, хан Батый вручил ярлык на великое княжение Владимирское великому князю Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но его младший брат Андрей, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Галицким князем Даниилом Романовичем, отказался подчиниться решению Батыя. Для наказания непокорных Батый посыла л на Русь монгольский отряд под командованием Неврюя, в результате чего Андрей и Ярослав бежали в Швецию. Позже Андрей вернулся, старший брат помирил его с Батыем и дал удел в Суздале. Хан Батый умер в 1255 г. Его сын Сартак, друг Александра Ярославича, был убит. Новый правитель хан Берке ввел на Руси обычную для покоренных земель систему обложения данью, и в 1257 г. в Новгород, как и в другие русские города, направлены были "численники" для проведения подушной переписи населения. Пришла весть, что монголы, якобы с согласия князя Александра Невского, хотят наложить дань на вольный Новгород. Новгородцы начали антиордынское восстание, которое продолжалось полтора года. Невский лично навел порядок, казнив наиболее активных бунтовщиков. Город был сломлен и с тех пор посылал дань в Золотую Орду. В 1262 г. восстания против ордынцев мощной волной прокатились «по всем градам русским» - Ростову, Суздалю, Ярославлю. Хан Берке был в гневе и стал собирать войско для похода на Русь. Александр Ярославич лично отправился с дарами в Орду и отговорил хана от карательных акций. Хан удерживал князя возле себя всю зиму и лето, только осенью Невский смог вернуться на родину. По дороге он заболел, и 19 ноября 1263 г. скончался в Городце Волжском, приняв перед кончиной монашеский постриг. Погребен Александр Ярославич был во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение. В XVI в. Александр Невский был официально канонизирован Русской Православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. |