Главная страница
Навигация по странице:

  • Берестяные грамоты

  • Палеография

  • хронология

  • Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879)

  • Василия Осиповича Ключевского (1841-1911)

  • Лев Николаевич Гумилев ( 1912 — 1 992)

  • Древнерусское государство и Русь удельная

  • ОИ.Уч.пос.Last. ОИ.Уч.пос. Учебное пособие по дисциплине История Для студентов мэи (ТУ)


    Скачать 2.77 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по дисциплине История Для студентов мэи (ТУ)
    АнкорОИ.Уч.пос.Last.doc
    Дата21.01.2018
    Размер2.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОИ.Уч.пос.doc
    ТипУчебное пособие
    #14724
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Источниковедениеотрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека.

    Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –то есть все остатки прошлой исторической жизни.

    В изучении прошлого история использует свои, специфические методы. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Таковыми являются: хронологический, проблемно-хронологический, статистический, системно-структурный, сравнительно-исторический, моделирования исторических ситуаций, ретроспективный методы.

    Неоценимую помощь историкам в добывании вещественных свидетельств о прошлом оказывает удивительная, захватывающая наука археология (греч.archaious –древний и logos – учение). Она изучает историю по вещественным источникам - памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, предметам домашнего обихода, жилищам и т.д.). Их археологи находят, главным образом, при раскопках: археологию часто называют «наукой лопаты». Так, берестяные грамоты (письма и записи, сделанные острой костяной или металлической палочкой на специально подготовленной берёсте) - важнейший источник по истории Древней Руси. Они впервые были обнаружены 26 июля 1951 г. в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского. На сегодняшний день известно около 1000 новгородских, псковских, смоленских грамот. Берестяные грамоты дают важные сведения о системе обучения грамоте в те далекие времена. Эти документы доказали, что в Древней Руси было много грамотных не только в среде знатных и духовенства, но и в низших социальных слоях; они дали очень много нового для истории русского языка.

    Артефакты, добытые учёными, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции.

    Воссоздавать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины:

    генеалогия (от греч. родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений;

    геральдика (лат. hera1dиs глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник;

    дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера;

    историческая информатика — вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле;

    метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии;

    нумизматика (лат. nиmisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам;

    историческая ономастика (греч. опоmа - имя, наименование) - Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика - изучает географические названия; антропонимика - изучает личные имена этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика - изучает имена богов;

    палеография (от палео... и... графия) – наука, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков (например, иероглифов), виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль Палеография изучает графику систем тайнописи (криптография).

    сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати;

    историческая хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов;

    историческая этимология (греч. еtymol - истина, истинное значение слова) - раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

    2. Переходя к рассмотрению второго вопроса, следует особо подчеркнуть, что история России представляет собой часть мирового исторического
    процесса. Отечественная историографическая мысль всегда рассматривала как Древнюю Русь, так и Российское государство в контексте мирового развития.

    Почти девять веков назад увидел свет первый известный нам отечественный
    письменный источник — «Повесть временных лет». Её автор, летописец Не-
    стор, монах Киево- Печерского монастыря, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», начинал
    свое повествование от «сотворения мира» и расселения рода человече-
    ского после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии народ
    славянский произошел от «племени Иафета», младшего сына Ноя. Рас-
    сказ Нестора имеет реальные географические ориентиры и достоверные
    исторические подробности, когда сообщает, что норики (славяне), теснимые волохами (римлянами), покинули свою прародину — междуречье
    Дуная и Дравы, и начали осваивать новые места. В последующих исторических сочинениях традиция изучения отечественной истории как составной части мирового исторического процесса неизменно развивалась.

    История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу.

    Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». Известный русский историк начала XX в. А.С. Лаппо-Данилевский выяснил, что историографами в средневековой Франции называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король поручал написать историю Франции.

    В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания предоставляло возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад.

    В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.

    Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.

    Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной в начале XII в.

    В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.

    Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках.

    Второй этап начинается в XVIII в., когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.

    На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определявший высокие достижения мировой исторической науки в целом.

    20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества.

    90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.

    XVIII век — время становления в России научных исторических знаний. Отцом русской историографии принято считать сподвижника Петра Великого Василия Никитича
    Татищева (1686 1750).
    Следуя распоряжению императора о необходимости всем подданным «ведать Российского
    государства историю», он создает пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Ее центральной идеей является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления. Видя в
    истории процесс развития человеческого разума, В.Н.Татищев рассматривал конкретный исторический материал через ряд взаимосвязанных
    систем: история человечества, история народа и государства, история
    конкретных человеческих деяний. Традиции В.Н.Татищева были продолжены в трудах М.В. Ломоносова (1711 — 1765), М.М.Щербатова
    (1733 — 1790), И.Н. Болтина (1735 — 1792).

    Осмысление истории России через призму развития российской государственности предпринял крупнейший представитель русской исторической школы Николай Михайлович Карамзин (1766 1826). Его
    «Историю Государства Российского» в 12-ти томах А.С.Пушкин назвал «не только созданием великого писателя, но и честного человека». Создавая свой главный труд, Н.М. Карамзин руководствовался принципами: любовь к Отечеству, как к части человечества, и следование правде истории. Он считал, что движущая сила исторического процесса – это государственная власть, основанная на самодержавии, предназначение которой «не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу». Его принципом является следование правде истории, как бы горька она не была. «История не роман — пишет Карамзин, — она изображает действительный мир». «Трудные страницы» есть в истории каждого народа — такова мысль историка-Карамзина. Он создает историю общества в целом, описывает все то, что входит «в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность». Такой комплексный подход к истории, с выявлением причинно-следственных связей событий, составляет основу его исторической концепции.
    Признанный классик отечественной историографии Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) восхищался творчеством Н.М. Карамзина, но считал, что настало время перейти от литературной истории государства Российского к истории научной, в которой найдут отражения современные достижения истории, философии, других наук. С.М. Соловьев взял на себя ответственность написать историю России, начиная с самых древних времен, на основе новых историко-философских воззрений.

    С.М. Соловьев внес большой вклад в разработку теоретических проблем исторической науки, вопросов историографии, многих конкретно-исторических проблем. Настоящим научным подвигом стало написание им 29-томной «Истории России с древнейших времен». Начиная с 1851 г., каждый год из печати выходил один том. Только тяжелая болезнь и смерть прервали титанический труд ученого.

    Одним из главных положений воззрений С.М.Соловьева является идея исторического прогресса. По убеждению ученого, применительно к России исторический прогресс выражается в ее продвижении к «правовому государству» и «европейской цивилизации».

    Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) по праву называют «легендой русской историографии». В.О. Ключевский был лучшим из учеников С.М. Соловьева. Научные интересы В.О. Ключевского отличались многоплановостью. В центре его внимания находились важнейшие вопросы русской истории: социально-экономические процессы, происходившие в Древней Руси, история закрепощения крестьянства, «великорусский» период.

    Вершиной научного творчества В.О. Ключевского стал 5-титомный «Курс русской истории». В нем всесторонне освещен ход русской истории с зарождения государства до отмены крепостного права (1861). Автор уделяет внимание не только политической истории, но и экономике, культуре, быту и нравам народа, общественной жизни. В основе такого подхода – теория «факторов» или множественности условий исторического развития. «Людское общежитие», утверждал Ключевский, строят «три основные исторически силы»: человеческая личность, общество и природа страны. Двигателями прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг».

    «Курс русской истории» В.О. Ключевского получил всемирную известность и был переведен на многие языки. Творчество В.О. Ключевского оказало сильное влияние на его учеников – П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, М.Н. Покровского, Н.А. Рыжкова, М.К. Любавского, М.М. Боголюбского и других.

    В советское время историки основные усилия сосредоточивали на
    изучении социально-экономической проблематики, истории революций
    и народных движений. Советская историческая наука, в значительной
    мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под
    мощным прессом партийно-коммунистического диктата, строилась на
    единой марксистско-ленинской методологии. История России и весь
    мировой исторический процесс изучались, как последовательная смена
    общественно-экономических формаций: от первобытнообщинного строя,
    через классовые общества (рабовладение, феодализм, капитализм), к бес-
    классовому коммунизму. Абсолютизация материального производства,
    социально-экономических отношений, классовый подход к истории оставляли вне поля научного поиска многие проблемы. Вместе с тем было бы
    ошибкой не видеть достижений советских историков. Развивая традиции
    дореволюционной отечественной исторической мысли, они создали много превосходных научных трудов. Среди этих авторов — Н.М. Дружинин,
    П.А. Зайончковский, А.А. Зимин, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и многие другие.
    3. При изучении третьего вопроса, следует отметить, что современная российская историография активно использует достижения мировой исторической мысли: разнообразные историософские
    концепции и новейшие исследовательские методики. В настоящее время
    среди отечественных ученых широкое распространение получили культурно-исторический или цивилизационный подход к изучению истории
    человечества. Цивилизационный подход основан на междисциплинарности и системном анализе.

    Многовариантность исторического процесса и разнообразие методологических подходов, характерные для современной исторической мыс-
    ли, привели к формированию разнообразных концепций отечественной
    истории. Так, одни исследователи изучают историю России как часть западной цивилизации, которой присущи такие ценности, как частная собственность,
    индивидуализм, рынок, парламентаризм. Другие ученые видят в России
    типичную восточную цивилизацию, развивающуюся циклически и базирующуюся на приоритете общинной собственности, государственной
    деспотии, коллективистских ценностях. Третьи относят Россию и другие
    славянские страны к самостоятельному типу цивилизации, характерными чертами которой считаются ведущая роль государства, абсолютная ценность православия и славянское единство.

    Немало исторических трудов создается на основе формационного видения истории России или на основе сочетания цивилизационно-формационных методик.

    Большую популярность среди историков и политиков приобрели
    идеи евразийства. Как система историко-философских воззрений евра-
    зийство возникло в 20-е гг. ХХ столетия в среде эмигрантской интеллигенции (Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой и др.). Отправным моментом рассуждений евразийцев является «месторазвитие»
    народа — связь культуры и жизни общества с географической средой.
    Громадное пространство России, охватывающее две части света — Европу и Азию, определило всю историю страны. Последовательным разработчиком идеи евразийства был Лев Николаевич Гумилев (1912 1992). В его трудах «География этноса в исторический период», «Этногенез и биосфера Земли»,
    «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России: очерки этнической
    истории» дано обоснование новой науке — этнологии, находящейся на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии, биологии, географии, а также раскрывается история русского этноса.

    Изучение истории любого народа и государства, в том числе и России, возможно только на основе учета как объективных, так и субъективных факторов развития.

    К объективным факторам относятся:

    • среда обитания (размеры территории и ее природные ресурсы, природно-климатические условия, коммуникационные особенности);

    • геополитические условия (соседние народы и пограничные государства, взаимоотношения с ними, место в мировом разделении труда и роль в мировом сообществе);

    • демографические процессы (численность, плотность населения, темпы его роста).

    Субъективными факторами считаются:

    • этнические, социокультурные, психологические особенности жизнедеятельности народа в конкретный исторический период;

    • господствующие религиозные и идеологические представления, нравственные нормы и ценности;

    • деятельность политических лидеров, исторических личностей, политических партий;

    • научно-технические достижения и степень их овладения обществом. Исследование всей совокупности данных факторов на основе принципов объективности (критическое осмысление всей совокупности фактов) и историзма (рассмотрение исторического явления в развитии, в сопоставлении с другими явлениями и их оценка, исходя из конкретных условий конкретного времени) дает возможность получить научно взвешенную и достоверную картину исторического процесса.

    В ходе изучения темы I, важно усвоить, что научные знания по Отечественной истории отличается от учебной дисциплины «Отечественная история» тем, что наука представляет собой глубокое теоретическое знание на основе вышеуказанной методологии, а учебная дисциплина – это первичное знание для ознакомления с наукой, первый «подход» к ней. Но, не сделав эти первые шаги, невозможно оценить всю многогранность данной науки и понять, что, как сказал М. Сервантес, «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
    Семинар II.

    Тема: Древнерусское государство и Русь удельная
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта