Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.5.Толерантность в межкультурной коммуникации

  • 178

  • «толерантность»

  • 180

  • 181

  • Учебник. Учебное пособие введение в теорию межкультурной коммуникации а. П. Садохин теория


    Скачать 411.19 Kb.
    НазваниеУчебное пособие введение в теорию межкультурной коммуникации а. П. Садохин теория
    АнкорУчебник
    Дата13.02.2022
    Размер411.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSadokhin_A_P_Vvedenie_v_teoriyu_mezhkulturn_kom.docx
    ТипУчебное пособие
    #360502
    страница20 из 30
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30

    175




    принадлежащих к разным культурам. Знание языка также формирует и личностные качества субъекта коммуникации — открытость, терпимость и готовность к общению с представителями другой культуры.

    Здесь следует отметить, что важнейшей составной частью языковой компетентности является речевая грамотность. Дело в том, что неграмотно построенная речь, ошибки в произношении слов создают впечатление низкой культуры субъекта и вызывают сомнение у партнера в его компетентности. И наоборот, яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых выражений обеспечивает субъекту коммуникации более высокий уровень компетентности.

    В своей совокупности указанные виды знаний позволяют достигнуть взаимопонимания в коммуникации, формируют способность «читать» партнера, вести себя грамотно в вербальном и невербальном общении и тем самым делать межкультуриую коммуникацию эффективной и успешной.

    Следует иметь в виду, что МКК можно считать эффективной или успешной лишь тогда, когда ее участники достигают поставленных целей. Практика межкультурного взаимодействия показывает, что люди не всегда могут достигнуть взаимопонимания. Это происходит не только вследствие принципиальных расхождений и несовместимости их интересов, но и вследствие различий культурных традиций, привычек, норм поведения, принятых в их культурах. По этой причине люди также не могут адекватно воспринимать информацию друг от друга, и потому у них возникает взаимная неприязнь, свидетельствующая об их недостаточной коммуникативной компетентности. Этот факт убеждает, что коммуникативная компетентность индивида не является врожденной, ей следует учиться, целенаправленно ее формировать и развивать.

    Любой человек, прежде чем вступить во взаимодействие с другими людьми, обычно соотносит свои действия с принятыми в его культуре нормами и стандартами поведения, ожидая также от своих партнеров соблюдения ими определенных правил и норм межличностного общения. Однако эти нормы и стандарты, приятые в его родной культуре, оказываются неприемлемыми для остальных партнеров по причине культурных различий и неравенства культур участников взаимодействия. напомним, что такое восприятие партнеров по общению, принадлежащих к иным культурам, с позиций ценностных установок и культурных норм собственной культуры в науке принято называть этноцентризмом (подробнее об этом мы говорили в параграфе 3.4).

    Альтернативой этноцентризму выступает служит этнорелятивизм (подробно об этом также было сказано в параграфе 3.4).

    Собственно процесс овладения межкультурной компетентностью преследует цели: управлять процессом взаимодействия, адекватно ин

    176




    терпретировать его, приобретать новые культурные знания из контекста конкретного межкультурного взаимодействия, т.е. осваивать иную культуру в ходе коммуникативных процессов. В результате достижения этих целей индивид должен обладать следующими способностями к МКК:

    • адекватно воспринимать и интерпретировать различные культурные ценности;

    • осознанно преодолевать границы, разделяющие культуры, и видеть в чужих культурах не только различия, но и общие черты;

    • рассматривать различные культурные явления и представителей других культур с позиций эмпатии;

    • соотносить существующие этнокультурные стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы;

    • уметь пересматривать и изменять свои оценки чужой культуры в соответствии с расширением навыков и опыта межкультурного общения;

    • менять самооценку в результате постижения чужой культуры и отказа от необоснованных стереотипов или предрассудков;

    • принимать новые знания о чужой культуре для более глубокого познания своей;

    • систематизировать факты культурной жизни;

    • синтезировать и обобщать свой личный опыт в межкультурной диалоге.

    Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией достижения межкультурной компетенции является интеграция — сохранение собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой других народов. По мнению немецкого культуролога Г. Ауэрн- хаймера, обучение межкультурной компетентности должно начинаться с направленного самоанализа и критической саморефлексии1. На начальной стадии должна быть воспитана готовность признавать различия между людьми, которая позднее должна развиться в способность к меж- культуриому пониманию и диалогу. Для этого обучающиеся должны уметь воспринимать мультикультурную совместимость как само собой разумеющееся условие.

    6.5.Толерантность в межкультурной коммуникации

    Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархической системы отношений, построенных на принципах господ

    1 Auemheimer G. (Ed.) Interkulturelle Kompetenz und piidagogische Proffessionalitat. Opladen. 2002.

    177


    ства и подчинения, к системе отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Вместе с тем глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур. К данным предпосылкам относятся нарастающее многообразие мира, его растущая социальная поляризация, рост религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. В связи с этим возникает потребность в консенсусе, который предполагает понимание следующего: удовлетворение собственных интересов возможно только с учетом интересов другого.

    Динамика отмеченных процессов зависит от того, каким образом культурные достижения различных сообществ людей включатся в движение человечества к своему единству и целостности. В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Иными словами, подавляющая часть этнических групп отстаивает местные интересы, которые признаются приоритетными по отношению ко всем другим. В этой ситуации крайняя терпимость по отношению к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным. Но при таком направлении развития авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм малопродуктивны. Необходимым условием выживания народов в современном мире является только их интеграция, признание суверенности и ценности каждого из них, а также каждой национальной культуры. Э го означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, только путем диалога и сотрудничества. Таким образом, глобализация постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то лее время един, и различные подходы к одним и тем нее процессам неизбенены ввиду различия культур. При этом усиление взаимозависимости человечества с необходимостью ставит проблему воспитания культуры толерантности.

    Человеческий мир — это иепрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом, в процессе которых большинство из них в своем видении мира, отношении к окруяеающим, поведении, образе жизни руководствуются ценностями и нормами собственной культуры. При этом люди не осознают себя в качестве продукта этой культуры и редко задумываются о том, что поведение представителей других культур определяется иными ценностями и нормами. Оценивая чужую культуру, руководствуясь привычными для себя стандартам и критериям своей собственной культуры, человек становится на позиции

    178




    культурного центризма, суть которого заключается в убеждении, что чужая культура непременно хуже, чем собственная. Естественно, такая точка зрения препятствует МКК, поскольку не ведет к эффективному взаимодействию коммуникантов.

    Дело в том, что каждая культура отражает лишь часть опыта, накопленного человечеством. При общении с представителями других культур необходимо иметь представление об их традиционных особенностях. Один из основополагающих моментов МКК заключается в том, что не следует спешить с умозаключениями и оценками, когда другие люди делают что-то странное, а постараться понять их культуру. Иными словами в таких ситуациях необходимо избавиться от культурного центризма в оценке поведения представителей других культур. Это возможно только путем формирование межкультурной толерантности, в которой переплетаются готовность к активному общению с людьми другой культуры, открытость, свобода от предубеждений, терпимость, способность позволять другому существовать рядом со своим.

    Понятие «толерантность» широко вошло в отечественную науку сравнительно недавно. Его этимология восходит к латинскому глаголу tolero
    — «нести», «держать», «терпеть», который употреблялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую- либо вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации (tolerance), где наряду с терпимостью он стал означать также «допускать».

    Категория «толерантность» в современном понимании имеет широкий разброс трактовок и интерпретаций. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». В таком понимании «толерантность» не является синонимом терпения или терпеливости. Как отмечает В.А. Тишков, «если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия»1.

    В научной литературе понятие «толерантность» рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и наси

    1 Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Толерантность и культурная традиция. М., 2002. С. 12.

    179




    лия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладании какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Исходя из сказанного, можно рассматривать толерантность как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающих с собственными. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при одновременном благожелательном отношении к культуре, поведению и мнениям других людей.

    Толерантность воспринимается как одна из самых ярких черт русского национального характера и проявляется в способности безропотно переносить жизненные трудности. Американцы, с другой стороны, считаются более терпимыми. Основы их толерантности заключаются в особенностях исторического развития страны и многообразии культурной жизни. Наличие большого количества эмигрантов с их собственными культурными традициями, привычками, религиозными верованиями и т.д. потребовало определенного уровня терпимости, необходимого для того, чтобы люди, населяющие США, могли уживаться в мире и согласии.

    Практически любой человек способен интуитивно отличать доброе поведение от дурного, но это качество не является врожденным — оно формируется в процессе практического общения и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим формирование толерантности происходит в процессе межкультурного общения, результатом которого является воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Моделью толерантных отношений в данном контексте является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность, таким образом, — «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия...»1.

    1 Conche М. La tolerance francaise et sa signifikation universalle // Dokument de travial pour le 19 Congres mondial de philo-sophic. Moskou 22—28 August. 1993. P. 77.

    180




    Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении этих различий. Но дело в том, что различия бывают разные: культурные, этнические, расовые, социальные и др. Культура толерантности предполагает безусловное признание и уважение большей части таких различий, поскольку они являются результатом естественно- исторического развития, однако при этом культура толерантности не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Как отмечает М. Уолцер, там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпимость определенно исключена»1. По его мнению, когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (с социальным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер»2.

    Толерантный подход в МКК означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы признаются лишь одними из многих и не могут подчинить себе все остальные. Указанный подход выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, «инаковость». При таком подходе восприятие чужой культуры происходит па основе сопоставления прежнего и нового опыта, а также сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основах. Чувства человека стимулируют пони мание ил и препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.

    Проявления толерантности в МКК носят относительный характер. Американцам непонятно, почему русские терпят бытовую неустроенность, нарушение прав потребителей, невыполнение законов со стороны должностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Русские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляющие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают альтернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.

    Различные проявления толерантности выражаются также и в том, что американцы в процессе взаимодействия намного больше, чем русские, стремятся к компромиссу и сглаживанию противоречий, в то время как наши соотечественники больше склонны к эмоциям и крайностям.

    1 Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 73.

    2 Там же. С. 71.

    181




    С другой стороны, американцы обычно ждут быстрых решений и действий, а русские имеют тенденцию выжидать, проверяя надежность своих партнеров и устанавливая с ними более доверительные отношения.

    Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности — интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ и жизни стоят выше всех других. Это означает, что в основе интолерантности лежит неприятие другого, потому что он иначе выглядит, думает, поступает. В результате этого формируется нетерпимость, которая порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются:

    * оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

    • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся па отрицательных чертах и качествах;

    и этноцентризм;

    • дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;

    • расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;

    • ксенофобия в форме этнофобий, миграитофобий;

    • осквернение религиозных и культурных памятников;

    • изгнание, сегрегация, репрессии;

    • религиозное преследование.

    В современной жизни эти формы интолерантности возникают в силу разных причин, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным ценностям и нормам, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизводя свои традиционные культурные отличия.

    В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности чаще всего носит многоплановый характер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие:

    182




    • глубокое и всестороннее овладение культурой собственного парода как обязательное условие интеграции в иные культуры;

    • формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;

    • создание условий для интеграции в культуры других народов;

    • формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

    • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

    Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, позволяющий соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ориентации и формы поведения. Данное значение диалога обусловлено следующим:

    • он рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации;

    • придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой;

    • становится постоянно действующей основой в развитии и взаимодействии культур.

    Принцип диалога, распространяемый па сферу в МКК, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Основным содержанием здесь является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным признакам. Этому могут помочь приведенные ниже практические рекомендации, выработанные американскими исследователями К. Ситарамом и Р. Когделлом, которые можно назвать кодексом МКК, поскольку они способствуют выработке толерантного отношения к чужой культуре.

    1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не устанавливает мировых стандартов.

    2. Относиться к культуре аудитории с тем нее уважением, с каким относился бы к своей.

    3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе собственных ценностей.

    4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей.

    5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.

    183


    1. Общаясь с представителями другой религии, пытаться понимать и уважать эту религию.

    2. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов.

    3. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.

    4. Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.

    5. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком.

    6. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего.

    7. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на все аспекты.

    8. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов.

    9. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой1.

    В формировании всех этих установок чрезвычайно важно, чтобы люди понимали необходимость как сохранения своей этнической и культурной идентичности, без которой невозможно их нормальное психологическое самочувствие, так и развития мультикультурализма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности, к жизни в современном, все более глобализующемся мире.

    Воспитание и формирование указанных установок толерантного отношения к чужой культуре достигается путем целенаправленного процесса образования, включающего в себя несколько этапов.

    1. Общее ознакомление с культурой той или иной страны:

    • осознание факторов, которые составляют уникальность данной культуры, и отличительных черт своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации с представителями иной культуры;

    • поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия с представителями чужой культуры в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия и культурные различия.

    1 Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 5. С. 106.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30


    написать администратору сайта