Главная страница
Навигация по странице:

  • УЧЕБНОЙ

  • Посещение занятий педагога и их анализ Занятие 1.

  • Задание №3. Анализ учебно-методической документации педагога дополнительного образования по ИЗО и ДПИ

  • 10. Отчет о работе педагога дополнительного образования

  • Отчет по практике нспк пермь. Отчет по практике. Учебной производственной практики


    Скачать 192.85 Kb.
    НазваниеУчебной производственной практики
    АнкорОтчет по практике нспк пермь
    Дата22.01.2023
    Размер192.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтчет по практике.docx
    ТипОтчет
    #898611



    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    ОТЧЕТ

    О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

    (нужное подчеркнуть)
    Профессиональный модуль
    _ПМ.01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

    (указать название ПМ)

    Специальность

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)­­­­__________________________________________

    (указать код, наименование специальности)
    Студент __________ Огурцова Дарья Евгеньевна___________________

    (подпись) (фамилия, имя, отчество)

    Группы _29 ПДО ИЗО-11/21А-2_
    Период прохождения практики: с _8 июля 2022__ по __22 июля 2022____________
    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №83 общеразвивающего вида г. Печора

    (наименование организации – базы практики)
    Руководитель практики от организации
    Демидова Галина Анатольевна, директор_______________________________

    (должность, Ф.И.О.)
    ________________________ _________________________ _____________________

    (оценка) (дата) (подпись)

    М.П.

    Руководитель практики от колледжа
    Семенова Евгения Викторовна ________________________________________________

    (фамилия, имя, отчество)
    2022 год

    Оглавление


    Введение 2

    Основная часть 4

    Тема №1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного образования по ИЗО и ДПИ. 4

    Задание №1. Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ 4

    Задание №2. Оценка деятельности педагога дополнительного образования на занятиях по ИЗО и ДПИ. 7

    Тема №3. Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО и ДПИ. 19

    Задание №1. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и ДПИ и рекомендации по её усовершенствованию. 19

    Тема №4. Изучение творческих способностей детей в области ИЗО и ДПИ. 20

    Задание №1. Понаблюдайте за обучающимися, изучите их творческие способности путем наблюдения и проанализируйте их. 20



    Введение


    Отчет по учебной практике «Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)» в период с 8 июля по 22 июля 2022 года.

    Художественная деятельность и декоративно-прикладное творчество играют важную роль как в развитии ребёнка, так и в творческой самореализации взрослого. Занятия ИЗО и ДПИ способствуют развитию тонкой моторики рук, что в свою очередь влияет на становление таких высших психических функций как речь и мышление. Рисование и декоративно-прикладное творчество способствуют актуализации творческого потенциала подростка и взрослого человека, формированию положительных личностных черт, восприятию окружающей действительности. Первоначальная задача преподавателя в данной области – вызвать устойчивый интерес у обучающихся, сформировать у них эстетический вкус и привить любовь к искусству.

    Методическая тема: формирование художественного способа познания мира через актуализацию творческого потенциала обучающихся в различных видах деятельности.

    Объект: формирование художественного способа познания мира обучающимися.

    Предмет: актуализация творческого потенциала обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

    Цель в рамках работы над данной темой: развитие художественных способностей средствами декоративно-прикладного творчества. Создать условия для освоения обучающимися техникам изобразительной и декоративно-прикладной направленности, основам композиции, формообразования, формирования пространственного мышления, умения работы инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов, навыков учебно-исследовательской работы. Формировать учебно-методический комплекс, материально-техническую базу для осуществления образовательной деятельности в рамках реализации программы.

    Для достижения целей поставила перед собой следующие задачи:

    1. Выбрать стратегию и тактику коммуникативного поведения.

    2. Формировать умения по организации продуктивного взаимодействия с группой на занятии и вне его (установить личные контакты, умения самопрезентации, сотрудничества, диалогового общения, партнерства).

    3. Проанализировать свои личностные и профессиональные способности и возможности.

    В течении всей практики посещала занятия педагога по ИЗО и ДПИ, а так же я посещала их занятия не только в закрепленном за мной группе, но и в других группах. После каждого занятия проводились обсуждения и анализ, как с педагогом, так и с методистом. На занятиях проводимых мной были использованы современные электронные средства обучения: ноутбук, проектор, телевизор с управлением, способствующий для демонстративного опыта. Были разработаны дидактические материалы.

    Мои наблюдения показали, что ребята, стремились к контакту со мной. Моя инициатива в налаживании контакта состоит, прежде всего, в установлении психологически хорошего микроклимата.





    Основная часть

    Тема №1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного образования по ИЗО и ДПИ.

    Задание №1. Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ



    1. Сведения о педагоге: специальность, возраст, образование, стаж,

    учебная нагрузка, звания и т.д.

    Ковальчук Светлана Андреевна

    Специальность: Педагог ИЗО и ДПИ

    Возраст: 35 лет

    Образование: СПО Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

    Стаж: два года

    Учебная нагрузка:

    2. Какие методы изучения деятельности педагога использовались

    (наблюдения в процессе посещения уроков; беседа с учащимися, педагогами; анкетирование детей, родителей; изучение результатов учебной

    деятельности детей, создание воспитывающих ситуаций и др.).

    Во время наблюдения за занятиями мною использовались такие методы:

    А) Наблюдение за работой педагога во время проведения занятия;

    Б) Наблюдение за поведением и взаимодействием педагога и детей во время перерыва;

    3. Какими программами, учебными пособиями пользуется педагог в своей работе?

    Методическим пособием утвержденным Министерством образование, а также, таблицы, детские рисунки, репродукции произведений художников.

    4. Как готовится педагог к своим занятиям.

    Четкое следование конспекту занятия, помогло провести достаточно продуктивное и интересное занятие, занятие соответствовало плану, следует обратить внимание на речь детей и работу со слабыми воспитанниками. Нужно планировать чётче каждую минуту занятия.

    5. Формы учебной работы, используемые педагогом.

    На занятии сочеталась фронтальная и индивидуальная работы. Примеры: выставка, галерея, игры.

    6. Способы активизации познавательной деятельности детей на занятиях.

    Педагог использовал опору на интересы детей и одновременно формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности.

    7. Развитие самостоятельности и ответственности детей на занятиях.

    Роль самостоятельной работы на занятии имела огромное значение, так как ребята проявляли себя как творчески мыслящие люди, имеющие активную познавательную и творческую активность.

    Воспитательная направленность состояла в том, чтобы через искусство воспитанники научились понимать искусство окружающее их повседневно.

    8. Индивидуализация и дифференциация учебной работы.

    Индивидуальный подход был использован для приспособления форм и способов педагогического действия к личным особенностям воспитанника с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности.

    Также, на занятиях была использована групповая робота, где педагог распределил детей по их умению рисовать.

    9. Характер взаимоотношений педагога и детей на занятиях.

    Педагог использовал учебно - дисциплинарную модель педагогического взаимодействия

    Активность группы была высока. Практически, все воспитанники участвовали в беседе и во время фронтального опроса, качество ответов детей было высоко.

    На начало занятия дети были не очень заинтересованы материалом занятия, но в ходе изложения материала ребята начали проявлять интерес.

    10. Взаимодействие педагога с другими педагогами учреждения дополнительного образования.

    Мной было отмечено взаимодействие педагогов, что позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к решению конкретных проблем класса, а также актуализировать в сознании учителей вопросы их собственной воспитательной деятельности, мотивировать их к личностно-профессиональному самосовершенствованию, а самому освободиться от стереотипов воспитательной работы как нескончаемой цепи воспитательных мероприятий.

    Задание №2. Оценка деятельности педагога дополнительного образования на занятиях по ИЗО и ДПИ.


    Посещение занятий педагога и их анализ

    Занятие 1.


    Действия педагога

    (речевые/неречевые)


    Действия детей -

    отдельных ребеноков, групп

    (речевые/неречевые)

    I Организационная часть

    – Добрый день, дети!

    Отложите все лишнее в сторону, начнём урок

    II Мотивация учебной деятельности

    1. Актуализация опорных знаний

    – Какие вы знаете основные цвета?

    – Сколько их существует?

    - Назовите основные цвета. (желтый,синий, красный)

    – Сколько цветов имеет радуга? (7)

    - Назовите цвета радуги.

    - Какие из них теплые? Холодными?

    2. Созерцание произведений искусства

    – Что изображено на картине?

    – Как называется композиция с фруктами на столе?

    – В чем разница между этими картинами?

    (композиция, цвета)

    ІІІ Сообщения темы занятия

    - Установите буквы в правильном порядке.

    – Какое слово образовалось? (Цвет)

    - Тема нашего занятия – цвет.

    IV Работа над темой занятия

    1. Теоретическое обоснование

    – Что такое цвет?

    - Цвет – основное средство выразительности в живописи. С помощью цвета художник передает ту атмосферу, которую он рисует, переживаемые чувства.

    – Что же такое цвет?

    2. Физиологическая минутка

    - овощетерапия. Следите за овощами на экране.

    3.Последовательное исполнение композиции учителем

    – Вы можете выбрать любой фрукт для рисования.

    – Для того чтобы нарисовать яблоко, на него нужно посмотреть и подумать, какую геометрическую фигуру оно нам напоминает.

    - В пределах квадрата, рисуем круг с симметричными двумя сторонами.

    – На яблоко из окна падает свет и на нем образуются белые блики, их мы передаем на рисунке более светлыми цветами.

    - определить формат листа.

    4. Физкультминутка

    5. Правила пользования красками и кисточками

    – Перед работой напомните, как нужно пользоваться красками, кистями, альбомами.

    6. Самостоятельная практическая деятельность детей

    V Итог занятия

    - Организуем осенний фруктово-овощной магазин.

    – Расскажите, что вы нарисовали?

    – Что такое цвет?

    – Что передают художники с помощью цвета?

    Дети ведут диалог с учителем.

    Отвечают на все вопросы. Исполняют проектные, творческие, коллективные работы.

    Четко и быстро организовались для работы.
    Дети с удовольствием берут участие в беседе.

    Дети любят заниматься в группах.


    Занятие 2.

    Действия педагога

    (речевые/неречевые)


    Действия детей -

    отдельных ребеноков, групп

    (речевые/неречевые)

    I. Организационный момент

    1. Приветствие

    2. Проверка готовности к занятию

    – Сейчас у нас урок изобразительного искусства. На парте должны быть лист бумаги, гуашь, кисти.

    II. Актуализация опорных изобразительных знаний

    1. Беседа

    2. Дидактическая игра

    III. Объявление темы и цели занятия

    IV. Изложение нового материала

    1. Теоретическая часть

    2. Практическая часть

    Проведение физкультминутки

    V. Постановка учебного задания

    Правила пользования красками:

    VI. Руководство практической деятельностью детей

    – Вы будете выполнять задачи, а чтобы создать соответствующую атмосферу, мы послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского "Вальс цветов". (оказывает индивидуальную помощь).

    VII. Анализ и оценка детских работ

    – Как вы оцените свою работу на занятии?

    – Чья работа на занятии вам понравилась больше всего? Почему?

    (при формировочной оценке учитываю качество владения средствами и техникой живописи, качество работы; формирую способность детей к самооценке).

    VIII. Итог и обобщение занятия

    – Что нового вы узнали? Что такое симметрия? Что такое монотипия?

    IX. Уборка рабочего места

    – Наведите порядок на своих партах, сложите папки с материалами и инструментами в шкаф.

    Воспитанники проверяют готовность к занятию.

    Активно берут участие.

    Повторяют этапы выполнения рисунка.

    Дети рисуют.

    У всех хорошее настроение.

    Дети делают анализ работ своей работы и других детей.


    Занятие 3.

    Действия педагога

    (речевые/неречевые)


    Действия детей -

    отдельных ребеноков, групп

    (речевые/неречевые)

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие. Проверка готовности детей к занятию

    2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Педагог. Сегодня мы отправимся по тропинкам интересной страны Изобразительного искусства, которая раскроет нам и свою красоту, и свои тайны. Отправимся!

    3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Педагог. Закройте глазки и представьте, что мы садимся в яркое влечение. Мы посетим разные города этой необъятной страны, познакомимся с ее жителями и сокровищами. (Демонстрируется карта страны Изобразительного искусства.) Первая наша остановка – город Графика. Жители этого города, художники-графики, очень серьезные и озабоченные. У каждого из них свое восхищение — кто-то изображает природу, кто-то — окружающие его предметы, кто-то — зверушек, а кому-то нравится изображать разных людей.

    У художников-графиков есть много помощников. Это различные материалы, которые используют эти мастера - карандаши (простые и цветные), тушь, пастель, уголь и т.д. Давайте с некоторыми познакомимся поближе. Карандаши – одни из самых любимых материалов художника-графика. Грифель в карандашах бывает обычный серый – такие карандаши называются простыми, а еще вам знакомы карандаши с цветными грифелями. Как мы их называем? Правильно, цветные карандаши.

    Учебные упражнения

    Педагог. Превратимся в художников-графиков и нарисуем линиями веселые рисунки. У вас в руках веселые карандаши, поэтому линии будут выходить веселые!

    Еще одна остановка – город Живопись. Оно так ярко! Здесь живут художники, которые очень любят рисовать красками.

    Следующая остановка – город Скульптура. Сколько огромных памятников, маленьких статуэток, интересных рельефных изображений создано здесь руками мастеров-скульпторов.

    Интересный город – декоративно-прикладное искусство. Оно совсем не похоже на те города, которые мы уже посетили. Здесь живет гораздо больше мастеров — ткали и писанкари, вышивальщицы и резчики, гончары и кузнецы. Рассмотрим их работы (демонстрирование наглядности). Мастера декоративно-прикладного искусства используются в работе глину и древесину, ткани и нити, разнообразные краски и бусины.

    Физкультминутка

    4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

    5. ПОДБИТИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ

    1. Подведение итогов (общая оценка занятия).

    2. Определение задачи подготовки к следующему уроку: рассмотреть в книгах, журналах, газетах, на листовках работы художников-графиков; принести на следующий урок фломастеры или гелевые ручки, альбомы; придумать примеры с использованием горизонтальных, вертикальных и кривых линий.

    3. Провозглашение занятия завершенным.


    Дети внимательны и заинтересованы.

    Для развития творческих способностей детей использовались новые, интересные, нестандартные подходы, это способствует развитию у детей познавательного интереса к занятию и более прочному усвоению знаний.

    Дети упражняются в рисовании линий.

    Дети говорят, как подбирают цвета.

    Дети дополняют рассказ педагога.

    С интересом рассматривают презентацию.

    На занятии дети дисциплинированы, внимательны, старательные.



    Задание №3. Анализ учебно-методической документации педагога дополнительного образования по ИЗО и ДПИ

    Требования сегодняшнего дня обязывают педагога дополнительного образования владеть определенными компетентностями, которые четко прописаны в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования. А законодательные акты федерального уровня, такие как Закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ-273, Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года  №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» требуют от педагога дополнительного образования наличия документов, необходимых ему в работе. В данной статье приводится перечень документов, которые должен иметь каждый педагог дополнительного образования.

    1. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа должна соответствовать требованиям статьи 13 Закона «Об образовании в РФ» к программам дополнительного образования детей. По Приказу Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №  1008 она ежегодно корректируется и утверждается директором образовательной организации до начала учебного года.

    2. Рабочая программа. В статье 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждый педагог должен иметь рабочую программу. Рабочая программа - это ежегодное планирование, разработка конкретной деятельности, учитывающей тематику года, организационные и  содержательные приоритеты учреждения и самого детского объединения. Она тесно связана с дополнительной общеобразовательной программой, т.к. в ней педагог отражает выполнение образовательной программы в течение учебного года с  учетом календарных сроков. В рабочей программе приводится подробный календарный учебно-тематический план с учетом расписания работы детского объединения дополнительного образования, государственных праздников, на которые могут приходиться дни занятий по расписанию. Вследствие этого общее количество часов может незначительно отличаться от учебно-тематического плана дополнительной общеобразовательной программы. Эту разницу необходимо зафиксировать и объяснить в рабочей программе, иначе как следствие может быть невыполнение программы. На сегодняшний день нет единых требований к составлению рабочей программы, поэтому она составляется на основе локального акта образовательной организации «Положение о рабочей программе».

    3. Учебно-методический комплекс к образовательной программе (должен быть прописан в образовательной программе и подтвержден наличием в учебном кабинете). Ежегодно пополняется новыми материалами. Включает в себя нормативные документы, учебные, дидактические, раздаточные материалы и пособия, инструменты и оборудование, необходимые для занятий, технические средства обучения, электронные и цифровые образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудио- и видеоматериалы, методические пособия, список литературы для педагога, детей и родителей. Все эти материалы должны быть систематизированы по годам обучения или по темам образовательной программы и описаны в каталоге учебно-методического комплекса

    4. Диагностические материалы по отслеживанию результативности освоения образовательной программы (методики, критерии и обобщенные результаты текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в виде личных книжек, протоколов, описаний, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.). Учитывая, что в образовательной программе педагог прописывает 3 группы задач: обучающие, воспитательные и развивающие,- то и диагностические материалы должны отслеживать получение знаний, умений и навыков, развитие и личные и коллективные творческие достижения обучающихся, а также их личностные изменения. К критериям развития ребенка можно отнести: изменение мотивации, ценностных ориентаций, жизненной позиции, успешность в социализации, развитие отношений между участниками образовательного процесса и др. В соответствии со статьёй 58 и 59 Закона «Об образовании в Российской Федерации» диагностические материалы имеются в наличии у педагога в течение всего срока освоения образовательной программы по годам обучения и хранятся на бумажном или электронном носителе в течение 5 лет.

    5. Расписание работы детского объединения (график работы) составляется согласно учебной нагрузки педагога в соответствии с Требованиями СанПиН 2014 года (приложение № 3). После согласования с заведующим отделом или заместителем директора по УВР (до 10 сентября) пишется в журнале учета работы детских объединений и утверждается директором образовательной организации. В группах с индивидуальной формой обучения в журнал вкладывается поименное расписание. Необходимо помнить, что через каждые 30-45 минут занятий в группе и между группами должен быть перерыв для проветривания не менее 10 минут, что для детей дошкольного возраста продолжительность 1 занятия - 30 минут, для остальных обучающихся – 45 минут.

    6. Журнал учета работы детского объединения. Заполняется строго в соответствии с «Указаниями к ведению журнала», Правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, рабочей программой и нормой комплектования (производственным планом) учебных групп и утвержденным расписанием. В каждом журнале должен быть учебно-тематический поурочный план на каждую группу на весь учебный год в соответствии с образовательной и рабочей программой. Это необходимо для проверки выполнения программы. Он ежемесячно сдается в учебную часть для проверки. В журнале не должно быть никаких исправлений! Это финансовый документ. Практически в каждом образовательном учреждении имеются методические рекомендации по ведению журналов учета работы детского объединения. Поэтому подробно на этом нет смысла останавливаться. Просто зайдите в методический кабинет.

    7. Инструкции по охране труда и технике безопасности. Инструкция по охране труда - документ, устанавливающий требования по охране труда при выполнении различных видов работ. Инструкции по охране труда разрабатываются образовательной организаций в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ и постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.02.2002г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (с последующими дополнениями и изменениями). В каждом кабинете должен быть комплект таких инструкций для педагога и для обучающихся. Инструкции для педагога должны хранится в определенном месте с учетом доступности и удобства пользования, инструкции для обучающихся – на видном месте: уголок, стенд, рабочее место. Комплект инструкций формируется в соответствии с профилем деятельности детского объединения, также у педагога должны быть инструкции общие для всех обучающихся, такие как правила поведения в образовательном учреждении, правила безопасного поведения на улице (правила дорожного движения), действия при чрезвычайных ситуациях и другие. На стр. 36-37 журнала учета работы детского объединения дополнительного образования 1 раз в полугодие заполняется инструктаж по  технике безопасности. При поступлении ребёнка в детское объединение заполняется первичный инструктаж, далее регистрируется повторный инструктаж. Пишутся фамилии и имена детей, ставится дата проведения инструктажа, разборчивая подпись педагога. Дата инструктажа должна совпадать с датой присутствия ребенка на занятии. В графе «краткое содержание инструктажа» записываются номера инструкций, по которым произведен инструктаж. Пример: «Первичный инструктаж ИОТ 062-2014, ИОТ 088-2014, ИОТ 086-2014, ИОТ 090-2014 по списку с №1 по №15». В графе «Примечание» в журналах учета работы или в журнале регистрации текущих, целевых и внеочередных инструктажей регистрируются текущие, внеочередные и целевые инструктажи непосредственно в день проведения занятий ежемесячно и (или) по мере необходимости. Например, при проведении концерта или массового мероприятия, при перевозке детей общественным транспортом, при аварии на теплосети и т.д.

    8. Портфолио педагога. Формируется в течение всего срока освоения образовательной программы и деятельности детского коллектива. Является визитной карточкой и своеобразной летописью детского коллектива и педагога. Отражает учебную, воспитательную, массовую, методическую работу педагога, достижения детского коллектива и его воспитанников и т.д. Могут быть: портфолио документов, портфолио достижений, портфолио обучающихся, портфолио педагога.

    9. Положение о детском объединении дополнительного образования

    Данное положение необходимо, если детское объединение имеет особенности: студия или ансамбль, которые работают по комплексной образовательной программе, коллектив, в котором работают двое или более педагогов и др. Данные условия требуют специального документального обеспечения. Положение о детском объединении является локальным административным документом, в котором фиксируются основные организационные и административно-управленческие аспекты деятельности, которые не включаются в дополнительную общеобразовательную программу:

    • полное название детского объединения и статус (филиал, структурное подразделение и др.);

    • педагогическое назначение;

    • цели и задачи деятельности;

    • вопросы организации работы (периоды и этапы обучения, формы обучения, регламент занятий, правила приема, требования к  воспитанникам и родителям и др.);

    • количество учебных часов в неделю для основных, дополнительных занятий и других форм учебной деятельности;

    • правила выдачи документа о дополнительном образовании;

    • финансовые вопросы деятельности объединения;

    • кадровое обеспечение деятельности детского объединения;

    • учебная деятельность;

    • воспитательная и социально значимая деятельность.

    Данный перечень является примерным, и каждый педагог может внести в него свои дополнения. Лучше всего его распределить на  3  раздела:

    1. Общие положения.

    2. Организационные основы детского объединения.

    3. Организация учебно-воспитательного процесса детского объединения.

    10. Отчет о работе педагога дополнительного образования

    Ежегодно в конце учебного года каждый педагог сдает отчет о работе.


    Тема №3. Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО и ДПИ.

    Задание №1. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и ДПИ и рекомендации по её усовершенствованию.



    Кабинет ИЗО обеспечен специальным оборудованием: рабочими местами с наклонными поверхностями для закрепления бумаги и размещения художественных материалов; уголок для размещения натурных постановок, специальной точечной подсветкой, большой доской и т. д.

    Кабинет оснащен современными техническими средствами, мультимедийным комплексом. Кабинет ИЗО и ДПИ хорошо оснащен и несет разную эстетическую и смысловую нагрузку.

    Это учебно-развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения детей с искусством; это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка. Кабинет искусства – это искусствоведческий центр, видеозал, библиотека, где происходит знакомство детей с произведениями мировой художественной культуры. В кабинете искусства представлены удивительные творения народного творчества, выставочный зал. В кабинете искусства есть методический центр, «педагогическая мастерская».

    В кабинете есть дидактический материал: таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства

    Тема №4. Изучение творческих способностей детей в области ИЗО и ДПИ.

    Задание №1. Понаблюдайте за обучающимися, изучите их творческие способности путем наблюдения и проанализируйте их.



    Центральная цель дополнительного образования - развитие активности к познанию и творчеству. Поэтому особо остро поднимается проблема поиска наиболее эффективных методов и форм педагогической деятельности, способных активизировать творческую деятельность детей в условиях дополнительного образования.

    К творческой деятельности человека побуждает необходимость в эстетическом развитии. Источником служит необходимость учащегося в получении вдохновения от окружающего мира, т.е. красота природы, людей и их поступков. Это ощущение и эмоции вызывают у художников потребность изобразить увиденное в художественном образе. Возможность производить образ зависит и от развития памяти и мышления. Художник держит в памяти то, что ему хотелось бы изобразить, ищет пути и методы воплощения, увиденного на рисунке. Процесс развития творческих способностей человека (учащегося) – это управляемый процесс, формирующий личность. В большей степени развить творческие способности можно у человека эмоционального и чувственного, т.к. все, что он изображает всегда связан с оценкой, при этом именно эти проявления особенно важны. Для реализации своих творческих планов и достижения определённых результатов использовала в своей педпрактике разнообразные методы и приемы, формы проведения занятий.

    В первый день работала по группам, давала задание каждой группе и оказывала поддержку и помощь.

    Хочется отметить, что на протяжении всей педагогической практики преобладало дружественное общение педагога с детьми на основе увлеченности в совместной деятельности, единое деловое и личностное общение и достижение единой цели и решения единых задач.

    Занимаясь с детьми я старалась развить творческие способности детей различными способами. Поэтому, я призывала рисовать сознательно, не допуская копирования, используя полученные на занятиях знания по перспективе и композиционному построению рисунка, основ анатомического строения (при изображении человека или элементов лица и фигуры), основ геометрических форм (при рисовании геометрических фигур), пользоваться знаниями по применению теней и света, использовать верно и по назначению материал для рисования. Анализируя свои работы, воспитанники давали им оценку и сравнивали их с работами класса (группы и т.п.), формируя собственные критерии.

    Большую роль играла интонация - речь в большинстве случаев была спокойная, выразительная, четкая, так как в своем общении с детьми я старалась максимально устранить коммуникативные речевые барьеры в своем поведении. Избегая слов-паразитов (вот, ну, э-э, так сказать), лексической бедности, грубого жаргона, неуважительного обращения (типа эй). Старалась акцентировать более важные слова, фразы, подчиняя им менее важные. Меняла тон голоса, то повышая, то понижая его, а также делала паузу до и после важных мыслей.

    К сожалению, в группе есть отверженные и трудные ребята, с ними тоже велась отдельная работа, но я не акцентировала внимание на том, что они хуже всех, а старалась дать им такое посильное задание, которое помогало им поверить в свои силы и считать себя на равных с другими сверстниками. Примеров плохого отношения не было, еще с начальных классов ребята воспитаны таким образом, что уважение к старшим является долгом каждого из них.

    Во взаимодействии преобладали побуждающие стимулы – постоянно внушала веру в силы и способности ребят, независимо от их успеваемости и, ставя конкретную цель перед ребятами - предугадывали долгожданный результат и полезность выполнения данного задания.

    В ходе практики я применяла такие приемы и методы, как – активизация познавательной деятельности детей с помощью дополнительных материалов: презентации, наглядно – иллюстративного материала, дополнительных творческих заданий на дом (составление таблицы, рассказа). Применяла игровые приемы на занятиях и при проведении воспитательного мероприятия.

    Опыт взаимодействия удался, так как в своей работе я не настаивала только на своих идеях, а лишь направляла в нужную сторону и давала возможность проявить себя в деле каждому из ребят, общалась с ними «на равных», предлагала материал, ребята дополняли и мы приходили к определенному положительному результату. Такая ориентация позволяла детям понять и оценить все, что происходит на занятии, осознать свое место в коллективной деятельности. При организации деятельности совместно распределялись задания.

    Заключение

    Организуя и проводя учебные занятия, я преследовала цель - это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, контролируя способности обучающегося, помогала ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.

    Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость. Открытое занятие - это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у обучающихся и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии обучающийся показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил ребенка определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

    Для развития творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства я наблюдала у других учителей и использовала следующие методы обучения: метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из всех возможных. Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности детей в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения. Метод диалогичности. Педагог и ребенок – собеседники. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления.

    На занятиях я демонстрировала многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Одним из действенных средств поддержания интереса к занятиям изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ детей – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач сада является задача формирования у детей творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

    Я использовала такие формы обучения:

    мотивирующее обучение, которое базируется на совместной деятельности педагога и детей; диалог по схеме: «прочувствовать - осознать - выявить свое отношение»; творческий поиск, как основа процесса обучения на занятиях; дифференцированный подход.

    Творческие мастерские выступают как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.


    написать администратору сайта