Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Скачать 1.47 Mb.
|
Ясперс. Духовная ситуация времени.Введение. С начала войны угроза нашему духовному миру осознается едва ли не каждым человеком. Если раньше человек ощущал свой мир неприходящим, живя во времени божественного творения, смысл кот. не принадлежал ему самому и поэтому сам человек находился в гармонии с миром, то сейчас человек оказывается оторванным от своих корней и осознает себя в исторически определенной ситуации человеческого существования, кот. исходя из самой себя и определяет его конкретные формы. Он помещается внутрь определенного движения, кот. в качестве изменения знания побуждает изменится существование, и в качестве изменения существования, вынуждает изменится познающее сознание. В этом познании он сталкивается с собственными границами, кот. открывают человеку его беспомощность перед превосходящим его силы миром, в том числе тем, кот. он сам производит в ходе своей деятельности. Как человеку удастся приспособится к этому и выйти из создавшегося положения, встав над ним, - один из основных вопросов современной ситуации. Человек - существо, кот. не только есть, но и знает, что оно есть. Он исследует окружающий его мир и меняет его по определенному плану. Он вырвался из природного процесса и не может быть полностью познан как просто бытие, т.к. есть дух. Ситуация подлинного человека - духовная ситуация. Т.о. современная ситуация человеческого существования должна быть понята как духовная ситуация и рассмотрена история ее возникновения и ее существо, определяющее его будущее. 1. Возникновение эпохального сознания. У нас христианская критика времени - история как упорядоченный в согласии с некот. замыслом спасения процесс. То что происходит во времени, уподобляется миру, ничтожество кот. очевидно и конец близок. Осознание эпохи как времени решения, несмотря на то что эпоха была для христианина миром вообще, чрезвычайно усилилось. Но это виденье мира лишает по сути сам мир в его имманентности истории, т.к. она свершается в сферах трансцендентного и не принадлежит собственно миру. Лишь секуляризация этой трансцендентной концепции, определившая виденье мира как имманентного движения способствовала утверждению и непрерывности эпохального сознания, проникнутого идеей неповторимости истории как целого, в кот. нечто незаметно или благодаря сознательному действию вершится. Приходит сознание поступательного развития человечества, прогресса цивилизации. Против этого выступает Руссо. Возникнув как духовная жизнь фактически небольшого количества людей, считавших что они - представители времени, эпохальное сознание постепенно обращается к самому бытию людей вообще. Мысль становится действительностью, указывающей что с помощью разума можно не только принимать существование каковым оно является, но и менять его. Отсюда Французская революция, проникнутая утопическим оптимизмом. Но революция превратилась в противоположность тому, что служило ее основанием. Со времени Французской революции эпохальное сознание изменяется, т.к. людей охватывает беспокойство за их существование в целом. Историческое сознание времени XIX века представлено в философии истории Гегеля. Его историческому оптимизму (шествие в истории разума, добра и справедливости, посредством его развертывания в различных необходимых стадиях) противостоит с одной стороны критика современности Кьеркегора и позже Ницше (европейский нигилизм), а с другой - марксизм. Эпохальное сознание окрашивается в более мрачные тона, чему служит наиболее ясным выражением «Закат Европы» О. Шпенглера. Сознание эпохи открывает человеку его собственное ничтожество, оно отделяется от всякого бытия и заменяется самим собой. Всякая подлинность теряет какие-либо основания, все становится несостоятельным, обманом и самообманом, вращением идеологий. 2. Истоки современного положения. То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия, огонь, язык, преодоление половой ревности и мужское сотоварищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных. Известные нам 6000 лет лишь небольшой этап его истории, в ходе кот. он развился в множество типов, из кот. именно человек западного мира, завоевавший земной шар, имеет историческое значение, основанное на 3 факторах: 1) становление рациональности и рационализация всех сфер человеческой деятельности; 2) Субъективность события - конституирование человека как личности; 3) в отличие от восточного неприятия мира, западное человечество воспринимает мир как фактическую действительность. Самобытие и рациональность становятся для него источниками познания мира и господства над ним. Эти три принципа в полной мере реализовались лишь в последних столетиях. XIX век - век технического освоения мира и его европеизации. Принципы западного человека исключали развития истории как простого повторения по кругу, т.к. каждое открытие полагало новые возможности. Все в человеческом бытии оказывается втянуто в становление, предвидеть результаты кот. оказывается невозможно. Человек теряет устойчивые основания собств. существования. Налицо разрыв с предыдущей историей: происходит тотальное разбожествление мира, кот. является не неверием отдельных людей, а общим результатом духовного развития западного человека, ведущего на самом деле к ничто. Техническое развитие мира становится основой человеческого существования и ставит перед ним новые условия, кот. не знало никакое другое время. 3. Ситуация вообще. Ситуации бывают: а) бессознательные - те, кот. оказывают воздействие, не будучи осознаваемыми и, являясь т.о. формами детерминации; б) рассматривающиеся как наличные для сознающей самое себя воли, кот. может их принять, использовать и изменить. Она улавливает все поле возможного для нее действия и его границ, что делает т.о. возможным для нее свободный выбор. Увидеть ситуации - значит начать господствовать над ней. Раскрыть духовную ситуацию - раскрыть в себе и для себя ее определенность и определится в своем собственном бытии относительно нее. Какие ситуации имеются в виду? 1. Бытие человека определяется социальными, экономическими и политическими ситуациями, от реальности кот. зависит все остальное, хотя не исчерпывает его. 2. Существования человека как сознания находится в сфере познаваемого, в ситуации знания, по возможности ясной для человека. 3. Бытие человека определяется другими людьми и возможностями веры. Эти три фактора - условия фактического существования, возможная ясность знания, апеллирующее самобытие в своей вере и ситуация коммуникации - определяют общую духовную ситуацию. Однако общая социальная ситуация не является решающей, т.к. она не объединяет, а разделяет. Решающим является возможность самобытия, кот. состоит в недоступной определению задаче узнать посредством овладения судьбой свою историческую связность. Того же единства не наблюдается не в сфере знания, ни в сфере коммуникации. Т.о. единой ситуации для людей одного времени не существует. Решение этой проблемы - возможности познать ситуации исходя только из целого, кот. не дано, т.к. любая частная перспектива недостаточна (соц., психолог. и т.д. анализ) - возможно через установление отношения к бытию как ориентирующемуся самобытию, кот. направлено на сознательное постижение собственного становления в его особой ситуации. Это мышление, кот. не знает, что есть, но ищет посредством знания, что может быть. Массовый порядок и обеспечение существования. В настоящее время человеческое существование рассматривается как массовое обеспечение посредством рационального производства на основе технических открытий, для кот. неизбежным становится действующий в ходе необходимого экономического развития аппарат. Для духовного осознания ситуации решающим является прояснение вопроса, следует ли считать эти силы и то, что они создают, единственной господствующей над всем действительностью человека. Массовое существование и его условия. 1800г.- население Земли ок. 850 млн., а сегодня 1800млн. Этот прирост населения стал возможным благодаря развитию техники (рационализации и механизации деятельности), кот. создало новый базис производства, организации предприятий, методическое изучение производительности труда, транспорт и систему сообщений, упорядочение жизни посредством формального права и полиции. Массы населения не могут жить без огромного аппарата, в работе кот. участвуют в качестве колесиков, ради обеспечения своего существования. Это - действие принципа установления целерационального порядка в обеспечении существования. Сознание и век техники. Из-за развития техники возникает уверенность в обеспеченности жизни всем необходимым, но удовольствие от этого уменьшается, т.к. удовлетворение осознается как само собой разумеющееся. Поэтому все связанное с удовлетворением просто потребности становится безразличным, а существенным - только тогда, когда его нет. Пропорционально росту масштаба обеспечения жизни увеличивается ощущение недостатка и угрозы опасности. Во-вторых, преодоление техникой пространства и времени, где все предстает одинаково близким и далеким, предоставляя возможность соприкоснуться всем со всеми, убивает всякую тайну и возможность удивления. Внутренней позицией человека становится деловитость, мерой кот. является успех его деятельности. Объективируясь в деятельности, индивид распадается на функции и живет как сознание социального бытия. Он мыслит свое бытие только как «мы». Он растворяется в публичности. В разложении на функции существование теряет свою историческую особенность вплоть до нивелирования возрастных различий - стремление быть молодым. Публичность как способ существования человека требует унификации всех сторон жизнедеятельности (поведения, моды, общения и т.д.). Господство аппарата. Превращая людей в функции, аппарат обеспечения существования изымает их из субстанциального содержания жизни. Мерой человека является средняя производительность, для кот. индивид как таковой безразличен. Мир попадает под власть посредственности, людей без судьбы, без различий и подлинной человеческой сущности. Руководство аппаратом осуществляется бюрократией, кот. сама есть аппарат, образованный людьми, ставшими аппаратом. Продвижение в аппарате возможно лишь ценной потери своей сущности. Господство массы. Масса и аппарат связаны друг с другом. Масса не как толпа (что существовала всегда), а как публика, не разграниченная в своей принадлежности к различным слоям общества - необходимый продукт нашего этапа исторического развития. Масса как совокупность людей, расставленных внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой нашего мира, кот. в публике и массах в качестве толпы принимает облик преходящего явления. Свойство публике состоит в призрачном представлении о своем значении как большого числа людей. Ее характеризует «общественное мнение», кот. не является мнением никакого отдельно взятого человека, хотя и принимается теми или иными группами в качестве собственного. Для расчлененной в аппарате массы главное значение имеет фикция единства. Человек обретает себя не в отличии, а в уподоблении. Условием жизни становится выполнение функции, так или иначе служащей массам. Расчлененная в аппарате масса бездуховна и бесчеловечна, она - наличное бытие без существования, суеверие без веры. Любое духовное движение может реализоваться только как обеспечивающее некую потребность массы. Все остальное отбрасывается как далекое от жизни. Для воздействия на массу необходима реклама. Она является формой ее самосознания, кот. должно принимать любое духовное движение. Границы порядка существования. Тем не менее, техника, аппарат и массовое существование не исчерпывают бытие человека. Они наталкиваются на несводимую специфичность самого этого бытия, кот. указывает на границы порядка существования, кот. необходимо осмыслить, дабы увидеть лежащее за их пределами. Это делает невозможной его абсолютизация, кот. являясь необходимой идеологией масс порождает современную софистику, призванную так или иначе ее утвердить. С другой стороны, сознаваемая невозможность тотального упорядочивания существования порождает сознания кризиса, являющее выражением того, что все в опасности и не более ничего радикально упорядоченного. 1. Современная софистика. Язык маскировки и возмущения - вызван невозможностью для упорядоченного существования сделать себя полностью для себя прозрачным, грозя потерей постулируемой им универсальности. Язык маскировки - представление об «общем благе», мотивирующем насилие и т.д., маскируя то, что ставит наличный порядок под сомнение. Противоположный метод - язык возмущения. Вместо апелляции к общему, он выделяет и изолирует частное, обращаясь к высшему ради одного - оправдать возмущение. Она является маскировкой беспомощности, с кот. сталкивается массовый человек, входя в область своего существования, не контролируемую массовым порядком. Массовый характер существования порождает нежелание принимать решения, формой существования кот. является компромисс как форма справедливости. Бегство от ответственности, разрушающее самобытие человека. Дух выступает как средство. 2. Невозможность постоянного порядка существования. Для правильной организации существования необходим постоянный порядок. Но это невозможно, т.к. технический аппарат, как таковой, никогда не может стать завершенным, поскольку помимо непредвиденных природных бедствий, сама техника становится в своей полноте непредсказуемой стихией, порождающей технические катастрофы. С другой стороны, сам человек, осуществляющийся ныне лишь в установлении массового порядка существования, вынужден постоянно выходить на границы этого порядка и постоянно их раздвигать. Но тем самым он выходит из этого порядка и становится тем, кто в этот порядок не входит и осуществляется в своей инаковости в качестве самого себя. Именно в пограничных ситуациях возникает духовная ситуация человека, где он пребывает и вынужден пребывать в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии. 3. Универсальный порядок существования и мир существования человека. Граница порядка существования дана сегодня в специфически современном противоречии: массовый порядок создает универсальный аппарат существования, кот. разрушает мир специфически человеческого существования. Человек присваивает свое существовании в предзаданном ему мире семьи, коммуникации и др. формах общности. Технический порядок существования для обеспечения масс сперва поддерживал эти локальные миры, снабжая их товарами, но вовлекая человека в обеспечение своего собственного существования, он ставит это частное существование себе на службу и, в силу своего тотального проникновения во все сферы жизнедеятельности, лишает его какой-либо субстанциальности. Человек отчуждается от своего собственного существа. Но нивелируя человека до состояния функции, это порядок направляет его против его собственного бытия, кот. не может реализоваться в безразличии всеобщего и индивид, кот. чтобы быть должен установить отношение со своим собственным бытием, оказывается сразу в состоянии между собственным бытием и подлинным самобытием. Исходя из этой напряженности, стремясь выйти к области своего собственного бытия, человек подвергает опасности существующий порядок. Этот порядок, пытается присвоить себе ставящие его под угрозу силы, вводя в рассмотрение категорию иррационального и стремясь рационально удовлетворить попадающие под нее потребности. Однако, подчиняя это стремление человека своему порядку, он лишает человека возможности узнать в предлагаемых ему объектах объекты своего собственного желания, а с другой стороны - кроме как в сфере упорядоченного существования он их найти не может. Т.о. порядок существования, стремясь подчинить его индивидуальность, оказывается всегда под угрозой, но и человек, пытаясь реализовать себя в этом порядке или против него (что так же принадлежит порядку), остается тем не менее отчужденным от собственного самобытия, не будучи в его границах способным присвоить его. Т.о. напряжение между универсальным аппаратом существования и действительном миром человека не может быть снято. Поэтому границы порядка существования обнаруживаются там, где человек станет ощутимым как таковой. Символ человеческого мира - жизнь в доме, его ощущение опасности - страх перед жизнью, то, как он совершает свою работу и чувствует себя - радость от труда, то, как он ощущает действительность - в спорте. Но то, что он может погибнуть, становится очевидным в возможности отсутствия вождей. Жизнь в доме возникает из любви как совместная жизнь семьи и связывает индивида в безусловной верности с другими членами семьи. Именно здесь присутствует служащая основой всему остальному человечность. Именно этот мир стоит перед угрозой разрушения абсолютизацией универсального порядка существования. Семейная жизнь переводимая на уровень универсального порядка, кот. стремится типифицировать ее посредством тотальной регуляции (законодательной и др.) и тем самым препятствовать тем отклонениям, что ставят под его угрозу, лишает ее какой-либо субстанциальности. Приватная жизнь размыкается в направлении к публичности, кот. становится ее мерой. Технизация эротики, воспитания и семейного общения как формы регламентации приватного, стремящиеся поставить на службу универсального порядка и то, что он признает за иррациональное. Но этим устраняется субстанциальность жизни индивида и его свобода, кот. служит границей универсального порядка, но без кот. тот не может существовать. Страх перед жизнью возникает благодаря постоянному растворению человеческого существования в анонимности универсального порядка, но с другой стороны необходимостью подобного растворения как условия массового существования. Этот страх есть несоизмеримость частного существования перед безличной машиной, безразличной к нему, но посредством кот. оно только и способно реализоваться. Это осознание несоизмеримости определяет интенсификацию чувства одиночества, способствующему возникновению цинизма и жестокости, потом - страха. Этот страх - страх экзистенции за свое самобытие, кот. не могут изгнать никакие гарантии, предоставляемые порядком (будь в виде медицинских, экономических, правовых норм). Именно абсолютизированный порядок существования создает непреодолимый страх перед жизнью. Проблема радости труда. Минимум самобытия заключается в радости, доставляемой трудом, без кот. человек теряет всякие силы. Сохранение данного ощущения поэтому является основной проблемой технического мира. Однако, рационализация действия, разлагающая его на ряд операций, разрушают единство работы, и человек определяется лишь той функцией, кот. сама по себе не самодостаточна и кот. он выполняет. В рациональном разделении труда сам труд оказывается отчужден от трудящего, и он не способен присвоить его в качестве собственного, что порождает безразличие к нему. Спорт. Именно в нем находит свое выражение самобытие как жизненная сила, не находящее себе выхода в ином. Открытый силам природы индивид обретает близость к миру в его элементах. Но спорт как массовое явление, организованный в виде обязательной и подчиненной правилам игры, направлен на то, чтобы отвести в иную сферу инстинкты, кот. могут стать опасными для аппарата. Заполняя досуг, спорт служит успокоению масс. Спорт теряет т.о. связь с природой и лишается плодотворного одиночества. Участники ищут в спорте публичности, утверждаемой через соперничество, чем вновь отчуждаются от собственного бытия, т.к. мерой его реализации является эта самая публичность как институализированные формы самовыражения. Конституирование спорта (как и др. форм пограничных ситуаций - детективы, судебные разбирательства, риск жизнью и т.д.) обеспечивает фантазматическое разрешение противоречия между собственным бытием как массовым и требованиями реализации самобытия. Но это отчуждение и приобщение к бытию в героях спорта, труда и литературы, всегда неустойчиво, т.к. это лишь отчуждающая иллюзия бытия, его суррогат. Однако, хотя спорт в современных условиях не может предоставить возможности для утверждения самобытия, он, тем не менее, настолько, насколько в него оказывается вовлечен конкретный человек намечает границы безличного рационального существования. Руководство. Аппарат, хотя и требует только работы, лишенной всякой инициативы, не может существовать без руководства людьми, кот. должны принимать самостоятельные решения. Т.о. ситуация руководства является пограничной ситуацией, т.к. аппарат не способен предоставить готовые решения для каждой конкретной ситуации. Без таких людей он бы прекратил существование. Но они находятся в постоянном противоречии между необходимостью самостоятельного действия и зависимостью от аппарата, посредством которого это действие только и может быть реализовано, но кот. не терпит самостоятельности. Отсюда бесконечные переговоры, неуверенность и компромиссы. Никто не берет на себя подлинную ответственность, делается вид, что один человек ничего решить не может. Господство становится в массовой организации безличным, призрачным и невидимым. 4. Кризис. Мир, возникающий в качестве аппарат обеспечения массового существования, принуждает все служить ему, растворяя в нем человека, чье существование он, казалось бы, и должен обеспечивать. Человек обезличивается, теряет всякую ценность и достоинство. Расширяя свое существование, он жертвует своим бытием, в кот. он обретает себя. Эта жертва туманно осознается как постоянная опасность существованию, все находится под угрозой в состоянии кризиса. Суть этого кризиса - недостаток доверия в рамках того целого, где человек осуществляется в своей публичности. Это же целое оказывается замкнутым на себя в силу своего глобального характера. Универсализация, стирая различия, утверждает везде поверхностность и безразличность существования. Это указывает на необратимую утрату субстанциальности, остановить кот. невозможно. Основным аспектом существования становится посредственность и мимикрия, при всем богатстве форм выражения. Духовная причина упадка - исчезновения авторитета, уничтоженного критикой, кот. не создала взамен ничего позитивного. Чтобы решить этот кризис, кот. не может быть произведен только в государстве как сфере реализации возможного и духовной сфере, уже подчиненной порядку массового существования, человек должен вернуться к началу, к бытию человеком, осознание специфики которого должно открыть путь к преодолению данного кризиса. Воля в целом. Человек осуществляется лишь в той мере в качестве человека, в какой он не растворяется в предписываемом ему порядке существования, но реализоваться так или иначе может только в рамках задаваемых этим порядком. То, чем человек становится, зависит от власти, определяющей его существование как историческую действительность и воспитания, кот. сознательно направляет передачу человеческих возможностей от поколения к поколению. В той мере, в какой действует сознательная воля, будущее зависит полностью от политической и педагогической деятельности, определяющих поле возможной реализации человека. Государственная воля - это воля человека обрести свою судьбу, что он никогда не может совершить в качестве отдельного человека, а может только в своей всеобщности посредством смены поколений. Государство. Государство - власть кот. существует посредством угрозы применить насилие, осуществляя монополию на легитимное насилие, или выносит свое решение, применяя его. Духовная ситуация индивида состоит в занятии позиции по отношению к действительности этой власти, т.к. он в какой-то мере существует посредством ее, и это есть его власть, за осуществление кот. он должен принять ответственность на себя. Подобное принятие ответственности конституирует подлинно государственное сознание, благодаря кот. человек может осуществлять свою свободу в конкретной исторической ситуации, утверждаясь тем самым в своем самобытии. Границами осуществления власти как порядка является война и революция, кот. всегда являются скрытыми возможностями, т.к. осуществляя свою единичную волю, человек сталкивается с множеством других воль. Стремление предотвратить реализацию этих возможностей ведет к милитаризации как гаранту мира, что парадоксально обращает его против самого себя. Действие осуществляется на границах напряжения взаимодействия между индивидуальной и общей волями, кот. противостоят друг другу, но и через друг друга осуществляются. Любое разрушение этого противоречия ведет к разрушению их элементов. В области политики парадоксальность состоит в том, что то, на что направлены все силы, не должно быть завершено. Воспитание. Именно в присвоении предшествующей традиции, человек присваивает себя в своем бытии в тех или иных конкретных формах, но так же входит в сферу осуществления целого, кот. может осуществляться лишь будучи реализуемым в конкретных людях. Отсюда роль воспитания в обеспечении массового порядка. Но будучи подчинено ему оно лишается своей субстанциальности. Воспитание зависит от изначальной жизни духовного мира, кот. не принадлежит порядку публичности, в силу чего проблема воспитания не может быть решена ни предоставлением ему полной свободы (поскольку не задавая целого, она предоставляет лишь осколки традиции, а не целостный мир), ни тотальным контролем (т.к. парализует духовную свободу). Упадок духа и его возможность. В силу указанных противоречий человек не может обрести покой в формах институализированной действительности, хотя последние и определяют всякую возможность его реализации. Он может реализоваться лишь на границах установленного порядка. Поскольку человек не находит завершения в осуществлении целостности существования, он, перелетая через существование, строит в пространстве, в котором он во всеобщем образе своего бытия коммуникативно обретает уверенность, второй мир, мир духа. Правда, он и как духовное бытие связан со своей действительностью существования, но в своем взлете он выходит за ее пределы; освобождаясь от нее на мгновение, он возвращается в нее в качестве бытия, кот. он стал в созидании духа. В знании своего бытия человек выходит за пределы лишь данного ему существования. Но здесь он сталкивается с полярностью зависимости существования и его изначальности, кот. определяет судьбу духа. Разрешение этой антиномии в пользу только одного ее элемента, разрушает любое его самостное существование. Проблема современности связана с постановкой деятельности духа на массовую основу, в кот. он вновь отчуждается от самого себя. Образование направляется на проффесиональную подготовку индивидов, определившую бы возможность воспроизводства аппарата. Точная специализация образования разрушает единство культуры и традиции, в существовании кот. индивид более не может присвоить свое бытие. Эту раздробленность сферы человеческого существования восполняет пресса, кот. становится духовным существованием нашей эпохи в качестве сознания того, как оно осуществляется в массах. Но она начинает и господствовать над ним, не только отражая массовое сознание, но и формируя и стабилизируя его. То же относится к искусству, религии, науке и философии, которые вписываются в массовый порядок, выполняя определенные функции его поддержания. Их значимость определяется не их подлинностью, но их действенностью по преодолению того напряжения между частным человеческим существованием и массовым существованием как его необходимой формой, которое угрожает существованию массового порядка. Они так же по возможности ставятся на техническую основу. Однако, это лишь маскирует эту напряженность, служащую основанием чел. бытия, кот. лишь изредка прорывается на поверхность (Ницше, Кьеркегор). Тем не менее, философия сегодня - единственная возможность для тех, кто сознательно не ищет пристанища, центральным вопросом кот. является человек, который никогда не может удовлетворится самим собой как бытием, но все время стремится выйти за свои пределы. Как сегодня понимается человеческое бытие. Сегодня человек ощущает отсутствие опоры в своей духовной деятельности и не допускает больше бытия в умиротворенной связи с существующим. Он сообщает свой протест эпохе будь то в протесте своенравия, в отчаянии нигилизма, в беспомощности и блужданиях, отказывающихся от конечной опоры и гармонизирующих соблазнов. В самом деле требование ситуации к человеку кажется таковым, что удовлетворить его может только существо, превосходящее человека. Человек сегодня зависит от себя как единичного в том смысле, что он сам должен помочь себе, если уж он не свободен посредством усвоения всепроникающей субстанции существования, а свободен в пустоте ничто. Если трансценденция скрывается, человек может прийти к ней лишь посредством самого себя. Человек расщеплен в своем бытии и должен противопоставлять себя себе, пусть то как долг и склонность, дух и плоть, рассудок и чувственность. То, как он преодолевает себя в своей расщепленности, составляет способ его проникновения в себя. Один из них - превращение человеком себя в предмет познания. То, что он познает в опыте как свое существование и то, что лежит в его основе, он считает своим подлинным бытием. Смысл такого сознания в том, чтобы снять напряжение посредством отождествления бытия с сознанием. Это социология, психология (и психоанализ), антропология (и расовая теория). Они редуцируя человека к его наличному бытию, кот. находится вне его (идеология, бессознательное и т.д.), лишают его всякой субстанциальности и выполняют тем самым деструктивную функцию, хотя в них и содержится позитивное знание. Но на его основе осуществляются проекты технического овладения человеческим существованием, кот. будучи полностью осуществлено полностью его и уничтожит, т.к. репрессивно предписывая человеку формы его реализации, оно растворяет его в безличности предписываемых ему форм. Это связанно с тем, что человек предстает для них лишь фрагментарно, но помыслить целостность его бытия в силу самого своего характера как наук они не способны. Второй путь находит себя в напряжении пограничных ситуаций, совершено неустранимых в существовании, кот. становятся для него открытыми в решительности самобытия. Если человек не познается более как бытие, кот. он есть, он, познавая, приводит себя в состояние неустойчивости абсолютной возможности. В ней он слышит призыв к своей свободе, кот. он заклинает бытие как его скрытую трансцендентность. Смыслом этого пути является трансцендентность. Отсутствие напряжения считается в этом понимании путем обмана. Эти две возможности - позитивные науки о человеке и экзистенциальная философия. Экзистенциальная философия - использующее все объективное знание, но выходящее за его пределы мышление, посредством которого человек хочет стать самим собой. Но она не дает ответ о человеке и существует до тех пор пока ее предметность остается безосновной, пока она осуществляется как выход к трансцендентному. В противном случае она сразу бы превратилась в позитивную область знания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экзистенциальное просветление, поскольку оно беспредметно, не дает результата, но вводит экзистенцию в процесс прояснения, кое есть дело проясняющего. Граница познания человека находится в экзистенции, в силу чего в экзистенциальном прояснении, кот. выходит за пределы этого познания, остается неудовлетворенность. Для человека, кот. находится в пути, она служит выражением, посредством кот. он сам опирается на себя в принятии направления, средством сохранить возвышенные моменты для осуществления посредством своей жизни. Каким может стать человек. 1. Анонимные силы. Анонимное - это и подлинное бытие человек, угрожающее исчезновением в рассеивании, и подлинное небытие, притязающее как будто на всю сферу существования. Вопрос об анонимных силах - это вопрос о бытии самого человека. Искажение свободы. Публичные формы бытия создают атмосферу, которая вносит соблазн в существование индивида бежать от самого себя, приняв признанный образ деятельности, необходимый для всеобщего блага. Деловитость, осмысленная лишь в ограниченных ситуациях, становится маской, за кот. человек скрывает собственное ничтожество. Это бегство от свободы и связанной с ней ответственностью вносят искажения в его существование, противопоставляя его свободе. Это искажение, превращается в анонимную враждебность к свободе во всех ее проявлениях. Оно ведет к отрицанию всего и устранению себя из собственного бытия. Его фигура - софист, который надевает множество масок, не имея лица. Сталкиваясь с бытием, он стремится разоблачить в нем ничто, кот. есть он сам. Вопрос о действительности времени. То, что надлежит показать в образе настоящего, никогда не бывает этим настоящем полностью. Каждый живет в мире еще неосознанных возможностей. Новое поколение обычно мало похоже на то, о кот. мы говорим. Те люди, что в 30 лет совершают решительные действия, пребывают в анонимности своего бытия, благодаря кот. невозможно заранее установить, кто к ним относится. Действительность времени не локализуется в заданных образах. Современный человек. Сегодня мы не видим героев, кроме тех, что создается на потребу идентификации масс. Возможный героизм человека сегодня лишен в деятельности блеска, в воздействии - славы. Он остается без признания, если, не уступая повседневности, обладает силой самостояния. Если человек в качестве героя характеризуется тем, что утверждает себя перед превосходством силы, кот., будучи свойственной каждой эпохе, достигает, противостоя ему, цели, к кот. она слепо стремится, то сегодня он утверждает себя перед неосязаемой массой. Он ищет не последователей, а соратников. Он пребывает в качестве самобытия для самобытия, ибо он создает жизнь как требование посредством действия в другом, исходя из его собственных истоков, не превращаясь для него в идола в своем противопоставлении ему. Открытость безграничного желания видеть превращается у него в молчание - не для того, чтобы умолчать о том, что он знает и мог бы сказать, но чтобы не внести в сказанное то, что посредством ошибочности стало бы неясным в экзистенции самому себе. Такая неустранимая анонимность - его признак. Борьба без фронта. Анонимное есть подлинное бытие, но одновременно и существование небытия, чья сила ни с чем не сравнима и не может быть постигнута, хотя она и грозит всему уничтожением. В своем существовании человек сталкивается с анонимными силами, кот. неудается зафиксировать в конкретном облике и после минутного прояснения человек теряется от путаницы во фронтах борьбы. Кто был противником, оказывается союзником и наоборот. Анонимные силы постоянно ускользают и меняют свой облик. Подлинные противники выступают там, где в существовании бытие противостоит бытию в продуктивной борьбе. Нет противников там, где бытие борется за существование с небытием. 2. Самобытие в условиях времени. Характер бытия человека - предпосылка всего. Для того чтобы быть самим собой, человек нуждается в позитивно наполненном мире. Духовная ситуация требует сегодня сознательной борьбы каждого человека за его духовную сущность. Теряя в кризисе мир, человеку надлежит, исходя из имеющихся у него предпосылок, вновь создать свой мир из первоначала. Первым актом пробуждающегося сознания человека является то, как он относится к миру. Самобытие есть то, что из бытия против мира вступает в мир. Первый путь ведет из мира к одиночеству (Кьеркегор). Второй, проходящей через первый, размыкает одиночество и ведет в мир и солидарность. Именно он дает возможность утвердится в собственном бытии как самобытии, т.к. игнорировать действительность мира невозможно. В бегстве от мира сохраняется зависимость от него. Ощутить суровость действительности - единственный путь, кот. ведет к себе. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему поглотить себя. Вступление самобытия в мир можно наблюдать в ряде возможных направлений. Путь ведет от технического через изначальное желание знать к безусловным связям. А) техника отчуждает человека от непосредственного присутствия. Задача - посредством технического осуществления вновь достигнуть непосредственного присутствия человеческого бытия во всех вещах мира. Это требует четкого осознания того, что не подлежит механизации. Б) техническое обеспечение существования требует знания лишь применительно к цели, для кот. оно используется. Самобытие же в знании есть лишь в изначальном волении знать. Знание должно быть просто ясностью, чтобы человек мог обрести в нем самосознание. То, что человек совершает, исследуя, планируя и строя, является, если видеть перед собой целое, путем, на кот. он посредством попыток находит свою судьбу как способ своей уверенности в бытии. В) однако, судьбу человек обретает только посредством связей, не принудительных, а принятых им, кот. для него становятся собственными. Только тот, кто свободно связывает себя, застрахован от того, чтобы в отчаянии возмутиться самим собой. Это может быть как сила почитания, как концентрация в профессиональном труде, как исключительность в эротической любви. Позитивное наполнение жизни: Самобытие характеризует благородство как бытие самим собой. Солидарность - единство обладающих самобытием людей, связанные узами личной верности. Эта скрытая форма общности, поскольку критерия самобытия не существует и поэтому невозможны «тресты порядочных людей». Благородство духов, обладающих самобытием, рассеянно в мире, анонимно, подобно невидимой церкви. Тот, кто вступает в эту сферу, приходит к этому не на основе суждения, а посредством осуществления своего собственного бытия. Благородство действует анонимно. Благородство человека может быть названо философской жизнью. Оно есть требование, предъявляемое человеком к самому себе. Ситуация самобытия. Человек не может быть завершенным; для того, чтобы быть, он должен меняться во времени, подчиняясь все новой судьбе. Человек характеризуется превосхождением своего наличного бытия. В превосхождении он сталкивается с ничто. Если мы назовем состояние перед лицом ничто неверием, то сила самобытия порождает в неверии внутреннюю деятельность во взлете. Эта сила - вера, философская по своему характеру, которая в цепи отдельных людей, передающих друг другу факел, способна к новому созиданию. Завершения быть не может. Все время будет возникать вопрос, что есть человек. Для того чтобы бытие сало миром, тот, кто впоследствии отдается в сообществе с другими целому, должен сначала проникнуть в самого себя. Самобытие - условие, без которого мир как наполненная идеей действительность человеческой деятельности уже невозможен. 3. Прогноз, основанный на наблюдении, и пробуждающий прогноз. Прогноз основанный на наблюдении. Истощение ресурсов и выходящее из под контроля техническое развитие приведет, вероятно, к концу в результате катастроф. Вполне возможно наступит биологическое вырождение человечества. Ничто не говорит, что гибель культуры более невозможна. Но действительно важны не далекие возможности, кот. более менее вероятны и только вероятны, а знание того, что собственно хочу я. Прогноз важен не как знание, а как то, что становится действующем фактором в современной действительности. Пробуждающий прогноз. Прогноз, основанный на наблюдении, хочет знать, что будет, не вводя в это знание того, кто мыслит. Пробуждающий прогноз высказывает то, что возможно, так как посредством такой возможности может быть определена воля. Это прогноз проникает через наблюдение к решению собственного воления. Пробуждающий прогноз направлен на прояснение вопроса, для какого настоящего я хочу жить. Развертывание массового порядка обеспечения существования, подминающего под себя всякое индивидуальное бытие, ставит вопрос (основной для нашего времени), возможен ли еще независимый человек. Под вопрос вообще поставлено, может ли человек быть свободным. Этот вопрос при своей постановке сам снимает себя, т.к. может быть поставлен только тем, кто может быть свободным. Эта свобода самобытия рождается в концентрации сил на краю гибели, в той бреши в универсальном порядке, где он противопоставляется как ему, так и своему собственному наличному бытию. В этом напряжении между авторитетом и свободой, религиозной верой и философским осмыслением, реализуется жизнь не допускающего завершения духа. Она быть может внесет субстанцию в машинное существование. Что случится, скажет нам не беспрекословный авторитет, это скажет своим бытием человек, кот. живет. Задачей пробуждающего прогноза может быть только одно: напомнить человеку о нем самом. |