Главная страница
Навигация по странице:

  • Писать, когда реально выполняли дела.

  • Оценивать эффективность работы.

  • Оценивать соблюдение плана.

  • Упражнение «Робинзон»

  • Инструкция по проведению

  • Правила игры

  • Интерпретация полученных результатов

  • мозговой штурм для детей 7-9 классов. Учимся шевелить мозгами Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия


    Скачать 149.24 Kb.
    НазваниеУчимся шевелить мозгами Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия
    Анкормозговой штурм для детей 7-9 классов
    Дата16.03.2023
    Размер149.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMozgi_2019_v3.docx
    ТипДокументы
    #995009
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Выполнение Составить план дня. В плане дня надо отмечать список дел, которые вы планируете, время начала и окончания дел. Пла- нировать надо весь день с утра и до вечера, но можно не пла- нировать те участки дня, когда всё уже запланировано за вас (например, когда вы на тренинге) или когда вы точно знаете, что будете работать эффективно.

    Писать, когда реально выполняли дела. Когда вы начнёте выполнять дела из плана, отмечайте реальное время начала и окончания выполнения. Это поможет потом оценить, сколько вы реально потратили времени на конкретные дела и насколь- ко хорошо вы соблюдали план.

    Оценивать эффективность работы. Когда вы выполнили дело, оцените его эффективность по десятибалльной шкале. Насколько качественно вы провели это время? Если вас от- влекли, но по делу, вы всё равно провели время с пользой. А вот если отвлекались на ерунду, тогда оценка будет уже по- ниже. Сервис — это тоже важное занятие: если вы пообедали быстро, если максимально эффективно по времени погуляли

    с собакой, это высокая оценка. А вот пустота эффективной не бывает. Развлечение, сёрфинг интернета — это 2–3 из 10. Да, вы немного подняли себе настроение и развеялись, но это было не дело, а трата времени.

    Оценивать соблюдение плана. Вечером оцените, насколько вы соблюдали план дня. Если вы утром написали план, а потом стали делать всё по-своему и план остался не у дел, то оценка 2–3. Если соблюдали план с точностью до минуты, то это уже твёрдая 10. Реально соблюдать план надо в среднем на 6–7, слишком сильно придерживаться его не надо. В течение дня постоянно появляются новые вводные; какие-то дела, оказы- вается, требуют больше времени, чем вы запланировали. Если вы выбились из плана, план всегда можно перестроить: план работает на вас, а не вы на план. Если получается соблюдать план на 10, это отлично, но в целом достаточно соблюдать план на 6–7.

    планируемое время окончания;

    название дела;

    реальное время начала;

    реальное время окончания;

    оценка эффективности работы (по десятибалльной шкале); и так далее весь день.

    Оценка плана дня: Каждый день:

    Планировали ли день?

    Писали ли план дня с вечера?

    Средняя оценка эффективности работы за день. Раз в неделю:

    Оценка того, насколько соблюдали план дня.

    Оценка того, насколько выработалась привычка планировать день.

    Требования к сдаче упражнения:

    планировал не менее 24 дней из 28;

    119 118 Учимся шевелить мозгами

    Планируемое время начала;

    планировал с вечера не менее 20 дней из 28;

    средняя оценка эффективности на 1–2 неделе не ниже 7;

    средняя оценка эффективности на 3–4 неделе не ниже 8;

    соблюдал план на 1–2 неделе не ниже чем на 6;

    соблюдал план на 3–4 неделе не ниже чем на 7;

    на четвёртой неделе оценка того, насколько выработалась привычка планировать «не ниже 8».

    Упражнение «Робинзон» Автор: Комаров В.Ф. , Христенко В.Б. (интерпретация)

    Цель и ситуации использования: «Робинзон» может исполь- зоваться как диагностическая или тренинговая процедура. При этом диагностический формат является неотъемлемой частью тренингового: разворачивание тренерского действия проис- ходит с опорой на результаты диагностического использова- ния процедуры.

    Использование диагностического варианта возможно в формате теста, без предоставления участникам возможности задавать вопросы. А также оценочная (диагностическая) рабо- та может осуществляться таким образом: после заполнения участниками бланков процедуры обработка и интерпретация данных осуществляется на основании стимульного материала, предоставленного участниками.

    Диагностический формат процедуры предполагает анализ бланков (раздаточных материалов), заполненных участниками, и послепроцедурный опрос участников.

    Описание процедуры: Участники получают раздаточный материал с распечатанны- ми правилами и таблицами для заполнения. Ведущий задаёт легенду появления данной задачи и время для её решения, от- вечает на вопросы, если такие появляются.

    1. Очная форма. Количество участников может быть от 1 до 12–15 человек. В целях реконструкции и анализа замысла участников, их стратегий решения задачи, понимания, совер- шает ли участник пробы решения, после заполнения бланков процедуры проводится обсуждение. Вопросы для обсуждения представлены ниже.

    2. Заочный вариант. Этот вариант исключает обсуждение процедуры с участниками. Поэтому участниками должны быть сданы не только бланки процедуры, но и используемые или черновики, т. к. анализируются только материалы решения за- дачи.

    Интерпретация результатов может иметь погрешности без описания (или устных комментариев) стратегии и порядка ре- шения задачи. По бланку решения сложно сделать однознач- ный вывод.

    При использовании заочного варианта процедуры количе- ство участников не ограничено.

    Время проведения: 60–90 минут на заполнение бланков процедуры. Диагностический опрос – 30–40 минут. Тренер- ское действие — без ограничений по времени.

    Инструкция по проведению: в каждом из двух вариантов проведения диагностической процедуры вначале участники получают раздаточный материал, после чего произносится следующая установка на работу: «Вы — Робинзон, попадаете на необитаемый остров. Ваша задача — уплыть с острова как можно скорее. Для строительства лодки необходимо 100 дней. При этом необходимо питаться, одеваться и обеспечить себя жилищем. Для этого вам предлагается пользоваться кален- дарём и вспомогательными ресурсами, которые представлены у вас в раздаточном материале. На решение этой задачи у вас 60–90 минут».

    Правила игры: вы — Робинзон, попадаете на необитаемый остров. Ваша задача — уплыть с острова как можно скорее. Для строительства лодки необходимо 100 дней. При этом необхо- димо питаться, одеваться и обеспечить себя жилищем.

    121 120 Учимся шевелить мозгами

    Питаться необходимо каждый день (есть только 5 дней чрез- вычайных дней, которые можно провести без пищи; чрезвы- чайные дни нельзя использовать более одного подряд).

    Нельзя более 25 дней подряд питаться одним видом пищи (ровно 25 дней — можно).

    Каждый день нельзя выполнять более одного вида работ.

    К концу второго месяца обязательно нужно построить жи- лище.

    Жилище и одежда требуют ежемесячного ремонта, ремонт должен быть обязательно произведён в тот месяц, в который требуется по графику (исключение составляет месяц отплы- тия с острова — например, если вы успеваете построить лод- ку в 11 месяце, то можете не ремонтировать в 11 месяце оде- жду и жилище). В приложении дана вся необходимая информация по расхо- ду времени на все виды работ.

    Например, существует три альтернативы производства

    В приложении дана информация по затратам времени на строительство и содержание жилья. На графике ремонта жилья указано, сколько дней нужно затратить в каждый месяц на со- держание и ремонт. Одна клеточка соответствует одному дню, номер месяца соответствует месяцу по календарю. Например, пещера требует один день в два месяца тратить на её содержа- ние, и в седьмой месяц — капитальный ремонт в течение четы- рёх дней.

    Такие же условия для изготовления и ремонта одежды. Ста- рая одежда, в которой вы попали на остров, не требует пер- воначальных затрат, но требует ремонта, и чем дальше — тем больше (начиная с седьмого месяца — по четыре дня в месяц). Вы можете изготовить для себя новый набор одежды, потра- тив на это семь дней. На ремонт этого нового набора требуется тратить два дня каждый второй месяц. Ремонт производится только в месяц, следующий за месяцем изготовления. Так, если набор новой одежды вы изготовите во втором месяце, то ре- монтировать его во втором месяце не нужно, и старую ремон- тировать уже не нужно. Но если вы не успеваете изготовить новую одежду во втором месяце, то надо затратить время на ремонт старой.

    Как заполнять календарь работ. По вертикали в календаре

    123 122 Учимся шевелить мозгами

    пищи: сбор плодов и грибов, рыбалка и охота. По условиям игры необходимо использовать хотя бы две из них. Запасов плодов и грибов хватает на три дня, включая день сбора (т. е. после сбора можно два дня заниматься другими работами). За- пасов рыбы хватает на пять дней, включая день рыбалки; охота даёт запастись пищей на 15 дней, включая день охоты (14 дней свободной работы). Для рыбалки и охоты необходимо изго- товить орудия труда (для орудий рыбалки требуется 10 дней, охоты — 20 дней), собирательство не требует никаких орудий труда.

    Кроме того, орудия требуют ремонта. Ремонт рыболовных снастей требуется после того, как вы 12 раз сходили на рыбал- ку, на ремонт уходит пять дней. После четырёх раз охоты два дня нужно на ремонт средств охоты.

    расположены 12 месяцев, по горизонтали — дни. В этой игре в каждом месяце 25 дней. Для каждого вида работ предусмотре- на своя строка (заготовка пищи, изготовление и ремонт сна- сти, строительство и ремонт жилища, изготовление и ремонт одежды, строительство лодки). Каждая работа записывается в соответствующую строку. Условные обозначения работ при- ведены ниже. При заготовке пищи в календаре необходимо фиксировать, на сколько дней сделаны запасы пищи. После со- бирательства «точками» обозначаем два дня для прочих работ. После охоты (только если снасти для охоты уже изготовлены) помечаем «точками» 14 дней для прочих работ. «Точки» в дан- ном случае означают, что в эти дни вы питаетесь запасёнными продуктами.

    В начале каждого месяца рекомендуется сначала выполнить весь необходимый ремонт, а затем уже приступать к другим ра- ботам. Исключение составляет только месяц отплытия — в этот месяц допускается не ремонтировать одежду и жильё. Но если вы не успеете достроить лодку и в этот месяц не будут про- изведены необходимые ремонты, вы нарушите правила игры и ваш результат не будет засчитан.

    Для того чтобы каждый раз не пересчитывать количество дней, затраченных на строительство лодки, под календарём на- рисован кораблик, в котором ровно 100 клеток. Затратив один день на строительство лодки, вычёркивайте одну клетку на ко- раблике. Таким образом, как только все клетки на кораблике будут вычеркнуты, строительство лодки будет завершено. Для контроля необходимо также подсчитывать, сколько дней в ме- сяц вы тратите на ту или иную работу.

    Как заполнять приложение. Одновременно с заполнением календаря заполняется и приложение. При этом в календаре обозначаете работу, которой занимаетесь в соответствующий день, а в приложении, наоборот, ставите дату — когда вы зани- маетесь этой работой. Например, очевидно, что начать первый день надо с собирательства. Поэтому в разделе «собиратель- ство» заполняете первую клетку датой — 1/1. В первый месяц (если вы не изготовите новый набор одежды) необходимо один

    день потратить на ремонт старой. Если вы делаете это в 20-й день первого месяца, то заносите в соответствующую клеточку дату: 20/1. Этот порядок касается всех работ: производя рабо- ту, в «приложение» записываете дату её совершения.

    Интерпретация полученных результатов: Основные диагностические единицы для очной формы про- цедуры:

    Тип задачи: распознаётся ли задача на управление распре- делением ресурсов, или участник решает задачу иного типа (математическая/оптимизационная, соревновательная (ми- нимизация дней, потраченных на решение).

    Признаки стратегирования: присутствует ли в решении за- дачи стратегия освоения ресурсов и иных действий участни- ков, либо действия хаотичны и ситуативны.

    Анализ ситуации: делает ли участник попытку проанали- зировать условия задачи в поисках наиболее эффективной стратегии.

    Отступления от правил: допускает ли участник ошибки. Ошибки могут быть следующих типов: связанные со слож- ностью удержания правил; ошибки, допущенные по невни- мательности; ошибки, при которых игнорируются правила игры; сознательные отступления от правил, которые им не противоречат.

    Управленческие инструменты: распознаёт ли участник предложенные инструменты (элементы календаря, приложе- ния) как управленческие, использует ли их, или это для него избыточная информация. Вводит ли участник собственные способы и инструменты для удержания правил, например, планирование. Вопросы для анализа, обсуждения в диагностической про- цедуре:

    Какой тип задачи решался:

    Что необходимо сделать, чтобы успешно завершить игру?

    Какие ресурсы использовались?

    Что в игре является предметом управления?

    Календарь — инструмент управления чем?

    125 124 Учимся шевелить мозгами

    Была ли стратегия:

    Какова была логика вашей игры?

    Был ли проведён анализ наличных условий:

    На что в игре вы можете влиять?

    Что в игре важно сделать в первую очередь?

    Какой ресурс(-ы) был наиболее важным?

    Почему именно этот ресурс?

    Был ли проведён анализ собственных ограничений:

    Что в игре мешало больше всего?

    Как бы вы изменили правила, если бы у вас была такая воз- можность?

    Какие были предприняты действия по преодолению огра- ничений? Были ли введены дополнительные средства удер- жания материала?

    Что сделали, чтобы не забывать правила?

    Были ли сознательные нарушения правил? Какие правила нарушались и почему?

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта