Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение «Прыжок»

  • Упражнение «Из спичек — имена»

  • Упражнение «Поиск сходства»

  • Упражнение «Дом»

  • Упражнение «Говорящие руки»

  • Упражнение «Кто быстрее»

  • Упражнение «Волшебная лампа»

  • Упражнение «Семь факторов»

  • Упражнение «Идентификация с проблемой»

  • Упражнение «Три инженера»

  • Упражнение «Задача о миссионерах и каннибалах»

  • мозговой штурм для детей 7-9 классов. Учимся шевелить мозгами Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия


    Скачать 149.24 Kb.
    НазваниеУчимся шевелить мозгами Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия
    Анкормозговой штурм для детей 7-9 классов
    Дата16.03.2023
    Размер149.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMozgi_2019_v3.docx
    ТипДокументы
    #995009
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
    Упражнение «Слепой — поводырь» Цель: развитие сплочённости, невербальных способов общения. Эта игра даст обучающемуся опыт доверия к окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того, чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет «слепым» — ему завязывают глаза. Второй — его «поводырём», старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживлённым движением.

    Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть ещё желающие принять участие в игре, то они могут созда- вать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

    Задача проводника — аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с обучающимся, легко ли ему было в роли слепого; доверял ли он проводнику, его забо- те и умению; какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника — это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

    61 60 Учимся шевелить мозгами

    Трудным может быть для обучающихся объяснение со «сле- пым» человеком, так как фразы типа «а теперь ставь ногу вот сюда» ему ни о чём не говорят. Обычно обучающийся осознаёт это через какое-то время, и его общение со «слепым» в следую- щий раз уже будет более эффективным, так что полезно прово- дить такие игры не по одному разу.

    Примечание.: в этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно де- лать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого»

    на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередо- вать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальны- ми средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самосто- ятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в про- странстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на ме- сте обучающегося после того, как ему завязали глаза.

    Упражнение «Прыжок» Участники встают лицом в одном направлении, расстояние между соседями — не менее полуметра. Далее по условному сигналу наставника все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему по- вернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положе- ния, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь — добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксиру- ется количество попыток, потребовавшихся для этого.

    Подобное задание не удаётся успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на дей- ствия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружа- ющих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снима- ет напряжённость.

    Упражнение «Из спичек — имена» Инструкция от наставника: «Вот лежит коробок спичек. Ваша задача — в течение 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя».

    Спички выдаются из расчёта 10 спичек на одного члена груп-

    пы. Если обучающиеся не успевают за 10 минут, задаётся во- прос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т. д.

    Упражнение «Поиск сходства» Цель: сплочение группы через нахождение сходств у её участ- ников.

    Каждая команда должна написать на листе черты сходства в своей группе. Выигрывает та команда, которая напишет больше сходств; учитывается количество названных сходств и их каче- ство.

    Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

    Упражнение «Дом» Участники делятся на две команды. Наставник даёт инструк- цию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, чем он будет в этом доме — дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за вами! Но не забывайте, что вы должны быть полноценным и функциональным домом! Можно общаться между собой».

    Участники задумываются над тем, какую функцию они вы- полняют в этом коллективе; осознают, что все они нужны в своём «доме», что способствует сплочению.

    Обсуждение: как проходило обсуждение в командах? Сра- зу ли вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему вы выбрали именно эту роль? Я думаю, вы все поняли, что каждая часть «дома» важна и нужна в нём, каждая несёт свою опреде- лённую функцию, без которой дом не может быть полноцен- ным.

    Упражнение «Говорящие руки» Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя

    63 62 Учимся шевелить мозгами

    лицом друг к другу. Наставник даёт команды, которые участ- ники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде наставника внешний круг двигается вправо на шаг.

    Варианты инструкций образующимся парам:

    поздороваться с помощью рук,

    побороться руками,

    помириться руками,

    выразить поддержку с помощью рук,

    пожалеть руками,

    выразить радость,

    пожелать удачи,

    попрощаться руками. Происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счёт телесного контакта. Между ними улучшает- ся взаимопонимание, развивается навык невербального обще- ния.Обсуждение: что было легко, что сложно? Кому было слож- но молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнёра или больше думали, как передать информацию самим? Как вы думаете, на что было на- правлено это упражнение?

    Упражнение «Кто быстрее?» Группа должна быстро, без слов построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк. Усложнение: попросить участни- ков закрыть глаза и составлять фигуры из длинной верёвки.

    Психологический смысл упражнения: координация со- вместных действий, распределение ролей в группе.

    Обсуждение: трудно было выполнять задание? Что помога- ло при его выполнении?

    Упражнение «Волшебная лампа» Цель: упражнение позволяет участникам задуматься о тех из- менениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так- же это упражнение подходит для эффектного и тёплого завер-

    шения тренинга командообразования.

    Время — 20–30 минут в зависимости от размера команды. Размер группы — 10–20 участников. Необходимые материалы — бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

    Описание: 1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую ин- струкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находите старую лампу, кто-то берет её в руки, потирает и — сюрприз! — из неё появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к ра- бочей обстановке. Вы можете изменить обстановку вокруг, добавить пуфики и игровую приставку, сделать так, чтобы другие всегда улыбались и были приветливы, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тётя и т. д. Каждый мо- жет загадать свои три желания». 2. Каждый пишет три желаемых изменения, относящихся к ко-

    мандной работе. 3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

    Подведение итогов упражнения: можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

    Другой вариант этого упражнения: после того как каждый написал по три желания, делим группу на мини-группы по че- тыре человека, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

    Упражнение «Семь факторов» Цель: упражнение тренирует умение участников группы дого- вариваться между собой.

    Время — 45–50 минут. Размер группы — 8–25 участников. Для следующего упражнения нужно разделиться на мини-группы

    65 64 Учимся шевелить мозгами

    по 5–6 человек. Каждая мини-группа должна будет составить список из семи факторов, которые кажутся наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слу- шать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнёру, ясное мышление, доверие, фантазия и др.

    На эту работу у участников будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, участники могут разойтись по разным местам в аудитории.

    Далее задача каждой команды — проранжировать эти фак- торы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды. На это уходит ещё 15 минут. После этого команды по очереди выступают, презентуя группе свои семь факторов. Вопросы, которые можно задать участникам по итогам:

    Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?

    Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант цен- ностной градации?

    О каких качествах долго спорили?

    Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей коман- ды поняли ваши идеи?

    Можно ли было донести свою точку зрения до остальных бо- лее эффективно?

    Чему вы научились в этом упражнении?

    Какое качество лично вам кажется особенно важным?

    Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

    Упражнение «Идентификация с проблемой» Ведущий предлагает участникам представить себя «проблем- ным объектом». Например, пробкой от термоса, которую надо усовершенствовать для наиболее продолжительного сохра- нения тепла. Каждый участник должен вообразить себя дан- ной пробкой и предположить, какие изменения с ним как с пробкой могут быть проведены, чтобы его работа стала более эффективной. Участники делятся в кругу своими соображени- ями. Смысл этого упражнения состоит в том, что в результате рассмотрения данной проблемы изнутри может быть найден

    остроумный и практичный выход из создавшейся ситуации. Данное упражнение можно применять в самых разных случаях, в том числе для совершенствования отношений между людь- ми. Всегда полезно суметь поставить себя на место другого че- ловека, взглянуть на проблему с разных ракурсов.

    Упражнение «Три инженера» Материалы: плакат или карточки с текстом задачи.

    Условия задачи: «Три инженера решили вместе собрать устройство. Первый принёс три датчика, второй принёс семь датчиков. Третий ничего не принёс. Оказалось, что десяти дат- чиков вполне достаточно, чтобы собрать устройство. Тогда третий инженер отдал двум другим 100 рублей, чтобы пользо- ваться устройством по справедливости. Как договорились ин- женеры?».

    67 66 Учимся шевелить мозгами

    Задача решается в подгруппах по три-пять человек. Каждая из них должна найти общий согласованный ответ и объяснить его остальной группе, дополнительную информацию можно предположить. Замечание: важно найти не математически пра- вильное решение, а объяснить морально-этические принципы: по справедливости, поровну или компромиссно.

    Упражнение «Задача о миссионерах и каннибалах» Материалы: шесть небольших предметов двух видов — по три одинаковых, например, три больших скрепки и три маленьких, или три ручки и три колпачка и т. п.

    Группа делится на подгруппы по два-три человека. Каждой подгруппе выделяется стол (или участок большого стола), на котором она будет решать задачу.

    Условия задачи: «Три миссионера заблудились в джунглях. Путь им преградила река. Появились три каннибала. У них была лодка, вмещающая двух человек. Каннибалы были готовы по- мочь, но миссионеры отнеслись к ним с недоверием. Действи- тельно, если каннибалы численно превосходили миссионеров, у них могло возникнуть искушение съесть их. И всё-таки все шестеро смогли перебраться через реку».

    Обозначьте чем-нибудь середину стола, положите с одной стороны шесть предметов и «перевезите» их на другую сторо- ну. Решая задачу, не забывайте, что кто-то должен возвращать лодку обратно! Имейте в виду, что если лодка причалила к бе- регу и при этом образовался численный перевес каннибалов, миссионер не сможет сбежать.

    После того как у одной подгруппы все предметы окажутся на другой стороне стола без нарушения правил, их нужно вернуть обратно и продемонстрировать все передвижения всей груп- пе. Это может оказаться неожиданно сложно. Обсудите. Обме- няйтесь впечатлениями.

    Вопросы участникам по итогам: что было особенно сложно? Изменялось ли отношение к условиям по мере попыток реше- ния? Что вы чувствовали, когда обнаруживали ошибку? Помо- гало или мешало решению то, что решать приходилось коллек- тивно?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта