Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Кто такой одаренный ребенок

  • Хорошо ли быть одаренным

  • 2.Одаренность в школе

  • Как живется одаренным детям в школе

  • На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми

  • Каковы же педагогические условия развития музыкально одаренных детей

  • 4. План работы с одаренными детьми по развитию музыкальных способностей.

  • РАБОТА С ОДАРЕН. ДЕТЬМИ. Учитель музыки Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроках музыки в условиях реализации фгос


    Скачать 29.84 Kb.
    НазваниеУчитель музыки Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроках музыки в условиях реализации фгос
    Дата11.03.2022
    Размер29.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРАБОТА С ОДАРЕН. ДЕТЬМИ.docx
    ТипУрок
    #392107

    Учитель музыки
    Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

    Введение

    1.Одаренные дети и как с ними работать

    2.Одаренность в школе

    3. Развитие детской одарённости  на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    4.План работы с одаренными детьми по развитию музыкальных способностей

    приложение

    Введение

    Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но с 2012 года в России происходит активное углубление этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?

    1.Кто такой одаренный ребенок?

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

    На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

    Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

    Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

    • способности выше средних,

    • креативность,

    • включенность в задачу.


    Хорошо ли быть одаренным?

    Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

    Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

    2.Одаренность в школе

    Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

    Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

    Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.


    Как живется одаренным детям в школе?

    Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

    К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

    Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

    Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

    Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

    3.  «Развитие детской одарённости  на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

               Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку конечно же нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

    важно наблюдать и изучать ребенка в развитии.


                На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми?
    Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

              Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
              Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

         Также     У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

            В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие  музыкально  одарённых детей,  стало  в полной мере реализовываться в условиях  ФГОС во внеурочной деятельности.  Ребята принимают  участие во всех конкурсах, внеклассных мероприятиях, создают мультимедийные презентаций и проекты. К примеру, в этом учебном году, ребята 4 класса, самостоятельно начали работу по созданию собственного музыкального клипа – песня о родине захватила и увлекла ребят. В команде  учитываются интересы и уровни дарования каждого ребёнка в команде. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.

            В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

    Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

    В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

                Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

             Основы деятельности педагога в работе с одаренными детьми.

            Развитие одаренности школьников проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса,

    внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося,

    подготовки учащихся к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы учащихся, проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

    Естественно Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.

                 Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

             Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни.

                 Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.

                 Комплекс качеств педагога, необходимых в работе с одаренными детьми.

                Преподавателю для работы с музыкально одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:

    личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

    профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);

    поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

                  Для того  чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя:

    - представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок;

    - в чем особенность развития одаренных детей;

    -разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).

    Особенности школьника содержат огромный потенциал для развития музыкальной одаренности. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирования абстрактного; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности; стремление к самореализации; выделение собственного «Я».


    Каковы же педагогические условия развития музыкально одаренных детей?

    Процесс развития музыкально одаренного ребенка будет эффективным, если:

    1.приоритетными будут педагогические задачи личностного развития с  высоко моральными ориентирами,   воспитания характера, эмоционально-волевой сферы ребенка, позитивного отношения к жизни,;

    2.будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации;

    3.педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно-творческой деятельности;

    4.педагогическими факторами будут выступать художественная ориентационно - развивающая среда и педагогическая поддержка, направленная на развитие личностной, эмоциональной сфер.

     В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
    • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
    • с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

    “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

             Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту  и вокальным данным ребенка, а так же отвечать высоким нравственным идеалам.

    Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что даже ленивый обычно ребенок демонстрирует небывалое вдохновение. «Хочешь быть первой? Можешь! Работай!».

    Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.

    Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия  принимаю всерьез. Похвала – витамин роста!!!

                   Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании.

              Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Творческие конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

    4. План работы

    с одаренными детьми по развитию музыкальных способностей.

    План работы с музыкально – одарёнными детьми включает 3 этапа:

    1.Диагностический.

    2.Развивающий.

    3.Заключительный.

    Диагностический этап включает:

    - наблюдение, учителя, родителей, результаты диагностики в образовательном процессе, отношение к музыке в домашних условиях.

    - выявление музыкально одарённых детей.

    Развивающий этап включает:

    - систематическую планомерную работу с ребенком, наделенным музыкальными способностями, который любит музыку, желает научиться красиво петь, ритмично двигаться под музыку. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к музыкальному творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом и в танцевальных движениях передавать внутреннее эмоциональное состояние.

    - Основные формы и способы поддержки развития ребёнка

    3.Заключительный этап включает:

    Планируемый результат.

    • Наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках, раздничных поздравлениях);

    • Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

    • Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

    • Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, формировать культуру поведения на сцене;

    • Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание , совершенствовать свой голос;

    • Умение исполнять более сложные песни соло, вдвоём, втроём.,

    Приложение.

    Основные формы и способы поддержки развития ребёнка:

    1.Фонопедические упражнения .

    Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели в процессе занимательной музыкальной деятельности провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

     В артикуляционную гимнастику входит:

     • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

     • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

     Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

     Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того, не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

    После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

    1. Игры со звуком

    Игры со звуком являются непременным условием в процессе занимательной музыкальной деятельности. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога.

    Например, игра ''Волшебная коробочка''.

    Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

    3. Работа с руками

    Работа с руками– обязательное условие в процессе занимательной музыкальной деятельности. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. В процессе занимательной музыкальной деятельности создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

    В вокальной работе используются упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука.

    Используется приём выразительное чтение стихотворения. Работа над стихами проводится таким образом: ребенок читает стихотворение под дирижирование (как будто музыкальное произведение). Повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираются стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

    Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

    Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

    4. Игры с пением.

    Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

    Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

    Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь, а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

    5. Музыкально – ритмические движения.

    Музыкально – ритмические движения позволяют ребёнку ритмично двигаться соответственно музыке, стараясь отобразить характер музыки, использовать язык жестов и мимики, самостоятельно придумывать небольшие танцевальные композиции.

    Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.


    написать администратору сайта