Обзор методов, применяемых на уроках музыки. Шеффинг Е.Н. ОБЗОР МЕТОДОВ. Удк 37. 02 Обзор методов обучения, применяемых на уроках музыки
Скачать 25.79 Kb.
|
УДК 37.02 ОБЗОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Шеффинг Е.Н., старший преподаватель кафедры «Музыкальные дисциплины», СКУ им. М. Козыбаева Задача любого учителя - сделать урок ярким, запоминающимся, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Не исключением являются и уроки музыки. Методы обучения играют большую роль в учебном процессе, от их совершенства зависит развитие учащихся и качество усвоения ими знаний и овладение навыками самостоятельной работы. Применение различных методов обучения позволяет не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскрепощенными и эмоциональными. Совокупность методов и приемов способствует более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое музыка. Выделяют следующие группы методов: - методы объяснительно-иллюстративной технологии обучения; - методы организации и осуществления учебных действий и операций; - методы познания художественного образа произведения; - методы проблемного и развивающего обучения; - игровые методы. Методы объяснительно-иллюстративной технологии обучения Метод размышления о музыке направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников. Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями: Метод музыкальных обобщений направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти. Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса. Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи,в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы. Метод жизненных ассоциаций, направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере. Метод наложения направлен на пропорциональное распределение внимания между музыкальным и литературным текстом. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки. Полифонический метод направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-смысловой драматургии. Методы организации и осуществления учебных действий и операций. Метод музицирования – освоение элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способов исполнения музыки на основе собственной внутренней активности человека. Метод соучастия - приобщение к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, пение (игра) в ансамбле, игра в оркестре). Метод художественного движения заключается в освоении музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов. Средствами выступают – музыка, слово, движение. Движениями выражается форма музыкальной интонации. Метод создания музыкальных композиций основан напостижении художественных закономерностей создания музыкальных произведений: формы, стиля, жанра, темы. В качестве средства – голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства (компьютер, синтезатор). Метод погружения – это осознание ценностно-смыслового значения музыкального произведения в жизни человека. Средства реализации метода: реальные, взятые из литературных источников, специально-придуманные жизненные ситуации, соответствующие произведению. Метод «музыкальный театр» - направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке. Метод имитационного моделирования – освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения. Это воспроизведение в сжатом виде процесса создания музыкального произведения или условий, в которых оно исполняется. Средства – небольшие фрагменты или целые музыкальные произведения, фрагменты литературных произведений, где есть ситуации связанные с музыкой, картины художников с изображением музыкантов, картины и фотографии природы. Метод проектов – проявление учащимися знаний, умений в самостоятельной работе с информацией в соответствии с интересами и предпочтениями. Проект – это способ достижения цели, через детальную разработку имеющейся проблемы, которая может быть связана с творческими портретами композиторов, событиями музыкальной жизни разных стран, историей создания музыкальных сочинений и т.д. Средства реализации зависят от типа проекта: информационный, исследовательский, творческий. Последовательность выполнения действий – сбор информации, её анализ и выстраивание в определённой последовательности, оформление страниц презентации и подготовка к публичной защите результатов своей деятельности. Метод фонопедических упражнений (В.Емельянов) – средство освоения навыков элементарного голосового музицирования. Средства – специально разработанные автором карты-схемы для зрительной фиксации выполняемых упражнений. Метод «пластическое интонирование» - освоение способов «активного слушания», целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ, метод помогает учащимся ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Методы познания художественного образа произведения Метод осознания личностного смысла музыкального сочинения направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ученика в ситуации восприятия музыки, формирует умение соотносить свой музыкальный и жизненный опыт с воспринимаемым музыкальным произведением. Метод жанрово-стилевых аналогий – интуитивное установление интонационной связи между новой для восприятия стилевой системой и ранее освоенными стилями и жанрами. Метод стиле-слухового анализа музыкальных произведений – сравнение стилевых признаков отдельного, конкретного произведения с аналогичными признаками уже известных произведений. Метод моделирования элементов музыкального языка. Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др., используемые в процессе реализации метода облегчают восприятие и осознание учащимися выразительных средств музыки. Метод моделирования художественно-творческого процесса нацелен на развитие способности учащегося индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения. Этот метод позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми задается сам композитор: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других, каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены. Метод сочинения и импровизации - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Учащиеся пробуют исполнить песню, имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце. Метод содержательного анализа инструментального произведения раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму. Метод отождествленияхарактеризуется слиянием своего «я» с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое проживание художественного образа самими ребятами. Метод «цвет – образ» позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Вовлечение учащихся в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения, затем переносят свои впечатления на лист бумаги, рисуя карандашами. Методы технологии проблемного и развивающего обучения Метод проблемного изложения материала направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация должна включать следующие компоненты: необходимость в новом музыкальном действии; неизвестное, которое должно быть открыто; любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения; музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира. Метод переинтонирования направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии. Метод создания шедевров направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути, создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра». Метод состоит из нескольких этапов: - введение тем, их анализ (жанровость, яркость тематизма, характерность для творчества композитора); - исполнение каждой темы (голосом или на инструменте) и выявление заложенных в ней возможностей развития; - этап определения порядка появления тем, т.е. поиск формы, в которой все темы могут реализоваться, с учетом логики композиции форм, соотношения частей. Этот этап следует готовить на каждом уроке, при введении любой формы. Начиная с куплетной (в песне) и периода (в инструментальной музыке) дети должны выявлять закономерности соотношения вступления, начала, развития и окончания темы, а также те характерные особенности, которые присущи всем простым и сложным формам; - «сочинение» утверждение порядка тем в логике, присущей данному композитору. Логическое окончание работы – слушание произведения и открытие себя нового («Я тоже могу!»). Декламационный метод обучения - метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день большое значение в формировании личности учащихся, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. На уроках музыки, как и на других занятиях применяются следующие техники и приемы технологии критического мышления: «кластер», «синквейн», «ключевые термины», «образные эстафеты», «логические цепочки», «цифровой диктант», «верные - неверные утверждения», «дискуссии», «мозговая атака». К методам интерактивного обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, с элементами дискуссий, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, исследовательские работы проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение, элементы дистанционного обучения, урок-исследование, урок-поиск и другие. Игровые методы Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. В этом секрет воспитательных и обучающих возможностей игры. К данной группе методов относятся игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения. Интеллектуальные игры- например «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», музыкальные ребусы, загадки. Игры-путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты. Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я - композитор», «Я - сочинитель». Это игры на знание средств музыкальной выразительности. «Я - психолог», когда даётся задание нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения. Игровых приемов существует огромное множество, к ним относятся также игры на развитие звуковысотного слуха («Музыкальное лото», «Угадай по голосу»), ритмического слуха («Ритмическое эхо», «Определи по ритму», «Вспомни мелодию»), вокальные игры, инсценировки и так далее. Применение рассмотренных приемов и методов обучения формируют творческую активность учащихся, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Используемые источники: Музыкальное образование в Казахстане: Учебное пособие для студ вузов. Вып. /Сост Р.Р.Джердималиева, А.А.Момбек, З.Р.Ахметова. – Алматы, 2006 – 296 с. Абдуллин Э. Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования - М.: Академия, 2004. – 336 с. Бойко Е.Е. Методика обучения и воспитания в музыкальном образовании ч.2: Учебное пособие. – Саратов: СКУ им. Н. Чернышевского, 2017 - 53с. Бурак Я.В. Методы и приёмы работы на современном уроке музыки. Электронный ресурс: //nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2020/12/15/metody-i-priyomy-raboty-na-sovremennom-uroke-muzyki |