Главная страница
Навигация по странице:

  • Энгармоническая модуляция

  • Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Уменьшенный септаккорд звучит одинаково в основном положении и во всех своих обращениях


    Скачать 192 Kb.
    НазваниеУменьшенный септаккорд звучит одинаково в основном положении и во всех своих обращениях
    Дата27.11.2022
    Размер192 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭнгармонизм уменьшенного септаккорда.docx
    ТипРешение
    #815184

    Энгармонизм уменьшенного септаккорда.

    Уменьшенный септаккорд звучит одинаково в основном положении и во всех своих обращениях.

    Каждый его звук может быть принят за основной (вводный) тон. Отсюда возникает возможность энгармонического приравнения уменьшенного септаккорда во всех видах, с разрешением в четыре мажорные и одноименные им минорные тональности (всего 8), расположенные по интервалам малой терции.

    Ладовое происхождение уменьшенного септаккорда и его функция при этом приравнении не изменяются - он остается доминантным вводным септаккордом. Разрешение его непосредственно в тонику или в доминантсептаккорд новой тональности не образует такого решительного модуляционного поворота, как разрешение в I 64 ложного доминантсептаккорда в качестве альтерированной субдоминанты.



    Если учесть, что вводному септаккорду, как принадлежащему четырем тональностям, не свойственна тональная определенность, столь характерная для доминантсептаккорда, то делается понятным, почему модуляции этого рода звучат мягко даже в отдаленные тональности. Энгармонизм тонов обычно присутствует в уменьшенных септаккордах лишь в скрытом виде, как элемент, имеющий частичное и относительно условное значение.

    Специфика энгармонизма уменьшенного септаккорда в значительной мере зависит от того, в каком контексте он показан в предыдущей тональности. Вообще же в модуляции такого рода обычно сочетаются принципы энгармонической, хроматической и функциональной модуляции.

    Через энгармонизм уменьшенного вводного септаккорда наиболее употребительны модуляции в параллельные тональности. Сам по себе переход через VII, воспринимается как функциональная хроматическая модуляция без энгармонизма. Энгармонизм возникает в тех случаях, когда Ум7 ясно показан как первоначально принадлежащий предшествующей тональности, например, с предварительным разрешением в ней.



    В приведенных выше случаях энгармонизм присутствовал лишь в скрытом виде - в хроматических модуляциях. Но при некоторых аккордовых связях в начальной тональности энгармонизм возникает в своем специфическом виде, при котором ясно обнаруживается энгармоническая замена в самой нотной записи.



    Энгармоническая модуляция, та модуляция, при которой в общем между тональностями аккорде совершается энгармоническая замена одного или нескольких звуков. При этом интервальное строение аккорда становится иным. Такая энгармоническая замена сопровождается переключением полутоновых тяготений и создаёт свежий, лаконичный переход в новую тональность.

    Энгармоническая модуляция практически может связать между собой любые, в том числе наиболее родственные тональности (например, параллельные). Однако её характерный эффект при этом будет нейтрализован самой близостью тональностей, поэтому энгармоническая модуляция наиболее эффективна при сопряжении контрастных, неродственных тональностей.

    Местоположение энгармонической модуляции в форме. Это прежде всего различные связующие и предыктовые построения: св. и предыкты, ведущие от г.п. к п.п, а также от разработки к репризе, от периода к середине простой формы и т.д.

    Энгармоническая модуляция нередко сопутствует появлению новой темы, нового раздела музыкального произведения, создавая желательную здесь тональную свежесть (Чайковский, переход ко второй теме в экспозиции "Ромео и Джульетты", конец разработки и начало репризы в I части 5-й симфонии и т.п.). При э.м. нередко изменяются и темп (чаще замедляется), и динамические оттенки (обычно - более piano). Наконец, для э. перехода характерно и то, что при нем мелодическое начало делается нередко более пассивным, как бы оттесняется на второй план. Все это создает благоприятные условия, при которых внимание слушателя всецело сосредоточивается на самом э. переключении и не отвлекается другими элементами, усложняющими восприятие.

    Энгармоническая и функциональная модуляции различны. Общий аккорд в первой подчёркивает внезапность, во второй обеспечивает плавность перехода.

    Уменьшённый септаккорд относятся к наиболее распространённым энгармонически заменяемым аккордам в модуляциях.


    написать администратору сайта