Ундрахбаяр Мунхтунгалаг_Технологии самоорганизации_ПЗ1. Умение ставить перед собой задачу, находить ответы на свои вопросы трудно переоценить к проблеме относится к основным черт творческой личности
Скачать 17.06 Kb.
|
Какие цели может ставить перед собой человек? Умение ставить перед собой задачу, находить ответы на свои вопросы трудно переоценить: к проблеме относится к основным черт творческой личности. Учебнаяличностном уровне, если она сопоставлена с личной системой ценностей, переживается как своя, жизненная проблема. Пока нет своего вопраса, «точки удивления» - нет и своего ответа, своего отношения к вопросу. Ответы на чужие вопросы воспитывают исполнителей (человека «становят»), творцы же отвечают на свои вопросы (человек «становится»). Только те мысли, которые не принимаются в готовом виде, используются самим студентами, которые являются результатом его собственной деятельности, пережиты, становятся своими, личностно созидающими, побуждающими переосмыслить свою деятельность. «Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его…» (Рубинштейн С.Л.). Самое ценное знание - знание выстраданное, родное, прочное. Какие, по мнению австрийского ученого К. Лоренца, существуют препятствия человека к самопознанию? Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии, науки о поведении животных, К. Лоренц выделяет три препятствия на пути самопознания человека [Лоренц, 1994]. Первое препятствие — самое «примитивное». Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что поражает самые невероятные теории о происхождении человека. Как отмечает К. Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямо, но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями. Второе препятствие к самопознанию — это эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями. Третье препятствие человеческого самопознания — по крайней мере, в западной культуре, — это наследие идеалистической философии, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание. Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениями К. Лоренца, является нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себе высшей ценности и права управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется антропоцентризм). Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии, науки о поведении животных, К. Лоренц выделяет три препятствия на пути самопознания человека [Лоренц, 1994]. Первое препятствие — самое «примитивное». Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что поражает самые невероятные теории о происхождении человека. Как отмечает К. Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямо, но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями. Второе препятствие к самопознанию — это эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями. Третье препятствие человеческого самопознания — по крайней мере, в западной культуре, — это наследие идеалистической философии, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание. Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениями К. Лоренца, является нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себе высшей ценности и права управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется антропоцентризм). Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности? Потребность в самосовершенствовании находит выражение в широком спектре мотивов. Одним из первых в психологии на стремление к самосовершенствованию (к превосходству) как мотивационную тенденцию обратил внимание А. Адлер [1995]. По его мнению, данное стремление выступает в качестве компенсаторного механизма чувства неполноценности. Другой представитель психоанализа, К. Юнг стремление к совершенствованию считает врожденным, понимая его как индивидуацию (термин К. Юнга), т.е. раскрытие самости [Юнг, 1983]. В гуманистической психологии мотивы самосовершенствования рассматриваются в более широком контексте самоактуализации личности. Например, в известной пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в самоактуализации и соответствующие ей мотивы венчает вершину пирамиды | Маслоу. |