Главная страница

УКТиП. Университетские диспуты в средние века


Скачать 26.49 Kb.
НазваниеУниверситетские диспуты в средние века
Дата29.04.2023
Размер26.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУКТиП.docx
ТипДокументы
#1097411

Университетские диспуты в средние века

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.
Основным этапом становления средневековой философии является схоластика, которая представляет собой тип философствования, при котором человек пытается обосновать принятые на веру идеи и формулы.

В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков.

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд сту­пеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более вы­сокий уровень подготовки, были университеты.
Собственно схоластика начинается в XI веке. Появились педагоги, врачи, юристы, одним словом, интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Сначала читался текст святоотеческих авторитетов или само Священное писание, (lectio), чтение сопровождалось толкованием и буквальным, и смысловым, где выявлялись все «за» и «против» (pro и contra), «sic et non» (да и нет). Так начинался диспут, в котором оттачивались логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому придавалось огромное значение. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего бога и доказать его существование с помощью логических приемов.
Диспут — формальный способ ведения  спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

В Средние века формальный диспут был способом проведения состязательной дискуссии, в которой один из её участников защищал некоторый тезис перед выдвигающими возражения и контраргументы оппонентами. Данный метод являлся общепринятым в средневековой университетской практике и был главным способом тренировки и проведения экзамена во всех четырёх основных науках — искусстве, медицине, теологии и юриспруденции. Структурно, процедура имела сходство с юридическим процессом и возглавлялась магистром, который подобно судье принимал окончательное решение о результате диспута.

Публичные диспуты


Проведение диспутов было неотъемлемой частью общественной жизни университетского города. Согласно статуту Болонского университета, с началом Великого поста, все желающие допускались на диспуты кводлибет (disputatio de quolibet), которые вели доктора наук под председательством ректоров со всеми желающими. Порядок участия в выступлениях определялся учёной степенью или общественным положением. Студенческие диспуты происходили по выходным.

Диспуты в образовательном процессе

Во всех средневековых университетах двумя основными способами обучения были lectio (лекция) и disputatio (диспут). Традиционная лекция состояла из четырёх частей. Первая часть включала чтение лектором вслух части изучаемого курса (littera), и могла быть пропущена при наличии письменных материалов. Далее следовал разбор обсуждаемого текста до уровня простых утверждений (divisio textus). Затем производилось обсуждение выделенных предложений. Последняя часть посвящалась особенно важным аспектам изучаемого предмета, в форме реального или фиктивного спора. Уже в XII веке дискуссионная часть лекции обособилась в отдельный элемент учебного процесса.

Решение о проведении диспута являлось прерогативой преподавателя, но являлось в то же время значимым событием для всего факультета университета. В первую очередь оно предназначалось для его студентов, которые выступали в качестве действующих лиц и зрителей одновременно. Преподаватель выбирал день проведения и тему диспута. В день диспута другие занятия не назначались. К участию допускались студенты других преподавателей, а для студентов устроителя диспута участие было обязательным.

Закончивший курс бакалавр должен был отвечать на диспуте перед магистром, не являющимся его преподавателем («non sub suo magistro»). Тему диспута предлагал магистр, и он же следил за тем, чтобы в ходе дискуссии выступающие не отклонялись от неё.

В Средние века большое значение имели диспуты христианских теологов с иудейскими. Самые крупные официальные диспуты — это Парижский диспут 1240 года, последовавший спустя 23 года Барселонский и диспут в Тортосе (1413-1414).


Причиной Парижского диспута была реакция римского папы Григория IX на полученный им от еврея, перешедшего в христианство и ставшего монахом-францисканцем, Николя Дони́на, доклада о содержании Талмуда.

В 1239 году Донин направился в Рим и подал римскому папе доклад, в котором он обвинял Талмуд в поругании христианства, богохульстве, враждебности к христианам.

Доклад произвёл на папу Григория IX сильное впечатление. Он разослал требования к христианским королям и архиепископам, в которых просил изъять копии Талмуда, передать их францисканцам и доминиканцам для изучения, а в случае подтверждения того, что они содержат антихристианскую информацию и призывы — уничтожить.

На призывы папы откликнулся французский король Людовик IX. Копии Талмуда были изъяты и переданы монахам францисканского и доминиканского ордена, которые приступили к их изучению, в ходе которого беседовали также c ведущими  раввинами Франции. В дальнейшем в присутствии короля состоялся диспут между раввинами и христианами.

На Парижском диспуте постановили, что Талмуд содержит хулу на Иисуса Христа и Деву Марию, и впоследствии производили массовое сожжение Талмудов во Франции, пока еврейские петиции не возымели результата. Тогда сожжение приостановили, а Талмуды отправили на цензурирование образованным францисканцам.



Барселонские диспут 1263. Христианскую сторону представлял Пабло Кристиани, а еврейскую — один из крупнейших мудрецов и комментаторов ТорыТанаха и Талмуда раби Моше бен Нахман. Рамбан не хотел идти на это «никчемное собрание». Однако, королю удалось его уговорить, пообещав защиту и полную свободу в выражении своих мыслей.

«Диспут» касался основ христианской и иудейской веры и шел вокруг спора о Мессии в двух аспектах: пришел ли он уже, как верят христиане, или должен прийти, как верят иудеи; а также — является ли Мессия самим Б-гом или же он полностью человек, родившийся от мужа и жены.

Барселонский диспут, согласно еврейскому отчету Нахманида, закончился de facto его победой, а согласно латинскому отчету, «еврейский магистр» не знал, что отвечать, и от позора бежал и спрятался. Так или иначе, за ним последовали доминиканские проповеди в синагогах по субботам и заметные крещения в еврейской общине Барселоны.


Диспут в Тортозе в 1413 году. Христианская сторона старалась доказать, что и из текста Священного Писания ясно следует, что принятие христианства - священная обязанность каждого еврея. Иными словами: что верное следование еврейской религии непременно приводит к крещению. Но аргументация сводилась, в основном, к ругани и поношению иудаизма. Однако евреям не разрешалось высказывать какое-либо мнение, оспаривающее основы христианства, полно излагать свою точку зрения и обосновывать ее. Евреям было дано лишь право защищаться и отвечать на задаваемые вопросы, и они мастерски использовали это право, время от времени даже отваживаясь на осторожное нападение. Еврейская сторона вышла из диспута с ощущением поражения, что немедленно вызвало в еврейской массе острое чувство горечи, а в среде еврейских интеллектуалов - отчаяние и пораженческие настроения.

В результате этого диспута антипапа Бенедикт XIII приказал подвергнуть цензуре все книги Талмуда.

Итак, мы выяснили, что схоластический диспут имеет в своей основе важные особенности средневекового мышления. Они включают в себя не только его религиозную направленность, подвергшуюся впоследствии жесткой критике, но и особое воззрение на проблемы достоверности, непривычную для современного человека интерпретацию личности, ритуальный характер самого процесса познания, общую ставку на диалектику и ключевую роль эмоциональной составляющей в философском поиске.

(Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики. Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наи­более рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентер-берийский (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); четвертый - В. Оккам(ок. 1285-1349).)


написать администратору сайта