Главная страница
Навигация по странице:

  • Правилами проведения аттестации

  • Украшение (декорирование)

  • Конструирование (дизайн)

  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.

  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах

  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.

  • Самоучитель МЕТОДИКА ИЗО. Уо Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка


    Скачать 172.75 Kb.
    НазваниеУо Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
    АнкорСамоучитель МЕТОДИКА ИЗО.docx
    Дата28.12.2017
    Размер172.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамоучитель МЕТОДИКА ИЗО.docx
    ТипДокументы
    #13305
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
    Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

    Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

    Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

    Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

    О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

    Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

    Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

    Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

    Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

    Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

    Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

    Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

    Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

    В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    • к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    • составлению оптимального плана действий;

    • обучению, творческому развитию.

    При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

    Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности  и искусству, активной жизненной позиции.

    Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

    Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

    В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются:

    учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

    Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : НИО, 2012;

    Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

    примерным календарно-тематическим планированием:

    «Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

    Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

    санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

    нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

    Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

    В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

    Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

    — формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

    — развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

    — становления адекватной самооценки;

    — формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

    Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

    Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

    В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

    При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

    Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

    Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

    В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

    Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    • формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    • совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    • обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    • развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

    В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

    Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    • связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    • учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы ;

    • разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов ;

    • межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

    В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

    Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

    Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

    Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

    При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

    Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

    При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

    В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

    Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

    Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

    Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

    Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

    Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    2. Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    3. Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    4. Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    5. Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    6. Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    7. Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    8. Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    9. Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    10. Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

    В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

    Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.
    Литература:

    - Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

    - Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

    - Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

    - Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

    -Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

    - Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

    -Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

    - Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

    - Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.
    12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления

    Программа Б.М. Неменского составлена на основе федерального Государственного Образовательного стандарт на начального общего образования. Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающий деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: "Виды художественной деятельности", "Азбука искусства", "Значимые темы искусства", "Опыт художественно-творческой деятельности". Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельную.В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение.

    Данная программа включает в себя следующие виды художественной деятельности: восприятие произведений искусства; рисунок; живопись; скульптура; художественное конструирование и дизайн; декоративно - прикладное искусство; композиция; цвет; линия; форма; объём; ритм.

    Определяющими характеристиками программы Б.П. Юсова являются интеграция искусств и полихудожественное развитие развитие школьника. Структура, содержание, концентуальные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концерцию образовательной области "Искусство", разработанной в Учреждении Российской академии образования "Институт художественного образования". Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России.

    Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства является следующее: духовное возвышение ребёнка; действие, радость, увлечение школьника работой; живое общение с искусством; освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира; опора на региональный компонент в обучении; реализация полихудожественного, интегрированного подхода; сенсорное насыщение представлений и действий детей; раскрытие разных сторон жизни искусства; активное творчество самих детей.

    Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют преноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребёнка в искусстве. В саму основу программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в художественных работах. программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.В содержание программы также входит эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественно-творческая деятельность учащихся. Это даёт возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.

    В рабочей программе В.С. Кузина нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способ деятельности и ключевых компетенций.

    Новизна данной рабочей программы заключается в том, что тона содержит в себе 3 раздела: " Мир изобразительных (пластических) искусств"; " Художественный язык изобразительного искусства"; " Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью".

    В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастнные особенности.


    14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах

    Предмет « Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования.

    В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, мыслительная деятельность, эмоциональная сфера, интуиция и др.

    Содержательный компонент «Восприятие искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.

    В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представления о роли искусства в жизни человека и общества. При освоении школьниками произведений национальной культуры необходимо постоянно формировать у них любовь к родной культуре, ощущение ее национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции.

    Восприятие изобразительного искусства должно иметь место на всех уроках. Вместе с тем оно предусмотрено в программе в качестве самостоятельного вида занятий. На других уроках изучение искусства проводится с последующей практической деятельностью (рисованием, лепкой, выполнение работ по декоративно-прикладному искусству и дизайну).

    На этапе практической деятельности одна из основных задач - воспитание у детей чувства радости художественно труда, активности, уверенности в своих силах, умения самостоятельно выбрать сюжет и исполнить его на практике.

    Практическая деятельность включает в себя:

    • изображение на плоскости (рисование красками и графическими материалами, аппликация, коллаж, мозаика, гравюра)

    • лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, соленое тесто, пластилин папье-маше)

    • декоративно – прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства)

    На каждую практическую работу (рисунок, лепка, декоративно- прикладная деятельность, конструирование и др.) учитель может отвести один-два урока.

    Содержание программы усваивается учащимися без домашнего задания. В качестве домашней работы можно заготовить подсобный материал, понаблюдать определенные объекты или явления, подобрать репродуктивный материал. Основной целью такого домашнего задания, является ориентация учащихся на эстетическое освоение окружающего мира: природного, памятников культуры, архитектурных достопримечательностей своего города или села и т.п.

    Методы работы с учащимися по ИЗО на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр научно-популярного, документального фильма или мультимедийной презентации, самостоятельная работа с книгой и др.

    Особое внимание должно быть обращено на художественно-одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

    Структура и содержание программы по изобразительному искусству в 1-4 классах

    1 класс (68 часов)

    1. Восприятие действительности и искусства (12 часов)

    2. Практическая художественно-творческая деятельность

    (56 часов)

    2 класс (33 часа)


    1. Восприятие действительности и искусства (7 часов).

    2. Практическая деятельность (26 часов).


    3 класс (34 часа)

    1. Восприятие действительности и искусства (7 часов)

    2. Декоративно-прикладная деятельность (6 часов).


    4 класс (34 часа).

    1. Восприятие действительности и искусства (8 часов).

    2. Практическая деятельность (26 часов).

    15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.

    Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы

    Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

    Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

    Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

    В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий. Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.
    Итак, планирование образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

    1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные учеными – дидактиками;

    2)требования к планированию, структуру планов, их формы;

    3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;

    4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета

    «Изобразительное искусство» в начальной школе .

    Кроме конспектов уроков учитель должен уметь составлять годовой иллюстрированный календарный план уроков. Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели задач и оборудования урока, здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, так и на больших плотных листках.

    При планировании важно учитывать следующие принципы: должны быть представлены все разделы программы, необходимо обеспечить последовательное усложнение знаний, умений и навыков, а также преемственность между классами; следует учитывать праздники, календарные изменения в природе; необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник; следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков; материал лучше планировать тематическими блоками. Поскольку в настоящее время школы работают по вариативным программам, то более подробные методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства, народного и декоративно-прикладного искусства дизайна можно найти в соответствующих пособиях данных авторов.

    Программа строго определяет навыки по всем видам рисования в начальных классах.

    Ученик 1 класса должен овладеть следующими навыками по разделу рисования с натуры: знать название цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-красный, бледно-синий и т.д;

    -элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);

    -свойства рисовальных материалов (карандаш, краски и т.д.).

    К концу учебного года учащиеся 1 класса должны уметь:

    -правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;

    -свободно без напряжения работать карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

    -правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;

    -правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов;

    -работать с акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

    -правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги.

    Содержанием декоративного рисования в 1 классе является: рисование узоров и декоративных элементов по образцу; самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. У учащихся идет формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек. Важное внимание уделяется применению в процессе выполнения декоративной работы линии симметрии, чередования элементов.

    Беседы об изобразительном искусстве.

    В 1 классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).

    Благодаря разнообразной тематике и методических приемов учитель добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта